Научная статья на тему 'Экспериментальное обоснование методики совершенствования базовой и профилирующей технической подготовки женских групп старших разрядов'

Экспериментальное обоснование методики совершенствования базовой и профилирующей технической подготовки женских групп старших разрядов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
238
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бондаренко Елена Геннадьевна, Кравчук Анатолий Иосифович

Разработанная методика предусматривает использование комплексов специальных упражнений для устранения каждого вида ошибок партнеров и их сочетаний и повышения уровня базовой и профилирующей технической подготовленности женских групп старших разрядов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental proof of the method of improvement of basic and profiled engineering education of women groups of high-classes

The following method deals with the usage of special exercises for removing every kind of mistakes made by partners and their mixture and also the improvement of basic level and profiled engineering education of women groups of high-class levels.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное обоснование методики совершенствования базовой и профилирующей технической подготовки женских групп старших разрядов»

УДК 796.413 / .418

Е. Г. БОНДАРЕНКО А. И. КРАВЧУК

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАЗОВОЙ И ПРОФИЛИРУЮЩЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНСКИХ ГРУПП СТАРШИХ РАЗРЯДОВ__________________________

Разработанная методика предусматривает использование комплексов специальных упражнений для устранения каждого вида ошибок партнеров и их сочетаний и повышения уровня базовой и профилирующей технической подготовленности женских групп старших разрядов.

Преодоление ошибок — одна из важнейших задач спортивной тренировки, самый сложный вопрос технической подготовки. Успешная борьба с ошибками может уменьшить вероятность их появления и среднюю их величину. Изменения в технике выполнения двигательного действия с целью ликвидации и уменьшения величины ошибки должны производиться своевременно. В противном случае ошибка может закрепиться и быть доведена до автоматизма, что повлечет за собой большие затраты времени и усилия для ее исправления. Чтобы избежать подобных ситуаций, тренеру необходимо своевременно формировать у спортсменов оптимальный уровень базовой и профилирующей технической подготовленности, которая позволит освоить не только базовые навыки основ техники всех структурных групп и подгрупп движений на каждом виде многоборья [2, 5, 8], но и в дальнейшем получить положительный перенос навыка на максимально возможное число других движений, сократив при этом сроки обучения и повысив его качество. Отсутствие недостатков именно в базовой и профилирующей технической подготовленности спортсменов способствует своевременному овладению упражнениями прогрессирующей сложности и повышению качества исполнения упражнений на этапе спортивного совершенствования [1, 3, 4, 6].

Цель исследования — повысить уровень базовой и профилирующей технической подготовленности женских групп старших разрядов в темповой акробатической композиции.

Для выявления эффективности разработанной методики был проведен педагогический эксперимент, в котором принимало участие шесть женских групп (по три в экспериментальной и в контрольной группе). Педагогический эксперимент охватывал предсо-ревновательный и соревновательный этапы тренировки. В течение эксперимента контрольная группа занималась по общепринятой методике с исправлением ошибок при помощи подготовительных и подводящих упражнений. Тренировочный процесс экспериментальной группы отличался применением не менее трех раз в неделю комплексов специальных упражнений как отдельно для каждого партнера, так

и для различных их сочетаний, позволяющих устранить недостатки в технике проблемных элементов темповой композиции и повысить качество базовой и профилирующей технической подготовленности.

Предполагалось решить следующие задачи:

1. Оценить базовую и профилирующую техническую подготовленность экспериментальной и контрольной групп до и после педагогического эксперимента. Все участники выполняли 26 базовых и 21 профилирующее упражнения. Фиксировалась сбавка за качество их выполнения в соответствии с правилами соревнований.

2. Повысить уровень базовой и профилирующей технической подготовленности в экспериментальной группе. Для ее решения были поставлены следующие частные задачи:

1) определить проблемные элементы темповой соревновательной композиции, требующие устранения технических ошибок;

2) выявить характер ошибок и величину сбавок за технику выполнения проблемных элементов, а также «вклад» каждого из партнеров в эти сбавки;

3) разработать комплексы специальных упражнений для устранения каждого вида ошибок партнеров в проблемных элементах;

4) оценить выполнение проблемных элементов в отдельности, в связках, в темповой соревновательной композиции.

