Научная статья на тему 'Экспертиза образовательных достижений в Сингапуре'

Экспертиза образовательных достижений в Сингапуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспертиза / образовательные достижения / качество образования / международные исследования / Сингапур / expertise / educational attainment / quality of education / international assessment / Singapore

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Найденова И. С.

Статья посвящена актуальному вопросу экспертизы образовательных достижений выпускников школ Сингапура, ее влиянию на дальнейшие стратегические решения по модернизации системы образования внутри страны. В статье рассматривается проблема целесообразности проведения экспертизы образовательных достижений учащихся школ. Проблема связана с тем, что проводимые в большом количестве различные исследования, направленные на оценку образовательных достижений, зачастую не подвергаются экспертизе. Особенно актуальным это представляется в контексте широкомасштабного внедрения индивидуальных траекторий обучения в образовательную практику многих стран мира, в том числе в Сингапуре. Цель данного исследования — проведение анализа организационных и институциональных аспектов экспертизы на разных уровнях, изучение видов и форм организации экспертизы образовательных достижений Сингапура — страны с высоким качеством образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERTISE OF EDUCATIONAL ATTAINMENT IN SINGAPORE

The paper is devoted to the urgent issue of the expertise of the educational attainment, of graduates of schools in Singapore and its impact on further strategic decisions to modernize the education system within the country. The paper discusses the problem of the need for an examination of the educational achievements of students in schools. The problem is due to the fact that various large-scale studies aimed at assessing educational attainment are not subject to expertise. This is especially relevant in the context of the large-scale introduction of individual learning paths into the educational practice of many countries of the world, including in Singapore. The purpose of this study is to analyze the organizational and institutional aspects of examination at different levels, types and forms of organization of examination of educational achievements of Singapore — a country with high quality education.

Текст научной работы на тему «Экспертиза образовательных достижений в Сингапуре»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА

УДК 371

И. С. Найденова

Научный сотрудник лаборатории педагогической компаративистики, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва

E-mail: irinasnaydenova@ gmail.com

Irina S. Naydenova

Researcher, Laboratory of Pedagogical Comparative Studies, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

ЭКСПЕРТИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В СИНГАПУРЕ

Статья посвящена актуальному вопросу экспертизы образовательных достижений выпускников школ Сингапура, ее влиянию на дальнейшие стратегические решения по модернизации системы образования внутри страны. В статье рассматривается проблема целесообразности проведения экспертизы образовательных достижений учащихся школ. Проблема связана с тем, что проводимые в большом количестве различные исследования, направленные на оценку образовательных достижений, зачастую не подвергаются экспертизе. Особенно актуальным это представляется в контексте широкомасштабного внедрения индивидуальных траекторий обучения в образовательную практику многих стран мира, в том числе в Сингапуре.

Цель данного исследования — проведение анализа организационных и институциональных аспектов экспертизы на разных уровнях, изучение видов и форм организации экспертизы образовательных достижений Сингапура — страны с высоким качеством образования.

Ключевые слова: экспертиза, образовательные достижения, качество образования, международные исследования, Сингапур.

Введение. Государство Сингапур, построив систему образования практически с нуля, уже более десятка лет находится в топе международных рейтингов в области образования. В 1965 г.,

Как цитировать статью: Найденова И. С. Экспертиза образовательных достижений в Сингапуре // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 6 (63). С. 170-178. Б01 10.24411/22240772-2019-10052.

обретя независимость, государство столкнулось с множеством проблем, среди которых были бедность и этнические конфликты. В условиях отсутствия природных ресурсов правительство делает упор на развитие образования как долгосрочный и перспективный вклад в будущее страны [2; 18]. На первоначальном этапе перед образованием стояла главная задача — объединение нации внутри государства [1]. При этом было необходимо сохранить национальные языки общения (малайский, тамильский, китайский (мандарин)). Английский язык был выбран как единый коммуникативный язык системы образования, что способствовало сотрудничеству и взаимопониманию внутри страны, а также дало возможность интеграции в мировую экономику [11]. Были сформулированы первые цели образования:

• Равное отношение к четырем национальным языкам, среди которых английский язык.

