Научная статья на тему 'Экспертиза образовательных результатов по цифровым портфолио подростков в Международном детском центре «Артек»'

Экспертиза образовательных результатов по цифровым портфолио подростков в Международном детском центре «Артек» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ЦИФРОВЫЕ ПОРТФОЛИО / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PEDAGOGICAL EXPERTISE / EDUCATIONAL RESULTS / DIGITAL PORTFOLIOS / SOCIOCULTURAL ACHIEVEMENTS / PERSONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косых Н. А.

Происходящие в системе образования изменения, в первую очередь его его цифровизация, переход к компетентностно-ориентированным программам все это требует новых форм и критериев оценки образовательных результатов школьников. В статье описаны отборочные процедуры, инструментарий и принципы действия автоматизированной системы рейтингования образовательных результатов подростков для поощрения бюджетной путевкой в Международный детский центр «Артек». Представлен анализ деятельности МДЦ «Артек» по выполнению Поручения Правительства для объективного поощрения на федеральном уровне наиболее талантливых и социально активных подростков. Проанализирована разработка прозрачного механизма выявления лидеров образовательных результатов, социокультурных достижений детей, критерии оценки и механизмы цифрового портфолио. Целью исследования стала экспертиза рейтинговой оценки образовательных результатов и определение потенциала использования федеральной базы цифровых портфолио для повышения эффективности образовательной политики. Эмпирическая база составила 423 546 цифровых портфолио, представляющих на рейтинг 4 593 504 социокультурных достижения ребят из всех регионов России. Экспертиза цифровых портфолио была направлена на анализ образовательных результатов, личностных компетенций и стратификацию социокультурных достижений. Методологической основой экспертизы стали системно-квалиметрический, деятельностный, компетентностный подходы. Использовались методы сравнительного, количественного и качественного анализа, герменевтические методы экспертизы, а также контент-анализ цифровых портфолио. Результаты экспертизы позволили оценить потенциал федеральной базы цифровых портфолио школьников для модернизации системы образования «Артека». Экспертиза показала целесообразность и эффективность автоматизированной системы анализа цифровых портфолио для процедур поощрения подростков путевкой в «Артек». Ресурс детских лагерей и федеральных центров целесообразно использовать для развития личностных компетенций подростков, компенсируя дефициты формального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXAMINATION OF EDUCATIONAL RESULTS IN THE DIGITAL PORTFOLIO OF ADOLESCENTS AT THE INTERNATIONAL CHILDREN’S CENTER ARTEK

Changing the anthropology of education, digitalization of education, the transition to competency-based programs all this requires new forms and criteria for assessing the educational results of students. The article describes the selection procedures, tools and operating principles of an automated system for rating educational results of adolescents to encourage a budget ticket to the Artek International Children's Center. The article presents an analysis of the activities of the ICC Artek in order to fulfill the Government Order to objectively promote at the federal level the most talented and socially active teenagers in Artek. The development of a transparent mechanism for identifying leaders of educational results, children's socio-cultural achievements, evaluation criteria and mechanisms of the digital portfolio is analyzed. The aim of the study was to assess the rating of educational results and determine the potential for using the federal database of digital portfolios to increase the effectiveness of educational policy. The empirical base was 423 546 digital portfolios representing the rating of 4 593 504 sociocultural achievements of children from all regions of Russia. The examination of digital portfolios was aimed at the analysis of educational results, personal competencies and the stratification of sociocultural achievements. The systematic qualimetric, activity-based, and competency-based approaches became the methodological basis of the examination. We used methods of comparative, quantitative and qualitative analysis, hermeneutical methods of examination, as well as content analysis of digital portfolios. The results of the examination made it possible to assess the potential of the federal database of digital portfolio of students for the modernization of the Artek education system. Examination has shown the feasibility and effectiveness of an automated system for analyzing digital portfolios for procedures for encouraging adolescents with a ticket to Artek. The resource of children's camps and federal centers should be used to develop the personal competencies of adolescents, compensating for the deficits of formal education.

Текст научной работы на тему «Экспертиза образовательных результатов по цифровым портфолио подростков в Международном детском центре «Артек»»

НАУЧНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Н. А. Косых

Аспирант Института стратегии развития образования РАО, заместитель генерального директора по образовательным проектам ООО «Артек тур», г. Москва

E-mail: natko19@yandex.

