Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИИ ПАРОВ БЕНЗИНОВ В ЖИЛИЩНО-БЫТОВЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ И НА ПАЛУБАХ СУДОВ НЕФТЕНАЛИВНОГО ФЛОТА'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИИ ПАРОВ БЕНЗИНОВ В ЖИЛИЩНО-БЫТОВЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ И НА ПАЛУБАХ СУДОВ НЕФТЕНАЛИВНОГО ФЛОТА Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
12
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Я.Г. Двоскин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL DATA FOR DETERMINING THE MAXIMUM PERMISSIBLE CONCENTRATION OF BENZINE VAPOURS IN LIVING AND AUXILIARY QUARTERS AND ON DECKS OF OIL-TANKERS

In order to determine maximum permissible concentration of benzine vapours in the air of closed premises on oil-tankers, a series of experiments were performed on animals. For this purpose a special method has been devised for chronic, dynamic, all-day round poisoning by inhalation. The results obtained indicate that a concentration of 100 mg/m3 caused changes in the leucocyte count, in the unconditioned reflex time and in the conditioned reflex activity; a concentration of 20 mg/m3 produced changes in the unconditioned reflex time and in the conditioned reflех activity; concentration of 4—6 mg/m3 altered the threshold value of conditioned reflex activity. The above experimental data enable it to recommend setting up the maximum permissible concentration of benzine vapours 5 mg/m3.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИИ ПАРОВ БЕНЗИНОВ В ЖИЛИЩНО-БЫТОВЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ И НА ПАЛУБАХ СУДОВ НЕФТЕНАЛИВНОГО ФЛОТА»

ЛИТЕРАТУРА

Айзинбуд Ю. И. В кн.: Информационно-методические материалы научно исслед. санитарного ин-та им. Эрисмана. Методы гигиенического исследования. М.. 1955, стр. 26. — Блиох С. С., Замыслова С. Д. Гиг. и сан., 1959, № 6, стр. 67.—' Каковский И. А., Силина Е. И. Бюлл. цветной металлургии, 1957, № 14(91). стр. 9.— Кала би на М. М., М у д р е ц о в а-В и с с К. А., Разумов А. С. и др В кн.: Промышленные сточные воды, их очистка и влияние на водоемы. М., 1947, в. 1, стр. 8. — Каган Ю. С. Гиг. труда и проф. заболевания, 1958, Л» 5, стр. 7. -Комм Д. Г., К а й д а л и н а А. В., Сидоренко А. И. Тезисы докл. и выступлений на Всесоюзн. научной конференции по вопросам гигиены воздуха. М., 1955, стр. 83. — Назаренко И. В., Тонкопий Н. И. В кн.: Санитарная охрана водоемов от загрязнений промышленными сточными водами. М., 1959, в. 3, стр. 151. — Черкинский С. Н. Гиг. и сан., 1957, № 8, стр. 3. — Hauschild F., Pharmakolo Cie und Grundlagen der Toxikologie. Leipzig, 1958.

Поступила 16/V I960

HYGIENIC BACKGROUNDS FOR DETERMINING THE MAXIMUM PERMISSIBl 1 CONCENTRATIONS OF FLOATATION AGENTS (BUTYL XANTHOGENATE, CRESYL DITHIOPHOSPHATE, PINE OIL AND TERPENEOL) IN WATER

BASINS

Yu. T. Loshakov, assistant

The data of numerous investigations have been helpful in establishing the effect exerted by floatation agents (butyl xanthogenate, cresyl dithiophosphate, pine oil and terpeneol) on various aspects of the sanitary regime in a water basin, on aquatic organisms and on organoleptic properties of water.

According to the latter index the maximum permissible concentrations should be as follows: xanthogenate 0.001 mg/1, dithiophosphate — 0.001 mg/l, p ne oil — 0.2 mg/1, terpeneol—0.05 mg/1. It has been discovered that as a result of chlorination cresyl, dithiophosphate is capable of forming chlorphenols.

