Научная статья на тему 'ЭКСПЕРТИЗА В ОБЛАСТИ ЭТИЧНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ'

ЭКСПЕРТИЗА В ОБЛАСТИ ЭТИЧНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
211
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ЭТИЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / ЭТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ETHICAL CONSUMPTION / DIGITAL SOCIETY / ETHICAL EXPERTISE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бусуркина Ирина Петровна

Целью работы является рассмотрение концепта этичного потребления в рамках цифровой культуры, а также определить место этической экспертизы в этой области. Эта исследовательская задача раскрыта через ответы на несколько основополагающих вопросов: (1) как определяется этичное потребление в научном дискурсе; (2) как цифровая среда влияет на реализацию этичного потребления; (3) какие существуют возможности для применения этической экспертизы в сфере этичного потребления. Данная работа представляет собой обзор существующих тенденций в изучении этичного потребления, а также попытку рассмотреть этическую экспертизу как регулятор в области этичного потребления, чем и обусловлена научная новизна статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Бусуркина Ирина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethical consumption expertise: current state of art

The aim of this article is to consider the concept of ethical consumption in the framework of digital culture, as well as to determine the place of ethical expertise in this field. This research aim is revealed through answers to several fundamental questions: (1) how ethical consumption is determined in scientific discourse; (2) how the digital environment affects the realization of ethical consumption; (3) what are the possibilities for applying ethical expertise in the field of ethical consumption. This work is a review of existing trends in the study of ethical consumption, as well as an attempt to consider ethical examination as a regulator in the field of ethical consumption, which is the reason for the scientific novelty of the article.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРТИЗА В ОБЛАСТИ ЭТИЧНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ»

тельно организовать действительность в соответствии с божественным замыслом" [8]. Флоренский же больше выделяет тот момент, что активной силой преобразования является ноуменальная реальность,тогда как человек-творец играет хотя и важную, но все же второстепенную роль. Вместе с тем у каждого мыслителя присутствует и иная сторона - активно-деятельная идея у Соловьева и творящий художник у Флоренского. По-разному лишь расставлены акценты. При всех этих нюансах различения общим у Соловьева и Флоренского остается то, что теургическое искусство является действенным средством преображения бытия. Именно теургическое искусство, по их мнению, способно выражать в очищенном, идеализированном виде тот "существенный и вечный смысл жизни", который естественным образом присутствует в явлениях природного и человеческого мира лишь смутным и недостаточно выраженным образом [2, с. 399-400]. Итогом теургического творчества должно стать "совершенное воплощение... духовной полноты" в эмпирической действительности, создание, как говорил Соловьев, вселенского духовного организма" [Тамже, с. 398], свободного от

материальных процессов и причастного "бессмертию духовной сущности [Там же, с. 397].

Примечания:

1. Соловьев В. С. Критика отвлеченных начал // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1. - М., 1990. -С. 581-756.

2. Соловьев В. С. Общий смысл искусства // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т.2. - М., 1988. - С. 390405.

3. Флоренский П. А. Иконостас. - М., 1995. 254 с.

4. Бонецкая Н. К. П. Флоренский: русское гетеан-ство // Бонецкая Н. Русский Фауст XX века. - СПб., 2015.-С. 148-180.

5. Иванов В. И. О границах искусства // Иванов Вячеслав Иванович Родное и вселенское - М., 1994. -С. 199-217.

6. Флоренский П. А. Моленные иконы преподобного Сергия // Священник Павел Флоренский Троице-Сергиева Лавра и Россия: Сборник статей и исследований, посвященных Троице-Сер-гиевой Лавре и ее святыням. - М., 2014. - С. 179207.

7. Бычков В. В. Вячеслав Иванов. От символизма к; теургии // Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. - М., 2007. - С. 489-512.

8. Бычков В. В. Эстетика Владимира Соловьева как актуальная парадигма (опубликована: История философии. № 4. М.: ИФ РАН, 1999. С. 3 - 43) Электронный ресурс (URL: http://www.vehi.net/soloviev/ bychkov.html, дата обращения: 11.11.2019).

