Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТАЦИОНАРНОГО ПЛАЗМЕННОГО ДВИГАТЕЛЯ НА ИОДЕ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТАЦИОНАРНОГО ПЛАЗМЕННОГО ДВИГАТЕЛЯ НА ИОДЕ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
122
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТОД / КАТОД-КОМПЕНСАТОР / ДВИГАТЕЛЬ С ЗАМКНУТЫМ ДРЕЙФОМ ЭЛЕКТРОНОВ / СТАЦИОНАРНЫЙ ПЛАЗМЕННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / ИОД / CATHODE / COMPENSATOR CATHODE / THRUSTER WITH CLOSED ELECTRON DRIFT / STATIONARY PLASMA THRUSTER / IODINE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Соколов Борис Александрович, Щербина Павел Александрович, Сишко Иван Борисович, Шиповский Александр Викторович, Ляпин Александр Александрович

В предлагаемой статье показана возможность использования иода в качестве рабочего тела для двигателей с замкнутым дрейфом электронов и экономическая целесообразность его применения. Описан экспериментальный стенд для проведения испытаний. Приведены результаты экспериментальных исследований стационарного плазменного двигателя на рабочем теле «иод» с полым газопроточным катодом на ксеноне, а также в режиме работы двигателя на смеси ксенона и иода. Проведен анализ газодинамических и электрических характеристик двигателя при испытаниях. Исследован температурный режим системы хранения и подачи иода. Были сделаны выводы по улучшению и модернизации объекта испытания. Описана возможность использования термоэмиссионного безрасходного катода в качестве катода-компенсатора для работы двигателя на иоде. Приведены результаты экспериментального исследования прототипа безрасходного катода-компенсатора в диодном режиме. На основе результатов исследований была создана экспериментальная установка для испытания двигателя с безрасходным катодом-компенсатором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Соколов Борис Александрович, Щербина Павел Александрович, Сишко Иван Борисович, Шиповский Александр Викторович, Ляпин Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL STUDIES OF IODINE STATIONARY PLASMA THRUSTER

The paper demonstrates the feasibility of using iodine as propellant for thrusters with closed electron drift and its economic viability. It describes a test setup for running experiments. It provides the results of experimental studies of the stationary plasma thruster using iodine as its propellant with xenon gas-passage hollow cathode, as well as of the operational mode of the thruster where a mixture of xenon and iodine is used. During tests gas dynamic and electrical properties of the thruster were analyzed. Thermal conditions in the iodine storage and supply system were studied. Conclusions were drawn on how the test object could be improved and upgraded. The paper describes the option to use a thermionic non-flow cathode as the compensator cathode for the operation of the iodine thruster. The paper provides the results of an experimental study of the prototype non-flow compensator cathode in diode mode. Based on the results of the studies an experimental facility was built for testing a thruster with non-flow compensator cathode.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТАЦИОНАРНОГО ПЛАЗМЕННОГО ДВИГАТЕЛЯ НА ИОДЕ»

УДК 629.7.036.74, 621.455.32 DOI 10.33950/spacetech-2308-7625-2019-2-81-90

экспериментальные исследования стационарного плазменного двигателя на иоде

© 2019 г. Соколов Б.А.1, Щербина П.А.1, Сишко и.Б.1-2, шиповский А.в.12,

Ляпин A.A.2, Коновалова А.и.2

'Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва (РКК «Энергия») Ул. Ленина, 4А, г. Королёв, Московская обл., Российская Федерация, 141070,

e-mail: post@rsce.ru

2Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана) 2-я Бауманская ул., 5/1, г. Москва, Российская Федерация, 105005, e-mail: bauman@bmstu.ru

В предлагаемой статье показана возможность использования иода в качестве рабочего тела для двигателей с замкнутым дрейфом электронов и экономическая целесообразность его применения. Описан экспериментальный стенд для проведения испытаний. Приведены результаты экспериментальных исследований стационарного плазменного двигателя на рабочем теле «иод» с полым газопроточным катодом на ксеноне, а также в режиме работы двигателя на смеси ксенона и иода. Проведен анализ газодинамических и электрических характеристик двигателя при испытаниях. Исследован температурный режим системы хранения и подачи иода. Были сделаны выводы по улучшению и модернизации объекта испытания. Описана возможность использования термоэмиссионного безрасходного катода в качестве катода-компенсатора для работы двигателя на иоде. Приведены результаты экспериментального исследования прототипа безрасходного катода-компенсатора в диодном режиме. На основе результатов исследований была создана экспериментальная установка для испытания двигателя с безрасходным катодом-компенсатором.