• Утверждение малайского языка как национального языка нового государства.

• Упор на предметное обучение.

Была сформулирована философская концепция, стоящая за этими целями, которая до сегодняшнего времени остается неизменной: «Сохранение равных возможностей для всех граждан, создание средств для сохранения единства в многообразии, разработка программы обучения нового поколения для нужд перспективного, современного, промышленного и технологического общества» [3]. План развития системы образования Сингапура был ориентирован на потребности будущего, что привело к ее успешному развитию [13].

Многие страны мира, регулярно проводя реформы в области образования, особое внимание уделяют исследованиям качества подготовки учащихся средних школ, и Сингапур не является исключением. Зачастую такие исследования имеют экспертные оценки. Для того чтобы любые экспертные оценки были надежны, валидны, объективны и справедливы, они подвергаются экспертизе [8].

Место экспертизы в оценке образовательных достижений. Если раньше оцениванию подлежали именно учебные достижения или учебные результаты, то развитие международных исследований (TIMSS, PISA и др.) демонстрирует, что качество образования оценивается прежде всего уровнем образовательных достижений, которые включают не только учебные достижения, но и умения решать проблемы, цифровую

грамотность, эмоциональные, социальные, коммуникативные компетенции и другие личностные характеристики ребенка [13].

В Сингапуре особое внимание уделяется всему комплексу полученных навыков учащихся в процессе обучения, которые измеряются и подвергаются экспертизе. Принцип организации и проведения экспертизы в Сингапуре — анализ собранных показателей, т.е. перепроверка результатов оценивания и мониторинга образовательных достижений, фоновых показателей, влияющих на образовательные достижения и вынесение окончательного решения об объективности и достоверности анализируемых оценок.

К фоновым показателям относят экспертную оценку содержания педагогического процесса, подготовку педагогических кадров, участие родителей и социума, нормативно-правовую документацию и пр.

Для определения возможности рассматривать соответствие образовательных достижений целям, задачам и государственному стандарту можно выделить виды экспертизы.

Участвуя в международных сравнительных исследованиях, Сингапур стремится не просто получить оценку образовательных достижений учащихся своей страны относительно других, но и проанализировать цели образования внутри страны, сопоставить «внутренние» и «внешние» результаты, проанализировать программы обучения в соответствии с современными требованиями, определить стратегию дальнейшего развития образования. Как результат — переосмысление, определение сильных и слабых сторон организации образовательной системы, понимание направлений совершенствования результатов учебной деятельности, что и является экспертизой образовательных достижений, т.е. экспертизой образовательных достижений через международный инструментарий. Таким образом, можно выделить первый вид экспертизы — «внутренняя экспертиза» на государственном уровне.

Внедрение в практику индивидуальных траекторий обучения вызвало необходимость перепроверки не просто образовательных результатов, а именно образовательных достижений. Поэтому к внутренней экспертизе образовательных достижений Сингапура относят и процесс самообследования деятельности внутри образовательного учреждения на уровне школы или внутри комплекса учреждений на уровне муниципалитета с целью повышения качества образовательных услуг на местном уровне.

Формы организации экспертизы образовательных достижений.

В соответствии с международными требованиями в Сингапуре создан независимый орган оценивания образовательных достижений учащихся — Совет по экзаменам и оцениванию результатов учащихся (Singapore Examinations and Assessment Board (SEAB)). До 2004 г. он входил в состав Министерства образования Сингапура как отдел экзаменов. Совет отвечает за разработку, проведение национальных экзаменов и последующий анализ результатов. Совет проводит одну из форм экспертизы — аудит. Экспертному оцениванию подлежат:

• эффективность обучения;

• поддержка национальных стандартов;

• повышение качества оценки образовательных достижений учащихся.