Natalia A. Kosykh

Postgraduate student, Institute for strategy of education development of the Russian Academy of education, Deputy general director for educational projects, Artek Tour LLC, Moscow, Russia

УДК 37.04 Б 01: 10.24411/2071-6427-2020 -10028

Экспертиза образовательных результатов по цифровым портфолио подростков в Международном детском центре «Артек»

Происходящие в системе образования изменения, в первую очередь его его цифровизация, переход к компетентностно-ориентированным программам — все это требует новых форм и критериев оценки образовательных результатов школьников. В статье описаны отборочные процедуры, инструментарий и принципы действия автоматизированной системы рейтингования образовательных результатов подростков для поощрения бюджетной путевкой в Международный детский центр «Артек». Представлен анализ деятельности МДЦ «Артек» по выполнению Поручения Правительства для объективного поощрения на федеральном уровне наиболее талантливых и социально активных подростков. Проанализирована разработка прозрачного механизма выявления лидеров образовательных результатов, социокультурных достижений детей, критерии оценки и механизмы цифрового портфолио. Целью исследования стала экспертиза рейтинговой оценки образовательных результатов и определение потенциала использования федеральной базы цифровых портфолио для повышения эффективности образовательной политики. Эмпирическая база составила 423 546 цифровых портфолио, представляющих на рейтинг 4 593 504 социокультурных достижения ребят из всех регионов России. Экспертиза цифровых портфолио была направлена на анализ образовательных результатов, личностных компетенций и стратификацию социокультурных

Как цитировать статью: Косых Н. А. Экспертиза образовательных результатов по цифровым портфолио подростков в Международном детском центре «Артек» // Ценности и смыслы. 2020. № 3 (67). С.132-142.

достижений. Методологической основой экспертизы стали системно-квалиметрический, деятельностный, компетентностный подходы. Использовались методы сравнительного, количественного и качественного анализа, герменевтические методы экспертизы, а также контент-анализ цифровых портфолио. Результаты экспертизы позволили оценить потенциал федеральной базы цифровых портфолио школьников для модернизации системы образования «Артека». Экспертиза показала целесообразность и эффективность автоматизированной системы анализа цифровых портфолио для процедур поощрения подростков путевкой в «Артек». Ресурс детских лагерей и федеральных центров целесообразно использовать для развития личностных компетенций подростков, компенсируя дефициты формального образования.

Ключевые слова: педагогическая экспертиза, образовательные результаты, цифровые портфолио, социокультурные достижения, личностные компетенции.

В России в советские годы был создан уникальный образовательный ресурс, аналогов которому в мире нет,— федеральные центры «Артек», «Орленок», «Океан» и система детских лагерей. Данный кластер как организационно и педагогически интегрированная система детских лагерей может и должен стать полноценным элементом современной системы образования и федеральным инструментом поощрения за социокультурные достижения ребят, мотивируя подрастающее поколение на высокие образовательные результаты. От сегодняшних школьников в большой степени зависит успешная реализация национальных проектов, утвержденных Президентом России для устойчивого развития страны и перехода к инновационной экономике, где главный фактор успеха не сырьевые ресурсы страны, а человеческий капитал.

С 2017 года с целью создания объективного механизма распределения путевок в Международный детский центр «Артек» в качестве поощрения за образовательные результаты и социокультурные достижения начала действовать автоматизированная информационная система «Путевка» (далее — АИС). Согласно Постановлению Правительства РФ № 386 от 10.03.2015 с целью создания системы выявления детей, проявивших высокие образовательные результаты и социокультурные достижения, отбор претендентов на путевку за счет государства строится на основании следующих принципов: поощрение социокультурных достижений школьников; объективность процедуры отбора по номинациям (профилям) цифрового портфолио.

Автоматизированная система «Цифровое портфолио» (далее — АИС «Цифровое портфолио») стала межрегиональным механизмом рейтин-гования достижений подростков в различных сферах деятельности: наука, спорт, творчество, коммуникации.

На 20 апреля 2020 года в системе было зарегистрировано и обработано 423 546 цифровых портфолио претендентов на путевку в «Артек» за счет бюджетных средств. В системе хранится информация о 4 593 504 социокультурных достижениях подростков из 85 регионов Российской Федерации.

