Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРИБОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПЕРСПЕКТИВНЫХ САМОСМАЗЫВАЮЩИХСЯ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ БЫСТРОХОДНЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРИБОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПЕРСПЕКТИВНЫХ САМОСМАЗЫВАЮЩИХСЯ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ БЫСТРОХОДНЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИЕ / ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ / ПОЛИМЕРНЫЙ МАТЕРИАЛ / ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Райковский Николай Анатольевич, Калашников Александр Михайлович

В работе рассмотрены методика и стенд экспериментального исследования трибологических характеристик материалов быстроходных узлов «сухого» трения, реализующие схему трения «палец-диск». В результате экспериментальных исследований определены трибологические характеристики традиционных и перспективных отечественных и зарубежных самосмазывающихся материалов. Установлена существенная зависимость фрикционно-износных характеристик самосмазывающихся материалов быстроходных узлов «сухого» трения от скорости скольжения. При этом наилучшие трибологические характеристики во всем диапазоне скоростей скольжения от 10 м/с до 40 м/с соответствуют материалу Криолон-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Райковский Николай Анатольевич, Калашников Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL STUDY OF TRIBOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PROMISING SELF-LUBRICATING MATERIALS FOR HIGH-SPEED FRICTION UNITS

The paper considers a technique and a stand for experimental study of the tribological characteristics of materials for high-speed «dry» friction units that implement the «finger-disk» friction scheme. As a result of experimental studies, the tribological characteristics of traditional and promising domestic and foreign self-lubricating materials were determined. A significant dependence of the friction-wear characteristics of self-lubricating materials of high-speed «dry» friction units on the sliding speed has been established. At the same time, the best tribological characteristics in the entire range of sliding speeds from 10 m/s to 40 m/s correspond to the Kryolon-3 material.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРИБОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПЕРСПЕКТИВНЫХ САМОСМАЗЫВАЮЩИХСЯ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ БЫСТРОХОДНЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ»

УДК 621.514

DOI: 10.25206/2588-0373-2023-7-2-45-51

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРИБОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПЕРСПЕКТИВНЫХ САМОСМАЗЫВАЮЩИХСЯ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ БЫСТРОХОДНЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ

Н. А. Райковский, А. М. Калашников

Омский государственный технический университет, Россия, 644050, г. Омск, пр. Мира, 11

В работе рассмотрены методика и стенд экспериментального исследования трибологических характеристик материалов быстроходных узлов «сухого» трения, реализующие схему трения «палец—диск». В результате экспериментальных исследований определены трибологические характеристики традиционных и перспективных отечественных и зарубежных самосмазывающихся материалов. Установлена существенная зависимость фрикционно-износных характеристик самосмазывающихся материалов быстроходных узлов «сухого» трения от скорости скольжения. При этом наилучшие трибологические характеристики во всем диапазоне скоростей скольжения от 10 м/с до 40 м/с соответствуют материалу Криолон-3.

Ключевые слова: трение, износостойкость, полимерный материал, эксперимент.

I >

N1

О И О О Е н Т х >0 о К

Введение

Одной из важнейших задач при создании узлов «сухого» трения является правильный выбор конструкционных антифрикционных материалов [1 — 5]. Основная трудность обоснованного выбора материалов для применения их в узлах трения роторных агрегатов состоит в большом многообразии таких материалов, прежде всего антифрикционных полимерных материалов; в отсутствии результатов исследований трибологических свойств таких материалов применительно к условиям работы роторных агрегатов; в желании производителей презентовать, в рекламных целях, наилучшие показатели материалов; противоречивостью результатов исследований различных авторов, что можно объяснить разными режимами трения, разными схемами трения и т.д. [5—14].

Подавляющая часть исследований триботехни-ческих характеристик материалов выполнена применительно к малым скоростям (до 5 м/с) и большим удельным давлениям (1 — 5 МПа). Это особенно затрудняет выбор подходящих самосмазывающихся материалов из большого их множества для узлов трения быстроходных роторных агрегатов, которые работают при скоростях скольжения в зоне трения более 10 м/с [1—9].

