Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование процесса развития профессиональной направленности личности студентов металлургических специальностей'

Экспериментальное исследование процесса развития профессиональной направленности личности студентов металлургических специальностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
175
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование процесса развития профессиональной направленности личности студентов металлургических специальностей»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В.И. ЗЕМЦОВА

ОРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ, ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ ОБЩЕЙ ФИЗИКИ, ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ, ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ ОРСКОГО ГУМАНИТАРНО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

А.В. ШВАЛЕВА

СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ ОБЩИХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН, НОВОТРОИЦКИЙ ФИЛИАЛ

МОСК. ИНСТИТУТА СТАЛИ И СПЛАВОВ

В связи с возрастающими требованиями к человеку как субъекту профессиональной деятельности в настоящее время особое внимание уделяется вопросам развития профессионально-личностных свойств специалиста. При этом ведущую роль в становлении специалистов играет развитие такого свойства как профессиональная направленность личности. Под профессиональной направленностью личности понимают систему мотивов, обеспечивающих избирательное отношение к действительности, влияющее на профессиональную деятельность [2,4].

Наиболее интенсивный период развития профессиональной направленности личности студентов приходится на время обучения в вузе. Однако, как показали анализ педагогических исследований и результаты проведенного автором констатирующего эксперимента, высшие учебные заведения не обеспечивают в полной мере развитие профессиональной направленности личности студентов. Целью данного исследования является теоретическое обоснование, конструирование и реализация дидактической модели развития профессиональной направленности личности студентов металлургических специальностей. Рассмотрим результаты констатирующего эксперимента по изучению исходного уровня развития профессиональной направленности личности студентов металлургических специальностей Новотроицкого филиала Московского института стали и сплавов (НФ МИСиС).

В целях определения уровня развития профессиональной направленности личности студентов металлургических специальностей автором быьли определены её показатели: иерархичность мотивов

предпочтения профессии, склонность к инженерныт видам деятельности, удовлетворенность учебно-профессиональной деятельностью; определены уровни её развития: высокий, средний, низкий; а также определены критерии оценки уровня. Оценка уровня развития профессиональной направленности личности студентов металлургических специальностей проводилась на основе применения специально подобранного комплекта диагностических методик. Структура профессионально-мотивационной сферы студентов была получена ранжированием мотивов предпочтения профессии с учетом их индекса значимости [1, с. 23]. О наличии профессиональной направленности на инженерную деятельность можно

говорить в том случае, если доминирующее положение в иерархии занимают мотивы «ядра» инженерной деятельности. К мотивам «ядра» профессии автором отнесены мотивы, выражающие потребность в том, что составляет основное содержание профессии: возможность

обслуживать машины, обрабатывать материалы, конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий и т.д.

Результаты анкетирования студентов металлургических специальностей первого курса, показали, что мотивы предпочтения профессии с учетом их индекса значимости (I-») можно проранжировать следующим образом (шкала индексов имеет значения в пределах от [-5; 5] ).

1. Быть материально обеспеченным (I » = 4,33);

2. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий, промышленных помещений и площадок, разбираться в чертежах, схемах (I „ = 1,48);

3. Перспектива продвижения по службе (I » = 1,38);

4. Возможность обслуживать оборудование, осуществлять монтаж или сборку деталей, машин, приборов (I » = 0,48);

5. Постоянное общение с людьми (I » = 0,44);

6. Возможность проявить свою индивидуальность (I » = 0,43);

7. Составлять точные описания процессов, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях (I » = -0,19);

8. Обрабатывать металл и его сплавы (I » = -0,32);

9. Изготавливать по чертежам детали, изделия (I » = -0,76);

10. Ничего не привлекает (I » = -3,78).

Проведенное ранжирование говорит о том, что лидирующим мотивом предпочтения профессии у студентов первого курса является мотив «быть материально обеспеченным». Мотивы, занимающие в иерархии третье, пятое и шестое места, также не относятся к мотивам «ядра» профессии, т.е. данные мотивы внутренне не связаны с содержанием деятельности или с её результатом. В связи с этим наблюдается несоответствие мотивов выбора профессии «ядру» мотивов профессии, т.е. для студентов первого курса металлургических специальностей не характерно доминирование мотивов «ядра» профессии. Это позволило сделать вывод о том, что по первому показателю - низкий уровень развития профессиональной направленности личности имеют 50% студентов первого курса, а высоким уровнем обладают лишь 28% первокурсников.

