Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ, ИЗНОСОВ И РЕМОНТНОЙ ПРИГОДНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ КАРЬЕРНОГО ТРАНСПОРТА'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ, ИЗНОСОВ И РЕМОНТНОЙ ПРИГОДНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ КАРЬЕРНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
карьер / надежность / неисправность / двигатель / quarry / reliability / malfunction / engine

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Смагулов А. К.

В статье мы определяем неисправности, износы и показатели ремонтопригодности двигателей карьерного транспорта с помощью проведения нескольких экспериментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Смагулов А. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL INVESTIGATION OF MALFUNCTIONS,WEAR AND REPAIR SUITABILITY OF QUARRY TRANSPORT ENGINES

In the article, we determine malfunctions, wear and maintainability indicators of quarry transport engines by conducting several experiments.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ, ИЗНОСОВ И РЕМОНТНОЙ ПРИГОДНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ КАРЬЕРНОГО ТРАНСПОРТА»

УДК 622.62

Смагулов А.К.

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

(г. Астана, Казахстан)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ, ИЗНОСОВ И РЕМОНТНОЙ ПРИГОДНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ КАРЬЕРНОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация: в статье мы определяем неисправности, износы и показатели ремонтопригодности двигателей карьерного транспорта с помощью проведения нескольких экспериментов.

Ключевые слова: карьер, надежность, неисправность, двигатель.

Замена изношенных элементов требует проведения экспериментальных исследований для подтверждения теоретических положений восстановления работы двигателей. Экспериментальные исследования подразделяются на несколько методов: лабораторные, дорожные, полигонные и эксплуатационные. Не углубляясь в детальный анализ существующих методов исследования, отметим, что эксплуатационные испытания, независимо от их продолжительности, предоставляют полную и достоверную информацию о качестве и свойствах исследуемых двигателей.

Целью эксплуатационных испытаний является сбор данных о причинах и характере отказов, затратах и расходах, изменениях показателей ремонтопригодности, а также другой информации на всех этапах контроля за партиями двигателей. Связь между износом деталей и ухудшением эксплуатационных показателей двигателей, а также производительностью транспортного средства и себестоимостью транспортного средства позволяет обосновать и установить время для выполнения соответствующего вида ремонта двигателей. Изучая причины и характер возникновения

неисправностей, можно решить вопросы повышения ресурса двигателей карьерного транспорта и улучшения их эксплуатационных характеристик, включая результаты медленной эксплуатации двигателей.

Показатель прочности, как одно из основных свойств конструкции, является наиболее надежным критерием оценки зрелости дизайна двигателя, качества его производства и ремонта. Ресурс двигателя в значительной степени ограничивается износом и степенью деформации геометрической формы деталей. Для улучшения ремонтного обслуживания важно исследовать неисправности и износ основных частей двигателя, когда приступают к первым капитальным ремонтам.

Виды ремонта, его периодичность и содержание существенно влияют на показатели ремонтопригодности и эффективность ремонтных работ. Их исследование позволяет оценить предложенные решения по совершенствованию предоставления ремонтных услуг для двигателей карьерного транспорта.

При проведении экспериментальных исследований к контролируемым двигателям должны быть предъявлены следующие требования. Двигатели должны устанавливаться только на автомобилях, работающих в карьерах, а также на карьерных управляемых машинах, предназначенных для транспортировки полезных ископаемых или вскрышных пород. Все контролируемые двигатели должны быть новыми, не подвергавшимися ранее ремонтным работам, а их эксплуатация должна строго соответствовать требованиям заводских инструкций и регламентам технического обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта.

В качестве объектов исследования выбраны двигатели автомобилей БелАЗ, работающих в карьерах и осуществляющих транспортировку только полезных ископаемых. Погрузка автомобилей соответствовала нормам, предусмотренным инструкциями производителя. Показатель работы с грузом составил 50% от общего пробега.

Эксплуатация контролируемых двигателей осуществлялась в три смены, что способствовало ускорению получения результатов эксперимента. Для проведения исследования были сформулированы основные требования к информации, способу ее сбора и методам обработки. При этом использовались действующие рекомендации.

Показатели надежности количественно зависят от таких факторов, как климатические условия, мастерство водителя, качество запасных частей и т.д. Характер распределения отказов двигателя зависит от этих факторов. Теоретический закон распределения устраняет не только общий характер изменений показателей надежности, но и индивидуальные отклонения, возникающие из-за недостатка исходной информации. Для создания теоретического закона распределения сбоев необходимы данные экспериментальных исследований. На их основе проводится соответствующая статистическая обработка, и определяется теоретический закон распределения сбоев. Процесс замещения эмпирических закономерностей теоретическими называют процессом выравнивания статистической информации в теории вероятностей.

В теории надежности для выравнивания экспериментальных данных используется множество различных законов распределения. Наиболее часто применяются нормальное (Гауссово), экспоненциальное и распределение Вейбулла-Гнеденко.

Нормальное распределение хорошо описывает моменты возникновения определенных типов отказов в технических устройствах, таких как сбои, вызванные износом, при этом на эффективность работы сказываются множество факторов (режим работы, качество смазки, качество технического обслуживания и т.д.).

Экспоненциальное распределение эффективно описывает внезапные отказы, которые возникают не в результате постепенного изменения внутреннего состояния элементов системы, а только в результате внешнего случайного воздействия, превышающего допустимые значения.

Распределение Вейбулла-Гнеденко широко используется для исследования параметров надежности автомобилей и их установок.

Оценка неизвестных параметров распределения осуществляется различными методами. Наиболее распространенными являются метод моментов, метод максимального правдоподобия и метод вероятностной бумаги.

Заключение.

Экспериментальные исследования показали, что ресурс основных деталей сильно варьируется, и их долговечность не является постоянной. Например, для двигателей БелАЗ-ов коэффициент относительной долговечности основных деталей (отношение ресурса детали к ресурсу основного узла) колеблется от 0,53 до 1,0 и более, что приводит к необходимости их преждевременного ремонта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абросимов, Г.Г. Проектирование транспортных схем карьеров. /Г.Г. Абросимов. //Горный журнал. - 2006. - № 4. - С. 17 - 20;

2. Авдонькин, Ф.Н. Методика определения оптимальной наработки двигателя до предупредительного ремонта. /Ф.Н. Авдонькин и др. //Автомобильная промышленность. -1997. -№ 1. - С. 7 - 8;

3. Аверкин, В. Влияние фактора времени и качества капитального ремонта на срок службы автомобиля. /В. Аверкин и др. //Автомобильный транспорт. -1999. - № 6. - С. 38 - 40;

4. Березин, И.С. Методы вычислений. Т. 2. /И.С. Березин, Н.П. Жидков. -М.: Наука, 1996. - 620 с

Smagulov A.K.

L.N. Gumilyov Eurasian National University (Astana, Kazakhstan)

EXPERIMENTAL INVESTIGATION OF MALFUNCTIONS, WEAR AND REPAIR SUITABILITY OF QUARRY TRANSPORT ENGINES

Abstract: in the article, we determine malfunctions, wear and maintainability indicators of quarry transport engines by conducting several experiments.

Keywords: quarry, reliability, malfunction, engine.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.