Научная статья на тему 'Экспериментальные исследования податливости контакта слоев сталежелезобетонных конструкций при малоцикловых нагружениях'

Экспериментальные исследования податливости контакта слоев сталежелезобетонных конструкций при малоцикловых нагружениях Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
206
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
СТАЛЕЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ / ПОДАТЛИВОСТЬ КОНТАКТА / CONTACT PLIABILITY / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / EXPERIMENTAL RESEARCHES / МАЛОЦИКЛОВЫЕ НАГРУЖЕНИЯ / STEELCONCRETE CONSTRUCTIONS / LOWCYCLED LOADINGS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Мирсаяпов И. Т., Замалиев Ф. С., Замалиев Э. Ф.

Приводятся результаты экспериментальных исследований податливости контакта слоев сталежелезобетонных призм и балок. Получены данные податливости для образцов с анкерными связями разного диаметра при разных циклах нагружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL RESEARCHES OF A LAYERS CONTACT PLIABILITY IN STEELCONCRETE CONSTRUCTION AT LOWCYCLED LOADINGS

Given the experimental researches results of a layers contact pliability in steelconcrete prisms and. Obtained pliability for samples with different diameter of anchor communications at some loading cycles.

Текст научной работы на тему «Экспериментальные исследования податливости контакта слоев сталежелезобетонных конструкций при малоцикловых нагружениях»

2/2011 вестник 2/20L]_МГСУ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДАТЛИВОСТИ КОНТАКТА ^ОЕВ СТАЛЕЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПРИ МАЛОЦИКЛОВЫХ НАГРУЖЕНИЯХ.

EXPERIMENTAL RESEARCHES OF A LAYERS CONTACT PLIABILITY IN STEELCONCRETE CONSTRUCTION AT LOWCYCLED LOADINGS

И.Т. Мирсаяпов, Ф.С. Замалиев, Э.Ф. Замалиев

I.T.Mirsayapov, F.S.Zamaliev, E.F. Zamaliev

КазГАСУ

Приводятся результаты экспериментальных исследований податливости контакта слоев сталежелезобетонных призм и балок. Получены данные податливости для образцов с анкерными связями разного диаметра при разных циклах погружения.

Given the experimental researches results of a layers contact pliability in steelconcrete prisms and. Obtained pliability for samples with different diameter of anchor communications at some loading cycles.

Прочностные, деформативные свойства сталежелезобетонных конструкций, а также нх выносливость при действии повторяющейся нагрузки определяются во многом условием совместной работы бетонной плиты и стальной балки, то есть податливостью связей.

На сегодняшний день известно множество типов анкерных связей, применяемых для соединения бетонной и стальной частей изгибаемых сталежелезобетонных конструкций [1-3]. Исходя из необходимости выбора наиболее эффективного с позиции несущей способности, а также простоты изготовления было решено ограничится типом анкерных связей в виде арматурных стержней.

Податливость контакта исследовалась на опытных призмах и балках.

Были изготовлены сталебетонные призмы высотой 500мм, состоящие из бетонной плиты размерами 50x200 и стального тавра полученного путем разрезки двутавра №12 из стали класса С245. Для соединения стального тавра с бетонной плитой к полке тавра приварены с помощью электродуговой сварки арматурные стержни в два ряда высотой 40 мм 06 AIII, 08 AIII, 010 AIII, с шагом 40, 80, 160 мм, соответственно. Призмы были подразделены на группы по 4 призмы в соответствии с диаметром и шагом использованного анкера.

Сталежелезобетонные балки, запроектированы из двутавра №12 (сталь С 245) длиной 2000 мм и бетонной плиты размерами 2000x400x50 мм. Соединение стальной балки и бетонной плиты осуществлялось путем установки вертикальных анкеров: 06 AIII, 08 AIII, 010 AI, 010 AIII. Анкера к верхней полке балки приварены в два ряда, причем в крайних третях шаг принят равным 100 мм, а в средней части - 150 мм [4].

Все балки были разбиты на четыре группы по 6 балок в соответствии с видом использованного анкера.

Оценка воздействия немногократно повторной нагрузки производилась путем сравнения несущей способности исследуемого образца при повторной нагрузке с ее статической несущей способностью. Поэтому в каждой группе один образец был испытан статической нагрузкой. Испытания статическими и немногократно повторными нагрузками производились на гидравлическом прессе УММ-200 (рис.1).

