Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ИМПУЛЬСНЫХ КОНДУКТИВНЫХ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОМЕХ В БОРТОВОЙ СЕТИ АВТОМОБИЛЯ КАМАЗ 5350'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ИМПУЛЬСНЫХ КОНДУКТИВНЫХ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОМЕХ В БОРТОВОЙ СЕТИ АВТОМОБИЛЯ КАМАЗ 5350 Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
110
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРТОВАЯ СЕТЬ / КОНДУКТИВНЫЕ ПОМЕХИ / ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ / ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТЬ / ПОМЕХОЭМИССИЯ / СТАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ON-BOARD POWER NETWORK / CONDUCTIVE INTERFERENCE / ELECTROMAGNETIC COMPATIBILITY / NOISE IMMUNITY / NOISE EMISSION / STATIC ANALYSIS

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Хацевский Константин Владимирович, Сидоренко Александр Александрович, Беляков Виталий Евгеньевич, Рослов Сергей Валерьевич

Широкое внедрение высокотехнологичных электронных изделий, предназначенных для работы на военных машинах устанавливает необходимость строгого выполнения требований к их электромагнитной совместимости по кондуктивным помехам в бортовых сетях. В статье выполнен анализ источников электромагнитных помех в бортовой сети автомобиля. В работе приведены результаты экспериментальных исследований по определению параметров импульсных кондуктивных электромагнитных помех в бортовой сети автомобиля КАМАЗ 5350 и определение их соответствия требованиям по электромагнитной совместимости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Хацевский Константин Владимирович, Сидоренко Александр Александрович, Беляков Виталий Евгеньевич, Рослов Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL STUDY FOR DETERMINING PARAMETERS OF PULSE CONDUCTING ELECTROMAGNETIC INTERFERENCE IN VEHICLE'S ONBOARD NETWORK KAMAZ 5350

The widespread introduction of high-tech electronic products designed to work on military vehicles establishes the need to strictly meet the requirements for their electromagnetic compatibility for conductive interference in on-board networks. The article analyzes the sources of electromagnetic interference in the vehicle's onboard network. The paper presents the results of experimental studies to determine the parameters of pulsed conductive electromagnetic interference in the on-Board network of the KAMAZ 5350 car and determine their compliance with the requirements for electromagnetic compatibility.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ИМПУЛЬСНЫХ КОНДУКТИВНЫХ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОМЕХ В БОРТОВОЙ СЕТИ АВТОМОБИЛЯ КАМАЗ 5350»

УДК 621316761 к. в. ХАЦЕВСКИЙ1

DOI: 10.25206/1813-8225-2020-174-40-45

а. а. Сидоренко2 в. е. беляков2 с. в. рослов2

1Омский государственный технический университет, г. Омск

2Омский автобронетанковый инженерный институт, г. Омск

экспериментальное

исследование

для определения параметров импульсных кондуктивных электромагнитных помех в бортовой сети

автомобиля камаз 5350_

Широкое внедрение высокотехнологичных электронных изделий, предназначенных для работы на военных машинах устанавливает необходимость строгого выполнения требований к их электромагнитной совместимости по кон-дуктивным помехам в бортовых сетях. В статье выполнен анализ источников электромагнитных помех в бортовой сети автомобиля. В работе приведены результаты экспериментальных исследований по определению параметров импульсных кондуктивных электромагнитных помех в бортовой сети автомобиля КАМАЗ 5350 и определение их соответствия требованиям по электромагнитной совместимости.

Ключевые слова: бортовая сеть, кондуктивные помехи, электромагнитная совместимость, помехоустойчивость, помехоэмиссия, статический анализ.

Введение. Электромагнитная совместимость (ЭМС) предполагает способность технических устройств нормально функционировать в условиях определенной электромагнитной обстановки. При этом сами устройства не должны являться источниками электромагнитных помех для других систем, функционирующих в заданном окружении. Под электромагнитными помехами понимается воздействие электрических, магнитных или электромагнитных полей, которое нарушает или ухудшает нормальную работу технических средств.

