УДК 621.514
DOI: 10.25206/2588-0373-2023-7-2-45-51
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРИБОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПЕРСПЕКТИВНЫХ САМОСМАЗЫВАЮЩИХСЯ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ БЫСТРОХОДНЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ
Н. А. Райковский, А. М. Калашников
Омский государственный технический университет, Россия, 644050, г. Омск, пр. Мира, 11
В работе рассмотрены методика и стенд экспериментального исследования трибологических характеристик материалов быстроходных узлов «сухого» трения, реализующие схему трения «палец—диск». В результате экспериментальных исследований определены трибологические характеристики традиционных и перспективных отечественных и зарубежных самосмазывающихся материалов. Установлена существенная зависимость фрикционно-износных характеристик самосмазывающихся материалов быстроходных узлов «сухого» трения от скорости скольжения. При этом наилучшие трибологические характеристики во всем диапазоне скоростей скольжения от 10 м/с до 40 м/с соответствуют материалу Криолон-3.
Ключевые слова: трение, износостойкость, полимерный материал, эксперимент.
I >
N1
О И О О Е н Т х >0 о К
Введение
Одной из важнейших задач при создании узлов «сухого» трения является правильный выбор конструкционных антифрикционных материалов [1 — 5]. Основная трудность обоснованного выбора материалов для применения их в узлах трения роторных агрегатов состоит в большом многообразии таких материалов, прежде всего антифрикционных полимерных материалов; в отсутствии результатов исследований трибологических свойств таких материалов применительно к условиям работы роторных агрегатов; в желании производителей презентовать, в рекламных целях, наилучшие показатели материалов; противоречивостью результатов исследований различных авторов, что можно объяснить разными режимами трения, разными схемами трения и т.д. [5—14].
Подавляющая часть исследований триботехни-ческих характеристик материалов выполнена применительно к малым скоростям (до 5 м/с) и большим удельным давлениям (1 — 5 МПа). Это особенно затрудняет выбор подходящих самосмазывающихся материалов из большого их множества для узлов трения быстроходных роторных агрегатов, которые работают при скоростях скольжения в зоне трения более 10 м/с [1—9].
Целью данной работы является сравнительное экспериментальное исследование фрикционно-из-носных характеристик перспективных самосмазывающихся полимерных материалов отечественного и зарубежного производства, выполненное в одинаковых условиях.
Методика экспериментального исследования
Массовая скорость изнашивания определялась по уравнению:
I
(1)
где т12 — масса о б разца до и после испытания; т — промежуток времени ис пытания.
Время испытаний в каждом случае определялось износостойкостью образца и погрешностью определения скорости из нашим ния, которая не превышала 5 %. Данная погрешность оценивалась промежуточным взвешиванием с интервалом испытания не менее 20 часов.
Коэффициент относительной износостойкости определялся по формуле:
К = и!.,
изм I 1Г
(2)
где 1Г
скорость износа материала АГ-1500СО5
при скорости скольжения 10 м/с; I.. — скорость износа г-го материала при ]-й скорости скольжения. Коэффициент тр ения опр еделялся из уравнения:
/ =РД
N ■ Я
(3)
так как Л1=Л2,
б и^
н N
(4)
нормальна нагрузка Я
Я,
радиус трения
где N
образца; Я2 — радиус измерения силы датчиком. Нормальная сим определялась по уравнению:
Перед проведением экспериментального исследования выполнялась приработка образцов. После приработки образец и диск протирались бензином (ГОСТ 443-76), затем этиловым спиртом (ГОСТ 5962-57) и просушивались в сушильной камере в течение 15 минут.
N = тд,
(5)
где т — масса нагружения; д — ускорение свободного падения.
Относительная скорость скольжения в трущемся сопряжении определялась по уравнению:
кк - к
1 2
Т
Рис. 1. Блок-схема установки: ТТ — тело трения; ИКТ — инфракрасный термометр MLX90614-ACF; ПК — персональный компьютер Fig. 1. Block diagram of the installation: ТТ — friction body; ИКТ — infrared thermometer MLX90614-ACF; ПК — personal computer
Рис. 2. Элементы конструкции экспериментального стенда: 1 — датчик силы; 2 — груз; 3 — дорожка трения вращающегося диска; 4 — черненая поверхность вращающегося диска; 5 — полимерный образец; 6 — инфракрасный датчик температуры (на дорожке трения); 7 — инфракрасный датчик температуры (на черненной поверхности) Fig. 2. Design elements of the experimental stand: 1 — force sensor; 2 — cargo; 3 — friction track of a rotating disk; 4 — blackened surface of a rotating disk; 5 — polymer sample; 6 — infrared temperature sensor (on the friction track); 7 — infrared temperature sensor (on the blackened surface)
ю = 2
n • R.
