Научная статья на тему 'Экспериментальные исследования стрелочного перевода с основанием из железобетонных плит'

Экспериментальные исследования стрелочного перевода с основанием из железобетонных плит Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
146
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Парунакян Ваагн Эмильевич, Адаманов Олег Федорович, Адаманов Олег Федорович

С целью совершенствования конструкции проведены комплексные экспериментальные исследования по определению прочностных и упруго-динамических показателей стрелочного перевода и напряженного состояния железобетонных плит. Изложены основные результаты проведенных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Парунакян Ваагн Эмильевич, Адаманов Олег Федорович, Адаманов Олег Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальные исследования стрелочного перевода с основанием из железобетонных плит»

В1СНИК ПРИАЗОВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГ О ТЕХН1ЧНОГО УН1ВЕРСИТЕТУ 2003 р. Вип. № 13

УДК 625.151: 624.21

Парунакян В.Э Адаманов О.Ф '

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРЕЛОЧНОГО ПЕРЕВОДА С ОСНОВАНИЕМ ИЗ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПЛИТ

С целью совершенствования конструкции проведены комплексные экспериментальные исследования по определению прочностных и упруго-динамических показателей стрелочного перевода и напряженного состояния железобетонных плит. Изложены основные результаты проведенных исследований.

На комбинате "Азовсталь" на чугуновозном пути уложен и эксплуатируется стрелочный перевод с новым типом основания из железобетонных плит. В комплекте перевода типа Р65 марки 1/7 входят десять типоразмеров плит, рассчитанных под осевую нагрузку чугуновозов величиной 526 кН [1]. За период эксплуатации по стрелочному переводу пропущено боле 25 млн. тонн брутто. Эксплуатация показала, что плитное основание предложенной конструкции работоспособно и обеспечивает стабильность перевода в наиболее сложных условиях работы железнодорожного транспорта, обеспечивая снижение затрат его содержания.

Вместе с этим, по мере роста пропущенного тоннажа начали проявляться и нарастать отдельные неисправности элементов узла скрепления и расстройства геометрических параметров колеи. Характер основных неисправностей перевода и плит основания приведены на рисунке.

стрелка соединительные пути крестовина

Рис.- Характеристика основных неисправностей стрелочного перевода 1 - сколы бетона, приходящиеся на каждую плиту, %; 2 - срезы амортизирующих прокладок, приходящиеся на каждую плиту, %; 3 - отклонения ширины колеи от нормативных значений по боковому направлению, мм.; 4 - отклонения ширины колеи от нормативных значений по прямому направлению, мм.; 5 - число микротрещин в плитах, шт.

1 ПГТУ. канд. техн. наук. проф.

2 ПГТУ. аспирант

Приведенные данные показывают, что концентрация неисправностей и расстройств характерны в основном для зоны переводной кривой.

Для дальнейшего совершенствования конструкции проведены комплексные экспериментальные исследования по определению прочностных и упруго-динамических показателей стрелочного перевода и напряженного состояния железобетонных плит. В настоящей статье изложены основные результаты проведенных исследований.

Исследования проведены с участием ИЦ "Азовмаштест" на аппаратуре специализированного измерительного вагона - лаборатории. При этом для исследования стрелочного перевода применен тензометрический метод, а железобетонных плит - метод акустической эмиссии.

Полученные экспериментальные материалы обрабатывались методами математической статистики с определением минимальных, средних, максимальных значений фиксируемых величин (табл. 1).

Таблица 1 - Кромочные напряжения на подошве упорного рельса переводной кривой, МПа.

Напряжения Скорость движения подвижного состава, км/ч.

5 15

чугуновоз тепловоз ТГМ-6А платформа прикрытия чугуновоз тепловоз ТГМ-6А платформа прикрытия

средние 92 117 38 45 19 24 90 115 41 45 20 25

максимальные 114 137 68 70 28 34 125 138 62 74 26 32

допустимое [240]

Примечание: в числителе - при пошерстном движении, в знаменателе- при противошер-стном.

В качестве критерия прочности принята зависимость вида:

а р <[а],Мпа, (1)

где <Тр - напряжение в рельсах;

[сг ] - допустимое напряжение в рельсах, [сг ] = 240 МПа.