Целью данной работы является сравнительное экспериментальное исследование фрикционно-из-носных характеристик перспективных самосмазывающихся полимерных материалов отечественного и зарубежного производства, выполненное в одинаковых условиях.

Методика экспериментального исследования

Массовая скорость изнашивания определялась по уравнению:

I

(1)

где т12 — масса о б разца до и после испытания; т — промежуток времени ис пытания.

Время испытаний в каждом случае определялось износостойкостью образца и погрешностью определения скорости из нашим ния, которая не превышала 5 %. Данная погрешность оценивалась промежуточным взвешиванием с интервалом испытания не менее 20 часов.

Коэффициент относительной износостойкости определялся по формуле:

К = и!.,

изм I 1Г

(2)

где 1Г

скорость износа материала АГ-1500СО5

при скорости скольжения 10 м/с; I.. — скорость износа г-го материала при ]-й скорости скольжения. Коэффициент тр ения опр еделялся из уравнения:

/ =РД

N ■ Я

(3)

так как Л1=Л2,

б и^

н N

(4)

нормальна нагрузка Я

Я,

радиус трения

где N

образца; Я2 — радиус измерения силы датчиком. Нормальная сим определялась по уравнению:

Перед проведением экспериментального исследования выполнялась приработка образцов. После приработки образец и диск протирались бензином (ГОСТ 443-76), затем этиловым спиртом (ГОСТ 5962-57) и просушивались в сушильной камере в течение 15 минут.

N = тд,

(5)

где т — масса нагружения; д — ускорение свободного падения.

Относительная скорость скольжения в трущемся сопряжении определялась по уравнению:

кк - к

1 2

Т

Рис. 1. Блок-схема установки: ТТ — тело трения; ИКТ — инфракрасный термометр MLX90614-ACF; ПК — персональный компьютер Fig. 1. Block diagram of the installation: ТТ — friction body; ИКТ — infrared thermometer MLX90614-ACF; ПК — personal computer

Рис. 2. Элементы конструкции экспериментального стенда: 1 — датчик силы; 2 — груз; 3 — дорожка трения вращающегося диска; 4 — черненая поверхность вращающегося диска; 5 — полимерный образец; 6 — инфракрасный датчик температуры (на дорожке трения); 7 — инфракрасный датчик температуры (на черненной поверхности) Fig. 2. Design elements of the experimental stand: 1 — force sensor; 2 — cargo; 3 — friction track of a rotating disk; 4 — blackened surface of a rotating disk; 5 — polymer sample; 6 — infrared temperature sensor (on the friction track); 7 — infrared temperature sensor (on the blackened surface)

ю = 2

n • R.

(6)

где ю — угловая скорость вращения диска; п — частота вращения диска.

Схема системы измерения экспериментального стенда, реализующего схему трения «палец — диск», представлена на рис. 1.

Экспериментальный стенд (рис. 2) состоит из вертикально установленного электрошпинделя, размещенного на раме, в котором закреплен стальной диск диаметром 80 мм, выполненный из стали 40Х с параметрами НЯС 54 и Яа 0,32. Частота вращения шпинделя регулируется за счет частотного преобразователя S900-2R.S2.2GE в диапазоне 0 — 24000 об/мин, что позволяет реализовать скорости скольжения в зоне трения до 80 м/с. Из-за больших частот вращения электрошпиндель снабжен системой охлаждения. Самосмазывающийся образец выполнен в форме пальца с размерами: диаметр — 7 мм, длина — 10 мм. Инфракрасный термометр МЬХ90614-ЛСЕ имеет заводскую калибровку по модели АЧТ, спектральный диапазон чувствительности ДЯ = 5,5—14 мкм и возможность

введения коэффициента поправки на коэффициент излучения поверхности е.

Система измерений стенда позволяет определять: нагрузочно-скоростные и триботехнические характеристики пары трения, а также температуру на зачерненной поверхности диска. Измеряемые параметры выводятся на персональный компьютер в виде трендов от времени согласно схеме, рассмотренной на рис. 1. Более подробно методика определения температуры поверхности трения стального диска рассмотрена в работе [15].

