Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ВОПРОСЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ '

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ВОПРОСЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ВОПРОСЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ »

УДК 613

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ВОПРОСЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ

Ф. Г. Кроткое (Москва)

Прав был акад. С. И. Вавилов, утверждая, что для правильного суждения о состоянии любой науки в данное время и обоснованного представления о перспективах ее развития всегда полезно оглянуться назад, воспроизвести в памяти прошлое, иногда весьма отдаленное.

На заре формирования отечественной гигиены А. П. Добрословин и Ф. Ф. Эрисман определили сущность гигиены как науки, изучающей влияние внешней среды (природной, производственной и социальной) на организм человека и здоровье населения. Основоположники отечественной гигиены требовали разработки гигиенических рекомендаций, включая и гигиенические нормативы, на строго научных основах. На таком понимании гигиены сходились крупнейшие гигиенисты всех последующих поколений. Однако реализация этих задач находилась в большой зависимости от уровня развития науки вообще и биологии и медицины в особенности.

В течение многих десятилетий гигиенисты для определения влияния внешней среды на здоровье населения располагали единственным методом — статистическим изучением санитарного состояния населения (заболеваемость, рождаемость, смертность, продолжительность жизни). Однако этот метод исследования, ретроспективный по своей сущности, позволял обнаруживать лишь суммарное воздействие множества факторов внешней среды малой интенсивности. Сыграв положительную роль на первом этапе развития гигиены, названный метод становился все более несостоятельным в связи с усложнением задач, возникающих перед гигиенистами, и прогрессом науки.

Отмечая недостатки предшествовавшего периода развития гигиены, Ф. Ф. Эрисман подчеркивал отсутствие «строго научного мерила того, в ка-кой именно степени (подчеркнуто Ф. Ф. Эрисманом.— Ф. Г.) вредны те или другие условия как окружающей природы, так и социального строя общества. . .» Талантливый ученик Ф. Ф. Эрисмана Г. В. Хлопин сделал одну из первых успешных попыток применить экспериментальный, сани-тарно-токсикологический метод для решения очень важного в то время вопроса о степени вредности для здоровья населения каменноугольных красок.

В гигиенической науке начала текущего столетия, опиравшейся главным образом на земскую санитарию, еще долго господствовали методы статистических и демографических исследований. Объяснялось это темпами социального и промышленного развития, а также неблагоприятными условиями для осуществления оздоровительных мероприятий и развития санитарного законодательства. Изучение вредных факторов внешней среды как в быту, так и в производственных условиях велось в основном с применением химических и бактериологических методов.

3

После Великой Октябрьской социалистической революции перед гигиенистами возникла новая задача — оздоровление условий труда и быта населения на основе государственного санитарного законодательства. Становилось все более очевидным несоответствие между состоянием и методами гигиенической науки, с одной стороны, и нараставшими требованиями к ней в связи с процессами индустриализации и коллективизации сельского хозяйства — с другой.

В области гигиены труда насущной потребностью стали токсикологические исследования, совершенно необходимые для гигиенического нормирования промышленных ядов и разработки законодательства по охране труда. Несколько позже А. Н. Сысин подчеркивал необходимость широкого развития экспериментальных исследований и в области коммунальной гигиены.

Успешный опыт гигиенистов, которые оценили значение эксперимента на животных и рассматривали его как важное звено гигиенических исследований в области гигиены труда и профилактики профессиональных заболеваний, получил общее признание и способствовал преодолению инертности и скептицизма гигиенистов коммунального профиля, не желавших порывать с традиционными методами гигиенических исследований. Начавшаяся после XII Всесоюзного съезда гигиенистов (1947) и объединенной сессии АН СССР и АМН СССР (1950) перестройка задач и методов гигиенической науки внесла крупные изменения в понимание профилактики в гигиене. Гигиенические исследования с применением физико-химических и бактериологических методов, как утверждал А. Н. Сысин на VIII сессии АМН СССР, должны пополниться экспериментами на лабораторных моделях.

После XIII Всесоюзного съезда гигиенистов, положительно оценившего успехи в перестройке гигиенической науки на основе экспериментальных методов исследования, развернулась достаточно острая дискуссия, в ходе которой была вскрыта несостоятельность старых позиций. Итоги этой дискуссии были обсуждены коллегией Министерства здравоохранения СССР в марте 1960 г. Разработка гигиенических нормативов во всех разделах гигиены и санитарной практики была признана важнейшей задачей научно-исследовательских институтов гигиенического профиля. Коллегия поручила АМН СССР и Государственной санитарной инспекции Министерства здравоохранения СССР разработать предложения о расширении научно-исследовательских работ в области гигиенического нормирования вредных веществ во внешней среде с привлечением к этим работам широкого круга научно-исследовательских учреждений. Этим решением, принятым в 1960 г., был положен конец попыткам дискредитировать экспериментальное направление в развитии советской гигиенической науки.

