Научная статья на тему 'Экспериментальный стенд по проверке характеристик маловибрационного поршневого компрессора с комбинированным приводом'

Экспериментальный стенд по проверке характеристик маловибрационного поршневого компрессора с комбинированным приводом Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
186
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРШНЕВОЙ КОМПРЕССОР / ПРИВОД ПОРШНЯ / ТОЧНОСТЬ / МАЛОВИБРАЦИОННЫЙ / PISTON COMPRESSOR / PISTON DRIVE / ACCURACY / LOW VIBRATIONS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Носов Евгений Юрьевич, Нестеренко Григорий Анатольевич

В статье рассматривается экспериментальный стенд по проверке характеристик маловибрационного поршневого компрессора с комбинированным приводом. Описаны: общая схема стенда, компоновочная схема привода компрессора, вопросы обеспечения точности сборки и изготовления отдельных узлов привода, а также фрагмент технологического процесса изготовления наиболее ответственных деталей. Это дает представление о трудоемкости изготовления рассматриваемого привода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Носов Евгений Юрьевич, Нестеренко Григорий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experimental stand for checking characteristics of low vibration piston compressor with combined mechanism of actuator

In the article the experimental stand for checking characteristics of a low vibration piston compressor with combined actuator is considered. There is description of the following: general view of the stand, the layout scheme of the compressor actuator, problems of maintenance providing accuracy of assemble and manufacturing of separate units of the actuator, and also a fragment of technological process of manufacturing of the most important details proving its labor intensiveness.

Текст научной работы на тему «Экспериментальный стенд по проверке характеристик маловибрационного поршневого компрессора с комбинированным приводом»

УДК 62І.5 i 2:53G. i G

Е. Ю. НОСОВ Ц Г. А. НЕСТЕРЕНКО L--

Омский государственный технический университет

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ СТЕНД ПО ПРОВЕРКЕ ХАРАКТЕРИСТИК МАЛОВИБРАЦИОННОГО ПОРШНЕВОГО КОМПРЕССОРА

С КОМБИНИРОВАННЫМ ПРИВОДОМ

В статье рассматривается экспериментальный стенд по проверке характеристик маловибрационного поршневого компрессора с комбинированным приводом. Описаны: общая схема стенда, компоновочная схема привода компрессора, вопросы обеспечения точности сборки и изготовления отдельных узлов привода, а также фрагмент технологического процесса изготовления наиболее ответственных деталей. Это дает представление о трудоемкости изготовления рассматриваемого привода.

Ключевые слова: поршневой компрессор, привод поршня, точность, маловибрационный.

Ресурс работы и экономичность поршневых компрессоров в большой степени зависит от величины боковых сил и вибрации, действующих на поршень [1, 2].

Снижения боковых сил в ЦПГ поршневых компрессоров добиваются различными способами. Наиболее простой из них — применение крейцкопфа в направляющем механизме поршня. Это техническое решение было использовано еще в 30-х годах прошлого столетия для бессмазочных лабиринтных компрессоров, сжимающих чистые газы [3], и продолжает предлагаться в различных вариантах.

Другой способ состоит в применении А-образных механизмов рычажного типа (например, кривошипнокулисных [4], наиболее современная интерпретация подобного механизма предложена фирмой «Бауэр» [5]), двухвальных приводов и орбитального механизма С. С. Баландина [6], который был успешно реализован в крупных холодильных компрессорах. Однако в этих машинах в связи с неизбежной погрешностью изготовления сложного коленчатого вала так и не удалось осуществить полного устранения боковых сил действующих на поршень [7, 8]. Предпринимались также попытки применения линейных двигателей (электромагнитных, пневматических и гидравлических). Однако, в силу многочисленных широко известных сложностей, связанных с использованием таких конструкций в приводах компрессорных машин, их применение ограничено.

Обычно снижение вибрационных нагрузок на поршневые машины производят за счет оптимального распределения масс в элементах конструкции и введением дополнительных противовесов и виброгасящих устройств, однако это требует усложнения конструкции [9].

Одновременное решение проблем исключения боковых усилий в ЦПГ и вибрации со стороны неуравновешенных масс возможно в схеме поршневой машины с комбинированным приводом [10], в которой действующие силы и моменты инерции дви-

жущихся масс теоретически полностью уравновешены. Впервые попытки анализа работы этой конструкции на основе математической модели, учитывающей термодинамику рабочих процессов и динамику механизма привода, приведены в [11 — 13].

Анализ существующих конструкций привода компрессоров позволил сформулировать принципиальную схему конструкции привода малошумного безвибрационного компрессора. Конструкции, описанные в [14, 15], имеют большие габариты и требуют изготовления большого числа оригинальных деталей с высокой точностью. В связи с этим большой интерес представляет использование серийных образцов малорасходных компрессоров, объединенных в схему с комбинированным механизмом привода.

