3. При пероральном введении больших доз ниобия (10, 20 и 40 мг/кг) наблюдаются дегенеративно-дистрофические изменения в желудочно-кишечном тракте и внутренних органах, а доз от 0,5 до 0,005 мг/кг — биохимические и функциональные сдвиги в организме теплокровных животных.
4. Недействующая доза ниобия в условиях хронической пероральной затравки животных равна 0,0005 мг/кг, что в пересчете на концентрацию в воде составляет 0,01 мг/л.
5. Предельно допустимая концентрация ниобия в воде может быть принята на уровне 0,01 мг/л по токсикологическому признаку вредности.
Поступила 5/VII 1974 г.
SUBSTANTIATION OF THE MAXIMUM PERMISSIBLE CONCENTRATION OF
NIOBIUM IN WATER BODIES
L. A. Sazhina, L. N. Elnichnykh
The threshold concentration of niobium by itseffecton the general sanitary regimen of the water body was found to be at a level of 0.1 mg/1 (judging by BOD and development of saprophytic microorganisms). In a sanitary-toxicological experiment the threshold dose of niobium that caused disturbances of certain enzymatic processes in albino rats was found to amount to 0.005 mg/kg and the ineffective dose was 0.0005 mg/kg. On the basis of a comparative assessment of the complex investigation data obtained the maximum permissible concentration of niobium in water bodies is recommended to be set at a level of 0.01 mg/l (according to the toxicologic index of noxiousness).
УДК в16-05в.3-02:[в13.49:547.43ъаа
Г. М. Костродымова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ СЕНСИБИЛИЗИРУЮЩИХ СВОЙСТВ ТРИЭТАНОЛАМИНА, ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ БЫТОВЫХ СРЕДСТВ
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
Настоящие исследования проведены в связи с противоречивостью литературных данных о сенсибилизирующих свойствах триэтаноламина (ТЭА) и отсутствием сведений об изучении сенсибилизирующих свойств этого вещества (МРТУ-6-02-497-68 и МРТУ-6-02-403-67), применяемого в бытовых химических средствах. В работе был использован ряд методов, широко используемых для выявления аллергенных свойств химических агентов (Е. А. Иевлева; М. В. Крыжановская; В. А. Адо и А. А. Подколзин; О. Г. Алексеева и А. И. Петкевич). Предварительно проведено исследование порога раздражающего действия ТЭА на кожу морских свинок (1—5-я группа) и белых мышей (6-я группа). В 5-й группе исследовали ТЭА МРТУ-6 02-403-67, в остальных группах — ТЭА МРТУ-6-02-497-68. У морских свинок с левой и правой сторон боковой поверхности туловища выстригали по 3 квадрата каждый размером 1,5x2,5 см. С левой стороны вещество наносили (по 1—3 капли с легким втиранием) в возрастающих концентрациях в направлении от головы к задним конечностям, с правой — в обратном порядке. Мышам аппликации делали на выстриженный участок межлопаточной области. Аппликации проводили ежедневно в течение месяца. ТЭА использовали в нативном состоянии и в виде водных растворов различных концентраций: 1-й группе (4 животных) — 0,5, 5 и 10%, 2-й группе (4 животных) — 20, 30 и 40 %, 3-й группе (3 животных) — 50, 60 и 70 %, 4-й группе (8 животных) — 70, 80 % и нативный продукт, 5-й группе (8 животных) — 60, 70 % и нативный продукт, 6-й группе (10 животных) — нативный продукт. Ежедневно вели визуальное наблюдение за характером реакции кожи на участке повторных аппликаций ТЭА.
Опыты по исследованию возможных сенсибилизирующих свойств ТЭА (I—V серия) были поставлены на 187 свинках весом 250—350 г. В I— IV серии исследовали ТЭА МРТУ-6-02-497-68, в V серии — ТЭА МРТУ-6-
Ю
02-403-67. В опытах использовали водные растворы ТЭА или нативный продукт.
I серия опытов. Животным 7-й группы вводили ТЭА в подушечки задних лапок, животным 10—12-й и 15-й групп водный раствор ТЭА подкожно (бедро) пятикратно с интервалом 2—3 дня. Первое введение проводили с 0,2 мл адъюванта Фрейнда.
II серия опытов. Внутрикожно раствор ТЭА вводили в наружную поверхность уха. Животным 21-й группы раствор ТЭА вводили дважды с интервалом 3 дня (сначала в одно ухо, затем в другое).
III серия опытов. Животным 30-й группы применяли аппликации ТЭА (нативный продукт) компрессным способом. Всего было сделано 5 компрессов в течение 37г мес. Через 11—14 дней после каждого компресса проводили накожное тестирование.
IV серия опытов. Подопытных животных 23 раза в течение месяца поили при помощи зонда водным раствором ТЭА в концентрации 1,4 мг/л, что соответствует ПДК этого вещества для водоемов. Контрольным животным в те же сроки вводили дистиллированную воду.
Во время опытов вели наблюдения за весом, поведением, отношением к корму экспериментальных животных, в ряде групп (4, 6, 10—17, 21—27, 34 и 35-я) — за динамикой изменения периферической крови (общее количество лейкоцитов, эритроцитов, тромбоцитов, гемоглобин, лейкоцитарная формула крови). Кровь исследовали до начала опыта, перед тестированием и через 1 и 48 ч после тестирования. В конце периода инкубации ставили реакцию Уанье. Через 48 ч после тестирования животные 4, 6, 10—17 и 21 — 35-й групп были забиты, кожа зоны многократных аппликаций и зоны тестирования, лимфатические узлы, регионарные к месту сенсибилизации, селезенка взяты для гистологического исследования. Материал фиксировали смесью Карнуа и 10 % формалином. Срезы'окрашивали гематоксилин-эози-ном и метиловым зеленым—пиронином.
