Научная статья на тему 'Экспертно-виртуальная среда формирования и развития интеллектуального капитала'

Экспертно-виртуальная среда формирования и развития интеллектуального капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОРПОРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЭКСПЕРТНО-ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА / INTELLECTUAL CAPITAL / INFORMATION TECHNOLOGY / CORPORATE INFORMATION SYSTEM / EXPERT-VIRTUAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Львович Я. Е., Львович И. Я., Волкова Н. В.

Рассматриваются экспертная и виртуальная составляющие в структуре интеллектуального капитала, формирующегося в среде корпоративных информационных систем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Львович Я. Е., Львович И. Я., Волкова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERT-VIRTUAL ENVIRONMENT OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE INTELLECTUAL CAPITAL

Expert and virtual components in structure of the intellectual capital formed in the environment of corporate information systems

Текст научной работы на тему «Экспертно-виртуальная среда формирования и развития интеллектуального капитала»

УДК 004.048: 007.51

ЭКСПЕРТНО-ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА

Я.Е. Львович, И.Я. Львович, Н.В. Волкова

Рассматриваются экспертная и виртуальная составляющие в структуре интеллектуального капитала, формирующегося в среде корпоративных информационных систем

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, информационные технологии, корпоративная информационная система, экспертно-виртуальная среда

Понятие интеллектуального капитала и интенсивность его проявления характеризуют

современное состояние отечественной рыночной экономики и позволяют говорить об ее отличии от директивной экономики середины прошлого века. Под «интеллектуальным капиталом» обычно понимают совокупность знаний всех работников компании, которая обеспечивает ее

конкурентоспособность. Важно иметь в виду, что эффективность и ценность интеллектуального капитала заключается в его развитии, которое зависит от того, насколько масштабно компания может для этого организовать исследования и разработки, сконцентрировать необходимые интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы. Интеллектуальный капитал может развиваться только в рамках целенаправленной деятельности по созданию новой продукции и мероприятий, направленных на освоения новых товарных рынков. При :этом интеллектуальный ресурс нуждается в долговременности и системности своего структурного построения.

Структура интеллектуального капитала

представлена в организации следующими

компонентами [1]:

- Человеческий капитал - совокупность умственных способностей и нравственных устоев работников организации (знания, навыки, творческие способности, моральные ценности, культура труда);

- Организационный капитал - результаты

мысли тельной деятельности работников,

воплощенные в техническом и программном обеспечении, патентах, товарных знаках и знаках обслуживания, организационной структуре, документированных конструкторских,

технологических и управленческих решениях;

- Потребительский капитал - результаты мыслительной деятельности, достигнутые при взаимодействии с клиентами, воплощенные в

Львович Яков Евсеевич - ВИВТ, д-р техн. наук, профессор, тел. (4732) 72-73-63

Львович Игорь Яковлевич - ВИВТ, д-р техн. наук, профессор, тел. (4732) 72-73-63

Волкова Наталья Владимировна - ВИВТ, канд. физ.-мат. наук, тел. (4732) 72-76-74

информационной клиентской базе, клиентских контрактах и неконтрактных клиентских отношениях.

Человеческий капитал - это способность предлагать новые нестандартные решения, он источник обновления и прогресса. Главное предназначение человеческого капитала - создание и внедрение инноваций (продукта, технологии, системы или структуры управления). Человеческий капитал прирастает за счет использования максимального объема знаний сотрудников или обучения максимального числа сотрудников, способных принести пользу компании. Одним из показателей человеческого капитала компании, ее способности к инновационному развитию является удельный вес новой продукции в общем объеме продаж.

Для того чтобы человеческий капитал приносил эффективность, необходимо не только движение знаний, но и управление ими, нужна коллективная работа и, следовательно, нужна соответствующая организация, структура которая включала бы исследовательские центры, базы знаний и базы данных, маркетинг и товаропроводящие сети, механизмы

трансформации исследований и разработок в производство конкретной инновационной продукции широкого применения.

Организационный капитал составляют знания, которыми владеет организация, а не ее отдельные работники и представляет собой способность компании управлять своей организационной структурой, приспосабливаясь к меняющейся конъюнктуре рынка и одновременно изменяя ее в выгодном направлении, т.е. проявляется только в контексте стратегических целей компании. Организационный капитал включает в себя капитал инноваций, к которому относятся защищенные коммерческие права, интеллектуальная

собственность и другие нематериальные активы и ценности, обеспечивающие способность компании к обновлению и капитал процессов, который может быть представлен системами производства, сбыта, послепродажного обслуживания, совокупность которых формирует добавочную стоимость продукта для потребителя. Ценность

организационного капитала повышается с ростом

неопределенности и конкурентоспособности среды, в которой действует предприятие.

