ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
УДК 004.032.26
ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
EXPERT EVALUATION OF ELECTRONIC GOVERNMENT SERVICES
© Овчинников Сергей Александрович
Sergei А. Ovchinnikov почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, советник и эксперт Правительства Саратовской области, директор НОЦ «ИНФО ЭПР», доктор исторических наук, профессор, Саратовский государственный социально-экономический университет.
DSc (History), Professor, Saratov State Socio-Economic University, Russia.
И Ovchinnicov@ssea.runnet.ru
В статье анализируются проблемы экспертных оценок оказания электронных государственных услуг, участвующих в проекте приложений. Рассматривается диагностика предварительных условий и предпосылок, а также рабочие процессы осуществления электронных услуг.
Ключевые слова: экспертные оценки оказания электронных государственных услуг, общественность, органы государственной власти.
Вс
7
► современной России общественный )контроль деятельности органов власти приобретает определяющее значение для установления действительно правого и демократического государства. Такое государство неразрывно связано с развитием гражданского общества. Ведь по-настоящему сильного демократического государства при слабом гражданском обществе представить невозможно, поскольку только полноценный общественный контроль может обезопасить «государственную машину» от застоя.
Важными условиями формирования гражданского общества являются: расширение возможности участия граждан в управлении государством, усиление их контроля в областях деятельности всех ветвей власти, включение граждан в процесс принятия важных государственных решений. Всё это должно привести к усилению значимости институтов гражданского общества. Ведь общественный контроль может осуществляться только сильным субъектом - гражданским обществом, на равных взаимодействующим с государством.
The article analyzes the problems of expert assessments to provide electronic public services involved in the application project. The diagnosis of pre-conditions and assumptions, as well as workflows of electronic services are studied.
Key words: expert assessments to provide electronic government services, public authorities.
Общественный контроль только тогда будет действенным, когда сильное гражданское общество заставит считаться со своей позицией государство, которое всегда лучше организовано и обладает более мощными ресурсами, чем общественные структуры.
Одной из разновидностей общественного контроля выступает эксперный контроль деятельности органов публичной власти, особенно он востребован в огтношении функционирования системы электронных государственных услуг, поскольку это сейчас самая динамично развивающаяся сфера взаимодействия органов власти и граждан.
Изучение ряда оказываемых электронных государственных услуг, а также проведение экспертной оценки участвующих в проекте приложений показало, что многие э-услуги с трудом воспринимаются населением и нуждаются в систематическом и детальном осмыслении в целях определения способов дальнейшего их усовершенствования и развития.
Прежде всего следует уяснить, что же понимается под электронной государственной
услугой? Вопросы государственных э-услуг и э-правительства обсуждаются в литературе на протяжении длительного периода, при этом рассматриваются различия нескольких моделей в виде информативных и деловых веб-услуг [1]. Информативный веб-сайт имеет одностороннюю связь государственного органа и гражданина. Однако многие э-услуги предусматривают возможность соответствующей двухсторонней связи [2].
Мы рассматриваем только двухсторонние связи, означающие, что и государственные служащие в государственных учреждениях должны рассматриваться в качестве пользователей э-услуг. Это предполагает, что информация генерируется и направляется по двум направлениям.
Государственный орган отвечает и за создание э-услуг, и за применение программного обеспечения, которое предназначено для предоставления услуг гражданам. Однако в отношении информационного содержания э-услуга является двухсторонним явлением, поскольку государственный орган связывается с гражданином, а гражданин, в свою очередь, является второй стороной процесса, связываясь с государственным органом. Именно это превращает э-услуги в специальный вид двухсторонней связи, и, что очень важно, при этом обе стороны получают нечто ценное от этой деятельности.
Так, дизайн э-услуги должен включать набор функциональных возможностей и удобство использования, с учётом этого нужна разработка двухстороннего инструмента связи. Это означает, что необходимо экспертным путём выявлять, рассматривать и учитывать многие проблемы проекта э-услуги, в том числе связанные с дизайном:
- наличие информации о полном предназначении э-услуги, каким образом клиент может её использовать (экспозиция потенциала действия);
- как структурировать э-услугу, какие должны быть у сайта страницы и в какой последовательности там должна быть размещена информация;
- какие основополагающие знания, имеющие регулирующее значение, должны быть предоставлены клиенту-пользователю, как структурировать процесс передачи информации клиенту;
- как организовать обратную связь с клиентом-пользователем;
- как э-услуга должна быть адаптирована и интегрирована в осуществление рабочих процессов у государственного органа и клиента;
- как провести различие между структурой и информативным содержанием электронных услуг;
- как передавать информацию от клиентов-пользователей к внутренним пользователям в государственных органах;
- как внутренние пользователи должны модернизировать государственные э-услуги с учётом современных подходов к оказанию электронных услуг государственным органом на основе новой информации.