Электромагнитные помехи (ЭМП) имеют различную среду распространения и разделяются на индуктивные помехи, распространяющиеся в виде электромагнитных полей в непроводящих средах, и кондуктивные помехи, распространяющиеся в проводниковой среде по проводам, кабелям, оболочкам кабелей, шинопроводам, проводящим конструкциям, системам заземления.

Индуктивные помехи являются результатом воздействия сильного внешнего электромагнитного поля. Причинами кондуктивных ЭМП могут быть коммутационные процессы в электрических цепях, полупроводниковые преобразователи и другие нелинейные нагрузки.

Постановка задачи. В процессе эксплуатации военных машин в бортовой сети (БС) может нарушаться электромагнитная совместимость (ЭМС). В БС могут возникать кондуктивные электромагнитные помехи (ЭМП). Требования стандартов по ЭМС [1 — 10] при этом выполняться не будут, а электрооборудование будет работать в режимах, которые не заложены проектировщиком. Известно, что наиболее чувствительными к действию ЭМП являются именно высокотехнологичные электронные изделия. При возникновении кондуктивных ЭМП в БС военной машины корректная работа всех ее устройств не может быть гарантирована. Также могут возникнуть режимы, когда эти устройства могут выйти из строя. Поэтому исследования, направленные на обеспечение ЭМС в БС военных машин, являются актуальными.

Теория. В процессе выполнения исследования применялось научно-техническое обобщение литературных источников по исходным предпосылкам исследований. Основным научным направлением решения проблемы электромагнитной совместимости (ЭМС) технических средств учёными из многих стран мира: Д. В. Вилесовым, А. А. Воршевским, О. А. Маевским, В. А. Вениковым, М. П. Бадером,

Ю. С. Кравчиком, В. П. Гореловым, В. Г. Сальниковым, Е. В. Ивановой, А. А. Руппелем, С. Н. Чижма (Россия); Н. В. Жежеленко (Украина); Адольфом И. Швабом (Германия); Рене Пелисье (Франция); Дж. Аррилягой (Великобритания) и др. является улучшение электромагнитной совместимости (ЭМС) путём контроля качества напряжения в бортовой сети военно-гусеничных (ВГ) и колёсных машин (КМ) [11-14].

ЭМС электрооборудования характеризуется помехоустойчивостью к кондуктивным ЭМП БС ВГ и КМ, а также уровнем собственных кондуктивных ЭМП, измеряемых на выводах источников питания (аккумуляторные батареи (АКБ), генераторная установка).

Проверка соответствия изделия требованиям стандартов по ЭМС выполняется при постановке изделий на производство, а также при изменении конструкции изделий или технологии изготовления, если эти изменения могут оказать влияние на их работоспособность.

В период эксплуатации необходимо обеспечить ЭМС по уровню кондуктивных ЭМП по цепям питания ВГ и КМ. Методики и регламента выполнения таких проверок на сегодняшний день нет.

В процессе эксплуатации в электроэнергетической системе ВГ и КМ электрооборудование частично теряет свои изначальные характеристики и параметры, которые не классифицируются как неисправность. Например, электродвигатели при износе щеточно-коллекторного устройства начинают генерировать в электрическую цепь высокочастотные шумы. Конденсаторы, входящие в состав фильтров питания, со временем теряют свои характеристики. Изменяется их электрическая ёмкость и снижается эффективность работы фильтра. Также стоит отметить, что любой фильтр имеет свои частотные характеристики и эффективен в определенном частотном диапазоне.

Учитывая единство электромагнитных процессов производства, распределения и потребления электрической энергии в ЭЭС ВГ и КМ, целесообразно отметить связь проблемы импульсного и гармонического воздействия помех на электрооборудование автотранспортных средств с общей проблемой ЭМС технических средств. Для этого осуществим ретроспективный анализ всех действующих в ЭЭС ЭМП.