Chronic poisoning tests showed the toxicity of xanthogenate and dithiophosphate when these are given to experimental animals with drinking water, but at concentra tions, exceeding those imparting an unpleasant odour to water.

The exper.ments performed indicate the effect of combined presence of several floatating reagents to be summarized, this disappearing with the reduction of maximum permissible concentrations in proportion to the number of reagents involved in the mixture.

•it ~{f it

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ПАРОВ БЕНЗИНОВ В ЖИЛИЩНО-БЫТОВЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ И НА ПАЛУБАХ СУДОВ НЕФТЕНАЛИВНОГО ФЛОТА

Я. Г. Двоскин

И» Центрально}! научно-исследовательской лаборатории гигиены водного транспорт» Министерства здравоохранения РСФСР

Плавающий состав судов нефтеналивного флота находится в осо бых условиях труда и быта, которые характеризуются постоянным влия нием на организм паров углеводородов от перевозимых нефтепродуктов выделяющихся в окружающую среду.

Концентрации паров углеводородов на судне не являются постоянными, они зависят от летучести нефтепродуктов, наружной температуры воздуха и скорости его движения. Распределение концентраций з разных местах на судне также различно. По данным Н. Г. Трифель (диссертация, 1956), концентрации углеводородов в насосном отделении достигают 4,58 мг/л, в машинном—1,03 мг/л. По данным М. Г. Марха-

сева (1958), при перевозке бензина обнаружены следующие концентрации: в каютах—0,24; 0,36; 0,61; 1,09 мг/л; в коридоре на юте — 0,43 мг/л; в помещении красного уголка — 0,23 мг/л. При наливе крекинг-бензина при 26° и относительной влажности 85% концентрации паров углеводо родов на палубе на уровне 0,5—5 м колебались в следующих пределах: у люка сухого трюма — 0,38—0,85 мг/л; у первой мачты от носа — 0,12—0,58 мг/л; у капитанского мостика на уровне 1,5 м от палубы — 0,1 мг/л. При сливе крекинг-бензина концентрации в указанпых местах достигали 0,85 мг/л. На открытой палубе во время рейса обнаруживались концентрации паров углеводородов в пределах 0,38—0,88 мг/л Как видно из приведенных данных, концентрации паров углеводородов на танкерах превышают предельно допустимые не только для атмосферного воздуха населенных пунктов, но и в большинстве случаев и для воздуха производственных помещений.

Рассматривать танкер в целом как производственный объект нам представляется неправильным. Команда находится на судне круглосуточно, причем длительное время, в ряде случаев до 6 месяцев и более. Поэтому к нормированию вредных веществ в воздухе на танкерах следует подходить дифференцированно, с учетом специфики судна и условий пребывания на нем плавающего состава. Помещения, где члены экипажа находятся во время вахты, следует относить к производственным, а каюты, бытовые помещения, палубы и все остальные помещения к производственным отнесены быть не могут. Следовательно, при нормировании токсических веществ в воздухе этих помещений нельзя исходить из тех же данных, на которых основывается нормирование для производственных объектов, т. е. из концентраций, действие которых не превышает порога патологических рефлексов.

Работами последнего времени (Н. Ф. Измеров, диссертация, 1958) показано, что нормируемое ГОСТ допустимое содержание паров углеводородов в воздухе цехов 100 мг/м3 не является безвредным, ибо при хроническом воздействии такой концентрации в эксперименте имеют место нарушения условнорефлекторной деятельности животных. Автором выявлен порог запаха бензина Галоша на уровне 8—10 мг/м3, что явилось исходным моментом для установления предельно допустимой концентрации.

Учитывая перерывы в плавании, т. е. наличие восстановительного периода, отсутствие на судах людей наиболее уязвимых возрастов (детей, стариков), а также предварительный профессиональный отбор, применение для судов норм допустимого содержания паров бензинов, установленных для атмосферного воздуха населенных пунктов, также не оправдано.

