Научная статья на тему 'Экспериментальные исследования дизеля ямз-236НЕ при работе на смесевом В20 и чистом В100 биодизельных топливах'

Экспериментальные исследования дизеля ямз-236НЕ при работе на смесевом В20 и чистом В100 биодизельных топливах Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
287
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗЕЛЬ ДЛЯ РАБОТЫ НА БИОДИЗЕЛЬНОМ ТОПЛИВЕ / РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ / BIODIESEL / TEST RESULTS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кутенев В. Ф., Козлов А. В., Лукшо В. А., Теренченко А. С.

В работе представлены результаты сравнительных испытаний дизеля ЯМЗ-236НЕ2-3 при работе на дизельном топливе, на смесевом В20 и чистом В100 биодизельных топливах как в штатном исполнении, так и после модернизация топливной аппаратуры и оптимизации угла опережения впрыска топлива. Показано, что соответствующая адаптация дизеля для работы на биодизельном топливе позволит обеспечить максимальный крутящий момент и номинальную мощность на том же уровне, что и при работе на дизельном топливе, и снизить выброс вредных веществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Кутенев В. Ф., Козлов А. В., Лукшо В. А., Теренченко А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental investigations of

The article presents comparison test results of ЯМЗ-236НЕ2-3 diesel engine operating on diesel fuel, on mix and pure biodiesel fuel in standard version and with upgrade fuel system and optimized injection lead angle. Corresponding adaptation for biodiesel fuel operation enables maximum torque and nominal power on the same level as for diesel fuel and fuel efficiency increase.

Текст научной работы на тему «Экспериментальные исследования дизеля ямз-236НЕ при работе на смесевом В20 и чистом В100 биодизельных топливах»

Раздел 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели. ловки цилиндра.

Максимальная температура в огневом днище не превысила значение 280°С, что можно считать приемлемым при использовании алюминиевых сплавов.

Считаем, что для конструктора, проектирующего систему охлаждения двигателя и компонующего ее полости с каналами впуска и выпуска, отверстиями под шпильки, приливами и прочим необходимо предварительно проверить результат на работоспособность с помощью предложенной модели и после этого передать ее на более подробную проработку.

Литература

1. Стефановский Б. С. «Теплонапряженность деталей быстроходных поршневых двигателей» - Москва, Энергомашиностроение, 1978. - 128с., илл.

2. Лощаков П. А. «Опыт воздействия на температуру поршня и гильзы транспортного дизеля» - Ярославль, 2004. - 157 с. ил.

3. Vollrath K. «Rapid Prototyping optimiert der Fluss in der Motorkuhuling» - VDI-Nachr, 2002 №10, с. 22, Нем.

4. Петриченко Р. М. «Конвективный теплообмен в поршневых машинах» - Ленинград, Машиностроение, отд-ние 1979. -232 с, ил.

5. Кригер А.М., Дискин М.Е., Новенников А.Л., Пикус В.И.. «Жидкостное охлаждение автомобильных двигателей» - Москва, Машиностроение, 1985.- 176 с, ил.

6. Белов В. В., Воробьев В. М., Шаталов В. Е. «Теория графов» - Москва, Высшая школа, 1976. - 390 с. ил.

7. Павлов А. А. «Совершенствование гидродинамики течения жидкости в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания с целью улучшения температурного состояния теп-лонапряженных деталей» - Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук, Ярославль, 2004. - 150 с. ил

8. Чигарев А. В., Кравчук А. С., Смалюк А. Ф. «ANSYS для инженеров. Справочное пособие» - Москва, Машиностроение 2004. - 267 с. ил.

9. Михеев М. А., Михеева А. И. «Тепломассообмен» - Москва, Энергоатомиздат, 1967.-246с., илл.

Экспериментальные исследования дизеля ЯМЗ-236НЕ при работе на смесевом В20 и чистом В100 биодизельных топливах

д.т.н. Кутенев В.Ф., д.т.н. Козлов А.В., к.т.н. Лукшо В.А., к.т.н. Теренченко А.С.

