УДК 796.011.3 DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-1-129-135
ЭКСПЕРТИЗА ДИССЕРТАЦИОННЫХ РАБОТ ПО ПРОБЛЕМАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
А.А. Горелов1'4, И.В. Манжелей2, А.А. Зайцев3, О.Г. Румба1'4.
1Северо-восгочный Федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия 2Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия
3Калининградский государственный технический университет, Калининград, Россия
4Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация
В настоящей статье представлен анализ прошедших экспертизу в экспертном совете по педагогике и психологии диссертаций по новым научным специальностям - 5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка, 5.8.5. Теория и методика спорта, 5.8.6. Оздоровительная и адаптивная физическая культура. Интерес представляют проблемные поля исследований по каждой специальности, а также информация о количестве защищенных диссертаций по этим специальностям в вузах страны. Кроме этого, авторами статьи сформулированы встречающиеся недостатки, отражающие некорректность методологического аппарата исследования, методологические ошибки при организации и описании опытно-поискового исследования, отсутствие соотносимости полученных автором научных результатов с объективной более широкой реальностью. Проведенный анализ показал уменьшение в 2023 году количества аттестационных дел, представленных в экспертный совет ВАК РФ по педагогике и психологии по указанной группе специальностей. По мнению авторов, это связано с процессом перерегистрации и открытия диссертационных советов согласно новым паспортам специальностей, а также повышением требований к качеству и введением четких критериев доказательности научных исследований в области наук об образовании.
Ключевые слова: экспертиза; критерии доказательности; паспорта специальностей; темы диссертационных исследований; типичные ошибки.
EXAMINATION OF DISSERTATIONS ON PROBLEMS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS
A.A. Gorelov14, e-mail: [email protected], ORCID : 0000-0002-1067-1110 I.V. Manzheley2, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-5402-9755 A.A. Zaitsev3, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-9639-6833 O.G. Rumba1, e-mail: [email protected], ORCID : 0000-0002-9257-3986 1M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia 2Tyumen State University, Tyumen, Russia Kaliningrad State Technical University, Kaliningrad, Russia
4St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National Guard of the Russian Federation, Saint-Petersburg, Russia
Abstract
The article presents an analysis of dissertations in new scientific specialties that have been examined by the expert council on pedagogy and psychology - 5.8.4. Physical culture and professional physical training, 5.8.5. Theory and methodology of sports, 5.8.6. Health-improving and adaptive physical culture. Of interest are the problem areas of research in each specialty, as well as information on the number of defended dissertations in these specialties in the country's universities. In addition, the authors of the article formulated shortcomings, reflecting the incorrectness of the methodological apparatus of the research, methodological errors in organizing and describing experimental research, the lack of correlation of the scientific results obtained by the author with the objective broader reality. The analysis showed a decrease in 2023 in the number of certification cases submitted to the expert council of the Higher Attestation Commission of the Russian Federation in pedagogy and psychology for this group of specialties. According to the authors, this is due to the process of re-registration and opening of dissertation councils in accordance with new specialty passports, as well as increasing
quality requirements and the introduction of clear criteria for the evidence of scientific research in the field of educational sciences.
Keywords: examination; criteria of evidence; passports of specialties; dissertation research topics; typical mis-
АКТУАЛЬНОСТЬ
В 2023 году Правительством РФ утвержден разработанный Минобрнауки, ВАК и РАО пакет инициатив, которые позволят существенно повысить качество и оптимизировать работу системы государственной научной аттестации. Данные меры ориентированы на повышение социально-экономической эффективности научных исследований, цифро-визацию процедуры научной аттестации и дополняют решения о новой номенклатуре научных специальностей, разрешении онлайн-защит, изменении требований к составу диссертационных советов, принятых в 2021 году. По инициативе РАО после длительного обсуждения научным сообществом ВАК РФ утвержден «Перечень актуальных тематик диссертационных исследований в области наук об образовании» [1] и «Критерии доказательности научных исследований в области наук об образовании». Разработаны методические рекомендации «Применение критериев доказательности научных исследований в области наук об образовании», которые помогут научным руководителям, соискателям ученой степени и экспертному сообществу в согласовании методологических и формальных требований к диссертационным исследованиям[2]. Традиционно в конце каждого календарного года группа экспертов ВАК, отвечающая за анализ диссертационных работ группы научных специальностей по проблемам физической культуры и спорта, представляет в одном из ведущих профильных журналов аналитическую информацию о защищённых в истекшем году диссертационных работах [3-7]. Особенностью диссертационных исследований, посвящённых данной тематике и проходивших экспертизу в 2023 году, является то, что все они были защищены по новым научным специальностям 5.8.4. - Физическая культура и профессиональная физическая подготовка, 5.8.5. - Теория и методика спорта и 5.8.6. - Оздоровительная и адаптивная физическая культура. Поэтому и представляемая нами информация будет ориентирована
именно на проблемные поля, содержащиеся в этих специальностях.