На рис. 1 изображена расчетная схема одноступенчатого двухцилиндрового компрессора с комбинированным механизмом привода, образованного из двух серийных образцов одноступенчатых поршневых компрессоров МСВ 190/1,50-1 фирмы «Aiken», привод которых объединен единой рамкой (кулисой) 6.

Условие динамического равновесия такой механической системы определяется выражением:

Fm + Fn 2 + Fxpi + Fkp2 + Feh.k + G Fин.кш 2 = 0 ,

где Fnl 2 — газовые силы от перепада давления на поршне, FKP1 2—силы давления кривошипа на кулису, F^Kmi 2—сумма сил инерции вращательного движения кривошипа и противовеса, G — суммарный вес подвижных частей механизма движения и поршней со штоками.

При назначенных геометрических размерах, материалах деталей и режима работы (частоты вращения приводных валов, давления всасывания и нагнетания) данное уравнение позволяет произвести расчеты противовесов и выполнить условия прочности деталей.

Для проведения экспериментальных исследований был рассчитан, спроектирован и изготовлен модельный образец компрессора со следующими основ-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (93) 2010 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА. ЭНЕРГЕТИКА

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА. ЭНЕРГЕТИКА ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (93) 2010

Рис. 1. Расчетная схема комбинированного привода компрессора: 1-цилиндр; 2-поршень; 3-уплотнительные кольца; 4-направляющие опорные кольца; 5-шток; 6-кулиса (рамка); 7-кривошип; 8-противовес

Рис. 2. Общая компоновка стенда:

1 -жесткая плита; 2 компрессор; 3-всасывающие фильтры; 4-линия нагнетания; 5-манометр нагнетаемого давления; 6-расходомер (газовый счетчик); 7-вентиль для регулировки давления нагнетания; 8-ресивер; 9-вентиль для слива конденсата; 10-вибродатчик; 11-цилиндр; 12-электродвигатель; 13-корпус; 14-рамка (кулиса)

ными параметрами: диаметр цилиндра 50 мм, ход поршня 24 мм, давление нагнетания 8 бар. Привод компрессора осуществляется от двух одинаковых электродвигателей, имеющих противоположное вращение валов.

Назначение компрессора — проверка основных положений математической модели и получение сведений, расчет которых затруднен или на данном этапе исследований невозможен или не рационален.

На рис. 2 показана общая компоновка стенда для исследования характеристик компрессора. Компрессор зафиксирован на общей плите 1 с помощью штатного болтового соединения. Единая плоскость крепления получена фрезерованием поверхности плиты с допуском плоскостности 0,01 мм.

Для оценки амплитуды и частоты вибрации применяется вибродатчик 10 индукционного типа, установленный на плите.

При вращении валов двигателей с установленными на них кривошипами, подшипники, размещенные на кривошипах, совершая вращательное движение относительно оси вала двигателя и прокатываясь по кулисе, преобразуют это движение в возвратнопоступательное движение кулисы с закрепленными на ней штоками. Это обеспечивается прокатыванием наружной обоймы подшипника по верхней и нижней

направляющим, которые являются частью рамки (кулисы).

Для обеспечения уравновешивания компрессора использовались как штатные противовесы готовых изделий, так и дополнительные противовесы. Для более точного расчета последних было произведено точное взвешивание всех подвижных частей.

В модельном компрессоре требуется обеспечить плавное перемещение эксцентриков кривошипов 7 (рис. 1) по рамке 6 без проскальзывания, что в свою очередь позволит снизить шумность работы и нагрев рабочих поверхностей направляющих рамки и подшипников кривошипов. Это условие было выполнено с применением специальных конструктивных и технологических методов.

Для обеспечения заданных характеристик работы компрессора требуется обеспечить минимальный зазор (порядка 0,5 мм и менее) между поршнем и гильзой цилиндра. Заданная точность обеспечивается обработкой указанных деталей. Для точного центрирования поддерживающего пояска (направляющих колец 4, рис. 1) необходимо обеспечить его соосность с поршнем, как по наружному диаметру, так и по внутреннему. Точность центрирования обеспечивается обработкой за одну установку из проката круглого сечения (рис. 3). На первом технологическом

Первый переход Второй переход

V V

CS 3

> § > $

L

а) б)

Рис. 3. Фрагмент технологического процесса изготовления поршня и крейцкопфа

переходе обрабатывается наружная цилиндрическая поверхность заготовки в размер 049,75_ОО2 (рис. 3а). На втором переходе обрабатывается 049,25^2 на заданную длину (рис. 3б). На третьем переходе прорезаются канавки для установки компрессионных колец (рис. 3в). На четвертом переходе сверлится, зенкеруется и развертывается отверстие 08-о 005 (рис. 3г) и затем производится отрезка крейцкопфа и поршня от заготовки (рис. 3д).

