National University of Uzbekistan Quality education — the foundation of ^^bM^an's^evelopmen^^^^^^^^
Volume 4 | NUU Conference 3 | 2023 Sifatli ta'lim — O'zbekiston
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИССЛЕДОВАНИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ КАК ФАКТОРА, ВЛИЯЮЩЕГО НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Вазира Райим кизи Ёрбекова
Ташкентский филиал МГУ им.М.В.Ломоносова, 2 курс магистрант
ABSTRACT
The article deals with experimental studies aimed at the study of self-confidence as a factor influencing learning activities. The authors present the results of various studies to determine the influence of the level of self-confidence on the learning activities of students.
Keywords: low level of self-confidence, high level of self-confidence, academic performance, self-esteem, learning and cognitive activity, motivation, student personality.
Академическая успеваемость всегда была связана с результатами оценочных тестов, которые соответствуют ^ студента, оставляя в стороне другие личностные характеристики. Среди таких характеристик стоит выделить важность эмоционального интеллекта (управление, фасилитация, понимание и восприятие), измерения, связанные с личностными чертами (эмоциональная импульсивность, уважение к другим, общительность, навыки ведения переговоров, открытость опыту, уверенность в себе) и, конечно же, смысл жизни, поскольку создание смысла связано с индивидуальным развитием каждого человека, в сочетании с другими процессами, такими как идентичность, отношения и жизненные цели.
Словарь русского языка С.И. Ожегова дает такое определение: «Успеваемость - степень успешности усвоения учебных предметов учащимися» [1].
Существует множество определений понятия «учебная успеваемость». Успеваемость в вузе отражает степень усвоения объема знаний, умений, навыков, установленных стандартами высшего образования, с точки зрения их осмысленности, полноты, глубины, прочности. Успеваемость находит свое выражение в оценочных баллах. Высокая успеваемость достигается системой дидактических и воспитательных средств, оптимальной организацией учебной деятельности.
May 6, 2023
305
Volume 4 | NUU Conference 3 | 2023 Sifatli ta'lim — O'zbekiston taraqqiyotining poydevori
Академическая успеваемость - не только мера познавательной деятельности, где фиксируется уровень и объем знаний, степень прилежания, но и, в известном смысле, отношение студентов к своей специальности, степень соответствия интересов и склонностей индивидов целевой функции вуза. Исследователи подчеркивают, что учебная успеваемость отражает результативную сторону обучения, выраженную в количественных показателях (баллах), а успешность обучения - в большей степени его процессуальную, качественную сторону [2].
В.А. Якунин считает, что академическая успеваемость, учебная успешность и учебная активность относятся к числу обобщенных критериев эффективности обучения [3]. В терминах управления академическую успеваемость можно определить, как степень совпадения реальных результатов учебной деятельности студентов с запланированными, а успешность обучения -как эффективность руководства учебно - познавательной деятельностью студентов, обеспечивающего высокие психологические результаты при минимальных затратах (материальных, финансовых, физических, психологических и т.д.).
Предикторы академических достижений традиционно делятся на:
• Когнитивные (способности, интеллект);
• Личностные (личностные черты, личностный потенциал, мотивация, факторы).
Факторы, влияющие на уровень учебных достижений, можно поделить
на:
• Социологические: пол, возраст, социальное происхождение, уровень довузовской подготовки, место жительство;
• Психологические: интеллект, общие и специальные способности, учебная и профессиональная мотивация, индивидуальный стиль деятельности, психологический склад личности в целом;
• Педагогические: уровень педагогического мастерства преподавателей, организация учебного процесса и т.д. [4].
Традиционно, одним из основных факторов успешности обучения являются следующие когнитивные факторы: умственные способности и интеллект. Взаимосвязь между уровнем интеллекта и академическими достижениями была многократно доказана на разных типах
выборок
и в разных странах.
May 6, 2023
Uzbekistan'sdveomem^^^^^^^m
Volume 4 | NUU Conference 3 | 2023 Sifatli ta'lim — O'zbekiston ^^^^^^^araqqiyotimng^oydeyor^
Недавние исследования показывают, что во многих случаях важным для успешного обучения оказываются не только когнитивные способности и уровень интеллекта, но и личностные особенности, отвечающие за их успешное использование.