ФГУП "НАМИ"

В настоящее время в ведущих странах мира большое внимание уделяется применению в двигателях внутреннего сгорания биотоплив, производимых из растительного сырья, что позволяет уменьшить зависимость от топлив нефтяного происхождения и существенно уменьшить выброс парниковых газов.

В качестве биотоплив для ДВС рассматривают: биоэтанол; биометанол; биодиметило-вый эфир; биодизельное топливо; растительные масла; биоводород.

Для дизелей сельскохозяйственной техники и автотранспортных средств, эксплуатируемых в сельском хозяйстве, принципиально возможно использовать биотоплива на основе растительных масел, как в чистом виде, так и в смеси с дизельным топливам, а также переработанное в биодизельное топливо (эфиры жирных кислот растительных масел).

Особенностью биодизельных топлив является их полное смешивание с дизельным топливом. Это позволяет обеспечить постепенный переход от моторных топлив с низким содержанием биодизельного топлива к топливам с более высоким содержанием биодизельного топлива и, в конечном счете, использование его в чистом виде. Также, что немаловажно по экономическим затратам, биодизельное топливо может распространяться с использованием существующей инфраструктуры распределения дизельного топлива.

Биодизельное топливо обеспечивает биологическую безопасность благодаря отсутст-

Раздел 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели. вию вредного воздействия на среду при утечках (топливо быстро разлагается микроорганизмами в почве или воде).

Однако использование биодизельного топлива в дизелях приводит к изменению их технико-экономических и экологических показателей, причем изменение показателей может зависеть от сырья, из которого изготовлено топливо, технологии его получения и от его доли в смеси с дизельным топливом (при использовании смесевых топлив). Биодизельное топливо может использоваться в существующих двигателях при условии внесения некоторых изменений в их конструкцию и регулировку системы питания.

В рамках государственных контрактов с Федеральным агентством по науке и инновациям № 02.516.11.6146 и 02.526.11.60007 в ФГУП "НАМИ" проводятся поисковые научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по экспериментальным исследованиям и адаптации отечественных дизелей для работы на биодизельных топливах.

Испытания проводились на моторном стенде ФГУП «НАМИ». Стенд был оснащен газоаналитическим оборудованием фирм "Уапа§1шо1;о" и "Васктап", реализующим пламенно-ионизационный и хемилюминисцентный методы измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, комплексом для измерения частиц фирмы ЛУЬ, дымомером фирмы "Наг1пё§е" и комплексной системой регистрации параметров и управления, разработанной ФГУП "НАМИ". Оборудование стенда позволяет проводить испытания как по Правилам ЕЭК ООН № 24, № 49, № 85, № 96, так и по собственным программам испытаний.

Рис. 1. Внешний вид испытательного стенда

Объектом испытаний являлся дизель ЯМЗ-236НЕ2-3 производства "Автодизель" с непосредственным впрыскиванием топлива, турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха. Двигатель соответствует экологическому классу 3 (Евро-3). Дизельный двигатель: ЯМЗ 236 НЕ2-3, заводской № 70229004

ТНВД ЯЗДА мод. 324-10.01

Форсунка ЯЗДА (цд = 0,29 мм2, Р/0 = 215 атм)

ТКР Турботехника, ТКР 90-14, зав. № 31525

Масло «Дизель Премиум» API CI-4S/L SAE 15W40

Раздел 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели. Дизельное топливо по ГОСТ Р 52368-2005

Биодизельное топливо В100 по ЕК 14214

Для обеспечения работы дизеля на биодизельном топливе разработана конструкторская документация на изменяемые детали и изготовлен опытный образец системы топливоподачи, включающий систему топливоподготовки - фильтр грубой очистки с водоотделителем и подогревателем и систему топливоподачи - адаптированный ТНВД с увеличенной подачей топлива. Основные отличия от серийной системы - использование материалов, обеспечивающих необходимую надежность и ресурс дизеля при работе на биодизельном топливе В100, необходимые регулировки, для обеспечения базовых мощностных показателей и улучшенных экологических показателей.

