Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ К НОРМИРОВАНИЮ 1,2-ДИБРОМПРОПАНА В ВОДЕ ВОДОЕМОВ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ К НОРМИРОВАНИЮ 1,2-ДИБРОМПРОПАНА В ВОДЕ ВОДОЕМОВ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ К НОРМИРОВАНИЮ 1,2-ДИБРОМПРОПАНА В ВОДЕ ВОДОЕМОВ»

озонированием не будет достигнута достаточная гигиеническая эффективность, и такие сточные воды потребуют дополнительной очистки или значительного разбавления водой водоема.

ЛИТЕРАТУРА. ГадаскинаИ. Д., Ф и л о в В. А. Превращения и определение промышленных органических ядов в организме, 1971. — КорбаковаА. И., Иванов Н. Г., КремневаС. Н. Предельно допустимые концентрации смесей веществ. — В кн.: Принципы и методы установления гредельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе производственных псмешений. М., 1970, с. 120—130. — К о р о -л е в А. А., Ш и г а н С. А., ВитвицкаяБ. Р. Влияние озонирования на антихолин-эстеразную активность некоторых фссфсрорганических пестицидов. — «Гиг. и сан.», 1972, № 8, с. 99—101. — К у п е р А. И. Предельно допустимые концентрации в водоемах органических кислот (муравьиной, уксусной, маслянсй, мелочней и бензойной). —В кн.: Санитарная охрана водоемов от загрязнения сточными промышленными водами. Вып. 2. М., 1954, с. 206—212. — Перегуд Е. А., ГернетЕ. В. Химический анализ воздуха промышленных предприятий. Л., 1973. — СтепаненкоБ. Н. Курс органической химии. М., 1972. — ЧеркинскийС. Н. — В кн.: Руководство по коммунальной гигиене. Т. 2. М., 1962, с. 568—569.

Поступила 24/ X11 1974 г.

УДК 613.32:547.223.8

Канд. биол. наук В. И. Антонова, Н. Е. Мишина, Т. В. Винокурова,

Г. П. Хазова, Л. Л. Латкина

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ К НОРМИРОВАНИЮ 1,2-ДИБРОМПРОПАНА

В ВОДЕ ВОДОЕМОВ

1,2-дибромпропан (ДБП) применяют при изготовлении высококачественных этилированных бензинов, в органическом синтезе спиртов, аминов, нитрилов, в качестве пестицида и т. д. Несмотря на широкое использование этого соединения, его токсикология мало изучена и представлена только параметрами острой ингаляционной и энтеральной токсичности (И. Н. Фролова, 1956, 1957; А. И. Эйтингон). Без экспериментального обоснования, по аналогии с 1,3-хлорпропаном, А. И. Эйтингоном рекомендована ПДК ДБП для рабочих помещений на уровне 5 мг/м3. Применение ДБП сопряжено с загрязнением не только воздушной среды, но и водоемов (растворимость ДБП в воде составляет 25С0 мг/л).

В настоящей работе представлены экспериментальные данные по сбоснованию гигиенического норматива ДБП для водоемов санитарно-бытового водопользования. Изучению был подвергнут продукт, содержащий 97,8% основного вещества.

ДБП ухудшает органолептические свойства воды, придавая ей специфический запах, не исчезающий и не изменяющийся при нагревании или хлорировании. Запах интенсивностью 2—5 баллов исчезает только к 5-м суткам. Практический порог запаха соответствует концентрации 1,84 мг/л, порог восприятия —1,54 мг/л. При концентрациях ДБП 0,05— 0,5 мг/л появление привкуса не обнаружено.

Для количественной оценки стабильности вещества в воде, загрязненной бытовым стоком, использован метод, разработанный О. Г. Матвеевым и Л. Л. Латкиной. При 20° в 1-е сутки наблюдения снижение концентрации ДБП не отмечено, на 3-й сутки содержание продукта снижается на 45% для 10 мг/л и на 75% для 1 мг/л. К 4-м суткам наблюдения остается около 10% внесенного количества ДБП, на 7—8-е сутки продукт в воде не определяется. В водоемах с температурой воды 3° к 14-м суткам наблюдений исходная концентрация 10 мг/л остается без изменений, а концентрация 1 мг/л снижается на 40%.

