СОЦИОЛОГИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 1. С. 206-211.
УДК 316.422.6
О.Е. Ноянзина, Н.П. Гончарова, С.Г. Максимова
ЭКСПЕРТИЗА СОЦИАЛЬНЫХ УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ*
Представлены результаты экспертизы региональной специфики перманентно устойчивых угроз социальной безопасности в шести субъектах Российской Федерации. Особое внимание уделено выделению общих характеристик угроз социальной безопасности, проявление которых концентрируется в социальной сфере исследуемых регионов.
Ключевые слова: социальная безопасность, социальные риски, опасности, угрозы, экспертиза социальной безопасности.
Современная социальная реальность отличается насыщенной событийностью и динамизмом. Главный итог ХХ столетия - не технические достижения и радикальные геополитические перемены, а возникновение новых рисков и угроз [1]. Общество риска - это общество катастроф, в котором чрезвычайное положение грозит стать нормой жизни, а зло становится тривиально повседневным. У. Бек выделяет три измерения угроз, которые несет в себе глобальное общество риска. Каждое из них следует собственной логике конфликта, поднимает или вытесняет свои темы, устанавливает или отбрасывает свои приоритеты. Во-первых, это экологические кризисы, во-вторых, - глобальные финансовые кризисы, в-третьих, - террористические угрозы, исходящие от транснациональных террористических сетей [2]. Таким образом, повседневность глобального общества риска возникает и существует как осознание проблем глобальных последствий цивилизационных процессов, неважно, какую форму глобальности они имеют.
Безопасность современной повседневной жизни, нарушаемая взрывами, катастрофами и терактами, становится одним из дефицитных благ существования. Понимая под социальными угрозами безопасности общества опасности на стадии готовности нанесения урона существующей совокупности мер по защите интересов страны и народа в социальной сфере, разрушения социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образ жизни в соответствии с потребностями прогресса нынешних и будущих поколений, можно заключить, что социальная безопасность общества не может быть обеспечена только политикой и действиями официальных и неофициальных властных институтов. Разработка механизма противодействия социальным рискам, т. е. концепции социальной безопасности, должна опираться на четкие представления об опасностях и угрозах, с которыми он (механизм) призван иметь дело. В общем плане социальные опасности можно свести в три группы [3]: а) опасности для социальной сферы, идущие от других сфер общественной жизни - от политической, экономической, военнооборонных дел, вредных духовный веяний и т. п.; б) опасности, вытекаю-
Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ по государственному контракту № 02.740.11.0360 по теме «Социальные риски воспроизводства девиаций и социальная безопасность населения России: проблемы взаимообусловленности и трансформации в современных условиях кризисного состояния общества», государственному заданию «Социальная безопасность региональных социумов: концептуальный анализ», РГНФ (проект «Трансформация социальной безопасности региональных социумов в контексте распространения «социальных болезней» в современной России», грант №12-03-00301а).
© О.Е. Ноянзина, Н.П. Гончарова, С.Г. Максимова, 2013
щие из социальной сферы, для экономики, политики, экологии, военной безопасности и т. д.; в) опасности внутри социальной сферы для самой себя.
Показатели и индикаторы социальных опасностей и угроз выстраиваются в три уровня: первый характеризует объективное социально-экономическое положение и напряжение отношений между различными социальными группами, второй - их действия, третей - мысли и чувства, устремления и цели. В качестве признаков (симптомов) социальных опасностей могут выступать:
а) предварительные явления и процессы, сигнализирующие об опасностях и угрозах;
б) комплекс объективных данных об их эволюции; в) обобщенные сведения о выступлениях и представлениях индивидов, социальных групп, общества по этому поводу.
Группы «а» и «б» представляют объективные, а группа «в» - субъективные показатели и индикаторы. Субъективные показатели - это отражение реальных опасностей и угроз в сознании людей, различных общностей. Объективные сопровождаются экспертной оценкой текущих социальных, экономических и политических процессов. При этом объективные и субъективные показатели могут быть в противоречии, когда рост первых сопровождается снижением вторых в оценке процессов, дезинформации и дезориентации со стороны соперничающих сил.
