Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование по развитию пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста'

Экспериментальное исследование по развитию пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1586
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ / ДЕТИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сенченко Наталья Анатольевна, Попова Ольга Евгеньевна

В статье рассмотрены особенности развития пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста средствами компьютерных игр. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня развития пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста. Определены критерии (когнитивный, операционально-деятельностный), показатели и уровни развития пространственной ориентировки (высокий, выше среднего, средний, низкий), подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование по развитию пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 2 Сенченко Н.А. , Попова О.Е.

1Сенченко Наталья Анатольевна - доцент, кандидат культурологических наук;

2Попова Ольга Евгеньевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье рассмотрены особенности развития пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста средствами компьютерных игр. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня развития пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста. Определены критерии (когнитивный, операционально -деятельностный), показатели и уровни развития пространственной ориентировки (высокий, выше среднего, средний, низкий), подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.

Ключевые слова: пространственная ориентировка, компьютерные игры, критерии, показатели и уровни развития пространственной ориентировки, дети среднего дошкольного возраста.

Проблема пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает, что формирование первичных представлений о пространстве должно обязательно включаться в содержание образовательной программы.

Изучением вопросов развития восприятия и формирования пространственной ориентировки занимались многие психологи и педагоги - исследователи, как в нашей стране, так и за рубежом (Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко Е.Ф, Е.А. Панько, Я.Л. Коломинский, А.П. Запорожец, Л.А. Венгер, З.А. Михайлова, В.В. Данилова, Р.Л. Непомнящая, Н.Я. Семаго, М. М. Семаго, Т.Д. Рихтерман, А.М. Леушина, Е.И. Щербакова, Т.И. Мусейибова, Э.Я. Степаненкова, А.А. Столяр, В. Каразану, М.А. Фидлер и др.).

Пространственная ориентировка - это умение человека в каждый момент времени правильно представлять себе пространственное соотношение окружающих предметов и своё положение относительно каждого из них [3].

Пространственная ориентировка осуществляется на основе пространственных представлений, которые в свою очередь формируются за счёт зрительного восприятия пространства. С помощью зрения опознаются основные признаки, характеризующие предметный мир - форма, величина, цвет, разнообразие цветовых оттенков, световые отражения; устанавливаются пространственные отношения между предметами, оцениваются расстояния, направление, воспринимается перспектива [1].

В системе средств, способствующих формированию пространственных представлений у дошкольников, особое место занимают информационные технологии. Компьютерные игровые программы позволяют наиболее полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делая процесс познания более творческим, позволяя учитывать индивидуальный темп работы каждого ребенка. Включение компьютерных игровых программ является и одним из эффективных способов развития пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста [2].

I 61 |

В экспериментальной части нашего исследования отображена опытно-экспериментальная деятельность, направленная на выявление актуального уровня развития пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста. Для исследования была выбрана группа детей среднего дошкольного возраста в количестве 24 человека, родители, педагоги.

В результате анализа психо лого-педагогической литературы по проблеме развития пространственно-временных представлений у детей (Т.Н. Головину, Г.М. Дульнева, Л.В. Занкова, Н.Ф. Кузьмину-Сыромятникову и др.), нами были выделены критерии (когнитивный, операционально - деятельностный) и показатели, характеризующие уровень развития пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста: понимает пространственные характеристики; имеет представления о пространственных отношениях предметов; умеет ориентироваться в пространстве; определяет пространственное расположение предметов и отношения между ними; использует в речи предлоги и наречия, отражающие эти отношения (лингвистический компонент); воспроизводит действия в соответствии с инструкцией.

Также нами были подобраны ряд диагностических заданий, направленных на выявление выделенных показателей развития пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста. С детьми были проведены восемь диагностических методик. Задания составлены по материалам О.Б. Иншаковой и О.М. Колесниковой на основе практических разработок, предлагаемых И.Н. Садовниковой и Л.С. Цветковой. Предложено четыре серии заданий, каждая из которых преследовала свою цель.

На основании всех диагностических заданий нами были определены уровни сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста: высокий, выше среднего, средний, низкий.

Также нами был проведен анализ предметно-развивающей среды группы, с целью выявления использования компьютерных игр и ИКТ в педагогическом процессе. Анализ показал, что педагоги используют ИКТ как средства для улучшения освоения изучаемого материала дошкольниками. В группе создана электронная библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи, готовые раскраски (по образцу), лабиринты для развития мелкой моторики. Но педагоги не используют непосредственную работу детей на ПК. Поскольку считают, что в дошкольном возрасте это не является первоочередной задачей.

Результаты анкетирования родителей показали, что в компьютерные игры дома играют все дети экспериментальной группы. При этом не все родители подходят к выбору игр и времени, проводимому ребенком за компьютером, правильно и обдуманно. А мнение родителей о целесообразности проведения компьютерных игр для развития детей и влиянии их на здоровье очень разрозненно. Что позволяет сделать вывод о необходимости повышения информированности родителей о возможности применения компьютерных игр для развития ребенка и о рекомендациях, разработанных специалистами для уменьшения вредного влияния компьютерных игр.

Все задания предлагались детям в игровой форме, в знакомом для детей помещении. Результаты диагностического среза показали, что большинство детей находятся на среднем и выше среднего уровне развития пространственной ориентировки. Так, на IV уровне (высоком) развития пространственной ориентации находятся 8% детей среднего дошкольного возраста Группы А (2 чел.), на III уровне (выше среднего) находятся 33% детей группы (8 чел.), на II уровне (среднем) находятся дети Группы А в количестве 42% (10 чел.) и на I уровне (низком) развития пространственной ориентации находятся, соответственно, 17% Группы А (4 чел.).

I 62 |

Обобщая результаты проведенной диагностики, следует отметить, что наибольшие затруднения дети младшего дошкольного возраста испытывают при выполнении заданий, требующих различения «правой» и «левой» руки, стороны и соответственно пространственных направлений «справа» - «слева».

Следовательно, на основании полученных результатов на констатирующем этапе исследования, свою дальнейшую деятельность видим в апробации системы работы педагога, направленной на развитие пространственной ориентации у детей среднего дошкольного возраста в процессе компьютерных игр.

Список литературы

1. Каразану В. Ориентирование в пространстве // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI./ В. Каразану. СПб.: Питер, 1994. 224 с.

2. Новые информационные технологии в дошкольном образовании: [метод. пособие] / ассоц. «Компьютер и детство»; под ред. Ю.М. Горвица. М.: Линка-пресс, 1998. 328 с.

3. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Текст: практ. пособие / Н.Я. Семаго. М.: Айрис-пресс, 2007. 112 с.

I 63 I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.