ЭКСПЕРТНЫЕ ПРАКТИКИ В РЕГИОНЕ: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
УДК 316.334.52
К постановке проблемы
Изучение инновационных процессов на сегодняшний день в целом только подходит к осмыслению своих социогуманитарных, социокультурных оснований. Между тем, в мировой общественно-научной мысли все активнее ведется речь о построении новой социальной реальности - инновационного мира, в котором уже сегодня совершаются масштабные, стремительно разворачивающиеся инновационные преобразования. Как правило, инновационные преобразования рассматриваются преимущественно в русле естественнонаучного знания и технических (технико-экономических) проблем, однако научно-технические проблемы, на исследование которых направлена сегодня значительная часть интеллектуального потенциала, в принципе неразрешимы без социокультурной основы [1]. На сегодняшний день множество исследований направленных на изучение инновационных процессов в обществе, влияние их на человека, это связано с изменением социальной действительности. В социологии, психологии складываются благоприятные условия, позволяющие систематизировать накопленный опыт и разработать модель анализа социальных практик молодежи в условиях инновационной среды, формирования личностного «конструкта», способствующего вхождению в инновационный процесс.
Основная причина актуализации вопросов методологии исследования проблем молодежи в контексте инновационных процессов обусловлена прежде всего необходимостью поиска путей взаимоадаптации инновационного потенциала внешней среды и новаторского потенциала молодежной социальной группы. Заключается данное обстоятельствовследующихположениях: 1) концентрации на территории г. Томска нескольких крупных вузов; 2) запуска институциональных форм инновационной среды, таких как Томский консорциум вузов, НИИ, ОЭЗ (Томская технико-внедренческая зона) формирование инновационных кластеров в СФО, проект ИНО 2020 [14]. Концепция «ИНО Томск 2020» предполагает, в частности, создание
В. В. ОРЛОВА, А. В. ЛАРИОНОВА
университетского кампуса в районе левобережья реки Томи, Президентского кадетского корпуса в Томске, строительство корпуса клинико-диагностического центра учреждения Российской академии медицинских наук НИИ кардиологии, организацию скоростного движения на участке Новосибирск - Томск, железнодорожный обход Томска, вторые главные пути на участке Тайга - Томск, строительство автодороги Академгородок (Южная площадка особой экономической зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа Томска) - аэропорт Томск. Основная задача - превратить наш регион в территорию интеллекта, высоких технологий. Проект обозначил приоритеты томской власти, которая хорошо понимает, что будущее региона именно за образованием, наукой, инновациями и, конечно, за молодежью. Существенный рост добывающих отраслей, традиционной промышленности в регионе маловероятен. Прорыв возможен только в «экономике интеллекта» (цит. президента Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) Анатолия Кобзева) [10]. По мнению председателя президиума ТНЦ СО РАН Сергея Псахье, реализация проекта «ИНО Томск 2020» придаст развитию региона новый импульс. «Статус федеральной площадки науки, образования и инноваций Томской области сегодня жизненно необходим. Проект будет позиционировать Томскую область как новую модель развития научно-образовательного комплекса. Причем не просто как объединение университетов и академической науки, а именно как территорию науки, образования и инноваций. Это будет действительно качественно новая модель», - цит. С. Псахье [11].
Молодежь в силу естественных причин (по определению) считается группой населения, обладающей новаторским потенциалом. Однако ни наличие новаторского потенциала у молодёжи, ни попытки создания искусственных инновационных сред сами по себе не приводят к полезному росту инновационной деятельности. Под инновационной средой можно понимать широкий спектр факторов, которые традиционно принято делить
на социальные, политические, экономические и технологические (СТЭП-анализ). Для практического влияния, стимулирования инновационного потенциала молодёжной аудитории подобного деления не достаточно. Возникает необходимость операционализировать каждую группу факторов и не просто постулировать их влияние. Успешность жизни в современном мире определяется не только приспособлением к данностям окружающего мира, но и возможностью целенаправленно воздействовать на него в своих интересах, а также делать выбор и гибко переключаться между этими двумя модусами отношений к миру. Комплекс функций личностной саморегуляции, охватывающий все эти аспекты, наряду с другими получил в последнее время разработку в контексте проблемы личностного потенциала.