(6)
где ю — угловая скорость вращения диска; п — частота вращения диска.
Схема системы измерения экспериментального стенда, реализующего схему трения «палец — диск», представлена на рис. 1.
Экспериментальный стенд (рис. 2) состоит из вертикально установленного электрошпинделя, размещенного на раме, в котором закреплен стальной диск диаметром 80 мм, выполненный из стали 40Х с параметрами НЯС 54 и Яа 0,32. Частота вращения шпинделя регулируется за счет частотного преобразователя S900-2R.S2.2GE в диапазоне 0 — 24000 об/мин, что позволяет реализовать скорости скольжения в зоне трения до 80 м/с. Из-за больших частот вращения электрошпиндель снабжен системой охлаждения. Самосмазывающийся образец выполнен в форме пальца с размерами: диаметр — 7 мм, длина — 10 мм. Инфракрасный термометр МЬХ90614-ЛСЕ имеет заводскую калибровку по модели АЧТ, спектральный диапазон чувствительности ДЯ = 5,5—14 мкм и возможность
введения коэффициента поправки на коэффициент излучения поверхности е.
Система измерений стенда позволяет определять: нагрузочно-скоростные и триботехнические характеристики пары трения, а также температуру на зачерненной поверхности диска. Измеряемые параметры выводятся на персональный компьютер в виде трендов от времени согласно схеме, рассмотренной на рис. 1. Более подробно методика определения температуры поверхности трения стального диска рассмотрена в работе [15].
Результаты экспериментальных исследований
Экспериментальные исследования выполнены в диапазоне от 10 м/с до 40 м/с. Рассмотрены следующие материалы: Криолон-3, CELAZOLE PBI, TORLON 4301 PAI, KETRON PEEK-HPV, KETRON PEEK-CA30, TECHTRON HPV PPS, графит АГ-1500СО5, Суперфлувис, КВН-3. В табл. 1 рассмотрены износные характеристики группы испытуемых материалов, представленных в форме коэффициента относительной износостойкости.
п
Таблица 1. Коэффициент относительной износостойкости самосмазывающихся
материалов при различных скоростях скольжения
Table 1. Relative wear resistance coefficient of self-lubricating materials
at different sliding speeds
Наименование материала Коэффициент относительной износостойкости
10 м/с 20 м/с 30 м/с 40 м/с
CELAZOLE PBI 18,6 7,8 0,2 н/р
TORLON 4301 PAI 16,0 37,6 0,4 н/р
KETRON PEEK-HPV 10,3 6,0 9,3 0,1
KETRON PEEK-CA30 23,3 45,9 13,7 1,1
TECHTRON HPV PPS 10,8 17,5 7,4 н/р
Суперфлувис 3,0 5,8 4,6 0,3
АГ-1500СО5 1,0 9,4 н/р / n/o н/р
КВН-3 5,2 10,6 0,02 н/р
Криолон-3 о о 1,9 1,1
н/р — материал неработоспособен на данном режиме испытаний; о — результаты испытаний отсутствуют
I >
Si
О s О О E н T х
>О
о К
Таблица 2. Коэффициент трения самосмазывающихся материалов при различных скоростях скольжения
Table 2. Coefficient of friction of self-lubricating materials at different sliding speeds
Наименование материала Коэффициент трения
10 м/с 20 м/с 30 м/с 40 м/с
CELAZOLE PBI 0,02 0,02 0,1 н/р
TORLON 4301 PAI 0,03 0,01 0,07 н/р
KETRON PEEK-HPV 0,06 0,045 0,02 0,06
KETRON PEEK-CA30 0,1 0,04 0,025 0,06
TECHTRON HPV PPS 0,17 0,02 0,02 н/р
Суперфлувис 0,2 0,03 0,02 0,18
АГ-1500С05 0,21 0,02 н/р н/р
КВН-3 0,4 0,01 0,03 н/р
Криолон-3 0,02 0,01 0,01 0,05
н/р — материал неработоспособен на данном режиме испытаний
Результаты исследования износных характеристик самосмазывающихся материалов в условиях «сухого» трения показали, что высокие характеристики в сравнении с традиционными материалами (на примере АГ-1500СО5), применяемыми в быстроходных узлах трения, обеспечивают следующие марки:
— при скорости скольжения 40 м/с — КЕТРОН PEEK — CA30 и Криолон-3. При этом величина износа данных материалов при скорости скольжения 40 м/с сопоставима с износом АГ-1500С05 при скорости скольжения 10 м/с;
— при скорости скольжения 30 м/с — КЕТРОН PEEK — HPV, КЕТРОН PEEK — CA30, TECHTRON HPV PPS, Суперфлувис, Криолон-3. При этом величина износа данных материалов при скорости скольжения 30 м/с от 2 до 14 раз меньше износа АГ-1500С05 при скорости скольжения 10 м/с;
— при скорости скольжения 20 м/с — все материалы исследуемой группы. При этом величина износа данных материалов при скорости скольжения 20 м/с от 6 до 46 раз меньше износа АГ-1500С05 при скорости скольжения 10 м/с.
