Научная статья на тему 'Экспериментальные исследования стыков сборных железобетонных колонн каркаса конструктивной системы "КУПАСС" на действие статических нагрузок'

Экспериментальные исследования стыков сборных железобетонных колонн каркаса конструктивной системы "КУПАСС" на действие статических нагрузок Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
115
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЫКИ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОЛОНН / REINFORCED CONCRETE COLUMN JOINTS / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / EXPERIMENTAL STUDIES / МНОГОЭТАЖНЫЕ ЗДАНИЯ / MULTI-STOREY BUILDINGS / ПРОЧНОСТЬ / STRENGTH / НАГРУЗКА / LOAD / ОБЖИМНЫЕ МУФТЫ / MECHANICAL CRIMPED COUPLERS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Балдин Игорь Владимирович, Гончаров Максим Евгеньевич, Балдин Сергей Владимирович, Тигай Олег Юрьевич

В статье приведены результаты экспериментальных исследований стыков сборных железобетонных колонн при статическом нагружении, в которых соединение продольной рабочей арматуры производилось с использованием обжимных муфт. В результате экспериментальных исследований были получены схемы деформирования, трещинообразования и разрушения, величины разрушающих нагрузок экспериментальных образцов, а также определена податливость стыковых соединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Балдин Игорь Владимирович, Гончаров Максим Евгеньевич, Балдин Сергей Владимирович, Тигай Олег Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATIC LOAD TESTING FOR BUILT-UP COLUMN JOINTS IN UNIVERSAL PREFABRICATED ANTISEISMIC STRUCTURAL SYSTEM

The article presents the results of static load testing for built-up column joints in which the longitudinal reinforcement is connected using mechanical crimped couplers. Patterns of deformation, crack propagation, and failure are obtained as a result of these investigations. Also, fracture load and deformability values are presented for the workpieces and their joints.

Текст научной работы на тему «Экспериментальные исследования стыков сборных железобетонных колонн каркаса конструктивной системы "КУПАСС" на действие статических нагрузок»

УДК 624.042.6

БАЛДИН ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ, канд. техн. наук, доцент, [email protected]

ГОНЧАРОВ МАКСИМ ЕВГЕНЬЕВИЧ, канд. техн. наук, ассистент, [email protected]

БАЛДИН СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, канд. техн. наук, [email protected]

ТИГАЙ ОЛЕГ ЮРЬЕВИЧ, ст. преподаватель, [email protected]

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТЫКОВ СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОЛОНН КАРКАСА КОНСТРУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ «КУПАСС» НА ДЕЙСТВИЕ СТАТИЧЕСКИХ НАГРУЗОК*

В статье приведены результаты экспериментальных исследований стыков сборных железобетонных колонн при статическом нагружении, в которых соединение продольной рабочей арматуры производилось с использованием обжимных муфт. В результате экспериментальных исследований были получены схемы деформирования, трещинооб-разования и разрушения, величины разрушающих нагрузок экспериментальных образцов, а также определена податливость стыковых соединений.

Ключевые слова: стыки железобетонных колонн; экспериментальные исследования; многоэтажные здания; прочность; нагрузка; обжимные муфты.

IGOR V. BALDIN, PhD, A/Professor, [email protected]

MAXIME. GONCHAROV, PhD, Instructor,

[email protected]

SERGEY V. BALDIN, PhD,

[email protected]

OLEG Yu. TIGAY, Senior Lecturer,

[email protected]

Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia

STATIC LOAD TESTING FOR BUILT-UP COLUMN JOINTS IN UNIVERSAL PREFABRICATED ANTISEISMIC STRUCTURAL SYSTEM

The article presents the results of static load testing for built-up column joints in which the longitudinal reinforcement is connected using mechanical crimped couplers. Patterns of de-

* Исследования выполнены при финансовой поддержке по проекту Министерства образования и науки Российской Федерации.

© Балдин И.В., Гончаров М.Е., Балдин С.В., Тигай О.Ю., 2015

formation, crack propagation, and failure are obtained as a result of these investigations. Also, fracture load and deformability values are presented for the workpieces and their joints.

Keywords: reinforced concrete column joints; experimental studies; multistorey buildings; strength; load; mechanical crimped couplers.

В последнее время в России, наряду с кирпичными, железобетонными панельными и монолитными зданиями, интенсивно развивается строительство зданий со сборным несущим железобетонным каркасом. На их основе возводятся гражданские, общественные и промышленные здания различной этажности. Каркасное решение зданий позволяет использовать широкий спектр планировочных решений.

