нием. Однако при применении хлора необходим большой избыток окислителя; кроме того, следует учитывать, что продукты хлорирования обладают интенсивным запахом. Эти недостатки не позволяют рекомендовать хлор для обработки питьевых и сточных вод, содержащих ди- и тиофосфаты.
Вывод
Для обезвреживания водных растворов ди- и тиофосфатов целесообразно использовать озонирование или перекись водорода с последующим УФ-облучением, так как воздействие этих окислителей не сопровождается появлением запахов, а продукты окисления менее токсичны, чем исходные вещества.
ЛИТЕРАТУРА. Лазарев Н. В, Вредные вещества в промышленности. М., 1963. — О' Б р а й н Р. Токсичные эфиры кислот фосфора. М., 1964. — HestrinS. J. biol. Chem., 1942, v. 180, p. 249.
Поступила 9/VII 1973 r.
TOX ICO LOG ICAL CHARACTERISTICS OF DESTRUCTION PRODUCTS OF ORGANOPHOSPHOROUS PESTICIDES
V. /. Tsipriyan, R. V. Savina, E. I. Savitskaya, M. A. Shevchenko, P. V. Marchenko,
P. N. Taran, E. V. Kravets
The paper deals with a comparative hygienic assessment of the action of chlorine, ozone, hydrogen peroxide with subsequent ultraviolet irradiation and that of potassium permanganate on metaphose and phosphamide. The finding is, that for decontamination of water solutions of di-thiophosphate it is expedient to use ozone or hydrogen peroxide with subsequent ultraviolet irradiation.
УДК 613.63:615.282:613.155.3
Канд. мед. наук Л. А. Матохнюк, В. Н. Карпенко, А. И. Олефир, канд. биол. наук И. А. Анина
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ПОЛИМАРЦИНА В ВОЗДУХЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ
Киевский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний
Фунгицид полимарцин высокоэффективен в борьбе с гнилостными заболеваниями овощных и фруктовых культур. Препарат является комплексным соединением этиленбисдитиокарбамата цинка, этиленбисдитиокарба-мата марганца и этилентиурамдисульфида в соотношении 40 : 20 : 40.
СНо—МН— С — б \ СН,-МН- С-Б^ СНо-КН-С.
I г >п • I > • I >
СНт-Ж-С-Э^ снг-дн-с-8 снг-мн-с^
Препарат выпускается в виде смачивающегося порошка (60'—80% действующего начала) желтого цвета, без запаха. При смешивании с водой он дает равномерную суспензию. Полимарцин растворим в щелочах, трилоне Б и хлороформе, плохо растворим в бензоле и ацетоне. Его летучесть при 40° составляет 0,355 мг/м3, удельный вес 1,49, температура плавления 122'— 130°. Он применяется для обработки сельскохозяйственных культур в виде 0,2'—0,4% суспензии. Нашей задачей было изучить биологическое действие полимарцина при однократном и многократном поступлении per os, через неповрежденную кожу и органы дыхания, а также обосновать предельно
допустимую концентрацию препарата в воздухе рабочей зоны. Опыты проведены на 313 белых крысах, 9 кошках, 24 кроликах и 40 морских свинках. Дозы и концентрации рассчитывали по действующему началу.
Токсичность полимарцина при введении в желудок и при накожной аппликации изучали по общепринятой методике. Установлено, что LD50 для крыс при введении per os— 3290 мг/кг, для кроликов — 2260 мг/кг. Способность к накоплению эффекта токсического действия проявляется слабо: при дозе х/ю и V20 LD50 в течение 4 мес видимых признаков интоксикации и гибели крыс не наблюдали. При однократном и повторном (в течение 14 дней) нанесении препарата на кожу кроликам в дозе 1000 мг/кг признаков интоксикации и местно раздражающего действия не отмечено. Аппликация полимарцина на слизистую оболочку глаз кролика в виде 5% водной суспензии вызывала гиперемию, исчезавшую через сутки.
Токсические свойства фунгицида при ингаляционном пути поступления в организм изучали в камере для динамической затравки животных капель-но-жидким аэрозолем (ежедневная экспозиция 4 ч). Концентрация полимарцина в зоне дыхания определяли по методу 3. В. Ивановой и Г. А. Хо-хольковой, принцип которого заключается в кислотном гидролизе препарата до сероуглерода и колориметрическом определении последнего по окрашенному в желтый цвет комплексу диэтилдитиокарбамата меди. Чувствн- 4 тельность метода^— 15 мкг в анализируемом объеме.
