Научная статья на тему 'Экспертиза состояния и обеспечение прочностной надежности станин прокатных станов'

Экспертиза состояния и обеспечение прочностной надежности станин прокатных станов Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
187
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНИНА ПРОКАТНОГО СТАНА / НЕОГРАНИЧЕННАЯ ДОЛГОВЕЧНОСТЬ / ПРЕДЕЛ ПРОЧНОСТИ / ВНЕЗАПНОЕ РАЗРУШЕНИЕ / ЭКСПЕРТИЗА / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Зуев Евгений Александрович, Воробьёв Александр Константинович, Волков Алексей Юрьевич

Рассмотрена одна из основных причин разрушения станин прокатных станов. Показан комплекс работ по обеспечению прочностной надежности станин действующих прокатных станов, который включает два этапа: экспертизу состояния на данный момент эксплуатации и модернизацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Зуев Евгений Александрович, Воробьёв Александр Константинович, Волков Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспертиза состояния и обеспечение прочностной надежности станин прокатных станов»

ЭКСПЕРТИЗА СОСТОЯНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЧНОСТНОЙ НАДЕЖНОСТИ СТАНИН ПРОКАТНЫХ СТАНОВ Зуев Е.А.1, Воробьёв А.К.2, Волков А.Ю.3

1Зуев Евгений Александрович - аспирант, кафедра робототехники, мехатроники, динамики и прочности машин;

2Воробьёв Александр Константинович - аспирант, кафедра гидромеханики и гидравлических машин;

3Волков Алексей Юрьевич - магистрант, кафедра робототехники, мехатроники, динамики и прочности машин, Национальный исследовательский университет

Московский энергетический институт, г. Москва

Аннотация: рассмотрена одна из основных причин разрушения станин прокатных станов. Показан комплекс работ по обеспечению прочностной надежности станин действующих прокатных станов, который включает два этапа: экспертизу состояния на данный момент эксплуатации и модернизацию.

Ключевые слова: станина прокатного стана, неограниченная долговечность, предел прочности, внезапное разрушение, экспертиза, модернизация.

На металлургических заводах России большинство прокатных станов находится в эксплуатации 30-40 и более лет. Для обеспечения современных технико-экономических требований, предъявляемых к действующему оборудованию, возникает необходимость увеличения производительности и получения новых сортаментов, что связано, в первую очередь, с увеличением силы, воспринимаемой несущими деталями клетей прокатных станов. Кроме того, с увеличением сроков эксплуатации число проходов с номинальными и пиковыми нагрузками достигает своих предельных значений по критерию усталостной прочности материала силовых деталей прокатного стана. Поэтому для обеспечения дальнейшей длительной надежной работы действующих прокатных станов необходимо оценить и обеспечить прочность основных силовых деталей этих станов.

Наиболее металлоемкой и трудоемкой по условиям изготовления, транспортировки и монтажа деталью прокатного стана является его станина. Так станина двухклетьевого непрерывного стана 2800 имеет массу 115 т, станина клети кварто стана 5000 имеет массу 330 т. В то же время практика эксплуатации показывает, что длительные простои линий производства проката, значительные расходы на ремонт и запасные части связаны именно с разрушением станин клетей прокатных станов [1]. Во многих случаях тяжесть последствий аварийной ситуации усугубляется внезапностью произошедшего разрушения. «Внезапность» объясняется тем, что конструктивные концентраторы, где возникают максимальные напряжения, превышающие предел прочности материала по усталости, расположены в недоступных для прямого наблюдения местах. В этом случае длительные процессы возникновения и роста трещины усталости остаются незамеченными и проявляются в виде «внезапного» разрушения после достижения трещиной усталости критического размера.

В [1] показано, что в станине прокатного стана максимальные напряжения возникают в верхней поперечине на поверхности радиусной галтели, месте перехода контактной площадки в вертикальную круговую поверхность отверстия под гайку нажимного винта. На рис. 1 схематично представлена верхняя поперечина станины прокатного стана с отверстием диаметром ё для размещения нажимного винта и диаметром Б для размещения гайки нажимного винта.

Рис. 1. Верхняя поперечина станины прокатного стана: d - вертикальное отверстие для размещения нажимного винта; D - вертикальное отверстие для размещения гайки нажимного винта; R - радиусная галтель от опорной поверхности под гайку нажимного винта к вертикальной цилиндрической поверхности

Максимальные напряжения возникают на поверхности радиусной галтели R, которая недоступна для прямого наблюдения. Длительный рост трещин усталости, оставаясь незамеченным, приводит к «внезапному» разрушению станины.

