Среди сложной гаммы химических веществ (выделяемых организмом человека, внутренним оборудованием жилищ, ограждениями, отделочными материалами), подвергшихся воздействию озона, многие обладают заметным запахом, оказывающим неприятное субъективное и, по-видимому, объективное воздействие на людей. Как уже отмечалось, установить механизм воздействия окисленных озоном веществ на организм людей представляется делом сложным, учитывая их чрезвычайно пеструю картину. В наших опытах такая попытка сделана. С этой целью до начала искусственного озонирования (контроль) и после него проводился анкетный опрос и определялась самооценка испытуемых по методике САН.
Д© проведения искусственного озонирования в обоих обитаемых помещениях испытуемые предъявляли жалобы на сонливость, раздражительность и недостаток свежего воздуха. Следует отметить, что в помещении № 2 число испытуемых, не предъявлявших этих жалоб, было значительно меньше. После проведения искусственного озонирования перечисленные жалобы достоверно (Я<0,01) уменьшились. В условиях повышенного содержания идентифицированных веществ (помещение № 2) число испытуемых, указывающих на эти жалобы, было больше.
Анализ результатов самооценки проживающих показал, что по сравнению с контролем в опытных группах отмечается достоверное улучшение самочувствия, активности и настроения. Однако активность и настроение в большей степени увеличились в помещении № 1, где окислительный эффект озона проявлялся слабее по сравнению с помещением № 2 за счет меньших расходов 03 на окисление присутствующих в воздушной среде веществ.
Таким образом, в воздухе обитаемых помещений содержатся различные вещества, концентрации которых находятся в прямой зависимости от условий обитания. Для оздоровления воздушной среды можно использовать окислительный эффект озо-
на. Последний находится в обратно пропорциональной зависимости от химического состава воздуха в помещениях. При проведении искусственного озонирования важно учитывать максимальную равновесную концентрацию 03 в связи с зависимостью от нее состояния организма проживающих. В присутствии людей следует ограничиваться концентрациями озона, исключающими возможность неблагоприятного воздействия его на организм проживающих. Предварительный хромато-масс-спектромет-рический анализ воздуха позволяет судить о целесообразности проведения искусственного озонирования.
Литература. Доскин В. А. и др. — Вопр. психол.,
1973, № 6. с. 141 — 145. Доскин В. А. и др. — Гиг. труда, 1975, № 5, с. 28—32. Дубянская М. П. — Ж. русск. об-ва охраны нар. здрав., 1913. № 5—6. с. 66—79.
Келдыш Н. К. Материалы к бактериологическому исследованию воздуха. Дис. докт. СПб., 1886. Крукович И. А. О влиянии озона и хлора на гниение. СПб.. 1882.
Лукашевич А. И. О дезинфекции озоном. Дне. докт. СПб., 1888.
Супруненко П. И. Опытные исследования над озоном в применении его для санитарных целей. Дис. докт. СПб., 1880
Поступила 19.07.82
Summary. Chromato-mass-spectrometric air analysis in dwelling buildings with different density of inhabitants and artificial air ozonation showed that the oxidizing effect of ozone could be used for air medium sanitation. The former is in inverse proportion to the chemical composition of air in the indoor environment — the better chemical air composition the less manifest ozone effect. Artificial air ozonation should be implemented with due regard for the maximum equilibrium concentration of ozone, as it can affect the human health. It is essential that in the presence of people indoors, the range of ozone concentrations should be chosen in such a way, so as to rule out any possibility of its hazardous impact on human health. Preliminary chromato-mass-spectrometric air analysis makes it possible to assess the expediency of implementing artificial air ozonation.
УДК 013.632:667.5.032]-07:616-0ПК-П57-092.9
Н. М. Кузьменко, О. Г. Петровская
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ БЛАСТОМОГЕННЫХ СВОЙСТВ ДИСПЕРСНОГО КРАСИТЕЛЯ ЖЕЛТОГО ПРОЧНОГО 4К
ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев
Дисперсные красители широко применяются для окраски тканей, изготовленных из синтетических волокон. Возможность контакта рабочих с красителями в условиях их производства и применения определяет необходимость проведения токсиколо-го-гнгиенической оценки.
Краситель дисперсный желтый прочный 4 К (ДЖП-4 К) — бензол-1-азо-1-бензол-4-азо-4-о-кре-зол — мелкодисперсный порошок, удельная масса 316,29, растворим в этиловом спирте и ацетоне.
По химической структуре относится к азосоеди-нениям.