Анализ уровня базовой и профилирующей технической подготовленности, качества проблемных элементов темповой соревновательной композиции позволил выявить ошибки, допускаемые партнерами, их виды и типы, количество и величину сбавок. Выявление причин наличия ошибок у партнеров способствовало постановке частных задач для снижения сбавок за ошибки и разработке специальных упражнений. Все специальные упражнения были объединены в комплексы для устранения каждого вида ошибок партнеров и их сочетаний. Учитывая функциональные обязанности партнеров в группе, специальные упражнения выполнялись индивидуально или использовались для формирования и совершенствования группового взаимодействия. Объем и количество

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008

Женская труп па Бы ПОЛ 1-КМИВ ЭЛ*':>!*':! ГГЛВ

(ПД('Ли1() П С НМ.ЭКе и ка мпоэи и ии

1 ДнБ - 57% 4 - 23& 2, и 4 - 5Щ,

5 4 и 12 - адь 7-й -71% 4 - 40%

[япрабиль

На и менопа ние э ломан та Женена я групги Бы ГШЛЧеНИе ЭЛеме|-ПО№

ШДеЛ1.1-СЗ венязка № К.ОМ! ЮЛ ИМ И И

С 4-х 4/4 прзг мучим ис и ма 4 1 2,-29 1 ,ш - ода 4-25 121 - 0.01 4-45 1.1 - 0,6

Ерос ка м дчум я А/ 4 согну ши ис и ПЕСЕНОК 1 6-65 0.57 - 0.2 # 2,- 40 0£ - 0,2,

С кичи йс: кага х ш ш Б/ 4 прогнушм ис и н ссс как. 1 6-77 0,43 - 0,1 # А-72, 0,2,7 - ОД

С 4-х Б/ 4 ангмупш ис и г. гезддагржку на прездгииг1! 1-я £ ГЕЗД С П ИМ у 2, 4 - .15 0.46 - 0.2, 1 - т 0,56 - 0,1 4-56 0,45 - 0.25

С паоднржки на продплечы! х год с п им у !У 4 п риг нуши ис и из плачи нижних гирл крон и ш гв пат 2, 1 ' с л - ео 025 - 0,1 4 - 30 02 ~ 0,1

Брас ка м дпум я 4/ 4 прогнушп п:1В ссс как. 2, 12 - 50 о,а - о,4 # 4 — ДА 0,56 - 0.Д5

Примечание-;. 5—20— калита-ли5 1К'Л('А1., ■итрзч^ппих. на смюкоша суммы йникжла ошибки а прОблам-м их. зл£змезы*лэ х< и елтз гтрпцоит; I юл чкрюй — и с зшд|-в я и конечная 1шличина сбои к. и и балде к; # — элемент псшиксю иигЕлннлпн.

повторении каждого упражнения определялись в зависимости от эффективности решения поставленных частных задач выполняемого комплекса специальных упражнении.

Критерием оценки качества техники выполнения специальных упражнении и проблемных элементов являлись основные деИствия: согласованное взаимодействие партнеров при броске и ловле, высота вылета, деИствия верхнего в полете и выполнение приземления. Качество техники проблемных элементов оценивалось средней сбавкой за выполнение контрольных повторении в тренировочном занятии в конце каждого недельного микроцикла тренировки. Интегральным показателем эффективности применения разработанной методики служила разница в оценках за технику выполнения проблемного элемента отдельно, в связке и в композиции. Учитывалось общее количество недель, затраченных на снижение суммы сбавок, и процент ее снижения в проблемных элементах во всех составах экспериментальной группы.

