О.В. Ходакова,
д.м.н., доцент, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения и экономики здравоохранения, ФГБОУ ВО «Читинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Чита, Россия, [email protected] Ю.В. Евстафьева,
ассистент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и экономики здравоохранения, ФГБОУ ВО «Читинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Чита, Россия, [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ С ПОЗИЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
УДК 616.2 (571.55): 34
Ходакова О.В., Евстафьева Ю.В. Проблемы оказания платных медицинских услуг с позиции руководителей медицинских организаций (ФГБОУ ВО «Читинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Чита, Россия)
Аннотация. В соответствии с законодательством в области здравоохранения каждый гражданин Российской Федерации имеет право на получение медицинской помощи, которое реализуется обеспечением гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и возможностью получения платных медицинских услуг. Несмотря на законодательно установленные порядок и условия предоставления платных медицинских услуг, медицинские организации государственной и негосударственной форм собственности сталкиваются с большим количеством проблем при оказании услуг на возмездной основе. Целью данного исследования явилась экспертная оценка процесса организации оказания платных медицинских услуг на уровне административного центра субъекта Российской Федерации. Экспертами выступили руководители медицинских организаций, имеющие сертификат по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение». Для исключения случайного характера замечаний проведено исследование по определению однородности выборки с использованием непараметрического критерия Кокрена. Полученные результаты подтвердили наличие проблем в организации оказания платных медицинских услуг и позволили выделить наиболее значимые проблемные области.
Ключевые слова: организация платных медицинских услуг, частная система здравоохранения, проблемы платных медицинских услуг.
В настоящее время одним из основных направлений развития государственной политики является укрепление единства и координации работы государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения для достижения общих целей в области охраны здоровья населения Российской Федерации [1]. Пункт 2 статьи 41 Конституции гласит, что в стране «принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения» [2]. Согласно статье 19 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Основы) каждый гражданин имеет право на получение медицинской помощи в гарантированном
© О.В. Ходакова, Ю.В. Евстафьева, 2017 г.
енеджер
здравоохранения
объеме без взимания платы, а также на получение платных медицинских услуг. Реализация права на получение бесплатной медицинской помощи обеспечивается ежегодным планированием и утверждением на территории Российской Федерации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи [3]. Право на получение платных медицинских услуг осуществляется путем организации оказания услуг на возмездной основе в медицинских организациях государственной и негосударственной форм собственности. Платные услуги являются дополнением к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи и обеспечивают население медицинскими услугами в условиях высокого уровня сервиса в более комфортной обстановке, в отсутствии длительного ожидания приема врача [4]. В последние годы отмечается увеличение объема платных медицинских услуг [5, 6], что подтверждают данные Федеральной службы государственной статистики. Так, за период с 2005 по 2014 гг. установлено увеличение объема платных медицинских услуг в 4,2 раза (с 765 до 3248 руб. на душу населения). При этом регистрируется тенденция к росту удельного веса платных медицинских услуг в общем объеме платных услуг с 4,8% до 6,4%. Также с 2013 г. наблюдается рост числа негосударственных медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (на 34,4%), увеличение количества больничных коек в негосударственных медицинских организациях (на 14,7%).
Функционирование частной системы подчинено общим принципам политики государства в области здравоохранения. Для медицинских организаций, оказывающих платные услуги, является обязательным соблюдение норм порядков оказания и стандартов медицинской помощи. При этом государством предусматривается осуществление контроля над функционированием частной системы здравоохранения.
Вступившее в силу постановление Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» внесло значительные изменения в порядок оказания платных услуг медицинскими организациями. В принятом нормативном акте значительно расширены условия предоставления платных услуг, правила информирования пациентов, подробно описаны требования к содержанию договора, конкретизирован порядок оказания медицинских услуг на возмездной основе [7]. Изменение нормативно-правовой базы, сложившаяся ситуация на рынке медицинских услуг, усиление контроля за правилами оказания платных услуг привели к формированию целого комплекса проблем в медицинских организациях различных организационно-правовых форм [8]. Целью данного исследования явилась экспертная оценка процесса организации оказания платных медицинских услуг на уровне административного центра субъекта Российской Федерации.