В [1] показано, что при Rid < 0,1 максимальные напряжения смакс превышают предел прочности материала по усталости о0, что дает запас прочности n = Со/омакс<1 и делает закономерным возникновение и рост усталостных трещин. В [2] для станины блюминга 1100 КМК представлена зависимость максимальных напряжений, возникающих на поверхности радиусной галтели от величины её радиуса, подтверждающая возможность возникновения трещины в радиусной галтели при определенных режимах эксплуатации. Поэтому для предупреждения «внезапных» разрушений станин действующих прокатных станов необходимо провести экспертизу их состояния с учетом конструктивных особенностей и условии эксплуатации конкретной станины. По результатам экспертизы, в случае необходимости, разрабатываются и внедряются технические решения, обеспечивающие дальнейшую длительную надежную работу действующих прокатных станов. Покажем комплекс работ по обеспечению прочностной надежности действующих станин на примере станин клети № 2 стана 1700.

Рабочая клеть № 2 в составе оборудования стана 1700, спроектированная и изготовленная «НКМЗ» (Украина), рассчитана на максимальную силу прокатки 20 МН. В рамках интенсификации производства необходимо увеличить максимальную силу прокатки до 30 МН.

Для оценки прочности станин и установления зон возможного возникновения трещин проводится расчет напряженного состояния станин с учетом реальных геометрии и условий нагружения. Станины клетей прокатных станов имеют сложную геометрическую форму и работают в силовом контакте с сопряженными деталями, поэтому метод расчета должен позволять находить как геометрические и силовые граничные условия в зонах контакта отдельных деталей, так и величины максимальных напряжений в зонах конструктивных концентраторов. Для решения этих задач выбран метод конечных элементов (МКЭ), реализованный в программном комплексе ANSYS.

Станина имеет 2 плоскости симметрии, что позволяет представить математическую расчетную модель в виде 1/4 части станины (рис. 2). Нагрузка прикладывается в виде равномерно распределенного давления на поверхность контакта верхней поперечины станины с гайкой нажимного винта и на контактную поверхность нижней поперечины станины с подушкой нижнего опорного валка. Граничные условия на перемещения накладываются по плоскостям симметрии. Станины клети выполнены из литой стали 25Л, поэтому для расчета были приняты

модуль упругости Е= 2,1-105 МПа и коэффициент Пуассона д=0,27. Сила, приложенная к модели, соответствует номинальной нагрузке на клеть 20 МН, что дает распределенную нагрузку в зоне контакта с нажимной гайкой 60,3 МПа, и в зоне контакта с подушкой опорного валка 16,3 МПа.

Рис. 2. Расчетная модель станины стана 1700

Результаты расчета показали, что в станинах стана 1700 наибольшие напряжения омакс = Oi = 370 МПа возникают на поверхности галтели радиусом 3 мм (см. рис. 2) в зоне контакта верхней поперечины станины с гайкой нажимного винта. Напряжения в остальных конструктивных концентраторах станин не превышают 100 МПа.

Станины клетей работают в условиях отнулевого цикла нагружения. В справочной литературе нет данных об усталостных испытаниях образцов стали 25Л, вырезанных из крупногабаритных отливок. В [3] представлены результаты таких испытаний для стали 35Л. Материалы станины из стали 25Л и отливки для образцов из стали 35Л близки по химсоставу, механическим свойствам и технологии изготовления, поэтому для оценки прочности станины стана 1700 использованы результаты для стали 35Л, полученные в [3]: предел выносливости при симметричном цикле с_1 = 96 МПа, при отнулевом цикле с0 = 190 МПа.

По расчетным значениям максимальных напряжений и результатам усталостных испытаний получаем для станин стана 1700 запас прочности по усталости п = Со/ Смакс=190/370 = 0,51<1. При запасе прочности по усталости п<1 возникновение и развитие трещин усталости, приводящее к «внезапному» разрушению станин, является закономерным.

Второй этап экспертизы состояния станин включает в себя исследование натурных станин методами неразрушающего контроля. Состояние станин стана 1700 в зоне радиусной галтели КЗ (см. рис.2), где по расчету максимальные напряжения превышают предел прочности материала по усталости, было проверено методом вихретокового контроля. Результаты контроля показали, что в правой станине клети в радиусной галтели К3 возникла трещина, имеющая протяженность в окружном направлении 265 мм и глубину 35 мм. Дальнейшая эксплуатация станины с трещиной неизбежно приведет к разрушению станины и длительной остановке стана.