ОЭ

1-Н

О си

-0 Q-

LQ <

СО СО

г

S

141

ETHICAL CONSUMPTION EXPERTISE: CURRENT STATE OF ART

Busurkina Irina Petrovna, Postgraduate student, Institute of Philosophy, Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg

The aim of this article is to consider the concept of ethical consumption in the framework of digital culture, as well as to determine the place of ethical expertise in this field. This research aim is revealed through answers to several fundamental questions: (!) how ethical consumption is determined in scientific discourse; (2) how the digital en vironment affects the realization of ethical consumption; (3) what are the possibilities for applying ethical expertise in the field of ethical consumption. This work is a review of existing trends in the study of ethical consumption, as well as an attempt to consider ethical examination as a regulator in the field of ethical consumption, which is the reason for the scientific novelty of the article.

Keywords: ethical consumption; digital society; ethical expertise.

ЭКСПЕРТИЗА В ОБЛАСТИ ЭТИЧНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ *

Целью работы является рассмотрение концепта этичного потребления в рамках цифровой культуры, а также определить место этической экспертизы в этой области. Эта исследовательская задача раскрыта через ответы на несколько основополагающих вопросов: (!) как определяется этичное потребление в научном дискурсе; (2) как цифровая среда влияет на реализацию этичного потребления; (3) какие существуют возможности для применения этической экспертизы в сфере этичного потребления. Данная работа представляет собой обзор существующих тенденций в изучении этичного потребления, а также попытку рассмотреть этическую экспертизу как регулятор в области этичного потребления, чем и обусловлена научная новизна статьи. Ключевые слова: этичное потребление; цифровое общество; этическая экспертиза.

УДК 070 ВАК РФ 09.00.11

© Бусуркина И.П., 2019

БУСУРКИНА Ирина Петровна, аспирант, Институт Философии, Санкт-Пе тербургский государственный университет, Санкт-Петербург

* Исследование выполнено в рамках гранта РФФИ №18-011-00673А "Методология этической экспертизы".

Многие изменения в современном обществе, которые произошли в культурных и социальных практиках, возникли благодаря широкому распространению информационных и цифровых технологии?. В различных научных источниках они характеризуются терминами неолиберализм, глобализация, сетевое общество, технокультура и так далее [1]. Равно как и другие явления общественной жизни, практики потребления также претерпели значительные изменения, превратившись в масштабное движение, которое получило название "этичное потребление". Это сложная и зачастую противоречивая активистская практика, которая оспаривает неустойчивое и несправедливое растрачивание ресурсов, предлагая альтернативные и иногда радикальные методы потребления [2][3].

В данном контексте цифровая среда все шире и чаще используется как место контроля и рационализации повседневной жизни. Целью данной работы является рассмотрение концепта этичного потребления в рамках цифровой культуры, а также определить место этической экспертизы в этой области. Данную исследовательскую задачу мы раскрываем через ответы на несколько основополагающих вопросов: как определяется этичное потребление? Как цифровые возможности влияют на его реализацию? Как этическая экспертиза может быть применена к сфере этичного потребления?

Термин "этичное потребление" ещё не получил однозначной трактовки как в западной, так и в российской научной литературе. В общем виде феномен "этичного потребления" вызван следующим широким спектром проблем, взаимосвязанных друг с другом: обеспокоенность общества относительно приобретаемых товаров, социальных и этическихусловии? производства, ответственности компании?, а также способов утилизации продуктов, возрастающий спрос на практики "простой и экологичной" жизни. Все эти потребности нового общества создали условия для социально ответственного потребления или экологически сознательного потребления.

Несмотря на то, что в общественных науках стали обращать внимание на эти тенденции еще с 60-х годов прошлого столетия, современная тенденция к изучению потребительского поведения, основанного на нравственных ценностях, появляется только в начале 2000-х годов, рассматривая его как одно из новейших направлений социального движения [4]. По сей день в исследованиях этичного потребления

нет выдающихся теорий, лишь различные объясняющие тенденции. Приведем несколько подходов, которые составляют основу для его интерпретации.