Целью исследования является: анализ и обобщение результатов экспертизы педагогических диссертационных исследований по проблемам физической культуры и спорта, представленных в экспертный совет ВАК РФ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В 2023 году по группе специальностей по проблемам физической культуры и спорта (5.8.4.; 5.8.5; 5.8.6) в экспертный совет ВАК при Ми-нобрнауки России по педагогике и психологии было представлено 27 кандидатских и 1 докторская диссертация, что в 2,8 раза меньше по сравнению с 2022 годом (73 кандидатских и 5 докторских) [3].
Проведенный анализ показывает, что соотношение выполненных 28 и утвержденных 27 диссертационных работ по данной группе научных специальностей в 2023 году равно 96,5% (таблица 1), что в целом соответствует общей картине по процентному соотношению утвержденных экспертным советом работ. К примеру, по специальности 5.8.1.«Общая педагогика, история педагогики и образования» выполнено 79 кандидатских и 8 докторских диссертаций, а утверждено 74 кандидатских и 8 докторских (94,2%).
По специальности 5.8.4. «Физическая культура и профессиональная физическая подготовка»в 2023 году в экспертный совет ВАК было представлено 10 диссертаций (1 докторская и 9 кандидатских). Большинство рассмотренных диссертаций соответствовали требованиям ВАК к доказательности диссертационных исследований по педагогике. В двух случаях было выявлено несоответствие (одна кандидатская и одна докторская), поэтому для уточнения новизны и результатов исследования потребовалось приглашение диссертантов на заседание экспертного совета ВАК, где было принято отрицательное решение в отношении выполненных работ. Анализ тем диссертаций по основным разделам паспорта 5.8.4 позволяет выделить сле-
Таблица 1 - Рассмотренные экспертным советом ВАК по педагогике и психологии в 2023 году кандидатские (К) и докторские (Д) диссертации
Table 1 - PhD (К) and doctoral (Д) theses reviewed by the Higher Attestation Commission's expert council on pedagogy and psychology in 2023
Рассмотрено/ Reviewed
Шифр научной специальности ^de of scientific specialty Наименование специальности Name of specialty Отрасль науки Branch of science Ученая степень Academic degree Поступило/ Received Всего/ Total Положительно Positive Отрицательно Negative Снято с рассмотрения Withdrawn from consideration На дополнительное заключение For additional conclusion Другое/ Other
Физическая К 8 8 8 0 0 1 0
5.8.4. культура и профессиональная физическая подготовка Педагогические Д 1 0 0 1 0 0 0
5.8.5 Теория и методика Педагогические К 14 14 14 0 0 0 0
спорта Д 0 0 0 0 0 0 0
Оздоровительная К 4 4 4 0 0 0 0
5.8.6 и адаптивная физическая культура Педагогические Д 0 0 0 0 0 0 0
дующие проблемные поля представленных в экспертный совет ВАК исследований:
• методология и общие закономерности развития, функционирования и совершенствования системы физической культуры (1 работа);
• управление, менеджмент и маркетинг в системе физической культуры (1 работа);
• содержание, направленность и методы физического воспитания детей дошкольного, школьного возраста и студентов (3 работы);
• теории, концепции, технологии и методики профессионально-прикладной физической подготовки (2 работы);
• содержание, направленность, методы, методики и технологии профессионально-прикладной физической подготовки в силовых ведомствах (3 работы).
