Научная статья на тему 'Экспериментальное моделирование процесса становления и развития детско-взрослых сообществ: системно-синергетический подход'

Экспериментальное моделирование процесса становления и развития детско-взрослых сообществ: системно-синергетический подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВО / CHILDHOOD / СЕМЬЯ / FAMILY / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / SOCIAL INSTITUTION / ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЕ СООБЩЕСТВО / РАЗВИТИЕ ВЗРОСЛОГО И ДЕТСКОГО СООБЩЕСТВ / DEVELOPMENT OF ADULT AND CHILDREN''S COMMUNITIES / РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ / CHILD-ADULT / ОБРАЗЦЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / PATTERNS OF SOCIAL BEHAVIOR / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / SYSTEM-SYNERGETIC APPROACH / CHILDREN-ADULTS' COMMUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тращенкова Светлана Александровна

Актуальность изучения экспериментального моделирования процесса становления и развития детско-взрослых сообществ обусловлена усилением внимания педагогических, социально-психологических и социологических, исследований к социальному функционированию и развитию мира детства, увеличением попыток переосмыслить ребенка и детство, как психологических субъектов и, в тоже время, рассмотреть их в качестве субъектов социализации. В статье рассмотрены теоретические основы системно-синергетического подхода на основе которых разработана и научно обоснована концептуально-методологическая схема становления и развития детско-взрослых сообществ в условиях многообразия. В качестве основных элементов модели нами выделены: концептуально-методологическое поле, поле продуктивного взаимодействия, процессуально-алгоритмическое поле, рефлексивно-оценочное поле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental modeling of the process of forming and development of children and adults communities: system-synergetic approach

The urgency of studying the experimental modeling of the process of formation and development of children's and adult communities is due to the increased attention of pedagogical, socio-psychological and sociological research to the social functioning and development of the world of childhood, an increase in attempts to rethink the child and childhood as psychological subjects and, at the same time, to consider them as subjects of socialization. The theoretical bases of the system-synergetic approach on the basis of which the conceptual-methodological scheme of the formation and development of children's adults communities in conditions of diversity is developed and scientifically substantiated. As the basic elements of the model we have identified: the conceptual-methodological field, the field of productive interaction, the process-algorithmic field, the reflexive-valuation field.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное моделирование процесса становления и развития детско-взрослых сообществ: системно-синергетический подход»

расстоянии. Оценивание работы студентов осуществлялось преподавателем внутри каждой из малых групп, что повышало работоспособность каждого из ее участников.

Выводы. Таким образом, в рамках нашего исследования было выявлено, что система КИС Бшуегеуз вполне может быть использована как инструмент электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий, которые позволяют организовать активный процесс получения знаний самими студентами, а преподаватель или тьютор будут поддерживать этот процесс. В ходе применение такой системы и построения работы в ней происходит влияние на формирование культуры межличностного общения и коммуникативных способностей обучающихся, а также их способности более точно выражать свои мысли и контролировать свои эмоции.

Литература:

1. Андреев, А. А., Солдаткин, В.И. Введение в дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - М.: МЭСИ, 1999. - 196 с.

2. Долматов, А. В. Управление формированием проектной культуры педагога ДОУ: системный, процессный, деятельностный подходы // Личность, общество, образование в изменяющемся мире: межвузовский сборник научных трудов. - СПб: ЛОИРО, 2011. - С. 190-195.

3. Моисеева, М. В. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой. — М.: Издательский дом «Камерон», 2004. — 216 с.

4. Полат, Е. С. К проблеме определения эффективности дистанционной формы обучения // Открытое образование. 2015. - №3. - С. 71-77.

5. Полат, Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения. 2-е изд.,стер.- М.:Изд. центр «Академия». - 400 с.

6. Социология: Учебник /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.512 с.: ил.

7. Фаткуллин Н. Ю. Двухпараметрическая педагогическая модель прогнозирования успешности результатов дистанционного обучения/ Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф., Вайндорф-Сысоева, М.Е., Грязнова Т.С. // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. - 2015. - № 4. - С. 124-130.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.07.2017)

9. Церковсковский, Ф. Л. Психология межличностных отношений: конспект лекций / А.Л. Церковский, О.И. Гапова, Е.А. Скорикова. - Витебск: ВГМУ, 2017. - 71 с.