В научной литературе по философии, социологии и экономике можно выделить несколько расхожих направлений [5]: рынок "здоровой" еды (с акцентом на органические продукты); развитие сообществ независимых производителей (поддержка местных поставщиков); справедливая торговля (равномерное предложение для развивающихся стран); забота о животных; экологическая устойчивость; "зеленый" политический и гражданский активизм.

По подходам все исследования можно разделить на:

- теории потребительского поведения, выявление этических намерений, условий и барьеров для потребительского выбора на разных уровнях участия покупателей и производителей [6] [7];

- этичное потребление сквозь призму теории о заботе, а также дебаты о том, как сохранить моральную ответственность действия в условиях географической удаленности от объекта заботы [8][9];

- этичное потребление как аскезис, практика самости, посредством которой потреби-тел ь уп ра вляет сво им бла госостоя нием. Со гла с-но поздним теориям Мишеля Фуко, это новый идеал для потребительской свободы [10];

- влияние этичного потребления на показатели благосостояния и качества жизни [11][12].

- особенности и сравнение географически разбросанных сообществ ответственного потребления, расширение прав и возможностей (empowerment) потребителей в данных сообществах [13];

- этичное потребление как ответ на проблему справедливости, которая тесно связана со многими вопросами, касающимися чрезмерной формы потребления и этикой социальных последствий [14];

- этичное потребление сквозь призму теорий формирования идентичности М. Арчер и работу К. Коффа, которые получают продолжение в теоретическом объяснении генеративный механизм, который порождает этические потребительские практики и идентичности [15];

- критика этичного потребления: критичес-ко-реалистический подход [16].

Суммируя существующие тенденции, можно заключить, что в этике преобладают следующие объясняющие подходы: (1) изучение

поведенческих установок (biases) ответственных потребителей и регулирование деятельности производителей и рекламодателей; (2) анализ составляющих благосостояния, уровня жизни, свобод и этика заботы о "другом"; (3) самоидентификация ответственных потребителей и их связь с мировым сообществом; (4) критика существующих практик этичного потребление и исследование последствий.

В российском научном дискурсе тематика этичного потребления остается скудной и не раскрытой, и в основном рассмотрена социологами [17]. Отчасти это объяснимо нераспространенностью этичных практик потребления среди широких масс населения России. Согласно масштабному социологическому исследованию, которое приводится в статье исследовательницы М.А. Шабановой (2015 год) [18], в практиках этичного шопинга, то есть покупке товаров с учетом соблюдения производителями этических и экологических норм, участвовало меньше 20%опрошенных,а в бойкотах неэтичным производителям и утилизации отходов экологичными способами всего 11%. Среди основных проблем названа высокая стоимость этичных товаров, невысокий уровень гражданской активности и ответственности, а также большую проблему составляет то, что население мало информировано о способах этичного потребления. Проблему информирования населения призваны решить современные цифровые технологии.

Цифровое и этичное потребление

В начале статьи упоминался термин техно-культуры, под которым мы понимаем совмещение культуры и технологий [19]. Они внесли существенные изменения в социальные движения, в том числе и в практики этичного потребления. Это связано, в том числе, с глобальным охватом производящих компаний населения, а также посредством высокой степени связанности индивидов друг с другом, которые потенциально могут создавать сообщества ответственных потребителей.

Цифровые технологии сделали этичное потребление доступным широким массам населения благодаря процессу "оцифровки" - превращения аналоговых ресурсов, предоставляющих доступную для поиска этическую информацию о продуктах, в цифровой формат. Руководства потребителя давно перестали существовать в виде текста, графические варианты стали доступны с помощью различных мобильных приложений, которые продолжили техно-политический сдвиг в концептуализации этического потребителя.

Этот вопрос имеет особое значение в контексте этического потребления, которое содержит в себе внутреннее противоречия между тем, чтобы быть, с одной стороны, высоко индивидуализированным способом потребительского выбора и, с другой стороны, общественного движения, выступающее за преобразование экономики и социальных практик.

