Хуан Тяньдэ
УДК 81'23
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА «^Л/ВРАТ» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ КИТАЙСКИХ И РУССКИХ СТУДЕНТОВ1
Эта статья посвящена исследованию этнокультурных особенностей образа « ^Л/враг» в языковом сознании китайских и русских студентов с помощью свободного ассоциативного эксперимента на основе теории языкового сознания, выявлению сходств и различий в содержании ассоциативных полей китайских и русских слов, обозначающих «^Л/враг».
Ключевые слова: ^Л/враг, языковое сознание, свободный ассоциативный эксперимент, ассоциативное поле, сопоставительное исследование.
Huang Tiande
EXPERIMENTAL COMPARATIVE STUDY OF THE CONCEPT
"ENEMY" IN CHINESE AND RUSSIAN STUDENTS' LANGUAGE CONsCIOusNEss
The article is devoted to the research of ethnic culture for the concept "enemy" in Chinese and Russian students' language consciousness, taking advantage of free association experiment in the framework of the language consciousness theory, uncovering the similar and different of the concept "enemy" in Chinese and Russian students' language consciousness in the association field.
Keywords: enemy, language consciousness, free association experiment, association field, comparative study.
1. Введение
Российская психолингвистика в рамках триады «этнос-язык-культура» делает упор на взаимоотношения между языком, сознанием и культурой. Языковое сознание отражает особенности различных национальных культур, и является центральным предметом исследования Московской психолингвистической школы.
Как отмечает Т. Н. Ушакова, языковое сознание - это сознание «овнешнен-ное», т.е. выраженное внешними языковыми средствами [Ушакова 2004: 6]. Одним из способов овнешнения языкового сознания является ассоциативный эксперимент, а ассоциативные поля, формируемые из вербальных реакций носителей языка, дают возможность описывать качества образов их сознания [Уфимцева 2004: 3].
Данная статья посвящена исследованию этнокультурных особенностей образа «^Л/враг» в языковом сознании китайских и русских студентов с помощью свободного ассоциативного эксперимента на основе теории языкового сознания, выявления сходств и различий в содержании ассоциативных полей китайских и русских слов, обозначающих «^Л/враг».
1 Исследование выполнено при поддержке гранта®^^ [2014] 9037 (Китай).
2. свободный ассоциативный эксперимент
2.1 Цель и гипотеза
Целью исследования является сопоставление ассоциативных полей понятия «^А/враг» у китайских и российских учащихся ВУЗов и описание их различий и сходства, выяснение причин возникновения данных различий и сходства, сравнительный анализ мыслительных, этнопсихолингвистических, культурных и языковых стереотипов народов России и Китая.
Гипотеза: ассоциативные поля понятия С^А/враг)) у китайских и российских учащихся имеют различия и сходства, при этом различия являются довольно существенными и отражают этнопсихолингвистические особенности языкового сознания китайских и русских испытуемых.
2.2 испытуемые
В свободном ассоциативном эксперименте (САЭ) на слово-стимула «^А/ враг» приняли участие 500 испытуемых. Участниками эксперимента стали студенты многих специальностей из разных университетов КНР: Харбинский Педогаги-ческий Университет - 119 студентов (ХПУ г. Харбин), Хэйлунцзянский Интститут Иностранных Языков - 53 студента (ХИИЯ, г. Харбин ), Китайский Университет Политологии и Права - 53 студента (КУПП, г. Пекин), Фуцзяньский Педогагиче-ский Университет - 61 студент (ФПУ, г. Фучжоу), Центрально-китайский Научо-технический Университет - 53 студента (ЦНУ, г. Ухань), Хайнаньский университет - 150 студентов (ХУ, г. Хайкоу). (см. Рис. 1), в том числе 164 мужчины и 325 женщин (см. Рис. 2). Среди испытуемых самая многочисленная группа - магистры, составляла 38,0% от общего числа, студенты второго курса составляли 21,1%, студенты третьего курса составляли 17,2%, студенты первого курса составляли 12,7%, студенты четвёртого курса составляли 11,0% (см. Рис. 3). Специальности испытуемых: география, юриспруденция, международное образование, химия, финансы, философия, биология, политология, культурология, психология, автоматизация и другие. Самая многочисленная группа испытуемых состоит из учащихся-психологов и достигает 100 человек (см. Рис . 4).
рис. 1 Университеты и испытуемые
Рис. 2 Тендерная пропорция
Рис. 3 Уровень обучения
Рис. 4 Распределения по специальностям
2.3 Материалы
В качестве материалов исследования использовались анкеты, в которых в роли стимула выступало слово «^А/враг».