Анализ результатов показал, что напряжения в рельсах значительно меньше допускаемых. При этом запас прочности от напряженного состояния составил 40 %.

Кроме этого, определены боковые (горизонтальные) силы в соответствии с методикой[2].

Нб = к6-(А1 ■акир +А2-а:),кН, (2)

где кб, А]. А2 - коэффициенты, полученные расчетным путем исходя из геометрических размеров и прочностных параметров рельса;

К к „

о нр, и вр - напряжения на наружной и внутренней кромках подошвы рельса, МПа.

Вертикальные силы определялись по напряжениям в наружной и внутренней части шейки рельса:

ш ш

Нв = кв • 8Н ,кН, (3)

где кв - коэффициент, полученный расчетным путем. Результаты проведенных исследований приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Силы, действующие на упорный рельс в середине переводной

кривой, кН

Сечения в зоне соединительных путей Максимальные величины Расчетные значения

Силы 1-1 П-П (пли- Ш-Ш (пли-

(плита№4) та№6) та№8)

горизонтальные 9,8 10,7 8,4 10,7 12

вертикальные 12,7 12,8 8,1 12,8 15

В результате максимальные значения вертикальных и боковых сил оказались на 17 % и 12% соответственно ниже допускаемых значений, принятых при проектировании плит. Поэтому имеется запас прочности и по силовому взаимодействию.

По результатам исследований установлено, что основной причиной снизившей прочностные параметры и работоспособность узла прикрепления явилась недостаточная прочность и упругость амортизирующей резиновой прокладки, которая имела значительные механические повреждения от воздействия боковых сил. В результате произошел срез резиновой прокладки, и вслед за этим промежуточная металлическая пластина сместилась до контакта с бетоном, вызывая его выкрашивание, а, следовательно, и уширение колеи.

Полученные данные боковых и вертикальных сил были заложены в основу разработки специальной методики расчета параметров амортизирующих элементов узла прикрепления. [3]

С целью исследования дефектостойкости железобетонных плит в конструкции пути впервые был применен акустический метод. Контроль развивающихся дефектов в плитах методом акустической эмиссии (АЭ) состоял в регистрации импульсных колебаний, возникающих в плитах при нагружении.

Выявление активных дефектов проводилось в железобетонных плитах №№ 1, 3, 6, 9.

По результатам испытаний наибольшая активность сигналов АЭ зарегистрирована в бетоне плиты № 3. где амплитуда сигнала составила 9,88 В, превысив предельно допускаемое значение 5 В, что свидетельствует о продолжающемся процессе развития трещин, вызванным неравномерным опиранием плиты на основание земляного полотна. Однако после завершения процесса приработки и стабилизации земляного полотна развитие дефектов в бетоне плиты № 3 прекратилось, что подтверждено повторными эксплуатационными наблюдениями.

При нагружении плитных оснований №№ 1, 6, 9 в бетоне зарегистрированы единичные сигналы АЭ, что свидетельствует о прекращении процесса развития трещин и более тщательно подготовленным основанием.

Выводы

1. Конструкция стрелочного перевода на железобетонном плитном основании работоспособна, обеспечивает перевозочный процесс в наиболее сложных условиях металлургических предприятий при осевой нагрузке до 256 кН и рекомендуется к широкому промышленному применению;

2. Полученные значения вертикальных и горизонтальных сил и распределения напряжений в плитах являются основой для корректировки проектной, технологической и технической документации с целью дальнейшего повышения надежности узла прикрепления и плитного основания в эксплуатации.

Перечень ссылок

1. Железобетонное плитное основание для стрелочных переводов на промышленных предпри-ятиях./Л.М. Суслов, А.П. Чумак, В.Э. Парунакян и др.// Зал1зничний транспорт Украши. -2001.-№3,-С. 20- 24.

2. Ершков О.П. Расчет поперечных горизонтальных сил в кривых. /О.П. ЕршковИ - М.: Транс-

порт, 1966. - 235с.

3. Парунакян В.Э. Исследование прочностных параметров амортизационных элементов узла прикрепления стрелочного перевода к железобетонным основаниям./В.Э. Парунакян., О.Ф. Адаманов // Вюник Приазов. держ. техн. ун-ту. - Мар1уполь, 2002. - Вип.,12. - С. 270-275.

Статья поступила 05.05.2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.