В э-правительстве для общения с клиентами используются различные формы. Чтобы оказывать э-услуги высокого качества, необходимо рассматривать связь в качестве концептуальной основы для их реализации, поскольку связь при этом имеет решающее значение. Эту идею предпочтительно описать и структурировать путём концептуального моделирования [3].
Однако основное внимание должно уделяться интересам клиента, то есть гражданина, который будет пользоваться э-услугой.
Подобная точка зрения на процесс означает представление гражданина как главного клиента и признание того, что э-услуги имеют клиентоориентированный вид, связанный с внутренней деятельностью государственного органа, руководствующегося двумя хорошо известными и важными аспектами управления процессами: ориентацией на клиента и акцентом на осуществляемую деятельность [4]. Иногда процесс ориентации подразумевает только сосредоточение внимания на процессе оказания э-услуги. Это очевидно при анализе предлагаемых электронных услуг для детей: здесь необходимы забота, осторожность, помощь. В этом случае очевидно, что движущей силой является внутренняя эффективность, а не информационная компонента э-услуги.
Как отмечалось, государственные э-услуги означают осуществление связи между гражданами и государственными органами. Граждане должны получать необходимую информацию о правилах оказания услуг, инструкции о правах и обязанностях, иную социальнозначимую информацию по этому вопросу. Граждане могут общаться с государственными органами различными стандартными способами, например при подаче заявлений. Связь между гражданами и государственными служащими может осуществляться не только через установленные э-услуги, но также и через внутренние ИТ-системы, объединённые в комплексное обслуживание, подразумевающее информационный обмен с ИТ-системами других государственных органов и учреждений. При развитии государственных э-услуг, необходимо учитывать и это. Должен быть создан единый центр реализации нескольких связанных между собой э-услуг.
Одним из важных вопросов является то, что электронные услуги являются частью рабо-
чего процесса. Поэтому ориентация такого процесса должна учитывать особенность э-метода обслуживания. Э-услуга является элементом ИТ-архитектуры, значит следует выяснить все сопряжённые с этим проблемы, что необходимо для решения вопросов информационного обмена при оказании э-услуги с другими связанными ИТ-системами. Знание и применение государственными служащими регламентов оказания такого вида э-услуг важно для достижения качества этих процессов.
Э-услуга, являясь способом общения органа власти с клиентами, взаимодействует с другими видами связи и опосредованной коммуникацией. При этом важно, чтобы э-услуги были способны поддерживать связь между несколькими сторонами, при этом обе стороны должны понимать друг друга. Концептуально-лингвистический запрос должен также быть включён в электронный понятийно-языковой аппарат.
Рассматривая развитие э-обслуживания, необходимо выделить пять важных аспектов для дальнейшего развития электронных услуг:
- организацию связи органов власти с грапжданами-клиентами;
- реализацию процесса оказания э-услуги;
- наличие и выполнение норм регулирования рабочих целей оказания э-услуги);
- рабочий язык;
- наличие архитектуры и обмена сообщениями.
Э-услуги используются для общения э-правительства, э-муниципалитета с гражданами, и развитие таких услуг подразумевает изменение формы коммуникации между сторонами. Это может означать, что существовавший ранее не электронный способ общения заменён или дополнен э-услугами. Но это также может означать усовершенствование предыдущей простой э-услуги и переход к более сложным функциональным э-услугам.
Исследовательский подход к вопросам оказания электронных государственных услуг состоит в том, чтобы получить научно обоснованную информацию для планирования этой работы с учётом интересов людей и возможности оценки эффективности деятельности персонала, принимающего участие в развитии электронных государственных услуг [5]. Процесс исследования должен быть осуществлён в терминах практического запроса, что означает сочетание теоретических и практических вопросов экспертами, участвующими в оценке дизайн-проектов [6].
Таким образом, подготовительные и поисковые шаги в развитии этого метода позволяют получить информацию путём проведения непрерывного изучения, оценки и попытки
усовершенствования проекта. Это особенно необходимо для изучения э-услуг, оказываемых гражданам.