Педагогика

УДК 37.064

кандидат педагогических наук Тращенкова Светлана Александровна

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (г. Великий Новгород)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫХ СООБЩЕСТВ: СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация. Актуальность изучения экспериментального моделирования процесса становления и развития детско-взрослых сообществ обусловлена усилением внимания педагогических, социально-психологических и социологических, исследований к социальному функционированию и развитию мира детства, увеличением попыток переосмыслить ребенка и детство, как психологических субъектов и, в тоже время, рассмотреть их в качестве субъектов социализации. В статье рассмотрены теоретические основы системно-синергетического подхода на основе которых разработана и научно обоснована концептуально-методологическая схема становления и развития детско-взрослых сообществ в условиях многообразия. В качестве основных элементов модели нами выделены: концептуально-методологическое поле, поле продуктивного взаимодействия, процессуально-алгоритмическое поле, рефлексивно-оценочное поле.

Ключевые слова: детство, семья, социальный институт, детско-взрослое сообщество, ребенок-взрослый, развитие взрослого и детского сообществ, образцы социального поведения, моделирование, системно-синергетический подход.

Annotation. The urgency of studying the experimental modeling of the process of formation and development of children's and adult communities is due to the increased attention of pedagogical, socio-psychological and sociological research to the social functioning and development of the world of childhood, an increase in attempts to rethink the child and childhood as psychological subjects and, at the same time, to consider them as subjects of socialization. The theoretical bases of the system-synergetic approach on the basis of which the conceptual-methodological scheme of the formation and development of children's adults communities in conditions of diversity is developed and scientifically substantiated. As the basic elements of the model we have identified: the conceptual-methodological field, the field of productive interaction, the process-algorithmic field, the reflexive-valuation field.

Keywords: childhood, family, social institution, children-adults' community, child-adult, development of adult and children's communities, patterns of social behavior, modeling, system-synergetic approach.

Введение. В национальной доктрине образования до 2025 года указывается на то, что воспитание в России должно исходить из потребности в разработке путей и средств самоопределения и проектирования общности вокруг самоопределяющегося субъекта. В данном контексте необходимо решить задачу самоопределения жизненной позиции подростков и детей путем формирования «дружественных сред». В качестве стратегической задачи современного образования определяется конструирование воспитательных систем таким образом, чтобы была сформирована нравственная, интеллектуальная, гражданская личность, способная действовать активно в постоянно меняющихся условиях.

Раскрывая процесс моделирования становления и развития детско-взрослых сообществ, важно заметить, что моделирование рассматривается нами не только как практический объективный критерий изучения истинности знаний, но и как одно из средств отображения явлений и процессов реального мира. Проверка их истинности осуществляется непосредственно, либо устанавливая их отношение к другим теориям, которые

выступают в качестве модели практически обоснованной. Моделирование в единстве с другими методами познания, выступает в данном случае как процесс его углубления.

Полученные в ходе исследования результаты возможно перенести на оригинал в связи с тем, что модель отображает какие-либо его черты и осуществляется часто посредством предварительного исследования того и другого. Для успешного проведения моделирования важно наличие уже сложившихся теорий, которые исследуют гипотезы или явления, указывающие на допустимые упрощения при построении моделей.

При этом полипарадигмальность, которая характеризует процесс использования в педагогической практике множества образовательных парадигм, является отличительной характеристикой современного развития образования. [2; 3; 4]

Полипарадигмальным основанием проектирования и исследования образования в современных условиях может быть рассмотрена синергетика, основу которой составляет коммуникативная организация процесса. Категория «синергетика» в переводе с греческого означает - диалог, сотрудничество, совместное действие.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время нет общепринятого, строгого определения синергетики, которая возникла как теория явлений кооперативных при решении задач тематики лазерной, а затем приобрела статус теории, которая описывает неустойчивые, нелинейные, незамкнутые системы. В контексте общефилософских представлений синергетика определяется как наука о "становящемся бытии", его механизмах и самом становлении [10].

Рассмотрение проблемы организации самоопределения в учебной деятельности также связано с синергетическим подходом в образовании [11, с 337]. Так, в работах О.С. Анисимова определяется сущность саморазвития, возможность в учебном процессе формировать способности к саморазвитию, обосновывается, с позиций психологии и педагогики, организация процессов саморазвития. При этом логико-мыслительному обеспечению педагогической деятельности, способствующему становлению способности обучающихся к саморазвитию уделено особое внимание [11].

С.П.Курдюмов и В.Н.Князева считают, что самоорганизацию в процессе образования можно считать самообразованием, овладением методиками расширения своих знаний. Обучение, с точки зрения авторов, -это "нелинейная ситуация открытого диалога, прямой обратной связи", при этом сущность синергетического подхода к обучению, по их мнению, - это образование как открытие себя в сотрудничестве с другими людьми и с самим собой [12].

В связи с этим можно сделать вывод, что с синергетикой связана новая парадигма - парадигма самоорганизации, отличительной характеристикой которой является развитие субъектного потенциала организации.