— при скорости скольжения 10 м/с — все материалы исследуемой группы. При этом величина износа данных материалов при скорости скольжения
10 м/с от 3 до 23 раз меньше износа АГ-1500С05 при скорости скольжения 10 м/с.
В целом полимерные самосмазывающиеся материалы показали значительно лучшую износостойкость при истирании в условиях больших скоростей скольжения.
В табл. 2 рассмотрены значения коэффициента трения исследуемых материалов при скоростях скольжения от 10 до 40 м/с. Отсутствие отдельных материалов на диаграммах указывает на то, что в ходе экспериментальных исследований на данных режимах испытания происходило их разрушение или наблюдался катастрофический износ.
При скорости скольжения 10 м/с наилучшее значение коэффициента трения реализуют материалы: СЕЬЛ20ЬЕ РВ1, ТОЯЬОЫ 4301 РЛ1 и Криолон-3; худшее — КВН-3, АГ1500-С05 и Суперфлувис. При этом для исследуемых материалов значение коэффициента трения может различаться до 20 раз.
При скорости скольжения 20 м/с все исследуемые материалы показали высокие антифрикционные свойства, при этом коэффициент трения не превышал 0,045. Для скорости скольжения 20 м/с коэффициент трения может различаться до 4 раз. В целом при скорости скольжения 20 м/с фрикционные характеристики исследуемых материалов
значительно улучшились в сравнении с характеристиками при скорости скольжения 10 м/с.
При скорости скольжения 30 м/с наилучшее значение коэффициента трения реализуют материалы: Криолон-3, Суперфлувис, TECHTRON HPV PPS, KETRON PEEK-HPV; худшее — TORLON 4301 PAI и CELAZOLE PBI. Для исследуемых материалов коэффициент трения при скорости 30 м/с может различаться до 10 раз. В целом при скорости скольжения 30 м/с наилучшие фрикционные характеристики для исследуемой группы материалов имеют близкие значения с характеристиками при скорости скольжения 20 м/с.
При скорости скольжения 40 м/с из группы рассмотренных материалов работоспособны только 4 материала: KETRON PEEK-CA30, KETRON PEEK-HPV, криолон-3 и Суперфлувис. Наилучшее значение коэффициента трения имеют материалы: Криолон-3, Ketron PEEK CA30, Ketron PEEK HPV; худшее — Суперфлувис. При этом коэффициент трения у представленных материалов при скорости 40 м/с может различаться в 3 — 4 раза.
Комплексный анализ трибологических характеристик выявил следующие перспективные материалы для применения в быстроходных узлах «сухого» трения: при 40 м/с — Ketron PEEK CA30 и Криолон-3; при 30 м/с — TECHTRON HPV PPS, KETRON PEEK-HPV, KETRON PEEK-CA30; при 20 м/с — TORLON 4301 PAI, TECHTRON HPV PPS; при 10 м/с — CELAZOLE PBI, TORLON 4301 PAI.
Таким образом, результаты анализа показали, что в различном диапазоне скоростей скольжения поверхностей трения наилучшие трибологические характеристики обеспечивают различные материалы. Установлено, что полимерные материалы более перспективны, чем графитовые материалы. При этом наилучшие трибологические характеристики в диапазоне скоростей скольжения от 10 м/с до 40 м/с соответствуют материалу Криолон-3.
