Научная статья на тему 'Экспериментальные исследования формирования индивидуальных технических действий у юных дзюдоистов'

Экспериментальные исследования формирования индивидуальных технических действий у юных дзюдоистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
532
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИКА / КОНТРОЛЬ / ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / TECHNICAL TRAINING / INDIVIDUAL APPROACH / METHODS / CONTROL / FIGHTING TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федяев Николай Александрович, Дементьев Владимир Львович

Работа посвящена экспериментальным исследованиям процесса формирования у борцов арсенала индивидуальных технических действий, определяющих успешность их соревновательной деятельности. Приводятся средства и способы контроля овладения борцами приемами дзюдо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федяев Николай Александрович, Дементьев Владимир Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental investigation of individual technical actions in young judo wrestlers

The work is devoted to experimental research of process of formation of fighters arsenal individual technical actions, determining the success of their competitive activity. Are the means and ways of the control of mastering fighters techniques of judo.

Текст научной работы на тему «Экспериментальные исследования формирования индивидуальных технических действий у юных дзюдоистов»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ У ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ

Н.А. ФЕДЯЕВ,

Российский государственный аграрный университет им. К.А. Тимирязева;

В.Л. ДЕМЕНТЬЕВ, Московский университет МВД России

Аннотация

Работа посвящена экспериментальным исследованиям процесса формирования у борцов арсенала индивидуальных технических действий, определяющих успешность их соревновательной деятельности. Приводятся средства и способы контроля овладения

борцами приемами дзюдо.

Ключевые слова: педагогический эксперимент, техническая подготовка, индивидуальный подход, методика, контроль, приемы борьбы.

Abstract

The work is devoted to experimental research of process of formation of fighters arsenal individual technical actions, determining the success of their competitive activity. Are the means and ways of the control of mastering fighters techniques of judo.

Key words: pedagogical experiment, technical training, individual approach, methods, control, fighting techniques.

Актуальность

Результативность и успешность соревновательной деятельности борца непосредственно зависят от его технической подготовленности, которая базируется на целенаправленном выборе и формировании индивидуальных соревновательных технических действий (приемов). Как подчеркивают специалисты [4, 6], именно арсенал в совершенстве освоенных индивидуальных соревновательных технических действий обусловливает необходимые предпосылки для стабильности уровня спортивных достижений спортсмена и является тем системообразующим фактором, исходя из которого на этапе спортивного совершенствования строится вся последующая техническая, тактическая и физическая подготовка. При этом построение и эффективность процесса становления данного арсенала во многом предопределяются организацией и осуществлением контроля за формированием индивидуальных технических действий у юных борцов.

Цель исследования - экспериментальные исследования процесса формирования индивидуальных технических действий (приемов) у юных дзюдоистов.

Методы и организация исследования

После разработки методики раннего выявления и формирования арсенала индивидуальных технических действий у юных борцов [1, 2] были определены сред-

ства и методы контроля уровня овладения приемами дзюдо. Для экспериментальной проверки и обоснования эффективности предлагаемой методики был проведен педагогический эксперимент, который проходил в течение учебного года на базе ДЮСШ «Юность Москвы» с сентября 2012 по июнь 2013 г.

Организация и проведение экспериментальных исследований осуществлялись в форме естественного педагогического эксперимента на сравнение с традиционной методикой без нарушения нормального хода учебного процесса и в рамках существующего расписания занятий. В качестве испытуемых выступали юные борцы, прошедшие три года начального обучения и закончившие освоение базовой техники дзюдо.

Экспериментальная группа (ЭГ) была создана из борцов различного типа. В ЭГ спортсмены были отобраны экспертами в результате изучения их соревновательной деятельности (по два юных дзюдоиста, соответствующих обобщенному типу борца). Контрольная группа (КГ) была сформирована на базе уже сложившейся группы на основе парного сравнения с испытуемыми ЭГ с учетом возраста (13-14 лет), стажа занятий (3 года) и спортивной квалификации (I и II юношеские разряды). Данные группы (по 18 испытуемых) согласно расписанию занимались по одним и тем же дням последовательно друг за другом, пять раз в неделю (по 120 мин).