Ключевые слова: катод, катод-компенсатор, двигатель с замкнутым дрейфом электронов, стационарный плазменный двигатель, иод.

experimental studies of iodine stationary plasma thruster

Sokolov B.A.1, Shcherbina p.A.1, Sishko I.B.12, Shipovskiy A.v.1-2, Lyapin A.A.2, Konovalova A.I.2

1S.P. Korolev Rocket and Space Public Corporation Energia (RSC Energia) 4A Lenin str., Korolev, Moscow region, 141070, Russian Federation, e-mail:post@rsce.ru

2Bauman Moscow State Technical University (Bauman MSTU) 5/12nd Bauman str., Moscow, 105005, Russian Federation, e-mail: bauman@bmstu.ru

The paper demonstrates the feasibility of using iodine as propellant for thrusters with closed electron drift and its economic viability. It describes a test setup for running experiments. It provides the results of experimental studies of the stationary plasma thruster using iodine as its propellant with xenon gas-passage hollow cathode, as well

as of the operational mode of the thruster where a mixture of xenon and iodine is used. During tests gas dynamic and electrical properties of the thruster were analyzed. Thermal conditions in the iodine storage and supply system were studied. Conclusions were drawn on how the test object could be improved and upgraded. The paper describes the option to use a thermionic non-flow cathode as the compensator cathode for the operation of the iodine thruster. The paper provides the results of an experimental study of the prototype non-flow compensator cathode in diode mode. Based on the results of the studies an experimental facility was built for testing a thruster with non-flow compensator cathode.

Key words: cathode, compensator cathode, thruster with closed electron drift, stationary plasma thruster, iodine.

соколов Б.А.

ЩЕРБИНА П.А.

сишко И.Б.

шиповский А.в.

ляпин А.А.

КОНОВАЛОВА A.M.

СОКОЛОВ Борис Александрович — доктор технических наук, профессор, Советник генерального директора РКК «Энергия», e-mail: boris.sokolov@rsce.ru

SOKOLOV Boris Aleksandrovich — Doctor of Science (Engineering), Professor, Adviser to the General Director of RSC Energia, e-mail: boris.sokolov@rsce.ru

ЩЕРБИНА Павел Александрович — аспирант РКК «Энергия», начальник лаборатории РКК «Энергия», e-mail: pavel.scherbina@rsce.ru

SHCHERBINA Pavel Aleksandrovich — Post-graduate at RSC Energia, Head of Laboratory at RSC Energia, e-mail: pavel.scherbina@rsce.ru

СИШКО Иван Борисович — аспирант МГТУ им. Н.Э. Баумана, инженер-конструктор 3-й категории РКК «Энергия», e-mail: ivan.sishko@rsce.ru

SISHKO Ivan Borisovich — Post-graduate at Bauman MSTU, Engineer-designer 3 category at RSC Energia, e-mail: ivan.sishko@rsce.ru

ШИПОВСКИЙ Александр Викторович — студент МГТУ им. Н.Э. Баумана, техник-конструктор 1-й категории РКК «Энергия», e-mail: aleksandr.shipovskiy@rsce.ru SHIPOVSKIY Aleksandr Viktorovich — Student at Bauman MSTU, Technician-designer 1 category at RSC Energia, e-mail: aleksandr.shipovskiy@rsce.ru

ЛЯПИН Александр Александрович — кандидат технических наук, доцент кафедры Э8 МГТУ им. Н.Э. Баумана, e-mail: laa1@bmstu.ru

LYAPIN Aleksandr Aleksandrovich — Candidate of Science (Engineering), Associate professor of Department E8 at Bauman MSTU, e-mail: laa1@bmstu.ru

КОНОВАЛОВА Анна Игоревна — аспирант МГТУ им. Н.Э. Баумана, лаборант кафедры Э8 МГТУ им. Н.Э. Баумана, e-mail: konovalovaai.bmstu@gmail.com

KONOVALOVA Anna Igorevna — Post-graduate at Bauman MSTU, Laboratory assistant of Department E8 at Bauman MSTU, e-mail: konovalovaai.bmstu@gmail.com

введение

Такой вид электроракетных двигателей (ЭРД), как стационарные плазменные двигатели (СПД), используется на современных автоматических космических аппаратах (КА). Они выполняют функцию довыведения и коррекции орбиты [1]. Рабочим телом в СПД является ксенон — инертный газ.