Результаты экспериментальных исследований

Экспериментальные исследования выполнены в диапазоне от 10 м/с до 40 м/с. Рассмотрены следующие материалы: Криолон-3, CELAZOLE PBI, TORLON 4301 PAI, KETRON PEEK-HPV, KETRON PEEK-CA30, TECHTRON HPV PPS, графит АГ-1500СО5, Суперфлувис, КВН-3. В табл. 1 рассмотрены износные характеристики группы испытуемых материалов, представленных в форме коэффициента относительной износостойкости.

п

Таблица 1. Коэффициент относительной износостойкости самосмазывающихся

материалов при различных скоростях скольжения

Table 1. Relative wear resistance coefficient of self-lubricating materials

at different sliding speeds

Наименование материала Коэффициент относительной износостойкости

10 м/с 20 м/с 30 м/с 40 м/с

CELAZOLE PBI 18,6 7,8 0,2 н/р

TORLON 4301 PAI 16,0 37,6 0,4 н/р

KETRON PEEK-HPV 10,3 6,0 9,3 0,1

KETRON PEEK-CA30 23,3 45,9 13,7 1,1

TECHTRON HPV PPS 10,8 17,5 7,4 н/р

Суперфлувис 3,0 5,8 4,6 0,3

АГ-1500СО5 1,0 9,4 н/р / n/o н/р

КВН-3 5,2 10,6 0,02 н/р

Криолон-3 о о 1,9 1,1

н/р — материал неработоспособен на данном режиме испытаний; о — результаты испытаний отсутствуют

I >

Si

О s О О E н T х

о К

Таблица 2. Коэффициент трения самосмазывающихся материалов при различных скоростях скольжения

Table 2. Coefficient of friction of self-lubricating materials at different sliding speeds

Наименование материала Коэффициент трения

10 м/с 20 м/с 30 м/с 40 м/с

CELAZOLE PBI 0,02 0,02 0,1 н/р

TORLON 4301 PAI 0,03 0,01 0,07 н/р

KETRON PEEK-HPV 0,06 0,045 0,02 0,06

KETRON PEEK-CA30 0,1 0,04 0,025 0,06

TECHTRON HPV PPS 0,17 0,02 0,02 н/р

Суперфлувис 0,2 0,03 0,02 0,18

АГ-1500С05 0,21 0,02 н/р н/р

КВН-3 0,4 0,01 0,03 н/р

Криолон-3 0,02 0,01 0,01 0,05

н/р — материал неработоспособен на данном режиме испытаний

Результаты исследования износных характеристик самосмазывающихся материалов в условиях «сухого» трения показали, что высокие характеристики в сравнении с традиционными материалами (на примере АГ-1500СО5), применяемыми в быстроходных узлах трения, обеспечивают следующие марки:

— при скорости скольжения 40 м/с — КЕТРОН PEEK — CA30 и Криолон-3. При этом величина износа данных материалов при скорости скольжения 40 м/с сопоставима с износом АГ-1500С05 при скорости скольжения 10 м/с;

— при скорости скольжения 30 м/с — КЕТРОН PEEK — HPV, КЕТРОН PEEK — CA30, TECHTRON HPV PPS, Суперфлувис, Криолон-3. При этом величина износа данных материалов при скорости скольжения 30 м/с от 2 до 14 раз меньше износа АГ-1500С05 при скорости скольжения 10 м/с;

— при скорости скольжения 20 м/с — все материалы исследуемой группы. При этом величина износа данных материалов при скорости скольжения 20 м/с от 6 до 46 раз меньше износа АГ-1500С05 при скорости скольжения 10 м/с.

— при скорости скольжения 10 м/с — все материалы исследуемой группы. При этом величина износа данных материалов при скорости скольжения

10 м/с от 3 до 23 раз меньше износа АГ-1500С05 при скорости скольжения 10 м/с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом полимерные самосмазывающиеся материалы показали значительно лучшую износостойкость при истирании в условиях больших скоростей скольжения.