Анализ ранжирования мотивов предпочтения профессии у студентов пятого курса проводился по той же методике, что и для студентов первого курса. В результате исследования было выявлено, что значения индексов значимости мотивов «ядра» профессии несколько выше, чем у первокурсников. Мотив «составлять точные описания процессов, отчеты о

наблюдаемых явлениях, событиях» для выпускников имеет I-» =1,24; а мотив

«изготавливать по чертежам детали, изделия» имеет \зн =0,34. Однако и для большинства студентов пятого курса ведущими мотивами предпочтения профессии инженера металлургических специальностей являются мотивы: «перспектива продвижения по службе», «быть материально обеспеченным», причем к пятому курсу даже возрастает доля тех студентов, которые намерены строить свои отношения с профессиональным жизненным миром на основе оценки престижности будущей работы, перспектив должностного роста, уровня оплаты труда. Таким образом, по первому показателю 51% выпускников имеют высокий уровень развития профессиональной направленности, низкий уровень присущ 11% вьптускников. Для оценки уровня развития второго показателя -склонности к видам инженерной деятельности - нами была использована методика, разработанная О.Б. Годлинник [3, с.460]. Полученные

результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Распределение студентов по уровням развития склонностей к инженерным видам деятельности

Курс Виды инженерной деятельности Число студентов, достигших определенного уровня склонности к виду инженерной деятельности (в % к общему числу студентов курса) Число студентов, достигших определенного уровня склонности ко всем видам инженерной деятельности (в % к общему числу студентов курса)

Уровни Уровни

высокий средний низкий высокий средний низки й

1 курс Научно- исследовательский 34 24 42 22 59 1 9

Проектно- конструкторский 58 27 15

Производственно- технологический 26 37 37

Организационно- управленческий 60 26 14

5 курс Научно- исследовательский 60 30 10 59 31 1 0

Проектно- конструкторский 62 26 12

Производственно- технологический 59 16 25

Организационно- управленческий 70 20 10

Несмотря на то, что студенты обладают высоким уровнем склонности к отдельныт видам инженерной деятельности, в целом, выгсоким уровнем склонности ко всем четырем видам инженерной деятельности обладают лишь 22% первокурсников и 59% студентов пятого курса.

Третий показатель развития профессиональной направленности личности студентов - удовлетворенность учебно-профессиональной деятельностью - целесообразно рассматривать для студентов старших

курсов, когда они оценили свои реальные возможности в ходе производственыых практик. Для студентов первого курса этот показатель нами не рассматривался, так как оценить степень удовлетворенности учебно-профессиональной деятельностью студенту первого курса довольно сложно. Используя методику Т.Л. Бадоева [3, с.461] по определению степени удовлетворенности профессиональной деятельностью, было выявлено, что 46% студентов пятого курса имеют степень удовлетворенности учебно-профессиональным трудом выше среднего.

В ходе данного исследования были получены также результаты самооценки студентами уровня развития профессиональной направленности на профессию инженера-металлурга (по трем показателям). Сравнение полученных результатов объективной и субъективной оценок уровня развития профессиональной направленности личности студентов первого и пятого курсов представлены на рис. 1 и рис.

2.

Несоответствие между субъективной и объективной оценками свидетельствует о том, что студенты неадекватно оценивают свой уровень профессиональной направленности по её показателям.

В данном исследовании автором была сконструирована дидактическая модель развития профессиональной направленности личности студентов металлургических специальностей. Теоретической основой конструирования модели является функциональнодеятельностный подход, разработанный В.И. Земцовой. Были выделены закономерности и связанные с ним принципы: диагностируемости, интегративности и непрерывности развития профессиональной направленности личности студентов. Предлагаемая модель содержит следующие структурные компоненты: целевой, содержательно-

технологический и оценочно-результативный блоки. Целью дидактической модели является организация профессионально-ориентированного обучения, обеспечивающего развитие профессиональной направленности личности студентов металлургических специальностей. Для того, чтобы достигнуть поставленную цель, необходимо определить характер развития профессиональной направленности личности студентов, определить и реализовать педагогические условия и технологии её эффективного развития.

Вторым структурным компонентом модели является содержательнотехнологический блок, который определяет содержание, средства и технологии, то есть определяет направление всего учебного процесса как профессионально-ориентированного обучения. Содержание обучения, обеспечивающего развитие профессиональной направленности личности определяется:

• профессиональной направленностью образовательных программ дисциплин Государственного стандарта;

• условиями учебно-профессиональных задач;

• содержанием научно-исследовательских заданий;

• содержанием профессиогафических экскурсий. Взаимосвязанная

деятельность преподавателя и студента

осуществляется с помощью средств обучения. Помимо традиционных средств (учебные и наглядные пособия, информационные материалы, аудиовизуальные средства, программно-методическое обеспечение, оборудование), авторы предлагают:

• дидактические материалы, включающие разработанный комплекс учебно-профессиональных задач и пакет разработок профессиографических экскурсий;

• пакеты диагностических заданий для оценки методологических знаний студентов;

• пакет разработок корпоративных мероприятий для студентов совместно с предприятием;

• перечень научно-исследовательских тем для студентов;

• индивидуальные проверочные анкеты для отслеживания динамики развития профессиональной направленности личности студентов.

