КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
УДК в 13.32:546.73
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ КОБАЛЬТА В ВОДОЕМАХ
Г. Н. Красовский, С. А. Фридлянд Кафедра коммунальной гигиены I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова
Предельно допустимая концентрация кобальта в водоемах была установлена на уровне 1 мг/л по влиянию на общий санитарный режим водоема (1959) на основании изучения влияния этого элемента на процессы самоочищения воды, а также весьма ограниченных токсикологических исследований, в которых устанавливалось его влияние на кроветворную систему. Ряд новых материалов о биологическом действии кобальта, опубликованных в последующие годы, потребовал более широкого обоснования гигиенического норматива.
Наши исследования были начаты с определения верхних параметров токсичности различных солей кобальта — хлористого, сернокислого, азотнокислого и уксуснокислого. Опыт был проведен на 380 белых мышах. Испытуемые дозы вводили животным перорально. Наблюдения за животными проводились в течение 15 дней.
Результаты опытов показали, что все исследуемые соли кобальта обладают примерно одной и той же токсичностью. Несколько более токсичным оказался хлористый кобальт.
Незначительно отличалась и видовая чувствительность животных в кобальту. ЬО60 хлористого кобальта для белых крыс, как и для мышей, была определена на уровне 80 мг/кг, для морских свинок — на уровне 55 мг/кг.
В специальных опытах установлено, что кобальт обладает заметными кумулятивными свойствами. В хроническом опыте на крысах исследовано хроническое воздействие хлористого кобальта в дозах 0,05, 0,5 и 2,5 мг/кг в пересчете на ион кобальта. Водный раствор элемента вводили перорально, 6 дней в неделю на протяжении 7 месяцев.
В результате исследований отмечено снижение иммунобиологической реактивности животных, получавших кобальт в дозах 2,5 и 0,5 мг/кг, что выразилось в падении фагоцитарного индекса на 6—7-м месяце интоксикации животных. В тот же период наблюдалось снижение содержания сульфгидрильных групп в крови при введении животным наиболее высокой дозы кобальта (2,5 мг/кг).
Для оценки влияния кобальта на функции печени использован ряд тестов, отражающих ее белковую (методом электрофореза на бумаге), ферментативную (активность холинэстера-зы) и экскреторную (нагрузка бромсульфалеином) функции. Систематически раз в месяц определялось тромбопластиновое время. Однако ни по одному из указанных тестов не обнаружено изменений, обусловленных интоксикацией кобальтом.
Длительное введение его в дозе 2,5 мг/кг и в меньшей степени при дозе 0,5 мг/кг вызвало и стимуляцию процесса кроветворения, о чем можно было судить по увеличению содержания гемоглобина и повышению числа эритроцитов в периферической крови, а также сдвигу кривых Прайс — Джонса в сторону больших диаметров эритроцитов. Количественное содержание ретикулоцитов в крови опытных и контрольной групп животных колебалось в одних и тех же пределах: от 20 до 60 ретикулоцитов на 1000 эритроцитов.
Условнорефлекторная деятельность животных исследована по двигателько-пищевой методике в камере Котляровского. Исследование влияния кобальта на формирование временных связей было начато после 4 месяцев интоксикации животных. Результаты исследования (см. таблицу) позволили обнаружить выраженное нейротропное действие кобальта, которое резко проявилось в группе животных, получавших наивысшую из испытанных доз его (2,5 мг/кг). Влияние интоксикации кобальтом в дозе 0,5 мг/кг проявилось в существенном удлинении времени скрытого рефлекса на 6—7-м месяце и некотором увеличении числа случаев выпадения условных рефлексов. При интоксикации животных кобальтом в дозе 0,05 мг/кг показатели состояния условнорефлекторной деятельности животных этой группы не отличались как от фоновых данных, так и от данных контрольной группы животных.
По окончании хронического опыта проведено определение аскорбиновой кислоты в печени, почках, селезенке и надпочечниках животных. Показано, что содержание витамина С при всех испытанных дозах кобальта существенно не отличалось от показателей контрольной группы. Не отмечено различий в весовых коэффициентах внутренних органов по сравнению с контрольными.