В табл. 2 рассмотрены значения коэффициента трения исследуемых материалов при скоростях скольжения от 10 до 40 м/с. Отсутствие отдельных материалов на диаграммах указывает на то, что в ходе экспериментальных исследований на данных режимах испытания происходило их разрушение или наблюдался катастрофический износ.

При скорости скольжения 10 м/с наилучшее значение коэффициента трения реализуют материалы: СЕЬЛ20ЬЕ РВ1, ТОЯЬОЫ 4301 РЛ1 и Криолон-3; худшее — КВН-3, АГ1500-С05 и Суперфлувис. При этом для исследуемых материалов значение коэффициента трения может различаться до 20 раз.

При скорости скольжения 20 м/с все исследуемые материалы показали высокие антифрикционные свойства, при этом коэффициент трения не превышал 0,045. Для скорости скольжения 20 м/с коэффициент трения может различаться до 4 раз. В целом при скорости скольжения 20 м/с фрикционные характеристики исследуемых материалов

значительно улучшились в сравнении с характеристиками при скорости скольжения 10 м/с.

При скорости скольжения 30 м/с наилучшее значение коэффициента трения реализуют материалы: Криолон-3, Суперфлувис, TECHTRON HPV PPS, KETRON PEEK-HPV; худшее — TORLON 4301 PAI и CELAZOLE PBI. Для исследуемых материалов коэффициент трения при скорости 30 м/с может различаться до 10 раз. В целом при скорости скольжения 30 м/с наилучшие фрикционные характеристики для исследуемой группы материалов имеют близкие значения с характеристиками при скорости скольжения 20 м/с.

При скорости скольжения 40 м/с из группы рассмотренных материалов работоспособны только 4 материала: KETRON PEEK-CA30, KETRON PEEK-HPV, криолон-3 и Суперфлувис. Наилучшее значение коэффициента трения имеют материалы: Криолон-3, Ketron PEEK CA30, Ketron PEEK HPV; худшее — Суперфлувис. При этом коэффициент трения у представленных материалов при скорости 40 м/с может различаться в 3 — 4 раза.

Комплексный анализ трибологических характеристик выявил следующие перспективные материалы для применения в быстроходных узлах «сухого» трения: при 40 м/с — Ketron PEEK CA30 и Криолон-3; при 30 м/с — TECHTRON HPV PPS, KETRON PEEK-HPV, KETRON PEEK-CA30; при 20 м/с — TORLON 4301 PAI, TECHTRON HPV PPS; при 10 м/с — CELAZOLE PBI, TORLON 4301 PAI.

Таким образом, результаты анализа показали, что в различном диапазоне скоростей скольжения поверхностей трения наилучшие трибологические характеристики обеспечивают различные материалы. Установлено, что полимерные материалы более перспективны, чем графитовые материалы. При этом наилучшие трибологические характеристики в диапазоне скоростей скольжения от 10 м/с до 40 м/с соответствуют материалу Криолон-3.

Результаты исследований показали существенную зависимость фрикционных свойств самосмазывающихся материалов от скорости скольжения в диапазоне значений, характерных для узлов трения ступеней роторно-пластинчатого типа. При этом в диапазоне скоростей 10 — 40 м/с коэффициент трения может изменяться до 40 раз (например, для материала КВН-3). Среднее значение коэффициента трения в диапазоне параметров исследования изменяется в 5—10 раз.

Заключение

В работе рассмотрены экспериментальная установка для исследования трибологических характеристик быстроходных узлов «сухого» трения, реализующая схему трения «палец — диск».

В результате экспериментальных исследований определены трибологические характеристики перспективных отечественных и зарубежных самосмазывающихся материалов. Установлено, что полимерные материалы имеют более высокие три-бологические характеристики в сравнении графитовыми материалами, традиционно применяемыми в ступенях роторно-пластинчатого типа. При этом наиболее универсальный материал в диапазоне скоростей скольжения от 10 м/с до 40 м/с — Криолон-3. Наилучшие характеристики в области скоростей скольжения более 20 м/с в диапазоне исследований соответствуют материалу KETRON PEEK-CA30. Установлена существенная зависимость коэффи-

циента трения узлов «сухого» трения, работающих в быстроходных узлах сухого трения, от скорости скольжения.