Результаты исследований показали существенную зависимость фрикционных свойств самосмазывающихся материалов от скорости скольжения в диапазоне значений, характерных для узлов трения ступеней роторно-пластинчатого типа. При этом в диапазоне скоростей 10 — 40 м/с коэффициент трения может изменяться до 40 раз (например, для материала КВН-3). Среднее значение коэффициента трения в диапазоне параметров исследования изменяется в 5—10 раз.
Заключение
В работе рассмотрены экспериментальная установка для исследования трибологических характеристик быстроходных узлов «сухого» трения, реализующая схему трения «палец — диск».
В результате экспериментальных исследований определены трибологические характеристики перспективных отечественных и зарубежных самосмазывающихся материалов. Установлено, что полимерные материалы имеют более высокие три-бологические характеристики в сравнении графитовыми материалами, традиционно применяемыми в ступенях роторно-пластинчатого типа. При этом наиболее универсальный материал в диапазоне скоростей скольжения от 10 м/с до 40 м/с — Криолон-3. Наилучшие характеристики в области скоростей скольжения более 20 м/с в диапазоне исследований соответствуют материалу KETRON PEEK-CA30. Установлена существенная зависимость коэффи-
циента трения узлов «сухого» трения, работающих в быстроходных узлах сухого трения, от скорости скольжения.
Список источников
1. Гаркунов Д. Н. Триботехника: Конструирование, изготовление и эксплуатация машин. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Изд-во МСХА. 2002. 629 с. ISBN 5-94327-093-0.
2. Браун Н. А., Буше И. А., Буяновский И. А. [и др.]. Основы трибологии: Трение, износ, смазка / под ред. А. В. Чи-чинадзе. Москва: Центр «Наука и техника», 1995. 778 с. ISBN 5-900359-10-7.
3. Мышкин Н. К., Петроковец М. И. Трение, износ, смазка. Физические основы и технические приложения трибологии. Москва: Физматлит. 2007. 367 с. ISBN 978-5-9221-0824-9.
4. Аборкин А. В., Елкин А. И., Сычев А. Е. [и др.]. Алымов Износ в условиях сухого трения композиционного материала на основе алюминиевого сплава, упрочненного нанокри-сталлическим графитом / Трение и износ. 2020. Т. 41, № 3. С. 323-330.
5. Стручков Н. Ф., Лебедев Д. И., Винокуров Г. Г. Испытания на износ порошковых покрытий и исследования микрогеометрии поверхностей трения в условиях холода // Природные ресурсы Арктики и Субарктики. 2022. Т. 27, № 2. С. 305-315. DOI: 10.31242/2618-9712-2022-27-2-305-315.
6. Машков Ю. К., Кропотин О. В. Трибофизика и структурная модификация материалов трибосистем: моногр. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. 322 с. ISBN 978-5-8149-0804-9.
7. John M. Self-Lubricating Materials for Extreme Condition Applications / М. John, P. L. Menezes // Materials. 2021. Vol. 14. Р. 55-88. DOI: 10.3390/ma14195588.
8. Friedrich К. Polymer composites for tribological applications // Advanced Industrial and Engineering Polymer Research. 2018. Vol. 1, no. 1. Р. 3-39. DOI: 10.1016/j.aiepr.2018.05.001.
9. ОДО «ФТОРОТЕКС». URL: http://www.ftorotex.by (дата обращения: 04.05.2022).
10. Nunez E. E., Gheisari R., Polycarpou А. А. Tribology review of blended bulk polymers and their coatings for high-load bearing applications // Tribology International. 2018. Vol. 129. Р. 92-111. DOI: 10.1016/j.triboint.2018.08.002.
11. Huai W., Zhang С., Wen S. Graphite-based solid lubricant for high-temperature lubrication // Friction. 2020. Vol. 9. Р. 1660-1672. DOI:10.1007/s40544-020-0456-2.
12. Bao Q., Li N., Feng J. [et al.]. Using mixture design approach for modeling and optimizing tribology properties of PPESK composites // Composites Part A: Applied Science and Manufacturing. 2022. Vol. 163. Р. 107256. DOI: 10.1016/j. compositesa.2022.107256.
13. Зеленцов В. Б., Митрин Б. И., Кузнецова Т. А. [и др.]. Нестационарный износ двухслойного покрытия с учётом тепловыделения от трения // Вычислительная механика сплошных сред. 2020. Т. 13, № 1. С. 98-107. DOI 10.7242/19996691/2020.13.1.8.