2.4 Метод и процесс исследования
В качестве метода исследования применялся свободный ассоциативный эксперимент, проводившийся путем письменного анкетирования в учебной аудитории аудитории и библиотеке. Экспериментатор объяснял испытуемым цели, требования, задачи и метод проведения исследования. От испытуемых требовалось написать первое пришедшее в голову слово-реакцию на слово-стимул «^А/враг». Допускалось реагировать отдельным словом любой части речи, словосочетанием или предложением. На запись слова-реакции отводилось не более 10 секунд. Одному слову-стимулу должно было соответствовать одно слово-реакция.
От испытуемых требовалось отвечать самостоятельно, запрещалось разговаривать с другими испытуемыми и пользоваться словарем. Эксперимент был проведен в 2013 году, было заполнено 500 экземпляров анкет, из которых 489 были признаны валидными.
2.5 результаты
В целях получения наглядных и объективных результатов собранные данные были статистически обработаны с помощью программы SPSS19, в результате чего было получено ассоциативное поле понятия «^А/враг» у китайских учащихся (см. Таб. 1).
таблица 1. Ассоциативное поле понятия «^А/враг» у китайских учащихся
статистика
^А/враг
N Валидные 489
Пропущенные 0
^А/Враг (Слово-стимулы)
Слава-реакции Частотность Процент Валидные процент Кумулятивный процент
^^/друг 73 14.9 14.9 14.9
^^/негодяй 19 3.9 3.9 18.8
^^/надоесть 18 3.7 3.7 22.5
^/плохой 15 3.1 3.1 25.6
^Ж/победить 14 2.9 2.9 28.4
^^/свергнуть 12 2.5 2.5 30.9
7ЙХ/истребитъ 12 2.5 2.5 33.3
^^ /гадкий 12 2.5 2.5 35.8
^А/плохой человек 12 2.5 2.5 38.2
^А/приятель 11 2.2 2.2 40.5
^ф/война 10 2 2 42.5
Вф/Япония 10 2 2 44.6
^^/противостоять 9 1.8 1.8 46.4
/ужасный 8 1.6 1.6 48.1
^/ружьё 8 1.6 1.6 49.7
^Ж/идти в смерть 8 1.6 1.6 51.3
^^/соперник 8 1.6 1.6 53
Й№/победить 7 1.4 1.4 54.4
/проиграть 7 1.4 1.4 55.8
^^ /отойти далеко 7 1.4 1.4 57.3
№^/гнев 7 1.4 1.4 58.7
^МЕ/вражда 6 1.2 1.2 59.9
^Ш/с ненавистью 5 1 1 60.9
^^/ударить 4 0.8 0.8 61.8
^^ /гнушаться 4 0.8 0.8 62.6
^Х/истребить 4 0.8 0.8 63.4
'^/ненависть 3 0.6 0.6 64
^ф/борьба 3 0.6 0.6 64.6
^^/стимулирование 3 0.6 0.6 65.2
/сражаться 3 0.6 0.6 65.8
^^/дрянной 3 0.6 0.6 66.5
Й^/враждебный 3 0.6 0.6 67.1
Й^/соратник 3 0.6 0.6 67.7
^^/ненавидеть 3 0.6 0.6 68.3
^,^/оружие 3 0.6 0.6 68.9
^^ / атаковать 3 0.6 0.6 69.5
Й^/поле сражения 3 0.6 0.6 70.1
Й^/отсутствие 3 0.6 0.6 70.8
^^/прогресс 3 0.6 0.6 71.4
не нравиться 3 0.6 0.6 72
/бояться 3 0.6 0.6 72.6
^^Р^/не знаю 2 0.4 0.4 73
^^^^/не (мой) друг 2 0.4 0.4 73.4
ТС/а 2 0.4 0.4 74.2
^^/плохой 2 0.4 0.4 74.6
Й/надоесть 2 0.4 0.4 75.1
^^/уходить 2 0.4 0.4 75.5
где 2 0.4 0.4 75.9
^А/хороший человек 2 0.4 0.4 76.1
итог 489 100 100 100
Ассоциативное поле слова «враг» у российских учащихся представлено в таблице 2. (http://www.tesaurus.ru/dict/dict.php ) :
таблица 2. Ассоциативное поле слова «враг» у русских студентов
народ 18, мой 15, друг 11, война 4, №1, бежит, кровный, народ, не спит, противник, разбит 2, беспощадный, битва, близко, близок, враг, враг мой, врач, двухметровую, жуков, заклятый, замкнутость, здесь, здоровью, злейший, злой, кровавый, личный, любимый, лютый, моего детства, мои, наш, не дремлёт, не пройдёт, ненавистный, ненавить, номер один, овраг, опасность, опасный, отступил, подлец, предатель, ружьё, США, ты, убивать, убийца, угроза, человечества 1, 107+51+5+402