Список источников

1. Гаркунов Д. Н. Триботехника: Конструирование, изготовление и эксплуатация машин. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Изд-во МСХА. 2002. 629 с. ISBN 5-94327-093-0.

2. Браун Н. А., Буше И. А., Буяновский И. А. [и др.]. Основы трибологии: Трение, износ, смазка / под ред. А. В. Чи-чинадзе. Москва: Центр «Наука и техника», 1995. 778 с. ISBN 5-900359-10-7.

3. Мышкин Н. К., Петроковец М. И. Трение, износ, смазка. Физические основы и технические приложения трибологии. Москва: Физматлит. 2007. 367 с. ISBN 978-5-9221-0824-9.

4. Аборкин А. В., Елкин А. И., Сычев А. Е. [и др.]. Алымов Износ в условиях сухого трения композиционного материала на основе алюминиевого сплава, упрочненного нанокри-сталлическим графитом / Трение и износ. 2020. Т. 41, № 3. С. 323-330.

5. Стручков Н. Ф., Лебедев Д. И., Винокуров Г. Г. Испытания на износ порошковых покрытий и исследования микрогеометрии поверхностей трения в условиях холода // Природные ресурсы Арктики и Субарктики. 2022. Т. 27, № 2. С. 305-315. DOI: 10.31242/2618-9712-2022-27-2-305-315.

6. Машков Ю. К., Кропотин О. В. Трибофизика и структурная модификация материалов трибосистем: моногр. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. 322 с. ISBN 978-5-8149-0804-9.

7. John M. Self-Lubricating Materials for Extreme Condition Applications / М. John, P. L. Menezes // Materials. 2021. Vol. 14. Р. 55-88. DOI: 10.3390/ma14195588.

8. Friedrich К. Polymer composites for tribological applications // Advanced Industrial and Engineering Polymer Research. 2018. Vol. 1, no. 1. Р. 3-39. DOI: 10.1016/j.aiepr.2018.05.001.

9. ОДО «ФТОРОТЕКС». URL: http://www.ftorotex.by (дата обращения: 04.05.2022).

10. Nunez E. E., Gheisari R., Polycarpou А. А. Tribology review of blended bulk polymers and their coatings for high-load bearing applications // Tribology International. 2018. Vol. 129. Р. 92-111. DOI: 10.1016/j.triboint.2018.08.002.

11. Huai W., Zhang С., Wen S. Graphite-based solid lubricant for high-temperature lubrication // Friction. 2020. Vol. 9. Р. 1660-1672. DOI:10.1007/s40544-020-0456-2.

12. Bao Q., Li N., Feng J. [et al.]. Using mixture design approach for modeling and optimizing tribology properties of PPESK composites // Composites Part A: Applied Science and Manufacturing. 2022. Vol. 163. Р. 107256. DOI: 10.1016/j. compositesa.2022.107256.

13. Зеленцов В. Б., Митрин Б. И., Кузнецова Т. А. [и др.]. Нестационарный износ двухслойного покрытия с учётом тепловыделения от трения // Вычислительная механика сплошных сред. 2020. Т. 13, № 1. С. 98-107. DOI 10.7242/19996691/2020.13.1.8.

14. Reeves C. J., Menezes P. L., Lovell M. R. [et al.] Tribology of solid lubricants // Tribology for Scientists and Engineers. New York: Springer, 2013. Р. 447-494.

15. Райковский Н. А., Аистов И. П., Пономарев Д. Б. Методика бесконтактного измерения температуры поверхности трения вращающегося диска // Системы. Методы. Технологии. 2019. № 3 (43). P. 14-19. DOI: 10.18324/2077-5415-20193-14-19.

