М.В. Шаманова (Борисоглебск)
Экспериментальные исследования и когнитивный анализ
Термины «сознание», «языковое сознание» в настоящее время активно применяются в лингвистике, психолингвистике, когнитологии, культурологии, они используются для обозначения тематики симпозиумов и конференций по психолингвистике и когнитивной лингвистике.
В то же время нет единства в толковании этих понятий, прежде всего в определении языкового сознания. В 1988 году И.Н. Горелов отмечал, что "языковое сознание функционирует в научных текстах не как однозначное терминосочетание, а в качестве интуитивно найденного обозначения различных "ясно-смутных" представлений об обозначаемых, часто синонимичных "языковому мышлению" [Горелов 1988: 46-47]. На неопределенность этого термина указывают в своих работах Т.Н. Ушакова [Ушакова 2000: 13], А.А. Залевская [Залевская 2000: 92] и ряд других исследователей.
А.А. Залевская подчеркивает, что «важно различать общее понятие "универсального", или "глобального", сознания/мышления и частные понятия языкового/речевого сознания/мышления, которые фигурируют наряду с понятиями знакового сознания, когнитивного сознания, метаязыкового сознания, неязыкового сознания и т.д.» [Залевская 2000: 92].
Для исследования коммуникативных категорий важно различение когнитивного сознания, коммуникативного сознания и языкового сознания. И.А. Стернин и З.Д. Попова следующим образом разграничивают указанные понятия.
Языковое сознание определяется как «совокупность ментальных механизмов порождения, понимания речи и хранения языка в сознании, то есть ментальные механизмы, обеспечивающие процесс речевой деятельности человека». Коммуникативное сознание понимается как «совокупность знаний и механизмов, которые обеспечивают весь комплекс коммуникативной деятельности человека. Это коммуникативные установки сознания, совокупность ментальных коммуникативных категорий, а также набор принятых в обществе норм и правил ведения общения. Для русского человека это совокупность знаний о том, как надо вести общение в России». Коммуникативное сознание включает языковое, но не исчерпывается им. И языковое, и коммуникативное сознание являются составной частью когнитивного сознания [Попова, Стернин 2007: 32, 34].
Под коммуникативными категориями понимаются наиболее общие по своему содержанию коммуникативные концепты, содержащие наиболее существенную для коммуникативного сознания и обобщенную коммуникативную информацию.
Коммуникативные категории содержат информацию о том, «как тот или иной носитель языка
понимает категоризуемое явление, что он включает в состав данного явления» [Попова, Стернин 2002: 30-31].
Е.Ф. Тарасов отмечал: «Непосредственная ненаблюдаемость сознания (в том числе и языкового сознания) ставит исследователя перед проблемой формирования объекта анализа. Дело в том, что знания о сознании как объекте анализа целиком зависят от средств и операций познавательной деятельности. При анализе языкового сознания такими средствами в первую очередь являются вербальные овнешнения, обеспечивающие опосредованный доступ к сознанию...» [Тарасов 2003: 6].
Для выявления языковых средств овнешнения сознания применимы как лингвистические методики (использование словарей, текстов), так и психолингвистические (экспериментальные) процедуры.
Отметим, что использование исключительно лингвистических методов ограничивает возможности полного, комплексного исследования той или иной ментальной категории. Опора только на данные словарей оказывается недостаточной. Экспериментальные процедуры значительно расширяют возможности описания содержания категории в современном сознании, данные экспериментов позволяют описать гендерную, возрастную, социально-территориальную специфику содержания и структуры категории.
Для описания содержания коммуникативной категории общение мы использовали следующие экспериментальные методики: свободный ассоциативный эксперимент, метод субъективных дефиниций, направленный ассоциативный эксперимент, подбор симиляров.
Период проведения экспериментов - 2002-2005 гг. Эксперименты проводились преимущественно в индивидуальной форме, в единичных случаях в групповой форме с 10-15 испытуемыми за один сеанс. В экспериментах всего приняло участие 3220 человек, получена 7241 реакция.