В исслдедовани М. Н. Хохлиной [2011: 90-98], выделяется одиннадцать классификационных культурно-когнитивных признаков: (1) ПРОСТРАНСТВО, (2) ВРЕМЯ, (3) ЯЗЫК, (4) ЧЕЛОВЕК, (5) РОД, СЕМЬЯ, (6) ВОЗРАСТ, (7) ГЕНДЕР, (8) ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ, (9) СТЕПЕНЬ БЛИЗОСТИ, (10) РЕЛИГИЯ, (11) ЭТНОС, которые формируют категорию сознания «свой-чужой». По указанным категориям был проведен сопоставительный анализ ассоциативных полей слов «враг/^А» у русских и китайских студентов. (см. Таб. 3)
таблица 3. Ассоциацивные поля китайских и русских студентов по категориям
категория Пространство Время Язык Ассоциативное поле китайских студентов слова «враг» Ассоциативное поле русских студентов слова «враг»
^^/отойти далеко 7, ¿%^/поле сражения 3 бежит 2, близок, двухмет- ровую, здесь, овраг 1
моего детства 1
2 Цифра после каждого слова указывает на абсолютную частоту встречаемости данного слова. В конце ассоциативного поля приведены количественные показатели: первая цифра—общее число реакций на данный стимул, вторая—число разных реакций, третья—число отказов испытуемых от ответа и четвёртая—число единичных реакций.
Человек
Род/Семья
Возраст
Гендер
Принадлежно сть
Степень близости
Религия Этнос
Другие
^Ж/друг 73, ^^/негод- яй 19, ^А/плохой челов- ек 12, ЖА/ прияте-ль 11, ^^/соперник 8, Й Ж/со- ратник 3, ^А/хороший человек 2
^/ружьё 8, Д^/оружие 3
^Ж/друг 73, ЖА/прияте- ль 11, ЙЖ/соратник 3, ^А/хороший человек 2_
Вф/Япония 10
^^/надоесть 18, ^/плох- ой 15, ^Ж/победить 14, ^^/свергнуть, >ЙХ/истр- ебить, ^^/гадкий, йф/ война 12, противостоять 9, ^ЙЙ/ужасный, ^Ж/идти в смерть 8, Й№/ победить, № ^/гнев 7, йй/вражда 6, йШ/с ненав- истью 5, ^^/ударить, Д. Погнушаться, ^Х/истре- бить 4, й/ненависть, ^ф/борьба, ^^/стимулиро- вание, дрянной, Й^/враждебный, 'Щй/ ненав- идеть, ^^/атаковать, Й ^/отсутствие, ^^/прог- ресс, ^ не нравить- ся, — ЙЙ/бояться 3,^^/не знаю, ^АДОЖ/не (мо- й) друг, 147а, ^^/плохо- й, Й/надоесть, ^^/уход- ить, X/ где
друг 11, противник 2, вра- гжуков, подлец, предател- ь, убийца, Жуков, челове- чества 1
кровный 2
Жуков 1
ружьё 1
друг 11, Жуков 1
народ 18, США,
челове- чества 1 мой 15, война
4, №1, не спит, разбит кровавый 2, беспощадный, битва, враг мой, заклятый, замкнут- ость, злейший, кровавый, любимый, личный, лют- ый, наш, не дремлёт, не пройдёт, ненавить, ненавистный, опасность, опасн- ый, отступил, ты, убивать, угроза, 1
2.6 описание эксперимента
Анализ полученных результатов показал следующее.
1. При анализе ассоциативного поля русских и китайских студентов мы заметили, что в категории ПРОСТРАНСТВО у тех и у других испытуемых встречается реакция «далеко/^». Оно обозначает «отойти далеко/^^» и «бежать/^^» от врагов. Слово-реакции «Й^/поле сражения» при обозначении пространства встретилось только в языковом сознании китайских студентов. В пространстве на « Й^/поле сражения» мы воюем с врагами. В языковом сознании русских студентов слово «враг» ассоциируется со встречей с врагом на узкой дорожке, вызывает напряжение, как нечто, несущее опасность. Они думают, что враги находятся «близко», «в двух метрах», «здесь».