Проектирование и возведение каркасных зданий - чрезвычайно сложная инженерная задача, связанная с целым рядом конструктивных, архитектурно-планировочных, градостроительных, социологических, физиологических и других проблем. ФГБУ ВПО «Томский государственный архитектурно-строительный университет» и АО «Иркутский Промстройпроект» разработали новую систему энергоресурсосберегающего жилья экономического класса на основе каркасной универсальной полносборной архитектурно-строительной системы (КУПАСС) (рис. 1). Элементами каркаса являются: колонны, ригели и вертикальные диафрагмы, узлы сопряжения которых выполняются путем обжатия продольной арматуры при помощи муфт.

Рис. 1. Общий вид расчетной схемы трехсекционного здания-представителя системы «КУПАСС»

Проведенный анализ литературных источников [1-4] позволил выявить, что одним из слабых мест сборного железобетонного каркаса являются узлы сопряжения отдельных строительных конструкций, в том числе и стыков железобетонных колонн между собой по высоте. Для исследования работы стыков сборных железобетонных колонн, выполненных с применением обжимных муфт, были изготовлены в заводских условиях ООО ЗКПД ТДСК опытные образцы различного конструктивного решения (рис. 2):

- стык колонн с бетонным выступом (серия УСК);

- стык колонн с выступом в виде двутавра (серия УСКМ);

- стык колонн с выступом в виде металлической трубы (серия СКТ).

Рис. 2. Конструктивное решение экспеиментальных образцов: а - УСК; б - УСКМ; в - СКТ

Все образцы стыков колонн запроектированы сечением 400x400 мм из тяжелого бетона класса В40. Высота образцов составила 1500 мм - для серий УСК и СКТ, 1300 мм - для серии УСКМ.

Армирование экспериментальных образцов выполнено в виде продольной и поперечной (хомуты и сетки) арматуры. Продольная арматура принята из 4 стержней диаметром 32 мм класса А500СП - для серий УСК и УСКМ и 4 стержней диаметром 28 мм класса А500СП - для серии СКТ. Сетки косвенного армирования тела колонны изготовлены из арматуры диаметром 5 мм класса В500С с ячейкой (55...60)х(55...60) мм и установлены с шагом 55...60 мм.

В зоне стыка устанавливаются дополнительные арматурные сетки из стержней диаметром 5 мм класса В500С - для образцов серий УСК и УСКМ и диаметром 10 мм класса А500СП - для образцов серии СКТ.

В экспериментальных образцах были применены различные конструктивные решения выступов в зоне стыка (бетонный выступ - в серии УСК; выступ в виде металлического двутавра 20Ш1 - для серии УСКМ; в виде металлической трубы сечением 146x5 мм - для серии СКТ), обеспечивающие устойчивость каркаса здания в стадии монтажа.

Стыковка продольной арматуры экспериментальных образцов в уровне стыка производится с применением обжимных муфт. Замоноличивание стыков колонн осуществляется мелкозернистым бетоном класса В40.

Испытания опытных образцов стыков колонн конструктивной системы «КУПАСС» на действие статических нагрузок проводились в сертифицированной лаборатории испытаний строительных конструкций кафедры «Железобетонные и каменные конструкции» Томского государственного архитектурно-строительного университета (рис. 3). Исследования включают в себя испытание образцов стыков колонн по двум схемам: на осевое сжатие и изгиб (поперечную силу) при замоноличенном и незамоноличенном стыке.

Рис. 3. Общий вид испытания стыка железобетонных колонн

Испытания опытных образцов УСК-1, УСК-2, УСКМ-1, УСКМ-2, УСКМ-3, СКТ-1 и СКТ-3 проводились в рабочем (вертикальном) положении на гидравлическом прессе ПГ-1000 с максимальным усилием в 10000 кН; образцов СКТ-2 и СКТ-4 - в горизонтальном положении на гидравлическом прессе ПГ-1000. При этом образцы УСКМ-1, СКТ-1 и СКТ-2 испытывались без замоноличивания стыков. Нагрузка прикладывалась этапами (ступенями) по 100...500 кН.

В результате экспериментальных исследований были определены следующие параметры: вертикальные перемещения, продольные и поперечные деформации как самого стыка (рис. 4), так и элементов колонны, величина разрушающей нагрузки (табл. 1), получены схемы образования и развития трещин, схемы разрушения (рис. 5), а также была определена податливость стыковых соединений (табл. 1).

