Научный журнал • «PEM: Psychology. Educology. Medidne» • ISSN 2312-9352 (ОпИпе) № 3. - 2016
ЭКСПЕРТНАЯ РАБОТА В ПСИХОЛОГИИ, МЕДИЦИНЕ, ПЕДАГОГИКЕ
П.В. Сабанин
Московский финансово-юридический университет Главное управление Росгвардии по г. Москве
Представленный очередной номер журнала посвящен экспертной деятельности психологов. В последнее время очень часто можно слышать такое сочетание «эксперт-психолог», особенно активно психологов в качестве экспертов приглашают разного рода телепередачи. В связи с этим для обывателя становится привычным сочетание того, что психолог выступает в качестве эксперта. Но, что собой представляет в реалиях экспертная деятельность психолога? Неужели она так похожа на обывательское представление, так активно внедряемое в сознание масс благодаря средствам массовой информации? Конечно же нет.
Практическая работа психологов-экспертов и научные изыскания в области психологической экспертизы очень сильно отличаются от выступлений приглашенных в роли экспертов психологов. Здесь надо отметить, что представление о работе психологов в обществе еще не в полном объеме сформировалось как нечто важное и необходимое для функционирования общества. Люди с трудом, а за частую и вообще не могут отличить специфику работы психолога от врача-психиатра. Созвучие понятий «психология» и «экспертиза» еще более трудно воспринимаемо для непросвещенных в этой области людей. Более того многие психологи сами с трудом представляют, что такое экспертная деятельность, так как по базовой программе обучения в вузе этому не уделяют особого внимания. Между тем экспертная деятельность психолога многогранна и постепенно она завоевывает все новые отрасли человеческой деятельности.
Scientific e-journal • «PEM: Psychology. Educology. Medicine» • ISSN 2312-9352 (Online) № 3. - 2016
В ХХ веке в силу особенностей государственной политики психологии в России как науке и как практической деятельности пришлось пережить сложные времена. В силу этого психологические экспертизы в основном проводились в рамках медицинского освидетельствования, инженерной психологии и расследования уголовных дел. В остальных сферах общественной жизни экспертиза не была востребована из-за отсутствия социального «заказа». Переход к демократии и развитие общества в рамках демократических принципов показало и спровоцировало бурный рост гуманитарных наук, в том числе и психологии. Психолог, как специалист, стал востребован в разных отраслях человеческой деятельности. Более того, знания психологии используются в реализации множественных бизнес проектов, например, рекламный бизнес, продажи товаров и услуг. Наверное, самой востребованной отраслью для психологии можно считать систему образования. В процессе реализации общественных отношений, возникающих в сфере образования, психология становится инструментом, помогающим педагогам, родителям и администрации обеспечить наилучшие условия обучения обучающимся, способствующим успешному освоению образовательной программы, повышению эффективности образовательного процесса, и тем самым оптимизирующим и минимизирующим затраты на использование образовательных ресурсов. В данных условиях и в соответствии с предъявляемыми требованиями к результатам обучения психологическая экспертиза становится всё более востребована, так как она помогает определить соответствие выстроенной учебной программы индивидуальным психологическим особенностям обучающихся, определить на сколько безопасна образовательная среда для развития личности обучающихся, а также личностного и профессионального развития педагогов.
Научный журнал • «PEM: Psychology. Educology. Medicine» • ISSN 2312-9352 (ОпИпе) № 3. - 2016
Продолжает развиваться психологическая мысль в области судебной экспертизы, и это не удивительно. Российское право активно развивается и видоизменяется, советское наследие переосмысливается, вводятся новые правовые нормы. В силу этого возникают новые социальные потребности в правом урегулирование тех или иных общественных отношений, появляются новые нормы, направленные на социальную защиту населения в целом и гражданина, в частности. Постепенно гражданин становиться все более защищенным от любых противоправных действий. Психологов всё чаще привлекают в сопровождение процессуальных действий и не только в качестве экспертов. Более того, по некоторым процессуальным действиям присутствие психолога вообще является обязательным требованием, например, при допросе несовершеннолетнего в соответствии с частями 1 и 4 статьи 191 УПК РФ. В таких условиях психологическую экспертизу можно и надо рассматривать, как этап психологического сопровождения процессуальных действий.
В целом психологическая экспертиза становится всё более востребованной услугой в реализации общественных отношений, она позволяет сделать правильные выводы, помочь реализации идей, определить направление оказания психологической помощи. Для иллюстрации того, на сколько многопланово применение психологической экспертизы, предлагаем ознакомиться со статьями авторов в данном номере журнала.