Исследованием определен набор эффективных технологий профессионально-ориентированного обучения. Авторами

сконструированы две технологии, которые, как показало исследование, наиболее эффективно развивают профессиональную направленность личности студента металлургических специальностей: технология

профессиональной направленности содержания обучения и технология взаимодействия вуза со школой и предприятием, для которого готовятся специалисты. Профессиональная направленность содержания обучения обеспечивается: методологической насыщенностью содержания учебной дисциплины, междисциплинарным взаимодействием дисциплин всех блоков ГОС ВПО, комплексом учебно-профессиональных задач. Технология взаимодействия вуза со школой и предприятием представляет собой педагогическую систему. Структурными компонентами данной системы являются: целеполагание, ранжирование и адресация задач

взаимодействия, реализация взаимодействия, обобщение и анализ взаимодействия, контроль.

Третьим структурным компонентом дидактической модели развития профессиональной направленности личности студентов металлургических специальностей является оценочно-результативный блок. Чтобы выявить динамику развития профессиональной направленности необходимо осуществлять диагностику, анализ результатов диагностики и констатацию уровня профессиональной направленности студента по выделенным её показателям. Коррекция процесса развития профессиональной направленности личности студентов проводится на основе анализа уровня её развития по результатам диагностики. В результате недостаточно развитой профессиональной направленности личности, осуществляется корректировка средств и технологий обучения.

Реализация поставленной цели модели предполагает наличие педагогических условий, в которых протекает развитие профессиональной направленности личности студентов. Авторами определены следующие педагогические условия: реализация поэтапного развития

профессиональной направленности личности студентов, наличие современного материально-технического обеспечения, готовность преподавателей вуза к работе по её развитию. В целях проверки эффективности дидактической модели развития профессиональной направленности личности студентов и технологий, предложенных в модели, были проведены формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента. В экспериментальную группу студентов вошли студенты первого курса групп №11 и №13 (студенты, обучающиеся по специальностям «Химические технологии природных энергоносителей и углеродистых материалов» и «Обработка металлов давлением» соответственно); контрольную группу составили студенты групп №12 и №14 (студенты, обучающиеся по специальностям «Металлургия черных металлов» и «Металлургические машины и оборудование»). Начальный уровень развития профессиональной направленности студентов определялся у студентов в первый год обучения в вузе, промежуточный уровень определялся на втором курсе, конечный - в конце третьего курса.

Полученные результаты отражены в таблице 2.

Таблица 2. Распределение студентов по уровням развития профессиональной

направленности личности студентов контрольной и

экспериментальной групп

Группы № среза Число студентов, достигших определенного уровня профессиональной направленности (в % к общему числу студентов в группе)

низкий уровень средний уровень высокий уровень

Экспери менталь ная 1 41,1 46,4 12,5

2 25,0 48,3 26,7

3 12,5 35,7 51,8

Контрол ьная 1 34,0 48,9 16,9

2 32,7 47,2 20,1

3 28,3 42,2 28,3

Сравнение данных мониторинга контрольной и экспериментальной групп показало увеличение числа студентов, имеющих высокий уровень профессиональной направленности в экспериментальной группе с 12,5% до 51,8%, тогда как в контрольной группе к концу третьего курса лишь 28,3% студентов имеют высокий уровень профессиональной направленности. Таким образом, студенты экспериментальной группы, в которой была реализована модель развития ПНЛ, достигли более значительных результатов. Достоверность полученных результатов была оценена методами математической статистики.

Результаты контрольного эксперимента позволили сделать вывод об эффективности разработанной модели и технологий развития профессиональной направленности личности студентов металлургических специальностей.

Список литературы

1. Адаптация студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности [Текст]: монография / Под ред. В.И. Земцовой. - Орск: Изд-во ОГТИ, 2003. - 307с.

2. Зеер, Э.Ф. Социально-профессиоальное воспитание в вузе [Текст]: практико-ориентир. моногр. / Э.Ф. Зеер, И.И. Хасанова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф-пед. ун-та, 2003. - 158с.

3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. -512с.

4. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности [Текст] / П.А. Шавир. - М.: Педагогика, 1981. - 96с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.