Гигиена воды, санитарная охрана водоемов и почвы
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1993 УДК 914.777:547.651.525.211.11-092.9-074
Г. Н. Красовский, Н. А. Егорова, Т. С. Дергачева, Т. В. Алексеева, М. Г. Антонова. Л. В. Аристовская, В. В. Стомахина, А. М. Осипенко, М. К. Данилова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРИЕНТИРОВОЧНЫХ ДОПУСТИМЫХ УРОВНЕЙ ФТАЛАЗОЛА, СУЛЬФАДИМЕТОКСИНА И БЕПАСКА В ВОДЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сыснна РАМН, Москва
Фталазол — 2-[пара-(орто-карбоксибензами-до)-бензолсульфамидо]-тиазол, представляет собой белый со слегка желтоватым оттенком порошок, мол. масса 403,4. Растворим в воде в количестве 0,2 г/л при 60 °С, в последующем раствор стабилен при комнатной температуре. Малорастворим в спирте, растворим в водном растворе карбоната натрия. Относится к группе сульфаниламидных препаратов, медленно всасывающихся из желудочно-кишечного тракта. Оказывает антимикробное и противовоспалительное действие, применяется при лечении дизентерии, гастроэнтеритов, пищевых токсикоинфекций.
Сульфадиметоксин — 4-(пара-аминобензолсуль-фамидо)-2,6-диметоксипиримидин, белый или белый с кремоватым оттенком кристаллический порошок без запаха, горького вкуса, температурой плавления 198—202 °С. Практически нерастворим в воде (160 мг/л при 37 °С), малорастворим в спирте, легко растворим в разбавленной соляной кислоте и в растворах едких щелочей. Относится к группе сульфаниламидных препаратов длительного действия. Эффективен при острых респираторных заболеваниях, пневмонии, бронхите, ангине, менингите, раневых инфекциях и др.
Бепаск — пара-бензоиламино-салицилат кальция, белый или белый с кремовым оттенком порошок. Практически нерастворим в воде, трудно и медленно растворим в 95 % этиловом спирте, растворим в метиловом спирте с образованием слегка мутноватых растворов. Оказывает противотуберкулезное действие [2].
Все 3 препарата малотоксичны в условиях острых опытов. При введении белым крысам-самцам в дозе до 10 г/кг гибели животных не наблюдалось.
Для обоснования ориентировочного безопасного уровня (ОДУ) этих препаратов в воде водных объектов изучали их влияние на органолептиче-ские свойства воды, санитарный режим водоемов и организм лабораторных животных в условиях подострых опытов. Как фталазол, так сульфадиметоксин и бепаск придают воде горьковатый лекарственный привкус, пороговые концентрации (ЕС50) препаратов по этому показателю составляли при 20 °С 160±7, 34±2,4 и 240±13,7 мг/л соответственно. Нагревание водных растворов препаратов до 60 °С не приводило к усилению привкуса. В концентрациях, влияющих на привкус воды, водные растворы фталазола, сульфа-диметоксина и бепаска запахом не обладали.
Пороговая концентрация по изменению процессов биохимического потребления кислорода (БПК) составляла для фталазола 50 мг/л, суль-фадиметоксина — 30 мг/л, бепаска — 7,5 мг/л. Характер действия всех 3 препаратов на самоочищение водоемов оказался аналогичным — торможение процессов БПК.
Стабильность препаратов в водных растворах оценивали косвенным методом по динамике изменения привкуса [3]. Полученные результаты свидетельствуют об относительно высокой стабильности в воде нормируемых веществ.
В условиях подострого 30-дневного опыта были испытаны дозы фталазола 29, 86 и 430 мг/кг, сульфадиметоксина — 2,9; 14,3 и 143 мг/кг, бепаска — 34, 170 и 850 мг/кг. Белые крысы-самцы получали препараты внутрижелудочно в водных растворах (или взвесях). При выборе доз исходили из предположения, что суточная терапевтическая доза (средняя из каждых трех, взятых в эксперимент) близка по действию к пороговой при повторных введениях в организм [1].
Функциональное состояние организма животных оценивали на 1,5, 10, 20 и 30-е сутки по следующим показателям: количеству эритроцитов, гемоглобина, лейкоцитов, активности аланин-и аспартатаминотрансферез (АЛТ и ACT), лак-тат- и малатдегидрогеназ (ЛДГ и МДГ), щелочной фосфатазы (1ДФ) сыворотки крови, а также изучали двигательную активность животных. Вели постоянное наблюдение за общим состоянием и динамикой массы белых крыс.
В максимальных из испытанных доз все 3 препарата вызывали изменения почти всех изученных показателей. Исключение составляли: двигательная активность животных (для бепаска и фталазола), активность АЛТ (для бепаска) и ACT (для сульфадиметоксина). В дозах, соответствующих терапевтическим, сульфадиметоксин и фталазол оказывали менее отчетливое действие на организм животных, вызывая лишь изменения содержания гемоглобина и лейкоцитов в крови и активности ЩФ в сыворотке. Сульфадиметоксин вызывал, кроме того, изменения активности АЛТ, а фталазол — активности ACT в сыворотке и количества эритроцитов в крови. Действие максимальной и средней доз бепаска различалось только по интенсивности изменения показателей, число измененных показателей в этих группах животных было одинаковым.
Наименее выраженное влияние на организм животных оказали минимальные дозы препаратов:
2 Гигиена и сан. № 12
9
1 /з терапевтической дозы для фталазола и '/5 для сульфадиметоксина и бепаска.