Потребительский капитал - это отношения

компании с потребителями ее продукции.

Потребление может быть как со стороны клиентов и заказчиков, так и само предприятие постоянно потребляет поступающие извне сырье, комплектующие материалы, информацию и другие необходимые для своего существования активы, требующиеся именно этому предприятию. Потребительский капитал характеризуется такими качествами, как степень проникновения,

распространение, постоянство, уверенность в том, что потребители и впредь будут отдавать

предпочтение данной компании. К

потребительскому капиталу принято относить: товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, деловую репутацию, организации-партнеров, клиентов, наличие постоянных покупателей, повторные контракты с клиентами и т.д.

Интеллектуальный капитал прирастает не за счет сложения трех перечисленных компонент или прироста только одной составляющей, а развивается на основе взаимодействия всех

составляющих, синергетических эффектов.

В последнее время все более значительной становится проблема обособления

интеллектуального капитала в самостоятельный объект экономических и управленческих отношений [3]. Интеллектуальные ресурсы

становятся главным ресурсом организации, определяющим ее конкурентоспособность и способность к развитию. При этом развитие первичного интеллектуального капитала,

основанного на ретроспективных результатах,

происходит в условиях инновационной экономики, для которой эффективной становится так называемая адхократия, характеризующаяся небольшими командами, постоянным обучением персонала, гибким разделением функций и

ответственности. Основным ее содержанием становится добровольное творческое участие персонала и всех контрагентов в процессе

постоянного совершенствования совместной

деятельности [1].

Дальнейшая капитализация интеллек-

туального капитала требует эффективного управления этим процессом. Для достижения наибольшего эффекта от вовлечения знаний и опыта работников необходимо развитие как интеллектуальных способностей, так и

организационных возможностей для их

использования. В современных корпоративных структурах развитие интеллектуального ресурса происходит в условиях единого информационного поля, образованного сетью пользователей информации в рамках корпоративной информационной системы (КИС). Особенностью сетей является необходимость вовлечения как можно большего круга участников для их эффективного взаимодействия. Чем больше знаний,

опыта, практических навыков работников вовлечены в решение проблемы, тем больше шансов на ее успешное разрешение и, собственно, прирост интеллектуального капитала. Основным становится коллективный режим формирования новых компонентов интеллектуального ресурса в среде КИС.

Возрастание роли сетевых технологий приводит к тому, что корпоративная структура становится частью единой сети со своими стандартами и нормами поведения. Сеть включает не только потребителей, но и других производителей данной отрасли, что увеличивает роль информационного обмена между предприятиями-конкурентами.

Эффект сетевого взаимодействия порождает новые явления [1]:

- в конкурентной среде побеждает не то решение, которое имеет лучшие результаты, а принятое большинством потребителей;

- при увеличении масштабов производства возрастает предельная полезность и растет доходность.

Таким образом, КИС, построенная на основе сетевых технологий, является базовой средой формирования и развития интеллектуального капитала. Однако широкое использование для этих целей КИС на базе традиционных, устоявшихся инструментальных средств в последнее время приводит к проявлению следующих негативных тенденций, замедляющих темпы развития корпоративного интеллектуального капитала:

- переоценка значимости ретроспективного интеллектуального ресурса и недооценка создания условий для интенсификации формирования нового ресурса как основы конкурентоспособности корпоративной структуры;

- упрощение структуры интеллектуального ресурса в форме одновариантного представления ее элементов и связей между ними вместо многоальтернативного [2], что сдерживает творческое участие персонала;

- снижение темпов роста результативности деятельности при увеличении членов сети;

- незащищенность от подвижности человеческого капитала, который может быть утерян с уходом ценных специалистов;

- запаздывание в опережающем по сравнению с конкурентами распространении в сети завершенных элементов интеллектуального капитала на рынке товаров и услуг;

- недостаточное соответствие сетевых возможностей традиционных КИС разнообразию сетевых потребностей корпоративных структур;

- неразвитость обеспечения эффективного взаимодействия экспертных и виртуальных компонентов интеллектуального ресурса при принятии конструкторских, технологических и управленческих решений;

- не в полном объеме имеется возможность реализации встроенных обучающих процедур,

ускоряющих действия персонала в развитии интеллектуального ресурса;

- неразвитость возможности гибкого разделения функций и ответственности персонала в формировании элементов интеллектуального капитала.