На необходимость педагогической синергетики и отказа от «функционально-режимных» устремлений традиционной педагогики указывает Л.М. Андрюхина, отмечая, что «образование и воспитание достигает наибольшего эффекта там, где поддерживается исходное многообразие индивидуальностей, создаются условия для проявления разнообразных способностей, существует богатая разнообразием культурная среда. Только в такой среде открывается возможность самоорганизации» [19, с. 25].

«Синергетическая концепция самоорганизуемого воспитания» сформулирована С.В.Кульневичем, основной идеей которой становится теория процесса формирования личностных структур сознания субъектов образовательного процесса как механизма и источника педагогического самоорганизуемого творчества. По С.В.Кульневичу можно сформулировать, основанные на синергетических ориентирах, следующие принципы образования: субъектность познающего сознания; дополнительность; открытость воспитательной и учебной информации включение экспертных оснований; диалогичностъ содержания; нравственность коммуникации убеждающей; неявная этнокультура педагогическая; самоидентификация; регулирующая воспитательная практика; кумулятивный эффект образования [20, с. 54-66].

Для нас особый интерес представляют исследования, выделяющие синергетический аспект при проектировании образовательных процессов. Рассмотрим некоторые примеры.

Определяя, в контексте системно-деятельностного подхода, концепцию содержания образования, П.Г. Щедровицкий отмечает, что «...содержанием оказывается не то, что передастся в исходном тексте мысле-речи или в плане демонстрации способов деятельности (решения задач), а то, что возникает в понимания-непонимания и рефлексивной коммуникации по поводу ситуации непонимания. Содержанием образования, воспитания оказывается то, что совместно удерживается, по крайней мере, двумя участниками коммуникации» [21]. При выборе технологий и форм становления и развития ДВС на основе педагогики саморазвития мы рассматриваем в качестве основной образовательной цели овладения технологией рефлексивной самоорганизации - образовательную игру.

Обобщая все выше сказанное, можно утверждать, что идеи синергетики возможно применить при решении проблем ДВС. Сама синергетика, определяя новую парадигму, раскрывает законы становления и развития ДВС в контексте гуманизации современного образования, что позволяет назвать новой парадигмой парадигму самообразования.

Как показал анализ исследований концептуального обоснования содержания, целей, технологий и ценностей образования детей и взрослых, что его основу составляют разные взгляды на сущность и социокультурный смысл образования. Определяя задачу формирования целостного человека, Г.Б. Корнетов отмечал, что необходимо «таким образом организовать образовательное пространство, чтобы в нем сочетались подходы, ориентированные на различные педагогические парадигмы» [4, с. 61].

В нашем исследовании рассматривается парадигма «самоорганизации», которая в синергетике описывает неустойчивые, незамкнутые, нелинейные системы и представляет собой новое направление междисциплинарных исследований процессов развития и самоорганизации, протекающих в открытых системах, что характерно для ДВС.

Изучение исследований, определяющих сущность синергетического подхода и описывающих опыт его применения при проектировании образовательных систем, свидетельствует о том, что в образовании идеи синергетики используются при построении кооперативных отношений между субъектами образования и других сфер, формированием их способности к самоопределению и самоорганизации, что и отличает взаимодействие субъектов ДВС.

Для нашего исследования большое значение имеют направления в педагогике, основанные на синергетических технологиях («педагогика саморазвития» О.С.Анисимова, «авторизированная педагогика» Н.Н. Халаджана и др), что позволяет констатировать о значимости парадигмы самоорганизации при решении

проблем ДВС. В тоже время изучение результатов исследований, которые раскрывают технологические, предметно-содержательные и ценностно-целевые аспекты реализации синергетического подхода в различных образовательных системах, свидетельствует о недостаточной изученности возможностей использования синергетического подхода при моделировании процесса становления и развития ДВС.

Введение синергетики в данный процесс возможно через синергетичность процессов становления личности и сообществ, что значимо для нашего диссертационного исследования, в частности, то, что применение синергетического подхода позволяет раскрыть характер стимулирующего образования, обосновать открытый характер диалога с другими людьми.

Данные положения и составляют основу теоретико-экспериментального моделирования процесса становления и развития ДВС.

Нами разработана и научно обоснована концептуально-методологическая схем становления и развития детско-взрослых сообществ в условиях многообразия.