Данный Совет предоставляет результаты образовательной деятельности школ для оценки и экспертизы как на местном уровне, так и на зарубежном. Результаты независимой экспертизы выкладываются в открытом доступе для исследователей, которые на основании этих данных могут верифицировать результаты экспертизы [19].

Экспертиза образовательных достижений выпускников начальной школы в форме аккредитации проводится уже на этапе их поступления в среднюю школу. Экспертиза результатов выпускников начальной школы проводится относительно образовательного стандарта и в сравнении с другими выпускниками. Данная проверка проводится для определения дальнейшей траектории обучения ребенка с учетом его способностей и итогового результата. Однако с 2021 года вводятся изменения в критерии экспертных оценок. Это связано с осознанием того, что учащиеся работают в индивидуальном темпе, с разными возможностями и восприятием. Поэтому при поступлении в среднюю школу не будет проводиться сравнение показателей между учащимися, а будет учитываться только динамика индивидуальных образовательных достижений обучающихся за весь период обучения в начальной школе. По мнению экспертов, такая форма перепроверки индивидуальных результатов позволит адаптировать процесс обучения к потребностям детей, к их темпу обучения и их способностям [4].

Индивидуальные траектории обучения во всех средних школах Сингапура учитывают личные возможности и предпочтения (инклюзия; учебные достижения, ориентированные на повышенный уровень знаний («Экспресс»); профилирование по разным направлениям («Технический»

или «Академический»)) [6; 15].

Таким образом, системой образования Сингапура уже при переходе из начальной ступени образования в среднюю предусмотрена проверка индивидуального уровня знаний и способностей выпускников, а также, после экспертного оценивания, прогнозирование их способности к дальнейшему обучению.

На уровне начальной школы в Сингапуре существуют иные отборочные испытания, которые проводятся с целью выявления детей с высоким интеллектуальным потенциалом. Такая программа называется «Одаренная программа обучения». Данные испытания проводятся в третьем классе и направлены на выявление учащихся с высоким интеллектуальным потенциалом. Эксперты крайне не рекомендуют родителям специально готовить детей к этой проверочной работе. По их мнению, подготовка приведет к искусственному результату и завышению оценки, которая не будет отражать потенциал ребенка. Впоследствии у учащегося возникнут сложности при обучении, он не будет готов справиться с требованиями учебной программы, что приведет к низкой эффективности. Такая чрезмерная нагрузка может повлиять на самооценку обучающегося, снижению мотивации к обучению, а также приведет к неуверенности в себе [7].

С 2018 г. рассматривается включение в экспертизу образовательных достижений и оценку социально-эмоционального развития обучающихся.

Образовательные стандарты Сингапура дают четкое представление о том, каких результатов должен достичь учащийся по завершении школьного образования. В соответствии с образовательными стандартами происходит проверка и перепроверка образовательных достижений учащихся на разных уровнях (индивидуальный, школьный). Одной из форм организации экспертизы образовательных достижений является итоговая аттестация. В качестве проверки образовательных результатов используют педагогическое тестирование, в том числе и для стандартизированного выпускного экзамена.

Соответствие требований образовательного стандарта Сингапура к выпускнику определяется результатами, которые показывают выпускники школ в результате тестирования, поэтому проводится экспертиза итогов учебной деятельности на основе государственного экзамена учащихся средних школ. При обработке данных используются различные методы статистического анализа, и к экспертам выдвигаются требова-

ния знания различных программных средств статистического анализа (например, STATA, SPSS, SAS, AMOS, EQS и др.) [6].

Экспертная оценка по итогам учебной деятельности включает различные показатели в соответствии с установленным образовательным стандартом: по знаниям, умениям, компетенциям, которые измеряются тестовым инструментарием (см. Табл. 1). В процессе экспертизы (внутренней или внешней) также используются вторичные данные, которые собирались ранее (опросники, анкеты и пр.).