Методы. В рамках исследования использованы экспертный, санитарно-статисти-ческий, аналитический методы. Для изучения проблем при оказании платных услуг в медицинских организациях субъекта Российской Федерации применен метод экспертных оценок. При проведении исследования сформирована экспертная группа из числа организаторов здравоохранения - руководителей медицинских организаций (N=48) государственной и негосударственной форм собственности, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в т.ч. первичную специализированную помощь. Исследование осуществлялось в два этапа. В рамках первого этапа проведен сбор экспертной информации путем заочного письменного заполнения респондентами карты опроса, в которой руководителям предложено описать существующие проблемные области в организации оказания медицинских услуг на возмездной основе и дать их подробную характеристику.
Менеджер
Второй этап сопровождался анализом полученной информации посредством обобщения ответов экспертов в 7 групп, отражающих проблемные области процесса оказания платных медицинских услуг и ранжирования их по частоте встречаемости в картах опроса респондентов.
Оценка разности зависимых выборок с качественными показателями проводилась с использованием критерия Кокрена (Q) [9]. Критерий Кокрена (Кохрена, Cochran) - непараметрический критерий для проверки значимости различия двух и более воздействий на группы. Воздействие (отклик) является дихотомической переменной (т.е. принимает два значения - 0/1; да/нет). Расчет критерия Кокрена (Q) проводился по формуле:
Q =
(K - 1) х [K£(£X)2 - (Щ2]
кдж - (Ж)
Где К - число повторных исследований у каждого эксперта, в данном случае - 7.
Полученное значение сравнивалось с табличными данными критерия Кокрена. Результаты исследования с высокой степенью достоверности (р<0,01) позволяли утверждать, что отмеченные различия в группах не случайны.
Результаты. В рамках экспертного метода получена оценка процесса организации оказания медицинских услуг на возмездной основе. Наличие проблем при оказании платных медицинских услуг отметили 60% руководителей государственных и 75% руководителей негосударственных медицинских организаций. По результатам анализа проблемы обобщены в 7 групп и ранжированы по частоте встречаемости в картах опроса респондентов (по убыванию).
Первая группа - кадровые проблемы. Слабые стороны в этой группе отметили и охарактеризовали 76,7±6,1% экспертов. Самым частым предметом обсуждения явился вопрос кадрового дефицита. Данные официальной статистики подтверждают ежегодное снижение обеспеченности врачебными
кадрами системы здравоохранения. В Российской Федерации с 2012 по 2015 гг. регистрируется снижение уровня обеспеченности врачами на 10,6% (с 41,6 до 37,6 на 10 тыс. населения). В Забайкальском крае с 2012 по 2016 г. наблюдается аналогичная тенденция сокращения врачебных кадров на 12,9% (с 42,0 в 2012 г. до 36,6 на 10 тыс. населения в 2016 г.) [10].
Одной из основных проблем частной системы здравоохранения является отсутствие учета кадрового обеспечения негосударственных медицинских организаций. При этом штатные нормативы для частных медицинских организаций согласно порядкам оказания медицинской помощи носят рекомендательный характер. В сложившейся ситуации дефицита кадров часть врачей, работающих в государственных организациях, имеют внешнее совместительство в негосударственных медицинских организациях. Данный показатель также не учитывается в официальной статистике. Актуальной проблемой, по мнению экспертов, является организация оказания платных медицинских услуг специалистами, оказывающими помощь в рамках программы государственных гарантий в основное рабочее время.
Второе ранговое место занимают проблемы обеспечения материально-технической базой оказание платных медицинских услуг. Так считают 73,3±6,4% руководителей. В данной области эксперты отметили затруднения в дифференциации оборудования для оказания платной и бесплатной медицинской помощи, недостаточное обеспечение материально-технической базой, износ оборудования и др. В настоящее время, в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, перед медицинскими организациями стоит задача по соблюдению стандартов оснащения соответствующих структурных подразделений диагностическим и лечебным оборудованием для обеспечения доступности и качества медицинской помощи. При этом экспертная оценка состояния ресурсного
обеспечения выявила проблемы как в государственных (83,3±5,9%), так и в негосударственных (25±6,4%) медицинских организациях. Руководители указали на недостатки процесса обеспечения материально-техническими ресурсами в рамках неудовлетворительного обоснования потребности в медицинских изделиях, отсутствия необходимого взаимодействия различных групп персонала медицинской организации, ответственных за вопросы ресурсного обеспечения на различных уровнях. Также эксперты подчеркнули, что в должной мере не организованы учет использования медицинских изделий и документооборот, что способствует отсутствию контроля над ресурсным обеспечением медицинской деятельности.