Концептуально-методологическое поле

Комплексный, системно-синегретический, индивидуально-развивающий, праксиологический, компаративистский подходы

Принципы Ведущие идеи

—принцип диалогового общения и продуктивного взаимодействия —принцип сотрудничества детей и взрослых

— принцип помогающих взаимоотношений

— принцип просоциальной активной деятельности и субъектности

—идея коллективных творческих дел

— идея проектной педагогики

— идея персоннфнкацнн н фаснлигапин

Поле продуктивного взаимодействия

Компоненты Процессы

—самопознание — мотив ациокно- с тнмулирующий

—ценностное общение — адаптивный

—групповое взаимодействие — интегральный

— прогностическим

— оптимального выоора

Процессуально-алгоритмическое поле Алгоритм становления и развития ДВС

Создание норм и правил

жизнедеятельности в ДВС

Накопление и

осмысление опыта совместной деятельности в ДВС

Проектирование жизненной траектории на основе адекватной самооценки участия в ДВС

Рефлексивно-оценочное поле Критерии оценки: социально-коммуникативная активность субъектов ДВС

Рисунок 1. Концептуально-методологическая схема становления и развития ДВС в условиях

многообразия

Раскроем сущность каждого элемента концептуально-методологической схемы. Первый её структурный элемент - концептуально-методологическое поле, которое содержит методологические подходы, принципы и

ведущие идеи. Оптимальное сочетание комплексного, системно-синергетического, индивидуально-развивающего, праксиологического и компаративистского подходов составляют методологическую основу. В качестве ведущего определен комплексный подход к становлению и развитию детско-взрослых сообществ. В условиях многообразия, данный подход является комплексным, так как учитывает разные аспекты становления и развития детско-взрослого сообщества в их взаимосвязи (организационные, социокультурные, психологические, экономические и др.), обеспечивает диалог традиций и тенденций в развитии детей и взрослых в современном мире: открытость детско-взрослого сообщества, предполагающую стимулирование инициатив как внутри его, так и вне; вариативность в выборе программ и форм совместной деятельности детей и взрослых с учетом их индивидуальных особенностей и творческих способностей, их многообразия.

При этом эвристическая и критическая функция свойственны системно-синергетическому подходу. Первая функция включает изучение явлений и объектов в новых взаимосвязях и отношениях, исходя из многообразия типов этих связей и отношений, типологических и структурных характеристик изучаемого явления. Функция критическая данного подхода, носит конструктивный характер и направлена на выявление недостаточности объяснения и изучения явлений и предметов, их взаимосвязей.

В исследовании одним из основоных положений системно-синергетического подхода определяется рассмотрение системы как совокупности субъектов и объектов, взаимодействие которых способствует становлению новых интегративных качеств, которые не свойственны компонентам системы, в тоже время система активно воздействует на свои компоненты, преобразуя их соответственно собственной природе и с учетом факторов, обеспечивающих ее относительную самостоятельность и целостность.

Необходимо учесть, что применение подхода учитывает характер совместной деятельности направленной на формирование у детей и взрослых синергетического мышления и готовности к новым видам деятельности: проектной, культурно-просветительской, экспертной, социально-рефлексивной, творческой.

При реализации индивидуально-развивающего подхода в процессе становления и развития детско-взрослого сообщества акценты делаются на: изучении условий саморазвития и развития человека, который выступает как активный субъект собственного развития; обоснование социокультурной программы, направленной на самореализацию саморазвитие и самоорганизацию субъектов сообщества, учитывая их опыт, интересы, ценности, склонности; определении главного экспертного критерия оценки индивидуально-развивающего эффекта - становление гуманистически направленных ценностных ориентаций, определяющих духовный мир человека.

Праксиологический подход включает осуществление положений о сбалансированном сотрудничестве, индивидуальном успехе, связанных с созданием условий для интеграции интеллекта субъектов детско-взрослого сообщества, стимулирование их стремления к успеху, творчеству, пробуждения инициативы, а также формирование их истинной заинтересованности в успехе.

Компаративистский подход позволяет исследовать международный и российский опыт формирования и развития детско-взрослых сообществ в сравнительно-сопоставительном ключе.

В концептуально-методологический схеме определяются концептуальные основания, включающие ряд принципов и ведущих идей. Принципами становления и развития детско-взрослых сообществ являются: принцип сотрудничества, диалогового общения и продуктивного взаимодействия, принцип помогающих взаимоотношений, принцип просоциальной активной деятельности.