Наряду с тем, что большинство диссертаций посвящено решению актуальных проблем
физической культуры и профессиональной физической подготовки, содержат новые научные результаты и предлагают конкретные практические решения исследуемых проблем, следует отметить отсутствие работ, посвященных эволюции знаний, развития научных идей, концепций, теорий, терминологии и тезауруса в области физической культуры и профессионально-прикладной физической подготовки, а также отсутствие исследований о двигательном (психомоторном) развитии человека в онтогенезе (сенситивные периоды, лабильные и инволюционные периоды угасания двигательной функции). По специальности 5.8.5.«Теория и методика спорта» в экспертный совет ВАК было представлено 14 диссертационных исследований на соискание степени кандидата педагогических наук.
Субъектами исследования являлись юные спортсмены (5 диссертаций), спортсмены массовых разрядов (3 диссертации) и квалифицированные спортсмены (6 диссертаций). Анализ характера выполненных исследований позволяет утверждать, что подавляющее большинство их носит экспериментальный характер, выполнено на репрезентативных выборках и массивах данных. Способы обработки экспериментальных данных обоснованы и выбраны корректно. Анализ тем диссертаций по основным разделам паспорта 5.8.5 позволяет выделить следующие проблемные поля представленных в экспертный совет исследований:
- техническая, технико-тактическая подготовка в различных видах спорта (7 работ);
- управление спортивной тренировкой (планирование тренировочного процесса, контроль подготовленности, построение моделей подготовленности) (4 работы);
- физическая и специальная физическая (координационная) подготовка в различных видах спорта (3 работы).
В то же время следует отметить отсутствие работ, посвященных историко-логическим и теоретическим исследованиям эволюции научных знаний в области спорта, а также международного олимпийского движения (закономерности развития, функционирования и управления). В 2023, как и в 2022 году, по специальности 5.8.6 «Оздоровительная и адаптивная физическая культура» в экспертный совет ВАК при Минобрнауки России по педагогике и психологии было представлено четыре диссертационных исследования на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Анализ тем диссертаций по основным разделам паспорта 5.8.6. позволяет выделить следующие проблемные поля представленных в экспертный совет исследований:
- методика физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
в условиях инклюзивного образования (психолого-педагогические подходы к организации адаптивной физической культуры в системе коррекционной работы с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и инвалидами в условиях коррекционного и инклюзивного образования);
- содержание и организация спортивной подготовки высококвалифицированных футболистов с нарушением зрения в подготовительном периоде (спорт слепых);
- методика обучения игроков с нарушениями слуха в бильярдном спорте на этапе начальной подготовки (спорт глухих);
- адаптивное физическое воспитание младших школьников с задержкой психического развития с использованием средств вестибулярной гимнастики (инновационные технологии в адаптивном физическом воспитании лиц, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях).
Вместе с тем следует отметить полное отсутствие диссертационных работ по оздоровительной физической культуре, а также малый охват актуальной для адаптивной физической культуры исследовательской тематики, включающей разные контингенты лиц по нозоло-гиям, возрасту, спортивной специализации. Анализ характера выполненных исследований по группе указанных выше специальностей свидетельствует, что почти все они носят экспериментальный характер, направлены на решение актуальных проблем физической культуры и спорта, выполнены на репрезентативных выборках и массивах данных с применением большого количества эмпирических методов исследования. Как видно из таблицы 2, в 2023 в экспертный совет по педагогике и психологии поступила 1 докторская и 27 кандидатских диссертаций. При этом по специальности 5.8.4. положительно оценены 8 диссертаций, по 5.8.5. - 15, и по 5.8.6. - 4. Наибольшее количество диссертационных работ (11) защищено в Объединённом диссертационном совете при Волгоградской государственной академии физической культуры и Поволжском государственном университете физической культуры, спорта и туризма: пять диссертаций по специальности 5.8.4., две - по 5.8.5. и четыре - по 5.8.6. При этом следует отметить, что в данном диссертационном совете примерно в равном количестве защищены диссертации по всем трем специальностям: 5.8.4 - 5; 5.8.5. - 2; 5.8.6. - 4. В качестве недостатков (типичных ошибок) выполненных диссертационных работ по
Таблица 2 - Вузы, в диссертационных советах которых были защищены диссертации по специальностям 5.8.4. - Физическая культура и профессиональная физическая подготовка, 5.8.5. - Теория и методика спорта и 5.8.6. - оздоровительная и адаптивная физическая культура
Table 2 - Universities in whose dissertation councils dissertations in the following specialties: «5.8.4. - Physical culture and professional physical training, 5.8.5. - Theory and methodology of sports, 5.8.6. - health-improving and adaptive physical culture» were defended
№ п/п ВУЗ University 5.8.4. 5.8.5. 5.8.6.