Таким образом, интоксикация кобальтом в наивысшей из испытанных доз (2,5 мг/кг) сказалась в нарушении условнорефлекторной деятельности животных и сдвигах в кровет-
Условные рефлексы у крыс, получавших кобальт в хроническом опыте (средние данные
по группе)
Доза (в мг/кг) Появление рефлекса (число сочетании) Упрочение рефлекса (число сочетаний) Латентный период Выпадение рефлексов (в % к числу сочетаний) Днффереи цнровка
4-й месяц интоксикации 6 — 7-й месяц интоксикации появление (число сочетаний) упрочение (число сочетаний)
М±т
Контроль 4,4 26 2,42+0,11 1,59+0,08 .12 И 38
0,05 3,3 24 2.074-0,2 1,50+0,06 10 13 44
0,5 4,5 27 2,48±0,1 2,16+0,23 17 12 45
(Р<0,05)
2,5 18 Не закреп- 3,55-1-0,1 45
лено (Р<0,01)
ворении. Менее выраженным оказалось действие элемента на обменные процессы и общую резистентность организма.
При интоксикации кобальтом в дозе 0,5 мг/кг обнаружены лишь нерезко выраженные и преходящие явления полицетемии, снижение фагоцитарной активности лейкоцитов, особенно в последние месяцы отравления животных, и статистически достоверное увеличение латентного периода (6—7-й месяц) по сравнению с данными контрольной группы животных.
Доза кобальта 0,05 мг/кг по всем использованным нами тестам оказалась недействующей на организм животных.
При изучении влияния элемента на общий санитарный режим водоема использовали хлористый, азотнокислый и сернокислый кобальт в дозах от 0,1 до 10 мг/л. Биологическое действие этих соединений полностью определялось концентрацией элемента и не зависело от связанного с ним аниона. Под действием концентраций кобальта 10 и 5 мг/л значительно угнетался процесс биохимического окисления органических веществ, под действием концентрации 1 и 0,5 мг/л уровень БПК в воде опытных сосудов приближался к контролю. Следовательно, пороговую концентрацию кобальта по влиянию на общий санитарный режим водоема можно принять на уровне 1 мг/л.
В специальных опытах нзучена стабильность соединений кобальта в дистиллированной и водопроводной воде, загрязненной бытовой сточной жидкостью при температуре 20 и 4°. Ион кобальта определяли колориметрически по цветной реакции с нитрозо Я-солью. Установлено, что на протяжении 10 дней концентрация кобальта в растворах практически находилась на исходном уровне.
Пороговая концентрация всех изучаемых соединений кобальта по их влиянию на вкусовые качества воды определена на уровне 16—18 мг/л.
Таким образом, недействующая доза кобальта в хроническом опыте и пороговая концентрация его по влиянию на общий санитарный режим водоема оказались на одном и том же уровне. Это позволяет считать, что принятый ранее лимитирующий признак вредности (влияние на общий санитарный режим водоема) должен быть пересмотрен.
Рекомендуется нормировать все неорганические соединения кобальта по санитарно-токсикологическому признаку и принять предельно допустимую концентрацию элемента в водоеме на уровне 1 мг/л в пересчете на ион кобальта. Та же концентрация может быть рекомендована в качестве гигиенического норматива его для питьевой воды, подаваемой населению централизованной системой водоснабжения.
Поступила 8/УП 1970 г.
УДК 628.1.03:543.31:546.78 (-924.9)
ПРИРОДНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОЛЬФРАМА В ВОДОИСТОЧНИКАХ НЕКОТОРЫХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ СРЕДНЕГО И ЮЖНОГО УРАЛА
В. Г. Надеенко, H.H. Петрова
Свердловский институт гигиены труда и профзаболеваний
Долгое время существовало мнение, что вольфрам в связи с его низкой химической активностью мало подвижен в природе и не является постоянным компонентом растительных и животных организмов. Однако это предположение не подтвердилось результатами исследований, проведенных рядом авторов. Wester (1964) при определении микроэлементов в миокарде 20 сердец случайно погибших людей нашел вольфрам. Аналогичные данные получены Г. И. Донцовым (А. И. Кортев, А. П. Ляшева и Г. И. Донцов), который обнаружил его в органах и тканях 6 случайно погибших здоровых лиц. Кроме того, этим автором установлено постоянное наличие вольфрама в крови, моче и испражнениях людей, не имевших