Совершенно очевидно, что физиологический и токсикологический эксперимент, используемый для решения гигиенических задач, позволяет судить о степени опасности и о безопасном уровне любого из факторов внешней среды еще до того, как тот или иной фактор начинает действовать на производстве или в быту. Предупредительный надзор во всех областях санитарной практики, опирающийся на санитарное законодательство, приобрел подлинно профилактический характер.

Возрастало воздействие гигиенической науки и санитарной практики на развитие санитарной техники, промышленной технологии и градостроительства. Инженерно-технические специалисты убеждались все больше, что санитарные органы, опирающиеся на исследования по гигиеническому нормированию, способны давать конкретные указания, в каком направлении и в каких пределах должны решаться в каждом конкретном случае задачи предотвращения вредного влияния производственных и бытовых факторов на здоровье населения.

Гигиеническое нормирование с каждым годом расширялось и распространялось на большинство химических, физических, а в известной мере и биологических факторов внешней среды. Об этом говорят итоги: более 300

нормативов в гигиене труда, более 200 в гигиене воды, более 100 в гигиене атмосферного воздуха и гигиене питания. Советское санитарное законодательство, базирующееся на научно обоснованных нормативах, является самым передовым в современном мире. Признание этого бесспорного факта нашло отражение в резолюциях всех съездов гигиенистов, в докладах и решениях многих сессий АМН СССР, включая юбилейную, XX сессию, в решениях ряда научно-технических конференций и совещаний. И когда майским (1958) Пленумом ЦК КПСС было принято решение о развитии химической промышленности и химизации народного хозяйства, в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР» (1960) указывалось на необходимость широкого развития исследований по обоснованию нормативов во всех областях гигиены.

Советские принципы и методы гигиенического нормирования стали для многих зарубежных ученых образцом строго научного подхода к изучению вредных воздействий внешней среды на здоровье населения. Многие разработанные в СССР нормативы были приняты Советом Экономической Взаимопомощи и вошли в санитарное законодательство стран социалистического лагеря.

В законах всех союзных республик, в том числе и в законе «Об охране природы в РСФСР» (1960), статьями 4 и 12 гигиенические нормативы официально признаны в качестве государственного регулирующего фактора. Постановлением Совета Министров СССР «О государственном санитарном надзоре в СССР» (1963) признается общегосударственное значение гигиенических нормативов. Разработка и утверждение этих нормативов возлагаются на Министерство здравоохранения СССР. В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5/У11 1968 г., принятом после доклада министра здравоохранения СССР на четвертой сессии Верховного Совета СССР седьмого созыва, говорится о необходимости постоянного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических нормативов в цехах промышленных предприятий и на других производственных участках. В постановлении особо подчеркивается важное значение борьбы с загрязнением атмосферного воздуха, почвы и водоемов промышленными выбросами, где гигиенические нормативы играют далеко не последнюю роль.

В постановлении партии и правительства среди важнейших мероприятий, направленных на охрану здоровья трудящихся, значительное место занимают мероприятия по санитарному благоустройству населенных мест, улучшению условий труда и быта. Из этого постановления следует, что соответствующие исследования по гигиеническому нормированию факторов внешней среды должны включаться в планы важнейших научных проблем, которые контролируются Государственным комитетом по науке и технике при Совете Министров СССР. В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12/IX 1968 г. «О мероприятиях по повышению эффективности работы научных организаций и ускорению использования в народном хозяйстве достижений науки и техники» в ориентировочном перечне важнейших проблем значится тема «Физиологические, гигиенические, социальные и технические основы оздоровления условий труда и внешней среды в связи с развитием новых отраслей производства в промышленности и сельском хозяйстве».

Выполнение этой ответственной и важной с гигиенической точки зрения задачи по плечу советскому здравоохранению именно потому, что в предшествующие годы были созданы теоретические принципы и экспериментальные методические приемы, без которых совершенно невозможно было бы судить, в какой мере вредны и при каких условиях могут быть безвредными новые технологические процессы, новые сырьевые ресурсы и вновь производимые материалы. На все эти вопросы ответ должен быть дан своевременно, т. е. до того, как предприятия начнут действовать, а новые материалы будут применяться в производстве или в быту.

Нельзя не согласиться с утверждением министра здравоохранения СССР, который, выступая на конференции центральных научно-исследо-вательских лабораторий медицинских вузов, заявил: «Тот клиницист, гигиенист, который проводит свою работу без эксперимента, является сегодня устаревшим ученым, который базируется на старых методах. Особенно важен нам эксперимент и потому, что мы имеем дело с живыми людьми. И прежде чем поступит в нашу практику метод лечения, он должен быть всячески проверен, обоснован, чтобы не быть опасным для жизни человека».