ДБП в концентрациях 1 и 10 мг/л тормозит рост сапрофитной микрофлоры (пороговая концентрация 0,1 мг/л). В то же время при таких концентрациях вещества наблюдается усиление клеточного дыхания микробов на 55%, что не ведет к изменению уровня в биохимическом потреблении кислорода в воде. При концентрации ДБП 100 мг/л в течение 7 сут тормозятся процессы БПК и тканевое дыхание микробов. Вторая фаза минерализации органических веществ и рН воды не изменяются при концентрации ДБП до 10 мг/л.

Санитарно-токсикологические исследования проведены на 670 белых крысах и 300 белых мышах обоего пола. ДБП вводили им в желудок в 1% водном растворе желатины (в острых и подострых опытах) и водном растворе (в хроническом опыте). Контрольным животным соответственно вводили растворитель.

По параметрам острой токсичности [ЬО50 для крыс 741 (520^ 1050) мг/кг, мышей 676 (509-^-900) мг/кг] ДБП может быть отнесен к классу умеренно токсичных веществ (IV класс по классификации С. Д. Заугольникова и соавт.). Чувствительность к веществу самцов и самок одинакова. Животные погибали, как правило, в течение первых 3 сут. Клиническая картина острой интоксикации свидетельствовала о поражении нервной системы.

По ряду показателей определен порог острого токсического действия: по активности сукцинатдегидрогеназы (СДГ) в желудке и двенадцатиперстрой кишке пороговая доза оказалась равной '/40 ЬО60. по активности глютамикопировиноградной трансаминазы (ГПТ) в сыворотке крови и порогу нервно-мышечной возбудимости — 1/20 ЬОь0 и активности щелочной фосфатазы (ЩФ) в сыворотке крови — 1/га Ы)50.

Ежедневное внутрижелудочное введение ДБП сопровождается увеличением содержания неорганических бромидов в крови до 10 мг% при действии 1/40 ЬО50 и до 36 мг% при действии '/10 ЬО50 (коэффициент материальной кумуляции 0,37). При этсм у подопытных животных наблюдается изменение активности целого ряда ферментов: ЩФ (—50%) и ГПТ (+26%) в сыворотке крови, холинэстеразы (ХЭ) (—18?^) в крови, СДГ в желудке (4-67%) и двенадцатиперстной кишке (+87%).

Содержание фосфокреатина в почках увеличивается на 24?^, а сумма АТФ и АДФ — на 17%; в крови возрастает остаточный азот на 12%. В суточной моче количество белка выше уровня контроля в 2 раза. В периферической крови содержание лимфоцитов у отдельных животных увеличивается до 14—16 тыс. в 1 мм крови. Изменяется гемолитическая стойкость эритроцитов после 15 введений ДБП со сдвигом вправо, а после 30 введений вещества — со сдвигом влево. При этом активная концентрация калия в сыворотке крови возрастает на 23%. Патоморфологические исследования указывают на развитие патологических процессов в почках, головном мозге и селезенке.

В 6-месячном хроническом опыте на 300 белых крысах обоего пола и 150 белых мышах изучено энтеральное влияние 4 доз ДБП: 2,5, 0,5, 0,05 и 0,005 мг/кг, соответствующих концентрациям 50, 10, 1 и 0,1 мг/л при суточном водопотреблении. Растворы ДБП готовили ежедневно. Снятие показателей проводили после 1, 3 и 6-месячного воздействия. Хроническое введение ДБП сопровождалось целым рядом функциональных, биохимических и пато-морфологических сдвигов в организме животных, зависевших от дозы н длительности введения вещества.