Ксенон обладает большой (для газа) атомной массой (131,29 а. е. м.) и достаточно низким потенциалом ионизации (12,1 эВ), что положительно сказывается на тяговых, удельных и энергетических характеристиках СПД. Элементом, предшествующим ксенону в периодической таблице, является иод — твердое вещество (при нормальных условиях), химически активный неметалл, относящийся к группе галогенов. Он имеет атомную массу 126,9 а. е. м. с потенциалом ионизации 10,45 эВ. Это означает, что иод требует меньше энергии для ионизации, чем ксенон. Исходя из этой оценки, был сделан вывод — СПД на иоде и ксеноне будут иметь сходные характеристики [2].

Для ЭРД с замкнутым дрейфом электронов обязательным элементом является катод-компенсатор (КК) [2]. Одной из его основных функций является генерация электронов для нейтрализации электрического заряда ионов реактивной струи двигателя [3]. В настоящее время в качестве КК используются полые газопроточные (плазменные) термоэмиссионные катоды (экономия — до 10% от расхода газа).

В 2007 г. на конференции IEPC во Флоренции [4] был предложен вариант катода со вставкой, сделанной из спрессованного пористого вольфрама с порами, заполненными пропитывающим веществом в соотношении 4:1:1 барием, кальцием и алюминием. Схема такого катода приведена на рис. 1.

С увеличением температуры в подогреваемой фазе барий освобождается и мигрирует через поры матрицы вольфрама внутрь лицевой поверхности (внутренний диаметр вставки). Здесь барий испаряется, создавая газ нейтральных атомов бария во внутреннем ядре. Барий ударяет во все поверхности со скоростью, зависящей от давления (режим Кнудсена). Толщина покрытия бария на внутреннем отверстии становится граничным условием для диффузии бария через диафрагму.

rrrrnm

Миграция В а

/ 11 11 1111 ГШ 111111111 ■ *.**'•*.*.*

I азообраз! i ы й*Ва . . * * ' - ' . ' К ггттттттттттттттттттт

гч

DCXXXXXJ

6

Рис 1. Схема катода со вставкой из пористого вольфрама: 1 — катодная вставка; 2 — катодная трубка; 3 — нагреватель; 4 — держатель; 5 — монослой Ва; 6 — катодный наконечник

Толщина бариевого покрытия внешней поверхности измерительной диафрагмы изменяется в зависимости от параметров поверхностной диффузии и десорбции. Структура бариевого монослоя на диафрагме обеспечивает низкую работу выхода эмиттера, которая создает источник электронов для поджига и ионизации. Для работы катода прикладывается напряжение, возбуждая электронную эмиссию и последующую ионизацию газообразного ксенона, текущего через катод.

Далее выключают нагреватели, и плазменный нагрев катодной вставки позволяет поддерживать электронный поток. По мере износа катодной вставки барий расходуется, тем самым пропитывающему веществу сложнее выйти на поверхность. Скорость, с которой пропитывающее вещество выходит на поверхность, зависит от рабочей температуры. Со временем длина миграции бария увеличивается, что, в свою очередь, увеличивает время накопления бария на внутреннем крае отверстия диафрагмы. Концентрация на границе уменьшается, тем самым уменьшая эмиссионный ток, необходимый для поджига [4].

Катод такого типа описан, он был разработан компанией Busek в составе двигателя 200 ^ HET. Иод подавался в газоразрядную камеру двигателя [5].

В обычный КК подается рабочее тело, которое не участвует в создании тяги. Преимуществом безрасходного КК является отсутствие в нем подачи рабочего тела [6]. Это уменьшает габариты блока газораспределения и системы хранения и подачи (СХП) газа, и, следовательно, приводит к улучшению массогабаритных характеристик электроракетной двигательной установки (ЭРДУ). Так как газы в современных СХП КА находятся под высоким давлением (~70 кгс/см2) [1], то полный отказ от ксенона в качестве рабочего вещества повысит надежность, а также улучшит массогабаритные характеристики.