В соответствии с государственными стандартами по электромагнитной совместимости [3-8] ЭМП снижает показатели качества функционирования технических устройств в тех случаях, когда ЭМП превышает допустимое значение. Из-за наличия разнообразных связей между источником ЭМП и рецептором указанные выше помехи оказывают негативное воздействие на техническое средство [12-20]. Обобщенная схема влияния источника помехи на приёмник представлена на рис. 1 [14]. В такой схеме источник ЭМП и приёмник представлены в виде двух систем, между которыми по проводящим или непроводящим связям распространяется помеха.

Как уже было отмечено, ЭМП могут быть вызваны различными причинами. Условно их разделяют на помехи естественные (природные) и искусственные или антропогенные (техногенные), непреднамеренно возникающие в различных технических системах.

Среди известных природных источников электромагнитного излучения самыми опасными для

Источник Механизм Рецептор

электромагнитных —- связи (путь) —- (поглотитель помех,

помех приемник)

Рис. 1. Схема влияния электромагнитных помех на рецептор

Рис. 2. Пути влияния источника электромагнитных помех на рецептор

технических средств являются разряды молний, электростатические разряды и магнитные бури.

Технические средства одновременно действуют как приёмники электрической энергии, так и как передатчики, которые намеренно или непреднамеренно излучают в окружающую среду электромагнитную энергию. Силовое оборудование электроэнергетических систем (генераторы, шины, силовые кабели, реакторы, трансформаторы и т.д.), работающее в нормальном режиме, создаёт вокруг себя электрические и значительные магнитные поля промышленной частоты, которые формируют помехи.

На рис. 2 представлен более подробный механизм связи источника ЭМП и рецептора. Из данной схемы видно, что механизм связи подразделяется на гальваническую связь (ЭМП от источника до рецептора распространяется через проводящую среду), ёмкостную связь (ёмкости рассеяния, которые называют паразитными ёмкостями), магнитную связь и связь через электрическое поле и магнитное поле (также относятся к связи через излучение). Рассмотренные механизмы связи взаимосвязаны между собой. Кондуктивные ЭМП, распространяющиеся по кабельным и воздушным линиям электропередач, по общему контуру заземления и т.д., и излучаемые ЭМП, распространяющиеся через индуктивную связь (Н-поле), ёмкостную связь (Е-поле) и связь электромагнитного излучения (Е/Н-поле) [12-20].

Порядок выполнения измерений. В настоящее время ни одним из рассмотренных стандартов не даётся определение ЭМП в БС ВГ и КМ и частных методик применительно к ВГ и КМ не существует. Поэтому предлагается обратиться к опыту определения ЭМП в промышленных установках, на воздушных и морских судах, космической тех-

Рис. 3. Подключение осциллографа FLUKE 125 к автомобильному генератору: а) автомобиль КАМАЗ 5350; б) автомобиль УРАЛ 43201

нике и адаптировать этот опыт к требованиям стандартов, действующих в области ЭМС, распространяющимся на ВГ и КМ.

Электромагнитные помехи, которые являются характеристиками оборудования и подсистем, измеряют спектральными характеристиками, чтобы получить высокую степень гарантии, что аппаратура будет функционировать без электромагнитных взаимодействий с другим оборудованием в условиях эксплуатации. Электромагнитная среда является сложной и чрезвычайно переменной в зависимости от различных рабочих режимов, переменная составляющая напряжения носит характер изменения помехи во времени и близка к синусоидальному. При этом спектр помехи близок к линейному.

Несоответствие требованиям электромагнитных помех часто приводит к системным проблемам. Чем больше несоблюдение требований пределов, тем выше вероятность того, что проблема будет усложняться.

Для проведения экспериментальной части исследований по определению параметров импульсных кондуктивных электромагнитных помех предлагается использовать следующее оборудование:

1) регистрирующий осциллограф DSO-6022 BE;

2) осциллограф-измеритель FLUKE 125.

Наведенные синусоидальные волны (шум)

на линиях питания определяются осциллографом по спектрограмме (рис. 3).

