Научная статья на тему 'Экспериментирование как средство познания окружающего мира'

Экспериментирование как средство познания окружающего мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
989
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТ / EXPERIMENT / МЕТОД / METHOD / ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / WORLD AROUND / ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PRESCHOOL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тогатай Мадина Мырзабаевна /, Жораева Сауле Базарбаевна, Уразбакова Улбала Темировна, Бегимбекова Баян Ассауырбековна

В статье проанализирован современные методы экспериментирования как средства познания окружающего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тогатай Мадина Мырзабаевна /, Жораева Сауле Базарбаевна, Уразбакова Улбала Темировна, Бегимбекова Баян Ассауырбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментирование как средство познания окружающего мира»

6. Иванова Р. Г. Педагогические технологии: адаптивная система обучения. // Химия в школе, 1989, № 6. С. 25-27.

7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - С. 256.

8. Зуева М. В., Чертков И. Н. Программа курса химии для 10-11 классов школ технического профиля. // Комплект программ по химии для различных профилей. - М.: АПН СССР НИИ ОСО, 1991. - С. 94-121.

9. Батышев С. Я. Блочно-модульное обучение. - М.: 1997.

10. Юцявичене П. Я. Теория и практика модульного обучения. - Каунас, 1989.

Experimenting as world around learning tool Togatai M.1, Zhoraeva S.2, Urazbakova U.3, Begimbekova B.4 Экспериментирование как средство познания окружающего мира Тогатай М. М.1, Жораева С. Б.2, Уразбакова У. Т.3, Бегимбекова Б. А.4

1 Тогатай Мадина Мырзабаевна / Togatai Madina - старший преподаватель; 2Жораева Сауле Базарбаевна / Zhoraeva Saule - кандидат педагогических наук, доцент; 3Уразбакова Улбала Темировна / Urazbakova Ulbala - старший преподаватель; 4Бегимбекова Баян Ассауырбековна /Begimbekova Bayan - магистрант, кафедра теории и методики дошкольного и начального обучения, филологический факультет, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, г. Шымкент, Республика Казахстан

Аннотация: в статье проанализирован современные методы экспериментирования как средства познания окружающего мира.

Abstract: in article it is analysed modern methods of experimenting as world around learning tools.

Ключевые слова: эксперимент, метод, окружающий мир, дошкольное обучение. Keywords: experiment, method, world around, preschool training.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования. Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетание «детское экспериментирование».

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами [1].

При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали

такие классики педагогики, как Я. А.Коменский, И. Г.Песталоцци, Ж. Ж.Руссо, К. Д.Ушинский и многие другие.

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н. Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

Исходной формой экспериментирования, из которой развились все остальные, является единственная доступная ребенку форма экспериментирования -манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте. В процессе манипулирования предметами идет и природоведческий и социальный эксперимент. В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется. Ребенок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему.

После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период - любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка - переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т. е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически [2].

Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога направленной на развитие деятельности экспериментирования детей. Эксперименты классифицируются по разным принципам. Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления

или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента [3].

Итак, наиболее общими и важными задачами познавательного развития ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире), как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

Можно сделать вывод о следующих особенностях детского экспериментирования: экспериментирование понимается как особый способ духовно - практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность; экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста; экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п.; детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития.

Литература

1. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2003. -№ 3. - С. 4-12.

2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 79 с.

3. Локтионова З. А., Варыгина В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. - 2006. - № 8. - С. 60-64.

English language writing skills optimization via phonotactics

Shitova A.

Оптимизация процесса формирования навыков и умений англоязычной письменной речи с помощью фонотактики

Шитова А. В.

Шитова Алина Валентиновна /Shitova Alina - старший преподаватель, кафедра иностранных языков и лингводидактики, филологический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье представлено теоретическое обоснование целесообразности использования фонотактики и других способов акцентуации ритма письменно-речевых высказываний в целях оптимизации обучения англоязычной письменной речи российских студентов и студентов из КНР. В статье приводятся примеры эффективной работы с ритмикой текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.