Сотрудничество в контексте первого принципа рассматривается как совокупность деятельностных, поведенческих, интеллектуальных, ценностных взаимосвязей, обусловленная саморазвитием личностей детей и взрослых. Сотрудничество ребенка и взрослого включает их сотворчество, сознание, соучаствование, событие. Сотворчество взрослого и ребенка совершается в процессе формирования их ценностных ориентаций и жизненных целей. Роль сознания в процессе совместной деятельности, отмечал М.М. Бахтин, утверждая, что истина рождается в процессе совместного поиска и диалогического общения [13]. Таким образом, сознание может рассматриваться как выявление двух одинаково правильных систем знания, что способствует взаимообогащению. Соучаствование ребенка и взрослого предполагает сопереживание, сочувствие, активную помощь, а также эмоциональную включенность в дела других людей. В детско-взрослом сообществе каждое проводимое мероприятие является событием, то есть ярким, впечатляющим и запоминающимся действием. В качестве обобщения значимости данного принципа для становления детско-взрослых сообществ выделим следующие основные признаки событийности общности (по И.Ю. Шустовой): совместное бытие, взаимопонимание; духовная связь (общность), близость, чувство МЫ; открытость отношений; самоопределение и выбор, что важно для воспитания и развития субъектности взрослых и детей; объединение всех субъектов вокруг общей значимой цели; общность позиций детей и взрослых, в процессе которой осуществляется индивидуальная и групповая рефлексия [14].

Таким образом, реализация данного принципа позволяет каждому ребенку и взрослому сообщества иметь возможность высказать свою точку зрения и быть услышанным, участвовать в решении различных социальных и образовательных проблем на основе диалога и диалогичности общения, ориентированного на получение как индивидуального, так и коллективного продукта.

Особое значение в деятельности территориальных детско-взрослых сообществ имеет реализация принципа помогающих взаимоотношений, предполагающего ориентацию на открытость, эмпатию, искренность, на инициирование духовно-нравственного самосовершенствования. Необходимо отметить, что данный принцип предполагает понимание взрослым ребенка, отказ от навязывания ему своих установок и образов, от авторитарного формирования качеств личности, «удобных» для взрослого. Это становится возможным, когда взрослый сам является самоактуализирующейся личностью. Как справедливо отмечает К.Р.Рождерс, «...успешность, с которой я создаю взаимоотношения, содействующие развитию других людей как отдельных личностей, является мерой достигнутого мною этапа в собственном личностном росте» [15, с. 63] Данный принцип определяет многообразие разновозрастных групп; вариативную организацию образовательной и культурной деятельности; многообразие путей развития и ситуаций их выбора; свободу самоопределения культурного; и обсуждения проблем; ситуацию свободы выбора; формирование культуры выбора личностного.

К идеям, определяющим особенности становления детско-взрослых сообществ нами отнесены: идея персонификации и фасилитации, идея проектной педагогики и коллективных творческих дел.

Реализация идеи коллективных творческих дел (А.С. Макаренко, И.П. Иванов) предполагает развитие систем самоуправления ДВС посредством цепочки событийных КТД, обеспечивающих насыщение

интеллектуальной жизни детей и взрослых через включение их в: познавательную деятельность (интеллектуальные игры, викторины, олимпиады и др.), коммуникативную деятельность (совместные поездки, вечера, организация общих дел и др ), ценностно-ориентированную деятельность (социальные проекты, совместная деятельность по патриотическому воспитанию и др.), художественно-эстетическую деятельность (фестивали песни и танца, конкурсы по изобразительному искусству и др.); спортивно-оздоровительную деятельность (Дни здоровья, веселые старты и др.); развивающую деятельность (олимпиады, конкурсы, кружки, секции, факультативы, элективные курсы и др.).

Реализация идеи проектной педагогики в детско-взрослом сообществе предполагает практико-ориентированный характер совместной проектной деятельности; рефлексивное ее сопровождение; солидарную ответственность за результаты проектирования; взаимное обучение друг друга всеми субъектами проектировочного процесса.

Идея персонификации и фасилитации ориентирует на обеспечение психологической и физической доступности для детей и взрослых различных средств обучения; создание многочисленных связей «взрослый-ребенок», «взрослый - малая группа детей», «ребенок - малая группа детей»; организацию групп свободного общения, куда могут входить взрослые разных статусов и дети разного возраста и др.

К процессам становления и развития ДВС нами отнесены адаптационный, обеспечивающий детям и взрослым гармонию взаимоотношений; интегративный, предполагающий сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности, объединение усилий детей и взрослых; прогностический, направленный на оказание помощи в определении реальных перспектив развития на основе диагностики и рефлексии; оптимального выбора, способствующий созданию условий для самостоятельного выбора и принятия решений, важных для каждого ребенка, взрослого и для сообщества, осознание свободы и ответственности.