Оценка помехозащищенности БС ВГ и КМ при импульсных помехах выполняется регистрирующим осциллографом с последующим определением параметров импульса и сравнением с установленными ГОСТ значениями. Подключение измерительных приборов к бортовой сети автомобиля показано на рис. 4.

При определении помехоэмиссии осциллограф должен быть подключен максимально близко к ожидаемому источнику помехи, при оценке помехозащищенности к потребителю. Оценку помехоустойчивости для электрооборудования выше функционального класса С проводить не целесообразно. В этом случае достаточно оценить только помехоэмиссию, т.к. при невыполнении требований стандартов у электрооборудования и особенно его изоляции подверженной негативному воздействию кондуктивных помех сокращается срок службы и снижается надежность, следовательно, увеличивается вероятность отказов.

Рис. 4. Подключение регистрирующего осциллографа DSO-6022 BE к бортовой сети автомобиля КАМАЗ 5350

Обсуждение результатов. Значение напряжения в БС ВГ и КМ ¡76с в установившемся режиме работы должно не выходить за пределы 22,5 и 28,5 В, при этом математическое ожидание напряжения БС определяется как М [Ц-с] = 27 В.

Измеренное значение напряжения БС с учетом относительной погрешности выбранного оборудования 3 % может находиться в границах 27±0,81 В.

Случайные ошибки экспериментов при определении режимных параметров сети могут составлять от 15 до 30 % [21, 22], поэтому для их уменьшения необходимо знать желательную точность определения численного значения измеряемой величины. При этом будем иметь в виду, что случайные погрешности измерений уровней ЭМС в большинстве случаев подчиняются закону нормального распределения и не могут быть исключены опытом.

С учетом вероятностного возникновения случайной ошибки и параметров оборудования отклонение измеряемой величины может достигнуть значения 8,1 В при допустимом значении 0,81 В. Таким образом, для нормального законом распределения значение измеренного напряжения БС будет иметь параметры математическое ожидание М [иб ] = 27 В, а среднеквадратичное отклонение 5[ибс] = 2,7 В.

Для определения числа измерений п колеблющихся (варьирующихся) величин используется коэффициент вариации у, показывающий, в каком диапазоне меняется эта величина,

3,84у2

А2

(1)

где Д — допустимый предел отклонения измеряемой величины.

Коэффициент вариации явлгется относительной характеристикой рассеиз8ния теоретического распределения отклонения напряжения

И И к]

(2)

Тогда в относительных единицах принимаем у = ±0,1, а наиболыпее значение отклонан ия иг^ме-ряемой величины принимаем Д = ±0,ОС. По фор -муле (1) определяем, что число экспе риментальных измерений для полуге ния достовес ных р езуыьтатов составит п и 42.

Величина кондуктивных ЭМП С Н'ж то импульсному отклонАнию накртжения в ЮЫ исечедуемаго объекта ВГ и КМ является сынучайной величиной, связана с полем событий импулееных онклонений напряжения 5 и и их продолжительнссти р и ха-рактериеуется таблицей вееоятностсй

( С Н р1; С Ос;С НИ^- СЮрр; Р ]СНр 1); Р ]СНр 2); Р (С ииз);. Р (СНр п )

Н ы 1; Н ы2; Нр3 ып;

Р н ); р (а ы2 ); - (с ы3 / ' ••• Р(Нып ы

л

(3)

где 5^и1; р¡Яи2; 5ии3; ... ; С — значение импульсных отклонений напряжения в течение времени измереной; Р(5¡7и1); Р((5еНы]; Р(ПНж3]; ; Р^Ны0 -вероятности проявлений значений 5ии; р ; . ; .Ч ■■■ ^ — интервалы из мерепий; ИЛ' ( Н(аи2)а Р(^3) ; ... Р(t ) — вероятности появлений значений 5и в те-

V ип' и

чение времени измерений

Пчи оревышении допустимхих иначений установившегося значения на пряжения 5и часть поля событий (3) обусловливает кондуктивную ЭМП С Н'ж по импульсному отклонению напряжения в БС исследуемого объакта р ы и . М , выз ванную особенностями процесса лкспл.атеции, техническим состоянием элекнрооборудования, передачи, распределения и потребленыя ээээтроперти а ЭЭС ВГ и КМ, Дохеивирпое з^эте;ие ;^той ЭМП может быть определено только статистическими методами [16].