Имеющийся опыт подсказывает, что необходимо экспертное исследование в отношении следующих электронных государственных услуг и системы электронного правительства в целом:
- оценки требований для э-услуг, оказываемых для детей, в целях проявления максимальной заботы и оказания им помощи;
- оценки качества разработки проектов электронных услуг и применения внутренних ИТ-приложений, особенно касающихся планирования и бухгалтерского учёта, здравоохранения, образования и т. п.;
- оценки э-услуг в сфере подачи налоговых деклараций;
- оценки участия в проекте информационного обмена между государственными учреждениями и муниципалитетами относительно получения социальных пособий и решения иных социальных задач [7, 8].
Для реализации этих направлений исследования целесообразно применять методы эмпирического подхода, теоретического и внутреннего обоснования. Метод эмпирических исследований и информационный метод включают изучение литературы и теории оказания общественных е-услуг. При этом необходимо сопоставление вопросов теоретического освещения развития общественных э-услуг с практикой собственной разработки электронных государственных услуг. Внутреннее обоснование рассматривается как средство для создания метода определения внутреннего соответствия и развития э-услуг. Он основан на получении информации из различных источников, что позволяет постоянно оценивать и пересматривать проект в соответствии с эмпирическим и теоретическим пониманием.
Эксперная диагностика проблем создания и оказания э-услуг органами власти может происходить по нескольким направлениям.
1. Диагностика предварительных условий и предпосылок. Рабочие процессы осуществления электронных услуг.
Экспертная оценка инструкций, правил и рабочих целей в этой области должна производиться по следующей схеме:
- идентификация и анализ норм, инструкций, правил;
- анализ целей;
- анализ приоритетов;
- обоснованные предложения возможных изменений;
- обоснованные предложения по усовершенствованию дизайна;
- анализ форм существующих веб-сайтов и электронной услуги;
- анализ проекта э-услуги с точки зрения применимости, функциональных возможностей и удобства для граждан;
- язык рабочих процессов;
- анализ применяемых понятий;
- концептуальное моделирование процессов.
- концептуальное перепроектирование процессов;
- э-архитектура и обмен сообщениями: анализ информационных потоков, их архитектура.
2. Диагностика текущих процессов.
Как упоминалось выше, взаимодействие
э-правительства и э- гражданина является частью более широких рабочих процессов. Этот контекст должен быть исследован и описан путём моделирования. Анализ текущих процессов может подразумевать охват одного или двух процессов, моделирующих подходы. Описание не должно быть ограничено внутренними процессами государстенного органа. Чтобы понимать потребности клиента в э-услуге, с ним необходимо встретиться, выяснить потребности клиента э-услуги.
При исследовании текущего процесса должны быть выяснены задачи и цели, а также различные возникающие проблемы. Цели деятельности следует идентифицировать и разъяснить, чтобы управлять возможностями, глубиной.
3. Диагностика процесса перепроектирования э-услуги.
Вместо простой «цифровизации» бумажной формы, служба развития э-услуги должна знать, что процесс можно перепроектировать с учётом опыта и выявленных недостатков. Передачи электронного сообщения должны полнее использовать потенциал ИТ-среды, что будет способствовать созданию более эффективных рабочих процессов. Диагностика текущих процессов позволит выявить различные проблемы, на основе чего можно оптимизировать дальнейшую деятельность в этом направлении.
4. Анализ норм, правил и целей рабочей практики.
Эта парадигма включает изучение законов, постановлений, инструкций и описание целей, которые необходимы для разработки будущей э-услуги или могут быть полезны при корректировке или выработке новых правил, регулирующих процессы электронной связи правительства и гражданина. При этом важно выявить основные социальные ценности, дифференцировать их, учесть «непредвиденные» факторы, отражённые в нормативных актах. Анализ норм может привести к выявлению таких
факторов, которые являются дополнительными ограничениями для создаваемой э-услуги. Они могут содержаться в законодательстве, инструкциях и других нормативных актах, которые закрепляют дополнительные ограничения для практики внедрения э-услуг.
Есть и другие акторы, которые несут ответственность за разработку норм, кроме органов законодательной и исполнительной власти. Так, группа развития может формулировать предложения об изменении норм, вместе с обоснованием причины этих изменений, и представлять такие предложения соответствующим органам, в компетенцию которых входит внесение из-мененеий.