Большая часть научного потенциала страны сейчас сосредоточена в российских вузах. Одной из основных возможностей ускорения развития инновационных процессов является сотрудничество промышленных предприятий и организаций других сфер деятельности с вузами на предмет разработки и реализации инновационных проектов. В настоящее время практически все виды трудовой деятельности так или иначе связаны с проведением экспертиз. Врачи и преподаватели, управленцы (менеджеры) и инженеры, юристы и экономисты - все они в той или иной степени эксперты. Согласимся с мнением проф. Б. П Литвака, что экспертизы необходимы на всех стадиях управленческого цикла, в какой бы области деятельности ни принималось решение [15]. В современных условиях кардинально меняется модель развития экспертного сообщества и экспертной деятельности. Требуют осмысления и анализа новые экспертные практики в различных сферах и отраслях, преимущественно в части экспертного сопровождения управленческих решений всех уровней, с точки зрения перепроектировании среды, экспертной поддержки социальных, научных, инновационных проектов, инициатив, реализации методов экспертной оценки предпринимательской деятельности и др.
Уточним ряд терминов. Экспертиза представляет собой процедуру получения информации от экспертов; самостоятельное решение экспертами поставленных перед ними задач в ходе исследования. Экспертные оценки -суждение экспертов о различных сферах человеческой деятельности, предполагающих процедуру сравнения объектов, их свойств по выделенным критериям. Метод экспертных оценок - один из видов экспертного опроса, предполагающий использование экспертных
оценок. Основное содержание метода заключается в рациональной организации экспертами анализа проблем с последующей оценкой выделенных исследователем суждений и обработкой полученных данных.
Новый вектор развития экспертного сообщества, безусловно, связывается как с новыми реалиями, определяющими предмет проведения экспертизы и выбор экспертных методов и критериев оценки, так и с изменением характера и содержания самой экспертной деятельности. Как показывает практика последних лет, традиционный институт экспертной деятельности не всегда готов эффективно реализовать свои функции. Появилась потребность в пересмотре и развитии новых функций данного института. Между тем очевидно, что именно эксперты представляют собой наиболее важный стратегический и интеллектуальный ресурс развития страны и региона, они формируют систему современных требований и норм, участвуют в экспертизе нового качества, определяют направленность и содержание инновационных процессов.
Востребованность процедур экспертных практик обусловливает необходимость теоретического осмысления и разработки на этой основе методико-технологической базы осуществления экспертной оценки деятельности в области изучения молодежной проблематики. Экспертиза становится своеобразным организующим началом для инновационных поисков, проводимых с целью изучения потенциала молодежи, прогнозирования траекторий, поддержки и стимулирования. Инновационные явления в современном обществе характеризуются вариативностью форм и проявлений. Важным условием эффективности экспертного исследования является участие разработчиков инноваций в осмыслении и обсуждении всех аспектов полученной информации и перспектив ее использования для изучения проблем молодежи в контексте инновационных процессов.
В целом, выделим основные факторы, которые вызывают актуализацию обозначенного вопроса: необходимость экспертного сопровождения и поддержки разработки, корректировки и реализации региональных и муниципальных целевых программ по различным сферам и отраслям деятельности и инновационных проектов разного уровня; необходимость формирования интегрированного экспертного сообщества, опирающегося на принципы научного взаимодействия и социального партнерства.
Таким образом, освещение роли гуманитарных составляющих инновационной
проблематики видится актуальной задачей современного этапа развития этой области знания и деятельности. Решение данной задачи представляется возможным через изучение личности инноваторов и влияние на успешность в инновационной деятельности. Основанием изучения может служить системно-целостный подход и теория самодетерминации.
Системно-целостный подход
и теория самодетерминации
Под целостной социальной системой понимается высокоорганизованная самоуправляемая саморазвивающаяся совокупность взаимодействующих социальных субъектов (личность - социальная группа - общество), формирующих особую социокультурную реальность и соответствующий ей тип общественных отношений, посредством которых она обеспечивает воспроизводство своих элементов, структурно и функционально идентичных ей, находящихся в отношениях единства и оппозиционности друг с другом, самой системой и окружающей средой.