Величина податливости стыкового соединения, определенная теоретическим путем согласно рекомендациям1, имеет удовлетворительную сходимость с экспериментальными данными. При этом расхождение составляет менее 15 %.

Разрушение экспериментальных образцов замоноличенных стыков сборных железобетонных колонн при сжатии происходило вне зоны стыка. При испытании образцов без замоноличивания была отмечена потеря устойчивости двутавра в зоне стыка для образца УСКМ-1 и потеря устойчивости продольных стержней колонны в уровне стыка - для образцов СКТ-1, СКТ-2 (рис. 6, а). Для образца СКТ-4 было отмечено образование магистральной трещины в бетоне замоноличивания с разрывом продольной арматуры (рис. 6, б).

кН

Рис. 4. Характерные зависимости продольных относительных деформаций от величины прикладываемой нагрузки для экспериментальных образцов с замоноличенными стыками

1 Рекомендации по расчету каркасов многоэтажных зданий с учетом податливости узлов сопряжений сборных железобетонных конструкций / ОАО «ЦНИИПромзданий». М., 2002. 38 с.

Рис. 5. Характер трещинообразования на заключительных этапах испытаний замоноли-ченных стыков:

а - образец УСК-2; б - образец УСКМ-2; в - образец СКТ-3

а

Рис. 6. Характер разрушения экспериментальных образцов без замоноличивания стыков: а - образец СКТ-2; б - образец СКТ-4

Таблица 1

Результаты экспериментальных исследований стыков сборных железобетонных колонн на обжимных муфтах

Наименование образца Разрушающая нагрузка, кН Податливость стыкового соединения, мм/кН

УСК-1 6800 1,5-10-4

УСК-2 8620 1,7-10-4

УСКМ-1 2540 7,7-10-4

УСКМ-2 >9800 1,1-10-4

УСКМ-3 >9800 1,1-10-4

СКТ-1 2600 10,3-10-4

СКТ-2 959 -

СКТ-3 >9800 1,6-10-4

СКТ-4 1095 -

Уточненные данные, полученные в результате экспериментальных исследований, в том числе и величины податливости стыковых соединений, были использованы при выполнении расчетов каркаса трехсекционного здания-представителя системы «КУПАСС» с учетом сейсмических воздействий.

Библиографический список

1. Гончаров, М.Е. Прочность стыков железобетонных колонн, усиленных металлическими элементами, при статическом и кратковременном динамическом нагружениях : дис. ... канд. тех. наук. - Томск, 2014. - 206 с.

2. Плевков. В.С. Исследование работы стыков железобетонных колонн, усиленных металлическими элементами, при статическом и кратковременном динамическом нагружени-ях / В.С. Плевков, М.Е. Гончаров // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2013. - № 2. - С. 154-165.

3. Соколов, Б.С. Прочность горизонтальных стыков железобетонных конструкций : монография / Б.С. Соколов, Г.П. Никитин. - Казанский государственный архитектурно-строительный университет. - М. : Изд-во АСВ, 2010. - 104 с.

4. Васильев, А.П. Бессварные стыки колонн многоэтажных каркасов / А.П. Васильев, Н.Г. Матков // Бетон и железобетон. - 1984. - № 1. - С. 17-18.

References

1. Goncharov M.E. Prochnost' stykov zhelezobetonnyh kolonn, usilennyh metallicheskimi ehle-mentami, pri staticheskom i kratkovremennom dinamicheskom nagruzheniyah. Diss. ... kand. tekh. Nauk [Strength of column joints under static and dynamic loading. PhD thesis ]. Tomsk, 2014. 206 p. (rus)

2. Plevkov V.S., Goncharov M.E. Issledovanie raboty stykov zhelezobetonnyh kolonn, usilennyh metallicheskimi ehlementami, pri staticheskom i kratkovremennom dinamicheskom nagru-zheniyah [Behavior of reinforced concrete column joints under static and dynamic loading]. Vestnik TSUAB. 2013. No. 2. Pp. 154-165. (rus)

3. Sokolov B.S., Nikitin G.P. Prochnost' gorizontal'nyh stykov zhelezobetonnyh konstrukciy: monografiya [Strength of horizontal joints of reinforced concrete structures. Monograph]. Мoscow : ASV Publ., 2010. 104 p. (rus)

4. Vasil'ev A.P., Matkov N.G. Bessvarnye styki kolonn mnogoehtazhnyh karkasov. Beton i zhelezobeton [Weldless joints of columns in multistorey buildings]. Beton i zhelezobeton. 1984. No. 3. Pp. 17-18. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.