ФНЦ ВНИИФК

Теория и методика детско-юношеского спорта

29

Занятия в ЭГ и КГ проводились на основе действующей программы по дзюдо для ДЮСШ [3] с использованием указанных в ней содержания и методов обучения. Требуется отметить, что если учебно-тренировочный процесс подготовки для спортсменов КГ проходил без внесения каких-либо изменений (за исключением предварительной и итоговой проверок испытуемых), то для борцов ЭГ он был дополнен применением разработанной нами методики [1]. Причем обследования испытуемых ЭГ и КГ, а также контрольные соревнования проводились в один день.

В начале педагогического эксперимента (сентябрь 2012 г.) было проведено предварительное обследование испытуемых. Данное обследование было необходимо как для определения исходного уровня технической подготовленности у юных борцов, так и его сравнения у испытуемых для проверки идентичности сформированных групп. Данное обследование осуществлялось путем определения и сравнения спортивно-технических показателей соревновательной деятельности юных борцов ЭГ и КГ, а также роста и стабильности спортивных результатов испытуемых. Для определения и сравнения данных показателей все испытуемые участвовали в нескольких соревнованиях, одни из которых были организованны непосредственно нами и проводились между испытуемыми ЭГ и КГ, а другие - официальные соревно-

вания юных дзюдоистов: 1) II Межрегиональный турнир по дзюдо «Бородино-2012» среди юношей 1999-2000 г. р. (сентябрь 2012 г.) в начале эксперимента; 2) «Турнир памяти Р.П. Мерзоева» среди юношей 1998-2001 г. р. (май 2013 г.) в конце эксперимента. Для количественного исследования влияния внешнего воздействия (используемой методики) на изучаемые показатели мы воспользовались однофакторным дисперсионным анализом.

В качестве анализируемых спортивно-технических показателей использовались унифицированные критерии для оценки технико-тактической подготовленности борцов [5], а именно: 1) количество атакующих действий; 2) количество реальных атакующих действий; 3) количество оцененных атакующих действий; 4) эффективность атакующих действий; 5) эффективность защитных действий; 6) результативность атакующих действий.

Результаты исследования

В блок характеристик, определяющих уровень спортивных результатов юных борцов ЭГ и КГ, продемонстрированных в межгрупповых соревнованиях в начале эксперимента (табл. 1), были включены: 1) количество побед (набранное всей командой); 2) количество бросков (набранное всей командой); 3) количество бросков, выполненных на оценки: иппон, ваза-ари, юко (набранное всей командой).

Таблица 1

Результаты испытуемых в межгрупповых соревнованиях в начале эксперимента

Спортивные результаты Группы испытуемых

контрольная группа экспериментальная группа

Количество побед 27 24

Количество бросков 63 62

Количество бросков, выполненных на оценку иппон 4 3

Количество бросков, выполненных на оценку ваза-ари 17 14

Количество бросков, выполненных на оценку юко 42 46

В табл. 2 представлены величины рассчитанных спортивно-технических показателей юных борцов обеих групп в начале эксперимента, продемонстрированных

ими в официальных соревнованиях (II Межрегиональ ном турнире «Бородино-2012»).

Таблица 2

Спортивно-технические показатели испытуемых в начале эксперимента

Спортивно-технические показатели Результаты предварительной проверки

КГ ЭГ Fрасч. Fтабл. Степень влияния фактора

Xср Xср

Количество атакующих действий 36,3 35,4 0,115 4,1 0,30%

Количество реальных атакующих действий 24,6 26,05 0,367 4,1 1%

Количество оцененных атакующих действий 10,1 9,75 0,112 4,1 0,30%

Эффективность атакующих действий (%) 38,05 36,8 0,040 4,1 0,11%

Эффективность защитных действий (%) 59,8 58,8 0,081 4,1 0,20%

Результативность атак. действий (баллы) 6,08 5,75 0,113 4,1 0,30%

ФНЦ ВНИИФК

30

Теория и методика детско-юношеского спорта

Несмотря на некоторые отличия в общегрупповых средних значениях анализируемых критериев, статистически достоверных различий по результатам предварительной проверки (табл. 2) по всем изучаемым показателям не обнаружено (при р < 0,05 Fтабл. > Fрасч.). Следовательно, можно говорить о том, что испытуемые ЭГ и КГ находятся практически на одном уровне технической подготовленности.