В конце педагогического эксперимента произошли положительные изменения качества выполнения проблемных элементов. Первым составом для снижения суммы сбавок при выполнении проблемных элементов в отдельности в среднем на 57 % было затрачено 3 и 6 тренировочных недель. Четыре недели понадобилось для снижения суммы сбавок на 25 % при выполнении элементов в связке, по 3 и 4 недели на 53 % — в композиции. Таким образом, первому составу экспериментальной группы для коррекции суммы сбавок за ошибки было необходимо от 9 до 33 трени-

ровок с использованием специальных упражнений в течение 3—11 недель педагогического воздействия, табл. 1. Для этого состава женской группы характерно значительное (57 и 53 %) снижение суммы сбавок при выполнении проблемных элементов отдельно и в композиции и менее чем в 2 раза (25 %) в связке. Однако в двух других проблемных элементах снижение суммы сбавок на 65 и 77 % при выполнении их отдельно способствовало проявлению положительного переноса их качества на исходную сбавку за ошибки, которая оказалась меньше (0,37 и 0,5 балла), чем исходная сбавка при выполнении отдельно. Это позволило за меньшее число недель добиться снижения сбавки за ошибки на 73 и 40 % при выполнении этих двух элементов в композиции, см. табл. 2.

Третий состав экспериментальной группы для исправления ошибок при выполнении проблемных элементов в отдельности и снижения величины их суммы в среднем на 39% затратил 4 и 12 тренировочных недель. Выполнение первых двух элементов в связке в этом составе женской группы увеличилось до 7 — 8 недель педагогического воздействия и позволило снизить сумму ошибок на 71%. Для уменьшения величины сбавок за ошибки в композиции на 48 % потребовалось только 4 недели. То есть третьим составом было затрачено от 12 до 48 тренировок с применением специальных упражнений, период педагогического воздействия длился от 4 до 16 недель, см. табл. 1. Характерным для третьего элемента этой женской группы была большая сумма сбавок за ошибки — 0,8 балла и незначительное снижение на

ТйБ

Обпфс дмиесприруїц итрдіечітг ш «зівксвк суши сйіиа.

1 і і ш втессввхси! я прошлы ПЫХ эле кКВТЯХ 2-і ЖАВШІ гру НІШ

Количогтпа подолі» и с радний процент снижения суммы сбагюк при

ии пол на ни а элемзтаи

Отдалы-о й с ннлке б ком тая и ци и

До сараииз вон и й

3 и:7 - 2Л 4 - ЗА 2 и 4 — .ІЗ

Поела си резината н ий

2 и 5 - за 4-54 4-31

ТаБицв 4

Чаи матій ник элемента

Бы полнаниа

эламантоп С 4-х на 4 С 4-х 4/ 4 п риг і іуїніі ис и на Братком ді7/ мм &/ 4

№ груп пи решка плач и н иж в и х па ртнареш с о г ну ш л ис і. № саг как

г. их ги га т

До сараш-о №ЭМ и й

Отдал і. го 3 - 2А 3-10 7 - ЗА

□і? - 05 0,7 - 0,57 0.4 - 025

Іісіьял ка 4. — Ж 4-10 #

0,45 - Ц2 ОД - 0,65

Б комі юли п и:и: 4 — Зй 4 - 10 2-50

0,4- - 025 0,5 - 0,45 0,4 - 0,2

Поела сораиноиа н ий

Отдал ииэ 2-21 2-36 5-43

0.4А - 0,3й 055 - 0Д5 О.З - 0,17

Всгьял ка 4-44- ■я* из 1 ■"* #

0,1А - ОЦ ОДГ? - ОД

Б комі юли п и:и: 4-20 4 - Ж 4 - 17

0,25 - 0,2 0,45 - 0.2 0,1 А - Ц15

Примочаниа. З— 2Л — количагтши подалі», затра чан мы х на снижен № с:умми сбаїїпк за от Ліки № прОблам-них э лама нівх, и его пропонг; гюд чартой— исхпді-ин и к. он ач і-и м нтичиш гбапки п Баллах; # — зле-мант а с пялка ни аы пшлн я леи.

