Научная статья на тему 'Экспериментальное обоснование методических приемов в обучении двигательным действиям с учетом моторных асимметрий'

Экспериментальное обоснование методических приемов в обучении двигательным действиям с учетом моторных асимметрий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобина О. Н.

О.Н. Бобина. Экспериментальное обоснование методических приемов в обучении двигательным действиям с учетом моторных асимметрий В статье приведены результаты педагогического эксперимента по использованию методических приемов, направленных на сглаживание моторной асимметрии ног с целью повышения качества обучения технике барьерного бега студентов факультета физической культуры.O.N. Bobina.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental Grounds of Methodical Approaches when Teaching Movements with the Regard for Motor Skewness The article gives the experiment results of the usage of methodical approaches directed to equalize the motor skewness of legs with the purpose to improve the teaching quality of hurdling techniques among students of the sport faculty.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное обоснование методических приемов в обучении двигательным действиям с учетом моторных асимметрий»

7. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы: Учеб. пос. Самара, 1995.

8. Holland J.L. Making vocational choices: a theory of carrers: Englewood Cliffs. New Jersey. Prentice-Hall, 1973.

9. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М., 1997.

10. Лебедев Я.Д., Иродова И.А. Структурно-функциональные описания в дидактике и обоснование возможности личностно ориентированного обучения // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 1 (34).

11. Кирюшин И.А. Роль тревожности в типах личности. Хабаровск, 2005.

12. Юнг К.Г. Психологические типы / Пер. с нем. С. Лорие. М., 2001.

УДК 796.42

О.Н. Бобина

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В ОБУЧЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ С УЧЕТОМ МОТОРНЫХ АСИММЕТРИЙ

Томский государственный педагогический университет

Актуальность. Успешность спортивной деятельности, способность человека к адаптивному поведению, обучаемость и способность к саморегуляции зависит от организации функциональных асимметрий. За прошедшие годы стала очевидной правомерность различия моторной, сенсорной, психической асимметрии человека, а также выделения индивидуального профиля асимметрии (ИПА), под которым понимается присущее каждому субъекту определенное сочетание функциональных асимметрий.

Моторная (двигательная) асимметрия, напрямую связанная с сенсорной и психической, имеет большое количество вариаций и определяет характер выполнения двигательного действия. Как показали наши предварительные исследования, силовые асимметрии ног могут оказывать негативное влияние на пространственно-временные параметры преодоления барьера, приводя к потерям скорости на дистанции и снижению эффективности обучения технике этого упражнения.

Ряд авторов по результатам своих исследований пришли к выводу о необходимости коррекции двигательных асимметрий в сторону их снижения для достижения более высокого спортивного результата [1-6]. Все они единодушны в том, что упражнения для подобной коррекции целесообразно включать уже на этапе начальной подготовки.

Мы полагали, что выравнивание двигательных асимметрий приводит не только к повышению спортивного результата, но и успешности освоения техники двигательных действий студентами физкультурных вузов. Однако сложившиеся подходы в обучении студентов технике двигательных дейс-

твий не предусматривают возможности повышения эффективности процесса обучения за счет оценки и учета асимметрий конечностей, что и послужило основанием к проведению данного исследования.

Цель исследования - обоснование использования методических приемов в обучении технике барьерного бега, направленных на снижение влияния моторных асимметрий ног на эффективность техники преодоления барьера.

Результаты исследования. В проведенном ранее эксперименте по определению приоритетности конечностей в проявлении физических качеств и по их участию в двигательных действиях, в том числе барьерном беге, было выявлено следующее.

- Предпочтение конечности связано с видом выполняемого упражнения.

- Приоритет конечности (преимущество, выражающееся в лучшем спортивном результате) связан с характером физического упражнения. Конечность, приоритетная в одном упражнении, может не являться приоритетной в другом.

- Наиболее информативным для барьерного бега является тест, выявляющий приоритетность ноги в силовой выносливости - полуприсед в упоре у стены, выполняемый отдельно для правой и левой ног на время.

- При выполнении барьерного бега одни студенты используют в качестве толчковой более «сильную» по тесту на силовую выносливость ногу - ТН (+), другие - более «слабую» - ТН (-) (см. табл. 1).