Содержание компонентов представленной концептуально-методологической схемы, прежде всего, указывает на связь авторского понимания детско-взрослого сообщества и социального заказа современному образовательному сообществу. При этом сообщество детей и взрослых рассматривается как добровольное, постоянно развивающееся и развивающее каждого участника объединение детей, родителей, педагогов, других взрослых в соответствии с их обшей ценностно-смысловой личностной направленностью. Сообщество, как было сказано выше, характеризуется внутренней расположенностью каждого друг к другу, взаимопониманием, взаимным приятием. Жизнь и деятельность сообщества включает отношения, общение, деятельность. В тоже время предполагается широкий жизненный контекст событий, обстоятельств, ситуаций, «встреч». В соответствии с таким «составом» сообщества его жизнедеятельность выступает источником развития нравственно-творческого потенциала личности - становления творческой индивидуальности. Ведь известно, что «личность не только возникает, но и сохраняет себя лишь в постоянном расширении своей активности, в расширении сферы своих взаимоотношений с другими людьми и вещами, эти отношения опосредствующими» (Э.В. Ильенков) [18].

Для реализации вышеперечисленных идей и функций ДВС создается коммуникативно-стимулирующая среда, основными характеристиками которой являются: эмоциональная и деятельностная включенность; проявление ценностно-смыслового пространства; стимулирование индивидуального самоопределения у каждогосубъекта детско-взрослого сообщества, формирование его осознанной позиции по отношению к сообществу и своей деятельности в нем; проявление и поддержка интереса, спонтанности и свободы в самореализации авторских инициатив; рефлексивные коллективные и индивидуальные процессы [26; 27; 28; 29].

Алгоритм процесса становления и развития детско-взрослого сообщества предполагает последовательность следующих шагов:

Первый шаг характеризуется тем, что при вступлении в ДВС дети и взрослые на основе эмпирического описания того, что с ними происходит в процессе совместной деятельности, выявляют затруднения, связанные, прежде всего, с пониманием особенностей современного детства и взрослого сообщества, анализируют причины этих затруднений, предлагают пути их решения. Итогом проведенной совместной аналитической деятельности детей и взрослых является определение правил и норм жизнедеятельности ДВС.

Второй шаг связан с обобщением множества ситуаций из практики совместной деятельности детей и взрослых в ДВС, осмыслением удач и неудач в реализации совместных проектов, осуществлением выбора и проектирования идеальной модели ДВС.

Третий шаг предполагает, на основе совместной рефлексии проживания своего пути в ДВС каждым ребенком и взрослым проектирование их дальнейшей жизненной траектории.

Эффективность процесса становления и развития ДВС оценивается по уровню сформированности социально-коммуникативной активности ребенка и взрослого, которая рассматривается как интегративное качество их личности, характеризуемое ценностным отношением к взаимодействию с различными людьми и группами в процессе продуктивной совместной деятельности и выполнением различных ролей в социально-значимых проектах на основе рефлексии внутриличностных и межличностных социальных позиций.

Структурно-содержательными характеристиками социальной активности детей и взрослых являются:

- инициативность в установлении и поддержании отношений с разными социальными группами и отдельными людьми;

- желание понять действия других людей и мотивы собственных действий, принять разные роли социальные и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации;

- способность организовывать свое поведение и общение на основе самоанализа своих действий и поступков, регулировать конфликты, прогнозировать совместную деятельность;

- умение самостоятельно организовать свою деятельность и сотрудничать с другими, преодолевать неуверенность, делать выбор и принимать решения, организовывать свою деятельность и деятельность других, извлекать пользу из своего опыта и опыта других людей.

Таким образом, можно социальную активность субъектов ДВС рассматривать как познавательную активность, проявляющуюся в трех сферах развития личности: деятельности, обучении и самопознании.

К структурным компонентам социальной активности членов детско-взрослого сообщества можно отнести:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социально-коммуникативный, предполагающий идентификацию с социокультурной и образовательный средой сообщества, принятие её ценностей, осмысление социального и образовательного знания, участия в

деятельности сообщества, способствующую усвоению традиций, правил, норм, общественного опыта;

Индивидуально-ценностный, ориентированный на развертывании «самости» ребенка и взрослого в деятельности, его содержательно-результативных и процессуально-динамических характеристик;

Операционально-деятельностный включающий достижение гармоничного сочетания социально-коммуникативного и индивидуально-ценностного компонента.

Выводы. Обобщение вышеизложенного позволяет констатировать, что использование системно-синергетического подхода в моделировании процесса становления и развития ДВС может обеспечить рост потенциала самоорганизации и саморазвитие всех субъектов данных сообществ. Концептуальным основанием становления и развития ДВС в условиях многообразия является взаимопроникновение совокупности характеристик понятий «коммуникация», «продуктивность», «синергетизация», «открытость», «кооперация», обобщенное понимание которых создает уникальность и неповторимость:

— сочетание внешних условий и внутренних процессов развития; ситуация социального развития как «приглашающая сила, вызов» (Л.С. Выготский) и окружение бессильно, когда иссякает собственный внутренний источник и движущие силы саморазвития и развития (В.П. Зинченко);