В современных условиях стремительно развивающейся цифровиза-ции образования, ускоренного глобальной пандемией, образовательные диалоги и результаты деятельности переводятся в цифровое поле. Очевидна необходимость разработки новых подходов, форм и способов оценки образовательных результатов и социокультурных достижений подрастающего поколения. В этом плане опыт «Артека» по созданию АИС «Цифровое портфолио» может быть интересен и полезен для детских культурно-оздоровительных лагерей России.

«Позитивная социализация предполагает поддерживающую социокультурную и доброжелательную среду, а также опору на традиции культуры достоинства и гуманистических отношений» [1, c. 9]. Путь ребенка, прибывающего в МДЦ «Артек», начинается с педагогического диалога вожатого и ребенка и построения его индивидуальной траектории развития на основе имеющихся результатов и целей дальнейшего воспитания подростка в условиях воспитательной системы детского лагеря.

В социокультурной коммуникации происходит усвоение социального опыта, социальных норм и опыта взаимодействия с другими людьми. Социокультурные достижения подростка становятся базисом для развития личностных качеств, овладения новыми видами образовательной деятельности, определения ценностных ориентиров, развития коммуникативных качеств, способности к сотрудничеству и оценке себя в рамках социальных норм и правил.

Процесс развития личностных компетенций, согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), предполагает формирование социально ответственной и активной личности, реализующей свои способности и выстраивающей свою систему ценностей с учетом социальных норм, принятых в обществе. Поэтому необходимо

создание педагогических условий личностно-ориентированного воспитания, формирующих активную жизненную позицию, развивающих коммуникативные навыки и реализующих творческий потенциал ребенка [3].

Мы с педагогической командой задались целью исследовать: как в полном цикле организации образовательной деятельности подростков в «Артеке» можно опираться на образовательные результаты, отраженные в цифровом портфолио ребенка, и его мотивы достижения новых результатов посредством участия в многопрофильных программах «Артека».

Исследовательские вопросы:

1) какие виды образовательных данных анализируются и какие образовательные результаты экспертируются через цифровое портфолио ребенка посредством АИС?

2) какие методы анализа образовательных данных применяются при экспертизе цифрового портфолио?

3) какие виды и критерии экспертизы используются в «Артеке» для анализа образовательных достижений?

Цель исследования — экспертиза рейтинговой оценки цифровых портфолио артековцев, стратификация их социокультурных достижений и определение потенциала использования федеральной базы цифровых портфолио для повышения эффективности образовательной практики в федеральном детском центре «Артек» и других детских лагерях России.

Данные для экспертизы:

- 4 593 504 социокультурных достижений;

- 423 546 цифровых портфолио артековцев.

Методологическая основа:

- компетентностный подход в образовании, основанный на оценке компетентностных результатов подростков и их дальнейшего развития посредством специально спроектированных образовательных программ;

- квалиметрический подход, основанный на оценке образовательных результатов и измерении динамики качества образовательных результатов подростков;

- деятельностный подход, ориентированный на создание деятель-ностных программ развития артековцев, интересующих их проектов, для обеспечения динамики образовательных результатов.

Методы исследования:

- педагогическая экспертиза цифровых портфолио;

- контент-анализ проектных разработок детей, их социокультурных достижений и мотивационного эссе;

- педагогический эксперимент.

Цифровизация образования идет ускоренными темпами. Созданием своего цифрового банка достижений занимается большинство школьников, нацеленных на высокие результаты. Типы цифровых портфолио отличаются разнообразием: портфолио оценок, процессов, развития компетенций. Наиболее популярный тип — showcase — коллекция финальных артефактов, лучших достижений в интересующих сферах жизни, проектные работы и другие образовательные результаты. Ценность портфолио определяет контент, характеризующий величину усилий и масштаб достижений. «Личная история успеха» играет важную роль в становлении личностных качеств и дает ребенку уверенность в своих силах и способностях, поэтому важно закреплять ситуации успеха подростков педагогически целесообразным и ценным для ребят поощрением достигнутых результатов.

Что такое социокультурное достижение? В чем смысл этого понятия и феномена?

Термин «социокультурный» в начале 1990-х начали активно использовать А. М. Цирульников, А. Н. Тубельский, В. И. Слободчиков, В. Н. Собкин и Е. Е. Шулешко, говоря о достижениях детей в образовании, искусстве и общественной жизни [4; 5; 6; 8; 9; 10].