Точный подсчет времени эксплуатации до полного разрушения станины невозможен вследствие статистического разброса усталостных характеристик материала и отсутствия закономерностей, связывающих рост трещины с напряженным состоянием в ее вершине. Поэтому для обеспечения дальнейшей безотказной работы станин необходимо осуществить их модернизацию с обеспечением неограниченной долговечности галтельных переходов как при проектной, так и при увеличенной в 1,5 раза нагрузке на станины.

Модернизация станины заключается в изменении геометрии радиусной галтели с заглублением ее в вертикальную стенку отверстия диаметром 700 мм для установки гайки нажимного винта (рис. 3). Спрофилированная галтель позволяет снизить напряжения в концентраторе в 3,36 раза с 370 МПа до 110 МПа (рис. 4), что дает запас прочности по усталости п = с0/ смакс=190/110=1,73. При увеличении силы прокатки до 30 МН запас прочности по усталости будет равен п=1,15>1, что также обеспечивает неограниченную долговечность станины.

Рис. 3. Конструкция галтельного перехода с заглублением в вертикальную стенку отверстия для установки гайки нажимного винта

/Ш 110

110.016

- 47.777 -90.4896 -33.2023 24.0851 81.3725 -119.133 -61.846 -4.55857 52.7288

Рис. 4. Напряженное состояние (а1, МПа) галтельного перехода с заглублением в вертикальную стенку отверстия для установки гайки нажимного винта

Выполнение галтели с поднутрением стенки отверстия под гайку нажимного винта осуществляется на месте мобильным расточным станком. После выполнения галтели с поднутрением проводится повторная дефектоскопия поверхности галтели. Обнаруженные трещины завариваются по специальной технологии без предварительного подогрева и последующей термообработки материала станины.

Максимальный экономический эффект достигается своевременным (до момента возникновения трещин) проведением экспертизы состояния станины и внедрением конструктивно-технологических решений, устраняющих причину ее разрушения. Выводы

1. Значительное число внезапных разрушений станин, вызывающих длительные простой линий производства проката, расходы на ремонт и запасные части, связано с возникновением и развитием трещин усталости в радиусной галтели зоны контакта верхней поперечины станины с гайкой нажимного винта.

2. Устранение причины возникновения трещин и обеспечение долговечности станин без ограничения времени эксплуатации достигается изменением геометрии радиусной галтели с заглублением ее в вертикальную стенку отверстия для установки гайки нажимного винта.

3. Изменение геометрии радиусной галтели не требует изменения конструкции и первоначальной компоновки деталей нажимного устройства, осуществляется на месте с применением мобильного расточного оборудования.

Список литературы

1. Иванова Н. С. Конкурентная стратегия компании // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 2 (42). С. 99-101.

2. Морозов Б.А. Моделирование и прочность металлургических машин. Машгиз, 1963. С. 284.

3. Морозов Б.А., Коновалов Л.В., Сурков А.И. и др. Комплексное изучение условий нагружения и напряженного состояния станины блюминга 1100 КМК// Труды 1-ой конференции по расчетам на прочность металлургических машин, М. Сб. № 24, 1969. Т. 2. С. 3-16.

4. Маслова О.А. Развитие навыков быстрого решения через применение равносильных переходов // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 6 (36). С. 25-29.

5. Волков А.Ю. Формула для горизонтального смещения опоры фермы под действием равномерной нагрузки по верхнему поясу // Научный альманах, 2017. № 2-3(28). С. 250-253.

6. Берлизева А.Е. Прокатные станы // Вопросы науки и образования, 2017. № 2 (7). С. 73-75.

7. Кирсанов М.Н. Аналитическое выражение для прогиба балочной фермы со сложной решеткой // Моделирование и механика конструкций. 2016. № 4. С. 4.

8. Юлдашев В.А., Юлдашева Л.В. Формирование основных САПР компетенций в сфере техники и технологий в учебном процессе технического университета // Вопросы науки и образования, 2017 № 5 (6). С. 38-40.

9. Волков А.Ю. Расчет на усталостную прочность станины прокатного стана // Вопросы науки и образования, 2018. № 1 (13). С. 34-35.

10. Волков А.Ю. Устройство для диагностики состояния коммутации коллекторных электрических машин // Academy, 2017. № 12 (27). С. 20-22.

11. Волков А.Ю. Определение тематики запроса, используя модели данных // Проблемы современной науки и образования, 2018. № 1 (121). С. 5-11.

12. Волков А.Ю. Определение коэффициентов запаса по усталостной прочности основания пресса 80МН // Academy, 2018. № 2 (29). С. 29-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.