Основными методами системно-целостного подхода при изучении целостной социальной системы (личность, социальная группа и общество) являются: системно-интегра-тивный (выделение главного интегративного качества, обеспечивающего её целостность); системно-структурный (раскрытие специфики её внутренней организации и взаимосвязей её частей, в том числе и связей с более общим целым, подсистемой которого она выступает); системно-компонентный (анализ её состава, количественной и качественной характеристик компонентов, их координации и субординации); системно-функциональный (выявление её основных функций как единого целого); системно-генетический (установление источника её возникновения и формирования); оценочно-параметрический (характеристика современного состояния социальной системы); эволюционно-прогностический (определение тенденций и перспектив её развития и перехода на качественно новый уровень); социально-ценностный (выявление структуры социально значимых ценностей, норм и отношений).
Поворя о перепроектировании среды, уточним, что это наиболее творческая часть процесса, которая требует воображения, индуктивного мышления. В ходе перепроектирования процессов
группа отказывается от привычного и ищет неординарности. Вместе с тем, перепроектирование не подразумевает каких-либо алгоритмов, и формальностей, и нет необходимости начинать работу с чистого листа. Инновационная деятельность -это деятельность, связанная с применением, внедрением новых идей (инноваций), затрагивающая все виды научной, технологической, организационной, финансовой и коммерческой деятельности, которая протекает в ситуации высокой конкуренции, неопределенности, давления, постоянных изменений условий и требует от личности оптимизации всех его ресурсов.
То есть «изменяющаяся личность в изменяющемся мире» [16] должна обладать гибкими механизмами саморегуляции и самоорганизации, которые позволяют ей, оставаясь в главном стабильной, сохранять потенциал большой гибкости и реагирования на то, что с ней происходит, которая способна не только адаптировать себя к изменяющимся обстоятельствам, но и изменяющиеся обстоятельства к себе и к своим собственным ценностно-смысловым ориентациям.
Проблема исследования практик приобретает свою значимость с наступлением в социальных науках эры «прагматического поворота»* в конце XX в. В этот период в области социальных наук взгляд исследователей обращается к проблемам проявления общественной жизни, функционирования социума в рамках созданной и создаваемой им среды; в центр анализа попадает уже не только общество как таковое, а повседневность как сфера проявлений, феноменизации общественных практик. Основные теоретические подходы к исследованию практик, в том числе рассмотрение практик как раскрывающих и фоновых (Д. Юм, Л. Витгенштейн), концепция «габитуса», идея гибкой, подвижной идентичности фрагментарности субъекта (П. Бурдье), постструктурная методология (М. Фуко), концепции индивидуализации и рефлексивности (Э. Пидденс).
Для познания сложных целостных систем необходимо выделить два комплекса сущностных признаков, относящихся к: а)целостным социальным системам в общем и б) выражающих специфику целостной личности:**
• Общие признаки целостных социальных систем:
1) наличие общественных отношений как особого типа связей между элементами
Волков В. В., Хархордин О.В. Теория практик. Спб., 2008.
Сомкин А. А. Целостная личность и современный социум: единство и оппозиционность: автореф. докт. дисс-и по филос. Саранск, 2011.
*
социальной системы (политических, экономических, правовых, культурных, моральных и др.); 2) наличие объективного и субъективного факторов (объективных законов общественного развития и субъективных желаний и стремлений отдельных людей); 3) сознательная самоорганизация; 4) особая иерархичность; 5) относительная автономность от природы; 6) операциональная замкнутость (относительная независимость поведения и реагирования на внешние раздражители); 7) социальное и биологическое самовоспроизводство; 8) нелинейность развития («зигзагоо-бразность»); 9) вариативность развития.