Для ускоренного преодоления этих тенденций возникает необходимость разработки КИС нового поколения, которые в полном объеме обеспечивают возможности для достижения эффективного развития интеллектуального капитала.

Корпоративная информационная система, прежде всего, должна отвечать требованиям комплексности и системности. Она должна охватывать все уровни управления от корпорации в целом с учетом филиалов, дочерних фирм, сервисных центров и представительств, до цеха, участка и конкретного рабочего места и работника. Весь процесс производства с точки зрения информатики представляет собой непрерывный процесс порождения, обработки, изменения, хранения и распространения информации. Каждое рабочее место - будь то рабочее место сборщика на конвейере, бухгалтера, менеджера, кладовщика, специалиста по маркетингу или технолога - это узел, потребляющий и порождающий определенную информацию. Все такие узлы связаны между собой потоками информации, овеществленными в виде документов, сообщений, приказов, действий и т. п. Таким образом, функционирующее предприятие можно

представить в виде информационно-логической модели, состоящей из узлов и связей между ними.

Такая модель должна охватывать все аспекты деятельности предприятия, должна быть логически обоснована и направлена на выявление механизмов достижения основной цели в условиях рынка -максимальной прибыли, что и подразумевает требование системности. Достаточно эффективное решение этой задачи возможно только на базе строгого учета максимально возможного обоснованного множества параметров и возможности многокритериальных

поливариантных анализа, оптимизации и прогнозирования - то есть комплексности системы.

Информация в такой модели носит распределенный характер и может быть достаточно строго структурирована на каждом узле и в каждом потоке. Узлы и потоки могут быть условно сгруппированы в подсистемы, что выдвигает еще одно важное требование к КИС - модульность построения. Это требование также очень важно с точки зрения внедрения системы, поскольку позволяет распараллелить, облегчить и, соответственно, ускорить процесс инсталляции, подготовки персонала и запуска системы в промышленную эксплуатацию. Кроме того, если система не создается под конкретное производство, а приобретается на рынке готовых систем, модульность позволяет исключить из поставки компоненты, которые не вписываются в инфологическую модель конкретного предприятия

или без которых на начальном этапе можно обойтись, что позволяет сэкономить средства.

Поскольку ни одна реальная система, даже если она создается по специальному заказу, не может быть исчерпывающей, в процессе эксплуатации может возникнуть необходимость в дополнениях. Учитывая, что на функционирующем предприятии могут быть уже работающие и доказавшие свою полезность компоненты КИС, следующим определяющим требованием является открытость. Это требование приобретает особую важность, если учесть, что автоматизация не исчерпываются только управлением, но охватывает и такие задачи, как конструкторское проектирование и сопровождение, технологические процессы, внутренний и внешний

документооборот, связь с внешними

информационными системами (например, Интернет), системы безопасности и т.п.

Любое предприятие существует не в замкнутом пространстве, а в мире постоянно меняющегося спроса и предложения, требующем гибко реагировать на рыночную ситуацию, что может быть связано, иногда, с существенным изменением структуры предприятия и номенклатуры выпускаемых изделий или оказываемых услуг. Кроме того, в условиях переходной экономики законодательство имеет не устоявшийся, динамично меняющийся характер. У крупных корпораций, к тому же, могут быть территориально удаленные подразделения, находящиеся в зоне юрисдикции других стран или свободных экономических зон. Это означает, что КИС должна обладать свойством адаптивности, то есть гибко настраиваться на разное законодательство, иметь разные языковые интерфейсы, уметь работать с различными валютами одновременно. Не обладающая

свойством адаптивности система обречена на очень непродолжительное существование, в течение которого вряд ли удастся окупить затраты на ее внедрение. Желательно, чтобы кроме средств настройки система обладала и средствами развития

- инструментарием, при помощи которого

программисты и наиболее квалифицированные пользователи предприятия могли бы самостоятельно создавать необходимые им

компоненты, которые органично встраивались бы в систему.