33,35 и 50 % сбавок за ошибки всех элементов при выполнении отдельно, см. табл. 2. Такое небольшое снижение привело к увеличению величины сбавки в связке в одном из проблемных элементов (0,56 балла) и сохранению сбавки в другом (0,25 балла). Поэтому на улучшение качества этих элементов потребовалось большее количество недель и снижение сбавок составило 60 и 82 %. Для совершенствования проблемных элементов в композиции было достаточно 4-х недель, за которые снижение суммы сбавок произошло на 38 — 56 %.

Продолжительность специального воздействия во втором составе экспериментальной группы в связи с соревновательным периодом в целом составила 21 тренировочных недель. Так, выполняя проблемные элементы в отдельности, женская группа до соревнований потратила на уменьшение суммы сбавок 3 и 7 недель, после соревнований от 2 и 5 недель. В первом случае величина суммы сбавок снизилась на 28 %, во втором — на 33 %. Для улучшения качества выполнения проблемных элементов в связке женская группа до и после соревнований затратила по 4 недели, что позволило снизить сумму сбавок на 38 и 54 % соответственно, табл. 3.

На совершенствование техники проблемных элементов в композиции до соревнований потребовалось

2 и 4 недели, после которых сумма сбавок за ошибки стала ниже на 33 %, после соревнований — 4 недели на 31 %. Так, второму составу экспериментальной группы для исправления ошибок было необходимо от 6 до 63 тренировок специального воздействия, а продолжительность снижения суммы сбавок составила от 2 до 21 тренировочной недели, табл. 3. Характерным для данной женской группы является наличие двух этапов снижения суммы сбавок за ошибки. До соревнований женская группа, добившись в двух проблемных элементах снижения суммы сбавок при выполнении их в отдельности на 28 и 38 % и одного из них еще и в связке на 56 %, сохранила свое преимущество при выполнении в композиции — снижение составило 38 и 50 %, табл. 4. Незначительное снижение суммы сбавок (19 %) при выполнении второго проблемного элемента в отдельности не позволило повысить процент ее снижения в связки и в композиции. Сумма сбавок за ошибки в проблемных элементах после выступлений на соревнованиях характеризуется постепенным снижением ее процента: в отдельности — 21—43 %, в связке — 44 — 64 %, в композиции — 17 — 56 % (табл. 4).

В целом для совершенствования техники проблемных элементов в отдельности, в связке и в композиции составам женских групп было необходимо от 6 до

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008

Кшффярвмгг (к__| СВВХСПН С|нни (ЁННЖ л оп^ы

■ п|1аЬк1Ш11ме1впк1 1-й ■ -3-в хсвсх» группах, у.е.

Иа ийвюна пне алемси гга Жшс ка я труп на Бы голн«м № элемента

отдельно в С ПЯЗ Ке Б ком поз И11 и и

С 4-х 4/ 4 прзг нушм ис ь на 4 1 0,14 □,19 0.1

Га|>::с: ко и дпум н<У4 согну гши и с и и соскок 1 0р5л - 0,04

С кита йс кого х шта б/ 4 прогнуаш к: и п сет: кок 1 0)ХУ - 0.02

С 4-х б/ 4 озгнупш ис и а гацддоржку на предплечьях гсд спину 3 0,05 □,05 0.03

С поддержки на продплачи х год спину .V 4 11 риг нупш ис и ш плачи нижних 1 н рп-крои и ш га гат 3 0,04 □,оа 0.02

Гз|>::с ко м дпум и 4/ 4 прогнупш иг и и сет: кок 3 □,10' - 0.06

Примечание. К>в>“ _ 'п_ , г до — коэффициент снижения су мм и сбапок; Е>в — сум ма сбааок за

ошибки а :проблем них злом унт; п,..**«. — каличягтмз пслс^!., затраченных ма ее снижений; %1н — ггрз-цвнтаэс нижения; ОДЗ' — отнячани тсхгтм, № которы х спижепие сум м и с:ба пак за от ибк и былоболяз ИУ.Уа.