- В том и другом случаях наблюдаются потери скорости, но в разных фазах барьерного бега, однако коэффициент относительной эффективности барьерного бега выше у тех, кто использует более сильную ногу в качестве толчковой1*.

1 Коэффициент эффективности барьерного бега (Кэфф) был введен нами и представляет отношение времени бега до первого барьера ко времени бега по дистанции с преодолением трех барьеров.

О.Н. Бобина. Экспериментальное обоснование методических приемов в обучении..

Таблица 1

Параметры барьерного бега у групп с «сильной» - ТН(+) и «слабой» - ТН(-) толчковой ногой (М±т), * - р<0.05

№ Параметр ТН (-), п=12 ТН (+), п=10

1 Время разбега (И), с 1.78±0.08 1.78±0.05

2 Время бега по дистанции с преодолением барьеров (12), с 3.23±0.06 3.00±0.07*

3 Относительная эффективность барьерного бега (Кэфф), усл. ед. 55.72±1.10 59.33±0.87*

Полученные результаты позволили предположить, что внесение коррекций в процессе обучения с целью снижения влияния моторных асимметрий приведет к повышению эффективности техники барьерного бега, что в свою очередь свидетельствует о повышении качества обучения.

Сущность педагогического эксперимента состояла в следующем. По результатам тестирования была выделена группа студентов - экспериментальная группа (ЭГ), - использовавших в качестве толчковой в барьерном беге ногу, «слабую» по тесту на силовую выносливость. Не внося принципиальных изменений в методику обучения технике барьерного бега, изменили лишь процентное соотношение упражнений для толчковой и маховой ног в отношении 70 % к 30 %. Кроме того, с целью минимизации потери скорости в фазе отталкивания, выявленную ранее у студентов со «слабой» толчковой ногой, что выражалось в сокращении расстояния от

места отталкивания до барьера, студентам ЭГ были предложены упражнения с увеличением этого расстояния.

Мы полагали, что, в соответствии с данными В.И. Огуренкова, А.П. Оцупок, меньшая выраженность силовых асимметрий ног в группах, за счет распределения выполнения заданных упражнений, снизит потери скорости при преодолении барьера. Удлинение же расстояния до барьера должно было заставить обучающихся выработать рефлекторное перераспределение толчковых усилий на преодоление барьера и тем самым уменьшить потери скорости при отталкивании [7, 8].

На обучение барьерному бегу с указанным распределением упражнений было отведено 12 занятий, как и студентам предыдущих курсов.

Оценка качества обучения проводилась на основании определения эффективности барьерного бега по завершении курса обучения студентов экспериментальной группы, содержание занятий которых приведено в табл. 2.

По завершении обучения, на контрольном занятии, студентам ЭГ было предложено выполнение барьерного бега на время. Полученные в результате компьютерной обработки видеосъемок результаты оценки эффективности барьерного бега приведены в табл. 3.

Самым явным признаком более высокой эффективности барьерного бега с минимумом потерь скорости на дистанции являлось значение коэффициента относительной эффективности барьерного бега

Таблица 2

Распределение упражнений для толчковой и маховой ног у экспериментальной группы и группы со «слабой» толчковой ногой, %

№ Вид упражнений ЭГ ТН (-)

ТН МН ТН МН

1 Упражнения барьериста на месте: - пронос толчковой ноги, стоя сбоку от барьера в упоре у стены; 50 50 50 50

- атака в стену; 50 50 50 50

- сход в стену; 50 50 50 50

- перешагивание через барьер в упоре о барьер вперед и назад; 50 50 50 50

- работа рук в ритме барьерного бега в и. п. «барьерный сед на полу» 50 50 50 50

2 Упражнения барьериста в ходьбе: - пронос толчковой ноги сбоку; 30 70 50 50

- пронос маховой ноги сбоку; 70 30 50 50

- ходьба через середину барьера на каждый шаг, через 2 шага; 50 50 50 50

- то же, через 1, 3 шага 70 30 50 50

3 Упражнения барьериста в беге с высоким подниманием бедра: - пронос толчковой ноги сбоку; 70 30 50 50

- пронос маховой ноги сбоку; 30 70 50 50

- бег через середину барьера через 1, 3 шага; 70 30 удоб. удоб.