Данные, полученные в результате каждого отдельного эксперимента, анализировались следующим образом:
1) выявлялась семантика ассоциатов;
2) формулировались когнитивные признаки путем обобщения и объединения в один признак близких по содержанию семантических компонентов; определялся индекс яркости каждого конкретного когнитивного признака как отношение количества ассоциатов, объективирующих данный признак к общему количеству полученных в эксперименте ассоциатов;
3) близкие по содержанию когнитивные признаки обобщались в классификационные признаки (когнитивные классификаторы),
определялась их яркость;
4) по результатам каждого эксперимента моделировалось содержание и структура категории; этот промежуточный этап позволяет увидеть эффективность тех или иных экспериментальных приемов в описании содержания категории;
5) данные четырех экспериментов обобщались: мы суммировали индексы яркости конкретного когнитивного/ классификационного признака и делили полученное число на четыре (по количеству экспериментов). Таким образом вычисляли средний индекс яркости по материалам четырех экспериментов.
Содержание категории общение образовано следующими когнитивными признаками (цифры указывают индекс яркости каждого признака): представляет собой беседу 0,212 предполагает наличие партнеров - людей 0,089 направлено на установление и поддержание взаимоотношений 0,053 предполагает обмен информацией 0,051 устанавливаются дружеские взаимоотношения 0,041 используются вербальные средства передачи информации 0,027
сопровождается весельем 0,026 протекает на работе 0,025
представляет собой приятное времяпрепровождение 0,023
вызывает интерес 0,022 протекает в малой группе 0,021 предполагает установление взаимопонимания 0,016 предполагает встречу собеседников 0,015 устанавливаются близкие отношения 0,014 является потребностью 0,012
предполагает обсуждение различных тем или одной темы 0,010
доставляет удовольствие, положительные эмоции 0,008 имеет высокий культурный уровень 0,008 может быть лишено содержания 0,008 может протекать в дискуссионной форме 0,008 предполагает наличие личностных качеств 0,008 представляет собой обмен полезной информацией 0,008 устанавливаются доброжелательные отношения 0,008 устанавливаются любовные отношения 0,008 дает возможность познания 0,007
используются невербальные средства передачи информации 0,007
предполагает наличие коммуникативных умений 0,007
представляет неприятное проведение времени 0,007
протекает в семье 0,007
имеет место на отдыхе 0,006
имеет целью знакомство 0,006
используются технические средства связи 0,006
может быть откровенным 0,005
предполагает установление деловых связей 0,005
протекает за столом 0,005
протекает непосредственно или на расстоянии 0,005
содержит ценную информацию 0,005
предполагает активное участие 0,004
предполагает наличие общих дел, интересов, взглядов
0,004
предполагает обмен чувствами 0,004
протекает без напряжения 0,004
протекает в коллективе 0,004
протекает в школе 0,004
является времяпрепровождением 0,004
дает возможность высказать свои мысли и выслушать
других 0,003
длится долго 0,003
длится недолго 0,003
имеет низкий культурный уровень 0,003
может быть интеллектуальным 0,003
не вызывает интереса 0,003
предполагает взаимодействие с окружающим миром 0,003
предполагает установление духовной взаимосвязи 0,003 предполагает участие двух сторон 0,003 представляет разговор по душам 0,003 служит для развлечения 0,003
совершается по принуждению или по необходимости 0,003
возникает непреднамеренно 0,002 дает возможность самовыражения 0,002 доставляет отрицательные эмоции 0,002 может быть официальным 0,002 может протекать в конфликтной форме 0,002 направлено на оказание взаимопомощи 0,002 направлено на воспитание 0,002 насыщено эмоциями 0,002 предполагает восприятие речи 0,002 предполагает наличие коммуникативных качеств 0,002 предполагает обмен советами 0,002 предполагает обсуждение интересных тем 0,002 предполагает развитие человека 0,002 предполагает сообщение недостоверной информации 0,002