14. Reeves C. J., Menezes P. L., Lovell M. R. [et al.] Tribology of solid lubricants // Tribology for Scientists and Engineers. New York: Springer, 2013. Р. 447-494.
15. Райковский Н. А., Аистов И. П., Пономарев Д. Б. Методика бесконтактного измерения температуры поверхности трения вращающегося диска // Системы. Методы. Технологии. 2019. № 3 (43). P. 14-19. DOI: 10.18324/2077-5415-20193-14-19.
РАЙКОВСКИЙ Николай Анатольевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Холодильная и компрессорная техника и технология» Омского государственного технического университета (ОмГТУ), г. Омск. БРНЧ-код: 9140-9356
AuthorlD (РИНЦ): 684470 ORCID: 0000-0002-2783-8298 AuthorlD (SCOPUS): 57190974742 Адрес для переписки: [email protected] КАЛАШНИКОВ Александр Михайлович, старший преподаватель кафедры «Холодильная и компрессорная техника и технология» ОмГТУ, г. Омск. SPIN-код: 5496-5209 AuthorlD (РИНЦ): 888551 ORCID: 0000-0002-6847-4937
Адрес для переписки: [email protected]
Для цитирования
Райковский Н. А., Калашников А. М. Экспериментальное исследование трибологических характеристик перспективных самосмазывающихся материалов для быстроходных узлов трения // Омский научный вестник. Сер. Авиационно-ракетное и энергетическое машиностроение. 2023. Т. 7, № 2. С. 45-51. Б01; 10.25206/2588-0373-2023-7-2-45-51.
Статья поступила в редакцию 14.04.2023 г. © Н. А. Райковский, А. М. Калашников
I >
N1
О s
K о E н T ^ >0 z р
С К
UDC 621.514
DOI: 10.25206/2588-0373-2023-7-2-45-51
EXPERIMENTAL STUDY OF TRIBOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PROMISING SELF-LUBRICATING MATERIALS FOR HIGH-SPEED FRICTION UNITS
N. A. Raikovskiy, A. M. Kalashnikov
Omsk State Technical University, Russia, Omsk, Mira Ave., 11, 644050
The paper considers a technique and a stand for experimental study of the tribological characteristics of materials for high-speed «dry» friction units that implement the «finger-disk» friction scheme. As a result of experimental studies, the tribological characteristics of traditional and promising domestic and foreign self-lubricating materials were determined. A significant dependence of the friction-wear characteristics of self-lubricating materials of high-speed «dry» friction units on the sliding speed has been established. At the same time, the best tribological characteristics in the entire range of sliding speeds from 10 m/s to 40 m/s correspond to the Kryolon-3 material. Keywords: friction, wear resistance, polymeric material, experiment.
References
1. Garkunov D. N. Tribotekhnika: Konstruirovaniye, izgotovleniye i ekspluatatsiya mashin [Tribotechnika: Design, manufacture and operation of machines]. 5th ed., reprint. and additional. Moscow, 2002. 629 p. ISBN 5-94327-093-0. (In Russ.).
2. Braun N. A., Bushe I. A., Buyanovskiy I. A. [et al.]. Osnovy tribologii: Treniye, iznos, smazka [Fundamentals of tribology: Friction, wear, lubrication] / ed. by A. V. Chichinadze. Moscow, 1995. 778 p. ISBN 5-900359-10-7. (In Russ.).
3. Myshkin N. K., Petrokovets M. I. Treniye, iznos, smazka. Fizicheskiye osnovy i tekhnicheskiye prilozheniya tribologii [Friction, wear, lubrication. Physical foundations and technical applications of tribology]. Moscow, 2007. 367 p. ISBN 978-5-92210824-9. (In Russ.).
4. Aborkin A. V., Elkin A. I., Sychev A. E. [et al.]. Alymov Iznos v usloviyakh sukhogo treniya kompozitsionnogo materiala na osnove alyuminiyevogo splava, uprochnennogo nanokristallicheskim grafitom [Wear in conditions of dry friction of a composite material based on an aluminum alloy reinforced with nanocrystalline graphite] // Treniye i iznos. Journal of Friction and Wear. 2020. Vol. 41, no. 3. P. 323-330. (In Russ.).