Таким образбм, наиболее целесообразно было бы нормировать содержание вредных веществ, в частности бензинов, в воздухе жилых и служебио-бытовых помещений на танкерах в таких количествах, действие которых не вызывало бы функциональных изменений в организме, иными словами —ниже порога защитных рефлексов. Подпороговые концентрации бензина, не вызывающие изменений условнорефлекторной деятельности белых крыс, были установлены Н. Ф. Измеровым, однако эти материалы были получены в опытах с 6-часовой экспозицией, что также не является характерным для судов.

Исходя из указанных предпосылок, нами были проведены специальные исследования в условиях, наиболее приближающихся к естественным, т. е. в условиях хронического круглосуточного ингаляционного воздействия вещества 1.

В эксперименте изучалось влияние на организм животных бензина Галоша грозненских нефтей. В литературе относительно детально осве-

1 Работа была выполнена под руководством проф. А. Г. Бухтнярова.

2*

19

шены токсические свойства бензина Галоша, поэтому было весьма интересно сопоставить данные, полученные в результате хронического круглосуточного эксперимента, с результатами исследований других авторов, полученных в экспериментах с экспозицией воздействия вещества 2—6 часов в сутки.

Вначале изучали действие бензина в двух концентрациях. Первая концентрация — 100 мг/м3 — была принята для получения исходных данных о действии бензина в условиях круглосуточной экспозиции, так как хронические опыты Н. Ф. Измерова показали, что эта концентрация вызывает нарушения высшей нервной деятельности белых крыс даже при 6-часовой экспозиции. Концентрация 20 мг/м3, по данным того же автора, является подпороговой. Окажется ли она надпороговой при круглосуточном воздействии, можно было установить только в ходе эксперимента.

Методика хронического отравления животных в камере-вивариуме непрерывно в течение года была впервые применена И. С. Цитовичем (1936). Воздействие бензина производилось смешанным методом, днем— динамическим, ночью — статическим. Концентрации бензина значительно колебались от 2,5 мг/л днем до 0,25 мг/л ночью. В 1958 г. нами была сконструирована' установка, позволяющая вести хронический опыт с ингаляционным воздействием вещества круглосуточно динамическим методом '. Система аварийной вентиляции с автоматическим переключением обеспечивала бесперебойную работу установки, гарантировала безопасность и возможность вести опыт и в ночное время в отсутствии экспериментатора. Специальное приспособление производило автоматическую регистрацию количества воздуха, проходящего в единицу времени через камеры, где помещались животные, непрерывно в течение суток. Необходимое постоянство концентраций на заданном уровне обеспечивалось при помощи сконструированного нами совместно с А. Ф. Аксюком дозатора, позволяющего вести работу на нескольких камерах параллельно. Концентрации бензина в камерах определяли при помощи титрометрического газоанализатора.

Исследования воздействия каждой концентрации продолжались не более 4 месяцев. Такой срок был обусловлен и тем, что непрерывное пребывание команды на судне обычно не превышает 4 месяцев.

Влияние бензина на организм животных изучали на белых крысах по следующим показателям: полный клинический анализ крови, активность каталазы крови, внешний газообмен, состояние центральной нервной системы по изменениям условнорефлекторной деятельности (изучаемой при помощи двигательно-пищевой методики Л. И. Котляревского) и времени безусловного рефлекса (специальным хронорефлексометром). В каждой камере помещали по 10 животных. На-5 крысах изучали условнорефлекторную деятельность, у 5 остальных — другие показатели. Исследования вели одновременно на трех группах животных: одну подвергали воздействию концентрации 100 мг/м3, другую—20 мг/м3, а третья группа служила контролем. В результате хронического эксперимента были получены следующие данные.

Изменений внешнего газообмена (потребление кислорода в единицу времени определяли прибором Миропольского) у животных, подвергавшихся воздействию бензина в концентрациях 100 и 20 мг/м3, по сравнению с контрольной группой и фоновыми величинами не наблюдалось. Некоторые колебания в ту или другую сторону, имевшие место в процессе опыта, не могли рассматриваться как результат воздей-

1 Подробно схема устройства установки была доложена нами в 1959 г. в г. Горьком на выездной сессии АМН СССР, Министерства здравоохранения РСФСР и Всероссийского гигиенического общества, посвященной вопросам медицинского обслуживания рабочих химической промышленности.