Процесс вмзкикнонения кондуктивной ЭМП в БС исследуемого объекта ВГ и КМ представляется математичеокой моделью:

СН

Р(СНы, д5т сСНы сСНы,на) > е,ен;

Р Ны,

а) > е,ен.

стью выше 5 %, В; tи — время импульсного откло-не^1^;я[нип ркж е ния в БС, мс; ^ — время импульсного Аткпонения напряжения в БС, выходящее за максимально допрстимтэ oеюницy, с вероятностью №114е Н %, мс; ^ — время импульсного перенапряжения в БС , еo-чoеящee з а наксимачьно ып -пустимую границу, с вероятностью выше 5 %, мс; СН'Ш — велнчина кондуеынеыых ЭМн по импульсному отклонению чапрякение в БС, о.е.

Интегральная функция распределения случайной вемчины 5 и в ките;сале )5 ¡7 . ; ; и ) для

и 1 > и,тпг и,тах' ^

импульсногоотклонения ж-ряжсния определяется по форм°ле

Р(]30Oр, ц С С иж C]зOOр| д:а)п

СНН| ра

п П у(еНы) т(еНы) , (5)

СНы н;т

;де у(5ии) — плнтность веидоятноктин распределения величины 5ри, %;

Инеeгpaлпнaт ф.кцик рашределения слугай-ной величины р¡Нв интервале (t . ; t ) для вре-

е ^ ; и.тп },пах' ^ ^

мени импульсмиру oтпншoкрн напряжения определяется по формуле

к(еыни ((еи с0и|шк] п Пуасе/р-dаер-. (6)

При выполпынки сратистичкеыой обработки результатов н зм ч-по ий случа йна я ке оип и на 5ии может быть п^детаелаиа в веде гнетыграммы, в которой число квнлеилгН зевиоит от числа измерений, дисперсиии в ыСзирается таким образом, чтобы гра-ницакчантбля зовпенклс с нрсэпнeн пормп^рмого значения, а ах количеств. было минимальным дня зыданной точности расчыоа [ 16].

Далее определяется верояаност-- длн каждего квантиля М(СН .) н, в ссоыветствин и вщажетпн^и (4)-(6), сыни с игется вероятное те к и нчyктиoчoй ЭМП СНВ, по импульсипм; оырлонениы напряжения в Бб исcла1зyeпoгo нбъекзе РГ и КМ.

При нормальном законе ыаспределения плотность верзяткостс °аспрoз1(^]Сз;ни^п ^рз;c};;;;эици^нта 5ии опр^1гх]]еяeтся поформуле

у(се^и) п ср ыхюнжlM[С]oI]; (.ысх^ы]) = 1

7[СP]х ы^2217(

ла]к

-СН -м[ск ]) ' 2 Ли[-;]]X[] ]2 ^ _

(7)

где М[5ии] — мaoеме.типecкo^ oэíоИ]Iтaниe, % ; сс[5ии] — среднеквадратическоп с^тклоне^и^, %.

Кондукиивчая СЭН^П Си'ж п( ^мпуллыному о^1сло -нению напряжения в БС исслед^мегса о бъекта ВГ и КМ, как сры назводяп^^я ф^онкция 5ии, с^б(е^да-т, на основание тео¡и^л^ьы о и]кри^нетвe начальных ию-ментов и следствия о p^ao]акc-вe ]оeпхо^pa)еьных моментов, свбйетвоми ы

н С НВ, (4)

м!еНв] п и ыхоини]; (сив] = (х;;иш],

(8)

где 5ии — импулысное онююнение напряжения в БС, В; 5и . — импульсное отклонение напряже-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и,тш 1