Социокультурное достижение — это социально одобряемый результат деятельности благодаря существенным личным усилиям, обеспечивающий социальное положение. Поощрение закрепляет достигнутые результаты и выражается в общественном признании заслуг авторитетным лицом или общественным органом. Социальное значение его в том, что внимание общественного мнения и людей обращается на примеры, достойные подражания [2].

В основу педагогической поддержки О. С. Газмана заложена убежденность, что развитие ребенка происходит наиболее успешно в процессе рефлексии социокультурных достижений. Поэтому критерии поощрения за социокультурные достижения должны раскрывать потенциал ребят и направлять их в саморазвитии, выполняя роль навигатора.

Глобальный коммуникационный хаб общефедерального масштаба

(АИС «Цифровое портфолио»), созданный для отбора на поощрение путевкой в МДЦ «Артек», стал уникальной базой данных цифровых портфолио талантливых школьников России. АИС рейтингует предоставленные социокультурные достижения из разных областей жизни подростков.

Принципы, на которых основана АИС:

- доступность;

- публичность (прозрачность);

- рейтинговый отбор.

АИС «Цифровое портфолио» характеризуют:

- автоматизация отборочных процедур;

- минимизация влияния субъективных факторов на выбор кандидатов;

- обеспечение прозрачности отборочных процедур;

- дифференциация по относительным показателям различных социальных групп.

Экспертиза АИС «Цифровое портфолио» «Артека» — исследование с целью получения валидных результатов для формирования федеральной базы данных цифровых портфолио школьников как средства поддержки и управления образовательной инновацией [4].

Экспертиза отборочных процедур проходила в логике системно-методологического подхода с использованием методов количественно-качественного анализа образовательных данных, «методов in-memory-аналитики в исследовании „цифровых следов", аналитико-статистических методов исследования интеллектуальных обучающих систем (Intelligent Tutoring System); методов анализа цифровых сервисов и анализа данных обучающих систем (Learning Management System)» [7, c. 117-127].

Для качественного анализа образовательных данных разработке АИС «Цифровое портфолио» предшествовали:

- анализ нормативно-правовой базы Российской Федерации с целью определения целевых установок цифровизации современной системы образования (ФГОС, Федеральный проект «Цифровая школа» Национального проекта «Образование», Стратегия развития воспитания, Концепция развития дополнительного образования);

- диагностическое исследование и фокус-группы основных участников образовательного процесса (дети, их родители и педагогическое сообщество) с целью выявления основных видов социокультурных

достижений через призму мнений детей, родителей, педагогов;

- моделирование структуры цифрового портфолио артековца;

- проектирование электронной модели цифрового портфолио и принципов его функционирования на электронном портале «Артека».

Ориентация на образовательные результаты в деятельности педагогов, образовательных организаций, региональных систем образования — ключевая установка современной образовательной политики и стратегии развития образования. Приоритетом новой модели управления образованием обозначено повышение качества образовательных результатов. Важны не только индивидуальные образовательные результаты подростков, но и качественные характеристики региональных систем образования, равенство возможностей всех детей страны для получения качественного результата.

Для создания равных условий участников, обучающихся в разных по насыщенности образовательных средах, в АИС введен коэффициент типа населенного пункта, территориальный коэффициент. Фактически урбанизация является преимуществом кандидатов из больших городов на поощрение путевкой и выражается в количественной доступности активностей (конкурсы, олимпиады, фестивали, кружки, студии детского творчества) в сравнении с возможностями кандидатов из малых населенных пунктов. Многие исследования последних лет показывают корреляцию успешности ребенка с местом его жительства. Дети, живущие в агломерациях, имеют большой спектр возможностей для реализации своих способностей и талантов. Он позволяет им «пробовать себя» в разных направлениях деятельности и принимать участие в конкурсных мероприятиях федерального и международного уровня.

На основании вышеизложенного, с целью объективного измерения количества усилий подростка при каждом социокультурном достижении в АИС «Цифровое портфолио» «Артека» введены корректирующие коэффициенты:

- масштаб уровня достижений: международный, всероссийский, межрегиональный, областной, городской, районный;

- тип населенного пункта: столица республики / края, областной центр, город, деревня, село.

Таким образом, для экспертизы отборочных процедур определены два основных критерия: 1) направленность социокультурных достижений в цифровом портфолио; 2) корректировочные коэффициенты

(урбанизации и масштаба достижений).