Чтобы измерить уверенность в себе студентов в процессе обучения, было проведено большое количество исследований, которые мы рассмотрим в данной статье.
По мнению Трипати и Шривастава уверенность в себе - это отношение, и студенты уверенные в себе верят в свои способности, они целеустремлены, они верят, что достигнут своих целей и ожиданий. Уверенность в себе не одинакова во всех сферах жизни человека. Вполне возможно, что человек очень уверен в одной области жизни и менее уверен в некоторых других областях жизни [5].
Атертоном была измерена уверенность студентов мужского и женского пола. В результате он обнаружил, что студенты мужского пола не испытывают значительного недостатка уверенности в отношении оценочных заданий, которые включали в себя викторины и итоговый экзамен. С другой стороны, его исследование выявило значительное отсутствие уверенности среди женщин во всех областях, включая удовлетворенность курсом, во время теста в середине семестра, в отношениях со своими преподавателями, во время выступления в викторинах и выступлениях на выпускном экзамене [6].
Кроме того, Трипати и Шривастава изучали влияние академических достижений на уровень уверенности в себе. Ими было обнаружено, что существует связь между академическими достижениями студентов и уверенностью в себе. Исследование показало, что студенты с более высокими академическими достижениями имели более высокий уровень уверенности в себе, а студенты с более низкими академическими достижениями имели более низкий уровень уверенности в себе [5].
В дополнение к этому, Нурми, Ханнула, Майяла и Пехконен изучили уверенность в себе учеников в математике. Они обнаружили, что самый слабый студент имел самый низкий уровень уверенность в себе. Их исследование также показало, что уверенность в себе студентов варьировалась среди студентов мужского и женского пола и что мальчики были заметно более уверены в себе по сравнению с девочками [7].
Большое количество современной литературы, связанная с уверенностью в себе студентов, показывает, что
May 6, 2023
307
Volume 4 | NUU Conference 3 | 2023 Sifatli ta'lim — O'zbekiston ^^^^^^^araqqiyotining^oydevor^
уверенность в себе является важным фактор повышения эффективности обучения студентов, и были предприняты усилия для развития уверенности в себе студентов при обучении. Так, Норман
и Холанд изучали роль уверенности в обучении на протяжении всей жизни. Они обнаружили, что уверенность студентов является барьером для обучения студентов, который влияет на участие и прогресс студентов. Исследование также показывает, что на уровень уверенности в себе студентов может повлиять любой отдельный студент и его учителя, партнеры, временный консультант и руководители на рабочем месте [8]. Точно, так же, Рубио изучал самооценку и изучение иностранного языка
и обнаружил, что тревога, неуверенность в себе, страх и ощущение себя отдельно от общества являются рядом психологических факторов, которые могут возникнуть в процессе обучения из-за низкой уверенности в себе [9].
Тунчель изучил взаимосвязь между уверенностью в себе и изучением турецкого языка как иностранного. Исследование выявило связь между уверенностью в себе и обучением, и показало, что высокая уверенность в себе положительно влияет на обучение, а низкая уверенность в себе отрицательно влияет на обучение [10].
Аналогично, в Кельнской лаборатории Фишер и Сливка путем экспериментального изучения причинно-следственных эффектов внешних факторов, основанных на изменениях мотивации к обучению, установили, что уверенность в чьей-то способности учиться стимулирует кого-то к обучению. Результаты этого исследования показали, что более высокая уверенность в уровне знаний других студентов заставляет студентов с низким уровнем знаний больше стараться и трудиться [11].
Карими и Саадатманд провели исследование, чтобы выяснить взаимосвязь между уверенностью в себе и академическими достижениями, основанными на академической мотивации. Их исследование показало, что существует связь между академическими достижениями как в уверенности в себе, так
и в учебной мотивации. Исследователями было обнаружено, что уверенные в себе студенты добились успеха в обучении. Далее исследователь утверждает, что положительные отзывы, положительная мотивация и решение проблем учащихся поднимает уверенность студентов [12].
Исследование уверенности в себе студентов и обучения в сетевой среде, проведенное Якобссоном, показало, что
May 6, 2023
308
Uzbekistan'sdyeomm^^^^^^^m
Volume 4 | NUU Conference 3 | 2023 Sifatli ta'lim — O'zbekiston ^^^^^^^araqqjyotining^oydeyor^
существует значимая взаимосвязь между уверенностью в себе и учебой у студентов [13].
