УДК 629.78
ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПЛАНЕТОХОДА - ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
А. В. Кривоносов Научный руководитель - А. А. Бабаева
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. Газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: prokamen228@mail.ru
Рассмотрены порядок осуществления экспертиза качества планетохода и ее правовая составляющая.
Ключевые слова: космическая деятельность, космический аппарат, лицензия, экспертиза
EXAMINATION OF THE QUALITY OF THE PLANETOID-THE PROCEDURE FOR CONDUCTING, THE RIGHTS AND OBLIGATIONS OF THE PARTIES
A.V. Krivonosov Scientific supervisor - A. A. Babaeva
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: prokamen228@mail.ru
The procedure for carrying out the quality assessment of the planetoid and its legal component are considered.
Keywords: space activity, spacecraft, license, expertise
Высокие технологии, последние научные разработки, опыт предыдущих экспериментов позволяют создавать все более и более совершенные устройства для освоения космоса. Эта статья посвящена роботизированным космическим аппаратам, или просто планетоходам, которые в данный момент, под чутким руководством современных ученых, продолжают ежеминутно и ежесекундно продвигаться по необъятным просторам чужих планет в поисках новых форм жизни.
Актуальность проблемы проявляется в несоблюдении норм на проверке, экспертизе и лицензировании, что приводит к некачественной работе аппаратуры, к появлению не истинных данных о состоянии космических объектов, а также влечет не только формальные, но и материальные нарушения в различных сферах деятельности, в которых используются указанные аппараты.
Одним из способов обеспечения высокого уровня эксплуатационной надежности космического аппарата является проведение текущего контроля его подсистем с использованием методов и средств технической диагностики, неразрушающего контроля и прогнозирования систем. Но как составлены порядок проведения, права и обязанности сторон при проведении экспертизы качества планетохода?
Процесс создания изделий космической техники обычно состоит из следующих основных взаимосвязанных этапов: 1 проектирование; 2)разработка опытных образцов изделия,
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3
которые могут не в полной мере соответствовать штатному его варианту по комплектации приборами, оборудованием и даже некоторыми системами; 3)наземная экспериментальная отработка отдельных агрегатов, систем и аппарата в целом; 4) производство штатного изделия, 5) летно-конструкторские испытания штатного изделия, если такие испытания целесообразны и возможны по экономическим и другим соображениям, обусловленными предназначением аппарата и стоимостью и особенностью установленной на нем научной аппаратуры. [1]
На основании экспертизы принимаются решения по следующим вопросам, связанным с осуществлением космической деятельности:
1. включение проекта в Федеральную космическую программу России;
2. выдача сертификатов на образцы космической техники, а также на оборудование, применяемое при создании и использовании космической техники;
3. отнесение космической техники и космических технологий к продукции, экспорт которой запрещен или ограничен;
4. подведение итогов конкурсов космических проектов;
5. установление причин происшествий при осуществлении космической деятельности;
6. по иным вопросам, определяемым Правительством Российской Федерации. [2]
Согласно шестой статье договора по космосу, «деятельность неправительственных
юридических лиц в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства — участника Договора». Это свидетельствует о том, что разрешительный порядок космической деятельности (КД) провозглашается основным инструментом наблюдения и контроля деятельности частного сектора в космической сфере.
Документами, необходимыми для предоставления государственной услуги в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: заявление о предоставлении лицензии, заявление о переоформлении лицензии, заявление о прекращении космической деятельности (заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности), заявление о предоставлении дубликата или заверенной копии лицензии, заявление о предоставлении сведений о конкретной лицензии (далее совместно - заявление о предоставлении государственной услуги) и прилагаемые к соответствующему заявлению документы.[3]
Согласно первому пункту положения о «лицензировании космической деятельности», лицензирующим органом является Роскосмос. Во исполнение обязанности осуществлять постоянное наблюдение в отношении национальной космической деятельности, установленной в шестой статье договора по космосу, Роскосмос правомочен осуществлять лицензионный контроль и принимать решение об приостановлении лицензии, отказе её предоставлении или аннулировании при нарушении лицензиатом требований и условий, поименованных в пункте 12 положения. Лицензирование космической деятельности осуществляется Роскосмосом с вышеупомянутыми нормативными правовыми актами, а также административным регламентом по исполнению государственной функции по осуществлению лицензирования космической деятельности'. [4]
15 Апреля 2019 года определена административная ответственность за игнорирование или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания госкорпорации об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Подобные деяния чреваты для должностных лиц штрафом в размере до 50 тысяч рублей или дисквалификацией на срок от 1 года до 3 лет. Для юридических лиц предусмотрено финансовое взыскание до 300 тысяч рублей.
Составлять протоколы об административных правонарушениях в случае нарушений лицензионных требований уполномочены должностные лица Роскосмоса. [5]
Таким образом процедура лицензирования является в международном космическом праве инструментом исполнения государством его обязанности по осуществлению контроля за своей национальной космической деятельностью. Ненадлежащее осуществление лицензирования может обернуться для государства последствиями в виде абсолютной международно-правовой ответственности.
Библиографические ссылки
1. Лекции по курсу «Испытания конструкций и систем космических аппаратов» [электронный ресурс] / А.В. Колесников // Файловый архив студентов. URL: https://studfile.net/ preview/6711399/ (Дата обращения 10.04.2021)
2. Закон РФ «О космической деятельности» Статья 11. Экспертиза по вопросам космической деятельности от 20 августа 1993 // Гарант. URL: https://base.garant.ru/ 136323/9d78f2e21a0e8d6e5a75ac4e4a939832/ (Дата обращения 10.04.2021)
3. Приказ Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" N 245 "Об утверждении Административного регламента Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" по предоставлению государственной услуги по лицензированию космической деятельности" от 10 сентября 2020 г. // Гарант. URL: https://base.garant.ru/ 74765612/#friends (Дата обращения : 12.04.2021)
4. Положение о лицензировании космической деятельности от 18 марта 2020 года // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/ document/564489679 (Дата обращения : 14.04.2021)
5. Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 19.5 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административ. правонарушениях" от 15.04.2019 N 56-ФЗ // Консультант. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 322498/ (Дата обращения: 14.04.2021)
© Кривоносов А. В., 2021