Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование вихревой ступени с кольцевой заслонкой в зоне нагнетания'

Экспериментальное исследование вихревой ступени с кольцевой заслонкой в зоне нагнетания Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИХРЕВАЯ СТУПЕНЬ / РАБОЧЕЕ КОЛЕСО / РАБОЧИЙ КАНАЛ / СТРУКТУРА ПОТЕРЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПРЕССОРА / ВИХРЕВАЯ ТУРБОМАШИНА

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Белотелова Людмила Николаевна, Волошин Павел Андреевич, Оськин Сергей Александрович, Радугин Михаил Александрович, Сергеев Владимир Николаевич

Приведены результаты экспериментального исследования высоконапорной вихревой ступени турбомашины с устройством для снижения потерь от балластного газа в проточной части.Представлены рекомендации по геометрии устройства,обеспечивающие повышение КПД вихревой ступени турбомашины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Белотелова Людмила Николаевна, Волошин Павел Андреевич, Оськин Сергей Александрович, Радугин Михаил Александрович, Сергеев Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование вихревой ступени с кольцевой заслонкой в зоне нагнетания»

УДК 621.51

Л. Н. Белотелова, П. А. Волошин, С. А. Оськин, М. А. Радугин, В. Н. Сергеев, В. Н. Хмара

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВИХРЕВОЙ СТУПЕНИ С КОЛЬЦЕВОЙ ЗАСЛОНКОЙ В ЗОНЕ НАГНЕТАНИЯ

Приведены результаты экспериментального исследования высоконапорной вихревой ступени турбомашины с устройством для снижения потерь от балластного газа в проточной части. Представлены рекомендации по геометрии устройства, обеспечивающие повышение КПД вихревой ступени турбомашины.

E-mail: vozduhoduvka@mail.ru

Ключевые слова: вихревая турбомашина, вихревая ступень, рабочее колесо, рабочий канал, структура потерь, эффективность компрессора.

При ряде преимуществ у вихревых турбомашин имеется один существенный недостаток - сравнительно низкий КПД. Это обусловлено особенностями процесса сжатия в вихревой ступени, в котором имеют место потери, характерные как для турбомашин, так и для машин объемного типа. Существенное влияние на эффективность работы вихревой ступени оказывает процесс переноса сжатого нагретого газа через отсекатель с нагнетания на всасывание, что является основной причиной низкого КПД вихревой ступени. Уменьшая количество "балластного" газа, можно ожидать повышения эффективности работы вихревой ступени.

Предлагается один из вариантов решения этой задачи [1-3]: балластный газ просто сбрасывается в атмосферу, не смешиваясь с холодным газом, поступающим на всасывание. Экономии в этом случае нет, поскольку на сжатие балластного газа затрачена энергия. Однако отсутствует и подогрев всасываемого газа от смешения с балластным газом, тем самым увеличивается степень сжатия в одной ступени. Экономия может быть получена, если часть балластного газа изъять из межлопаточного пространства рабочего колеса еще в зоне нагнетания, направив его в нагнетательный патрубок. В МГТУ им. Н.Э. Баумана для решения этой задачи предложено устанавливать на входе в лопатки рабочего колеса в зоне нагнетания кольцевую заслонку в окружном направлении, длина которой определяется соотношением L = Ьзасл/Ь или центральным углом у = L ^360°. Схема вихревой ступени с кольцевой заслонкой на нагнетании приведена на рис. 1.

Рис. 1. Схема вихревой ступени с кольцевой заслонкой в зоне нагнетания

Работает заслонка следующим образом: в зоне ее расположения находящийся в межлопаточном пространстве рабочего колеса сжатый горячий газ отбрасывается на перефирию центробежными силами, а поступлению снизу новой порции газа препятствует заслонка. В результате через отсекатель в межлопаточном пространстве на всасывание переносится газ с меньшей плотностью, т. е. с меньшей массой балласта.

Экспериментальные исследования проведены на серийном вихревом нагнетателе ВВК-2М с периферийно-боковым каналом и двусторонней проточной частью. Длина заслонки в зоне нагнетания изменялась в диапазоне £засл = 50.. .285 мм (50, 80, 100, 200 и 285 мм), что соответствует диапазону значений L = 0,095.0,273. Характеристики вихревой ступени с различными кольцевыми заслонками представлены на рис. 2 (в физических параметрах) и на рис. 3 (в относительных параметрах).

Рис. 2. Влияние длины заслонки на характеристику вихревой ступени

Анализ характеристик вихревой ступени при различной длине кольцевых заслонок в зоне нагнетания показывает, что установка заслонки длиной Ьзасл = 100 мм (Ь = 0,095) приводит к наибольшему увеличению КПД ступени (птах = 0,318 по сравнению с Птах = 0,29 для

той же ступени без кольцевой заслонки) и почти не снижает создаваемого перепада давления Арступ. Заслонки длиной 50 и 80 мм мало влияют на характеристику вихревой ступени. При Ьзасл > 100 мм понижается как Арступ, так и ^ступ, т. е. заслонки на нагнетании могут быть использованы для регулирования работы вихревой ступени.

Коэффициент расхода ф

Рис. 3. Влияние длины заслонки на адиабатный КПД цаа вихревой ступени

Таким образом, при установке кольцевой заслонки в зоне нагнетания можно достичь существенного повышения эффективности

вихревой ступени (при Ь ~ 0,095...0,105, у ~ 40°). Кроме того, установка заслонки является довольно простым методом регулирования

работы вихревой ступени (при Ь > 0,11).

Аналогичный эксперимент проведен на серийном нагнетателе ВВК-300 с улучшенной аэродинамической схемой (рис. 4).

Рис. 4. Результаты использования заслонки на серийном нагнетателе ВВК-300:

Щи Пад1 - исходная характеристика; щ2, Пад2 - У = 60°; щ3, щад3 - у = 50°

Рис. 5. Совместное влияние улучшенной аэродинамической схемы и заслонки

Использование заслонки с у = 50° приводит к увеличению КПД на 24 %. Применяя заслонку совместно с новым каналом грушевидной формы в одной ступени (рис. 5), получаем повышение КПД на 48 % по сравнению с исходной характеристикой ступени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Патент РФ № 2070993. 27.12.1996.

2. European Patent Specification EP 0 646 728 B1. 27.12.1993.

3. United States Patent № 5499900. 19.04.1996.

Статья поступила в редакцию 14.09.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.