• Особенные признаки, выражающие специфику целостной личности:
1) сознательная самоуправляемость; 2) ролевая включённость в систему социальных связей; 3) включённость в систему социальных ценностей конкретного общества; 4) социальная регулятивность поведения (моральная, правовая, религиозная, административно-управленческая); 5) наличие типологических и индивидуальных характеристик; 6) наличие индивидуальной свободы и социальной ответственности; 7) способность к перестройке уровней функционирования; 8) психологическая и социальная открытость (диссипация); 9) способность к «внутренней» и «внешней» социальной оценке; 10) социальная трансцендентность (способность выходить за пределы «наличного» бытия в условия иного существования: в прошлое, будущее, в параллельные фантастические миры и т. п.); 11) контингентность (вариативность описаний социальной системой самой себя и окружающей среды вследствие неоднозначности, разнонаправленности и непредсказуемости развития социального мира); 12) способность к вербальной и другим формам коммуникации; 13) индивидуальный уровень развития интеллекта, способностей и профессиональных навыков.
Предпосылки изучения
инновационных процессов
Первые и базовые представления об инновационном развитии пришли из экономики и были связаны с концепцией экономического блага, теорией экономических циклов, значением нововведений для экономического роста и ролью предпринимательской активности. Вопросы сущности и структуры инновационных процессов начали рассматриваться в западной экономической науке в 30-е гг. XX в. Экономист Н. Д. Кондратьев в своей теории «больших циклов» впервые показал, как динамика экономической структуры общества
реагирует на базовые нововведения (ключевые изобретения) и как затем это влечет за собой реализацию вторичных, модернизирующих социально-экономических нововведений [5]. Важную роль сыграли идеи экономиста и социолога Й. Шумпетера (1950-е гг.), который отводил предпринимательской деятельности важную роль в воспроизводстве экономических циклов и преодолении экономических спадов, видя при этом предпринимателя центральной фигурой, запускающей «эффективную конкуренцию» при помощи введения в оборот инноваций: продуктовых, технологических, оргуправленческих, логистических [6].
Социально-психологическую сторону инновационных процессов исследовал гуру менеджмента П. Друкер, указывающий на социальную ценность инновационной деятельности, меняющей стиль мышления и стиль жизни многих людей. При этом подчеркивается роль интеллекта, изобретательности, нестандартности мышления участников инновационной деятельности [3].
Взаимосвязь инновационного и общественного развития различными исследователями осмыслялась по-разному. А. Ахиезер, И. В. Бестужев-Лада вводят понятие социальных нововведений [2], В. Келле предлагает определение требований к инновационной системе России [5], А. В. Луков разрабатывает концепцию социального проектирования и прогнозирования [7].
Важно подчеркнуть практический характер «инноватики»: она не является сугубо научной областью, а тесно связана с решением практических задач, осмыслением конкретного опыта разных стран, корпораций и компаний по управлению инновационными процессами, достижению конкурентных преимуществ, удержанию лидерских позиций на рынках.
На сегодняшний день изучение инновационных процессов в целом только подходит к осмыслению своих социогуманитарных, социокультурных оснований. Как правило, инновационные преобразования рассматриваются преимущественно в русле естественнонаучного знания и технических (технико-экономических) проблем. Между тем основные механизмы ускорения или торможения сложных и противоречивых процессов перехода к новым формам организации жизни общества лежат в социокультурной сфере. По мнению многих современных исследователей, научно-технические проблемы, на исследование которых направлена сегодня значительная часть интеллектуального потенциала, в принципе не разрешимы
без социокультурной основы, а её разработка только начинается [1]. Таким образом, освещение роли гуманитарных составляющих инновационной проблематики видится актуальнейшей задачей современного этапа развития этой области знания и деятельности. Можно представить это следующим образом: научно-технические, экономические разработки, обладая инновационным потенциалом, обнаруживают свои реальные возможности при наличии определённых мотивов, социокультурных ситуаций. Общеизвестный пример - изобретение пороха, который изначально предназначался в Китае в качестве начинки для пиротехники и лишь потом стал использоваться для изготовления снарядов взрывного действия.
Томск является перспективной площадкой для осуществления экспертных практик, поскольку является студенческим городом и таким образом сконцентрировал в себе перспективную учащуюся молодёжь, кадровый потенциал будущего развития общества. При очевидной и естественной для инновационной деятельности дефицитности экспертизы развитие рефлексивных механизмов могло бы уменьшить присущие ей риски.
