Научная статья на тему 'Экспериментальное определение момента ведения фрикционных дисков механических выпрямителей осевого исполнения с дополнительными рабочими поверхностями и промежуточными телами качения'

Экспериментальное определение момента ведения фрикционных дисков механических выпрямителей осевого исполнения с дополнительными рабочими поверхностями и промежуточными телами качения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
119
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЧЕСКИЙ БЕССТУПЕНЧАТЫЙ ТРАНСФОРМАТОР МОМЕНТА / МЕХАНИЧЕСКИЙ ВЫПРЯМИТЕЛЬ / СВОБОДНЫЙ ХОД / ФРИКЦИОННЫЕ ДИСКИ / МОМЕНТ ВЕДЕНИЯ / ОСЕВОЙ ЗАЗОР

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Солдаткин В.А., Терешин А.В., Юркевич И.А.

Приведены методика и результаты экспериментальных исследований момента ведения фрикционных дисков механических выпрямителей бесступенчатого трансформатора момента. Рекомендованный суммарный осевой зазор фрикционного пакета дисков составляет 0,25…0,3 мм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное определение момента ведения фрикционных дисков механических выпрямителей осевого исполнения с дополнительными рабочими поверхностями и промежуточными телами качения»

5. Меню - ОБРАБОТКА - полином - указать множитель 0,6757 - Вычислить - Закрыть. В результате выполнения этих процедур рассчитывается частота вращения входного вала n в об/мин (см. нижний график на рисунке).

Аналогично обрабатываются показания с энкодера Э2. Отличие заключается в том, что в п.4. указывается значение 0,06, а в п.5 множитель 1,08333.

Контрольная проверка точности определения частоты вращения энкодером с последующей обработкой сигнала по вышеприведенной методике путем измерения заданной частоты вращения вала токарного станка показала, что точность измерений вполне приемлема и составляет ± 1,54 - 2,31 об/мин. Список использованной литературы:

1. Косов В.П., Терешин А.В. Стенд для экспериментальных исследований механического бесступенчатого трансформатора момента// Международный журнал Символ науки. - 2015. - № 9. - Часть 1. - С. 74-76.

2. URL:www.powergraph.ru.

© Солдаткин А.В., Терешин А.В., Юркевич И.А., 2016

УДК 621.31

В.А.Солдаткин Инженер, ОМТМ ИМаш УРО РАН А.В.Терешин

Инженер, ОМТМ ИМаш УРО РАН И.А.Юркевич

Студент, Курганский ГУ г. Курган, Российская Федерация.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТА ВЕДЕНИЯ ФРИКЦИОННЫХ ДИСКОВ МЕХАНИЧЕСКИХ ВЫПРЯМИТЕЛЕЙ ОСЕВОГО ИСПОЛНЕНИЯ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ РАБОЧИМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ И ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ ТЕЛАМИ КАЧЕНИЯ

Аннотация

Приведены методика и результаты экспериментальных исследований момента ведения фрикционных дисков механических выпрямителей бесступенчатого трансформатора момента. Рекомендованный суммарный осевой зазор фрикционного пакета дисков составляет 0,25... 0,3 мм.

Ключевые слова

Механический бесступенчатый трансформатор момента, механический выпрямитель, свободный ход,

фрикционные диски, момент ведения, осевой зазор.

В работе [1] представлен стенд для испытаний многопоточного механического бесступенчатого трансформатора момента (ТМ) и достаточно подробно изложен принцип его работы. Перед проведением испытаний на стенде ТМ необходимо дополнительное определение основных свойств и характеристик его составных элементов (сборочных единиц).

Основным конструктивным элементом ТМ, определяющим его преобразующие свойства, является механический выпрямитель (механизм свободного хода - МСХ). На рисунке 1 представлена конструкция механического выпрямителя осевого исполнения с дополнительными рабочими поверхностями и промежуточными телами качения устанавливаемого в количестве 5 штук в ТМ.