Визуально признаков раздражения кожи ни в одной группе морских свинок и белых мышей при аппликациях ТЭА МРТУ-6-02-497-68 и МРТУ-6-02-403-67 в концентрациях от 0,5 % до нативного продукта не выявлено.
В I—V серии опытов, когда использовали различные методические приемы изучения аллергенных свойств химических агентов (при варьировании дозой и концентрацией исследуемого вещества, способом введения, сроками воздействия, длительностью инкубационного периода, методами тестирования), у экспериментальных животных явлений аллергического шока при внутрибрюшинном тестировании и контактного дерматита при накожном тестировании не отмечено.
Количество тромбоцитов, лейкоцитов, эритроцитов и форменных элементов крови, содержание гемоглобина у подопытных животных на различных этапах эксперимента оставались в пределах нормы. Различия в этих показателях у морских свинок опытных и контрольных групп оказались незначительными и статистически недостоверными. При проведении реакции Уанье оптическая плотность сыворотки крови большинства подопытных и контрольных животных снижалась равномерно.
При гистологическом изучении кожи после многократных эпикутан-ных воздействий ТЭА существенных деструктивных изменений в эпидермисе не выявлено Вместе с тем на участках повторных аппликаций отмечены слабо выраженные при воздействии 6 % раствора ТЭА МРТУ-6-02-497-68 и 15 % раствора ТЭА МРТУ-6-02-403-67 и более интенсивные при воздействии нативного продукта гиперпластические процессы в ростковом слое эпидермиса, эпителии наружных волосяных влагалищ и сальных желез.
Клеточная реакция в дерме (в зонах тестирования и повторных аппликаций) в целом была выражена слабо и заключалась в незначительном уве-
1 Гистологические исследования проведемы совместно с канд. биол. наук М. С. Гор-леевой.
личении числа гистиоцитарно-фибробластических элементов и лимфоцитов. При изучении регионарных лимфатических узлов и селезенки не зарегистрировано морфологических сдвигов, сопровождающих развитие реакции гиперчувствительности замедленного типа. Так, в паракортикальных зонах регионарных лимфатических узлов и периаортальных областях селезенки отсутствовала выраженная пролиферация пиронинофильных клеток (блас-тов и больших лимфоцитов).
Таким образом, в эксперименте на морских свинках не выявлено сенсибилизирующих свойств ТЭА МРТУ-6-02-497-68 при накожном, подкожном, внутрикожном и пероральном путях воздействия и ТЭА МРТУ-6-02-403-67 при накожных аппликациях.
Данные гистологического исследования свидетельствуют о том, что ТЭА МРТУ-6-02-497-68 (концентрация 6% и выше) и ТЭА МРТУ-6-02-403-67 (концентрация 15% и выше) при многократном воздействии вызывает явления слабого раздражения кожи морских свинок.
Сопоставляя полученные нами материалы с литературными сведениями о случаях аллергических дерматозов у рабочих, контактирующих с составами, включающими ТЭА, следует учитывать, что в промышленности и быту используются различные марки этого вещества с различным (количественно и качественно) содержанием примесей. Не исключено, что некоторые из марок ТЭА могут обладать аллергенными свойствами. Отсюда вытекает необходимость обязательного указания ГОСТ или ТУ химического вещества при описании его токсикологических, в том числе аллергенных, свойств. Это даст возможность гигиенистам дифференцированно решать вопрос о целесообразности использования в быту (и на производстве) той или иной марки (ГОСТ, ТУ) химического вещества.
Выводы
1. Многократное воздействие триэтаноламина МРТУ-6-02-497-68 (концентрация 6 % и выше) и МРТУ-6-02-403-67 (концентрация 15 % и выше) на кожу морских свинок вызывает явления раздражения, определяемые при гистологическом исследовании.
2. В опытах на морских свинках аллергенных свойств триэтаноламина МРТУ-6-02-497-68 и МРТУ-6-02-403-67 не выявлено.
3. Материалы исследований могут быть использованы при выборе марки (МРТУ, ТУ) триэтаноламина для включения в состав бытовых химических средств.
ЛИТЕРАТУРА. А д о В. А., ПодколзинА. А. Фармакол. и ток-сикол., 1971, № 6, с. 705. — Алексеева О. Г., Цеткевич А. И. Гиг. и сан., 1972, № 3, с. 64. — И е в л е в а Е. А. Вестн. дерматол., 1962, № 3, с. 83. — К р ы -ж а н о в с к а я М. В. Методические указания к экспериментальному изучению аллергенных свойств химических ингредиентов атмосферных загрязнений. Киев, 1968.
Поступила 4/Х 1974 г.
AN EXPERIMENTAL STUDY OF THE POSSIBLE SENSITIZING PROPERTIES OF TRIETHANOLAMINE CONTAINED IN CHEMICAL COMPOUNDS USED AT HOME
G. M. Kostrodymova
In an experiment carried out on guinea pigs no sensitizing properties of triethanolamine MPTY-6-02-497-68 were detected in case of their application to the skin, subcutaneous, intracutaneous and per os administration and of MPTY-6-02-403-67 in its application to the skin. A repeated action of triethanolamine MPTY-6-02-497-68 (a concentration of 6% and higher) and triethanolamine MPTY-6-02-403-67 (a concentration of 15% and higher) on the skin of guinea pigs caused a weak irritation, that was determined by means of a histological analysis.