Научная статья на тему 'Экспериментальное обоснование эффективности программы превенции агрессивности баскетболистов 15-16 лет'

Экспериментальное обоснование эффективности программы превенции агрессивности баскетболистов 15-16 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
#Ученичество
Область наук
Ключевые слова
агрессивность / баскетбол / программа превенции / aggressiveness / basketball / prevention program

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова И. В., Аксенов Д. Р.

В статье приведены результаты экспериментальной деятельности по разработке и реализации программы превенции агрессивности баскетболистов 15-16 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полякова И. В., Аксенов Д. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental substantiation of the effectiveness of aggression prevention program for 15-16-year-old basketball players

The article presents the results of the experimental activity to develop and implement the program of aggression prevention for basketball players aged 15-16.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное обоснование эффективности программы превенции агрессивности баскетболистов 15-16 лет»

#Ученичество. 2024. Вып. 2. С. 38-40. #Apprenticeship. 2024. Issue 2. P. 38-40.

Научная статья УДК 159.96:796.323.2

https://doi.org/10.22405/2949-1061-2024-2-38-40

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ПРЕВЕНЦИИ АГРЕССИВНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ

15-16 ЛЕТ

Полякова Ирина Вячеславовна

Аксёнов Данила Романович

кандидат педагогических наук, доцент Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого polvip@rambler.ru

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого_

Аннотация: В статье приведены результаты экспериментальной деятельности по разработке и реализации программы превенции агрессивности баскетболистов 15-16 лет. Ключевые слова: агрессивность, баскетбол, программа превенции

Scientific Article UDC 159.96:796.323.2

https://doi.org/10.22405/2949-1061-2024-2-38-40

EXPERIMENTAL SUBSTANTIATION OF THE EFFECTIVENESS OF AGGRESSION PREVENTION PROGRAM FOR 15-16-YEAR-OLD

BASKETBALL PLAYERS

PhD in Pedagogy, Associate Professor Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russia

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russia_

Abstract.: the article presents the results of the experimental activity to develop and implement the program of aggression prevention for basketball players aged 15-16. Keywords: aggressiveness, basketball, prevention program.

© Полякова И. В., Аксенов Д. Р., 2024 © Polyakova I. V., Aksenov D. R., 2024

Проявление спортивной агрессивности зачастую продиктовано спецификой вида спорта, стремлением самоутвердиться в борьбе с соперником и самим собой. Агрессия здесь выступает как инструмент достижения цели - спортивного результата. Однако в учебно-тренировочном процессе необходимо осуществлять контроль за агрессивностью, направляя ее в конструктивное русло [3].

Polyakova Irina Vyacheslavovna

Aksenov Danila Romanovich

В современном баскетболе агрессивные действия на площадке могут принять как необходимый стимулирующий характер, так и деструктивный. Вот почему возникает необходимость создания программ психолого-педагогической направленности для работы с подростками по воспитанию адекватного поведения на тренировках и соревнованиях по баскетболу.

С октября 2022 по апрель 2024 г. проводился педагогический эксперимент по реализации в учебно-тренировочном процессе баскетболистов 15-16 лет программы превенции агрессивности. Эксперимент включал в себя следующие активности.

1. Проведение бесед и дискуссий о спортивной агрессии, её влиянии на успешность достижений спортсменов на тренировочных занятиях и сборах.

2. Обучение баскетболистов судейским навыкам, тщательная проработка наиболее спорных и сложных пунктов действующих правил.

3. Проведение тренингов управления вниманием.

4. Применение технологии «словесных самовнушений», оказывающих успокаивающее позитивное воздействие на спортсменов.

5. Проведение комплексов упражнений на растягивание и расслабление, способствующих регуляции мышечного тонуса, отработка навыков «маски релаксации».

6. Использование практик управления ритмом дыхания, способствующих снижению ЧСС, успокоению, снятию тревожности [1].

Педагогическое тестирование проводилось на основе исследований Рычковой Л. С., Коневой О. Б., Морозовой С. В., Виноградовой Н. В., Аминовой А. С. [2]. В эксперименте использовались опросники «Тест агрессивности» Л. Г. Почебут и «Стили поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной). Результаты работы приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ данных экспериментальной группы (n=io)

за период эксперимента

№ Показатель Этап эксперимента t Р

начало окончание

1 Вербальная агрессия 3,31 ± 0,22 5,98 ± 0,28 1,91 >0,05

2 Физическая агрессия 7,44 ± 0,19 2,48 ± 0,23 5,45 <0,001

3 Предметная агрессия 3,53 ± 0,15 6,55 ± 0,24 2,12 <0,05

4 Эмоциональная агрессия 8,53 ± 0,2 4,53 ± 0,28 2,9 <0,01

5 Самоагрессия 6,46 ± 0,17 2,41 ± 0,18 2,25 <0,05

6 Приспособление 10,47 ± 0,45 6,17 ± 0,15 3,74 <0,01

7 Сотрудничество 6,44 ± 0,60 9,41 ± 0,29 2,52 <0,05

8 Компромисс 5,06 ± 0,43 9,04 ± 0,31 2,37 <0,05

9 Избегание 9,38 ± 0,42 7,98 ± 0,32 0,93 >0,05

10 Соперничество 9,78 ± 0,37 7,26 ± 0,27 1,13 >0,05

Примечание: при t=2,l0 (р<0,05); при t=2,88 (р<0,01); при t=з,92 (р<0,001).

Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы: - значительно и принципиально снизилась физическая агрессия юных баскетболистов в игровой деятельности и конфликтных ситуациях (1=5,45;

Р<0,001), при этом незначительно, но увеличилась вербальная агрессия (t=i,9i; Р>0,05), что можно считать неким эффектом замещения;

- произошло достоверное снижение эмоциональной агрессии (t=2,9; Р<0,01), что позволяет спортсмену избегать излишнего внутреннего возбуждения, стимулирующего агрессивное поведение;

- на достоверном уровне улучшилось поведение в конфликте в сторону приспособления (t=3,74; Р<0,01), обусловливающее поддержание доброжелательного взаимоотношения с соперниками;

- достоверно значимо увеличился настрой на компромиссы и сотрудничество в урегулировании разногласий с учетом взаимных интересов сторон.

Проведенная работа позволяет сделать вывод, что программа превенции агрессивности баскетболистов 15-16 лет показала свою эффективность по вопросам принятия адекватных стратегий выхода из конфликтных ситуаций, реагирования на раздражитель как на тренировках, так и в процессе соревнований.

Литературы

1. Ли Чжон Ги, Захаров О. Ю. Купирование проявлений агрессии в единоборствах методами саморегуляции психических процессов и эмоционального состояния спортсменов // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2010. № 2. С. 54-58.

2. Инновационные подходы к снижению конфликтности и агрессивности в игре баскетбольной женской команды / Л. С. Рычкова [и др.] / / Человек. Спорт. Медицина. 2019. № 4. С. 92-102. URL: https://hsm.susu.ru/hsm/ru/article/view/625 (дата обращения: 10.10.2022).

3. Фирсов К. Н. Психологический анализ агрессивности в спортивной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. 2011. № 5-6. С. 223-226.

Статья поступила в редакцию: 10.07.2024 Одобрена после рецензирования: 24.08.2024 Принята к публикации: 08.09.2024

The article was submitted: 10.07.2024 Approved after reviewing: 24.08.2024 Accepted for publication: 08.09.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.