Таблица 1

Показатели экспертных оценок (на примере выпускного экзамена по математике высшего уровня GCE O-level в средней школе Сингапура)

Показатель Оценивание

Знания Понимание и использование математических понятий и навыков в различных контекстах (ситуациях)

Умения Систематизирование, анализ информации и фактов; умение формулировать проблемы в математических терминах, выбирать и применять соответствующие методы решения, в том числе манипуляции с алгебраическими выражениями

Компетенции Решение проблем более высокого мыслительного порядка; интерпретация математических результатов и выводы; умение математически объяснять и аргументировать

Фоновые показатели экспертизы образовательных достижений обучающихся Сингапура учитывают методики обучения и квалификацию учителя [15]. Таким образом, проводится аттестация педагогических кадров. Эксперты отмечают, что качество подготовки и работы преподавателей школы напрямую влияет на эффективность преподавания и итоговые результаты выпускников средних школ.

Специально организованная коллегия ежегодно проводит экспертную оценку эффективности работы учителя по различным компетенциям. Экспертиза включает не только проверку предметных результатов обучения учащихся, но и вклад учителя в личностное развитие ребенка, сотрудничество с родителями и общественными группами, вклад в работу коллег и школы в целом. Данная процедура оценивается учителями как возможность профессионального и карьерного роста. Так, например, учителя, получившие наивысшее экспертное заключение, получают бонусы из премиального фонда. В отношении каждого педагога по истечении трехлетнего периода его работы учителем коллегия выносит экспертное

заключение о его дальнейшем карьерном пути (мастер-преподаватель, специалист по учебным программам, исследованиям, руководитель школы) [12].

На индивидуальном уровне, в случае оспаривания результатов экзаменов, проводится экспертиза образовательных достижений в форме апелляции. Для проведения апелляции создаются специальные апелляционные комиссии, которые рассматривают спорные случаи.

Таким образом, важнейшим показателем качества образования Сингапура являются образовательные достижения учащихся, которые подлежат экспертизе с учетом всех фоновых показателей, влияющих на результат учебной деятельности. Внутренняя и внешняя экспертиза образовательных достижений на основе полученных показателей измерения академической успеваемости учащихся, их личностного развития предназначена для выполнения ряда важных институциональных задач Сингапура, например обеспечения объективной, эффективной и продуманной стратегии обучения учащихся с учетом индивидуальных способностей к обучению.

Литература

1. Алишев Т. Б., Гильмутдинов А. Х. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 227-246.

2. Bokhorst-Heng W. D. Language and imagining the nation in Singapore: Diss. Canada. 1998. 391 p. [Электронный ресурс]. file:///C:/Users/Irina%20S%20Naydenova/AppData/Local/Temp/NQ35114. pdf (дата обращения: 12.03.2018).

3. Boon G. C., Gopinathan S. The Development of Education in Singapore since 1965. 2006. 59 p. // Semantic Scholar [Электронный ресурс]. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/c528/f7851df53fc7ac2 10eaec0a8042946f43663.pdf (дата обращения: 26.07.2017).

4. Changes to the PSLE scoring and secondary one posting from 2021 // Ministry of education Singapore [Электронный ресурс]. URL: https://www.moe.gov.sg/microsites/psle/PSLE%20Scoring/ psle-scoring.html (дата обращения: 05.08.2019).

5. Cheo R., Quah E. Mothers, maids and tutors: An empirical evaluation of their effect on children's academic grades in Singapore // Education Economics. 2005. Vol. 13 (3). P. 269-285.

6. Education Statistics Digest 2017 // Ministry of education Singapore [Электронный ресурс]. URL: https://www.moe.gov.sg/docs/default-source/document/publications/education-statistics-digest/ esd_2017.pdf (дата обращения: 14.02.2018).

7. GEP Identification. Identification of pupils for the GEP // Ministry of education Singapore [Электронный ресурс]. URL: https://www.moe.gov.sg/education/programmes/gifted-education-programme/gep-identification (дата обращения: 20.03.2016).