Табдвф 6

Каи|ж|м|р| И1 (К,,) сддеян! сумми с&мж яои^и к прй&инвшэяневтш иа 1-а хспсжя группе, у-в.

Бы гол но ни о ЗА£ёМеНТО № На ИМ01-СЗ ни н ие элемента

С 4-х га 4 № группиропке С 4-х 4/4 прзг пунш ис и 1Ы ГЦКЗЧИ НИЖНИХ партнеров п ш га гат Ерас ком дпум нЛ.'Ч согнуишись а 03 скок

Д Э СОреПНОПв 1-М й

0ТДОЛЫЮ О.ОЙ 0,11 0,07

Б с пязке 0.03 0.17 -

Б КОМ Г 03 и ци и 0,04 02 0,02

Псаглз ШрСйГИ-СЗ ПОН и й

Отдельно Ц05 0.03 0.03

Б с пязке 0.00 0.03 -

Б ком пзз и ци и ЦСб 0.03 0.04

Примечание. КИ1 ™ , ГЛИ — коэффициент сшиидц суммы сбапок; 11и —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сумма сбапок за ошибки а пробойных элементах; п — количсзстно модеши, затрачем-шк I ы с’зсг сн кжш иа; % — п роцент ее си ижш и я.

63 тренировок, что потребовало от 2 до 21 недели, снизив при этом величину сбавок за ошибки в фазе полета, количество допускаемых ошибок в фазах отталкивания, ловли и приземления.

Коэффициент снижения суммы сбавок за ошибки в элементе (Кссс) свидетельствует (табл. 5, 6), что чем он меньше при оценке проблемных элементов в отдельности, тем он меньше при их выполнении в связке и, особенно в композиции. Такое соотношение возникает тогда, когда процент снижения суммы сбавок за ошибки составляет более 50 %. В случае меньшего процента наблюдается большая сумма сбавок за ошибки при выполнении в связке или увеличение числа недель, необходимых для уменьшения сбавки за ошибки. В первом случае, как правило, уменьшается число недель для достижения качественного выполнения элемента в связке и в композиции, а во втором случае увеличивается или составляет столько

же, сколько было затрачено на улучшение качества проблемного элемента в отдельности.

Эффект улучшения качества выполнения проблемных элементов выше при непрерывном использовании комплексов специальных упражнений, чем при дискретном. Коэффициенты снижения суммы сбавок за ошибки во втором составе женской группы, как правило, стабилизируются или увеличиваются (табл. 6), а в первом и третьем составах — уменьшаются (табл. 5).

Полученные результаты по улучшению качества выполнения проблемных элементов подтверждают теорию прогрессирующего переноса и самообразования безупречных навыков как базы высшего технического мастерства в двигательных действиях [7]. Оказалось, что снижение величины сбавок в проблемных элементах, выполняемых в отдельности и достижение их безупречного выполнения (отсутствие

Рис. 1. Уровень базовой подготовленности экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента

Рис. 2. Уровень профилирующей подготовленности экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента

средних, значительных и грубых ошибок), позволяет проявиться прогрессирующему переносу качества их техники на качественное выполнение элементов в связке, и в дальнейшем на качество выполнения этих элементов в темповой соревновательной композиции, (табл. 2). Об этом свидетельствуют исходная величина сбавок и количество недель, затраченных на выполнение проблемных элементов в композиции, коэффициенты снижения суммы сбавок за ошибки, (табл. 5). Размах исходных сбавок при выполнении проблемных элементов отдельно составил от 0,3 до 1,39 балла, размах конечных сбавок при выполнении их в композиции стал 0,1 — 0,6 балла. За период экспериментальных воздействий размах сбавок уменьшился на 0,15 — 0,79 балла.