протекает на культурных мероприятиях 0,002 протекает с напряжением 0,002 протекает спокойно 0,002 связывает человека с обществом 0,002 сопровождается мыслительными процессами 0,002 устанавливаются враждебные отношения 0,002 в нем нет необходимости 0,001 возможно участие одной стороны 0,001 вызывает усталость 0,001
дает возможность избежать одиночества 0,001
дает возможность расширить кругозор 0,001
имеет место в свободное время 0,001
имеется определенный круг общения 0,001
может быть живым 0,001
может быть красивым 0,001
может быть надоедливым 0,001
может быть неофициальным 0,001
может быть осмысленным 0,001
может быть проникнуто грустью 0,001
может быть светским 0,001
может быть содержательным 0,001
может быть теплым 0,001
может быть холодным 0,001
может быть шумным 0,001
может вызывать удивление необычностью 0,001 наполнено остроумием 0,001
направлено на достижение определенной цели 0,001 направлено на изучение чего-л., кого-л. 0,001 не подлежит огласке 0,001
не предполагает открытого проявления намерений 0,001
не содержит полезной информации 0,001
ничем не выделяется 0,001
носит постоянный характер 0,001
обусловлено природными факторами 0,001
оставляет впечатления 0,001
оценивается положительно 0,001
повторяется через большие промежутки времени 0,001 предоставляет отдых 0,001 предполагает наличие уважения 0,001 предполагает обмен любезностями 0,001
предполагает обращение к собеседнику 0,001 предполагает обсуждение серьезных тем 0,001 предполагает поддержание разговора 0,001 предполагает проведение времени с книгой 0,001 предполагает проявление доверия к собеседнику 0,001 предполагает проявление интереса к собеседнику 0,001 предполагает проявление симпатии к собеседнику 0,001 предполагает раскрепощение 0,001 предполагает решение проблем 0,001
предполагает установление равноправных отношений 0,001
представляет собой рассказ 0,001 приносит выгоду 0,001 протекает без конфликта 0,001 протекает в аудитории 0,001 протекает в большой группе 0,001 протекает в виде лекции 0,001 протекает на природе 0,001 протекает по-разному 0,001
протекает через небольшие промежутки времени 0,001 расширяет круг знакомых 0,001 совершается по собственному желанию 0,001 характеризуется использованием нецензурных средств 0,001
характеризуется сдержанностью 0,001
характеризуется установлением недоброжелательных
отношений 0,001
является международным 0,001
источником информации является телевизор 0,0005
предполагает установление неравноправных отношений
0,0005
представляет разговор с целью выяснить что-л. 0,0004
может быть мягким 0,0003
может быть нежным 0,0003
может быть немым 0,0003
может быть ярким 0,0003
обеспечивает хорошее настроение 0,0003
осуществляет передачу знаний из поколения в поколение
0,0003
предполагает уклонение от разговора 0,0003 представляет собой монолог 0,0003 приносит пользу 0,0003 снимает стресс 0,0003 способствует приобретению опыта 0,0003 воздействует на других людей 0,0002 заключает в себе опасность 0,0002 исполнено романтики 0,0002
используются диалектные языковые средства 0,0002
не имеет определенной цели 0,0002
не предполагает проявление доверия 0,0002
не предполагает проявления уважения 0,0002
не приносит пользы 0,0002
предполагает проявление внимания 0,0002
протекает по настроению 0,0002
протекает по определенному плану 0,0002
соответствует установленным правилам 0,0002
устанавливается стиль ведения разговора 0,0002
характеризуется красноречием 0,0002
может быть бурным 0,0001
может быть горьким 0,0001
может быть сладким 0,0001
может быть сонным 0,0001
может быть стихийным 0,0001
может быть сухим 0,0001
Следующим этапом является этап моделирования концепта, который включает в себя следующие процедуры:
1) описание макроструктуры концепта (атрибу-
ция выявленных когнитивных признаков образному, информационному компонентам и интерпретационному полю и установление их соотношения в структуре концепта);
2) описание категориальной структуры концепта (выявление иерархии когнитивных классификаторов, концептуализирующих соответствующий предмет или явление, и описание концепта как иерархии когнитивных классификационных признаков);
3) описание полевой организации выявленных когнитивных признаков (выявление признаков, составляющих ядро, ближнюю, дальнюю и крайнюю периферию концепта, и представление содержания концепта в виде полевой структуры).