В ноябре 2009 - феврале 2010 г. специалистами факультета социологии Алтайского государственного университета в шести регионах Российской Федерации (Алтайский край, Красноярский край, Калининградская область, Новосибирская область, Республика Бурятия, Ставропольский край) в рамках выполнения государственного контракта № 02.740.11.0360 «Социальные риски воспроизводства девиаций и социальная безопасность населения России: проблемы взаимообусловленности и трансформации в современных условиях кризисного состояния общества» проведено социологическое исследование методом экспертного опроса представителей федеральных и региональных органов исполнительной и представительной власти, органов местного самоуправления, представителей научной и педагогической общественности (п = 120). В качестве одной из задач исследования предполагалось выявление региональной специфики перманентно устойчивых социальных угроз безопасности населения. Рассмотрим подробно этот вид угроз безопасности, роль и содержание которых определяется общественной значимостью.
Анализ экспертных оценок1 показывает, что социально-экономические и политические процессы, происходящие в стране, конечно, накладывают свой отпечаток на параметры выделенных экспертами домини-
рующих социальных рисков (например, последствия мирового финансово-экономического кризиса, затянувшиеся с 1990-х гг. прошлого века процессы общественной трансформации, неравномерная модернизация производственного «наследия» советского периода), но, тем не менее, доминирующее значение имеет региональная специфика контекста социальной безопасности, обусловленная вышеперечисленными особенностями.
Так, выделяя основные проблемы региона, эксперты Республики Бурятия на первое место ставят проблемы экономического характера, обусловленные высокой степенью дотационности региона, проблемы сферы труда (безработица населения, в том числе скрытая, отсутствие достаточного количества рабочих мест) и в целом низкий уровень жизни населения региона с низкой заработной платой и растущими ценами на основные продукты питания и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса, а вследствие этого неразвитость социальной инфраструктуры. Эксперты подчеркивают, что многие проблемы жизни населения региона, в том числе проблемы социального здоровья населения, ухудшающаяся ситуация с алкоголизаций населения - производные от проблем сферы экономики, в которой отсутствует элемент развития и модернизации, особенно - в сфере производства. Экономика Бурятии в целом депрессивна, в регионе отсутствуют кадры с инновационным мышлением, их не привлекают возможности реализации себя именно в этой республике. «Нужны лидеры экономики. Экономическая мысль должна бурлить... депрессивность региона не создала этих людей» (ЗВ.03.011, стр. 1). Поэтому, отмечается экспертами, в республике высоко значение показателя миграционного оттока населения, преимущественно за счет наиболее молодой и перспективной части населения, которая покидает республику в поисках трудоустройства и лучших условий для жизни.
На втором месте среди наиболее актуальных эксперты видят проблемы распространенности социальных девиаций среди населения региона (алкоголизация населения и высокий уровень преступности, особенно среди несовершеннолетних), подчеркивая, что основным фактором воспроизводства риска такого вида девиантного поведения является экономическое неблагополучие девиантов: «находят выход... в злоупотреблении алкоголем...» (ИВ.03.008,
стр.1), «Кризисные времена и, поэтому преступность» (ИВ.03.015, стр.1).
Выделены и проблемы демографического развития республики - большая миграционная убыль населения, сокращение продолжительности жизни населения, «дестаби-лицация института семьи» (МС.03.016,
стр. 1), а также проблемы безопасности окружающей среды.