Предприятие, успешно функционирующее и получающее достаточную прибыль, имеет тенденцию к росту, образованию дочерних фирм и филиалов, что в процессе эксплуатации КИС может потребовать увеличения количества

автоматизированных рабочих мест, увеличения объема хранимой и обрабатываемой информации. Кроме того, для компаний типа холдингов и крупных корпораций должна быть возможность использовать одну и ту же технологию управления как на уровне головного предприятия, так и на уровне любой, даже небольшой входящей в него

фирмы. Такой подход выдвигает требование масштабируемости.

В процессе эксплуатации программной платформы, на которой функционирует корпоративная информационная система, по мере эволюции жизненных циклов необходимо ее (платформы) периодическое обновление. Поэтому одним из обязательных требований к КИС является переносимость, которая включает в себя:

1. совместимость с версиями ОС (возможность работы в среде различных версий одной и той же ОС, простота модификации для работы с новыми версиями ОС).

2. переносимость данных между различными версиями ОС.

3. соответствие стандартам переносимости. Такие стандарты включают документацию, коммуникации и пользовательский интерфейс, оконный интерфейс, языки программирования, языки запросов и др.

На определенном этапе развития предприятия рост требований к производительности и ресурсам системы может потребовать перехода на более производительную программно-аппаратную

платформу. Чтобы такой переход не повлек за собой кардинальной ломки управленческого процесса и неоправданных капиталовложений на приобретение более мощных прикладных

компонентов, необходимо выполнение требования мобильности.

Функциональные возможности информационной системы должны соответствовать максимально возможному количеству стандартов в области информационных технологий. При разработке информационной системы

предпочтительно использовать открытые

спецификации на части системы и интерфейсы взаимодействия между ними. Стандартизованность и дискретизация модульных единиц позволяет безболезненно заменять часть программноаппаратной платформы на продукты других поставщиков, или использовать сторонние инструменты, не теряя гарантии работы внедрённой КИС.

Простота в изучении - это требование, включающее в себя не только наличие интуитивно понятного интерфейса программ, но и наличие подробной и хорошо структурированной документации, возможности обучения персонала на специализированных курсах и прохождения ответственными специалистами стажировки на предприятиях родственного профиля, где данная система уже эксплуатируется.

Поддержка разработчика. Это понятие включает в себя целый ряд возможностей, таких, как получение новых версий программного обеспечения бесплатно или с существенной скидкой, получение дополнительной методической литературы, консультации по горячей линии, получение информации о других программных продуктах разработчика, возможность участия в семинарах, научно-практических конференциях

пользователей и других мероприятиях, проводимых разработчиком или группами пользователей и т.д. Естественно, что обеспечить такую поддержку пользователю способна только серьезная фирма, устойчиво работающая на рынке программных продуктов и имеющая довольно ясную перспективу на будущее.

Сопровождение. В процессе эксплуатации сложных программно-технических комплексов могут возникать ситуации, требующие оперативного вмешательства квалифицированного персонала фирмы-разработчика или ее представителя на месте. Сопровождение включает в себя выезд специалиста на объект заказчика для устранения последствий аварийных ситуаций, техническое обучение на объекте заказчика, методическую и практическую помощь при необходимости внести изменения в систему, не носящие характер радикальной реструктуризации или новой разработки. Подразумевается также установка новых релизов программного обеспечения, получаемого от разработчика бесплатно силами уполномоченной разработчиком сопровождающей организации или силами самого разработчика.

В свою очередь, прикладная система, каковой является КИС, выдвигает ряд требований к среде, в которой она функционирует. Средой

функционирования прикладной системы являются сетевая операционная система, операционные системы на рабочих станциях, система управления базами данных и ряд вспомогательных подсистем, обеспечивающих функции безопасности, архивации и т. п. Как правило, список этих требований и указания по конкретному набору системного программного обеспечения содержатся в документации по конкретной прикладной системе.

Особо следует остановиться на показателях, связанных с ориентацией на экспертную и виртуальную составляющие в структуре интеллектуального капитала и многоальтернативный характер представления его элементов при принятии решений. При этом под принятием решений будем понимать трехэтапную процедуру, включающую анализ исходной информации, подготовку к принятию решения и выбор решения, реализуемого на основе взаимодействия эксперта (экспертов) и компьютерной системы. Совокупность экспертных и компьютерных ресурсов составляет экспертно-виртуальную среду принятия решений.