Для медицинских организаций государственной формы собственности оказание платных медицинских услуг служит дополнительным источником финансирования, а для негосударственных - основным источником дохода [3]. В современных условиях ресурсное обеспечение является одним из значимых направлений оптимизации деятельности медицинской организации любой организационно-правовой формы собственности. Выделение экспертами проблем ресурсного обеспечения при оказании медицинских услуг на первые ранговые позиции подтверждает актуальность данных групп проблем.
Третью ранговую позицию занимают организационные проблемы оказания платных медицинских услуг - 53,3±7,2%. В данную группу вошли вопросы разделения потока пациентов (маршрутизация), получающих медицинскую помощь на возмездной основе и бесплатно, вопрос формирования цен на платные медицинские услуги, который отметили эксперты негосударственных организаций и др. Также респонденты обозначили недостатки в разработке формы договора на оказание платных медицинских услуг. Несмотря на четкие требования к содержанию договора об оказании медицинских услуг на возмездной основе, закрепленные Правилами
предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг [7], в большинстве случаев в ходе контрольных мероприятий, осуществляемых Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выявляются нарушения порядка составления договоров: отсутствие детализированной информации о медицинской услуге, ее объеме, сроках предоставления, информации о производителе медицинских услуг, а также допускаются включения в договор условий, ущемляющих права потребителя, что приводит к возникновению юридической ответственности медицинских организаций [11].
Четвертую группу составили проблемы организации контроля качества медицинской помощи, оказанной на возмездной основе -50±7,2%. В данной области эксперты отметили сложность соблюдения порядков оказания и стандартов медицинской помощи при предоставлении медицинских услуг на возмездной основе, отсутствие критериев, определяющих объем, содержание и сроки оказания платных медицинских услуг. Отдельно руководители выделили несовершенство существующих методов проведения экспертизы качества медицинской помощи при возникновении спорных ситуаций на досудебном этапе. При обращении гражданина в контролирующие организации в случае некачественного оказания медицинской услуги на возмездной основе в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи необходимо проведение экспертизы качества. В соответствии со статьей 64 Основ, экспертиза качества регламентирована только в отношении медицинской помощи, оказанной в рамках программ обязательного медицинского страхования и обеспечивается территориальными фондами ОМС и страховыми медицинскими организациями при контроле объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Потребители, получающие медицинские услуги на возмездной
Менеджер
основе, не являются застрахованными и не могут претендовать на проведение данной экспертизы.