Нагрузка на призмы прикладывалась по выступающим торцам, а на балки - через траверсы в виде двух сосредоточенных сил в третях пролета. Сдвиг слоев в призмах измерялись с помощью индикаторов часового типа с ценой деления 0,01 мм, а в балках - в пролетной зоне электротензодатчиками, а в торцах - индикаторами часового типа.

Учитывая возможности испытательной машины и тот факт, что частота приложения нагрузок типа малоцикловых не превышает 3 Гц, частота повторения ю была принята постоянной и равной 8 цикл./мин.. за базовое число повторений нагрузки было принято 104 циклов нагружения, а коэффициент асимметрии цикла р = Рть/Ртах= 0.33.

Испытания проводились до физического разрушения образца при исследуемой базе 104 циклов, при этом максимальная нагрузка цикла Ртах принималась в пределах 0,84*0,93 Рразрстат. В целях установления предела выносливости и изменения напряженно-деформированного состояния в процессе циклического нагружения после определенного количества циклов нагружения равного (0.0001;0.0005;0.001;0.005;0.01;0.05;0.1;......1) 104 циклов снимались показания индикаторов на уровнях напряжения равных 0; РтЬ= 0.33Ртах; 0.66 Ртах; Ртах; 0.66 Ртах; Рть; 0 без выдержки опытных образцов под данной нагрузкой. Одновременно, с измерением деформаций слоев на контакте проводилось наблюдение за характером образования трещин в бетоне.

Циклической нагрузкой до разрушения испытано 2,7 сталебетонных призм, разделенных на 9 серий, в зависимости от диаметра и шага анкеров.

Призмы испытывались до разрушения в условиях, достаточно близких к чистому сдвигу в плоскости контакта. Величина нагрузки задавалась и контролировалась по измерительной шкале испытательной машин. В процессе испытания измерялись деформации сдвига на контакте слоев. Определялись: предел сопротивления контакта между сталью и бетоном призм на сдвиг; деформативность контакта на различных циклах нагружения и характер работы различных типов анкерной связи, выносливости их на действие малоцикловых нагрузок.

За разрушение принимали полное отделение сталебетонной призмы на самостоятельные слагаемые части.

±Р

Рчи'. I. ^'лемп моими <<фИ1||'Л •> ПрШЯ, А1 $3111*

2/2011

вестник _МГСУ

Во всех испытанных образцах в начале имело место сцепление между стальным профилем и бетоном. Сцепление исчезло после 10-20 циклов, в дальнейшем восприятие сдвигающих усилий происходило только за счет работы анкерных связей, пересекающих контактную поверхность. При этом происходил изгиб анкера и смятие бетона под стальным анкером. С увеличением количества циклов между бетоном и стальным профилем сдвиг слоев увеличивается и когда эта величина достигает значения Д=10-25*10-2мм, начинается неупругое деформирование и абсолютные деформации сдвига резко увеличивается, что приводит к окончательному разрушению образцов. Причем, пластические деформации анкеров раньше начинаются у стержня 06 A-I. Графики деформации сдвига опытных призм приведены на рис. 2

*> uikvMi'hjii сidpMiiL № »i Анифшл! (гчриеиь ■ "10 А-Ш

11 j [. ШИ:1 W Гтт Г~Г i-Пв г - ■ , ' i г i иш ^ - *

^ о го

**1 з — -

ß »

40 .30

Sc Я 'с ю

Ö.W

^00 ötx)

Цдцшиш

всю исюо

но

«МО

Шии——ч'ч^ » —|,| i Ч.иц

Щам

.«kíu — — — i" i■..■—■ — * - .-.i Kuhn

1500

hüLj lll«pillHl> IIг» HlitVirfWV. II UTTtirimt , HlHlLl-ll|l l i.kH ГГ[1|Г"1 \ I* |t......... IlWU'tt «№|W«

Во всех испытанных образцах имело место сцепление между стальным профилем и бетоном, обусловленное силами трения-сцепления материалов контактного шва и наличием анкерных связей. Величина сцепления в зависимости от податливости шва-контакта изменялась в диапазоне от 9.0 кг/см2 - для наиболее податливых образцов -до 25 кг/см2 - для наименее податливых, и характеризовалась появлением первых трещин вдоль контактного шва. При увеличении цикла нагружения на этапах перед разрушением сдвиг слоев увеличивается до 11-15 раз.