По мнению экспертов, при выделении основных угроз социальной безопасности в Алтайском крае очевидно выявляется региональная специфика: географическая
удаленность от «горячих» точек, очагов межэтнической, религиозной напряженности: «По сравнению с центром Югом Европейской части, то у нас относительно безопасно» (ОО.22.004, стр. 1), «Конечно, безопасно по сравнению с Северным Кавказом. Да и вообще, в целом если речь идет об опасности для жизни, то, наверное, у нас риск не такой существенный по сравнению с другими регионами России» (ОО.22.006, стр. 1) и дотационность региона, провоцирующая миграционную убыль населения, отток высококвалифицированных, преимущественно молодых, кадров: «потеря людей, которые могли бы стать костяком для подъема Алтайского края» (НА.22.019,020, стр. 1); низкий уровень доходов населения в целом, усиливающий социальную напряженность; неконкурентоспособность края, ориентирующегося на аграрный сектор, по сравнению с «передовыми» промышленными регионами.
Некоторые респонденты в качестве фактора обеспечения социальной безопасности отмечают «специфический менталитет жителей Алтайского края», выражающийся в стремлении сохранить мир, гармонию, низкой протестной активности, тенденции решать проблемы «мирным» путем, что должно снижать степень опасности возникновения социальной напряженности.
Первое ранговое место в ряду социальных опасностей занимают экономические проблемы Алтайского края: проблемы моногородов (например, г. Рубцовск), растущая безработица, в том числе в государственной сфере, падение доходов большинства населения, убыточная экономика сельскохозяйственной отрасли. На втором месте - угрозы правовой сферы: «низкая (правовая защищенность)... это связанно прежде всего с незнанием людьми своих прав... нежеланием и боязнью отстаивать их в суде... в органах правопорядка... возможности для нарушения прав граждан у нас высоки и это вина общей правовой просвещенности и неверия в правовые институты» (ОО.22.006, стр. 3). На третьем месте - социальные угрозы, такие как слабость внутренних социальных связей сообщества, низкая способность к самоорганизации, недостаточная развитость институтов гражданского общества, отсутствие механизмов межсекторного взаимодействия: «...вяло текущая борьба с попытками органов власти задавить неформальную активность» (ЗВ.22.003,
стр. 3).
В экспертных оценках основных угроз для региона представителей Ставрополь-
ского края также прослеживается обусловленность ситуации экономикой края, ее сельскохозяйственной ориентированностью, высокой долей сельскохозяйственных производств, тем, что край «отстает по экономическим показателям от многих регионов» (ЗВ.26.002, стр.1) и, вследствие этого, «неразвитостью промышленности» (ИВ.26.008, стр.1). Общей проблемой также является и проблема безработицы, где наиболее уязвимой опять-таки видится молодежь.
Экспертами выделены и проблемы экологии, возникающие в крае потому, что «(природа) задействована в хозяйственный оборот. в девяносто восьми процентах», а это «очень плохой показатель. Это проблема развития... сельского хозяйства, состояние. рыбной сельскохозяйственной продукции» (ИВ.26.020, стр.1). Также имеет место и распространение социальных девиаций - «наркомания, алкоголизм» при общем «невежестве общества, разврате, насилии» (ОО.26.003, стр.1) и отсутствии <здорового образа жизни, вообще физкультуры, спорта, культуры» (МС.26.005, стр.1).
Однако, в отличие от двух ранее описанных регионов, в Ставропольском крае очевидно проявляется угроза межнациональных конфликтов, которая усугубляется отсутствием «должного уровня правовой и правозащитной культуры» населения (ЗВ.26.002, стр.1). Практически все эксперты отметили, что в ряду проблем края проблемы, связанные межнациональными, межэтническими и межконфессиональными отношениями, являются наиболее острыми, край отличает «четко выраженная... групповая. разрозненность...» и при этом «зависимость» политических отношений от групповых интересов. По мнению некоторых экспертов (НП.26.001, стр.1), вопрос национальных отношений стоит настолько остро, что его развитие «вообще не подлежит обсуждению». Сложившаяся в Ставропольском крае ситуация оказывает существенное влияние на «социальное разделение», причем не только по критерию материальной обеспеченности и власти, нои по критерию принадлежности к той или иной национальной или этнической группе (МС.26.001, стр.1).