Д К Д К Д К
1 Московская государственная академия физической культуры Moscow State Academy of Physical Culture 4
2 Волгоградская государственная академия физической культуры и Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма Volgograd State Academy of Physical Culture and Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism 5 2 4
3 Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health 1 не утвержд. 1 3
4 Военный институт физической культуры Министерства обороны Российской Федерации Military Institute of Physical Culture of the Ministry of Defense of the Russian Federation 2
5 Российский университет спорта ГЦОЛИФК The Russian University of Sport 2
Всего Total 8 15 4
всей группе описанных выше специальностей можно назвать:
1. Некорректность методологического аппарата исследования, а именно:
- формулировка темы исследования, которая слабо соотносится с предметом исследования и не содержит проблемности;
- отсутствие четкости в постановке проблемы (исследовательский вопрос не переведен в область познания);
- слабая гипотеза, которая носит описательный характер, то есть не показывает, как и за
счет чего могут произойти предполагаемые изменения, и не может быть верифицируема;
- положения, выносимые на защиту, зачастую не обладающие полемичностью и не требующие защиты;
- описательный характер выводов по результатам исследования, не содержащих концентрированного изложения полученных доказательств.
2. Методологические ошибки при организации и описании опытно-поискового исследования: рассогласование задач и методов ис-
следования; слабое обоснование исходного авторского выбора средств и методов, составляющих ядро апробируемой педагогической разработки; фрагментарное описание выборочной совокупности; неоднородность экспериментальных групп; отсутствие конкретики при описании специфики педагогического процесса в контрольной группе; отсутствие четкости в представлении и описании табличного и графического материала.
3. Отсутствие соотносимости полученных автором научных результатов
с объективной более широкой реальностью: конкретизации возможных ограничений, связанных с реализацией педагогической разработки (подхода, технологии, методики и т.п.); сопоставления полученных результатов с результатами аналогичных исследований в России и (или) за рубежом; описания перспектив воспроизводимости и дальнейшего развития результатов исследования.
4. Отсутствие экстраполяции результатов исследования на иные области научного знания, отражающих междисциплинарность характера проводимых исследований.
ВЫВОДЫ
Проведенный анализ показывает уменьшение в 2023 году количества работ, представленных
ЛИТЕРАТУРА
1. https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=1 &name=92611751002&f=20393
2. https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=1 &name=92648971002&f=20893
3. Горелов, А. А. Об экспертизе диссертационных работ по специальности 13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры в 2016 году / А. А. Горелов, Ю. Ф. Подлипняк, Б. Н. Шустин // Вестник спортивной науки. - 2017. - № 3. -С. 58-62
4. Горелов, А. А. Об экспертизе диссертационных работ по специальности 13.00.04 - "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры" в 2018 году / А. А. Горелов, Б. Н. Шустин // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 7. - С. 96-98
REFERENCES
1. https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type= 1&name=92611751002&f=20393
2. https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type= 1&name=92648971002&f=20893
в экспертный совет ВАК РФ по педагогике и психологии по указанной группе специальностей, что, вероятно, связано с процессом перерегистрации и открытия диссертационных советов согласно новым паспортам специальностей, а также повышением требований к качеству и введением четких критериев доказательности научных исследований в области наук об образовании.
Анализ содержания выполненных опытно-поисковых исследований по указанной группе специальностей свидетельствует о том, что явно просматриваются две группы работ. В рамках первой: в диссертациях используются традиционные, специфические для спортивной педагогики методы получения и интерпретации научной информации, добытой в процессе доказательства выдвинутой гипотезы, а в рамках второй - для доказательства выдвинутых гипотез используются методы смежных наук, тем самым осуществляется междисциплинарный подход. В целом анализ исследований, выполненных в 2023 году по научным специальностям 5.8.4., 5.8.5 и 5.8.6, свидетельствует об интенсивном развитии исследовательских проблемных полей в рамках каждого паспорта как самостоятельных научных специальностей.