Таким образом, в цифровом контакте культура потребления не может быть отчуждена от гражданских инициатив, которые участвуют в его производстве [20]. Исследователь движения за цифровые права Г. Постиго приходит к выводу, что во всех цифровых контекстах пользователи должны обязательно быть активистами - это условие современного гражданства.

Цифровые источники предназначены не только для обеспечения потребления, они также предназначены для формирования самого* потребителей, направляя его к определенным формам этичного потребления. Таким образом, цифровые ресурсы могут также рассматриваться как инструмент усиления индивидуализации ответственности. Их можно рассматривать как новую форму цифрового управления, ориентированного на воспроизводство определенной и узкой предметной позиции: "этического потребителя". Или, наоборот, они могут потенциально выступать в качестве ресурсов, способствующих возникновению более радикальных форм потребительской активности.

В настоящее время существует различие между двумя видами цифровых ресурсов, посвященных этическому потреблению. Первыми из этих цифровых ресурсов являются те, которые подтверждают полномочия внешних органов предоставлять этическую законность продукта или услуги. И напротив, второй набор цифровых ресурсов характеризуются попытками вовлечь пользователей в разговор друг с другом и позволить пользователям вносить информацию.

Современные приложения (¡Recycle, Fair Trade, Free2Work) создают условия активным ответственным потребителям (которые выходят за рамки простого покупателя) для превращения этичного потребления в коллективную политику, а также вносить вклад в знание того, что является этичным, а что - нет [21 ].

С точки зрения первого набора цифровых ресурсов, индивид представлен как "внимательный" и, возможно, политизированный потребитель, который, будучи мотивирован на выбор определенного вида потребления, должен обратиться к "надежным" источникам эти-

оэ

1-Н

о си

-0 Q-

LQ <

СО СО

г

S

143

ческой информации. Что касается второго вида цифровых ресурсов, основанная на исследованиях информация не отклоняется, но этичное потребление опосредовано участием активистов общества ответственных потребителей, которые санкционируют, легитимизируют "этическую" информацию, которая предлагается другим пользователи приложения.

Когда потребители следуют сценариям этих приложений, используя их в повседневной практике, приложения оказывают давление на потребителей, заставляя их действовать "этично", проблематизирует потребление различными способами и одновременно наделяет потребителей свойствами агента, который может решить эту задачу самостоятельно.

Проблемы этичного потребления и этическая экспертиза

Однако существуют серьезные препятствия для поддержания практик этичного потребления. Прежде всего, они касаются противозаконных действий производителей и сокрытия важной информации от потребителей.

В научной литературе нет четко артикулированного освещения применения этической экспертизы в сфере этичного потребления, однако намечаются определенные тенденции. В рамках корпоративного дискурса этическая экспертиза применима при случаях так называемого "зеленого камуфляжа",анализ которого описан в работе Э. Джонса [22]. Это форма маркетинга, при котором используется экологическая символика, однако его целью является введение в заблуждение потребителей относительно истинной цели производителя. Поэтому "зеленый камуфляж" возникает тогда, когда такие представления противоречат фактической экологической репутации компании. Таким образом, эта практика существует на стыке этического дискурса, который противоречит корпоративной практике.

Отсутствие фактической информации о действительныхусловиях производства, выходящей за рамки того, что предлагается в рекламе компании, делает невозможным оценить законность требований ответственных потребителей по соблюдению этических норм. Отсутствие доступа к полным отчетам компаний, наряду с широко распространенным скептицизмом в отношении экологической рекламы, препятствует адекватной оценке потребителями компаний, которые стремятся к соблюдению этических норм в своем производстве. Добровольные действия компаний по обнародованию таких данных отсутствуют, и поэтому основное внимание следует уделять поддерж-

ке усилий, направленных на то, чтобы требовать регулярного предоставления экологических данных местным организациям ответственных потребителей, которые затем делают информацию доступной для общественности.