Критериями действия полимарцина являлись поведение животных, динамика веса тела, относительный вес внутренних органов и патоморфоло-гические изменения в них картина крови, комплекс иммунологических показателей (содержание лизоцима — по 3. В. Ермольевой, активность комплемента, поглотительная и переваривающая активность нейтрофилов, индекс бактерицидности кожи, число микробов на коже и слизистой оболочке— по П. Н. Клемпарской и Г. А. Шальновой), активность аспартат-аминотрансферазы— по методу Т. С. Пасхиной, альдолазы— по В. И. То-варницкому и щелочной фосфатазы — по методу А. Боданского. Приводятся статистически достоверные изменения исследуемых показателей (Я<С <0,05).
При однократном ингаляционном воздействии полимарцина в концентрации 20 (кошки, крысы), 190 и 1000 мг/м3 (крысы) летальные исходы отсутствовали. Начальные клинические признаки интоксикации (угнетение) отмечены у крыс при применении препарата в концентрации 190 мг/м3; полимарцин в концентрации 1000 мг/м3 вызывал угнетение, адинамию, одышку, геморрагии вокруг носовых ходов, синюшность конечностей. Изменения ряда изучаемых показателей возникали под влиянием полимар- ^
цина в концентрации 20 мг/м3. Активность аспартатаминотрансферазы, альдолазы, щелочной фосфатазы сыворотки крови крыс повышалась в пределах 26—82%, комплементарная активность сыворотки и содержание лизоцима снижались на 22—50%, число ретнкулоцитов увеличивалось на 47—100%. У кошек активность ферментов сыворотки крови изменялась на 42—81%. Эти изменения проявлялись в большинстве случаев через 1—3 ч после воздействия. В концентрации 190 и 1000 мг/м3 полимарцин вызывал более глубокие сдвиги перечисленных выше показателей, а также снижение содержания гемоглобина, эритроцитов (до 30%) и лейкоцитов (35—40%), уменьшение переваривающей активности нейтрофилов (до 60%) и бактерицидной способности кожи (до 40%).
Исследования микропрепаратов внутренних органов подопытных животных (острый опыт, концентрация 1000 мг/м3) позволили выявить в легких истончение «межальвеолярных перегородок, эмфизематозное расширение просветов альвеол, набухание слизистой оболочки бронхов, в сердце —
1 Патоморфологические исследования проведены совместно с проф. |М. Б. Раппо портом|.
резко выраженное очаговое набухание мышечных волокон, в печени — полнокровие внутридольковых сосудов и набухание гепатоцитов, в почках •— набухание эпителия извитых канальцев. Отмечено полнокровие сосудов головного мозга, гиперхромное окрашивание нейтроцитов и сморщивание отдельных участков коры и особенно подкорковой области. В щитовидной железе обнаружено большое количество слущенных тиреоцитов. Сосуды мозгового слоя надпочечников полнокровны, синусоиды расширены. При воздействии полимарцина в концентрации 190 мг/м3 структурные изменения внутренних органов и регулирующих систем были сходными, но менее выраженными.
При многократном ингаляционном воздействии полимарцина в концентрации 0,88 мг/м3 на протяжении 4 мес у крыс отмечено только однократное снижение количества лизоцима, не выходящее за пределы 2 сигм соответствующего контроля. Четырехмесячное применение фунгицида в концентрации 4 мг/м3 не вызывало видимых признаков интоксикации и изменения веса кошек и крыс. Через 2 нед после начала опыта и до его окончания у крыс определялись уменьшение титров лизоцима и активности комплемента на 30—70%. На 4-й и 16-й неделе опыта у крыс и 12-й неделе у кошек наблюдалось понижение фагоцитарного индекса и переваривающей активности нейтрофилов на 20—45%. Увеличение активностиаспартат-аминотрансферазы (на 59%) и альдолазы (на 103%) зарегистрировано у крыс на 4-й неделе опыта. У кошек на 4-й и 16-й неделе активность этих ферментов также была повышена на 30—40 и 60—110?о соответственно. Количество ретикулоцитов повысилось у крыс на 8-й и 12-й неделе опыта на 33—100%, у кошек'— на 6-й неделе на 50%. При патоморфологическом исследовании во внутренних органах животных отмечены обратимые изменения в виде нерезко выраженной дистрофии и венозного полнокровия. Характер и динамика изменений показателей при воздействии полимарцина в концентрации 4 мг/м3 дают основание считать последнюю пороговой для кошек и крыс в хроническом опыте. Зона хронического действия полимарцина (2сЬ) равна 5.
При многократном ингаляционном воздействии фунгицида в концентрациях 0,88 и 4 мг/м3 эмбриотоксический эффект не наблюдался (Г. А. Вой-тенко).
Существуют данные о способности этиленбисдитиокарбаматов цинка и марганца оказывать аллергнзирующее действие (П. М. Зорин; КаГтЬе и соавт.). Учитывая это, мы с целью выявления подобного действия вводили морским свингам полимарцин со стимулятором Фрейнда по схеме О. Г. Алексеевой и А. И. Петкевич. Кожные пробы были положительны в разведении 1 : 300 у 8 из 10 свинок; средний балл их равен 1,2, что позволяет отнести полимарцин к слабым аллергенам.