5. Struchkov N. F., Lebedev D. I., Vinokurov G. G. Ispytaniya na iznos poroshkovykh pokrytiy i issledovaniya mikrogeometrii poverkhnostey treniya v usloviyakh kholoda [Wear testing of powder coatings and investigations of microgeometry of friction surfaces under cold conditions] // Prirodnyye resursy Arktiki i Subarktiki. Arctic and Subarctic Natural Resources. 2022. Vol. 27, no. 2. P. 305-315. DOI: 10.31242/2618-9712-2022-27-2-305-315. (In Russ.).
6. Mashkov Yu. K., Kropotin O. V. Tribofizika i stukturnaya modifikatsiya materialov tribosistem [Tribophysics and structural modification of materials of tribosystems]. Omsk, 2009. 322 p. ISBN 978-5-8149-0804-9. (In Russ.).
7. John M. Self-Lubricating Materials for Extreme Condition Applications / M. John, P. L. Menezes // Materials. 2021. Vol. 14. P. 55-88. DOI: 10.3390/ma14195588. (In Engl.).
8. Friedrich K. Polymer composites for tribological applications // Advanced Industrial and Engineering Polymer Research. 2018. Vol. 1, no. 1. P. 3-39. DOI: 10.1016/j.aiepr.2018.05.001. (In Engl.).
9. ODO «FTOROTEKS». ALC «FTOROTEKS». URL: http:// www.ftorotex.by (accessed 04.05.2022). (In Russ.).
10. Nunez E. E., Gheisari R., Polycarpou A. A. Tribology review of blended bulk polymers and their coatings for high-load bearing applications // Tribology International. 2018. Vol. 129. P. 92-111. DOI:10.1016/j.triboint.2018.08.002. (In Russ.).
11. Huai W., Zhang C., Wen S. Graphite-based solid lubricant for high-temperature lubrication // Friction. 2020. Vol. 9. P. 1660-1672. DOI:10.1007/s40544-020-0456-2. (In Russ.).
12. Bao Q., Li N., Feng J. [et al.]. Using mixture design approach for modeling and optimizing tribology properties of PPESK composites // Composites Part A: Applied Science and Manufacturing. 2022. Vol. 163. P. 107256. DOI: 10.1016/j. compositesa.2022.107256. (In Russ.).
13. Zelentsov V. B., Mitrin B. I., Kuznetsova T. A. [et al.]. Nestatsionarnyy iznos dvukhsloynogo pokrytiya s uchetom teplovydeleniya ot treniya [Non-steady wear of a two-layer coating taking into account frictional heating] // Vychislitel'naya mekhanika sploshnykh sred. Computational Continuous Mechanics. 2020. Vol. 13, no. 1. P. 98-107. DOI: 10.7242/19996691/2020.13.1.8. (In Russ.).
14. Reeves C. J., Menezes P. L., Lovell M. R. [et al.] Tribology of solid lubricants // Tribology for Scientists and Engineers. New York: Springer, 2013. R. 447-494. (In Engl.).
15. Raykovskiy N. A., Aistov I. P., Ponomarev D. B. Metodika beskontaktnogo izmereniya temperatury poverkhnosti treniya vrashchayushchegosya diska [Methods for contactless measurement of the temperature of the friction surface of a rotating disk] // Sistemy. Metody. Tekhnologii. Systems. Methods. Technologies. 2019. No. 3 (43). P. 14-19. DOI: 10.18324/20775415-2019-3-14-19. (In Russ.).
RAYKOVSKIY Nikolai Anatolyevich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of Refrigeration and Compressor Equipment and Technology Department, Omsk State Technical University (OmSTU), Omsk. SPIN-code: 9140-9356
AuthorlD (RSCI): 684470
ORCID: 0000-0002-2783-8298
AuthorlD (SCOPUS): 57190974742
Correspondence address: [email protected]
KALASHNIKOV Aleksander Mikhailovich, Assistant
of Refrigeration and Compressor Equipment and
Technology Department, OmSTU, Omsk.
SPIN code: 5496-5209
AuthorlD (RSCI): 888551
ORCHID: 0000-0002-6847-4937
Correspondence address: [email protected]
For citations
Raikovskiy N. A., Kalashnikov A. M. Experimental study of tribological characteristics of promising self-lubricating materials for high-speed friction units // Omsk Scientific Bulletin. Series Aviation-Rocket and Power Engineering. 2023. Vol. 7, no. 2. P. 45-51. DOI: 10.25206/2588-0373-2023-7-2-45-51.
Received April 14, 2023. © N. A. Raikovskiy, A. M. Kalashnikov
I >
Si
O s
K o
E h
T i
>o
z p a K