ствия ^бензина. Не было обнаружено также изменений окислительно восстановительных процессов в организме и по показателю активности каталазы крови. Не удалось выявить изменений и со стороны красной крови животных: гемоглобин и число эритроцитов находились в пределах нормы. Явно выраженные изменения числа лейкоцитов крови были обнаружены у животных, подвергавшихся воздействию бензина в концентрации 100 мг/м3.

Значительно более выраженными были изменения функционального состояния центральной нервной системы. До начала опыта у животных устанавливался исходный уровень времени безусловного рефлекса, которое определяли на хронорефлексометре с разрешающей способностью до одной миллисекунды (сигмы). Животных помещали на специальную площадку с электродами, к которым подавали электрический ток. Учитывали время реакции только при пороговой величине раздражителя. В норме время реакции находилось в пределах 30— 40 сигм. После обработки стабильного фона животных начали подвергать воздействию бензина. Изменения скорости рефлекса появились в первые дни опыта и развивались волнообразно. Под влиянием бензина в концентрациях 100 и 20 мг/м3 вначале отмечалось увеличение времени рефлекса до 60 сигм, причем более стойкое у животных, подвергавшихся воздействию концентрации 100 мг/м3. Через некоторое время наступила нормализация функции, т. е. скорость реакции определялась вновь цифрами порядка 30—40 сигм, а к концу месяца отравления наступило укорочение времени рефлекса. В последующем цифры вернулись к исходным. У животных контрольной группы отклонений от нормы не отмечалось.

Имеющиеся в литературе сообщения об изменениях высшей нервной деятельности животных под влиянием малых концентраций бензина свидетельствуют о зависимости между концентрациями, при которых появляются пороговые изменения, и экспозицией в хроническом опыте.

В наших хронических опытах с ежедневной экспозицией воздействия бензина 24 часа в сутки изучалась условнорефлекторная деятельность белых крыс по двигательно-пищевой методике Л. И. Котлярев-ского при воздействии бензина той же марки в концентрациях 100 и 20 мг/м3. У всех животных был предварительно выработан стереотип из 7 раздражителей в последовательности: один сильный раздражитель— звонок, два слабых — свет, один звонок, один тормозной раздражитель — зуммер, один звонок и один свет. Типологические особенности животных определяли также и при помощи специальных функциональных проб: угашение и восстановление рефлекса на положительные раздражители, продление дифференцировки до 3 минут, проба на внешнее торможение и проба с голоданием. Все животные были распределены в каждой группе равномерно с учетом типологических особенностей.

У животных, подвергавшихся воздействию бензина в концентрации 100 мг/м3, изменения условнорефлекторной деятельности начали проявляться на 3-й неделе отравления. Характер изменений можно проследить на примере крысы № 4 (рис. 1). На графике представлена динамика развития изменений на протяжении всего времени опыта. Вначале появилось единичное выпадение рефлекса на звуковой раздражитель, затем множественные — на свет. В дальнейшем изменения корковой деятельности продолжали нарастать: на слабый раздражитель в большинстве случаев имели место выпадения рефлексов, на сильный раздражитель увеличился их латентный период и в части опытов наблюдались единичные выпадения этого рефлекса. На 2-м месяце отравления нарушились силовые взаимоотношения в корковой деятельности: появились уравнительные и парадоксальные фазы в величине

рефлексов. Изменения внутреннего торможения (дифференцировок) наступили значительно позже. Как видно на рис. 1, нарушения дифферен-цировки появились через И/г месяца после начала отравления и участились к концу опыта. Таким образом, при воздействии бензина в концентрации 100 мг/м3 имеют место явные изменения условнорефлектор-ной деятельности, наступающие на 3-й неделе отравления. После прекращения введения вещества корковая деятельность восстанавливается на 3-й неделе.