Иные проблемы выделены экспертами Калининградской области. Наиболее волнуют жителей региона, по мнению экспертов, визовые проблемы. В силу особенностей географического положения (отсутствие сопредельных границ с другими регионами Российской Федерации, территориальная обособленность) в Калининградской области весьма актуальны проблемы, связанные с получением Шенгенской визы, позволяющей свободно перемещаться по территориям государств - участников ЕС. Сложившаяся геополитическая ситуация также обостряет проблемы, связанные с осознанием истори-
ческого наследия, усилением ощущений отчужденности от своих сограждан и распада некогда единой большой страны: «ощущение какого-то... исторического груза, который нужно на себе тянуть. Ну, я не виноват, что там у них были эсэсовцы, да... а у нас НКВД» (НП.39.019, стр. 1-4). Не менее актуальна и проблема миграции, однако в несколько ином ключе, нежели в Алтайском крае и Республике Бурятия. Калининградская область столкнулась с притоком мигрантов, в основном трудовых. Несмотря на наличие положительных моментов, связанных с притоком молодых квалифицированных кадров в регион, эксперты видят отрицательные стороны усиливающейся трудовой миграции в область в том, что «миграция... усиливает конкуренцию за рабочие места... В основном (мигранты) - это весьма успешные люди... Не социальные отбросы... И демонстрируют... в среднем более высокую дееспособность... чем наше (коренное) население» (НП.39.019, стр. 1-4).
По сравнению с выделенными ранее проблемами, проблемы социально-экономического развития, преодоления кризисных явлений в стране в целом отходят в сознании экспертов на второй план. Среди проблем экономического характера выделены высокая стоимость энергоносителей для потребителей региона, обусловленная опять же географическим положением, что повышает «стоимость транспортировки», и, соответственно, высокие тарифы на услуги ЖКХ, а также в целом завышение цен на все виды товаров по причине того, что они являются «завозными» (3В39 002, стр.1). По оценкам экспертов, область «не может поддержать себя экономически», поскольку «не развита промышленность внутри региона» (ЗВ39 001, стр. 14).
Общими угрозами для Калининградской области является ухудшение состояния здоровья населения, низкое качество услуг здравоохранения, отсутствие культуры здоровья и здорового образа жизни, недоступность высокотехнологичной медицинской помощи, алкоголизация населения, распространение проституции и наркомании, экологические проблемы (эрозия почв, низкое качество питьевой воды).
Проблемные зоны Красноярского края, выделенные экспертами, скорее носят социе-тальный характер, нежели выявляют региональные особенности социальной безопасности. Так, эксперты выделили проблемы:
- функционирования политической сферы жизни общества, связанные с непрозрачностью системы властных отношений, отсутствием прозрачной системы оценки качества управления, коррупцией на всех уровнях организации власти, необходимостью переориентации политики государства на сглаживание различий между обеспеченными и необеспеченными слоями населе-
ния, между городом и селом, центром и периферией, «отсутствием. спортивной политики... большого спорта в крае практически нет» (НП.24.015, стр. 1-2), несовершенством системы организации охраны правопорядка;
- функционирования социальной структуры: проблемы организации системы дошкольного образования (отсутствие мест в детских садах), совершенствования системы пенсионного обслуживания в целом, организации системы профилактики алкоголизма, особенно среди женщин репродуктивного возраста и молодежи, развития социальной инфраструктуры, содействия профессиональной ориентации молодежи, отсутствия социального жилья;
- функционирования производственной сферы: несмотря на то, что большая часть экспертов подчеркивает относительное экономическое благополучие региона, опасность заключается в его превращении в сырьевой придаток более развитых регионов. В качестве выхода из сложившейся ситуации эксперты предлагают развитие производственного потенциала региона, создание или модернизацию собственных производств;
- духовно-культурной сферы: «деграда-
ция мировоззрения людей», поскольку «на сегодняшний день утрачена идеология в обществе, а отсюда, конечно, проблема зависимости, проблема демографии.» (ОО.24.008, стр. 1), проблемы воспитания подрастающего поколения, необходимости возрождения культа семьи, семейственности и семейных отношений;
- развития сельскохозяйственного потенциала региона, рационализации использования лесных ресурсов;
- развития и использования преимуществ геополитического положения Красноярского края (положение «между севером и югом, западом и востоком») (НП.24.006, стр. 2).