АИС обеспечивает обработку информации по показателям, измеряемым в баллах. Они позволяют присвоить каждому кандидату персональный рейтинг.

По сфере социокультурных достижений образовательные результаты предоставленных портфолио распределились таким образом:

1) Образование и наука — 2 087 644 достижения, что составило 45,5%.

2) Культура и искусство — 1 227 163 достижения (26,7%).

3) Спорт — 964 417 достижений (21%).

4) Общественная деятельность — 314 280 достижений (6,8%).

Образовательные результаты, за которые подросткам не вручают

грамоты, сертификаты и другие награды, объединяются в особом разделе («Прочее»). Для показателей подобного рода социокультурных достижений учитывается:

- подтверждение лидерских качеств участника (руководство спортивной командой, советом школы и пр.) с учетом типа населенного пункта (город, регион, республика);

- подтверждение социальной активности участника (работа в качестве волонтера, организация социально значимых мероприятий) с учетом типа населенного пункта.

АИС учитывает коэффициент значимости достижения масштаба мероприятия (например, «вес» грамоты с международного конкурса в два раза больше «веса» грамоты всероссийского масштаба, а «вес» благодарственного письма от школы в четыре раза меньше «веса» грамоты с всероссийской выставки).

Статистические и аналитические данные экспертизы позволяют оперативно контролировать и корректировать образовательные программы для расширения спектра образовательных траекторий артековцев.

Например, освоенные в 2019 году средства на развитие спорта в Самарской области и созданная для проведения Чемпионата мира по футболу спортивная инфраструктура не увеличили спортивных достижений молодежи. А в культурной столице Санкт-Петербурге спортивные достижения подростков превалируют над культурными.

Каждый регион, благодаря инновационному ресурсу АИС «Цифровое портфолио», имеет возможность получить реальный диагностический срез социокультурных достижений ребят и принять должные меры

для сертификации мероприятий и объективной оценки достижений. Наглядными становятся акценты образовательных программ и связь между расходами на определенный профиль деятельности организаций дополнительного образования, культуры, спорта и реальными социокультурными достижениями детей.

Наличие единой информационной базы научно-образовательных, спортивных и социокультурных мероприятий позволит создать федеральный реестр и повысит качество рейтинговой системы АИС «Цифровое портфолио».

В заключение можно отметить следующее. Проведена экспертиза образовательных данных цифровых портфолио артековцев. Стратифицированы социокультурные достижения подростков, проанализированы особенности образовательных результатов, выделены дефициты и обозначены азимуты развития воспитательных систем детских лагерей (в частности, «Артека») для успешной организации вариативных образовательных траекторий детей.

Рейтинговая система оценки цифровых портфолио артековцев решает проблему объективного и прозрачного общефедерального механизма поощрения, обрабатывает и хранит информацию о социокультурных достижениях участников, позволяет рассчитать персональный рейтинг социокультурных достижений и является феноменальной базой данных цифровых портфолио подростков из всех субъектов Российской Федерации. Система оценки цифровых портфолио минимизирует возможный источник «конфликта интересов» — человеческий фактор с субъективным отношением причастных к отборочным процедурам взрослых, и блокирует коррупционную составляющую в распределении путевок в Международный детский центр «Артек» за счет бюджетных средств в качестве поощрения лидеров высоких образовательных результатов и социокультурных достижений.

Литература

1. Асмолов А., Гусельцева М. Образование как потенциальный ресурс модернизации общества // Образовательная политика. 2016. № 2 (72). С. 2-19.

2. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 207.

3. Виноградова Н. Н. Проблема социокультурного развития детей старшего возраста // Молодой ученый. 2017. № 9 (143). С. 312-314.

4. Прозументова Г. Н. Экспертиза образовательных инноваций. Томск: Томский государственный университет, 2007. 156 с.

5. Слободчиков В. И. Со-бытийная образовательная общность — источник

развития и субъект образования // Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н. Б. Крыловой. М., 2010. С. 3-8.

6. Собкин В. С., Писарский П. С. Типы региональных образовательных ситуаций. М.: Центр социологии образования РАО, 1998. 96 с.

7. Тубельский А. Н. Школа будущего, построенная вместе с детьми. М.: Первое сентября, 2012. 440 с.

8. Фиофанова О. А. Методы анализа образовательных данных и способы их применения в педагогической и управленческой практике в сфере образования // Школьные технологии. 2020. № 1. С. 117-127.