Крыса л/ 4

'&192/2}2ггрз12/й4 е я // ып/в2023262>2&6ггм/7 го/аяязо&пэ »к даты 'г 8101г17/вг0г224иг93>34ММ4Д43ИМт&Ыеге56!Л Я7ЙЮЯЯЯ235 и ¿„и опыта

п Нарушение а ЗыпсЗение рарлеяса на з/Гун;

" _ дшрференциройт; о выпадение рер/геяса на свет-, у - уравнительное п - парадспсалыше разы! разы;

Рис 1. Изменения условнорефлекторнон деятельности крысы под влиянием бен

зима в концентрации 100 мг/м3. / — на звук; 2 — на свет.

% Сел

Крысе к to

\ а/твзаШшваг/ип га^ е у п и и имттут е пвпивггшяниикявии» ни и я mWs"} is а и мат,

SWnnit!l2!XlS!!SlXHSt4l*]<S4litU5WHUniSnSl^!3S295UI>imMII7l!ll8r!I3tmujMmam№ISl и/ни fh^ I На пушение % вша/етеpefuerca 0 выпадение рерленса у-урвЛшпаюние п-ларадоисапмыг 0/""па

N JL ¿афреренцировяц-. на 5В у к-. на cfc/nt фал*. аюзан

Рис. 2. Изменения условнорефлекторной деятельности крысы под влиянием бензина

в концентрации 20 мг/м3.

1 — на зв>к; 2 — на свет.

Первые изменения при воздействии бензина в концентрации 20мг/мэ (рис. 2) появились в начале 4-й недели отравления. Они выражались выпадением рефлекса на свет и значительным увеличением латентного периода на звук с нарушением правильных силовых взаимоотношений (фазовые состояния). На 2-м месяце отравления появились частые выпадения рефлекса на слабый раздражитель, а к концу опыта — боль-

Ж

шое количество фазовых состояний как в латентном периоде, так и в величине рефлекса. Обращает на себя внимание периодическое уко рочение или удлинение латентного периода. Значительно менее выражены изменения внутреннего торможения — первые 3 месяца; как видно на рис. 2, нарушения дифференцировки были единичными и только к концу опыта наблюдалось стойкое растормаживание. Функции полностью восстановились к началу 3-й недели после окончания введения яда. В целом изменения условнорефлекторнои деятельности были менее выражены и наступали позже.

• крыса №

| Се*

им А/'^и д /\ 1:

ця ¿яшрият

г/,'йяжпнмюг/ гб'/изз аа №222529204 в е // кяигггя^Цтт Латы

г ( 9 Ш91223 283237424450525Ш£4М?0НЯ777982 М04499ШШЮ9Ю и дни опита

Нарушения Ии/рферемцировяи

у - уравнительная п- яарадопса/гьнао /раза /раза

Рис. 3. Изменения условнорефлекторнои деятельности у крысы под влиянием бензина в концентрации 4—6 мг/мэ.

1 — на звук; 2 — на свет.

Таким образом, для установления концентрации, обладающей под-пороговым действием на организм по токсикологическим показателям, необходимо было продолжить исследования с изучением меньшей концентрации. По данным Н. Ф. Измерова (1958), для указанной марки бензина концентрации, устанавливаемые по порогу запаха, находятся на уровне 8—10 мг/м3. Изучить влияние бензина в концентрации ниже порога запаха также представлялось интересным, и следующая серия опытов была поставлена с концентрацией 4—6 мг/м3. Состояние животных в данном случае исследрвали по тем же показателям. Ни одна из перечисленных выше методик не позволила выявить каких-либо изменений, за исключением методики условных рефлексов.

Как видно на рис. 3, изменения условнорефлекторнои деятельности сводились к усилению величины рефлекса на сильный и слабый положительные раздражители, появившиеся на 3-м месяце воздействия бензина и сохранившиеся до конца опыта.