Бауман исследовал самооценку как часть уверенности в себе при выполнении любой деятельности и исследовал важность самооценки в обучении и поведении детей. Он обнаружил, что не было никакого негативного влияния уверенности в себе на обучение и мотивацию студентов. Напротив, исследователь обнаружил, что уверенность в себе является важным фактором, влияющим на мотивацию, обучение и поведение студентов (Ваитап S., 2012). Райт изучал формирование уверенности в себе с помощью ободряющих слов. Их исследование показало, что менее уверенный в себе студент испытывает страх, пессимизм, не имеет видения жизни и чувствует себя неуверенно и живет, чтобы сделать счастливыми других, а не себя. В то время, как высоко уверенные в себе студенты амбициозны и хотят от жизни большего, ориентированы на цели и имеют реальное видение жизни (видят себя в лучших жизненных обстоятельствах), привлекательны и открыты для других
[14].
Выводы:
1. Понятие «уверенность в себе» является комплексным понятием, которое включает в себя самооценку, тревожность, взаимоотношения личности с другими и др.
2. Ядром уверенности является устойчивое положительное отношение индивида к своим способностям, умениям и навыкам. Данные навыки и способности считаются достаточными для достижения значимых целей, удовлетворения потребностей индивида.
3. Современные исследования психологических факторов академической успеваемости затрагивают все структуры личности студента.
4. Уверенность в себе была изучена рядом исследователей, но на сегодня данные исследования не имеют общей теоретической согласованности, а значит изучение уверенности в себе требует дальнейшего глубокого исследования.
REFERENCES
1. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - 22-е изд., стер. - М.: Русский язык, 1990. - 921 с.
2. Рубин, Б. Студент глазами социолога: учебное пособие / Б. Рубин, Ю. Колесников. - Ростов Н/Д , Изд-во Ростов. унив., 1968. - 121 с.
May 6, 2023
309
P
Volume 4 | NUU Conference 3 | 2023 Sifatli ta'lim — O'zbekiston taraqqivotining povdevori
3. Якунин, В.А. Психология учебной деятельности студентов: учебное пособие / В.А. Якунин. - М.: Логос, 1994. - 155 с.
4. Yakunin V. A. Pedagogicheskaya psikhologiya: uchebnoe posobie [Educational Psychology]. St. Petersburg, 1998. 639 p.
5. Tripathy, M., & Srivastava, S. K. (2012). To study the effect of academic achievement on the level of self-confidence. International Journal of Yoga and Allied Sciences, 1(1), 33-45.
6. Atherton, M. Measuring confidence levels of male and female students in open access enabling courses. Issues in Educational Research, 2015. - 81-98 p.
7. Nurmi, A., Hannula, M. S., Maijala, H., & Pehkonen, E. (2003). On pupils' self-confidence in mathematics: Gender comparisons.
8. Norman, M., & Hyland, T. The role of confidence in lifelong learning. Educational studies, 2003. - 261-272.
9. Rubio, R. A. Self-esteem and foreign language learning. Cambridge Scholars Publishing. 15 Angerton Gardens, Newcastle: Cambridge Scholars Publishing, 2007.
10. Tunfel, H. The Relationship between Self-Confidence and Learning Turkish as a Foreign Language. Educational Research and Reviews, 2015.
11. Fischer, M., Sliwka, D. (2018) Confidence in Knowledge or Confidence in the Ability to Learn: An Experiment on the Causal Effects of Beliefs on Motivation, Games and Economic Behavior, 111, 122-142.
12. Karimi, A., & Saadatmand, Z. The relationship between self-confidence with achievement based on academic motivation. Kuwait Chapter of Arabian Journal of Business and Management Review, 2014. -210-215 p.
13. Jakobsson, A. Students' self-confidence and learning through dialogues in a net-based environment. Journal of Technology and Teacher Education, 2006. - 387-405 p.
14. Gescheider, G. A., Wright, J.H. & Verrillo, R. T. (2009) Information Processing Channels in the Tactile Sensory System: A Psychophysical and Physiological Analysis, Taylor and Francis.
May 6, 2023