Характер сдвига между стальной и бетонной частями образцов сталебетонных призм в начальные этапы нагружения до появления первых продольных трещин на контакте слоев имел прямолинейную зависимость. Величина абсолютного сдвига при этом в зависимости от степени податливости шва-контакта имела значения в пределах Ash= (5,2-30) 10-2 мм. С увеличением цикла нагружения, вследствие проявления неупругих деформаций бетона в зоне непосредственной близости к анкерным устройствам, происходили изломы графиков развития деформаций абсолютного сдвига, что свидетельствовало об увеличении податливости шва-контакта. При этом в зависимости от податливости контактного соединения деформации абсолютного сдвига достигали своих предельных значений в момент разрушения.

Результаты испытаний на малоцикловую выносливость обрабатывались методами математической статистики, путем получения корреляционной зависимости Pmax=f(lgN). Линия регрессии строится в виде диаграммы, на оси абсцисс которой откладывается в логарифмическом масштабе, число циклов нагружений до разрушения образцов, а по оси ординат величина отношения максимальной нагрузки в цикле к разрушающей.В результате для каждой серии образцов устанавливается линейная корреляционная связь, описываемая функцией:

Pmax=A+BlgN

За численное значение предела выносливости принималась величина, соответствующая пересечению ординаты, восстановлена из точки lgN=4 (соответствующая N=10 000 циклов) до пересечения с линией регрессии.

Линии выносливости в виде диаграммы для кажд\ой серии представлены на рис.3

При изменении шага анкеров от 40мм до 160мм, выносливость контакта шва изменяется от 0,81 до 0,68, а при изменении диаметра анкера на 4ммм, хотя прочность увеличивается на 22%, выносливость шва меняется незначительно. Деформации сдвига перед разрушением образцов при применении анкеров диаметром 10мм A-III значительно меньше. С увеличением шага анкеров, пересекающих контакт «сталь-бетон», увеличиваются предельные деформации сдвига перед разрушением, а также способность разрушения контакта с развитием пластических деформаций.

won

HUI»

!O0.0ü

_ шоо * 90 00

| two £ moo

so oo

о о» i is г Х5 i зл и*"

. d я л |ii sin —-it к мни») — »-oiAiníieO ....... л л л- rii vie — — н ыч'н saa --- ■ ь А-nt ч \ьа

Гни: J.'Jtanmi iniL 1'лш 1Ш1||Ц.'И1Р"х:н1 trtuvOcMihiMX Bbprniwo UN с in ti

Податливость контакта зависит от количества циклов нагружения и шага, материала анкера, на что влияют закономерности развития деформации сжатия бетона под анкерами, а также деформации изгиба самих стальных анкеров.

Разрушение балок при воздействии циклических нагрузок во 2, 3 и 4 группах происходило, в целом, по аналогичной схеме, с отличием в том, что в момент разрушения в 1.5 - 2 раза возрастало смещение контакта на границе слоев, а раздробление бетона происходило на более мелкие фракции.

В первой же группе, с наиболее податливыми анкерами, лишь балка с ^=0.91 разрушалась по нормальному сечению с раздроблением бетона. В остальных же балках происходил срез анкеров в приопорной части с отрывом бетонной плиты от стальной балки.

Наименьший сдвиг по границе слоев, а соответственно и наибольшую несущую способность показали балки с анкерами 010 A-III. Далее по убывающей - 08 A-III. Замыкают группу балки с анкерами 06 a-III и 010 A-I, причем при приблизительно одинаковой несущей способности и выносливости на действие малоцикловых нагрузок, балки с анкерами 06 A-III разрушались от среза самих анкеров. Тогда как остальные три группы разрушались по нормальному сечению с раздроблением бетона.

Динамика развития смещения на границе слоев во всех четырех группах схожа. Сдвиг в «податливой» группе (06 A-III) интенсивно прирастал в первые 15-30 циклов, затем стабилизировался (кривая смещения переходит в близкое к горизонтальному положению), и, по мере накопления усталости в анкере резко возрастал в третьей стадии (рис.4). «Жесткая» группа (010 A-III) характерна более коротким интервалом резкого начального возрастания смещения (5-10 циклов), дальнейшей стабилизацией де-

2/2011

вестник _МГСУ

формаций и не интенсивным ростом вплоть до разрушения балки (рис.4). «Промежуточная» группа (08 А-111 и 010 Л-Ш) не имеет каких-либо существенных отличий от «жесткой», за исключением того, что фаза резкого начального возрастания деформаций составляет порядка 10-20 циклов.