Среднесмертельная доза товарной формы красителя (пигмента с диспергаторами) для крыс составляет 3170-4:820 мг/кг, для мышей — 2080 ± ±513 мг/кг, для пигмента — соответственно 2870± ±590 и 1864 ±430 мг/кг. Введение пигмента кроликам в дозе 10 г/кг гибели их не вызывало. При многократном нанесении на кожу водные взвеси и спиртовые растворы как пигменты, так и товарной
Угловия эксперимента и результаты изучения бластомогенных свойств пигмента красителя ДЖП-4К
Вид животных Число животных Способ применении ДЖП-4К Эффективное число животных < А) Число животных с опухолями Число опухолей с учетом первнчно-множестпспных
в опыте исследованных абс. % (Б) Р всего на 1 животное (Б)
Крысы:
подопытные 120 85 Накожный 85 52 61.2±5,3 <0,05 34/27 0,4/0,32
контрольные 150 132 — 135 25 18,5±3,2 7/18 0,05/0,13
Мыши:
подопытные 160 135 В желудок 130 52 40,0±3,2 <0,05 17/35 0,13/0,27
контрольные 200 152 — 148 29 19,6±3,1 12/17 0,08/0,11
Примечание. А — число животных, переживших время обнаружения первой опухоли; Б — процент от эффективного числа; числитель — число опухолей у самцов; знаменатель — число опухолей у самок.
формы красителя в дозе 1 г/кг у 16—40% крыс оказывали невыраженное кожнораздражающее действие (Н. М. Кузьменко).
Цель настоящих исследований — выявление возможных бластомогенных свойств пигмента красителя ДЖП-4 К.
Предпосылкой для проведения таких исследований были данные литературы, свидетельствующие о потенциальной бластомогенной опасности азосое-динений, синтезированных на основе продуктов переработки нефти и каменноугольной смолы и содержащих полициклическне ароматические углеводороды, а также, в частности, некоторых азо-красителей (Mori и соавт.; Stiborova и соавт.).
Исследования проведены на беспородных крысах массой 90—115 г и мышах массой 14,5—16 г. В опытной группе было 120 крыс и 160 мышей, в контрольной — 150 крыс и 200 мышей. Самцов и самок в каждой группе было поровну. Пигмент красителя в дозе 50 мг/кг крысам в течение 141/2 мес в виде 20% водной взвеси 3 раза в неделю наносили накожно, мышам 13V2 мес в той же дозе 2 раза в неделю вводили в желудок, контрольные животные получали равнозначный объем воды. Наносимая на кожу доза ниже максимально переносимой в хроническом опыте и близка к реально встречающейся в условиях производства. Кожный путь воздействия избран нами как наиболее адекватный при попадании красителя человеку в условиях производства, применения и в случае миграции из окрашенной ткани при ношении одежды. Кроме того, нами ранее установлено, что дисперсные красители хорошо проникают через неповрежденные кожные покровы (Н. М. Кузьменко).
Введение красителя в желудок также не исключало реального пути поступления в организм рабочих, хотя и в меньших количествах, и давало возможность сопоставить полученные данные как с результатами накожного нанесения, так и с показателями опытов с другими сходными соединениями, оральный путь введения которых является преимущественным. Общий срок эксперимента планировался на протяжении всей жизни животных.
В ходе опыта учитывали общее состояние животных, динамику массы тела, состояние кожных
покровов. Ослабленных животных забивали и так же, как и павших, подвергали тщательному макро- и микроскопическому исследованию. Гистологические препараты готовили из фиксированных в нейтральном формалине органов, которые были обработаны в спиртах восходящей крепости с последующей докраской гематоксилином и эозином.
При этом учитывали не только количество опухолей, но и время их появления, локализацию, характер роста и метастазирование. Выявленные новообразования учитывали у самок и самцов отдельно.
Полученные данные подвергали статистической обработке по методу Стьюдента: Х- и на ЭВМ «Наири-3-1» ВЦ в лаборатории кибернетики ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс.
Условия эксперимента и некоторые результаты приведены в таблице.
Накожно краситель ДЖП-4 К самцам крыс наносили в дозе 2,52±0,3 г, самкам — в дозе 1,9±0,1 г. Средняя продолжительность жизни всех крыс в опытной группе составляла 588 ±27 дней, а животных с опухолями — 424±19 дней, в контрольной группе — соответственно 682±24 и 664 ±15 дней. В опытной группе подвергнуто исследованию 85 животных, в контрольной — 132, время обнаружения первой опухоли у крыс опытной группы 187 дней, у контрольных — 482 дня.
Условия опытов на мышах при введении красителя ДЖП-4 К в желудок были следующими. Самцы получали 3,1 ±0,1 г, самки — 2,7±0,29 г. Средняя продолжительность жизни всех мышей опытной группы 517±16 дней, животных с опухолями 501 ±25 дней, контрольных — соответственно 565.7±7 и 554 ±7 дней. Число животных, подвергавшихся исследованию, в опытной группе равнялось 135, в контрольной — 152, время обнаружения первой опухоли у опытных мышеи составило 358 дней, у контрольных — 427 дней.