Пробные пуски компрессора позволили подтвердить его работоспособность и возможность стенда измерять основные параметры компрессора, в том числе его производительность, давление нагнетания, частоту и виброускорение колебаний конструкции.

Библиографический список

1. Болштянский, А. П. Особенности проектирования бессма-зочного поршневого вакуумного насоса / А. П. Болштянский,

В. Е. Щерба // Вакуумная техника и технология. — 1999. — Т. 9, № 2. - С. 31-36.

2. Болштянский, А.П. The influence of the accuracy of fabrication of main geometric parameters on features of piston forvacuum pump with gas support of piston / А.П. Болштянский, В.Е. Щерба // Вакуумные технологии и оборудование: сб. докл. 4-го Междунар. симпозиума. — Харьков, 2001. — С. 222-224.

3. Angst, R. A. The labyrinth piston compressor // S. Afr. Mech. Eng. — 1979. — 29, №8. — Р. 262 — 270.

4. Геронимус, Я.Л. Очерки о работах корифеев русской механики. — М.: Гос. изд-во технико-теоретич. лит., 1952. — 519 с.

5. Kompressorenbau тії Gelenk-Gerade-ausfuhrung// Metallhandwerk + Technik. — 1980. — №2. — Б. 124— 129.

6. А. с. 118471 СССР, МКИ4 Р 01 В 9/02. Двигатель внутреннего сгорания с бесшатунным механизмом / С. С. Баландин. — № 591328/24-06 ; заявлено 4.11.58 ; опубл. 10.12.73, Бюл. №47.

7. Линдберг, А.Ф. Эффективность применения холодильных компрессоров без смазки / А. Ф. Линдберг, Ф. Д. Голиков, С. И. Федулов // Рыбное хозяйство. — 1981. — № 7. — С. 66 — 68.

8. Линдберг, А. Ф. Характеристики бесшатунного холодильного компрессора / А. Ф. Линдберг, С. А. Путилин, А. Е. Семенов // Интенсификация производства и применения искусственного холода : тез. докл. Всесоюз. науч.-практич. конф. — Л., 1986. —

С. 10.

9. Пластинин, П. И. Поршневые компрессоры. Т. 1. Теория и расчет. — М. : Колос, 2000. — 456 с.

10. Пат. № 2098662 РФ, МКИ6 Р 04 В 25/00, 35/00. Бесконтактный компрессор / А. П. Болштянский, В. Е. Щерба; заявитель и патентообладатель Омский гос. техн. ун-т. — № 95114243/06; заявл. 08.08.1995; опубл. 10.12.1997, Бюл. № 34.

11. Болштянский, А.П. Поршневой насос с комбинированным приводом / А. П. Болштянский, В. Е. Щерба, Е. А. Лысенко // Современное состояние и перспективы развития гидромашиностроения в XXI веке: тр. Международной НТК. — СПб, 2003.

- С. 386-388.

12. Болштянский, А. П. Влияние погрешности изготовления кривошипов на динамические характеристики поршневого форвакуумного насоса с комбинированным приводом / А. П. Болштян-ский, Е. А. Лысенко, В. Е. Щерба // Вакуумная техника и технология: Материалы XIII Науч.-технич. конф. с заруб. участием.

- М.: МГИЭМ, 2006. - С.110-114.

13. Болштянский, А. П. Поршневая машина объемного действия с уравновешенным механизмом привода / А.П. Болштянский, В. Е. Щерба, Е. А. Лысенко // Гидрогазодинамика, гидравлические машины и гидропневмосистемы: тр. Междунар. науч.-техн. и науч.-методич. конф. - М. : МЭИ, 2006. - С. 153- 156.

14. Пат. № 2296241. Российская Федерация, МКП Р04В 25/00. Поршневой компрессор / Болштянский, А.П., Щерба В.Е., Лысенко Е.А.; заявитель и правообладатель ОмГТУ. - № 2005129839/ 06; заявл. 26.09.2005 ; опубл. 27.03. 2007, Бюл. №9. - 9 с. : ил.

15. Пат. № 2334877. Российская Федерация, МКП Р01В 1/10, Р16Н 21/36. Машина объемного действия / Болштянский, А. П., Щерба В.Е., Лысенко Е.А.; заявитель и правообладатель ОмГТУ. -№2006139729/06; заявл. 09.11.2006 ; опубл. 27.09. 2008, Бюл. №27, 6 с.: ил.

НОСОВ Евгений Юрьевич, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры гидромеханики и транспортных машин.

НЕСТЕРЕНКО Григорий Анатольевич, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры гидромеханики и транспортных машин.

Адрес для переписки: 644050, г. Омск, пр. Мира, 11.

Статья поступила в редакцию 30.06.2010 г.

© Е. Ю. Носов, Г. А. Нестеренко

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (93) 2010 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА. ЭНЕРГЕТИКА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.