Научная статья на тему 'Экспертно-информационная система расчета и анализа тарифов теплоснабжающих предприятий'

Экспертно-информационная система расчета и анализа тарифов теплоснабжающих предприятий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
139
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Лукьянец А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспертно-информационная система расчета и анализа тарифов теплоснабжающих предприятий»

А.А. Лукъянец

ЭКСПЕРТНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ТАРИФОВ ТЕПЛОСНАБЖАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Региональная энергетическая комиссия Томской области

В процессе реформирования коммунального комплекса Томской области кратно возрос объем работы специалистов Региональной энергетической комиссии (РЭК) по расчету и установлению тарифов. В связи с чем руководством РЭК было принято решение о разработке программного комплекса «Система расчета и анализа тарифов для теплоснабжающих организаций» (далее ПКС).

Специалистами РЭК с использованием методики [1] был детально исследован и описан процесс экспертизы тарифов на тепловую энергию. Цели выполнения указанных работ были сформулированы следующим образом:

1. Для руководителей верхнего уровня:

- формирование эффективной системы управления;

- четкое разграничение ответственности и полномочий между руководителями и подразделениями;

- разработка показателей эффективности процессов и методик их оценки и анализа;

- создание механизмов непрерывного улучшения процессов организации;

- подготовка к созданию и внедрению ПКС в организации.

2. Для руководителей среднего уровня:

- разработка нормативных документов, регламентирующих процессы организации;

- создание механизмов непрерывного улучшения процессов;

- обучение персонала по вопросам, связанным с участием в процессах организации.

3. Для специалистов:

- создание инструкций и методик, определяющих деятельность специалистов в рамках организационных процессов;

- выявление дублирующих и нерациональных функций.

Типовой план описания процесса, реализуемого в конкретной организации, предполагает выполнение последовательности ряда этапов (рис. 1).

Из указанных этапов описания процесса наиболее наглядным и информативным результатом обладает этап построения графических схем процесса (рис. 2).

Исследование потоков входящей и исходящей информации, управляющих воздействий и ресурсов для каждой операции экспертизы позволило выявить и всесторонне проанализировать проблемную ситуацию, сложившуюся в технологии работы персонала РЭК при экспертизе тарифов [3].

Во внешнем документообороте ее создают:

- отсутствие оснований для требования строгого соблюдения правил предоставления документов;

- недостаточная мотивация персонала регулируемых предприятий в управлении документооборотом;

- несоблюдение форм предоставления информации (наличие недостоверной, дублирующей, неструктурированной, незаверенной информации);

- несвоевременное и неполное предоставление данных;

- большой объем предоставляемой разнотипной неструктурированной информации.

Применительно к внутреннему документообороту проблемную ситуацию создают:

- отсутствие единых и постоянных требований к формам внутренних документов;

- отсутствие возможности групповой (одновременной) работы с документами;

- значительный объем однотипной работы по обработке документов;

- нерациональное ведение архива большого объема документированной информации, затрудненный поиск и обращение к документам архива.

В соответствии с практикой внедрения системы управления бизнес-процессами на втором этапе, после описания процесса и выявления проблемной ситуации, была осуществлена разработка регламента экспертизы тарифов в РЭК Томской области и мер для его соблюдения, на основе которого осуществлена разработка технических требований к информационной технологии обработки и хранения предоставляемой информации, включая применение элементов электронного документооборота. Конечным итогом реализации информационной технологии должно стать создание и внедрение в деятельность РЭК проблемно-ориентированного функционального программного комплекса - ПКС, внедрение которого существенно облегчит труд экспертов и позволит приблизиться к выполнению требований стандартов обработки информации [3, 4].