Образное содержание в макроструктуре исследуемой нами категории было выявлено преимущественно с помощью направленного ассоциативного эксперимента. Другие методики дали или единичные реакции (например, руки, тепло - свободный ассоциативный эксперимент), или образная составляющая не была выявлена совсем.
Чувственный образ в структуре концепта образован 1) перцептивными когнитивными признаками, формирующимися в сознании носителя языка в результате отражения им окружающей действительности при помощи органов чувств (перцептивный образ); 2) образными признаками, формируемыми метафорическим осмыслением соответствующего предмета или явления (когнитивный образ) [Попова, Стернин 2007: 76].
Перцептивный образ включает зрительные, тактильные, вкусовые, звуковые образы. Ярче других в структуре концепта общение проявляется тактильный образ (0,004). Он представлен следующими признаками: теплое 0,001; холодное 0,001; руки 0,001; мягкое 0,0003; нежное 0,0003; сухое 0,0001.
Звуковой образ представлен признаком шумное 0,001. Зрительный (0,0003) и вкусовой (0,0002) образы представлены индивидуальными признаками: яркое 0,0003; сладкое 0,0001; горькое 0,0001. Индекс яркости перцептивного образа составляет 0,006.
Когнитивный образ представлен всего несколькими когнитивными признаками: живое 0,001, немое 0,0003, сонное 0,0001, бурное 0,0001. Общение уподобляется физическим качествам человека и природным явлениям.
Индекс яркости когнитивного образа составляет 0,002. В целом индекс яркости образного компонента в макроструктуре концепта составляет 0,008.
Большинство когнитивных признаков, характеризующих информационное содержание концепта, было выявлено во всех четырех экспериментах. Информационное содержание образуется когнитивными классификаторами и объединяемыми ими когнитивными признаками, характеризующими сущность и основные составные элементы концепта. Для исследуемого нами концепта это следующие признаки:
предполагает обмен информацией 0,051 и чувствами 0,004, с партнерами 0,093, с использованием вербальных 0,027 и невербальных
0,007 средств, протекает как непосредственно, так и дистанционно 0,005, с использованием систем связи 0,006 и предполагает установление личностных отношений между партнерами 0,105.
Индекс информационного компонента в макроструктуре концепта - 0,3.
Энциклопедическая зона 0,474: представляет собой беседу 0,212; сопровождается весельем 0,026; протекает на работе 0,025; протекает в малой группе 0,021; предполагает встречу собеседников 0,015; предполагает обсуждение различных тем или одной темы 0,010; имеет высокий культурный уровень 0,008; может быть лишено содержания 0,008; может протекать в дискуссионной форме 0,008; предполагает наличие личностных качеств 0,008; предполагает наличие коммуникативных умений 0,007; протекает в семье 0,007; имеет место на отдыхе 0,006; может быть откровенным 0,005; протекает за столом 0,005; предполагает активное участие 0,004; предполагает наличие общих дел, интересов, взглядов 0,004; протекает без напряжения 0,004; протекает в коллективе 0,004; протекает в школе 0,004; длится долго 0,003; длится недолго 0,003; отражает низкий культурный уровень 0,003; может быть интеллектуальным 0,003; предполагает участие двух сторон 0,003; представляет разговор по душам 0,003; возникает непреднамеренно 0,002; может быть официальным 0,002; может протекать в конфликтной форме 0,002; насыщено эмоциями 0,002; предполагает восприятие речи 0,002; предполагает наличие коммуникативных качеств 0,002; предполагает сообщение недостоверной информации 0,002; протекает на культурных мероприятиях 0,002; протекает с напряжением 0,002; протекает спокойно 0,002; связывает человека с обществом 0,002; сопровождается мыслительными процессами 0,002; возможно участие одной стороны 0,001; имеет место в свободное время 0,001; имеется определенный круг общения 0,001; может быть надоедливым 0,001; может быть неофициальным 0,001; может быть осмысленным 0,001; может быть проникнуто грустью 0,001; может быть светским 0,001; может быть содержательным 0,001; может вызывать удивление необычностью 0,001; наполнено остроумием 0,001; не подлежит огласке 0,001; не предполагает открытого проявления намерений 0,001; ничем не выделяется 0,001; носит постоянный характер 0,001; обусловлено природными факторами 0,001; повторяется через большие промежутки времени 0,001; предполагает обмен любезностями 0,001; предполагает обращение к собеседнику 0,001; предполагает обсуждение серьезных тем 0,001; предполагает поддержание разговора 0,001; представляет собой рассказ 0,001; протекает без конфликта 0,001; протекает в аудитории 0,001; протекает в большой группе 0,001; протекает в виде лекции 0,001; протекает на природе 0,001; протекает по-разному 0,001; протекает через небольшие промежутки времени 0,001; характеризуется использованием нецензурных средств 0,001; является международ-
ным 0,001; источником информации является телевизор 0,0005; предполагает уклонение от разговора 0,0003; представляет собой монолог 0,0003; заключает в себе опасность 0,0002; исполнено романтики 0,0002; используются диалектные языковые средства 0,0002; протекает на местном уровне 0,0002; протекает по настроению 0,0002; протекает по определенному плану 0,0002; соответствует установленным правилам 0,0002; устанавливается стиль ведения разговора 0,0002; характеризуется красноречием 0,0002.