В 2016-2017 гг. РКК «Энергия» провела ряд экспериментальных исследований элементов электроракетной двигательной установки на иоде [7].

Целью этих работ являлись:

• доработка СПД и его блока газораспределения для работы на иоде (работа выполнена совместно с ОКБ «Факел»);

• исследование работы СХП в составе двигателя при использовании рабочего тела «иод»;

• проведение экспериментальных исследований при включении двигателя в следующих режимах:

- на смеси ксенона и иода;

- с подачей в разрядную камеру иода и ксенона в КК;

• исследование возможности использования термоэмиссионного катода

при автономных испытаниях в диодном режиме в качестве безрасходного катода-компенсатора (работа выполнена совместно с МГТУ им. Н.Э. Баумана);

• разработка принципиальной схемы запуска двигателя на иоде с безрасходным катодом-компенсатором.

описание стенда испытаний

Для запуска СПД на иоде использовался стенд ЭУ-315 РКК «Энергия» с несколькими золотниковыми насосами для обеспечения форвакуума и четырьмя паромасляными насосами с ловушками, охлаждаемыми жидким азотом. Откачная система обеспечивает статический вакуум 10-3 Па и динамический вакуум 10-2 Па.

Опытное конструкторское бюро «Факел» доработало тяговый модуль на базе двигателя СПД-70, в котором используется два модуля газораспределения (МГР) — ксеноновый и иодный (рис. 2, а). Иодный МГР отличается от ксенонового наличием нагревателей и большим диаметром трубки термодросселя. Его внешний вид представлен на рис. 2, б.

Схема хранения и подачи иода [8], разработанная РКК «Энергия», ранее была автономно исследована на стенде ЭУ-315 [9].

Принципиальная схема стендовой ЭРДУ показана на рис. 3.

Для обеспечения электропитания и управления использовались блок автоматики тяговых модулей и блок электропитания, применявшиеся на космических аппаратах «Ямал» [1]. Для индикации и управления тяговым модулем применялся пульт ПИ-502М, которым контролировались токи разряда, термодросселя и клапанов модуля газораспределения. Температура емкости с иодом и магистрали СХП измерялась и регулировалась с помощью измерителя регулятора с последующей записью в файл на персональный компьютер.

Эксперимент проводился в два этапа — с запуском на смеси ксенона и иода в разрядной камере, а также на иоде с подачей ксенона в штатный катод. При этом прогрев системы хранения и подачи был произведен единожды. Графики изменения температуры в зависимости от времени представлены на рис. 4.

а)

НГ2 КУИб б)

Рис. 2. Общий вид тягового модуля (без теплоизоляции) и йодного модуля газораспределения (МГР-И): а — общий вид: 1 — СПД-70; 2 — МГР-И; 3 — МГР-Хе; б — вид снизу: Итд — термодроссель; КУ Ивх — клапан на входе; КУ Иа — клапан подачи иода в анод через термодроссель; КУ Иб — байпасный клапан (в обход термодросселя); Т1, Т2, Т3 — термопары; НГ1, НГ2 — нагреватели

Рис. 3. Принципиальная схема стендовой электроракетной двигательной установки: ДД — датчик давления; Т2, Т3, Т5, Т6 — датчики температуры; Т1Р, Т4Р — регулируемые датчики температуры; Т1Д, Т2Д, Т3Д, Т5Д — датчики температуры на двигателе; Т4ДР — регулируемый датчик температуры в двигателе; Н1 — нагреватель емкости с иодом; Н2 — нагреватель фланца бака с иодом; Н3 — нагреватель магистрали; Н4 — нагреватель внешнего фланца камеры; НГ4Д — нагреватель магистрали внутри камеры; НГ1Д-НГ3Д — нагреватели тягового модуля; КК — катод-компенсатор; ВК — вакуумная камера

Время, мин д)

Рис. 4.1рафики изменения температуры в зависимости от времени. Показания датчиков: а — ТЗ: б — Т4Р: в — Т4ДР: г — Т2: д — Т5

запуск СПд-70 на смеси ксенона и иода

На первом этапе эксперимента запускался СПД-70 на ксеноне. После выхода на режим открывался кран подачи иода, и двигатель работал на смеси ксенона и иода, при этом в КК подавался только ксенон. На рис. 5 приведен внешний вид двигателя при работе на ксеноне и на смеси.

