Научная статья на тему 'ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ КОНЪЮКТУРЫ'

ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ КОНЪЮКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / РЫНОК / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / КОНЪЮНКТУРА / ЭКСПЕРТНЫЙ МЕТОД / ANALYSIS / MARKET / FORECASTING / MARKET CONDITIONS / EXPERT METHOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акшонова В.А.

Статья посвящена основам экспертного анализа прогнозирования. Автор раскрывает методы, цели и особенности экспертного анализа рыночной конъюктуры. Особое внимание уделяется видам экспертных методов анализа и прогнозирования. Приведены различные ряды групп экспертных методов, которые являются результатом адаптации теории прогностики к широкому кругу различных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERT ANALYSIS OF MARKET FORECAST PREDICTION

The article is devoted to the basics of expert analysis of forecasting. The author reveals the methods, goals and features of the expert analysis of market conjuncture. Special attention is paid to the types of expert methods of analysis and forecasting. Various series of groups of expert methods are presented that are the result of adapting the theory of prognostics to a wide range of different tasks.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ КОНЪЮКТУРЫ»

УДК 338

Антонова В.А. студент 3 курса

факультет «Экономика, сервис и предпринимательство» Институт сферы обслуживания и предпринимательства

(филиал ДГТУ) Россия, г. Шахты ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ

КОНЪЮКТУРЫ Аннотация: Статья посвящена основам экспертного анализа прогнозирования. Автор раскрывает методы, цели и особенности экспертного анализа рыночной конъюктуры. Особое внимание уделяется видам экспертных методов анализа и прогнозирования. Приведены различные ряды групп экспертных методов, которые являются результатом адаптации теории прогностики к широкому кругу различных задач.

Ключевые слова: анализ, рынок, прогнозирование, конъюнктура, экспертный метод.

Akshonova V.A. student

3 course, faculty of Economics, service and entrepreneurship» Institute of service and entrepreneurship (branch of DSTU)

Russia, Shakhty

EXPERT ANALYSIS OF MARKET FORECAST PREDICTION Abstract: the article is devoted to the basics of expert analysis offorecasting. The author reveals the methods, goals andfeatures of the expert analysis of market conjuncture. Special attention is paid to the types of expert methods of analysis and forecasting. Various series of groups of expert methods are presented that are the result of adapting the theory ofprognostics to a wide range of different tasks.

Keywords: analysis, market, forecasting, market conditions, expert method.

Все субъекты рыночных отношений начиная с государства и его отдельных структур и заканчивая маленькими фирмами в своей деятельности используют анализ рынка. Анализ помогает определить направления развития, а также возможные риски на этом пути. Для компаний, непосредственно участвующих в хозяйственной деятельности анализ необходим для определения номенклатуры и количества товара, определения направлений развития спроса и предложения на рынке и выявления баланса между ними. Глубина и полнота этого анализа различны в зависимости от целей. Поставленные цели и задачи так же определяют выбор метода исследования. В настоящее время на практике применяется шесть основных методов анализа конъюнктуры рынка. На рисунке 1 представлены эти основные методы.

Методы анилина и прэгназа хое1ыо1шт>1)ы

основано изучает со за фи::сапии леооьес. све. оощеЕшя средств мае со д ении. гтр с и сп.олттпн:с на вон тгнг~1 г!рхп-тргтт з'лненн рынке ценный, бумаг. Аналитик я слепиалжегое. Ь^ржевые ж. которые инеют отношение или ценных. оумаг.

могут огсаг .агь- какое-ли оо воз лене гвпе на развитие рыка

научает- средине цены, агитпеддьныа и ызесшгтять:нгьте цензы:

пюеликн и про ласки. количество сделок, по епдш цднн квс бумаг., средние объемы

■.- ~ <=■ ГТЧ V ф>с"7ТГ^Т"-Т-"Е: '»тадра"-т-л ■ !~1 !=■ 13КД51 КСЫ одра"Де~гПГГ--.-1 ^дтгтануг КЗЗС-ЕНЫМ^

горами росгтгнгского финансового Наноолее их :-зс-:

ф о вдовы е индексы ' 'Ынт ер ф акс-Р ТО1 *я -св-однын фондовый индекс ММВБ. ОпредыЕние сеодкьсп. ф-окдоеьс:-: тн н и i патеров (ЪадьсЬ тахкз) создает ^опс.таить-зльсе лкономзпЕСгле орпе:-пиры для участников ^икелсс-еэго рынка, способствуетэффективноиу пе в о сор а з ох- анао на, этом р ынке.

