#Ученичество. 2024. Вып. 2. С. 38-40. #Apprenticeship. 2024. Issue 2. P. 38-40.
Научная статья УДК 159.96:796.323.2
https://doi.org/10.22405/2949-1061-2024-2-38-40
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ПРЕВЕНЦИИ АГРЕССИВНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ
15-16 ЛЕТ
Полякова Ирина Вячеславовна
Аксёнов Данила Романович
кандидат педагогических наук, доцент Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого polvip@rambler.ru
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого_
Аннотация: В статье приведены результаты экспериментальной деятельности по разработке и реализации программы превенции агрессивности баскетболистов 15-16 лет. Ключевые слова: агрессивность, баскетбол, программа превенции
Scientific Article UDC 159.96:796.323.2
https://doi.org/10.22405/2949-1061-2024-2-38-40
EXPERIMENTAL SUBSTANTIATION OF THE EFFECTIVENESS OF AGGRESSION PREVENTION PROGRAM FOR 15-16-YEAR-OLD
BASKETBALL PLAYERS
PhD in Pedagogy, Associate Professor Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russia
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russia_
Abstract.: the article presents the results of the experimental activity to develop and implement the program of aggression prevention for basketball players aged 15-16. Keywords: aggressiveness, basketball, prevention program.
© Полякова И. В., Аксенов Д. Р., 2024 © Polyakova I. V., Aksenov D. R., 2024
Проявление спортивной агрессивности зачастую продиктовано спецификой вида спорта, стремлением самоутвердиться в борьбе с соперником и самим собой. Агрессия здесь выступает как инструмент достижения цели - спортивного результата. Однако в учебно-тренировочном процессе необходимо осуществлять контроль за агрессивностью, направляя ее в конструктивное русло [3].
Polyakova Irina Vyacheslavovna
Aksenov Danila Romanovich
В современном баскетболе агрессивные действия на площадке могут принять как необходимый стимулирующий характер, так и деструктивный. Вот почему возникает необходимость создания программ психолого-педагогической направленности для работы с подростками по воспитанию адекватного поведения на тренировках и соревнованиях по баскетболу.
С октября 2022 по апрель 2024 г. проводился педагогический эксперимент по реализации в учебно-тренировочном процессе баскетболистов 15-16 лет программы превенции агрессивности. Эксперимент включал в себя следующие активности.
1. Проведение бесед и дискуссий о спортивной агрессии, её влиянии на успешность достижений спортсменов на тренировочных занятиях и сборах.
2. Обучение баскетболистов судейским навыкам, тщательная проработка наиболее спорных и сложных пунктов действующих правил.
3. Проведение тренингов управления вниманием.
4. Применение технологии «словесных самовнушений», оказывающих успокаивающее позитивное воздействие на спортсменов.
5. Проведение комплексов упражнений на растягивание и расслабление, способствующих регуляции мышечного тонуса, отработка навыков «маски релаксации».
6. Использование практик управления ритмом дыхания, способствующих снижению ЧСС, успокоению, снятию тревожности [1].
Педагогическое тестирование проводилось на основе исследований Рычковой Л. С., Коневой О. Б., Морозовой С. В., Виноградовой Н. В., Аминовой А. С. [2]. В эксперименте использовались опросники «Тест агрессивности» Л. Г. Почебут и «Стили поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной). Результаты работы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ данных экспериментальной группы (n=io)
за период эксперимента
№ Показатель Этап эксперимента t Р
начало окончание
1 Вербальная агрессия 3,31 ± 0,22 5,98 ± 0,28 1,91 >0,05
2 Физическая агрессия 7,44 ± 0,19 2,48 ± 0,23 5,45 <0,001
3 Предметная агрессия 3,53 ± 0,15 6,55 ± 0,24 2,12 <0,05
4 Эмоциональная агрессия 8,53 ± 0,2 4,53 ± 0,28 2,9 <0,01
5 Самоагрессия 6,46 ± 0,17 2,41 ± 0,18 2,25 <0,05
6 Приспособление 10,47 ± 0,45 6,17 ± 0,15 3,74 <0,01
7 Сотрудничество 6,44 ± 0,60 9,41 ± 0,29 2,52 <0,05
8 Компромисс 5,06 ± 0,43 9,04 ± 0,31 2,37 <0,05
9 Избегание 9,38 ± 0,42 7,98 ± 0,32 0,93 >0,05
10 Соперничество 9,78 ± 0,37 7,26 ± 0,27 1,13 >0,05
Примечание: при t=2,l0 (р<0,05); при t=2,88 (р<0,01); при t=з,92 (р<0,001).
Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы: - значительно и принципиально снизилась физическая агрессия юных баскетболистов в игровой деятельности и конфликтных ситуациях (1=5,45;
Р<0,001), при этом незначительно, но увеличилась вербальная агрессия (t=i,9i; Р>0,05), что можно считать неким эффектом замещения;
- произошло достоверное снижение эмоциональной агрессии (t=2,9; Р<0,01), что позволяет спортсмену избегать излишнего внутреннего возбуждения, стимулирующего агрессивное поведение;
- на достоверном уровне улучшилось поведение в конфликте в сторону приспособления (t=3,74; Р<0,01), обусловливающее поддержание доброжелательного взаимоотношения с соперниками;
- достоверно значимо увеличился настрой на компромиссы и сотрудничество в урегулировании разногласий с учетом взаимных интересов сторон.
Проведенная работа позволяет сделать вывод, что программа превенции агрессивности баскетболистов 15-16 лет показала свою эффективность по вопросам принятия адекватных стратегий выхода из конфликтных ситуаций, реагирования на раздражитель как на тренировках, так и в процессе соревнований.
Литературы
1. Ли Чжон Ги, Захаров О. Ю. Купирование проявлений агрессии в единоборствах методами саморегуляции психических процессов и эмоционального состояния спортсменов // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2010. № 2. С. 54-58.
2. Инновационные подходы к снижению конфликтности и агрессивности в игре баскетбольной женской команды / Л. С. Рычкова [и др.] / / Человек. Спорт. Медицина. 2019. № 4. С. 92-102. URL: https://hsm.susu.ru/hsm/ru/article/view/625 (дата обращения: 10.10.2022).
3. Фирсов К. Н. Психологический анализ агрессивности в спортивной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. 2011. № 5-6. С. 223-226.
Статья поступила в редакцию: 10.07.2024 Одобрена после рецензирования: 24.08.2024 Принята к публикации: 08.09.2024
The article was submitted: 10.07.2024 Approved after reviewing: 24.08.2024 Accepted for publication: 08.09.2024