ния в БС, выходящее за минимально допустимую границу, с в е ро ятностью выше 5 %, В; 5 и — импульсное перенапряжееие в БС, выходящее за мокеималсео днпустемую г]X(^нио^d] с вероятно-

а на оснонаним ]^^[^^oьтe^к и;з теомемы (^([к^нстван-ности и теоремы непрерывности теор н и п] ои зто)^ -щих фунслх^й игрлатярисуется рав енсттом [14, 23]

и{КМш, И [СР(] иг[СкН ы]}п

= не и'ж ;ее[е н;}^]] Ы]] ;])•.

(9)

43

/'[st/; 0,18 0,16 0,14 0,12 0,10 0,08 0,06 0,04 0,02 0,00

m[8u'u = 33,4

PfSi/i] = 0,03 0,05

V /

. 1 1

5t/„.»„ SU,

mm J ^ и

Рис. 5. Гистограмма плотности вероятности распределения, совмещенная с нормируемыми значениями уровней кондуктивнойЭМП по ипульсному отклонению напряжения в БС автомобиля КАМАЗ 5350

По экспериментальным данным строим гистограмму плотности вероятности распределения и совмещаем с нормируе мыми значениями уровне й 5Уи и опре деше м п ероятн о сть возникновения кон-дуктивной ЭМП 8 ИК как сумму вероятности первого и последл8то кталдоля гистограммы, показан ной на рис. 5.

Из получетной сртмы тычитаем расчатн^э ¡вероятность ошийок йзмирения и погрешности (5 ИН-.

р[8и;] п 0,03 + 0,05 - 0,05 п 0,03 .

Выводы. Таким образом, можно утвер^еднть, что в БС автомобиля КАМАЗ 5350 установлена кондук-тивная ЭМП по ипульсному отклонению напряжя-ния в диапозоне времени импульсов от0,3 мс с вероятностью возникновения 3 %.

Предложена методика проведенияисследовнний по определению кондуктивных электромйгнитный помех.

Показаны направления развития исследованый в области электромагнитной совместимости технических средств в системе электросча°жйнйи автомобиля, а также возможностьдиагностдои йе-исправностей электрооборудования ВГ и КМ с помощью методов спектрального анализа.

Библиографический список

1. ГОСТ 33991 — 16. Электромагнитная совместимость. Помехи в цепях. Требования и методы испытаний. Введ. 2018 — 02-01. М.: Стандартинформ, 2017. 22 с.

2. ГОСТ ISO 7637-2-2015. Транспорт дорожный. Помехи кондуктивные, емкостные и индуктивные. Часть 2. Кондук-тивные импульсные помехи в цепях питания. Введ. 2015-0929. Минск, 2015. 48 с.

3. ГОСТ 28934-91. Совместимость технических средств электромагнитная. Содержание раздела технического задания в части ЭМС. Введ. 1992-07-01. М.: Стандартинформ, 1991. 10 с.

4. ГОСТ 30372-95. Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения. Введ. 1992-0701. Минск, 1991. 10 с.

5. ГОСТ Р 50397-92. Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения. Введ. 1997-0701. М.: Госстандарт России, 1993. 14 с.

6. ГОСТ Р 51317.2.5-2000 (МЭК 61000-2-5-95). Совместимость технических средств электромагнитная. Электромагнитная обстановка. Классификация электромагнитных помех в

местах размещения технических средств. Введ. 2000—12 — 13. М.: Изд-во стандартов, 2001. 40 с.

7. ГОСТ Р 51317.4.1-2000 (МЭК 61000-4-1-2000). Совместимость технических средств электромагнитная. Испытания на помехоустойчивость. Виды испытаний. Введ. 2002 — 01—01. М.: Изд-во стандартов, 2001. 16 с.

8. ГОСТ Р 51317.4.6-99 (МЭК 61000-4-6-96). Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к кон-дуктивным помехам, наведенным радиочастотными электромагнитными полями. Требования и методы испытаний. Введ. 2002-01-01. М.: Изд-во стандартов, 2001. 48 с.