а)

б)

Рис. 5. Работа СПД-70: а — запуск в номинальном режиме на ксеноне; б — запуск на смеси иода и ксенона

Изначально СПД-70 запускался в номинальном режиме на ксеноне. При переходе на смесь цвет факела изменился в сторону более теплых тонов. При этом блок автоматики тяговых модулей, среагировав на увеличение разрядного тока, увеличивал ток термодросселя, уменьшая тем самым расход ксенона и устанавливая номинальный разрядный ток двигателя 2,23 А при напряжении 300 В. Изменение токов разряда и термодросселя при переходе работы с ксенона на смесь показано на рис. 6.

Из графиков, приведенных на рис. 6, следует, что при подаче иода разрядный

ток растет, а затем система регулирования увеличивает ток термодросселя, уменьшая тем самым расход ксенона, но при этом разрядный ток мало меняется. Исходя из того, что ток разряда пропорционален массовому расходу, а расход ксенона зависит от тока термодросселя, была оценена доля иодно-го расхода, которая составила ~1,6 мг/с, что составляет 72% от всего расхода.

Рис. 6. Графики изменения токов при работе на смеси:

а — разрядный ток; б — ток термодросселя

запуск СПд-70 на иоде

На втором этапе эксперимента проводился запуск СПД-70 только на иоде, при этом в КК подавался ксенон. Внешний вид СПД-70 при работе на иоде представлен на рис. 7, а график изменения разрядного тока — на рис. 8.

При работе на иоде наблюдались сильные пульсации струи, кроме того, разрядный ток оказался существенно меньше номинального: 1,4...1,6 А, что соответствует массовому расходу ~1,82 мг/с, а работа двигателя сразу же прекратилась после отключения нагрева КК.

Система хранения и подачи иода не обеспечивает номинальный расход двигателя СПД-70 и требует модернизации. Экспериментальный стенд не оснащен тягомером и системой зондовых

измерений, поэтому прямыми измерениями определить тягу и КПД было невозможно. Не был испытан термодроссель в магистрали иода, который также обеспечил бы равномерность расхода рабочего тела, но, очевидно, снизил бы расход.

Рис. 7. Внешний вид СПД-70 при работе на иоде

Рис. 8. График изменения тока разряда СПД-70 при работе на иоде

разработка экспериментальной установки запуска двигателя на иоде с безрасходным катодом-компенсатором

Существуют термоэмиссионные катоды электронных приборов на токи до 200 А, что укладывается в диапазон параметров катодов-нейтрализаторов, в т. ч. перспективных ЭРД. Однако, в электронных приборах катод устанавливается в герметичный объем, откачивается до глубокого вакуума, активируется в течение достаточно длительного времени, обычно с откачкой выделяющихся побочных продуктов, снабжается геттером и только после этого приобретает свои паспортные характеристики, работая все время в условиях глубокого вакуума. Катод-компенсатор же является частью ЭРД,

полости КК и двигателя являются общим рабочим пространством и не могут быть изолированы друг от друга и от окружающей среды. После постановки ЭРД на борт КА и до начала работы двигатель и КК находятся в воздушной среде и могут изменять свои свойства [3].

возможность использования термоэмиссионного катода в качестве безрасходного катода-компенсатора

В МГТУ им. Н.Э. Баумана в 2016 г. безрасходные катоды КПУ 240.001, КПУ 240.002, разработанные и изготовленные НПП «Исток» им. Шокина, были объектами автономных испытаний в диодном режиме [3], которые показали, что КПУ 240.001 способен генерировать необходимый ток 2,23 А для поддержания разряда при нагреве его до 1 200 °С и межэлектродном зазоре 1-2 мм. На основе этих результатов рекомендовано провести его испытания в составе двигателя СПД-70.

Испытания планируется проводить в несколько этапов. На начальном этапе планируется запуск СПД-70 на ксеноне с номинальным расходом с безрасходным катодом-компенсатором КПУ 240.001 для проверки работоспособности в составе двигателя, так как иодная СХП пока не обеспечивает номинальный расход. Соответственно, после модернизации иодной СХП также планируется запуск СПД-70 на иоде с безрасходным КК.