Несмотря на очевидные и бесспорные успехи в развитии отечественной гигиенической науки, находятся скептики, которые объявляют экспериментальное направление в гигиене малоэффективным, идеализируя статистические методы исследования конца XIX — начала XX столетия. В пылу полемики выполняемые в институтах и на кафедрах работы по гигиеническому нормированию с применением широкого спектра современных физиологических, биохимических и собственно гигиенических методов объявляются не имеющими научной и практической ценности. Иногда делаются попытки не допускать публикации работ этого профиля и разработки тем по изучению вредных факторов среды в качестве диссертационных в расчете на то,.что подобные мероприятия вызовут отлив научных сил с фронта гигиенического нормирования, ослабят усилия по методическому совершенствованию экспериментальных исследований и тем самым сведут на нет успехи физиолого-гигиенического направления советской гигиенической науки. Более того, отрицается закономерность развития экспериментального направления современной гигиены и ему противопоставляется как единственно оправданный метод изучение заболеваемости и здоровья населения. Не зная истории развития гигиенической науки и методических возможностей санитарно-статистического метода, эти люди не хотят понять, что их стремление вернуть гигиену на позиции изучения заболеваемости означает поворот к ретроспективному определению влияния факторов внешней среды и тем самым лишает гигиенистов возможности отвечать на животрепещущие запросы социалистического строительства в стране. Признание метода изучения заболеваемости как основного при оценке влияния факторов внешней среды нанесло бы ущерб санитарному законодательству, так как гигиенические нормативы не могут опираться на патологию, вскрываемую статистикой заболеваемости или состояния здоровья населения по истечении многих лет действия тех или иных факторов внешней среды. Такая позиция обрекает гигиеническую науку на роль пассивного наблюдателя и регистратора событий минувшего.

Противники нового не хотят понять, что все расширяющиеся горизонты научно-технического прогресса и связанный с этим непрерывно осуществляющийся процесс технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства, сопровождающийся появлением во внешней среде новых химических, физических и биологических факторов, настоятельно требуют сосредоточения наибольшего внимания, сил и средств на расширении целенаправленных экспериментальных гигиенических исследований, единственно способных указать не только на степень вновь возникающей опасности для населения, но в подлинно профилактическом плане и на те условия, при которых опасность для человека может быть устранена.

И если исходить из решения ЦК КПСС и Совета Министров СССР о мероприятиях по повышению эффективности научных исследований, то, как показал весь исторический путь развития гигиены и особенно за послереволюционный период, кроме работ, имеющих своей конечной целью определение нормативных требований, для гигиенической науки, нет более прямого и короткого пути в санитарную практику, в практику социалистического строительства.

Наряду с всемерным расширением и научно-методическим совершенствованием исследований в этом главном направлении необходимы и рабо-

ты по оценке гигиенической эффективности осуществляемых технических и технологических мероприятий, а где это возможно и нужно, также длительное изучение заболеваемости и состояния здоровья населения для определения влияния этих мероприятий, в частности для проверки правильности экспериментально обоснованных гигиенических нормативов. Но это уже второе, теряющее смысл и значение без первого.

Поступила 27/1 1969 г.

УДК 614.78/79.001.6

К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ГИГИЕНЫ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

Член-корр. АМН СССР проф. Д. Н. Калюжный, канд. мед. наук М. В. Крыжановская (Киев)

Составление долговременных прогнозов в любой сфере знаний и деятельности человека представляет собой сложную и ответственную работу, требующую учета многих факторов. Сложность прогнозирования в области коммунальной гигиены обусловлена не только необходимостью предсказать, что и как она будет изучать, но и спецификой этой отрасли гигиенической науки, находящейся в неразрывной связи с направленностью и интенсивностью экономического развития страны.

Направление и уровень развития коммунальной гигиены зависят от многих факторов. Сюда следует отнести характер и масштабы роста основных отраслей промышленности и сельского хозяйства; особенности развития градостроительной науки и практики, а также проектирования и строительства на селе; общий уровень научно-технического прогресса; научные и практические задачи здравоохранения; методическую вооруженность, связанную с уровнем развития естественных и технических наук. Все эти факторы, несомненно, сохранят свое значение и в перспективе.

Проблема больших городов, в частности городов-гигантов, приобрела мировое значение, определила необходимость дальнейшего ограничения их роста. Градостроительство стало перед фактом активного регулирования расселения и развития населенных мест городского типа. Сейчас составляется генеральная схема размещения производительных сил СССР до 1980 г. В этой схеме будет запланировано, с одной стороны, размещение всех основных отраслей промышленности и народного хозяйства, а с другой — комплексное развитие и размещение производительных сил по экономическим районам и союзным республикам. Отдельные исходные материалы для этой схемы, например перспективы получения и использования природных ископаемых, водных ресурсов и т. д., разрабатываются на еще больший срок — до 2000 г. Схемы после включения их в народнохозяйственные планы станут директивными. С этого момента участие гигиенистов в реализации указанных планов будет обязательным, ибо потребуется всестороннее научное обоснование многочисленных и сложных по своей сути вопросов, фактически касающихся рациональной организации и санитарной охраны населенных мест будущего. Следовательно, отправным пунктом при планировании дальнейших направлений развития коммунальной гигиены должны стать города и села не только настоящего, но и в далекой перспективе. Трудность состоит в том, что чем перспектива дальше, тем больше она зависит от еще не определившихся факторов. Правы архитекторы, когда они говорят, что наше сегодняшнее представление о социальных, архитектурно-планировочных, инженерных, эсте-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.