Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование сил, действующих в коническом инструментальном соединении'

Экспериментальное исследование сил, действующих в коническом инструментальном соединении Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
66
16
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Иванов Вячеслав Иванович, Клюева Елена Валериевна

В работе приведена методика и результаты экспериментального исследования сил запрессовки и выпрессовки хвостовиков инструментов в шпиндель металлорежущего станка. Показана зависимость этих сил от точности изготовления деталей конического соединения и условий смазки поверхностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Иванов Вячеслав Иванович, Клюева Елена Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование сил, действующих в коническом инструментальном соединении»

УДК 621.9.06-115

Иванов В. И., Клюева Е.В.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИЛ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В КОНИЧЕСКОМ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ СОЕДИНЕНИИ

Важнейшим параметром, определяющим исходные данные для проектирования механизмов извлечения хвостовиков инструментов из шпинделей металлорежущих станков, является величина усилия выпрессовки. Анализ схемы сил, действующих в коническом инструментальном соединении, показывает, что сила, необходимая для выпрессовки хвостовиков инструментов в случае использования самотормозящих соединений (конуса Морзе и метрические) зависит, в первую очередь, от осевой составляющей силы резания, погрешности изготовления деталей конического соединения и коэффициента трения в соединении. Силы резания, действующие вдоль оси инструмента, запрессовывают хвостовик в отверстие шпинделя. Коэффициент трения в соединении зависит от большого числа факторов, основным из которых является наличие смазки на контактных поверхностях соединения.

Экспериментальному исследованию подвергались образцы соединений в виде втулки и оправки, выполненные в соответствии с техническими условиями на коническое отверстие в шпинделе станка и на конический хвостовик инструмента. Размеры образцов соответствовали соединению с конусом Морзе 5 и были изготовлены с различными допусками на угол уклона хвостовика. Относительная толщина стенки втулки, т.е. отношение наибольшего диаметра конического отверстия к диаметру наружной поверхности втулки, принималось равной 0.5, что близко к соотношениям, используемым в практике.

Исследование соединений производилось на специальном стенде (рис. 1)

Рис. 1 - Стенд для исследования конических соединений

На основании жестко закреплены головки 1 и 2. В головке 1 установлено нажимное устройство в виде винта. В головку 2 устанавливается образец соединения 3. Сначала оправка запрессовывается во втулку, затем соединение поворачивается другой стороной и распрессовы-ваетея. Гидравлический динамометр 4 позволяет измерить осевые усилия при запрессовке и выпрессовке оправки из втулки. Каждая оправка во втулку запрессовывалась и выпрессовыва-лась шесть раз в шести различных положениях относительно оси для усреднения влияния неточностей изготовления в поперечном сечении.

В первой серии опытов контактные поверхности деталей соединения тщательно обезжиривались. Во второй серии на контактные поверхности наносился тампоном тонкий слой ма-

шинного масла (индустриальное 20). Усилие запрессовки во всех опытах было принято одинаковым Р3 = 30000 Н. Полученные экспериментальным путем величины усилий выпрессовки оправки из втулки были подвергнуты статистической обработке. Результаты экспериментального исследования показаны на рис. 2.

щ

30

20 Ю

0 10 20 30 40 50 60 (о(о--ОЦ),£

Рис.2 - Результаты исследования силы выпрессовки

1 - обезжиренные поверхности;

2 - поверхности со смазкой.

На рисунке по горизонтальной оси отложены величины разности углов уклона оправки Оо и втулки Ов в угловых секундах, по вертикальной оси - усилие выпрессовки Рв.

С увеличением разности,углов уклона деталей соединения, т.е. снижением точности изготовления, усилие выпрессовки увеличивается. Как видно на графике, при обезжиренных контактных поверхностях (кривая 1) сила выпрессовки не превышает силу запрессовки. В этих условиях Рв = (0.85 ... 0.93) Р3. Наличие смазки резко изменяет условия контакта в соединении. Снижение точности изготовления деталей соединения в этих условиях ведет к довольно быстрому увеличению усилия выпрессовки, которое при величине разности углов более 40 угловых секунд превышает усилие запрессовки (кривая 2). В условиях смазки Рв = (0.5 ... 1.25) Р3. Это можно объяснить тем, что в условиях высоких давлений вязкость смазки существенно увеличивается, что ведет к увеличению коэффициента трения в соединении.

о 2

А Уо —Ъ /4 "25—

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.