Согласно статье 87 Основ контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в формах государственного, ведомственного и внутреннего контроля. В соответствии со статьей 88 Основ постановлением Правительства РФ от 12.11.2012 г. № 1152 «Об утверждении положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности» исполнение полномочий государственного контроля возложено на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения. В рамках данного контроля Росздравнадзор осуществляет проверки соблюдения прав граждан, порядков оказания и стандартов медицинской помощи, соблюдения внутреннего контроля и безопасности медицинской деятельности. При этом проведение Росздравнадзором экспертизы качества медицинской помощи при обращении граждан в случае некачественного оказания медицинской услуги не предусмотрено. Исполнение ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности регулируется статьей 89 Основ и приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.12.2012 г. № 1340н «Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности». Данная форма контроля осуществляется органами исполнительной власти субъекта РФ и включает проверку соблюдения медицинскими организациями порядков оказания и стандартов медицинской помощи, а также безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации. Нормативными актами, в рамках ведомственного контроля, не регламентировано проведение экспертизы качества при обращении граждан в случае нарушения оказания медицинской помощи. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности
регламентирован статьей 80 Основ, которая определяет, что разработка процедуры и проведение внутреннего контроля качества возложены на руководителей медицинских организаций вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности. Порядок контроля качества и безопасности медицинской деятельности утверждается локальным актом на уровне медицинской организации. Одной из задач, стоящих перед медицинской организацией, в рамках внутреннего контроля, является организация проведения экспертизы качества при обращении граждан для выявления дефектов оказания медицинской помощи. При этом ответственность за проведение экспертизы качества возлагается на медицинскую организацию и не контролируется иными надзорными органами. Также рекомендации по проведению внутреннего контроля могут быть разработаны на уровне субъекта РФ. Однако по данным литературы [12] региональные нормативные акты по организации и осуществлению данной формы контроля разработаны только в 59 субъектах РФ (69%). Таким образом, при обращении потребителя в случае некачественного оказания медицинской помощи все мероприятия надзорных органов будут направлены на проверку процедуры оказания медицинских услуг. В полномочия контролирующих организаций на уровне государственного и ведомственного контроля не входит проведение экспертизы качества медицинской помощи. Выполнение экспертизы при обращении гражданина возможно в форме внутреннего контроля на уровне медицинской организации, которая сама определяет процедуру ее проведения. Следовательно, несовершенство существующих методов проведения экспертизы качества медицинской помощи при некачественном оказании платной медицинской услуги приводит к невозможности или затруднению урегулирования спорных ситуаций на досудебном этапе. В судебном порядке решаются вопросы проведения независимой экспертизы качества медицинской помощи.
Пятую ранговую позицию занимают проблемы информирования пациентов -46,7±7,2%. В данной группе эксперты указали на несовершенство порядка предоставления информации о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи на бесплатной основе; несовершенство порядка предоставления потребителю информации об исполнителе и предоставляемых им медицинских услугах; несовершенство порядка уведомления потребителя в письменной форме о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя, в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя. Организаторы здравоохранения обозначили проблему соблюдения требований наполнения официальных сайтов медицинских организаций. В соответствии со ст. 11 постановления Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», ст. 79 ч. 7 Основ, ст. 8, 9, 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» медицинские организации должны предоставлять потребителям информацию об услуге и организации, оказывающей эту услугу и размещать эту информацию на информационных стендах (стойках) медицинской организации и в сети Интернет. Эксперты медицинских организаций подчеркнули недостатки в отсутствии механизмов информирования пациентов при оказании медицинских услуг. В нормативно-правовых актах не детализировано, каким образом необходимые сведения должны быть доведены до пациента [13]. При этом отсутствие необходимой информации влечет предупреждение или наложение административного штрафа контролирующими организациями. Среди ответов руководителей также можно отметить проблемы несовершенства процедуры получения информированного добровольного
согласия на медицинское вмешательство потребителем платных медицинских услуг, которое по мнению экспертов носит формальный характер и не отражает особенности каждого отдельного случая обращения за медицинской помощью. Руководители медицинских организаций законодательно наделены полномочиями для устранения проблем несовершенства порядка предоставления информации потребителям медицинских услуг и должны решать эти вопросы на локальном уровне.
Шестая группа содержит проблемы нормативно-правового обеспечения оказания платных медицинских услуг. Руководители медицинских организаций (43,3±7,2%) обозначили несовершенство законодательной базы оказания платных медицинских услуг на федеральном, региональном и локальном уровнях. В рамках данного вопроса организаторы здравоохранения наметили проблемы обеспечения прав пациентов, организации контроля качества медицинской помощи, оказанной на возмездной основе. Отдельного внимания экспертов заслужил вопрос неправомерного действия пациентов в качестве потребителей платных медицинских услуг (потребительский экстремизм) и отсутствие законодательно установленного механизма защиты прав медицинских работников.