ПКС должен обеспечивать следующие функции:

- ввод и хранение информации в базе данных за различные планово-отчетные периоды (нормативные показатели производства и потребления тепловой энергии, климатические параметры, характеристики тепловых сетей, значения тепловых потерь, прочие технические и экономические показатели, дополнительные комментарии);

- обработку, расчет и анализ данных (расчет экономически обоснованных тарифов, комплексных по-

Рис. 1. Типовой план описания выполнения работ в организации

Форма приказа

Разработать приказ по анализу дела

Ор 1

Информационные

материалы

Заявление

организации

Приказ об анализе

▼ ▼▼

Регламент рассмотрения дел

Форма приказа об открытии

Разработать решения и открыть дело Ор 2

Управление делами

График

Приказ об открытии

Методические указания,

нормативы,

законодательство

Юридический отдел

Дата правл.

Экспертиза и

—► согласование Согласо-

Дело на ванная

экспертизу Ор 3 смета ч

Указания,

администрации

Указания

правления,

претензии

предприятия

Правление Ор 4

Экспертное

заключение

Представители

организаций

Экспертное

заключение

Дело

Форма описи

Опись и сдача в архив

Ор 5

Члены

правления

Мотивированный

отказ

Утвержденный

тариф

Дело для архива

Публикация Ор 6

Опубл.

тариф

Ответственный по делу

Рис. 2. Декомпозиция контекстной диаграммы процесса экспертизы тарифов для предприятий ЖКХ

Э-аспвртийя

дора&отка результати (при

НМбВДНМОСПО

пснгамгспчй эофеьгтн шести рябспы

Гр^ІЛҐія-ДТітД. ■:.іі СІ 1-х1.

темное роста

ФОДОКрСОВ'Ме-

ютчітсм

чДнгіґшіТьтчйї>5Сй-

нклоченре:-

Черновик

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чЭМ'ПСрТШЖ

ДОКВДчОмь’П:*

ЧцрНЕНК ■ Л-РДНТОРС « іНКПнЗЧЄНУй..-

Эч;^чр-нвч

.псргйклча

Е-Ч&ТЗП

г I Г

Э.«ПСрПК>й 1 Ї ! I РКСлрДЦССМИС дсга I | УГКр>££й>4С 1

1 не товдгеннн 1 1 1 1 1 _ І Тй&лфй 1

Рис. 3. Технология расчета тарифа и формирования отчетов с использованием ПКС

казателей, проверка отклонений от прогнозных и базовых значений);

- формирование отчетов (справки, своды, черновики заключений, произвольные отчеты);

- конфигурирование системы (гибкое управление доступом, изменение структуры и связей таблиц и формата полей, внесение изменений в алгоритм расчета комплексных показателей, управление системой импорта-экспорта пользовательских данных).

В соответствии с функционалом участников процесса экспертизы тарифов осуществляется управление доступом к информации базы данных и непосредственно к функциям ПКС. Доступ к функциональным возможностям программного комплекса разделяется в соответствии с задачами, решаемыми конкретным сотрудником, между создаваемыми типовыми автоматизированными рабочими местами (АРМ)

управляющего делами, аудитора, эксперта и ЛПР (лицо, принимающее решения) правления РЭК.

Предоставляемый специалистам общесистемный сервис по индивидуальному обслуживанию АРМ сотрудников включает:

- доступ к данным о деятельности регулируемых предприятий, в том числе к результатам работы других экспертов в порядке, утвержденном регламентом экспертизы тарифов;

- анализ данных, удовлетворяющий заранее обозначенным требованиям экспертов и руководителей верхнего уровня;

- автоматическое формирование шаблонов отчетов в соответствии с утвержденными формами исходящих документов.

В части обеспечения общесистемного сервиса и ряда других возможностей при разработке АРМ функ-

ционального программного комплекса особое внимание уделено пользовательскому интерфейсу, приспособленному под решаемую специалистом задачу, а в справочной системе для пользователей - управлению доступом и правилам работы с базой данных.