2. В содержании категории ВРЕМЯ у русских студентов слова «друг детства» и «враги». В содержании категории ЧЕЛОВЕК для понятия «враг/ЙА» у китайских и русских студентов существуют не только антонимы : «друг/^^», «со-ратник/Й^», «хороший человек/^А» и т.д. но и синонимы, в том числе «противник/^^», «врагЙА/плохой человек^А/ гнилой человек^А». Характерным отличием русских студентов от китайских является то, что они ассоциируют категорию ЧЕЛОВЕК с конкретными историческими героями, такими как «Жуков», который разгромил врагов в Отечественный войне.
3. В категории ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ слова-реакции «ружьё/^», «оружие/ Й,^» были одинаковы у российских и китайских студентов. Примечательно отношение к «врагу» у русских и китайских студентов в категории ЭТНОС. Русские рассматривают «США» как «врага/ЙА», а китайцы считают врагом «Японию/ 0 ф». Это отношение связано с историческими предпосылками, оно показывает различия в картине мира русских и китайских студентов.
Кроме того, в другой категории мы заметили, что китайские студенты употребляли глагольные сочетания от+враг». Например: «^Ж/Й№/победить», «^ 1^/ свергнуть», «7$Х/^Хистребить», противостоять», «^^/ударить», «
^^/атаковать» и т.д., а русские студенты: «разбить», «отступить», «убивать» и т.д. Китайские студенты считают врага «^^/негодяем», «^/плохим», и выражают такие эмоции: «^^/надоедливый»,/гадкий»,«№^/сердитый», «^Ш, ^ ^/ненавистный». А русские студенты выражают следующие эмоции: «беспощадный», «заклятый», «злейший», «ненавистный», «опасный» и т.д. Отсюда видно, что ассоциации на слово-стимула «враг» связаны с отрицательными эмоциями, хотя есть и реакция «любимый».
Только китайские студенты рассматривали «врага» как «конкурента», поэтому возникли ассоциации стимулирование» и «^^/прогресс». В то же время, русские студенты рассматривают «врага» как «№1», «номер один», «не спит» и «не дремлет».
2.7 выводы
Сопоставительный анализ показал, что слова-реакции в ассоциативных полях слова «ЙА/враг» в 11 когнитивных категориях у китайских и русских студентов имеют сходства и различия. С одной стороны, данные сходства отражают общность, с другой стороны, различия представляют своеобразные этнопсихо-лингвистические характеристики. Восприятие категории «ПРОСТРАНСТВО» у
китайских и русских студентов определяется выражением - «отойти от врагов подальше»; категорию «ВРЕМЯ» русские студенты ассоциировали со «своими детскими врагами», а у китайских студентов подобной ассоциации не встретилось. Категория «ЧЕЛОВЕК» у китайских и русских студентов включала не только антонимы «врага»: «друг/^Ж», «соратник/ЙЖ», «хороший человек/^А», но и синонимы «врага», в том числе «противник/^^», «врагЙА/плохой человек^А/ гнилой человекйА». В категорию «ЭТНОС» у китайских и русских студентов вошли абсолютно различные слова-реакции. Русские студенты рассматривают в качестве «врага/Й» - «США», а китайские студенты - «Японию/ Вф». Кроме того, в ходе проведения исследования в ассоциативных полях у китайских и русских студентов отмечены многочисленные нежелательные и отрицательные слова-реакции. Обращает на себя внимание и тот факт что, что у китайских и русских студентов слова-реакции отсутствовали в категориях «ЯЗЫК, ВОЗРАСТ, РЕЛИГИЯ». Возникновение конкретных причин этого необходимо исследовать и обсуждать в дальнейшем.
Литература
Караулов Ю.Н., Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Уфимцева Н.В., Черкасова Г.А., «Русский ассоциативный словарь» Т.1, 2, - М.: АСТ-Астрель, 2002. - 782 с., -991 с. (http://www.tesaurus.ru/dict/dict.php)
Уфимцева Н.В. Предисловие // Под общ. ред. Н.В. Уфимцевой. - М: Изд-во Алт. Ун-та, 2004. - 344 с.
Ушакова Т.Н. Понятие языкового сознания и структура рече-мысле -языковой системы // Под общ. ред. Н.В. Уфимцевой. М: Изд-во Алт. Ун-та, 2004. - 344 с.
Хохлина М.Л. Особенности фразеологической категоризации «Своего» и «Чужого» // Филологические науки. 2011(2). - С. 90-98.