Седьмое ранговое место занимают проблемы ведения статистического учета и отчетности оказания платных медицинских услуг - 40±7,1%. В комментариях к данному предмету обсуждения эксперты государственных медицинских организаций отметили, что при оказании услуг на возмездной основе ведется заполнение первичной медицинской документации согласно требованиям нормативно-правовых актов (приказ Минздрава СССР от 04.10.1980 г. № 1030 (с изм. 31.12.2002 г.) «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения», приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской
Менеджер
документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению», Приказ Минздрава РФ от 30.12.2002 г. № 413 «Об утверждении учетной и отчетной медицинской документации» и др.). Актуальность данного вопроса подтверждают эксперты частных медицинских организаций, которые отмечают пробелы в организации по ведению учетных и отчетных статистических форм, порядку и срокам их предоставления. При этом, в соответствии с пунктом 11 статьи 79 Основ, статистический учет и отчетность в области охраны здоровья граждан являются единой федеральной системой и соответственно распространяются на негосударственные медицинские организации.
Принимая во внимание, что проблемы сформулированы руководителями различных медицинских организаций и характеризуют процесс организации оказания платных медицинских услуг в многообразных условиях (организационных, правовых, экономических и др.), для исключения случайного характера замечаний проведено исследование по определению однородности выборки (7-и групп проблем) с использованием непараметрического критерия Кокрена (Cochran).
При определении экспертами проблем каждый ответ принимал значение дихотомической переменной (положительный ответ - да) и вносился в определенную группу. После чего производилось суммирование всех положительных ответов и рассчитывался критерий Кокрена. Методика расчета представлена в таблице 1.
Расчет критерия Кокрена для определения характера проблем руководителей медицинских организаций:
(7 - 1) х [7х1152 - 1152]
Q = ---—-- = 2000,4
7х115 - 567
Полученное значение критерия Кокре-на (2000,4) значительно больше табличного (21,67), поэтому с высокой степенью достоверности (р<0,01) можно утверждать, что отмеченные среди руководителей медицинских организаций различия в ответах (проблемы оказания платных медицинских услуг) не случайны, а обусловлены дефектами организации оказания платных медицинских услуг в каждом конкретном случае.
Обсуждение. Таким образом, на современном этапе в системе здравоохранения Российской Федерации динамично развивается сфера платных медицинских услуг,
Таблица 1
Определение однородности зависимых выборок с качественными признаками (критерий Кокрена) при анализе проблем организации оказания платных медицинских услуг
Группы проблем
а а а а а а а
№ анкеты п п п п п п п РУ2
Л & Л & Л & Л & Л & Л & Л &
f-. CN N
1 1 1 1 3 9
2 1 1 1 1 4 16
3 1 1 1 1 4 16
4 1 1 1 3 9
5 1 1 1 3 9
И т. д.
Всего - 48 ZX = 13 ZX2= 16 ZX3= 22 ZX4= 23 X II 4 12 ZX7= 15 Z (SXR) = 115 Z (ZXR)2 = 567
2В
которая обеспечивает реализацию прав граждан на получение медицинской помощи на возмездной основе и является дополнением к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи. Проведенное исследование среди экспертов - руководителей медицинских организаций государственной и негосударственной форм собственности, предоставляющих платные медицинские услуги, определило наличие актуальных проблем в организации оказания медицинских услуг на возмездной основе и позволило выделить наиболее значимые из них. Для медицинских организаций как государственной, так и негосударственной форм собственности основной проблемной областью является недостаточность ресурсного обеспечения как кадрового, так и материально-технического для качественного и доступного оказания платных медицинских услуг. Дефицит ресурсов для оказания медицинской помощи может привести к нарушению соблюдения медицинскими организациями требований порядков оказания и стандартов оказания медицинских услуг и, как следствие, невозможности обеспечения прав граждан на получение медицинской помощи на возмездной основе.
Выводы
1. На современном этапе совершенствования системы здравоохранения активно развивается рынок платных медицинских услуг. Для повышения качества, эффективности и доступности медицинской помощи необходимо соблюдение порядка и условий
оказания медицинских услуг на возмездной основе.
2. По результатам экспертной оценки получены качественные вербальные характеристики о проблемах организации оказания платных медицинских услуг. Использованная методика определения однородности зависимых выборок с качественными признаками позволила объективизировать экспертную оценку и подтвердить достоверность полученных результатов.