Для проверки полученных сведений до и после педагогического эксперимента проводились контрольные испытания, которые заключались в оценке уровня базовой и профилирующей технической подготовленности женских групп. Полученные данные свидетельствуют о том, что исходные показатели в экспериментальной и контрольной группах не имели достоверных различий. После педагогических воздействий экспериментальная группа продемонстрировала более высокий уровень базовой и профилирующей технической подготовленности, а качество выполнения упражнений отличалось наименьшими сбавками за ошибки партнеров и сокращением их числа (рис. 1, 2). В базовой подготовленности прирост составил 11 %, о чем свидетельствует повышение числа качественного выполнения упражнений на 35 %, снижение количества упражнений со сбавками на 24 % и приближение к минимуму на 11 % не освоенных упражнений. В профилирующей подготовленности экспериментальная группа улучшила результаты на 14 %. Этому способствовало повышение количества упражнений без сбавок за технику выполнения на 4 % и сокращение числа не освоенных упражнений на 10 %.

Целенаправленное совершенствование базовой и профилирующей технической подготовки женских групп старших разрядов, использование комплексов специальных упражнений, способствует снижению и устранению недостатков в технике двигательных действий, повышает качество проблемных элементов.

Выводы

Методика совершенствования базовой и профилирующей технической подготовленности женских групп с применением комплексов специальных упражнений потребовала от 6 до 63 тренировок, заняла период от 2 до 21 недели и позволила:

1) снизить величину сбавок в экспериментальной группе за ошибки при освоении проблемных элементов в отдельности на 28 — 57 %, при выполнении их в связке — на 25 — 71 %, при выполнении проблемных элементов в соревновательных композициях на 31 — 53 %;

2) повысить уровень базовой подготовленности экспериментальной группы за счет увеличения числа базовых упражнений без сбавок с 11 до 20, снижения упражнений со сбавками с 10 до 4 и недоступных с 5 до 2 упражнений;

3) улучшить уровень профилирующей подготовленности за счет изменения числа профилирующих упражнений без сбавок с 2 до 3-х, уменьшения количества раннее не доступных упражнений с 15 до 12, при наличии 6 упражнений со сбавками.

Практические рекомендации

1. При подготовке спортсменов в парно-групповых видах спортивной акробатики необходимо особое внимание уделять специальной технической подготовке, в частности базовым и профилирующим упражнениям, составляющим базу для освоения упражнений прогрессирующей сложности, сокращая при этом сроки овладения и повышая качество их выполнения.

2. Для оценки базовой и профилирующей технической подготовленности женских групп старших разрядов в темповых упражнениях следует использовать 26 базовых и 21 профилирующее упражнение. Базовые и профилирующие упражнения должны отражать категории сложности (согласно правилам соревнований), а также предусматривать разные исходные и конечные положения партнеров, различные способы выполнения и величину вращения верхнего партнера в полете. При оценке рекомендуемых базовых и профилирующих упражнений необходимо, согласно правилам соревнований, учитывать все допускаемые партнерами ошибки. Следует определить и уточнить вклад каждого из партнеров в допущенные ошибки: отдельно верхнего, среднего или нижнего партнера, нижних и всей женской группы. Анализ ошибок партнеров позволит выявить уровень владения базовыми и профилирующими упражнениями, а также недостатки в технической подготовке женской группы. Из 26 базовых упражнений 19 % могут быть недоступными для женских групп старших разрядов, 39 — 50 % являются менее успешно освоенными и только 31—42 % считаются успешно освоенными. Из 21 профилирующего упражнения 71 % являются недоступными, 19 % — менее успешно освоенными и лишь 10 % — успешно освоенными.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008

3. Для устранения недостатков в технической подготовке женских групп и повышения уровня базовой и профилирующей технической подготовленности необходимо использовать специальные упражнения. Специальные упражнения разрабатываются с учетом характера ошибок партнеров, вклада каждого из них в эти ошибки и объединяются в комплексы. Упражнения комплекса могут выполняться сериями или по отдельности, в любой части тренировочного занятия в зависимости от его задач. Дозировка всех упражнений зависит от амплуа партнеров, их квалификации, уровня технической подготовленности и решения частных двигательных задач в каждом комплексе специальных упражнений. Специальная техническая подготовка с использованием комплексов специальных упражнений способствует снижению сбавок за ошибки на 0,15 — 0,79 балла (на 50 — 57 %), повышая на 11% уровень базовой подготовленности и на 14 % — профилирующей.