На рис. 9 показана исследовательская модель безрасходного катода-компенсатора. Термоэмиссионный катод 1 КПУ 240.001, который вставлен в изолирующий материал - нитрид бора 2, стягивается хомутом 3, имеет четыре вывода 4 для подвода потенциала (на рис. 9 видно только три), которые крепятся с помощью фольги 5, соединенной точечной сваркой с катодом. Поджигной электрод 6 и изолятор 7 расположены сбоку от КПУ 240.001.

Внутри сапфировой трубки 8 расположен токоподвод нагревателя катода. Катод закреплен на специальном кронштейне, с помощью которого можно регулировать его положение относительно двигателя в пространстве, меняя расстояния между эмиссионной поверхностью катода и срезом двигателя, а также угол наклона катода с помощью замены пластины по необходимости.

Рис. 9. Модель экспериментальной установки: 1 — термоэмиссионный катод КПУ 240.001; 2 — изолирующий материал нитрид бора; 3 — хомут; 4 — выводы для подвода потенциала; 5 — фольга; 6 — поджигной электрод; 7 — изолятор; 8 — сапфировая трубка

Рис. 10. Электрическая схема поджига КПУ 240.001 для работы в составе двигателя: 1 — поджигной электрод; 2 — нагреватель; 3 — КПУ 240.001

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рис. 9 катод смонтирован под углом 45°. Его рекомендованное положение относительно струи двигателя — на расстоянии 1 мм. Поджиг будет осуществляться с помощью высоковольтного (10 кВ) источника питания по схеме, приведенной на рис. 10.

Заключение

По приведенным результатам выполненных исследовательских экспериментальных работ можно сделать следующие выводы:

1. Для проведения испытаний СПД с безрасходным катодом-компенсатором КПУ 240.001 была создана экспериментальная установка.

2. Система хранения и подачи иода не обеспечивает номинальный расход двигателя СПД-70 и требует модернизации. Даже при подаче в катод-компенсатор расхода ксенона для поддержания разряда требуется нагрев эммитера, что свидетельствует о несамостоятельности разряда, поэтому необходимо обеспечить соответствующий расход для поддержания самостоятельного разряда.

3. В СХП иода необходимо вводить элементы, сглаживающие пульсации расхода, так как даже при постоянстве температуры емкости с иодом равномерность величины расхода не обеспечивается. Эту проблему можно решить, применив ресиверы и дроссели. Также не был испытан термодроссель в магистрали подачи иода, который, возможно, обеспечил бы равномерность, но, очевидно, снизил бы расход.

4. Внедрение безрасходного катода-компенсатора улучшит массогабаритные характеристики и повысит надежность ЭРДУ, а также сможет обеспечить необходимый ток при дополнительном нагреве КК, что потребует дополнительного вклада мощности, но упразднит систему подачи ксенона или других газов в катод. В свою очередь, такая конфигурация ЭРДУ уменьшит габариты МГР.

Список литературы

1. Ганзбург М.Ф., Кропотин С.А., Му-рашко В.М., Попов А.Н., Севастьянов Н.Н., Смоленцев А.А., Соколов А.В., Соколов Б.А., Сухов Ю.И. Итоги десятилетней эксплуатации электроракетных двигательных установок в составе двух

телекоммуникационных космических аппаратов «Ямал-200» на геостационарной орбите // Космическая техника и технологии. 2015. № 4(11). С. 25-39.

2. Островский В.Г., Смоленцев А.А., Соколов Б.А., Черашев Д.В. Электроракетная двигательная установка на основе двигателей с замкнутым дрейфом электронов на иоде // Космическая техника и технологии. 2013. № 2. С. 42-52.

3. Клименко Г.К., Ляпин А.А., Коновалова А.И., Щербина П.А., Островский В.Г., Сишко И.Б. Исследование возможности создания безрасходного катода-компенсатора электроракетного двигателя // Известия РАН. Энергетика. 2018. № 2. С. 93-97.

4. Tighe W.G., Chien K.-R, Goebel D.M, Longo R.T. Hollow cathode emission and ignition studies at L-3 ETI // 30th International Electric Propulsion Conference, September 17-21, 2007, Florence, Italy. P. 1-16.