Ярким примером дефицита социо-гуманитарных представлений в рамках инноватики может служить настойчиво поднимаемая последние несколько лет проблема формирования инновационной среды [8]. Среда как некое целостное, взаимоусиливаю-щее пространство, где увязаны гуманитарные и технические аспекты, пока не поддается осмысленному проектированию, так как до сих пор воспринимается как некая материальная инфраструктура, и обсуждения городской среды или университетской среды все еще происходят на уровне натуральных вопросов о том, «что нужно снести, а что построить», без восстановления контекстов (например, исторических), без обсуждения концептуальной и смысловой нагрузки проектируемой среды. Уйти от формализованного и стереотипно-административного взгляда на город и его среду призвал эксперт В. Н. Княгинин, предложив проектировщикам инновационной среды Томска сначала «увидеть» город в других важных аспектах, «перерисовать карту города в «языке знаний». Этим была подчёркнута насущная необходимость разработки инструментария, адекватного стоящим перед проектировщиками задачам [12]. Сама «креативность», понимаемая как ценная компетенция, способная капитализировать культурные процессы,
является примером заимствования, не концептуализированного в российском социо-гуманитарном контексте, представляя собой некий «черный ящик», содержание которого каждый проектант волен вообразить сам. Тем же свойством обладают многочисленные примеры успешного инновационного опыта, звучавшие на XIV Томском инновационном форуме INNOVUS [13] (например, перепроектирования городской среды и «вдыхания второй жизни» и новых смыслов в умирающие, с точки зрения инноватики, индустриальные города, звучавшие на разных площадках), которым отводилась роль ярких картинок обманчиво легкого и копируемого чужого успеха. К сожалению, такие иллюстрации в должной мере не способны отобразить внутренние механизмы реализации инновационных проектов и социокультурных факторов их эффективности.
Теория самодетерминации в изучении
личностного потенциала
Одним из структурных элементов формирования личностного «конструкта», способствующего вхождению в инновационный процесс, на наш взгляд, является самодетерминация.
Широкое распространение теория самодетерминации получила на Западе, теорию создали два американских ученых - Э. Деси и Р. Райан. На сегодняшний день теория самодетерминации состоит из пяти мини-теорий: 1. Теория когнитивной оценки (Cognitive Evaluation Theory, CET). 2. Теория организ-мической интеграции (Organismic Integration Theory, OIT). 3. Теория каузальных ориен-таций (Causality Orientations Theory, COT). 4. Теория базовых психологических потребностей (Basic Psychological Needs Theory, BPNT). 5. Теория содержания целей (Goal Contents Theory, GCT). Центральным звеном в теории самодетерминации выступает постулирование о существовании у человека трех базовых потребностей - в автономии, компетентности и связанности с другими людьми.
В отечественной психологии теория самодетерминации почти не разработана, она представлена в нескольких публикациях отдельных авторов. Наиболее существенный вклад в разработку теории самодетерминации в отечественной психологии внесли следующие авторы: Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Мандрикова, Е. Н. Осин, А. В. Плотникова, Е.И Рассказова, Е. Р. Калитеевская, О. Е. Дергачева (исследование личностной автономии и потенциала), Т. О. Гордеева (представление и обобщение
основных положений теории самодетерминации, личностный потенциал).
На наш взгляд, важность исследований самодетерминаций не вызывает сомнений, так как собственная активность человека, его способности самостоятельного выбора направления саморазвития напрямую связаны с инновационным поведением личности. По словам самих авторов (Э. Деси, Р. Райан), «теория самодетерминации нацелена на определение факторов, которые питают человеческий потенциал, определяющий рост, интеграцию и здоровье, и на исследование процессов и условий, которые способствуют здоровому развитию и эффективному функционированию индивидов, групп и сообществ».
При определении содержания личностного потенциала неизбежно возникает вопрос о его структуре. Д. А. Леонтьев (2007), на основе теоретических и эмпирических исследований, проводимых в течение нескольких лет, выделил такие компоненты структуры:
1. Потенциал самоопределения - ресурсы личности, позволяющие успешно ставить цели на основании собственных выборов, интересов и предпочтений, а не довольствоваться принятием заданных извне целей: внутренняя мотивация и самодетерминация. Плавной функцией самоопределения является расширение спектра возможностей действия, которые может раскрыть для себя субъект, спектра потенциальных смыслов, которые может нести в себе ситуация, и самоопределение по отношению к ним, раскрытие потенциала свободы [17].
