Научная статья на тему 'ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В УЗБЕКИСТАНЕ'

ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
газобаллонные средства / автотранспортные средства / конвертация двигателей / безопасность хранения / СНГ / СПГ / gas cylinders / motor vehicles / engine conversion / storage safety / LPG / LNG

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Усканов Ш. У., Усканов Р. Б.

При оценке особенностей эксплуатации автотранспортных средств на газовых топливах должны быть учтены несколько факторов, таких как: климатические условия региона, условия хранения автотранспорта. Рассмотрены способы конвертации двигателей для работы на газовом топливе, типы систем питания, описаны условия безопасного хранения автотранспортных средств и предложены способы стимулирования перевода автотранспортных средств на газомоторные топлива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATION OF GAS-CYLINDER VEHICLES IN UZBEKISTAN

When assessing the characteristics of the operation of gas-fueled vehicles, several factors should be taken into account, such as: climatic conditions of the region, storage conditions of vehicles. Methods of converting engines to run on gas fuel, types of power systems are considered, conditions for safe storage of motor vehicles are described and ways to stimulate the transfer of motor vehicles to gas-powered fuels are proposed.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В УЗБЕКИСТАНЕ»

УДК 621.433.2 УскановШ.У., УскановР.Б.

Усканов Ш.У.

студент магистратуры специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» Джизакский политехнический институт (г. Джизак, Узбекистан)

Усканов Р.Б.

студент магистратуры специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» Джизакский политехнический институт (г. Джизак, Узбекистан)

ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В УЗБЕКИСТАНЕ

Аннотация: при оценке особенностей эксплуатации автотранспортных средств на газовых топливах должны быть учтены несколько факторов, таких как: климатические условия региона, условия хранения автотранспорта. Рассмотрены способы конвертации двигателей для работы на газовом топливе, типы систем питания, описаны условия безопасного хранения автотранспортных средств и предложены способы стимулирования перевода автотранспортных средств на газомоторные топлива.

Ключевые слова: газобаллонные средства, автотранспортные средства, конвертация двигателей, безопасность хранения, СНГ, СПГ.

Под газовыми топливами принято понимать углеводородные газы естественного и искусственного происхождения. К газам естественного происхождения относятся сжиженные углеводородные (или сжиженные нефтяные) газы и природный газ. На сегодняшний день для использования в

качестве моторных топлив доступны следующие газовые топлива - сжиженный углеводородный газ - СУГ (пропан-бутан), сжатый (компримированный) природный газ (КПГ) и сжиженный природный газ (СПГ). В таблице 1 приведены свойства газовых топлив, а в таблице 2 приведены действующие стандарты на газовые топлива.

Таблица 1. Состав и основные теплофизические свойства газовых топлив и бензина.

Параметры Метан Пропан Бензин

Кажущаяся молекулярная масса 16,0 44,0 114,3

Плотность газовой фазы при н.у., кг/м3 0,714 1,964 5,103

Теплота сгорания, низшая, кДж/кг 51258 46555 44333

Теоретически необходимое для сгорания количество воздуха, кг/кг (м3/м3) 17,24 (9,52) 15,68 (23,81) 14,94 (58,93)

Расчетная теплота сгорания кДж/м3 36 613 91 447 226 215

Теплота сгорания 1 моля стехиометрической смеси(кДж/моль) 3402 3667 3775

Октановое число (ОЧИ) 115 110 92

При выборе вида газового топлива для автотранспорта, эксплуатируемого в условиях аномально низких температур, следует учитывать следующие факторы:

• возможность надежного запуска двигателя при низких температурах,

• агрегатное состояние газового топлива в широком диапазоне температур окружающей среды (давление насыщенных паров),

• наличие сети заправочных станций,

• наличие инфраструктуры технического обслуживания и ремонта,

• возможность получения наибольшего экономического эффекта в

части снижения эксплуатационных расходов и главным образом за счёт более низкой рыночной стоимости газового топлива,

• минимальное ухудшение потребительских качеств автотранспортного средства (АТС) (из-за увеличения массы и объёма системы хранения).

После выбора типа используемого топлива необходимо определиться с методом конвертации АТС для работы с газовым топливом. Существует несколько способов конвертации бензиновых и дизельных двигателей для работы на газовом топливе. В зависимости от типа АТС и условий его эксплуатации, в настоящее время нашли применение четыре способа конвертации, а именно:

Конвертация в однотопливные АТС - данный способ характеризуется наличием системы питания, которая обеспечивает работу двигателя только на газе. На АТС устанавливаются специальные модификации двигателей с конструктивными элементами, обеспечивающими наиболее эффективное использование газовых топлив.

Конвертация в однотопливные АТС с резервной системой питания -данные АТС оснащаются дополнительной (резервной) системой питания, допускающей кратковременную работу двигателя на бензине (например, при запуске холодного двигателя, на холостом ходу и малых нагрузках, в случае израсходования запаса основного топлива или в особых условиях эксплуатации).

Конвертация в двухтопливные АТС с независимым питанием двигателя одним из топлив - при этом способе на АТС имеются две системы питания, допускающие полноценную работу двигателя, как на газе, так и на бензине. Перевод двигателя с одного топлива на другое осуществляется переключением выбора вида топлива.