Однако при создании новых электронных услуг возникает необходимость в проверке предложений экспертов, прежде чем представить их в виде проекта. Электронные государственные услуги должны быть способом реализации полномочий, фактически существующих в государственных органах, в системе государственного управления. Критическая экспертная оценка представленных предложений должна осуществляться на основе сравнения нормативных актов в данной сфере с практикой их реализации. Такой подход может привести к значительным изменениям в проекте.
5. Анализ формы и существующих вебсайтов и электронных услуг.
Пока ещё довольно много э-услуг в э-пра-вительстве, которые основаны на связи с гражданами через бумажные носители. Важно критически рассмотреть существующие бумажные формы перед разработкой проекта новой э-услуги. Дизайн новых электронных услуг должен учитывать вид связи, которая при этом применяется, что имеет решающее значение для этой деятельности, а также для идентификации различных проблем в существующей коммуникации. Нельзя дублировать недостатки существующих форм не электронной связи. Их экспертиза должна создать эффективную основу для разработки проектов будущих э-услуг.
Чтобы получить более широкую основу для проекта новой э-услуги, необходимо изучить существующие э-услуги. Такое исследование должно выявить все положительные свойства, которые возможно использовать, а также негативные качества, которые следует исключить. Проект э-услуги является и структурированной, и творческой задачей. При этом важно использовать имеющиеся знания о существующей связи, её работе, происходящих при этом процессах и регулировании. Важно предусмотреть новые способы использования потенциала информационных технологий для того, чтобы полностью их использовать. Большое значение
также имеют новые подходы к разработке систем связи и окружающей среды, чтобы с их помощью обеспечивать права и свободы граждан.
Проект оказания э-услуг должен быть основан на анализе и моделировании существующего дизайна э-услуги. Тем не менее может оказаться, что необходимо разработать новые концепции, которые следует рассмотреть и принять. Существующие концепции должны быть понятными, доступными, а при необходимости уточнёнными или изменёнными.
Э-услуги редко рассматриваются как приложения автономной системы. Они являются частью существующего веб-сайта, взаимодействуют с другими ИКТ-системами, обрабатывающими различную информацию. Имеющуюся архитектуру необходимо изучить и применить как основание для разработки проекта э-услуги. Различные стандарты и другие технические принципы должны также быть учтены как важные инфраструктурные элементы.
Новое применение э-услуги подлежит внедрению в существующую ИКТ-архитектуру, в обмен сообщениями для оказания э-услуги с другими ИКТ-системами. При этом необходимо соблюдение условий: полная совместимость обмена сообщениями с концептуальными принципами передачи информации, адаптирован-ность сообщений к такой передаче на основе протоколов, которые должны гарантировать семантическую и техническую способность к взаимодействию и совместимости [9].
В апреле 2013 г. нам удалось на практике применить ряд из предложенных выше методов экспертных оценок при проведении кспертизы качества веб-сайтов органов власти по поручению рабочей группы Минкомсвязи РФ и Управления информатизации Правительства города Москвы. Отметим, что перевод этой
Библиографический
1. Layne K., Lee J. (2001) Developing Fully Functional E-govemment: A four-stage model, Government Information Quarterly, Vol 18 (2), pp. 122-136.
2. Ancarani A. (2005) Towards quality e-service in the public sector: The evolution of web sites in the local public service sector, Managing Service Quality, Vol. 15 (1), pp. 6-23.
3. EC (2004) European Interoperability Framework for Pan-European eGovernment Services, The European Commision.
4. Davenport TH. (1993) Process innovation. Reengineering work through information technology, Harvard Business School Press, Boston Scandinavian Workshop on E-Government (SWEG-2010).
работы в компьютерную форму позволяет быв-стро и эффективно осуществлять получение конкретных результатов.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
1. Развитие государственных э-услуг - это стимулирующая задача. Важно иметь понятные и пригодные пользовательские интерфейсы для граждан и других внешних пользователей. При этом должен быть принят во внимание характер государственных э-услуг. Новые э-услуги целесообразно объединить с существующей ИКТ-инфраструктурой. Потенциал этого процесса должен рассматриваться при их перепроектировании.
2. Используя специальные методы для развития э-услуги, наряду с прочими действиями, необходимо разработать схему, выделив пять центральных областей, которые нужно использовать при диагнозе потока электронных документов в ходе реализации проекта э-услуги.