В блок характеристик, определяющих уровень спортивных результатов юных борцов ЭГ и КГ в начале экспе-

римента, продемонстрированный в тех же официальных соревнованиях (табл. 3), были включены: 1) количество поединков; 2) занятое место; 3) количество побед; 4) количество поражений; 5) количество выигранных баллов. При сравнении средних значений мы не выявили статистически значимых различий, поэтому ЭГ и КГ можно считать равнозначными по исследуемым показателям.

Таблица 3

Результаты испытуемых в официальных соревнованиях в начале эксперимента

Спортивные результаты Группы испытуемых

контрольная гр. экспериментальная гр.

Количество поединков 3,1 3

Количество первых мест 2 1

Количество призовых мест 5 4

Количество побед 24 23

Количество поражений 13 11

Количество выигранных баллов 199 192

После предварительной проверки уровня технической подготовленности испытуемых мы приступили к апробированию предлагаемой методики, которая условно была разделена на шесть этапов, исходя из их целей и задач [1, 2].

В конце второго этапа формирования индивидуальных соревновательных технических действий (приемов) юные борцы выполняли тестовые задания, целью которых было определить качественные и количественные показатели применения данных приемов в поединках различного характера (с различными способами и усложнением условий сопротивления). При этом определение

данных показателей было необходимо для их дальнейшего сравнения с последующими показателями тестирования на пятом этапе формирования индивидуальной техники, что позволяет выявлять положительную или отрицательную динамику в процессе формирования индивидуальных приемов у испытуемых ЭГ.

Результаты выполнения испытуемыми тестового задания после второго и пятого этапов формирования индивидуальных приемов представлены в табл. 4. Анализ результатов показывает, что у борцов ЭГ приемы сформированы на должном уровне в соответствии с целью и задачами конкретного этапа разработанной нами методики.

Таблица 4

Результаты выполнения испытуемыми ЭГ тестовых заданий

№ испытуемого 1-я проверка (после 2-го этапа) 2-я проверка (после 5-го этапа)

КАКД (средн. знач.) КРАКД (средн. знач.) КОАКД (средн. знач.) КАКД (средн. знач.) КРАКД (средн. знач.) КОАКД (средн. знач.)

1 19 44 27 18 45 41

2 17 48 26 14 46 45

3 25 38 22 18 41 45

4 19 40 25 19 44 38

5 16 45 24 19 51 32

6 14 43 29 18 53 35

7 25 46 14 29 62 25

8 19 53 12 25 69 22

9 25 46 13 26 69 25

10 26 50 9 18 44 41

11 22 40 23 14 46 45

12 18 47 26 18 41 45

13 25 38 22 19 44 37

ФНЦ ВНИИФК

Теория и методика детско-юношеского спорта

31

Окончание табл. 4

№ испытуемого 1-я проверка (после 2-го этапа) 2-я проверка (после 5-го этапа)

КАКД (средн. знач.) КРАКД (средн. знач.) КОАКД (средн. знач.) КАКД (средн. знач.) КРАКД (средн. знач.) КОАКД (средн. знач.)

14 19 38 25 19 51 32

15 16 45 24 17 53 35

16 17 43 24 29 62 25

17 25 46 14 25 69 22

18 19 53 12 26 69 26

Средн. знач. 20 45 21 21 53 34

Примечания: КАКД - количество атак коронным действием; КРАКД - количество реальных атак коронным действием; КОАКД - количество оцененных атак коронным действием (приемом).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В педагогическом эксперименте также осуществлялось контрольное тестирование, направленное на определение скоростных показателей выполнения индивидуальных приемов юными дзюдоистами (табл. 5). Данное тестирование испытуемых проводилось следующим образом: каждый борец ЭГ выполнял свой прием с максимальной скоростью на шести партнерах, по два из которых соответствовали определенным морфологическим особенностям (высокий, средний, низкий борец).

Выполнение задания начиналось по свистку, а завершалось по окончании броска на шестом партнере. Время выполнения задания фиксировалось на секундомере. Партнеры поочередно в средней стойке с вытянутыми руками наступали на испытуемого, выполняющего задание. Проводилось данное тестирование с аналогичной целью, что и предыдущее тестовое задание, только повторное тестирование осуществлялось в конце четвертого этапа.