3. Наиболее значимыми проблемами при оказании платных медицинских услуг на уровне административного центра субъекта Российской Федерации являются проблемы ресурсного обеспечения медицинских организаций, организации контроля качества и безопасности медицинской помощи, предоставленной на возмездной основе, несовершенство существующих методов проведения экспертизы качества медицинской помощи при возникновении спорных ситуаций на досудебном этапе.
4. Проблемы информационного сопровождения пациентов заключаются в правоприменении существующих нормативно-правовых актов, регулирующих порядок информирования граждан при оказании медицинской помощи.
5. Выявленные группы проблем в медицинских организациях различных организационно-правовых форм собственности обусловливают необходимость проведения мероприятий по совершенствованию норм правового, организационно-методического, в т. ч. статистического сопровождения при оказании платных медицинских услуг.
1. Касимовский К.К. Общие вопросы политики здравоохранения России в отношении частной системы. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (4). 201-204.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от
Менеджер
05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Офиц. сайт] http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 05.07.2017 г.).
3. Бобрович В.В., Богатова И.В., Шильникова Н.Ф. Состояние финансового обеспечения территориальной программы здравоохранения. Забайкальский медицинский вестник. [Электронный ресурс] 2016; 4. 111-116. Режим доступа: URL: http://chitgma.ru/zmv2/.
4. Калинин Р.Е., Медведева О.В., Артемьева Г.Б., Большова Т.В. К вопросу о платных медицинских услугах в государственных учреждениях здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (4). 235-237.
5. Сажнев С.М. Перспективы развития медицинского бизнеса в Российской Федерации. ГлавВрач. 2015; 11-12. 87-92.
6. Зражевская Т.Д., Косолапов А.В. Платные медицинские услуги в бюджетных медицинских организациях в системе гарантий конституционного права на охрану здоровья. Медицинское право. 2016; 6 (70). 39-45.
7. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» // СПС КонсультантПлюс.
8. Туренко Т.А. Платные медицинские услуги: состояние, проблемы, перспективы. В кн.: Материалы 2 Всерос. конф., «Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов: новые вызовы для менеджмента компаний». Иркутск; 2016; ч. 1: 220-224.
9. Основные методы статистического исследования: методические указания для студентов, клинических ординаторов и аспирантов / Н.И. Вишнякова. - СПб.: СПбГМУ им. И.П. Павлова; 1997: 101.
10. Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. I часть (Медицинские кадры). 2015 год: Статистический сборник / Ред. колл.: Г.А. Александрова, А.В. Поликарпов и др. - М.: Министерство Здравоохранения Российской Федерации, 2016. - 7 с.
11. Тарасенко И.М. Защита прав потребителей при оказании платных медицинских услуг в ЛПУ: проверки Роспотребнадзора. Правовые вопросы в здравоохранении. 2011; 4. 44-49.
12. Серёгина И.Ф., Боброва С.В., Иванов И.В. Состояние организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Вестник Росздрав-надзора. 2015; 6. 34-37.
13. Романовская О.В. Право на информацию о состоянии здоровья. Здравоохранение. 2016; 4. 74-78.
UDC 616.2 (571.55): 34
Khodakova O. V, Evstafieva J. V., Problems of rendering paid medical services from the position of heads of medical institutions (Chita State Medical Academy, Chita, Russia)
Abstract. In accordance with the legislation in the field of health care, every citizen of the Russian Federation has the right to receive medical care, which is implemented by providing a guaranteed volume of free medical care and the possibility of obtaining paid medical services. Despite the legally established procedure and conditions for the provision of paid medical services, medical institutions of state and non-state forms of ownership have a large number of problems when providing paid medical services. The object of this study was an expert evaluation of the organization of paid medical services at the level of the administrative center of the subject of the Russian Federation. The experts were the manager of medical institutions that have a certificate on the specialty «Public Health and Health Care». To eliminate the random nature of the comments, a study was conducted to determine the homogeneity of the sample using the nonparametric Cochran criterion. The results confirmed the existence of problems in the organization of paid medical services and allowed to identify the most significant problem areas.
Keywords: organization of paid medical services, private health care system, problems of paid medical services.