Содержание интерпретационного поля концепта дополняет каждая из перечисленных выше методик.
Интерпретационное поле исследуемой категории представлено следующими зонами.
Утилитарная зона 0,166: направлено на установление и поддержание взаимоотношений 0,053; вызывает интерес 0,022; является потребностью 0,012; доставляет удовольствие, положительные эмоции 0,008; представляет собой обмен полезной информацией 0,008; дает возможность познания 0,007; имеет целью знакомство 0,006; содержит ценную информацию 0,005; является времяпрепровождением 0,004; дает возможность высказать свои мысли и выслушать других 0,003; не вызывает интереса 0,003; служит для развлечения 0,003; совершается по принуждению или по необходимости 0,003; дает возможность самовыражения 0,002; доставляет отрицательные эмоции 0,002; направлено на оказание взаимопомощи 0,002; направлено на воспитание 0,002; предполагает обмен советами 0,002; предполагает обсуждение интересных тем 0,002; предполагает развитие человека 0,002; в нем нет необходимости 0,001; вызывает усталость 0,001; дает возможность избежать одиночества 0,001; дает возможность расширить кругозор 0,001; направлено на достижение определенной цели 0,001; направлено на изучение чего-л., кого-л. 0,001; не содержит полезной информации 0,001; оставляет впечатления 0,001; предоставляет отдых 0,001; предполагает раскрепощение 0,001; предполагает решение проблем 0,001; приносит выгоду 0,001; расширяет круг знакомых 0,001; совершается по собственному желанию 0,001; представляет разговор с целью выяснить что-л. 0,0004; обеспечивает хорошее настроение 0,0003; осуществляет передачу знаний из поколения в поколение 0,0003; приносит пользу 0,0003; снимает стресс 0,0003; способствует приобретению опыта 0,0003; воздействует на других людей 0,0002; не имеет определенной цели 0,0002; не приносит пользы 0,0002.
Общеоценочная зона 0,032: представляет собой приятное времяпрепровождение 0,023; представляет неприятное проведение времени 0,007; может быть красивым 0,001; оценивается положительно 0,001.