В течение подострого эксперимента (на 5, 15 и 25-е сутки) с целью выявления дисбактериоза изучали состояние микрофлоры в отпечатках основания хвоста животных с использованием среды Коростелева [5]. Все 3 препарата во всех изученных дозах вызывали у животных развитие дисбактериоза, наиболее отчетливое при воздействии максимальных доз.
В конце подострого эксперимента были определены коэффициенты относительной массы внутренних органов белых крыс. Установлено, что фталазол во всех испытанных дозах увеличивал относительную массу селезенки, бепаск — почек. Кроме того, в средней и максимальной дозах сульфадиметоксин и бепаск увеличивали относительную массу и объем семенников.
Обобщение полученных результатов позволяет считать дозы фталазола, сульфадиметоксина и бепаска 29, 2,9 и 34 мг/кг пороговыми в условиях подострого опыта.
Аллергоопасность фталазола, сульфадиметоксина и бепаска оценивали в 30-дневных опытах на мышах линии СВА/С57В1 и морских свинках (4], по способности вызывать развитие аллергических реакций немедленного типа (анафилактическая активность) и клеточно-опосредованных аллергических реакций — гиперчувствительность замедленного типа (ГЗТ). Установлено, что бепаск в дозе 'Д суточной терапевтической дозы способствует развитию реакции ГЗТ, т. е. является постенциальным аллергеном. Сульфадиметоксин и фталазол в эквивалентных дозах аллергенной активностью не обладали. Прогнозирование параметров хронической токсичности препаратов по результатам подострых опытов проводили в соответствии с рекомендациями 3. И. Жолдаковой [7]. Поскольку сульфадиметоксин и фталазол являются малотоксичными (по величине ЬГЬо) и относительно хорошо изученными соединениями, не оказывающими при пероральном поступлении в организм аллергенное действие и не дающими другие отдаленные эффекты [6], для расче-
та максимальных недействующих доз (МНД) этих препаратов, исходя из пороговой дозы подострого опыта, следовало взять коэффициент 50, а для бепаска, являющегося потенциальным аллергеном,— коэффициент 100. Соответствующие МНД оказались равны: для фталазола 0,6 мг/кг, сульфадиметоксина — 0,06 мг/кг, бепаска —
0.34.мг/кг, а МНК — 12, 1,0 и 6,8 мг/л соответст-венно. Так как пороговые концентрации по влиянию препаратов на органолептические свойства воды и санитарный режим водоемов установлены на более высоких уровнях, при обосновании гигиенических нормативов следует ориентироваться на расчетные параметры хронического действия и рекомендовать ОДУ фталазола в воде водных объектов 12 мг/л, сульфадиметоксина — 1 мг/л и бепаска — 6.8 мг/л, лимитирующий признак вредности — санитарно-токсикологический.
Л итература
1. Жолдакова 3. И., Хамидулина X. X. // Всесоюзная науч. конф. «Медико-биологические и гигиенические аспекты охраны окружающей среды на предприятиях медицинской промышленности»: Материалы.— М., 1991.— С. 50. ^
2. Машковский М. Д. Лекарственные средства.— Т. 2.— М., 1984.
3. Методические указания к экспериментальному изучению процессов трансформации химических веществ при гигиеническом регламентировании в воде.— М., 1985.
4. Методические указания по изучению эмбриотоксического действия химических веществ при обосновании их ПДК в воде водных объектов.— М., 1984.
5. Хитрова Н. И. Методические подходы к оценке токсичности и опасности антибиотиков в проблеме санитарной охраны водоемоз (на примере пеницилина): Автореф. дис. ... канд. мед. наук,— 1977.
6. Registry of Toxic Effects of Chemical Substances.— 1980.— Vol. 1-2.
7. Sidorenko G. I., Krasowsky G. N.. Zoldakowa S. !. Ц Z. ges. Hyg.— 1989.—Bd 35.— S. 133—136.
Поступила 24.06.93
Summary. Tentative permissible levels (TPL-) of phthala-zole, sulfadimetoxin, and Bepask in the water were substantiated on the basis of study of organoleptic properties, of influence on sanitary status of water bodies and toxicologic characteristics of these substances. TPL of studied chemicals Jf-accordingly are (mg/dm3): 12, I and 6.8.
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1993 УДК 614.777:547.491 1-074
3. И. Жолдакова, Л. X. Мухамбетова, О. В. Шехтер, О. О. Синицына
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПРОЦЕССОВ ТРАНСФОРМАЦИИ АЦЕТОНЦИАНГИДРИНА В ВОДЕ МОДЕЛЬНОГО ВОДОЕМА И В ОРГАНИЗМЕ ЛАБОРАТОРНЫХ ЖИВОТНЫХ
НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН, Москва
Как известно, в результате трансформации химических веществ в окружающей среде и организме могут образовываться соединения, отличающиеся от исходного вещества степенью токсичности и опасности [1, 4]. Это сложный процесс, представляющий собой совокупность химических и биохимических реакций. Важное значение имеет определение универсальности (специфичности) трансформации для каждого соединения, которая зависит от соотношения воздействующих факторов. В частности, в теоретическом и методическом плане представляет интерес изучение степени совпадения путей превращения химических
веществ в окружающей среде (воде) и организме млекопитающих.
Цель наших исследований заключалась в сопоставлении процессов трансформации ацетон-циангидрина (АЦГ) в воде и организме теплокровных животных. Эти исследования имеют практический интерес, так как существующий норматив на содержание АЦГ в воде разработан без учета низкой стабильности вещества [2, 8].
Известно, что первой стадией превращения АЦГ в организме и воде является гидролиз молекулы до токсичных цианид-ионов и ацетона [2, 9]. Следующая стадия процесса трансформации мо-
Ю