□ □

сескни авалю. О:-: основан на след^юшем сфжципв: Лзооой фактор. сншжазоздЕпи: предложение хоти л-валнтаЕаг-спщй спрос на товарл ведёт к повыспеэзню цены. н. наооорот} люоон фактор, ^"вымчиБаю! I ни предложение и }1[ен1шан?щнй с герое на юзар. как правило, пзркво дыт к нп -дшрттньо запасов и снижению пены. На эзгон основе прогнозируется пена, когорал, исходя: кг прошлого опыта, соотвеггетву ех данно&гу соотношению спроса и предложения: В последнее время

фг-гтпа^г^ттгд :—р.тп^гтт аттатттгг ОС лтпествляется С ттдптгчлрттвнием моделей развития р I нкд

которые могут ВЕПючать е сеоя до нескольких. ты-сятс иоття затенен.

-спегптфическни зкокоинчеспш еег'треннии ана.шз. напоолее пшроко нсполъзтелыи на

онржах. Он применяется для наноопее зсесгороннего исследования колеоания ваетт Текничеекии анализ. втачает днЕ1амнБС%' соотнопения спроса н предложения, т.е. прежде всего саг-зи ценовые изменения Его "часто называаст графических! акалто;:. или: чэртн загона ■Гот англ. сЪагг - график)., поскольку он основан на построении р-азлнчньегс. видов графиков., двзаграыы, изучении гаэказателен открытых, позиции и ооъема торговли;, а также других, фактор об.

предполагает составление рейтингов Ср.-тпЕдтр о ванн-ндс по определенны?.! признакам: рядов) и определгчтие на. бек. основе ьгеста эьпЕгтента^ инвестора, пенной б^ыагн на рынке ценньда •Егумаг.

ВыполшегСЯ гчт."гчтгт:д.|цфттг 11^ ¡пкднтпллг £

Рисунок 1 - Методы анализа и прогноза конъюнктуры Так же именно цели проводимого анализа определяют основные подходы на всех этапах подготовки и проведения исследования, определяют основные параметры и критерии оценки. При применении, к примеру, экспертного метода анализа и прогнозирования конъюнктуры рынка цели и задачи определяют подбор экспертной группы, квалификационные требования к экспертам.

Основной предпосылкой для использования экспертных методов при анализе и прогнозировании конъюнктуры рынка является отсутствие или недостаточность объективной информации. По своей сути экспертный метод состоит в проведении анализа на основании объективной и субъективной информации, навыках и умениях профессионалов. На рисунке 2 представлены основные показания для применения экспертных методов прогнозирования конъюнктуры рынка и его анализа.

эбоспгранын ыегодб; щшленяют е сл;-"чая*

тг^-гтд-гдгяци-" ¡г скачкообразные изменения ш разрывы б развила объекта щнн-шшроеанищ

период ;-пз>е=:цення н^щсгс превышает ~еркэд рг-трмшещнж;

—--- несооиедимо эцнюгремэднэ учегть чо^татлчнс оолып-эе количество факторов, елияюшик ш исход ситуации з будущем;

несоксдимю проведение иерифяидщи нвтадом ду5лир\тошегс прогноза.

Рисунок 2 - Применение экспертных методов прогнозирования Еще одной особенностью экспертных методов является их неформальность и субъективность. Зачастую и сами эксперты не могут обосновать свои заключения, используют интуицию в использовании той или иной прогнозной информации используемой при проведении анализа. В силу данных особенностей область применения экспертных методов анализа в наибольшей степени ограничена долгосрочными прогнозами, определением стратегических направлений развития, а также прогнозирование с использованием неформализуемой информацией. То есть несомненным достоинством экспертных методов прогнозирования и анализа конъюнктуры рынка является их универсальность, то есть применимость ко всем отраслям и направления современной экономики, не критичность к информационной базе. Экспертные методы работают в условиях частичного или полного отсутствия информации об объекте анализа.