8. Hopfenbeck N. Writing assessment, comparative judgement andstudents' evaluative expertise // Assessment in education: principles, policy & practice. 2019. No. 26 (1). P. 1-5. DOI: https://doi.org/10. 1080/0969594X.2019.1577959.

9. Lin T. J., Goh A. Y., Chai C. S., at al. An initial examination of Singaporean seventh and eighth graders' views of nature of science // Research in Science & Technological Education. 2013. Vol. 31 (2). P. 117-132.

10. Luo W. Academic help seeking, implicit beliefs of ability and achievement of Singapore students //

Cognition, Metacognition and Academic Performance. Routledge, 2017. P. 122-137.

11. National EFA report: Singapore // UNESDOC: цифровая библиотека [Электронный ресурс]. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000229877 (дата обращения: 17.02.2016).

12. PISA Lessons For and From Singapore // National Institute of Education Singapore. 2012 [Электронный ресурс]. URL: https://repository.nie.edu.sg/bitstream/10497/4715/1/CJKoh_Series_ No2_PISA_Lessons_for_and_from_Singapore.pdf (дата обращения: 24.05.2016).

13. Singapore: Rapid Improvement Followed by Strong Performance // OECD [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/countries/singapore/46581101.pdf (дата обращения: 20.11.2016).

14. Tan K. Assessment for learning in Singapore: Unpacking its meanings and identifying some areas for improvement //Educational Research for Policy and Practice. 2011. Vol. 10 (2). P. 91-103. DOI: 10.1007/s10671-010-9096-z.

15. Tay H. Y., Tan K. H., Deneen C. C., at al. Middle leaders' perceptions and actions on assessment: the technical, tactical and ethical // School Leadership & Management. Routledge, 2019. P. 1-19.

16. The Singaporean education system described and compared with the Dutch system Education system // Docplayer [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.net/28546875-Education-system-singapore-the-singaporean-education-system-described-and-compared-with-the-dutch-system.html (дата обращения: 13.02.2017).

17. Wee L. Linguistic instrumentalism in Singapore // Journal of Multilingual and Multicultural Development. 2003. Vol. 24 (3). P. 211-224.

18. What We Do // Singapore Examinations and Assessment Board [Электронный ресурс] URL: https://www.seab.gov.sg/pages/about/vision (дата обращения: 13.02.2017).

19. WongL. F., KaurB. A Study ofMathematics Written Assessment in Singapore Secondary Schools // The Mathematics Educator. 2015. No. 16 (1). P. 19-44 [Электронный ресурс]. URL: http://math.nie.edu. sg/ame/matheduc/tme/tmeV16_1/TME16_2.pdf (дата обращения: 13.02.2017).

EXPERTISE OF EDUCATIONAL ATTAINMENT IN SINGAPORE

The paper is devoted to the urgent issue of the expertise of the educational attainment, of graduates of schools in Singapore and its impact on further strategic decisions to modernize the education system within the country. The paper discusses the problem of the need for an examination of the educational achievements of students in schools. The problem is due to the fact that various large-scale studies aimed at assessing educational attainment are not subject to expertise. This is especially relevant in the context of the large-scale introduction of individual learning paths into the educational practice of many countries of the world, including in Singapore. The purpose of this study is to analyze the organizational and institutional aspects of examination at different levels, types and forms of organization of examination of educational achievements of Singapore — a country with high quality education.

Keywords: expertise, educational attainment, quality of education, international assessment, Singapore.

References

• Alishev T. B., Gilmutdinov A. H. Opyt Singapura: sozdanie obrazovatel'noj sistemy mirovogo urovnya // Voprosy obrazovaniya. 2010. № 4. S. 227-246. [In Rus].

• Bokhorst-Heng W. D. Language and imagining the nation in Singapore: Diss. Canada. 1998. 391 p. [Электронный ресурс]. file:///C:/Users/Irina%20S%20Naydenova/AppData/Local/Temp/NQ35114. pdf (дата обращения: 12.03.2018).