Здесь следует отметить, что и сами ученые, изучающие этические аспекты деятельности компаний, неизбежно обнаруживают, что данные о корпоративном поведении страдают либо от фальсификаций, либо от значительных финансовых конфликтов интересов между увеличением прибыли и поддержанием этичных способов производства. Надежная информация, которая может быть проверена независимыми третьими лицами, по большей части недоступна.

Однако это не отменяет необходимую частичную передачу полномочий для создания и управления такими взаимодействиями пользователей тем, кто является экспертом в области цифрового потребления. То есть, это и может бытьта область пересечения этичного потребления и цифровой политики - этическая экспертиза электронных ресурсов. Примером такого приложения является GSG Ethical Shopping, которое инициировано Организва-цией исследований корпоративной этики (The Ethical Company Organization). Его алгоритмы ранжируют предприятия на основе их этических норм и позволяет клиентам сравнивать компании, производящие аналогичные продукты, а также получать дополнительную справочную информацию по этим вопросам. Однако эти алгоритмы работают не сами по себе - их курируют эксперты в области этичного производства, потребления и сами ответственные потребители, совместными усилиями создавая основу для морального ориентирования.

Использование этих приложений делает повседневную жизнь проблематичной из-за каждодневного процесса этизации. Потребление морализировано, поскольку оно всегда опирается и воспроизводит представления о том, как должно быть организовано общество, и что считается хорошей жизнью. Этическое измерение потребления, однако, не всегда столь явно. Таким образом, дело не в том, чтобы люди сами по себе становились более этичными, а в том, чтобы заново формулировать повседневную практическую нравственную позицию, подкрепляемую маркетологами, неправительственными организациями и политиками.

В заключение следует отметить, что все эти меры не делают однозначных заключений для

осуществления моральных выборов. Скорее, цифровые ресурсы работают для облегчения этических рассуждений, чтобы помочь потребителям в их выборе. Для потребителей это часто означаетэтическую простоту. Цифровые ресурсы, в том числе приложения, этизируют потребление различными способами и опираются на различные измерения этического.

Предметом следующего исследования может служить анализ этих измерений. Это может быть потребительский ландшафт города, в котором локации (например, кафе и рестораны) квалифицируются как этичные или нет. Торговые операции тоже могут рассматриваться как этическая дилемма. Например, потребителям часто приходится выбирать между экологической устойчивостью и трудовыми вопросами или справедливостью. Также этичное потребление может выходить за привычные рамки покупок и возвращать к практикам повседневной жизни, таким как стирка, уборка и садоводство, которые также имеют воздействие на окружающую среду.

Литература:

1. Humphery К. and Jordan Т., "Mobile moralities: Ethical consumption in the digital realm," J. Consum. Cult., vol. 18, no. 4, pp. 520-538, Nov. 2018.

2. Littler J., "Radical consumption: shopping for change in contemporary culture". Open University Press, 2009.

3. Holt D.В., "Constructing Sustainable Consumption: From Ethical Values to the Cultural Transformation of Unsustainable Markets," Ann. Am. Acad. Pol. Soc. Sci., vol. 644, no. 1, pp. 236-255, Nov. 2012.

4. Gulyas E., "Interpretations of ethical consumption," Rev. Sociol., vol. 14, no. 1, pp. 25-44, Jun. 2008.

5.Tallontire A."Ethical consumers and ethical trade: a review of current literature. Natural Resources Institute (NRI), Chatham, UK.," GOV.UK. [Online: https:/ /www.gov.uk/dfid-research-outputs/ethical-consumers-and-ethical-trade-a-review-of-current-literature-natural-resources-institute-nri-chatham-uk], [Accessed: 22-Nov-2019].

6. Kushwah S., Dhir A. and Sagar M., "Understanding consumer resistance to the consumption of organic food. A study of ethical consumption, purchasing, and choice behaviour," Food Qual. Prefer., vol. 77, pp. 1-14, Oct. 2019.

7. Szmigin I. "The conscious consumer: taking a flexible approach to ethical behaviour - 2009 -International Journal of Consumer Studies - Wiley Online Library." [Online]. Available: https:// onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/j.1470-6431,2009.00750.x. [Accessed: 16-Nov-2019].