У животных, получавших ДБП в дозе 2,5 мг/кг (50 мг/л), статистически достоверные изменения выявлены почти во всех изученных показателях. Утех же животных обнаружены явления бромизма (облысение, светобоязнь, появление спонтанных абсцессов), отставание в приросте веса тела на 8%, нарушение услознорефлекторной деятельности (появление первого рефлекса и его закрепление наступили после 45^10 и 71^15 сочетании соответственно ] при 17^:5,6 и 41±5,6 сочетаний в контроле). '

В периферической крови уменьшилось содержание гемоглобина (на 1196) и эритроцитов (на 9%) и возросло в 2 раза количество ретикулоцитов. В то же время стойкость эритроцитов к гемолитику оказалась сниженной, в сыворотке крови активная концентрация калия увеличилась на 17%. Активность СДГ в желудке повысилась на 32%, а в двенадцатиперстной кишке она, наоборот, была малоактивной (64?^). В сыворотке крови увеличилось содержание Р-глобулинов на 37%, активность глютамикощавелевоуксусной трансаминазы возросла на 20% и ХЭ — на 8%, активность ЩФ снизилась на 26%. Выявлена тенденция к задержке выделения бромсульфалеина.

При отсутствии сдвигов в экскреторной функции почек, оцениваемой по скорости выведения фенолового красного, в моче определялся белок.

Изменение функции гонад наблюдалось только у самок (у 58% животных нарушился эстральный цикл). Нарушение в репродуктивной функции проявились в уменьшении числа потомства в помете (5,7:£ 1,1 против 9,0± 1,4 в контроле); к тому же оно оказалось ослабленным — в 1-ю неделю погибли 26% крысят (в контроле гибель потомства составила 7%).

При дозе ДБП 0,5 мг/кг выявленные сдвиги были выражены в несколько меньшей степени, чем при действии дозы 2,5 мг/кг. Минимально действующей дозой ДБП в хроническом опыте оказалась доза, равная 0,05 мг/кг (1 мг/л); введение ее сопровождалось нарушением условнорефлекторной деятельности у животных (появление первого рефлекса и его закреп-ление наступили после 40=£4,7 и 59—6 сочетаний), снижением на 10% содержания гемоглобина и эритроцитов в крови, падением активности ЩФ в сыворотке крови на 40% и снижением активности СДГ в двенадцатиперстной кишке на 48%. Кроме того, обнаружены различия по сравнению с контролем в численности потомства на 1 самку (5,7:±=1,1 против 9±1,4 в контроле) и гибели потомков (31% против 7% в контроле). Патоморфологические изменения не выявлены.

ДБП в дозе 0,005 мг/кг, равной при суточном водопотреблении концентрации 0,1 мг/л, в условиях хронического введения вещества вовсе не вызвал физиологических и биохимических сдвигов; не обнаружены и признаки генетических последствий.

Таким образом, установленные недействующие концентрации ДБП в хроническом са-нитарно-токсикологическом эксперименте и при изучении санитарного режима экспериментальных водоемов оказались на одном уровне (0,1 мг/л). Эта концентрация рекомендована и утверждена в законодательном порядке в качестве предельно допустимой концентрации для водоемов питьевого и культурно-бытового водопользования по санитарно-токсико-логическому показателю вредности.

ЛИТЕРАТУРА. Заугольников С. Д., ЛойтА. О., Иван и ц-к и й А. М. — В кн.: Принципы предельно допустимых концентраций. М., 1970, с. 76— 83. —Матвеев О. Г., ЛаткинаЛ. Л. — «Гиг. и сан.», 1974, № 8, с. 53—54. — Фролова И. Н. — В кн.: Материалы по вопросам гигиены труда и клиники профессиональных заболеваний. Сб. 7, Горький, 1957, с. 245—249. — Она же. — Тезисы докладов Научной конференции Горьковского ин-та гигиены труда и профессиональных заболеваний, посвящ. итогам научно-исслед. работы ин-та за 1955 г. Горький, 1956, с. 43. —ф Эйтингон А. И. Зависимость биологического действия некоторых дигалоидпроизвод-ных пропана от их химической структуры. — Автореф. дис. канд. М., 1969.

Поступила 24/III 1975 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.