5. Branam R.D. Iodine as an alternative fuel for electric propulsion // Area

Announcement, Air Force Office of Scientific Research, BAA-AFOSR-2014-0001.

6. Островский В.Г., Смоленцев А.А., Щербина П.А. Йод как альтернативное рабочее тело ЭРД // Вестник СГАУ им. С.П. Королёва. 2014. № 5(47). Ч. 4. С. 131-136.

7. Соколов Б.А., Островский В.Г., Щербина П.А. Разработка и исследование системы хранения и подачи иода электроракетных двигательных установок // Космическая техника и технологии. 2017. № 4(19). С. 52-60.

8. Патент RU № 2650450 С2. Российская Федерация. Система хранения и подачи иода. Островский В.Г., Щербина П.А.; заявитель и патентообладатель — ПАО РКК «Энергия»; заявка 2016132925 от 09.08.2016 г., приоритет от 09.08.2016 г. // Бюллетень № 11, опубликовано 13.04.2018 г.

9. Щербина П.А. Система хранения и подачи иода как рабочего тела электроракетных двигательных установок // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2015. № 11. С. 143-145. Статья поступила в редакцию 20.02.2019 г.

Reference

1. Ganzburg M.F., Kropotin S.A., Murashko V.M., Popov A.N., Sevast'yanov N.N., Smolentsev A.A., Sokolov A.V., Sokolov B.A., Sukhov Yu.I. Itogi desyatiletney ekspluatatsii elektroraketnykh dvigatel'nykh ustanovok v sostave dvukh telekommunikatsionnykh kosmicheskikh apparatov «Yamal-200» na geo-statsionarnoy orbite [Results of ten years of operation of electric thrusters within two telecommunication spacecrafts Yamal-200 in geostationary orbit]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2015, no. 4(11), pp. 25-39.

2. Ostrovskiy V.G., Smolentsev A.A., Sokolov B.A., Cherashev DVV. Elektroraketnaya dvigatel'naya ustanovka na osnove dvigateley s zamknutym dreyfom elektronov na iode [The electric rocket propulsion system based on iodine thrusters with closed drift of electrons]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2013, no. 2, pp. 42-52.

3. Klimenko G.K., Lyapin A.A., Konovalova A.I., Shcherbina P.A., Ostrovskiy V.G., Sishko I.B. Issledovanie vozmozhnosti sozdaniya bezraskhodnogo katoda-kompensatora elektroraketnogo dvigatelya [Study of the capability of creating inconsumable compensator cathode of the electrorocket engine]. Izvestiya RAN. Energetika, 2018, no. 2,pp. 93-97.

4. Tighe W.G., Chien K.-R., Goebel D.M., Longo R.T. Hollow cathode emission and ignition studies at L-3 ETI. 30th International Electric Propulsion Conference, September 17-21,2007, Florence, Italy. P. 1-16.

5. Branam R.D. Iodine as an alternative fuel for electric propulsion. Area Announcement, Air Force Office of Scientific Research, BAA-AF0SR-2014-0001.

6. Ostrovskiy V.G., Smolentsev A.A., Shcherbina P.A. Yod kak al'ternativnoe rabochee telo ERD [Iodine as an alternative working fluid for ERE]. Vestnik SGAUim. S.P. Koroleva, 2014, no. 5(47),part 4,pp. 131-136.

7. Sokolov B.A., Ostrovskiy V.G., Shcherbina P.A. Razrabotka i issledovanie sistemy khraneniya i podachi ioda elektroraketnykh dvigatel'nykh ustanovok [Development and research of iodine storage and supply system for electric thrusters]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2017, no. 4(19),pp. 52-60.

8. Patent RU № 2650450 S2. Rossiyskaya Federatsiya. Sistema khraneniya i podachi ioda [Iodine storage and supply system]. Ostrovskiy V.G., Shcherbina P.A.; the applicant and the owner — PAO RKK «Ener-giya»; application 2016132925 of 09.08.2016,priority of 09.08.2016. Byulleten' no. 11, published 13.04.2018.

9. Shcherbina P.A. Sistema khraneniya i podachi ioda kak rabochego tela elektroraketnykh dvigatel'nykh ustanovok [System of iodine storage and supply as a working fluid for electrorocket propulsion systems]. Zhurnalnauchnykhpublikatsiy aspirantov i doktorantov, 2015, no. 11,pp. 143-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.