— «свобода самоопределения» и многообразие зон развития (В.А. Караковский);

— «взаимодействие полей: смысла (культура — личность — образованность), содержания (гуманитарность - креативность — интеграция), организации (разнообразие - индивидуализация -самоорганизация), результата (универсализм - целостность - автономность)» (В.Г. Воронцова);

— «саморазвитие активной личности, внутренняя мотивированность деятельности всех субъектов образовательного процесса, эмоциональный подъем» (В.А. Левин);

— становление способа индивидуального освоения социально- коммуникативной среды; самореализация, способности рефлексии, эмпатии, идентификации, «приведение в движение внутренних природообразных ресурсов каждого индивида через диалог и взаимодействие» (Т.В. Менг).

Литература:

1. Национальная доктрина образования в российской федерации. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г., № 751

2. Гинецинский, В.И. Педагогическое знание как методологическая и теоретическая проблема / В.И. Гинецинский Дисс. ... доктора пед.наук - Л.: 1988 - 332 с.

3. Ильенков, Э.В. Философия и культура. - М., 1991. - 320 с.

4. Корнетов, Г.Б. Педагогика в поиске базовых моделей образовательного процесса / Г.Б. Корнетов // Школьные технологии. - 1999. - N1-2- с. 61 - 69.

5. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун -М. Прогресс, 1977. - 300 с.

6. Борзенков, В .Л. Педагогическая игротехника. Методология. Теория. Практика. / В.Л. Борзенков. -М., 2000. - 130 с.

7. Карпенко, М.П. К вопросу о становлении новой педагогической парадигмы и её технологическом обеспечении / М.П. Карпенко, В.Н. Помогайбин // Школьные технологии. 1999. N 1-2, с. 3-9

8. Громыко Ю.В. Образование как средство формирования и выращивания практики общественно-регионального развития / Ю.В. Громыко, В.В Давидов // Россия-2010. 1993. N0 1.

9. Сериков, В.В. Образование и личность. - М.: Логос, 1999 г. - 173 с.

10. Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе. - М., 1994.

11. Анисимов, О.С. Технолого-педагогические основы педагогики саморазвития: Учебное пособие. / О.С. Анисимов, К.А. Раджабов. Самарканд: Изд-во СамГУ, 1989. - 100 с.

12. Князева, Е.Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. / Е.Н. Князева, С.П Курдюмов. - М.: 1994. - 217 с.

13. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. М.: Художлит, 1975. С. 234

14. Шустова, И.Ю. Детско-взрослая общность и её со-бытийные характеристики. / И.Ю. Шустова // Новые ценности образования, 2010. Вып. 1 (43). «Событийность в образовательной и педагогической деятельности». С. 22 - 35.

15. Роджерс, К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К.Р. Роджерс; (Пер. с англ. М. Злотник). - М. : Эксмо-Пресс, 2001. С. 63.

16. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. / А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1985. -т. 5.-336 с.

17. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. / И.П. Иванов - М.: Педагогика. 1989 - 58 с.

18. Ильенков, Э.В. Личность и творчество / Э.В. Ильенков. Москва. 1999. С. 178

19. Андрюхина, Л.М. Региональная политика, культура и содержание образования. — Екатеринбург, 1994. 246 с.

20. Кульневич, С.В. Педагогика личности: от концепций до технологий. Учебно-практическое пособие / С.В.Кульневич. - Ростов-на-Дону: Учитель, 2001. - 160 с.

21. Щедровицкий, П.Г. Очерки о философии образования. - М. : НИИ ОПП АПМ СССР, 1982. - 110 с.

22. Буданов, В.Г. Синергетические стратегии в образовании. / В.Г. Буданов - [Электронный ресурс] http://www.ras.ru:8101/81budan.html

23. Выготский, Л.С. Психология развития человека. / Л.С. Выготский — М.: Изд-во Смысл 2005. — 1136 с.

24. Зинченко, В.П. Миры, структуры и динамика сознания: человек развивающийся. Очерки российский психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. - М.: Тривола, 1994. - с. 162 - 210.

25. Воронцова, В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога / В.Г. Воронцова. - Псков: ПОИПКРО, 1997. - 421 с.

26. Певзнер М.Н. Образовательные возможности развития детско-взрослых взаимоотношений/ Певзнер М.Н., Петряков П.А., Александрова М.В., Донина И.А. // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2016. № 1. С. 20-24.

27. Певзнер М.Н. Развитие межпоколенных отношений в территориальных детско-взрослых сообществах / Певзнер М.Н., Петряков П.А., Александрова М.В., Донина И.А. // Человек и образование. 2015. № 3 (44). С. 118-122.