Экспериментальные исследования по токсикологии фунгицида позволяют заключить, что острое и хроническое отравление им характеризуется нарушением картины крови, активности ферментов — аспартатаминотранс-феразы, альдолазы, щелочной фосфатазы, а также снижением иммунобиологической реактивности. Заметное усиление активности ферментов сыворотки крови, так называемого печеночного спектра, которое, по существующим представлениям, трактуется как поражение паренхимы печени в результате нарушения энергетического баланса клеток, дает основание полагать, что при воздействии полимарцина нарушается функциональное состояние печени.
Среди показателей, характеризующих состояние естественного иммунитета, наиболее закономерно изменились содержание лизоцима, переваривающая активность нейтрофилов и бактерицидная способность кожи.
В качестве чувствительных показателен токсического действия полимарцина рекомендуется исследовать картину крови, активность указанных выше ферментов сыворотки крови, а также перечисленные иммунологические тесты.
На основании полученных данных и сопоставления их с результатами изучения близких по структуре дитиокарбаминовых пестицидов предельно допустимая концентрация полимарцина в воздухе рабочей зоны рекомендована на уровне 0,5 мг/м3 (аэрозоль). Эта концентрация утверждена секцией по предельно допустимым концентрациям веществ при Всесоюзной проблемной комиссии «Научные основы гигиены труда и профзаболеваний».
ЛИТЕРАТУРА. Алексеева О. Г., Петкевич А. И. Гиг. и сан., 1972, № 3, с. 64. — Е р м о л ь е в а 3. В. Антибиотики, 1963, № 1, с. 39. — 3 о -р и н П. М. Вестн. дерматол., 1970, № 2, с. 65. — К л е м п а р с к а я Н. Н., Шаль-нова Г. А. Аутофлора как индикатор радиационного поражения. М., 1966. — П а с -хина Т. С. Определение глютамикоаланиновой и глютамикоаспарагиновой аминофераз в сыворотке крови. Методическое письмо. М., 1959. — Товарницкий В. И. В кн.: Современные методы в биохимии. М., 1964, т. 1, с. 303. — Bodansky A., J. biol. Chem., 1933, v. 101, p. 93. — К a m ве J. В кн.: International Congress of Rural Medicine (4) Proceedings, 1969, p. 55.
Поступила 30/X 1973 p.
EXPERIMENTAL DATA FOR SUBSTANTIATING THE MAXIMAL PERMISSIBLE CONCENTRATIONS OF POLYMARCINE IN THE AIR OF A WORKING ZONE
L. A. Matokhnyuk, V. N. Karpenko, A. I. Olefir, /. A. Anina
The paper presents data on cumulative properties of a new fungicide — polymarcine, changes of certain haematological immunological and biochemical indices in acute and chronic tests, disturbances of various organs and systems, detected in pathomorphologies! investigations. Permissible concentration of polymarcine in the air of a working zone is suggested.
УДК 613.6:622.272.3
Канд. мед. наук Э. М. Винарик, доктор мед. наук Ф. X. Зингер, канд. мед. наук Н. И. Меняйло, В. С. Гриценко, канд. мед. наук В. В. Суханов, Е. С. Сорокин, С. П. Алексеева, Л. А. Иванова, Л. Ф. Землякова
УСЛОВИЯ ТРУДА И ЗДОРОВЬЕ ГОРНОРАБОЧИХ ГЛУБОКИХ ШАХТ ДОНБАССА
Донецкий научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний
Девятым пятилетним планом намечено значительно увеличить добычу угля на Украине за счет сооружения и ввода в эксплуатацию новых шахт на глубине более 800 м. Разработка глубоких горизонтов, внедрение современной механизации на шахтах Донбасса существенно меняют условия труда. Это сказывается и на процессах образования пыли.
Комплекс гигиенических особенностей производственной среды подготовительных и очистных забоев глубоких шахт изучен недостаточно. В результате не всегда ясны последствия их неблагоприятного воздействия на организм горнорабочих, а в связи с этим целесообразность и характер профилактических мероприятий. Между тем труд горнорабочих глубоких шахт предъявляет повышенные требования к организму, вызывает нежелательные сдвиги физиологических функций, повышает общую и профессиональную заболеваемость. Однако механизмы функциональных сдвигов в организме практически здоровых рабочих известны не во всех случаях. Для решения вопросов, связанных с оздоровлением труда и улучшением медицинского обеспечения шахтеров, проведено комплексное изучение условий труда и их влияния на организм горнорабочих глубоких горизонтов; на этой основе намечены конкретные пути укрепления здоровья горнорабочих глубоких шахт Донбасса.
Результаты тепловых съемок в горных выработках глубоких горизонтов показали, что температура воздуха с учетом влажности и скорости его движения на обследованных объектах выше допустимого уровня на