Цикл исследований включал оценку и оптимизацию энергетических, экономических и экологических показателей дизеля, работающего на биотопливе марки В100, соответствующего европейскому стандарту ЕК 14214 и его смесях с дизельным топливом, а также на дизельном топливе по ГОСТ Р 52368-2005 "Дизельное топливо Евро". Цикл и поледовательность испытаний приведены в таблице 1.

Таблица 1

Программа испытаний дизеля л ЯМЗ-236НЕ2-3 на биодизельном топливе

№п/п Вид испытаний Замеры Параметры Топливо

1 Внешняя скоростная характеристика. Правила Я85 Нагрузочные (1300+2100 мин-1). Правила Я96 НС+СО+КО+РТ+ кн Базовый ТНВД УОВ=-10 ДТ

2 Внешняя скоростная характеристика. Правила Я85 Нагрузочные (1300+2100 мин-1). Правила Я96 НС+СО+КО+РТ+ кн Базовый ТНВД УОВ=-10 В100

3 Внешняя скоростная характеристика. Правила Я85 Нагрузочные (1300+2100 мин-1). Правила Я96 НС+СО+КО+РТ+ кн Базовый ТНВД УОВ=-10 В20

4 Внешняя скоростная характеристика. Правила Я85 Нагрузочные (1300+2100 мин-1). Правила Я96 НС+СО+КО+РТ+ кн Адаптированный ТНВД УОВ=-10 В100

5 Внешняя скоростная характеристика. Правила Я85 Нагрузочные (1300+2100 мин-1). Правила Я96 НС+СО+КО+РТ+ кн Адаптированный ТНВД УОВ=-6 В100

6 Внешняя скоростная характеристика. Правила Я85 Нагрузочные (1300+2100 мин-1). Правила Я96 НС+СО+КО+РТ+ кн Адаптированный ТНВД УОВ=-2 В100

7 Внешняя скоростная характеристика. Правила Я85 Нагрузочные (1300+2100 мин-1). Правила Я96 НС+СО+КО+РТ+ кн Адаптированный ТНВД УОВ=-10 ДТ

П роведенные испытания при комплектации двигателя специально разработанными ма

кетными образцами топливной аппаратуры позволили получить ряд научных и практических результатов, свидетельствующих о несомненных достоинствах использования биодизельного топлива в качестве моторного топлива.

Раздел 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели.

На рисунке 2 представлены результаты испытаний дизеля в штатном исполнении при работе на ДТ, В20 и В100 по программе испытаний (таблица 1 п.1-3).

Испытания показали, что при работе двигателя ЯМЗ-236НЕ2-3 в штатном исполнении на биодизельном топливе В100 по Правилам Я96 по сравнению с его работой на дизельном топливе наблюдается уменьшение выбросов оксида углерода (СО) на 3,7%, углеводородов (СхНу) на 12,9%, частиц (РТ) на 22,4%. При этом выбросы оксидов азота (КОХ) увеличиваются на 23,2%, максимальный крутящий момент (Мкр) снижается на 3,2%, номинальная мощность (Рт) на 11,1%, а удельный расход топлива увеличивается е) на 13,2%.

При работе дизеля в штатном исполнении на биодизельном топливе В20 по Правилам Я96 по сравнению с его работой на дизельном топливе наблюдается уменьшение выбросов РТ на 4%, увеличение выбросов КОХ на 5,9% и §е на 4.3%, снижение Мкр на 1,4%, Рт на 3,9%.

Ср,

-■— ДТ

......□...... В100

а) -• - В20 б)

Рис. 2. Нагрузочные характеристики дизеля ЯМЗ-236 НЕ на ДТ, В100 и В20 по п.1-3 программы испытаний при п = 1300 мин-1 (а) и при п = 2100 мин-1 (б)

На рисунке 3 представлены результаты испытаний дизеля в адаптированном исполнении при работе на В100 и оптимизации по углу опережения впрыска (УОВ) по программе испытаний (таблица 1 п.4-6). При этом преследовалась цель увеличить мощность дизеля при работе на В100 до уровня, обеспечиваемого при работе на дизельном топливе, и существенно уменьшить выбросы оксидов азота.