28. Шерайзина Р.М. Детско-родительское сообщество как фактор развития дошкольника / Шерайзина Р.М., Александрова М.В., Донина И.А., Зиновьева С.Д., Тращенкова С.А. // Психология взаимоотношений в контексте развития личности: Коллективная монография. - Ульяновск, 2017. С. 82-90.

29. Шерайзина Р.М., Александрова М.В., Тращенкова С.А., Донина И.А. Развитие детско-родительских отношений в процессе продуктивного взаимодействия субъектов территориальных детско-взрослых сообществ // В книге: Психолого-педагогические особенности семьи XXI века отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2016. С. 245-254.

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологического образования Тубеева Фиалета Казбековна

Северо-Осетинский государственный педагогический институт (г. Владикавказ);

старший преподаватель кафедры дефектологического образования Заоева Нелля Касполатовна

Северо-Осетинский государственный педагогический институт (г. Владикавказ);

магистрант кафедры дефектологического образования по направлению подготовки

Психолого-педагогическое образование / профиль: Психолого-педагогическое

сопровождение обучающихся с ОВЗ Цгоев Сослан Таймуразович

Северо-Осетинский государственный педагогический институт (г. Владикавказ)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В последнее время в России ведется деятельная политика по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, оказывается существенная материальная и психологическая помощь семьям, имеющим детей инвалидов. В статье анализируются психологические особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматривается влияние внутрисемейных отношений на социализацию данной категории детей, выявляются методы и средства установления контактов и психологического сопровождения детей и родителей, устанавливаются мотивационные, волевые, психологические, познавательные и эмоциональные компоненты психологической готовности родителей к воспитанию детей-инвалидов.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, воспитание, общая готовность, психологическая готовность, ситуационная готовность, психологическое сопровождение.

Annotation. Recently active policy in relation to children with disabilities has been conducted in Russia. Substantial material and psychological assistance is provided to families with children with disabilities. In the article psychological features of the upbringing of children with disabilities are analyzed, the influence of family relationships on the socialization of this category of children is examined, methods and means of establishing contacts and psychological accompaniment of children and parents are revealed, motivational, volitional, psychological, cognitive and emotional components of the parents' education of disabled children.

Keywords: children with disabilities, upbringing, general readiness, psychological readiness, situational readiness, psychological support.

Введение. На сегодняшний день стало бесспорным, что уровень благополучия семьи и детства обуславливают глубокий кризис состояния общества, значительные перебои в развитии социальной политики страны. Кардинальные изменения в стране, связанные с трансформацией всех сфер жизнедеятельности людей, существенно усложнили социальные проблемы населения. Это отразилось, в первую очередь, на состояние самого незащищенного слоя населения, среди которых - дети с ограниченными возможностями здоровья, а также на семьях, воспитывающих детей-инвалидов. В России, как и во всех других государствах, на фоне сокращения общей численности населения, значительно выросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Все чаще рождаются дети с врожденными психическими или физическими аномалиями, соматическими недостатками в здоровье, дефектами интеллекта и другими серьезными заболеваниями. При этом воспитание детей-инвалидов имеет свои специфические особенности. Сегодня численность таких детей составляет около 10% среди всех новорожденных. Предположительный рост количества детей-инвалидов вызывает тревожные психологические, социальные, культурные, экономические и социологические проблемы как для самих детей-инвалидов и их семей, так и для государства в целом. На плечи родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, ложится трудное бремя забот не только материального или финансового, но и психологического, физического и морального характера.

Формулировка цели статьи. От своевременности понимания причин трудностей, от верности принятых решений, от способности реализовать позитивные намерения, т. е. от решения конкретных проблем, возникающих в жизни, зависит будущее ребенка и его близких. В последние годы отношение к детям-инвалидам со стороны российских властей и обывателей изменилось к лучшему. Сейчас Россия позиционирует себя как страна, все граждане которой имеют равные возможности. Однако на практике многое оказывается иным. Семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо оказывать социально-педагогическую, психологическую и материальную поддержку. Для того чтобы эта поддержка была наиболее результативной и своевременной, нужно начать работу с диагностики существующих проблем в семьях, воспитывающих детей инвалидов. В выявлении этих проблем и механизмов их решения заключается основная цель нашего исследования.

Изложение основного материала статьи. Проблема психологической готовности родителей к воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время приобрел весьма актуальный характер. В России, как и во всем мире. Возросло численность детей, имеющих различные нарушения в психическом, физическом, физиологическом и соматическом здоровье. В связи с этим, родители, воспитывающие детей-инвалидов, должны быть психологически подготовленными к разнообразным проблемам, возникающим при их воспитании. Вопросами психологического сопровождения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.