• Boon G. C., Gopinathan S. The Development of Education in Singapore since 1965. 2006. 59 p. // Semantic Scholar [Elektronnyj resurs]. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/c528/f7851df53fc7a-c210eaec0a8042946f43663.pdf (data obrashcheniya: 26.07.2017).

• Changes to the PSLE scoring and secondary one posting from 2021 // Ministry of education Singapore [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.moe.gov.sg/microsites/psle/PSLE%20Scoring/psle-scoring.

html (data obrashcheniya: 05.08.2019).

• Cheo R., Quah E. Mothers, maids and tutors: An empirical evaluation of their effect on children's academic grades in Singapore // Education Economics. 2005. Vol. 13 (3). P. 269-285.

• Education Statistics Digest 2017 // Ministry of education Singapore [Elektronnyj resurs]. URL: https:// www.moe.gov.sg/docs/default-source/document/publications/education-statistics-digest/esd_2017. pdf (data obrashcheniya: 14.02.2018).

• GEP Identification. Identification of pupils for the GEP // Ministry of education Singapore [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.moe.gov.sg/education/programmes/gifted-education-programme/gep-identification (data obrashcheniya: 20.03.2016).

• Hopfenbeck N. Writing assessment, comparative judgement andstudents' evaluative expertise // Assessment in education: principles, policy & practice. 2019. No. 26 (1). P. 1-5. DOI: https://doi.org/1 0.1080/0969594X.2019.1577959.

• Lin T. J., Goh A. Y., Chai C. S., at al. An initial examination of Singaporean seventh and eighth graders' views of nature of science // Research in Science & Technological Education. 2013. Vol. 31 (2). P. 117-132.

• Luo W. Academic help seeking, implicit beliefs of ability and achievement of Singapore students // Cognition, Metacognition and Academic Performance. Routledge, 2017. P. 122-137.

• National EFA report: Singapore // UNESDOC: cifrovaya biblioteka [Elektronnyj resurs]. URL: https:// unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000229877 (data obrashcheniya: 17.02.201б).

• PISA Lessons For and From Singapore // National Institute of Education Singapore. 2012 [Elektronnyj resurs]. URL: https://repository.nie.edu.sg/bitstream/10497/4715/1/CJKoh_Series_No2_PISA_ Lessons_for_and_from_Singapore.pdf (data obrashcheniya: 24.05.2016).

• Singapore: Rapid Improvement Followed by Strong Performance // OECD [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.oecd.org/countries/singapore/46581101.pdf (data obrashcheniya: 20.11.2016).

• Tan K. Assessment for learning in Singapore: Unpacking its meanings and identifying some areas for improvement //Educational Research for Policy and Practice. 2011. Vol. 10 (2). P. 91-103. DOI: 10.1007/s10671-010-9096-z.

• Tay H. Y., Tan K. H., Deneen C. C., at al. Middle leaders' perceptions and actions on assessment: the technical, tactical and ethical // School Leadership & Management. Routledge, 2019. P. 1-19.

• The Singaporean education system described and compared with the Dutch system Education system // Docplayer [Elektronnyj resurs]. URL: https://docplayer.net/28546875-Education-system-singapore-the-singaporean-education-system-described-and-compared-with-the-dutch-system.html (data obrashcheniya: 13.02.2017).

• Wee L. Linguistic instrumentalism in Singapore // Journal of Multilingual and Multicultural Development. 2003. Vol. 24 (3). P. 211-224.

• What We Do // Singapore Examinations and Assessment Board [Elektronnyj resurs]. URL: https:// www.seab.gov.sg/pages/about/vision (data obrashcheniya: 13.02.2017).

• Wong L. F., Kaur B. A Study of Mathematics Written Assessment in Singapore Secondary Schools // The Mathematics Educator. 2015. No. 16 (1). P. 19-44 [Elektronnyj resurs]. URL: http://math.nie.edu. sg/ame/matheduc/tme/tmeV16_1/TME16_2.pdf (data obrashcheniya: 13.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.