3. Изучение ряда электронных государственных услуг, а также проведение экспертной оценки участвующих в проекте приложений показали, что многие из них довольно сложные и нуждаются в детальном их осмыслении в целях определения способов дальнейшего усовершенствования и развития.
4. Исследовательский подход к вопросам оказания электронных государственных услуг состоит в том, чтобы получить научно обоснованную информацию для планирования этой работы с учётом интересов граждан и возможности оценки эффективности деятельности персонала, принимающего участие в развитии электронных государственных услуг.
Материалы поступили в редакцию 13.05.2013 г. список (References)
1. Layne K., Lee J. (2001) Developing Fully Functional E-government: A four-stage model, Government Information Quarterly, Vol 18 (2), pp. 122-136.
2. Ancarani A. (2005) Towards quality e-service in the public sector: The evolution of web sites in the local public service sector, Managing Service Quality, Vol. 15 (1), pp. 6-23.
3. EC (2004) European Interoperability Framework for Pan-European eGovernment Services, The European Commision.
4. Davenport TH. (1993) Process innovation. Reengineering work through information technology, Harvard Business School Press, Boston Scandinavian Workshop on E-Government (SWEG-2010).
5. Goldkuhl G. (2007) What does it mean to serve the citizen in e-services? - Towards a practical theory founded in socio-instrumental pragmatism, International Journal of Public Information Systems, Vol 2007 (3), pp. 135-159.
6. Goldkuhl G. (2008) The evolution of a generic regulation model for e-government development, in Proceedings of the 5 Scandinavian Workshop on E-Government (SWEG-2008), Copenhagen Business School.
7. Goldkuhl G. (2009) Socio-instrumental service modelling: An inquiry on e-services for tax declarations, in Persson A, Stirna J (Eds. 2009) PoEM 2009, Springer, Berlin. LNBIP 39, pp. 207-221.
8. Овчинников С. А. Проблемы стандартизации, совместимости и взаимодействия органов государственной власти, бизнес-процессов и граждан в условиях широкого внедрения информационных технологий / С. А. Овчинников, В. П. Семёнов / / Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. № 2(36). ISSN 1994-5094.
5. Goldkuhl G. (2007) What does it mean to serve the citizen in e-services? - Towards a practical theory founded in socio-instrumental pragmatism, International Journal of Public Information Systems, Vol 2007 (3), pp. 135-159.
6. Goldkuhl G. (2008) The evolution of a generic regulation model for e-government development, in Proceedings of the 5 Scandinavian Workshop on E-Government (SWEG-2008), Copenhagen Business School.
7. Goldkuhl G. (2009) Socio-instrumental service modelling: An inquiry on e-services for tax declarations, in Persson A, Stirna J (Eds. 2009) PoEM 2009, Springer, Berlin. LNBIP 39, pp. 207-221.
8. Ovchinnikov S. A., Semenov V. P. (2011) Problems of Standardization, Compatibility and Interaction Between the Government, Business Processes, and Citizens in the Context of Widespread Adoption of Information Technology. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo social'no-jekonomicheskogo universiteta. No 2(36). ISSN 1994-5094.
УДК 004.75+004.9
ВЫЧИСЛЕНИЯ НА ОБЛАКАХ
CALCULATIONS ON THE CLOUDS
© Фролкин Павел Петрович
Pavel P. Frolkin
профессор, доктор исторических наук, профессор кафедры экономической и политической истории России, Саратовский государственный социально-экономический университет. DSc (History), Professor, Saratov State Socio-Economic University, Russia.
И Frolkinpp@yandex.ru
© Шатило Ярослав Сергеевич
Yaroslav S. Shatilo
кандидат технических наук, доцент, профессор Академии военных наук, ведущий редактор, Саратовский государственный социально-экономический университет.
PhD (Technical), Associate Professor, Saratov State Socio-Economic University, Russia.
И shatl55@mail.ru
В статье рассматриваются современное со- The article discusses the current state of cloud
стояние облачных технологий и перспективы их technologies and their development prospects. развития.
Ключевые слова: облачные вычисления, Key words: cloud computing, cloud services.
облачные технологии, облачные сервисы.
О'
КУг
\блачные сервисы, облачные технологии, облачные вычисления, облачная обработка данных и другие названия в сочетании со словом облако (в английском варианте
- cloud computing) быстро вошли в нашу жизнь, и популярность их растёт из года в год. Строго говоря, в данном контексте английское слово cloud точнее было бы перевести как «распре-