Таблица 5

Результаты тестирования времени выполнения коронных приемов испытуемыми ЭГ

№ испытуемого Тест после второго этапа Ретест после второго этапа Тест после четвертого этапа

время выполнения (с) время выполнения (с) время выполнения (с)

1 15,4 15,9 13,9

2 15,0 15,5 13,7

3 14,6 15,0 12,8

4 14,0 14,5 12,9

5 13,9 14,3 12,5

6 12,0 12,7 10,5

7 16,3 16,0 14,2

8 15,3 15,4 13,4

9 14,3 13,9 12,6

10 13,5 13,8 11,3

11 14,7 14,1 12,6

12 16,0 16,9 14,1

13 15,5 15,1 13,6

14 15,9 14,8 13,8

15 14,2 14,6 12,3

16 14,6 15,5 12,4

17 13,6 14,4 11,4

18 17,1 16,7 15,3

Средн. знач. 14,7 14,95 13

Контроль надежности используемого тестирования осуществлялся методом ретеста на основе вычисления коэффициента корреляции Бравэ - Пирсона. Для этого на следующем учебно-тренировочном занятии прово-

дилось повторное тестирование испытуемых ЭГ в аналогичных условиях. Полученные при выполнении теста-ретеста данные и результаты вычисления коэффициента корреляции (г = 0,87) позволили выявить сильную стати-

ФНЦ ВНИИФК

32

Теория и методика детско-юношеского спорта

стическую взаимосвязь между анализируемыми данными и заключить, что тест является достаточно надежным и может применяться в исследованиях, определяющих уровень скоростных показателей при выполнении технических действий (приемов) в определенных условиях у юных дзюдоистов.

Для выявления изменений в технической подготовленности, произошедших у испытуемых ЭГ и КГ под влиянием учебно-тренировочного процесса, в конце педагогического эксперимента (июнь 2012 г.) было про-

ведено итоговое обследование юных борцов, которое осуществлялось идентично предварительному обследованию.

Анализируя динамику спортивно-технических показателей юных борцов в конце эксперимента (табл. 6), можно отметить значительные различия величин этих показателей у испытуемых ЭГ и КГ. По всем анализируемым показателям установлено статистически достоверное преимущество испытуемых ЭГ по сравнению с борцами КГ ^расч. > Fтабл. при р < 0,05).

Таблица 6

Спортивно-технические показатели испытуемых в конце эксперимента

Спортивно-технические показатели Результаты итоговой проверки

КГ ЭГ Fрасч. Fтабл. Степень влияния фактора

Xср Xср

Количество атак коронным действием 37,2 42,9 6,076 4,1 15%

Количество реальных атак коронным действием 25,2 31,5 4,513 4,1 11%

Количество оцененных атак коронным действием 11,2 16,2 5,920 4,1 14%

Эффективность атак коронным действием (%) 43,2 58,05 7,963 4,1 19%

Результативность атак коронным действием (баллы) 6,38 8,1 24,692 4,1 42%

Результаты межгрупповых соревнований в конце педагогического эксперимента представлены в табл. 7. На данных соревнованиях юные борцы продемонстрировали следующие результаты: у испытуемых ЭГ - 29 побед

и 88 оцененных бросков, из которых 6 оценено на иппон, 30 - на ваза-ари и 52 - на юко; а у испытуемых КГ -23 победы и 72 оцененных броска, из которых 2 оценено на иппон, 14 - на ваза-ари и 56 - на юко.

Таблица 7

Результаты испытуемых в межгрупповых соревнованиях в конце эксперимента

Спортивные результаты Группы испытуемых

контрольная гр. экспериментальная гр.

Количество побед 23 29

Количество оцененных бросков 72 88

Количество бросков, выполненных на оценку иппон 2 6

Количество бросков, выполненных на оценку ваза-ари 14 30

Количество бросков, выполненных на оценку юко 56 52

Анализ и сопоставление спортивных результатов испытуемых обеих групп (табл. 8), показанных в конце эксперимента в официальных соревнованиях в «Турнире памяти Р.П. Мерзоева» среди юношей 1998-2001 г. р. (май 2013 г.), демонстрируют убедительное превосход-

ство борцов ЭГ, которое прежде всего заключается в том, что среди борцов ЭГ - 4 победителя и 5 призеров, а среди испытуемых КГ - 2 победителя и 4 призера. Кроме этого, испытуемые ЭГ одержали большее количество побед и набрали больше выигранных баллов.