Экономические меры стимулирования использования газовых топлив:

-выделение дотаций на приобретение автомобилей, работающих на

природном газе, оборудования для перевода транспорта на газовые топлива и строительство многотопливных АЗС с блоками заправки автомобилей газовым топливом.

-компенсация банковских процентов по кредиту на переоборудование техники для работы на природном газе,

-компенсация части затрат на переоборудование автомобилей для работы на природном газе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Эрназаров А.А. Необходимость применения систем автоматизированного проектирования при обучении студентов инженерных специальностей высших учебных заведений // Вестник науки. 2019. №11 (20);

2. Ernazarov A. A. The relevance of the use of computer-aided design systems for teaching students of higher educational institutions //Scientific and Technical Journal of Namangan Institute of Engineering and Technology. - 2020. - Т. 2. - №. 8. - С. 348-353;

3. Эрназаров А.А., Хаккулов К.Б. Безопасности дорожного движения на дорогах республики Узбекистан // Вестник науки. 2021. №1 (34);

4. Эрназаров А.А. Необходимость синхронизации перекрестков на автомагистрали // Вестник науки. 2022. №3 (48);

5. Ernazarov A. The calculation of the amount of emissions of harmful substances by cars at urban intersections //Acta of Turin Polytechnic University in Tashkent. - 2022. - Т. 12. - №. 1. - С. 51-54;

6. Эрназаров А. А. Закономерность образования задержек автотранспортных средств перед перекрестками //Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник,(2). - 2022. - Т. 7;

7. Эрназаров А. А. Математическая модель проезда регулируемых перекрестков //Грузовик. - 2022. - №. 5. - С. 10;

8. Ernazarov A. Efficiency of functioning of intersections with high-intensity traffic and pedestrian flows //Technical science and innovation. - 2022. - Т. 2022. - №. 1. - С. 192-197;

9. Эрназаров А.А. Разработка алгоритма определения потока насыщения на регулируемых пересечениях // Вестник науки. 2022. №12 (57);

10. Эрназаров А.А. Методика расчета количества выброса токсичных веществ в окружающую среду транспортным потоком // Вестник науки. 2022. №9 (54);

11. ЭРНАЗАРОВ А. А. Транспорт: наука, техника, управление. научный информационный сборник //транспорт: наука, техника, управление. научный информационный сборник Учредители: Всероссийский институт научной и технической информации РАН. - №. 7. - С. 48-52;

12. Эрназаров А. А. Методика расчета количества выброса токсичных веществ в окружающую среду транспортным потоком //Вестник науки. - 2022. - Т. 4. - №. 9 (54). - С. 92-99;

13. Базаров Б. и др. Биометан из биогаза в качестве моторного топлива biomethane from biogas as a motor fuel biogasdan motor yonilg'isi sifatida biometan //ТРАНСПОРТ. -2021. - С. 14;

14. Эрназаров А. А., Эгамберганов И. Х. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА РЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕРЕКРЕСТКАХ //Вестник науки. - 2024. - Т. 3. - №. 1 (70). - С. 987-991;

15. ЭРНАЗАРОВ А. А. Учредители: ООО" Издательство" Инновационное машиностроение //ГРУЗОВИК Учредители: ООО" Издательство" Инновационное машиностроение. - №. 5. - С. 10-14;

16. Эрназаров А., Хаитбоев Э. УЛУЧШЕНИЯ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ РЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕРЕКРЕСТКОВ С ВЫСОКОЙ ИНТЕНСИВНОСТЬ //Научно-технический журнал «Машиностроение». - 2024. - №. 4. - С. 139-146;

17. Эрназаров А. FORMATION OF A COMPREHENSIVE TARGET PROGRAM FOR URBAN TRANSPORT MANAGEMENT IN THE CITY OF JIAKH: FORMATION OF A COMPREHENSIVE TARGET PROGRAM FOR URBAN TRANSPORT MANAGEMENT IN THE CITY OF JIAKH //Ресурсосберегающие технологии на транспорте. - 2023. - Т. 2023. - №. 2023. - С. 218-220;

18. Эрназаров А. А. Экономические потери при задержке транспортных средств на регулируемом перекрестке. - 2022;

19. ЭРНАЗАРОВ А. А. ТРАНСПОРТ: НАУКА, ТЕХНИКА, УПРАВЛЕНИЕ. НАУЧНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ СБОРНИК //ТРАНСПОРТ: НАУКА, ТЕХНИКА, УПРАВЛЕНИЕ. НАУЧНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ СБОРНИК Учредители: Всероссийский институт научной и технической информации РАН. - №. 7. - С. 48-52

Uskanov Sh. U., Uskanov R.B.

Uskanov Sh.U.

Jizzakh Polytechnic Institute (Jizzakh, Uzbekistan)

Uskanov R.B. Jizzakh Polytechnic Institute (Jizzakh, Uzbekistan)

OPERATION OF GAS-CYLINDER VEHICLES IN UZBEKISTAN

Abstract: when assessing the characteristics of the operation of gas-fueled vehicles, several factors should be taken into account, such as: climatic conditions of the region, storage conditions of vehicles. Methods of converting engines to run on gas fuel, types of power systems are considered, conditions for safe storage of motor vehicles are described and ways to stimulate the transfer of motor vehicles to gas-poweredfuels are proposed.

Keywords: gas cylinders, motor vehicles, engine conversion, storage safety, LPG, LNG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.