2. Потенциал реализации - ресурсы личности, обеспечивающие переход к целенаправленной деятельности, доведение поставленной цели до успешного осуществления: конструктивное мышление и оптимизм как личностная диспозиция, самоэффективность, самоконтроль. Плавной функцией потенциала реализации является сужение спектра возможностей, совладание с их избыточностью путем осуществления выбора и переход к его реализации, преодоление неопределенности, раскрытие потенциала ответственности [17].
Компоненты самоопределения и реализации выполняют две различным образом организованные функции саморегуляции жизнедеятельности, которые отражают сменяющие друг друга фазы единого цикла экзистенциального взаимодействия субъекта с миром.
3. Потенциал сохранения (совладания) -ресурсы, обеспечивающие сохранение устойчивости и цельности личности в неблагоприятных ситуациях, совладание с ними: продуктивные копинг-стратегии (стратегии совладания).
Данный компонент проявляется в ситуации противостояния неблагоприятным стрессогенным и травмирующим событиям. Основная его функция выражается в гибком совладании с деформирующими воздействиями, принуждающими индивида к изменению своих действий в мире при сохранении смысловых ориентаций и базовых структур личности [17].
Как отмечает сам Д. А. Леонтьев, несмотря на всю важность тематики личностного потенциала, проблема его операционализации еще не имеет на настоящий день однозначного решения, необходим постоянный поиск соответствия между функциональным и компонентным анализом, т. е. ответ на вопрос, как измеряемый методикой конструкт соотносится с функциями личностного потенциала [17]. Опе-рационализация личностного потенциала может происходить только через рассмотрение и выделение отдельных его компонентов и функций. Поэтому на данном этапе разработанности проблемы, сложно определить четкую структуру личностного потенциала, что обуславливает необходимость проведения многочисленных эмпирических исследований с применением различных средств и методов. Это позволит установить взаимосвязь отдельных компонентов с личностным потенциалом, степень их взаимовлияния и существенно прояснить пробелы в понимании личностного потенциала.
В качестве методик, направленных на выявление личностных детерминант, способствующих вхождению в инновационную среду, отметим следующие.
Методика «Мониторинг трудовых мотивов». К важным психологическим параметрам молодежи, обуславливающим ее готовность к инновационной деятельности, относится мотивация. Сознательное планирование карьеры является одним из важнейших аспектов самореализации личности. Оно задает направленность на поиск и формирование сред, необходимых для саморазвития и самореализации.
В структуру методики заложены восемь шкал:
1. Стремление к материальному благополучию.
2. Стремление к признанию окружающими.
3. Стремление к ответственности и самостоятельности.
4. Уровень зависимости от руководителя.
5. Стремление к карьерному росту.
6. Стремление к достижению успеха в работе.
7. Стремление к личностному росту.
8. Уровень зависимости от группы.
Автоматизированная экспресс-профориентация «Ориентир». Методика экспресс-профориентации, разработанная И. Л. Соломиным, предназначена для диагностики профессиональных склонностей и представлений о профессиональных способностях молодежи и взрослых людей.
Российская версия опросника каузальных ориентации (РОКО) Э. Деси и Р. Района в адаптации Д.А. Леонтьева, О. Е. Дергачевой, Л. Я. Дорфмана. Методика дает информацию о сравнительной выраженности одного из трех способов принятия решения в ситуации выбора: опора на самостоятельные внутренние критерии (автономия), опора на внешние критерии и основания (контроль), выжидание и уход от решения (безличная ориентация).
Анкетирование. Разработка анкеты, направленной на выявление степени участия молодежи в инновационной деятельности.