- бег через середину барьера через 2 шага 50 50 50 50

4 Упражнения для обучения ритмичному бегу с барьерами: - бег в 3 шага через 3-6 пониженных барьеров, 70 30 удоб. удоб.

установленных на доступном для занимающихся расстоянии

5 Бег со старта с преодолением первого и последующих барьеров 70 30 удоб. удоб.

Таблица 3

Эффективность барьерного бега после занятий с перераспределением нагрузки на толчковую ногу (М±т), * - р<0.05

№ Параметр ЭГ (п=12) ТН (-), п=12

1 Время разбега (И), с 1.81±0.06 1.78±0.08

2 Время бега по дистанции с преодолением барьеров (12), с 2.98±0.07* 3.23±0.06

3 Эффективность барьерного бега (Кэфф), усл. ед. 60.73±0.05* 55.72±1.10

(Кэфф), которое было выше у ЭГ, занимавшейся по экспериментальной методике с изменением соотношения нагрузки на толчковую и маховую ногу с целью выравнивания силовой асимметрии ног.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что при использовании методических приемов, направленных на сглаживание силовой асимметрии ног, качество обучения, оцениваемое по значению относительной эффектив-

ности барьерного бега, было выше у ЭГ, чем у группы со «слабой» толчковой ногой - ТН (-), занимавшейся годом раньше без учета моторных асимметрий. Это дает основание заключить, что предлагаемые методические приемы в обучении технике барьерного бега студентов с выраженной силовой асимметрией ног способствуют более высокому качеству обучения.

Поступила в редакцию 20.12.2006

Литература

1. Иванова Г.П. и др. О роли двигательной асимметрии нижних конечностей в динамике спортивных действий // Теор. и практ. физ. к-ры. 2005. № 2.

2. Фомина, Е.В. Сенсомоторные асимметрии спортсменов. Омск, 2003.

3. Чермит К.Д. Симметрия-асимметрия в спорте. М., 1992.

4. Колесникова Л.А. Методика физической и технико-тактической подготовки юных баскетболисток с учетом моторной асимметрии: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2004.

5. Дмитриев А.В. Подготовка боксеров с учетом факторов функциональной асимметрии: Учеб. пос. Минск, 2000.

6. Фролова Л.Б. Развитие системы движений занимающихся художественной гимнастикой на основе знаний о феномене двигательной асимметрии-симметрии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 1987.

7. Огуренков В.И. Методика обучения технико-тактическим действиям боксеров-левшей с учетом факторов двигательной асимметрии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1972.

8. Оцупок А.П. Методика обучения упражнениям спортивных видов гимнастики и прыжков на батуте с учетом феномена функциональной асимметрии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 1984.

УДК 796.01:61; 796.01:57

В.И. Загревский*, В.С. Шерин**

ТЕХНИКА ПЕРЕЛЕТА «ТКАЧЕВ - НОГИ ВРОЗЬ» В УСЛОВИЯХ ОПОРЫ НА ПЕРЕКЛАДИНЕ

* Могилёвский государственный университет, г. Могилёв, Республика Беларусь ** Томский государственный педагогический университет

Введение. Среди многих проблем повышения эффективности процесса обучения спортивным упражнениям одно из центральных мест занимает поиск наиболее совершенных вариантов техники двигательных действий. Эта необходимость возникает в связи с тем, что техника гимнастических упражнений является предметом соревновательной оценки, а также имеет тенденцию к постоянному обновлению, становясь более эффективной и рациональной.

Совершенствование методики обучения сложным гимнастическим упражнениям в современных

условиях может осуществляться на основе биомеханического анализа их техники. Анализ упражнений средствами биомеханики - чрезвычайно эффективное методическое оружие. Овладей же основная масса тренеров и квалифицированных гимнастов теорией и навыками биомеханического анализа (хотя бы качественным методом) - произойдет настоящий качественный скачок в методике обучения и тренировки.

Определение биомеханических характеристик и параметров движения изучаемого гимнастического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.