Следует отметить, что ни у крыс, ни у мышей за время опыта признаков кожнораздражающего, общетоксического действия и изменений массы тела по сравнению с контролем не было.
Число опухолей было больше у подопытных животных. Новообразования локализовались и в тех органах, в которых они не встречались у контрольных крыс и мышей. Особенно это характерно для мочеполовых органов животных обоих видов и лимфоидной и кроветворной тканей крыс. У подопытных животных превалировали также опухоли злокачественного характера. Общее количество выявленных опухолей у крыс опытной гуппы по отношению к эффективному числу 61,2 ±5,3% (злокачественных 41,2±3,4%, доброкачественных 20±2%), у контрольных — 18,5±3,2% (злокачественных 8,1 ±0,8%, доброкачественных 10,4±1,6?^). Количество выявленных опухолей у подопытных мышей по отношению к эффективному числу 40± ±3,2% (злокачественных 30±2,3%, доброкачественных 10±0,8%), тогда как в контроле их было 19,6±3,1 % (злокачественных 16,9±2,4%, доброкачественных 2,7±0,1%).
На основании результатов исследования можно заключить, что пигмент красителя ДЖП-4 К оказывает бластомогенное влияние на крыс при длительном накожном воздействии и на мышей при пероральном введении. Выявленное различие по сравнению с контролем достоверно. Большую бла-стомогенную активность краситель проявил у крыс после накожного воздействия, о чем свидетельствует как общий процент опухолей, так и процент злокачественных. Характерно, что количество опухолей у подопытных животных было больше за счет не только выявленных случаев, но и новой локализации. Так, у крыс опытной группы обнаружены опухоли в мягких тканях (ретикулосар-кома), молочной железе (аденокарцинома), мочеполовых органах (рак матки), цистаденомы дополнительных половых желез, лейкоз, а у мышей— опухоли в легких (аденокарцинома), коже (плоскоклеточный рак) и также в мочеполовых органах (аденокарцинома матки и мочевого пузыря, ци-стаденома дополнительных половых желез и др.), не встречающиеся у контрольных животных.
Следует отметить и то, что при накожном воздействии красителя у крыс первые новообразования выявлены через 6 мес, а у контрольных животных— через 14 мес. У подопытных мышей срок появления первой опухоли 12 мес, у контрольных — 14 мес. Последнее также подтверждает то, что мыши или менее чувствительны к данному красителю, или оероральный путь воздействия в силу особенностей метаболического превращения красителя снижает количественную возможность индукции опухолей.
Кроме того, в опытной группе у самцов было больше опухолей, чем у самок (34 против 27), тогда как в контрольной картина была иной (18 против 7). У мышей обеих групп новообразований было больше также у самок.
Учитывая, что определить реальную степень бла-стомогенной опасности новых химических веществ для человека не представляется возможным, многие исследователи считают, что к химическим соединениям, вызывающим развитие опухолей у животных, следует относиться так, как если бы они вызывали образование опухолей у человека (В. С. Турусов; Schräm, и др.).
Выводы. 1. Пигмент красителя ДЖП-4 К в дозе 50 мг/кг в хроническом опыте при накожном нанесении беспородным крысам и пероральном введении белым мышам индуцирует образование опухолей, в том числе злокачественных, и является бластомогеном для животных данного вида.
2. Спектр локализации опухолей, индуцируемых у подопытных животных, значительно шире, чем у контрольных, и обусловлен новообразованиями мочеполовой системы, лимфоидной, кроветворной и мягких тканей, кожи и др.
3. Пигмент красителя ДЖП-4 К при накожном воздействии у крыс преимущественно поражает самцов.
4. Пигмент красителя ДЖП-4 К может быть потенциальным бластомогеном для человека. В целях безопасности производства и применения данного красителя необходимо проведение ряда профилактических мероприятий.
Литература. Кузьменко Н. М. — В кн.: Гигиена применения полимерных материалов. Киев, 1976,
с 58_59_
Кузьменко Н. М. — Гиг. и сан., 1978, № 6, с. 103—105. Турусов В. С. — В кн.: Токсикология. М., 1978, т. 9,
с. 59—: 7.
Mori У., Horie М., Toyoshi К. — Radioisotopes, 1979,
v. 28, р. 72—77. Stiborova М., Matrka М., Hrades J. — Biochem. Pharmacol., 1980, v. 29, p. 2301—2305. Schram T. — Arch. Geschwulstforsch., 1981, Bd 51,
Summary. Blastomogenic effect of dispersing yellow fast dye 4K was proved experimentally in random-bred mice and rats chronically exposed to the substance in epicu-taneous and oral administration. The effect was more manifest in rats in a epicutaneous exposure.