Таким образом, применение современной информационной технологии будет способствовать поддержке процедурно и информационно каждой операции экспертизы тарифов, но в то же время роль эксперта в создаваемой интерактивной системе останется определяющей. То есть эксперт определяет во внешнем контуре управления процессом обработки информации сценарии обработки, включая определение состава и последовательности операций, детальность проработки и др. [3, 5].

Принята к реализации в РЭК Томской области технология расчета тарифа и формирования отчетов с использованием ПКС (рис. 3).

Следует отметить, что важнейшим элементом повышения эффективности работы РЭК с использованием ПКС является реализация специального клиентского модуля для регулируемых организаций, проведения обучения специалистов методике работы, что позволит, с одной стороны, обеспечить предприятия единым инструментом расчета тарифов, а с другой -

избежать нерационального дублирования и ручного ввода информации.

Внедрение элементов новых информационных технологий в процесс расчета тарифов и формирования экспертного заключения требует качественных организационных изменений в работе РЭК Томской области в целом. Внедрение ПКС в процесс экспертизы тарифов позволит обеспечить:

- снижение рутинных операций по вводу и обработке данных;

- ускорение приема и проверки предоставляемой информации;

- повышение достоверности и полноты предоставляемой информации;

- возможность заочного рассмотрения тарифов без участия представителей организаций, сокращение времени обработки и очередей клиентов;

- построение информационной основы для аналитической системы программного комплекса;

- рациональное ведение электронного архива данных.

Полученные результаты исследования были обсуждены на ежегодном семинаре, проводимом Некоммерческим фондом развития региональной экономики и РЭК для организаций коммунального комплекса, где получили высокую оценку.

Литература

1. Калянов Г.Н. Консалтинг при автоматизации предприятий. 3-е изд. М., 2002.

2. Черемных С.В. и др. Моделирование и анализ систем. ЮБР-технологии: практикум. М., 2002.

3. Ерофеев Е.Л., Лукьянец А.А., Ротарь В.Г. и др. Управление коммунальным комплексом: задачи, методы, инструменты: Науч.-практ. пос. Томск, 2005.

4. Ерофеев Е.Л., Лукьянец А.А., Ротарь В.Г., Шумский А.А. Информатизация принятия решений в стратегическом управлении инвестициями в теплоэнергетику региона (на примере Томской области) // Сб. тр. междунар. конф. по проблемам информатизации в третьем тысячелетии (к 10-летию образования Академии информатизации Республики Татарстан). Казань, 2004.

5. Ерофеев Е.Л., Лукьянец А.А., Ротарь В.Г. и др. Применение информационных технологий в управлении тарифной и инвестиционной политикой для энергоснабжающих организаций региона (на примере Томской области) // Сб. мат. IV Междунар. конф. «Современная электроэнергетика-2005». V Междунар. форум «ТЭК России. Региональные аспекты». 5-6 апреля 2005 г., Санкт-Петербург. СПб., 2005.

Е.А. Фролова

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА В РОССИИ

Томский государственный педагогический университет

В Российской Федерации идея социально ориентированной экономики переживает этап интенсивного развития. По мере стабилизации социально-экономического положения и политической ситуации, с появлением политического лидера с яркой харизмой, повышения (хотя и не очень значительного) уровня благосостояния населения стремление к получению сиюминутной выгоды от хозяйственных операций без учета последствий деятельности для общества заменяется желанием (стремлением) к налаживанию устойчивых взаимовыгодных контактов как на микро-, так и на макроуровне. В общественном сознании все прочнее укрепляется мысль о необходимости согла-

сованного взаимодействия всех экономических агентов для обеспечения экономической и социальной эффективности. С другой стороны, положение России в современном мире, обусловленное экспортноориентированной сырьевой составляющей производственной деятельности, заставляет переориентировать как государственную политику, так и повседневную деятельность на повышение качества воспроизводства для роста международной конкурентоспособности страны.

Вышеуказанные тенденции стимулируют рост социальной составляющей производственной деятельности в современной России, что проявляется в рос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.