На базе четырех экспериментальных описаний был выявлен состав когнитивных классификаторов исследуемой категории (указан индекс яркости классификатора и отдельных составляющих его когнитивных признаков):
виды 0,213: представляет собой беседу 0,212; протекает в виде лекции 0,001;
выражаемые взаимоотношения 0,105: устанавливаются дружеские взаимоотношения 0,041; предполагает установление взаимопонимания 0,016; устанавливаются близкие отношения 0,014; устанавливаются доброжелательные отношения 0,008; устанавливаются любовные отношения 0,008; предполагает установление деловых связей 0,005; предполагает установление духовной взаимосвязи 0,003; устанавливаются враждебные отношения 0,002; может быть теплым 0,001; может быть холодным 0,001; предполагает наличие уважения 0,001; предполагает проявление доверия к собеседнику 0,001; предполагает проявление интереса к собеседнику 0,001; предполагает проявление симпатии к собеседнику 0,001; предполагает установление равноправных отношений 0,001; характеризуется установлением недоброжелательных отношений 0,001; характеризуется сдержанностью 0,001; предполагает установление неравноправных отношений 0,0005; может быть мягким 0,0003; может быть нежным 0,0003; исполнено романтики 0,0002; не предполагает проявление доверия 0,0002; не предполагает проявления уважения 0,0002; предполагает проявление внимания 0,0002; может быть сухим 0,0001;
партнеры 0,093: предполагает наличие партнеров - людей 0,089; предполагает взаимодействие с окружающим миром 0,003; предполагает проведение времени с книгой 0,001;
назначение 0,071: направлено на установление и поддержание взаимоотношений 0,053; имеет целью знакомство 0,006; является времяпрепровождением 0,004; служит для развлечения 0,003; направлено на воспитание 0,002; направлено на оказание взаимопомощи 0,002; направлено на изучение чего-л., кого-л. 0,001;
сфера протекания 0,069: протекает на работе 0,025; предполагает встречу собеседников 0,015; протекает в семье 0,007; имеет место на отдыхе 0,006; протекает за столом 0,005; протекает в коллективе 0,004; протекает в школе 0,004; протекает на культурных мероприятиях 0,002; протекает в аудитории 0,001; протекает на природе 0,001; протекает на местном уровне 0,0002;
содержание 0,059: предполагает обмен информацией 0,051; предполагает обмен чувствами 0,004; предполагает обмен советами 0,002; предполагает обмен любезностями 0,001; предполагает обращение к собеседнику 0,001; представляет разговор с целью выяснить что-л. 0,0004;
используемые средства 0,040: используются вербальные средства передачи информации 0,027; используются невербальные средства передачи информации 0,007; используются технические средства связи 0,006; может быть немым 0,0003;
общая оценка 0,033: представляет собой приятное времяпрепровождение 0,023; представляет неприятное проведение времени 0,007; может быть красивым 0,001; оценивается положительно 0,001; соответствует установленным правилам 0,0002;
может быть ярким 0,0003;
ценность информации 0,032: может быть лишено содержания 0,008; представляет собой обмен полезной информацией 0,008; содержит ценную информацию 0,005; может быть интеллектуальным 0,003; предполагает обсуждение интересных тем 0,002; предполагает сообщение недостоверной информации 0,002; может быть осмысленным 0,001; может быть содержательным 0,001; не содержит полезной информации 0,001; предполагает обсуждение серьезных тем 0,001;
эмоциональная характеристика 0,032: сопровождается весельем 0,026; представляет разговор по душам 0,003; насыщено эмоциями 0,002; может быть проникнуто грустью 0,001; протекает по настроению 0,0002; может быть горьким 0,0001; может быть сладким 0,0001;
вызываемый интерес 0,025: вызывает интерес 0,022; не вызывает интереса 0,003;
состав участников 0,023: протекает в малой группе 0,021; имеется определенный круг общения 0,001; протекает в большой группе 0,001;
испытываемая потребность 0,017: является потребностью 0,012; совершается по принуждению или по необходимости 0,003; в нем нет необходимости 0,001; совершается по собственному желанию 0,001;
эмоциональный результат 0,015: доставляет удовольствие, положительные эмоции 0,008; доставляет отрицательные эмоции 0,002; вызывает усталость 0,001; оставляет впечатления 0,001; предоставляет отдых 0,001; предполагает раскрепощение 0,001; обеспечивает хорошее настроение 0,0003; снимает стресс 0,0003;
предоставляемые личности возможности 0,014: дает возможность познания 0,007; дает возможность высказать свои мысли и выслушать других 0,003; дает возможность самовыражения 0,002; дает возможность избежать одиночества 0,001; дает возможность расширить кругозор 0,001;