РАЙКОВСКИЙ Николай Анатольевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Холодильная и компрессорная техника и технология» Омского государственного технического университета (ОмГТУ), г. Омск. БРНЧ-код: 9140-9356

AuthorlD (РИНЦ): 684470 ORCID: 0000-0002-2783-8298 AuthorlD (SCOPUS): 57190974742 Адрес для переписки: [email protected] КАЛАШНИКОВ Александр Михайлович, старший преподаватель кафедры «Холодильная и компрессорная техника и технология» ОмГТУ, г. Омск. SPIN-код: 5496-5209 AuthorlD (РИНЦ): 888551 ORCID: 0000-0002-6847-4937

Адрес для переписки: [email protected]

Для цитирования

Райковский Н. А., Калашников А. М. Экспериментальное исследование трибологических характеристик перспективных самосмазывающихся материалов для быстроходных узлов трения // Омский научный вестник. Сер. Авиационно-ракетное и энергетическое машиностроение. 2023. Т. 7, № 2. С. 45-51. Б01; 10.25206/2588-0373-2023-7-2-45-51.

Статья поступила в редакцию 14.04.2023 г. © Н. А. Райковский, А. М. Калашников

I >

N1

О s

K о E н T ^ >0 z р

С К

UDC 621.514

DOI: 10.25206/2588-0373-2023-7-2-45-51

EXPERIMENTAL STUDY OF TRIBOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PROMISING SELF-LUBRICATING MATERIALS FOR HIGH-SPEED FRICTION UNITS

N. A. Raikovskiy, A. M. Kalashnikov

Omsk State Technical University, Russia, Omsk, Mira Ave., 11, 644050

The paper considers a technique and a stand for experimental study of the tribological characteristics of materials for high-speed «dry» friction units that implement the «finger-disk» friction scheme. As a result of experimental studies, the tribological characteristics of traditional and promising domestic and foreign self-lubricating materials were determined. A significant dependence of the friction-wear characteristics of self-lubricating materials of high-speed «dry» friction units on the sliding speed has been established. At the same time, the best tribological characteristics in the entire range of sliding speeds from 10 m/s to 40 m/s correspond to the Kryolon-3 material. Keywords: friction, wear resistance, polymeric material, experiment.

References

1. Garkunov D. N. Tribotekhnika: Konstruirovaniye, izgotovleniye i ekspluatatsiya mashin [Tribotechnika: Design, manufacture and operation of machines]. 5th ed., reprint. and additional. Moscow, 2002. 629 p. ISBN 5-94327-093-0. (In Russ.).

2. Braun N. A., Bushe I. A., Buyanovskiy I. A. [et al.]. Osnovy tribologii: Treniye, iznos, smazka [Fundamentals of tribology: Friction, wear, lubrication] / ed. by A. V. Chichinadze. Moscow, 1995. 778 p. ISBN 5-900359-10-7. (In Russ.).

3. Myshkin N. K., Petrokovets M. I. Treniye, iznos, smazka. Fizicheskiye osnovy i tekhnicheskiye prilozheniya tribologii [Friction, wear, lubrication. Physical foundations and technical applications of tribology]. Moscow, 2007. 367 p. ISBN 978-5-92210824-9. (In Russ.).

4. Aborkin A. V., Elkin A. I., Sychev A. E. [et al.]. Alymov Iznos v usloviyakh sukhogo treniya kompozitsionnogo materiala na osnove alyuminiyevogo splava, uprochnennogo nanokristallicheskim grafitom [Wear in conditions of dry friction of a composite material based on an aluminum alloy reinforced with nanocrystalline graphite] // Treniye i iznos. Journal of Friction and Wear. 2020. Vol. 41, no. 3. P. 323-330. (In Russ.).

5. Struchkov N. F., Lebedev D. I., Vinokurov G. G. Ispytaniya na iznos poroshkovykh pokrytiy i issledovaniya mikrogeometrii poverkhnostey treniya v usloviyakh kholoda [Wear testing of powder coatings and investigations of microgeometry of friction surfaces under cold conditions] // Prirodnyye resursy Arktiki i Subarktiki. Arctic and Subarctic Natural Resources. 2022. Vol. 27, no. 2. P. 305-315. DOI: 10.31242/2618-9712-2022-27-2-305-315. (In Russ.).