В большинстве случаев экспертновиртуальная среда служит основой для выбора проектных и управленческих решений. При этом ведущая роль отводится эксперту: лицу,

принимающему решение (ЛПР), проектировщику, управленцу. В то же время компьютерный ресурс представляет во многих случаях не меньшую ценность, чем человеческий ресурс в формировании интеллектуального капитала проектной и управленческой деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на такую оценку значимости интегрированного интеллектуального ресурса компьютерной составляющей при принятии решений до сих пор отводится только вспомогательная роль, определенная еще в 70-80 годах прошлого века. В [5] это мнение нашло концентрированное выражение: автоматы,

обрабатывающие информацию, могут быть отличными помощниками при принятии решений, но только помощниками, не больше. В тоже время в [6] указываются и недостатки экспертов, заключающиеся в неспособности объяснить, каким образом они приходят к определенным решениям, прибегают к неточным и трудным выводам и предлагается на базе искусственных экспертных систем получить эквивалент человека-эксперта. В работе [4] указан более перспективный прогноз: только союз человека и ЭВМ, хорошо продуманная система человеко-машинных процедур является надежной гарантией повышения качества принимаемых решений.

Использование человеческого или компьютерного ресурса обычно связывается с тем, выполняется ли принятие решения формализованным или неформализованным путем. При этом в первом случае речь идет о решениях в высокой мере структурированных задач на основе достаточно четких алгоритмов, когда при обосновании выбранного решения используются формальные средства - математические методы и компьютерный ресурс. Во втором случае решения выбираются на основе мышления ЛПР, т.е. неформальным образом. В настоящее время наибольшее распространение получили частично формализуемые решения, когда компьютерный ресурс рассматривается в качестве интеллектуальной поддержки принятия решений ЛПР и основной вопрос состоит в том, как оптимально организовать диалог между человеком и ЭВМ.

Таким образом, сочетание формальных и неформальных методов обоснования решений предполагает широкое использование экспертных оценок и человеко-машинных процедур подготовки и принятия решений. Совокупность этих процедур предлагается рассматривать в качестве виртуального эксперта, а ЛПР, обладающих необходимым объемом знаний, интуицией и опытом, в качестве реального эксперта. Тогда

выбор наилучшего (оптимального, рационального) решения на множестве альтернативных вариантов определяется интегральной оценкой, основанной на объективном анализе, осуществленным

виртуальным экспертом, и субъективном понимании предпочтений со стороны реальных экспертов.

Экспертно-виртуальная среда создает

необходимые условия для равнозначного взаимодействия реальных и виртуальных экспертов по формированию интегрированного

интеллектуального ресурса.

Немаловажную роль в формировании и

развитии интеллектуального капитала играет

инновационная политика государства. Ее задача -обеспечить достаточные вложения, прежде всего в человеческий капитал, разработать механизмы его воспроизводства, а также распространение новых знаний, методов, технологий для достижения мирового уровня в стратегических отраслях. Одной из таких программ стала Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», рассчитанная на 2009-2013 годы, в рамках которой авторами данной статьи выполняется исследовательский проект.

Статья подготовлена по материалам научноисследовательского проекта «Разработка

технологии создания многоуровневых web-ориентированных систем нового поколения», Государственный контракт № П481 от 04.08.09.

Литература

1. Голубков Е.П. Технология принятия управленческих решений. - М.: Изд-во «Дело и сервис», 2005. - 544 с.

2. Интеллектуальные информационные системы / Воронеж. гос. техн. ун-т; Научн. ред. Я.Е. Львович. -Воронеж, 2001. - 135 с.

3. Интеллектуальный капитал - стратегический потенциал организации: учебное пособие / под ред. А. Л. Гапоненко, Т.М. Орловой. - М.: изд. Дом «Социальные отношения», 2003. - 184 с.

4. Курицкий Б.Я. Оптимальное решение? - это

очень важно! - Л.: Машиностроение, Ленингр.

отделение, 1984. - 126 с.

5. Науман Э. Принять решение - но как?: Пер. с нем. - М.: Мир, 1987. - 198 с.

6. Экспертные системы. Принципы работы и примеры: Пер. с англ./ А. Бруклич, П. Джонс и др.: Под ред. Р. Форсайта. - М.: Радио и связь, 1987. - 224 с.

Воронежский институт высоких технологий

THE EXPERT-VIRTUAL ENVIRONMENT OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE INTELLECTUAL CAPITAL

Y.E. Lvovich, I.Y. Lvovich, N.V. Volkova

Expert and virtual components in structure of the intellectual capital formed in the environment of corporate information systems

Key words: intellectual capital, information technology, corporate information system, expert-virtual environment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.