Не чужды региону и проблемы, связанные с «низким жизненным уровнем большей части жителей края, особенно. не жителей города Красноярска», плохим обеспечением жильем населения, ростом цен, прежде всего на услуги ЖКХ (МС.24.012, стр. 1), но сами эксперты классифицируют их как проблемы «общероссийского» масштаба, наряду с «плохим состоянием дорог» (ЗВ.24.020, стр. 1).
В оценках проблем региона экспертов Новосибирской области рефреном звучат два аспекта - проблемы экономики, благосостояния населения и проблемы распространенности различного рода социальных девиаций.
Среди экономических опасностей выделены: низкий уровень заработной платы большинства населения, задержки ее выплат, растущая безработица и проблема, которую отметили большинство экспертов -
обеспеченность старости. Среди проблем распространенности социальных девиаций и девиантного поведения отмечены: употребление психоактивных веществ, в том числе курительных смесей, растущая наркотизация и алкоголизация населения, вовлечение населения в проституцию и преступность.
На третьем месте по частоте упоминаний проблема духовно-культурного развития современной новосибирской молодежи, духовной «инфантильности населения и молодого населения, в большей степени... Они идут либо за стереотипами, либо просто плывут по течению. Что выливается в будущем в разочарование от того, что с ними происходит.», <«закрытости, неис-
кренности отношений» между людьми (ОО.54.009, стр. 1-2), развития системы
культурно-досуговых учреждений. Среди актуальных проблем отмечена также проблема «недостаточного качества здравоохранения» (НП.54.005, стр. 1-2) и упадка промышленного производства.
В качестве критериев выделения именно этих угроз социальной безопасности выступает их определяющая роль в формировании социального самочувствия населения региона, социальной безопасности населения и в целом качества жизни, а также то, что выделенные экспертами проблемы, по их оценкам, отражаются на жизни каждого отдельно взятого индивида, «накладывает отпечаток на то, как мы одеваемся, как мы питаемся и, в конечном счете, - это наше здоровье» (НП.03.017, стр.1), составляют основу жизнедеятельности, а устранение этих угроз «определит вектор будущего развития общества» (ЗВ.03.014, стр. 1). Именно эти угрозы, полагают эксперты, «выступают теми факторами, которые запускают механизмы деструкции как на уровень личности, на уровень социума и так выше» (НП.22.008, стр. 1), они направлены на воспроизводство социальных рисков индивидуального уровня «направлены на человека, на его безопасность, на его спокойствие, на его здоровье...» (НП.22.009, стр. 1).
Обращает на себя внимание восприятие экспертами причин выделения проблем, характерных для Ставропольского края. Сложившуюся опасность разжигания межнациональных страстей эксперты воспринимают как неизбежную неуправляемую данность, отличающую многие мультинациональные общности: «всегда были эти проблемы, но эти проблемы в настоящее время более ярко высветились в связи с тем, что экономическая ситуация изменилась»
(МС.26.002, стр. 1), «мы живем в таком регионе» (ИВ.26.008. стр. 1), «это ситуативная характеристика... и вот они (проблемы)... как бы... определены... постсоветским все таки, это постсоветское. Ну. результат
постсоветской истории» (НП.26.007, стр. 1), а «национальный вопрос. не решается ни-коем образом» (МС.26.001, стр. 1). «Это связанно с большим количеством проживающих, наверно, национальностей, а может быть даже, национальных меньшинств. Потом, скорее всего, это очень низкий уровень жизни этих национальных меньшинств, проживающих в регионах, которые. создают нам дополнительные проблемы... и у многих... чувство безопасности связанно с неверием и нежеланием верить в возможности государства и. правоохра-
нительных структур эту безопасность обеспечить» (НП.26.019, стр. 1).