п I <■ Л<ГИ

Тф'

05

оа

мо

400 1ХП N. щчгиш

ПОП

г I 'шя

I) '|р \-llt

ин;

МЛШН

щчлни

1'ит 4 .'1 щи пц.^ьи пишииМ слон ни гинчл Лапа

Изменение сдвиговых деформаций по длине балки представлено на рис.5 и характеризуется возрастанием сдвига от середины балки до точки приложения «силы» (250 мм), и дальнешей стабилизацией. Характер диаграммы изменения «сдвига» по длине балки существенно не меняется от вида используемого анкера.

25

Э

О.з

и

/

I 1д|ЯЫ)

цикиш ЛИР ин-ь.ичн

Я0О ц«>.|л I. 00(1 никлои

зон «ос боо

рАСЕГпШМ? вГ Ч1"|Рр1 СШи, 414

ООО

1000

I1!™ ' 1||.|фП^| I . 1.И1ГЛ Г1" ГрОТШИС ГТлГ! Щ1|||| Ч|> 1 1Н1НТ ЛаЗиИ 1Р1 ПрИЩ^ИГ (ПКерШ |П|"| Й Л-111

Выводы:

1. Результаты изготовления опытных образцов и экспериментальные исследования фрагментов сталежелезобетонных конструкций показали технологичность их изготовления и предсказуемость фактической работы.

2. Исследованиями установлено, что на сдвиг слоев влияет как шаг анкеров, так и класс стали стержня:

- деформации сдвига для анкеров 06 A-III и 010 A-I значительно больше, чем 010 A-III;

- с увеличением шага анкеров предельные деформации сдвига перед разрушением увеличиваются;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- с увеличением количества циклов нагружения податливость контакта возрастает;

- при увеличении шага анкеров выносливость контакта падает;

- разница смещений слоев при шаге анкеров 40мм и 80мм незначительная, а при шаге 160мм увеличивается в 2,0/2,5 раза;

- увеличение диаметр анкеров увеличивает прочность контакта до 22%, а выносливость шва увеличивается незначительно.

Список литературы:

1. СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы.- М., Стройиздат, 1996-210с.

2. Стрелецкий Н.Н. Сталежелезобетонные мосты.- М., Издательство «Транспорт», 1965-с.

376

3. Гибшман Е.Е. Проектирование стальных конструкций, объединенных с железобетоном, в автодорожных мостах.- М., Автотрансиздат, 1956-С.231

4. Мирсаяпов И.Т., Замалиев Ф.С., Замалиев Э.Ф. Экспериментальные исследования влияния податливости связей по границе «сталь-бетон» на деформативность и выносливость стале-железобетонных балок при малоцикловых нагружениях. Материалы Всероссийской научной конференции «Перспективы развития волжского региона» вып. 4- Тверь, ТГТУ, 2002,-с.201-203.

The list of references

1. SNiP 2.05.03-84* Bridges and pipes.- M., Stroyizdat, 1996-210p.

2. Strlrckiy N.N. Steelconcrete bridges.- M., Publishing house «Transport», 1965-p. 376

3. Gibshman E.E. Designing of the steel designs united with ferro-concrete, in road bridges.- M., Autotransizdat, 1956-p.231

4. Mirsayapov I.T., Zamaliev F.S., Zamaliev E.F. Experimental researches of influence of a pliability of communications on border "steel-concrete" on deformability and endurance stellconcrete beams at lowcycled loadings. Materials of the All-Russia scientific conference «Prospect of development of the Volga region» release. 4- Tver, TGTU, 2002,-p.201-203.

Ключевые слова: сталежелезобетонные конструкции, податливость контакта, экспериментальные исследования, малоцикловые нагружения.

Keywords: Steelconcrete constructions, contact pliability, experimental researches, lowcycled loadings.

Почтовый адрес авторов: Россия, 420043, РТ, г. Казань, ул. Зеленая,1, КазГАСУ

Телефон авторов: +7 (987) 290-34-94 E-mail: [email protected]

Рецензент: И.С. Абдрахманов, д.т.н., советник РААСН, зам. ген. директора по научной работе института «Татинвестгражданпроект»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.