Испытания показали, что при работе двигателя ЯМЗ-236НЕ2-3 на биодизельном топливе В100 с адаптированной системой питания, увеличенной топливоподачей и с УОВ =-60 по сравнению со штатным УОВ=-100 по Правилам Я96 наблюдается увеличение выбросов СО на 11,6%, СхНу на 11,1%, частиц на 13,2%. При этом выбросы оксидов азота уменьшаются на 29,1%, а удельный расход В100 увеличивается на 4,5%.

Раздел 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели.

Ср,

Щ УОВ=-10 ......□...... УОВ=-6

а) -• - УОВ=-2 б)

Рис. 3. Нагрузочные характеристики дизеля ЯМЗ-236 НЕ на В100 по п.4-5 программы испытаний при n = 1300 мин-1 (а) и при n = 2100 мин-1 (б)

При проведении испытаний с УОВ=-20 на режимах максимального крутящего момента и номинальной мощности наблюдалось резкое увеличение дымности отработавших газов, поэтому данный УОВ не может являться оптимальным.

На рисунке 4 представлены результаты сравнительных испытаний дизеля в штатном исполнении при работе на ДТ с УОВ=-100 и в адаптированном исполнении при работе на В100 с УОВ=-60 по внешней скоростной характеристике, которые показывают, что дизель при работе на ДТ и В100 имеют одинаковые мощностные показатели, но при этом удельный расход топлива при работе на В100 выше на 18%.

Анализируя результаты сравнительных испытаний дизеля в штатном исполнении при работе на ДТ с УОВ=-100 и в адаптированном исполнении при работе на В100 с УОВ=-60 по Правилам R96 можно отметить, что дизель, работающий на В100 меньше выбрасывает в атмосферу СхНу на 3,2%, РТ на 12,2%, NOx на 12,7%.

Таким образом, проведенный комплекс испытаний дизеля ЯМЗ-236НЕ2-3 в штатном исполнении и с адаптированной системой топливоподачи при работе на биодизельном топливе показал, что:

• применение биодизельного топлива позволяет снизить выбросы СО на 3,7%, СхНу на 12,9%, РТ на 22,4%, при повышении выбросов NOx на 23,2%, также снижается максимальный крутящий момент на 3,2%, номинальная мощность на 11,1%, удельный расход топлива увеличивается на 13,2% по сравнению с работой на дизельным топливе на штатной топливной аппаратуре;

• модернизация топливной аппаратуры и выбор оптимального угла опережения впрыска топлива (-60 УОВ) позволили при работе на биодизельном топливе обеспечить макси-

Раздел 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели.

мальный крутящий момент и номинальную мощность на том же уровне, что и при работе на дизельном топливе, при этом наблюдалось снижение выбросов СхНу на 3,2%, РТ на 12,2%, Ж)х на 12,7%.

М , Р ,

ш

Н*м 1000

г/кВтч

260 -, 0

1000

1200

1400

1600

1800

2000

11, МИН

—И— В100 ......□....... ДТ

Рис. 4. Показатели дизеля ЯМЗ-236НЕ в штатном исполнении при работе на ДТ с УОВ = -100 и адаптированном исполнении при работе на В100 с УОВ = -60 по внешней

скоростной характеристике

Управление устойчивостью автотранспортных систем по критериям безопасности и энергоэффективности

к.т.н. Комаров В.В., д.т.н. проф. Нарбут А.Н.

ОАО «НИИАТ», МАДИ (ГТУ)

Введение

В настоящее время одним из главных приоритетов государства является обеспечение безопасности среды обитания человека. Автомобильный транспорт является одним из факторов повышенного риска для населения и окружающей среды. Негативные последствия просчетов в решении стратегических автотранспортных проблем отдельных регионов сего-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.