культурный уровень 0,011: высокий культурный уровень 0,008; низкий культурный уровень 0,003;
время 0,010: длится долго 0,003; длится недолго 0,003; носит постоянный характер 0,001; повторяется через большие промежутки времени 0,001; протекает через небольшие промежутки времени 0,001; имеет место в свободное время 0,001
тематика 0,010: предполагает обсуждение различных тем или одной темы 0,010;
требуемые качества личности 0,010:
предполагает наличие личностных качеств 0,008; предполагает наличие коммуникативных качеств 0,002;
степень напряжения 0,009: протекает без напряжения 0,004; протекает с напряжением 0,002; протекает спокойно 0,002; может быть живым 0,001; заключает в себе опасность 0,0002; может быть бурным 0,0001; может быть сонным 0,0001;
степень дискуссионности 0,008: может протекать в дискуссионной форме 0,008;
необходимые умения 0,007: предполагает наличие коммуникативных умений 0,007;
степень активности участников 0,007:
предполагает активное участие 0,004; предполагает восприятие речи 0,002; предполагает поддержание разговора 0,001; предполагает уклонение от разговора 0,0003;
степень открытости 0,007: может быть откровенным 0,005; не подлежит огласке 0,001; не предполагает открытого проявления намерений 0,001;
достигаемый результат 0,006: предполагает развитие человека 0,002; предполагает решение проблем 0,001; приносит выгоду 0,001; расширяет круг знакомых 0,001; осуществляет передачу знаний из поколения в поколение 0,0003; приносит пользу 0,0003; способствует приобретению опыта 0,0003; воздействует на других людей 0,0002; не приносит пользы 0,0002;
способ 0,005: протекает непосредственно или на расстоянии 0,005;
типы 0,005: может быть официальным 0,002; может быть неофициальным 0,001; может быть светским 0,001; является международным 0,001;
организация общения, его направленность 0,004: возникает непреднамеренно 0,002; направлено на достижение определенной цели 0,001; не имеет определенной цели 0,0002; протекает по определенному плану 0,0002; может быть стихийным 0,0001;
повод 0,004: предполагает наличие общих дел, интересов, взглядов 0,004;
степень участия сторон в общении 0,004: предполагает участие двух сторон 0,003; возможно участие одной стороны 0,001;
степень заурядности 0,003: может вызывать удивление необычностью 0,001; ничем не выделяется 0,001; протекает по-разному 0,001;
степень конфликтности 0,003: может протекать в конфликтной форме 0,002; протекает без конфликта 0,001;
используемые языковые средства 0,002: наполнено остроумием 0,001; характеризуется использованием нецензурных средств 0,001; используются диалектные языковые средства 0,0002; характеризуется красноречием 0,0002;
мыслительные процессы, сопровождающие общение 0,002: сопровождается мыслительными процессами 0,002;
оформление 0,002: представляет собой рассказ 0,001; представляет собой монолог 0,0003; устанавливается стиль ведения разговора 0,0002;
социальные факторы, обусловливающие общение 0,002: связывает человека с обществом 0,002;
степень громкости 0,001: может быть шумным 0,001;
степень назойливости 0,001: может быть надоедливым 0,001;
источник получения информации 0,0005:
источником информации является телевизор 0,0005. Содержание категории упорядочено по полевому
принципу. Полученные когнитивные признаки распределяются по зонам ядра и периферии с учетом яркости признаков и частотных разрывов.
Ядро категории составляют следующие признаки: представляет собой беседу 0,212, предполагает наличие партнеров-людей 0,089, направлено на установление и поддержание взаимоотношений 0,053, предполагает обмен информаций 0,051. Яркость данных признаков намного превышает яркость других. В ядре отчетливо выделяется центр - представляет собой беседу.
К зоне ближней периферии нами были отнесены признаки, которые также имеют достаточно высокую частотность: устанавливаются дружеские взаимоотношения 0,041, используются вербальные средства передачи информации 0,027, сопровождается весельем 0,026, протекает на работе 0,025, представляет собой приятное времяпрепровождение 0,023, вызывает интерес 0,022, протекает в небольшой группе 0,021.
Когнитивные признаки, относящиеся к ядру и ближней периферии концепта, были выделены во всех четырех экспериментальных описаниях.
Когнитивные признаки, относящиеся к зоне дальней и крайней периферии являются менее яркими, выявляются, как правило, на материале одного-двух экспериментов. В целях экономии места мы не приводим когнитивные признаки, составляющие дальнюю и крайнюю периферию.