Рисунок 1 - Конструкция выпрямителя с торсионом

Ведущим элементом МСХ является коромысло (ведущая звездочка) 1 на торцевых поверхностях ступицы которого выполнены слезкообразные лунки. Такие же лунки, но противоположного направления, выполнены на торцевых поверхностях двух полумуфт 2, 3. В лунках размещаются шарики 4. По двенадцать лунок и шариков с каждой стороны. Шарики не являются телами заклинивания. На полумуфтах выполнены шлицы, с которыми соединены ведущие диски трения 5 с наружными зубьями. Расположенные между ними диски трения 6 с внутренними зубьями соединены со шлицами выходного вала МСХ 8, который в свою очередь через треугольные шлицы соединен с торсионным валом 9. Суммарный зазор между дисками трения устанавливается регулировочной шайбой 10. Работает механизм следующим образом. При окружном повороте коромысла в сторону рабочего хода, шарики перекатываются по наклонным лункам «слезкам», коромысла и полумуфт, и перемещают полумуфты в осевом направлении, выбирают зазоры между дисками трения и сжимают их. Происходит замыкание МСХ. Размыкание выпрямителя обеспечивает за счет угла наклона лунок, который больше угла трения, при этом обратное перемещение полумуфты ограничено упором 7.

При работе трансформатора момента коромысло выпрямителя совершает угловые колебания. На режиме рабочего хода под нагрузкой, когда выпрямитель включен, скольжение дисков трения отсутствует. Продолжительность этой части цикла зависит от внутреннего передаточного отношения и [2]. При и = 0 (стоповый режим) выпрямитель включен в течение всего периода.

На режиме постоянного свободного хода, когда в течение всего периода внешняя нагрузка на торсионном валу выпрямителя равна нулю, работа трения не равна нулю. Одну половину периода, когда полумуфта сидит на упоре, между дисками трения имеется небольшой суммарный зазор, осевая нагрузка отсутствует, но действует момент трения ведения Мв фрикционных дисков. Другую половину периода, когда полумуфта отстает от коромысла, выбирает осевой зазор, создает осевую нагрузку и момент Кулоновского трения Мт, величина которого благодаря динамическому равновесию будет именно такой, какой нужно, чтобы обеспечить равенство угловых ускорений полумуфты и коромысла. Если величина Мт может быть определена расчетным путем, то величина момент трения ведения Мв фрикционных дисков, зависящего от относительной частоты вращения ведомых и ведущих дисков и величины суммарного зазора между парами трения должна быть определена экспериментальным путем. В данной статье приведены методика и результаты эксперимента по определению момента трения ведения Мв фрикционных дисков.

Определение момента трения ведения при свободном ходе проводилось при подготовке к испытаниям опытного образца бесступенчатого трансформатора момента. Исследования проводились при сборке и отладке каждого из пяти осевых механизмов свободного хода с дополнительными телами качения, для определения оптимального суммарного зазора между дисками трения скольжения. Известно, что чем

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

меньше зазор, тем меньше «потеря хода», но при уменьшении зазора повышается момент ведения при свободном ходе выпрямителя и соответственно снижается КПД, требуется снизить момент ведения и экспериментально определить какой зазор установить для МСХ опытного образца трансформатора момента.

Для определения момента трения ведения ведомый вал выпрямителя закреплялся на шпинделе токарного станка, а ведущее коромысло выпрямителя через тензометрический датчик растяжения - сжатия к станине станка. Общий вид установки представлен на рисунке 2.

Рисунок 2- Общий вид установки для определения момента трения ведения

При вращении шпинделя токарного станка в сторону свободного хода выпрямителя значение момента трения через датчик силы и блок МИВС [3] записывалось на ПК. Режимы движения устанавливались путем изменения частоты вращения шпинделя токарного станка ступенчато, в соответствии с передаточными числами станка - при этом относительная скорость скольжения фрикционных дисков соответствовала частоте вращения шпинделя токарного станка (до 1980 об/мин), точность измерения момента составила ± 0,273 Нм. Доверительный интервал измеренного момента ведения с вероятностью 90% , установленный с помощью коэффициента Стъюдента t (0,1, 5) = 2,015 составляет 5=± 0,322 Нм.