Таблица 8

Результаты испытуемых в межгрупповых соревнованиях в конце эксперимента

Спортивные результаты Группы испытуемых

контрольная гр. экспериментальная гр.

Количество поединков 3,4 4,1

Количество первых мест 1 3

Количество призовых мест 4 5

Количество побед 25 36

Количество поражений 16 11

Количество выигранных баллов 210,8 250,5

ФНЦ ВНИИФК

Теория и методика детско-юношеского спорта

33

Заключение

Таким образом, экспериментальные исследования процесса формирования индивидуальных технических действий (приемов) у юных дзюдоистов, осуществленные на основе использования разработанной методики [1, 2] и приведенных средств и способов контроля, убедительно

доказали, что их применение улучшает освоение юными борцами приемов дзюдо, повышает эффективность и результативность их соревновательной деятельности, упорядочивает и формализует контроль процесса усвоения и совершенствования техники дзюдо.

Литература

1. Гожин В.В. Формирование индивидуальных соревновательных действий у юных борцов / В.В. Гожин,

B. Л. Дементьев, Н.А. Федяев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 2. -

C. 27-32.

2. Дементьев ВЛ. Методика выбора технических действий (приемов) для индивидуального арсенала юного борца / В.Л. Дементьев, В.В. Гожин, Н.А. Федяев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 6. - С. 28-32.

3. Дзюдо: прогр. для учреждений доп. образования и спорт. клубов / авт.-сост. С.В. Ерегина [и др.]; Нац. союз дзюдо; Федерация дзюдо России. - М.: Советский спорт, 2009. - 268 с.

4. Пилоян Р.А. Узловые вопросы многолетней подготовки борцов: метод. пособие / Р.А. Пилоян; Моск. гос. акад. физ. культуры. - Малаховка, 1998. - 38 с.

5. Туманян Г.С. Унифицированные критерии для оценки технико-тактической подготовленности борцов: метод. разраб. для студентов ГЦОЛИФКа / Г.С. Туманян, Я.К. Коблев, В.Л. Дементьев; Гос. центр. ордена Ленина ин-т физ. культуры. - М., 1986. - 24 с.

6. Шахмурадов Ю.А. Начальная технико-тактическая подготовка в вольной борьбе: метод. рекомендации для студентов, слушателей ВШТ и ФПК ГЦОЛИФК / Ю.А. Шахмурадов, Г.Б. Бардамов, В.Л. Дементьев; Гос. центр. ордена Ленина ин-т физ. культуры. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 64 с.

References

1. Gozhin V.V. Formation of individual competitive actions in young wrestlers / V.V. Gozhin, V.L. Dementiev,

N.A. Fedyaev // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2014. - № 2. - P. 27-32.

2. Dementiev V.L. Metodic for choice of technical actions (movements) for an individual arsenal of young wrestler / V.L. Dementiev, V.V. Gozhin, N.A. Fedyaev // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2013. -№ 6. - P. 28-32.

3. Judo: program for additional education institutions and sports clubs / by S.V. Eregina [etc.]; National judo union; Federation of judo of Russia. - M.: Soviet sport, 2009. - 268 p.

4. Piloyan R.A. Nodal questions of long-term training of fighters: method. grant / R.A. Piloyan; Mosk. state akad. physical culture. - Malakhovka, 1998. - 38 p.

5. Tumanyan G.S. The unified criteria for an assessment of technical and tactical readiness of wrestlers: method. working out for students GTSOLIFK / G.S. Tumanyan, Ya.K. Koblev, V.L. Dementiev; State center. order of Lenin in-t physical cultures. - M., 1986. - 24 p.

6. Shakhmuradov Yu.A. Initial technical and tactical preparation in free-style wrestling: method. recommendations for students, listeners of VShT and FPK GTSOLIFK / Yu.A. Shakhmuradov, G.B. Bardamov, V.L. Dementiev. - M.: GTSOLIFK, 1992. - 64 p.

ФНЦ ВНИИФК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.