На рисунке 3 представлены основные виды экспертных методов анализа и прогнозирования, используемые в настоящее время.

Экспертные методы анализа и прогнозирования конъюнктуры рынка

Метод икдиеидха.1ъясй экспертной VI — метод прсгнозирогания. основанный на иг-п-гт.-пв-тттги £ качестве нсточхика ;шфэр:Ецин ОДНОГО 'КСПерТ!.

_________________________________________________________________________^_________________________________________________________________________Г

Метод психсшипеллекп^ально^генералли леей — метод индивидуальной экспертной онешл. при вотороы ьытвлекпн экспертхой оценш осущЕСТЕшегся с пемсшью программированного управления. -(™1-Г

Метод илтгреък — легод тттидтг-р.-гт-нпй экспертной оценен. основанный на оеседе эвспЕрта с щклгвагистоы по слеые Фопрсс-огЕеп».

Метод коллективной экспертной виянки — метод прг:но;нроза:-лн. оснсЕ-анхый на вытвленпи сообщенной объективированной ощехки экспертной группы путам оораоотки тга-гттри-гт а пттапг™- гаит^вттт11,тг ™т™ргя™ «га^чга»™ р-группу

Метод экспертных кдчиегиы—метод ео.хтеетнехой экспертной ощенк^ солоштшйв совместной раооте соединенных в восжссинз экспертизе. разраоапсЕакшшх документ о перспективах тлвнтш ооъекла прогнозирования.

Матричный .кетвд прогнозирования — метод прогнозирования. осхованньш на псхольговании 1[1тр1п: 01ражахш:кх зхачения верлшх граф-модели ооъехта прогнозирования. с последующим ттрБосрагованшп: мдтрлт н опЕрированиеы С КИМ.

Дельфийский .иетсд — метод коллективной экспертной оценка. ссновахный на бычелеешп ссппЕованжм оиенхп экспертной цг.тпш путем их автономного опроса з несколько туров. предусматр^аклпего сообщение экспертам результатов предыдущего ту^а с целью дополнительного ооосиовання опенки экспертов в лослед; тощем туре-.

Метод ко.глекпшвной ¿ендраиии — метод коллективной экспертной опек:^;. основанный ни егныулнроЕанзЕ: теорчесеаой деягЕльност;: экспертов щтем совместного оссуткдехия :юнкре1нон проолемы. регламехтироваиного опрецелЕихвпш лравнла.'мп.

Рисунок 3 - Виды экспертных методов анализа и прогнозирования

конъюнктуры рынка

Экспертные методы прогнозирования достаточно широко применяются.

К недостаткам данных методов следует отнести их исходный субъективизм, трудности в оценке качества экспертной группы, узкая специализация и ограниченность, в большинстве случаев, область их знаний и навыков. Поэтому на практике аналитические прогнозы, полученные с использованием экспертных методов, стараются верифицировать другими методами.

Общую совокупность используемых методов прогнозирования и анализа конъюнктуры рынка можно разделить на фактографические и экспертные. К наиболее используемым на практике фактографическим методам относятся экстраполяционный и метод моделирования. Среди экспертных методов можно выделить ряд групп методов, которые отличаются подходами и принципами аналитики: интуитивные и аналитические, индивидуальные и коллективные, предполагающие обмен мнениями между экспертами и независимые экспертные опросы, очные и заочные и пр.

Такое разнообразие экспертных методов прогнозирования является результатом адаптации теории прогностики к достаточно широкому кругу различных задач прогнозирования, которые могут быть решены преимущественно с использованием экспертной информации.

Использованные источники:

1. Алексей, Парушин und Елена Самородова Конъюнктура мировых рынков продовольственной продукции / Алексей Парушин und Елена Самородова. -М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 132 c.

2. Буров, А. С. Конъюнктура мировых рынков товаров и услуг: моногр. / А.С. Буров. - М.: Экзамен, 2016. - 160 с.

3. Чернухина, Г. Н. Влияние современных тенденций развития розничной торговли на изменение конъюнктуры потребительского рынка / Г.Н. Чернухина. - М.: Синергия, 2017. - 331 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.