Библиографический список

1. Болобан, В.Н. Актуальные проблемы в современном спорте высших достижений / В.Н. Болобан // Современный олимпийский спорт: тезисы докл. Междунар. науч. конгр. (Киев, 10—15 мая 1993г.) / Киев. ин-т физ. культуры. — Киев, 1993. — С. 80.

2. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений: попул. учеб. пособие / Ю.К. Гавердовский. — М.: Терра-Спорт, 2002. — 508 с.

3. Гущина, Е.П. Совершенствование методики обучения юных гимнасток базовым элементам на разновысоких брусьях: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Е. П. Гущина. — СПб, 2002. — 23 с.

4. Дикунов, А.М. Управление пространственными параметрами двигательных действий методами наглядной информации (дидактическое исследование на юных и взрослых гимнастах): автореф. дис. ... д-ра пед. наук /А. М. Дикунов. — М., 1972. — 42 с.

5. Кравчук, А. И. Начальная техническая подготовка юных гимнастов : лекция / А. И. Кравчук; Омск. ин-т физ. культуры. — Омск: [б. и.], 1983. — 22 с.

6. Кравчук, А.И. Особенности планирования учебного материала по развитию физических качеств гимнастов на предварительном и начальном этапах их подготовки / А.И. Кравчук // Научные основы спортивной тренировки: сб. науч. тр. / Омск. ин-т физ. культуры. — Омск, 1977. — С. 32 — 34.

7. Кравчук, А.И. Теория прогрессирующего переноса и самообразования безупречных навыков — база высшего технического мастерства двигательных действий /А.И. Кравчук // Оптимизация содержания и структуры тренировочного процесса: сб. науч. ст. / Омск. ин-т физ. культуры. — Омск, 1982. — С. 58 — 60.

8. Кравчук, А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста /А.И. Кравчук // Научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания / Новосиб. пед. ун-т. — Новосибирск, 1998. Ч. 1. - 102 с.

БОНДАРЕНКО Елена Геннадьевна, аспирант кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса Сибирского государственного университета физической культуры и спорта; преподаватель гимнастики кафедры физической культуры и спорта Инновационно-Евразийского университета г. Павлодара (Республика Казахстан);

КРАВЧУК Анатолий Иосифович, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

Статья поступила в редакцию 31.03.08 г.

© Е. Г. Бондаренко, А. И. Кравчук

удк 79б: 37037 е. В. МУДРИЕВСКАЯ

Омский государственный технический университет

ПОВЫШЕНИЕ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК СРЕДСТВАМИ ХАТХА-ЙОГИ______________________

На основании проведенных исследований по применению асан и дыхательных упражнений из хатха-йоги на учебных занятиях по физическому воспитанию установлено повышение уровня работоспособности, функциональной и физической подготовленности студенток, имеющих низкий уровень физической подготовленности.

В высших учебных заведениях широко распространён дифференцированный подход к построению процесса физического воспитания. Реализация этого подхода предполагает учет многих факторов — функциональных возможностей, состояния здоровья, двигательных способностей, возраста, мотивации, условий труда и быта занимающихся.

Для расширения функциональных возможностей организма, совершенствования двигательных способ-

ностей студенток, имеющих низкий уровень физической подготовленности, нами разработаны содержание и организационно-методические условия применения гимнастики с элементами хатха-йоги, а также организовано и проведено исследование с целью обоснования эффективности предложенного вида оздоровительной гимнастики.

Наше исследование проводилось в учебных группах общей физической подготовки (ОФП), которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.