8. Barnett C. "Consuming Ethics: Articulating the Subjects and Spaces of Ethical Consumption - 2005 - Antipode- Wiley Online Library." [Online]. Available: https://onlinelibrary.wiley.eom/doi/abs/10.1111/ j.0066-4812.2005.00472.x. [Accessed: 16-Nov-2019].

9. AriztiaT.,Agloni N.and Pellandini Simanyi L.,"Ethical living: relinking ethics and consumption through

care in Chile and Brazil," Br. J. Sociol., vol. 69, no. 2, pp. 391-411,2018.

10. Quastel N., "Ethical Consumption, Consumer Self-Governance, and the Later Foucault," Dialogue Can. Philos. Rev. Rev. Can. Philos.,vol. 47, no. 1, pp. 25-52, ed 2008.

11. Ganglmair-Wooliscroft G. and Wooliscroft В., "Well-Being and Everyday Ethical Consumption," J. Happiness Stud., vol. 20, no. 1, pp. 141-163, Jan. 2019.

12. Delistavrou A. "Exploring ethical consumption in different geographical places | Emerald Insight." [Online]. Available: https://www.emerald.com/ insight/content/doi/10.1108/EMJB-10-2018-0059/ full/html. [Accessed: 23-Nov-2019].

13. Papaoikonomou E. and Alarcon A., "Revisiting Consumer Empowerment: An Exploration of Ethical Consumption Communities," J. Macromarketing, vol. 37, no. 1,pp. 40-56, Mar. 2017.

14. Kalajtzidis J. "Ethics of social consequences and ethical issues of consumption: Human Affairs." [Online]. Available: https://www.degruyter.com/view/ j7humaff.2017.27.issue-2/humaff-2017-0015/humaff-2017-0015.xml. [Accessed: 16-Nov-2019].

15. Manyukhina Y. "Ethical Consumption: Practices" and Identities: A Realist Approach, 1st Edition (Hardback) - Routledge," Routledge.com. [Online]. Available: https://www.routledge.com/Ethical-Consumption-Practices-and-ldentities-A-Realist-Approach-1st/Manyukhina/p/book/9781138895539. [Accessed: 16-Nov-2019].

16. Manyukhina Y., Emmel N. and Middlemiss L., "Exercising moral agency in the contexts of objective reality: toward an integrated account of ethical consumption," J. Theory Soc. Behav., vol. 47, no. 4, pp. 418-434, Dec. 2017.

17. Троцук И.В., Давыденкова E.C., "Феномен этического консьюмеризма: специфика социологической интерпретации и особенности современного бытования," Вестник Российского Университета Дружбы Народов Серия Социология, no. 1, 2015.

18. Шабанова М.А., "Этичное потребление в России: профили, факторы, потенциал развития," Вопросы экономики, 20-Мау-2015. [Online]. Available: https://www.vopreco.ru/jour/article/view/79. [Accessed: 16-Nov-2019].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Giddings S., Lister M. "The New Media and Technocultures Reader: 1st Edition (Paperback) -Routledge," Routledge.com. [Online]. Available: https://www.routledge.com/The-New-Media-and-Technocultures-Reader-lst-Edition/Giddings-Lister/ p/book/9780415469142. [Accessed: 22-Nov-2019].

20. Postigo H. "The Digital Rights Movement | The MIT Press." [Online], Available: https:// mitpress.mit.edu/books/digital-rights-movement. [Accessed: 23-Nov-2019].

21. Fuentes С. and S?rum N., "Agencing ethical consumers: smartphone apps and the socio-material reconfiguration of everyday life," Consum. Mark. Cult., vol. 22, no. 2, pp. 131 -156, Mar. 2019.

22. Jones E„ "Rethinking Greenwashing: Corporate Discourse, Unethical Practice, and the Unmet Potential of Ethical Consumerism," Sociol. Perspect., vol. 62, no. 5, pp. 728-754, Oct. 2019.

<T>

i-H

О cu

-О Q-

LQ <

CO CO

=r

г

s

145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.