5. Шустин, Б. Н. Анализ диссертаций по специальности 13.00.04 и перспективы развития научных исследований в сфере физической культуры и спорта / Б. Н. Шустин, А. А. Горелов // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 2. - С. 99-100.
6. Структурно-тематический анализ диссертационных исследований, защищенных в 2020 г. по научной специальности 13.00.04 "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры" / В. Н. Баранов, Л. В. Сафонов, Б. Н. Шустин, А. А. Горелов // Вестник спортивной науки. - 2022. - № 3. - С. 64-67.
7. Шустин, Б. Н. Тематика диссертаций, защищенных в 2018-2022 гг., по вопросам физической культуры и профессионально-прикладной физической подготовки / Б. Н. Шустин, Л. В. Сафонов, А. А. Горелов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2023. - № 6(220). - С. 478-482.
3. GoreLov, A. A. On the examination of dissertations in the specialty 13.00.04 - «Theory and methodology of physical education, sports training, recreational and adaptive physical culture» in 2016 / A. A. GoreLov, Yu. F. PodLipnyak, B. N. Shustin // Bulletin of sports science. -
2017. - No. 3. - pp. 58-62
4. GoreLov, A. A. On the examination of dissertations in the specialty 13.00.04 - «Theory and methodology of physical education, sports training, recreational and adaptive physical culture» in 2018 / A. A. GoreLov, B. N. Shustin / / Theory and practice of physical culture. -2019. - No. 7. - pp. 96-98
5. Shustin, B. N. AnaLysis of dissertations in speciaLty 13.00.04 and prospects for the deveLopment of scientific research in the field of physical culture and sports / B. N. Shustin, A. A. GoreLov // Theory and practice of physical culture. - 2020. - No. 2. - pp. 99-100.
6. StructuraL and thematic anaLysis of dissertation re-
search defended in 2020 in the scientific specialty 13.00.04 «Theory and methodology of physical education, sports training, recreational and adaptive physical culture» / V. N. Baranov, L. V. Safonov, B N. Shustin, A. A. Gorelov // Bulletin of sports science. - 2022. - No. 3. - pp. 64-67.
7. Shustin, B. N. Topics of dissertations defended in 20182022 on issues of physical culture and professional applied physical training / B. N. Shustin, L. V. Safonov, A. A. Gorelov // Scientific notes of the University named after. P.F. Lesgaft - 2023. - No. 6(220). - pp. 478-482.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Горелов Александр Александрович (Gorelov Aleksandr Aleksandrovich) - доктор педагогических наук, профессор; главный научный сотрудник - заведующий учебно-научного центра кинезиологических исследований и лечебно-реабилитационных технологий Института физической культуры и спорта ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», 677000, г. Якутск, ул. Белинского, д. 58; e-mail: alexagorr@yandex. ru; ORCID : 0000-0002-1067-1110.
Манжелей Ирина Владимировна (Manzheley Irina Vladimirovna) - доктор педагогических наук, профессор; Тюменский государственный университет; 62500, г. Тюмень, ул. Володарского, д.6; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0001-5402-9755.
Зайцев Анатолий Александрович (Zaitsev Anatoly Alexandrovich) - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физического воспитания; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калининградский государственный технический университет», Калининградская область, 236022, г. Калининград, проспект Советский, д. 1; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-9639-6833.
Румба Ольга Геннадьевна (Rumba Ol'ga Gennad'evna) - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры «Теория и методика спорта, спортивной кинезиологии, оздоровительной и адаптивной физической культуры» Института физической культуры и спорта ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», 677000, г. Якутск, ул. Белинского, д. 58; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-92573986.
Поступила в редакцию 1 февраля 2024 г. Принята к публикации 26 февраля 2024 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Горелов, А.А. Экспертиза диссертационных работ по проблемам физической культуры и спорта / А.А. Горелов, И.В. Манжелей, А.А. Зайцев, О.Г. Румба // Наука и спорт: современные тенденции. - 2024. - Т. 12, № 1. - С. 129-135. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-1-129-135
FOR CITATION
Gorelov A.A., Manzheley I.V., Zaitsev A.A., Rumba O.G. Examination of dissertations on problems of physical education and sports. Science and sport: current trends., 2024, vol. 12, no. 1. - pp. 129-135. DOI: 10.36028/23088826-2024-12-1-129-135