Социальная сфера является одним из важных направлений угроз безопасности на уровне интересов субъектов всех уровней социальной организации. Но процесс осознания этих угроз и накопления в социальной сфере российского общества реальных опасностей и в государственно-управленческой практике, и особенно в массовом сознании подчинен более общим задачам обеспечения национально-государственной безопасности. Характер угроз и опасностей в социальной сфере имеет собственные особенности и качественные отличия, а сама социальная сфера является интегрированным направлением национальной безопасности и включает в себя такие важные аспекты безопасности личности, общества и государства, как общесоциальный, социально-психологический, культурный и социали-зационный, медико-социальный и др. [4].
Выделим наиболее общие характеристики угроз социальной безопасности, проявление которых концентрируется в социальной сфере исследуемых регионов. Несмотря на то, что среди рассмотренных регионов с рядом проблем отчетливо выделяется Ставропольский край с высокой подверженностью межнациональным конфликтам и конфликтам на почве межрелигиоз-ной неприязни, анклавная Калининградская область со специфическими проблемами, обусловленными уникальной геополитической ситуацией, и благополучный в отношении «обеспеченности» регионального
бюджета Красноярский край, общими тенденциями являются: снижение жизненного уровня подавляющего большинства населения; резкое усиление зависимости от компенсационных мер социальной защиты, увеличение нуждаемости в социальной помощи и поддержке в различных формах; критический уровень потенциала основных социальных отраслей (здравоохранения, образования, культуры), что создает реальную угрозу деформации процессов социализации; критический уровень потенциала развития промышленного производства, отсутствие механизмов модернизационного развития производств; нарастание негативных тенденций в социальной структуре общест-
ва, усиление процессов люмпенизации и маргинализации; отмеченная во всех регионах организационная слабость системы социального управления на уровне страны, регионов и муниципалитетов; отсутствие необходимых механизмов стимулирования экономической активности населения, усиление негативных демографических тенденций -постарение населения, миграционный отток молодежи, высокая смертность населения, сокращение продолжительности жизни; распространенность настроений социальной апатии, безысходности, социальная и гражданская пассивность населения в целом.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Использованы данные экспертного опроса в шести регионах Российской Федерации. Данные представлены в следующем виде: ХХ.УУ.000, стр. 0, где ХХ - буквенный код секторальной принадлежности эксперта (ЗВ - законодательная власть (п = 24), ИВ - исполнительная власть (п=24), ОО - общественная организация (п = 24), НП - научно-педагогическая общественность
(n = 24), МС - органы местного самоуправления (n = 24), УУ - код региона, в котором проживает эксперт (03 - Республика Бурятия, 22 - Алтайский край, 24 - Красноярский край, 26 - Ставропольский край, 39 - Калининградская область, 54 - Новосибирская область), 000 - порядковый номер интервью в пределах региона(001, 002,..., 020), стр. 0 - код места расположения ответа в тексте транскрипции интервью.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Яновский Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М. : Academia, 1999. 358 с.
[2] Бек У. Что такое глобализация? URL: http://www. ido.rudn.ru/ffec/philos/chrest%5Cg18%5Cbek. html (дата обращения: 27.04.2011).
[3] Серебрянников В., Хлопьев А. Социальная безопасность России. М., 1996. 352 с.
[4] Мугулов Ф.К. Теоретико-методологические и прикладные аспекты социологического анализа безопасности личности в современной России : монография. Сочи : Изд-во СГУТиКД, 2003. 303 с.