Построенная модель категории, отражающая ее содержание и структуру, позволяет сделать следующие выводы.
Проведенные эксперименты показали, что категория общение имеет обширную языковую объективацию, что свидетельствует о коммуникативной значимости и важности исследуемой категории для русского человека, ее важности для коммуникативного сознания.
Категория общение имеет объемное информационное содержание и обширное интерпретационное поле. Образная составляющая выделена в структуре концепта, но она не является определяющей.
Энциклопедическая зона концепта достаточно обширна и разнообразна, что свидетельствует о большом опыте общения русского человека - он много знает об общении.
Интерпретационное поле концепта представлено утилитарной и общеоценочной зонами, не представлены в структуре категории социально-культурная и регулятивная зоны. Интерпретационное поле концепта включает когнитивные признаки оценочного характера, противоречивые когнитивные признаки, что является отличительной чертой данного структурного компонента концепта: представляет собой приятное/неприятное времяпрепровождение,
сопровождается весельем / может быть проникнуто грустью, вызывает интерес / не вызывает интереса, доставляет положительные / отрицательные эмоции, может быть содержательным/ несодержательным, имеет высокий/ низкий
культурный уровень и т.п.
Наиболее релевантными для русского коммуникативного сознания являются классификаторы виды, выражаемые взаимоотношения, партнеры, назначение, содержание общения, сфера протекания. Достаточно яркими в структуре исследуемого концепта также являются классификаторы используемые средства, общая оценка, ценность информации, эмоциональная характеристика, вызываемый интерес.
Исследуемая категория имеет достаточно четкую структуру, в ней отчетливо выделяется центр, ближняя периферия, между зонами дальней и крайней периферии четкой границы нет. Отметим, что яркие когнитивные признаки категории общение входят как в информационный компонент, так и в интерпретационное поле.
Ядро концепта компактно, неоценочно. Оно включает четыре когнитивных признака, причем наиболее яркие из них (представляет собой беседу и направлено на установление и поддержание взаимоотношений), характеризующие виды общения и его назначение, относятся к интерпретационному полю исследуемого концепта. Два других ядерных признака - предполагает наличие партнеров и обмен информацией - характеризуют информационное содержание концепта.
Ближняя периферия включает два оценочных признака (представляет собой приятное времяпрепровождение и вызывает интерес) и пять неоценочных когнитивных признаков. Два самых ярких признака в зоне ближней периферии входят в информационное содержание категории - устанавливаются дружеские взаимоотношения и используются вербальные средства передачи информации. Другие признаки противоречивы и входят интерпретационное поле (ср. сопровождается весельем и вызывает грусть, вызывает интерес и не вызывает интереса, скучное).
Дальняя и крайняя периферия категории обширны, включают неяркие признаки, неоценочные и оценочные. Когнитивные признаки этих зон категории характеризуют как ее информационное содержание, так и интепретационное поле. Все признаки образного компонента концепта относятся к дальней и крайней периферии.
Таким образом, экспериментальные данные позволяют выявить максимальное количество языковых средств, объективирующих ментальную категорию, а анализ семантики языковых средств и их последующая когнитивная интепретация -построить модель исследуемой коммуникативной категории.
8 И.Г. Овчинникова, А.А. Кибанова. Вариативность этнического сознания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горелов И.Н. «Языковое сознание» как система актуализированных декларативных и процедуральных знаний // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. «Языковое сознание». - М., 1988.
2. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000
3. Попова З. Д. Стернин И.А. Семантико-когнитивный анализ языка. - Воронеж: Истоки, 2007.
4. Попова З. Д., Стернин И.А. Язык и национальная картина мира. - Воронеж, 2002.
5. Тарасов Е.Ф. Языковое сознание: устоявшееся и спорное (предисловие) // Языковое сознание: устоявшееся и спорное. XIV Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. Москва, 2931 мая 2003 г. / Редактор Е.Ф. Тарасов. - М., 2003.
Ушакова Т.Н. Языковое сознание и принципы его исследования // Языковое сознание и образ мира. Сборник статей / Отв. ред. Н.В. Уфимцева. - М., 2000.