Наряду с этим имелись единичные случаи увеличения латентного периода на свет и нарушений дифференцировки. Незначительность изменений позволяет рассматривать их как пороговые. Следовательно, концентрация бензина 4—6 мг/м3, не действующая по показателям ор-ганолептическим, по действию на условнорефлекторную деятельность оказалась пороговой1.

1 Достоверность этого вывода не может быть подтверждена данными по одному подопытному животному, особенно при едва заметных изменениях условнорефлектор-иой деятельности животного (Ред.).

Выводы

1. Пребывание плавающего состава на судах нефтеналивного флота связано с постоянным воздействием на организм паров углеводородов d концентрациях, превышающих установленные ГОСТ предельно допустимые величины для атмосферного воздуха населенных пунктов, а в большинстве случаев и для производственных помещений.

2. Специфические особенности судна и условия пребывания коман ды на танкерах определяют необходимость нормирования предельно допустимых концентраций бензина в жилищно-бытовых помещениях и на палубе на уровне ниже порога вызываемых этими концентрациями защитных рефлексов, что основывается на токсикологических пока зателях действия вещества на организм.

3. Результаты хронического эксперимента с круглосуточным инга ляционным методом воздействия бензина при сопоставлении их с материалами исследования этого вещества другими авторами указывают на значительно большую чувствительность эксперимента, проводимого по изложенной методике.

4. Из всех использованных в работе методик исследования состоя ния животных при воздействии бензина наиболее чувствительным ока зался метод исследования условнорефлекторной деятельности. При воздействии бензина в концентрации 100 мг/м3 были выявлены изменения числа лейкоцитов крови, времени безусловного рефлекса и функциональные изменения высшей нервной деятельности; при воздействии бензина в концентрации 20 мг/м3 — времени безусловного рефлекса и высшей нервной деятельности; при воздействии бензина в концентрации 4—6 мг/м3 — только пороговые изменения высшей нервной деятельности

5. Учитывая, что органолептическое восприятие бензина (порог запаха) находится на уровне 8—10 мг/м3, а пороговые изменения защитных рефлексов возникают при воздействии концентрации 4—6 мг/м3. представляется возможным рекомендовать в качестве предельно допустимой для паров исследованного бензина в жилищно-бытовых помеще ниях нефтеналивного флота концентрацию не более 5 мг/м3.

ЛИТЕРАТУРА

Мархасев М. Г. Речной транспорт, 1Э58, № 4, стр. 9. — Цитович И. С. В кн.: СГорннк трудов Азово-Черноморск. нн-та промышленной санитарии и гигиены труда. РаГоты токсикологической лаборатории. Ростов-на-Дону, 1936 т. 2, ч. 3, стр. 61, —Klimmer О. R., Arch, ехрег. Path. u. Pharmakol., 1956, Bd. 227, S. 467.-' SundermanF. W., Kincaid John F., KoochW., Am. J. Clin. Path., 1956, v. 26, p. 1211.

Поступила 28/XII 1959 г

EXPERIMENTAL DATA FOR DETERMINING THE MAXIMUM PERMISSIBLE

CONCENTRATION OF BENZINE VAPOURS IN LIVING AND AUXILIARY QUARTERS AND ON DECKS OF OIL-TANKERS

Ya. G. Dvoskin

In order to determine maximum permissible concentration of benzine vapours in the air of closed premises on oil-tankers, a series of. experiments were performed on animals. For this purpose a special method has been devised for chronic, dynamic, all-day round poisoning by inhalation. The results obtained indicate that a concentration of 100 mg/ni3 caused changes in the leucocyte count, in Ihe unconditioned reflex time and in the conditioned reflex activity; a concentration of 20 mg/m3 produced changes in the unconditioned reflex time and in the conditioned reflex activity; concentration of 4—6 mg/m3 altered the threshold value of conditioned reflex activity.

The above experimental data enable it to recommend setting up the maximum per missible concentration of benzine vapours 5 mg/m'.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.