Смазка осуществлялась подачей масла в зону подшипников коромысла и фрикционных дисков трения. Температура фрикционных дисков для всех МСХ в процессе испытаний не превышала 30-40° С0 в течение 30-45 мин.

Результаты испытаний показали, что момент на коромысле в исследуемом диапазоне скоростей практически не зависит от относительной частоты вращения дисков. Для определения оптимального суммарного зазора между дисками величина суммарного зазора регулировалась путем изменения толщины регулировочной шайбы 10 (см. рис.1). На рисунке 3 приведены средние для пяти МСХ значения момента ведения при различных значениях зазора.

Рисунок 3 - Зависимость момента ведения фрикционных дисков от величины суммарного зазора МСХ

Анализ зависимости среднего момента от суммарного зазора в пакете фрикционных дисков позволяет рекомендовать суммарный осевой зазор пакета - 0,25.. .0,3 мм для дальнейших испытаний выпрямителей в составе опытного образца трансформатора момента. Список использованной литературы:

1. Косов В.П., Терешин А.В. Стенд для экспериментальных исследований механического бесступенчатого трансформатора момента// Международный журнал Символ науки. - 2015. - № 9. - Часть 1. - С. 74-76.

2. Благонравов А.А. Механические бесступенчатые передачи - Екатеринбург: УрО РАН,2005.- 202с.

3. Yurkevich A.V., Tereshin A.V., Soldatkin V.A. Modular measuring and computing system рег£эгтапсе//Международный журнал Инновационная наука. - 2015. - № 10. - Часть 1. - С. 41-44

© Солдаткин А.В., Терешин А.В., Юркевич И.А 2016

УДК 004

Ф.Р. Султанова

к.ф.-м.н., старший преподаватель кафедры «Физики, математики, информатики и КТ» Кыргызской Государственной медицинской академии им. И.К. Ахунбаева,

г. Бишкек, Кыргызская Республика

И.Э. Нам к.ф.-м.н., доцент кафедры «Информационных технологий и программирования» Кыргызского Национального университета им. Ж. Баласагына,

г. Бишкек, Кыргызская Республика С.Б. Мирзахакимов

ординатор факультета последипломного медицинского образования Кыргызской Государственной медицинской академии им. И.К. Ахунбаева,

г. Бишкек, Кыргызская Республика

ТЕХНОЛОГИЯ СЕЛЕКТИВНОГО ЛАЗЕРНОГО СПЕКАНИЯ (SLS)

Аннотация

В статье описана технология селективного лазерного спекания (SLS). Перечислены некоторые технологии печати. Приведены преимущества технологии.

Ключевые слова

Аддитивные технологии, 3Б-принтер, селективное лазерное спекание, трёхмерная печать.

Немало впечатляющих изобретений и удивительных открытий успела нам преподнести технология 3Б печати. Большую пользу трехмерная печать принесла в разные сферы жизнедеятельности (медицина, космонавтика, машиностроение, архитектура, дизайн, ювелирное производство, оборонная промышленность, строительный бизнес и т.д.). Поле деятельности по-прежнему велико, и исследователи со всего мира трудятся над проектами, которые внесут ещё большие перемены в нашу жизнь.

Трехмерную печать принято считать одним из главных открытий двадцать первого века, в действительности аддитивные технологии появились несколько раньше.

3D принтер - печатное оборудование для создания высокоточных макетов и изделий по образцам трехмерных виртуальных моделей. Принцип действия таких аппаратов заключается в послойном «выращивании» заданного объекта из различных рабочих материалов (полимеров, пластикатов, смол, металла, целлюлозы, керамики, металлических наночастиц).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.