6. Mashkov Yu. K., Kropotin O. V. Tribofizika i stukturnaya modifikatsiya materialov tribosistem [Tribophysics and structural modification of materials of tribosystems]. Omsk, 2009. 322 p. ISBN 978-5-8149-0804-9. (In Russ.).

7. John M. Self-Lubricating Materials for Extreme Condition Applications / M. John, P. L. Menezes // Materials. 2021. Vol. 14. P. 55-88. DOI: 10.3390/ma14195588. (In Engl.).

8. Friedrich K. Polymer composites for tribological applications // Advanced Industrial and Engineering Polymer Research. 2018. Vol. 1, no. 1. P. 3-39. DOI: 10.1016/j.aiepr.2018.05.001. (In Engl.).

9. ODO «FTOROTEKS». ALC «FTOROTEKS». URL: http:// www.ftorotex.by (accessed 04.05.2022). (In Russ.).

10. Nunez E. E., Gheisari R., Polycarpou A. A. Tribology review of blended bulk polymers and their coatings for high-load bearing applications // Tribology International. 2018. Vol. 129. P. 92-111. DOI:10.1016/j.triboint.2018.08.002. (In Russ.).

11. Huai W., Zhang C., Wen S. Graphite-based solid lubricant for high-temperature lubrication // Friction. 2020. Vol. 9. P. 1660-1672. DOI:10.1007/s40544-020-0456-2. (In Russ.).

12. Bao Q., Li N., Feng J. [et al.]. Using mixture design approach for modeling and optimizing tribology properties of PPESK composites // Composites Part A: Applied Science and Manufacturing. 2022. Vol. 163. P. 107256. DOI: 10.1016/j. compositesa.2022.107256. (In Russ.).

13. Zelentsov V. B., Mitrin B. I., Kuznetsova T. A. [et al.]. Nestatsionarnyy iznos dvukhsloynogo pokrytiya s uchetom teplovydeleniya ot treniya [Non-steady wear of a two-layer coating taking into account frictional heating] // Vychislitel'naya mekhanika sploshnykh sred. Computational Continuous Mechanics. 2020. Vol. 13, no. 1. P. 98-107. DOI: 10.7242/19996691/2020.13.1.8. (In Russ.).

14. Reeves C. J., Menezes P. L., Lovell M. R. [et al.] Tribology of solid lubricants // Tribology for Scientists and Engineers. New York: Springer, 2013. R. 447-494. (In Engl.).

15. Raykovskiy N. A., Aistov I. P., Ponomarev D. B. Metodika beskontaktnogo izmereniya temperatury poverkhnosti treniya vrashchayushchegosya diska [Methods for contactless measurement of the temperature of the friction surface of a rotating disk] // Sistemy. Metody. Tekhnologii. Systems. Methods. Technologies. 2019. No. 3 (43). P. 14-19. DOI: 10.18324/20775415-2019-3-14-19. (In Russ.).

RAYKOVSKIY Nikolai Anatolyevich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of Refrigeration and Compressor Equipment and Technology Department, Omsk State Technical University (OmSTU), Omsk. SPIN-code: 9140-9356

AuthorlD (RSCI): 684470

ORCID: 0000-0002-2783-8298

AuthorlD (SCOPUS): 57190974742

Correspondence address: [email protected]

KALASHNIKOV Aleksander Mikhailovich, Assistant

of Refrigeration and Compressor Equipment and

Technology Department, OmSTU, Omsk.

SPIN code: 5496-5209

AuthorlD (RSCI): 888551

ORCHID: 0000-0002-6847-4937

Correspondence address: [email protected]

For citations

Raikovskiy N. A., Kalashnikov A. M. Experimental study of tribological characteristics of promising self-lubricating materials for high-speed friction units // Omsk Scientific Bulletin. Series Aviation-Rocket and Power Engineering. 2023. Vol. 7, no. 2. P. 45-51. DOI: 10.25206/2588-0373-2023-7-2-45-51.

Received April 14, 2023. © N. A. Raikovskiy, A. M. Kalashnikov

I >

Si

O s

K o

E h

T i

>o

z p a K

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.