Университеты в Сибирском регионе (СФО) (Томский государственный университет, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Томский
политехнический университет) принимают активное участие в создании взаимодействия между университетами, инновационными парками, бизнесом. Созданы учебно-научно-инновационный комплекс, включающий наукоёмкие компании, научно-исследовательские институты, бизнес-инкубаторы, конструкторские бюро, лаборатории. Появляются новые области для совместной работы: студенты привлекаются компаниями для прохождения преддипломной практики, компании финансируют исследования университета и формулируют темы студенческих проектов.
Разработки отечественных и зарубежных школ философии позволяют сформулировать принципиальные условия и пути создания среды для осуществления экспертной деятельности: проектирование социальных коридоров - эффективно спроектированных траекторий, осваивая которые, молодые люди присваивают инновационный опыт творческой деятельности; создание адекватной рефлексивной развивающей среды, способствующей развитию креативного мышления, самодетерминации и самоидентификации молодежи.
1. Аузан А. Национальные ценности и модернизация [Текст] / А. Аузан. М.: ОГИ; Полит.ру, 2010. 192 с. 11; Лапин, Н.И. Сверяем человеческие измерения модернизации [Текст] / Н.И. Лапин // Мир России. 2011. №2. С. 25-34.
2. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Социокультурная динамика. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. 806 с.; Бестужев-Лада И.В. «Алгоритм» социального нововведения // Социологические исследования. 1991. №9. С. 13-32.
3. Друкер, П.Ф. Бизнес и инновации [Текст] / П.Ф. Друкер. М.: Вильямс, 2009. 432 с.
4. Келле, В.Ж. Инновационная система России: формирование и функционирование [Текст] / В.Ж. Келле. М.:УРСС, 2003. 148 с.
5. Кондратьев, Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения [Текст] / Н.Д. Кондратьев. М.: Экономика, 2005. 376 с.
6. Лапин, Н.И. Теория и практика инноватики [Текст] / Н.И. Лапин: Учеб. пособие. М.: Университетская книга; Логос, 2008. 328 с.
7. Луков, В.А. Социальное проектирование и прогнозирование [Текст] / В.А. Луков: Учеб. пособие. М.: Флинта, 2006. 240 с.
8. Морозов, К. Место, где определяется стратегия [Текст] / К. Морозов // Первый экономический. 2011. № 15. С. 8-12.
9. Орлова, В.В. Образовательные учебные заведения и их роль в социализации сибирской молодежи [Текст] / В.В. Орлова // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2010. №8. С. 31-35
10. Проект «ИНО Томск 2020» сделает регион территорией высоких технологий [Электронный ресурс]. URL: http: //ria.ru/nano_news/20111019/464033719.html (дата обращения: 10.11.2012).
11. Создаётся центр кластерного развития в рамках «ИНО Томск 2020» [Электронный ресурс]. URL: http://www. nanonewsnet.ru/blog/nikst/cozdaetsya-tsentr-klasternogo-razvitiya-v-ramkakh-ino-tomsk-2020 (дата обращения: 120.11.2012).
12. XIV Томский инновационный форум INNOVUS проходил 26-27 мая 2011 г. в г. Томске. Заявленная тема: «Инновационная Россия - 2020: Как запустить экономику знаний?» [Электронный ресурс]. URL: http://innovus. biz/ru/forum-2011/programm/main/round-innovative-city/ (дата обращения: 10.11.2012).
13. XIV Томский инновационный форум INNOVUS проходил 26-27 мая 2011 г. в г. Томске. Заявленная тема: «Инновационная Россия - 2020: Как запустить экономику знаний?». Организаторы: Администрация Томской области, Администрация Президента РФ, Министерство экономического развития РФ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года № 783 «О на территории г.Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа» Концепция «ИНО Томск 2020», Центр кластерного развития в Томске [Электронный ресурс]. URL: ttp://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/sez/main/zone01/zone1_04/doc20051221_06 (дата обращения: 10.11.2012).
15. Литвак, Б.Г. Экспертиза в России [Текст] / Б.Г. Литвак / Заводская лаборатория. 2000. Т. 66. № 7. С. 61-66.
16. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Мзд-во Моск. Ун-та, 1990.
17. Леонтьев, Д.А. Восхождение к экзистенциальному миропониманию [Текст] / Д.А. Леонтьев // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / под ред. Д.А. Леонтьева. М., 2007. С. 3-12.