9. Цирульников А. М. Социокультурная модернизация и развитие образования: феномены и культурные практики. СПб.: Образовательные проекты, 2016. 285 с.

10. Шулешко Е. Е. Детская жизнь на путях согласия и социо-игровой стиль ведения занятий. М.: Сфера, 2015. 128 с.

EXAMINATION OF EDUCATIONAL RESULTS IN THE DIGITAL PORTFOLIO OF ADOLESCENTS AT THE INTERNATIONAL CHILDREN'S CENTER ARTEK

Changing the anthropology of education, digitalization of education, the transition to competency-based programs — all this requires new forms and criteria for assessing the educational results of students. The article describes the selection procedures, tools and operating principles of an automated system for rating educational results of adolescents to encourage a budget ticket to the Artek International Children's Center. The article presents an analysis of the activities of the ICC Artek in order to fulfill the Government Order to objectively promote at the federal level the most talented and socially active teenagers in Artek. The development of a transparent mechanism for identifying leaders of educational results, children's socio-cultural achievements, evaluation criteria and mechanisms of the digital portfolio is analyzed. The aim of the study was to assess the rating of educational results and determine the potential for using the federal database of digital portfolios to increase the effectiveness of educational policy. The empirical base was 423 546 digital portfolios representing the rating of 4 593 504 sociocultural achievements of children from all regions of Russia. The examination of digital portfolios was aimed at the analysis of educational results, personal competencies and the stratification of sociocultural achievements. The systematic qualimetric, activity-based, and competency-based approaches became the methodological basis of the examination. We used methods of comparative, quantitative and qualitative analysis, hermeneutical methods of examination, as well as

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

content analysis of digital portfolios. The results of the examination made it possible to assess the potential of the federal database of digital portfolio of students for the modernization of the Artek education system. Examination has shown the feasibility and effectiveness of an automated system for analyzing digital portfolios for procedures for encouraging adolescents with a ticket to Artek. The resource of children's camps and federal centers should be used to develop the personal competencies of adolescents, compensating for the deficits of formal education.

Keywords: pedagogical expertise, educational results, digital portfolios, sociocultural achievements, personal competencies.

References

• Asmolov A., Gusel'ceva M. Obrazovanie kak potencial'nyj resurs modernizacii obshchest-va // Obrazovatel'naya politika. 2016. № 2 (72). S. 2-19. [In Rus].

• Bim-Bad B. M. Pedagogicheskij enciklopedicheskij slovar'. M., 2002. S. 207. [In Rus].

• Cirul'nikov A. M. Sociokul'turnaya modernizaciya i razvitie obrazovaniya: fenomeny i kul'turnye praktiki. SPb.: Obrazovatel'nye proekty, 2016. 285 s. [In Rus].

• Fiofanova O. A. Metody analiza obrazovatel'nyh dannyh i sposoby ih primeneniya v ped-agogicheskoj i upravlencheskoj praktike v sfere obrazovaniya // Shkol'nye tekhnologii. 2020. № 1. S. 117-127. [In Rus].

• Prozumentova G. N. Ekspertiza obrazovatel'nyh innovacij. Tomsk: Tomskij gosudarst-vennyj universitet, 2007. 156 s. [In Rus].

• Shuleshko E. E. Detskaya zhizn' na putyah soglasiya i socio-igrovoj stil' vedeniya zanyatij. M.: Sfera, 2015. 128 s. [In Rus].

• Slobodchikov V. I. So-bytijnaya obrazovatel'naya obshchnost' — istochnik razvitiya i sub"ekt obrazovaniya // Sobytijnost' v obrazovatel'noj i pedagogicheskoj deyatel'nosti / pod red. N. B. Krylovoj. M., 2010. S. 3-8. [In Rus].

• Sobkin V. S., PisarskijP. S. Tipy regional'nyh obrazovatel'nyh situacij. M.: Centr sociologii obrazovaniya RAO, 1998. 96 s. [In Rus].

• Tubel'skij A. N. Shkola budushchego, postroennaya vmeste s det'mi. M.: Pervoe senty-abrya, 2012. 440 s. [In Rus].

• Vinogradova N. N. Problema sociokul'turnogo razvitiya detej starshego vozrasta // Molodoj uchenyj. 2017. № 9 (143). S. 312-314. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.