9. ГОСТ Р 51317.4.11-99 (МЭК 61000-4-11-94). Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к динамическим изменениям напряжения электропитания. Требования и методы испытаний. Введ. 2001-01-01. М.: Изд-во стандартов, 2000. 25 с.

10. Кечиев Л. Н., Балюк Н. В. Зарубежные военные стандарты в области ЭМС / под общ. ред. Л. Н. Кечиева. М.: Грифон, 20 M. 448 с.

11. Иванова Е. В., Сидоренко А. А. Гармоники в электрических сетях: задачи и решения / под ред. А. А. Руппель. Омск: Омский филиал Новоеиб. гос. акад. водн. транспорта, 2006. 119 с.

12. Громков А. С. Влияние качества электроэнергии на работу электроприемников и способы повышения показателей качества электроэнергии II Экономика и социум. 2020. № 4 (71 ) .С. 253-256.

13. Бадер М. П. Электромагнитная совместимость. М.: УМК M ПС. 2002. 638 с.

14. Иванова Е. В. Кондуктивные электромагнитные помехи в элеетроэнергетических системах / под ред. В. П. Горелова, Н. Н. Лизалека. Новосибирск: Изд-во НГАВТ, 2006. 432 с. ISBN 5-8119-0201-0.

15. Li Congfei. Research on power quality disturbance detection and classification method. Anhui University of Eng0ieerin|, 2007.

16. Gang H. Research on power quality disturbance detection and classification and identification method. China University of Mining and Technology, 2015.

17. Лютаревич А. Г., Лейнерт В. В., Соколов Д. С. Анализ етодов контроля качества электроэнергии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2019. № 12. С. 126-130.

18. Николаев П. А., Кечиев Л. Н. Электромагнитная сов мест И80 сть автотранспортных средств / под ред. Л. Н. Кечиева. М.: Грифон, 2015. 424 с.

19. 12 EE Stan dard 1159-2009 - IEEE Recommended Practice for Monitoring Electric Power Quality. IEEE, 2019. 98 c.

20. IEEE Standard 1250-2011 - IEEE Guide for Identifying and Improving Voltage Quality in Power Systems. IEEE, 2011. 70 c.

21. Антонов А. И., Денчик Ю. М., Сальников В. Г. Методика и рекомендации измерений показателей качества электроэнергии в рамках требований ГОСТ 32144-2013 // Динамика взаимоотношений различных областей науки в современных условиях: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. В 3 ч. Стерли-тамак: АМИ, 2018. Ч. 3. С. 40 - 44. ISBN 978-5-907034-35-8.

22. Антонов А. И., Денчик Ю. М., Зубанов Д. А. Параметры электромагнитной совместимости технических средств при нормальной электромагнитной обстановке в сети // Сохраняя прошлое, создаём будущее: сб. ст. XIV Междунар. науч.-практ. конф. В 3 ч. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. Ч. 1. С. 104-108.

23. Сидоренко А. А. Подавление кондуктивных электромагнитных помех в электрических сетях предприятий водного транспорта: дис. ... канд. техн. наук. Новосибирск, 2006. 125 с.

ХАЦЕВСКИЙ Константин Владимирович, доктор технических наук, доцент (Россия), профессор ка-

федры «Электрическая техника» Омского государственного технического университета, г. Омск. SPIN-код: 7219-6033 AuthorlD (РИНЦ): 465857 ORCID: 0000-0001-9504-1312 AuthorlD (SCOPUS): 56503931800 ResearcherlD: A-4002-2016 Адрес для переписки: xkv-post@rambler.ru СИДОРЕНКО Александр Александрович, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры электрооборудования и автоматики Омского автобронетанкового инженерного института (ОАБИИ), г. Омск.

SPIN-код: 8644-6270 AuthorlD (РИНЦ): 648900

Адрес для переписки: sidorenko_alex@mail.ru БЕЛЯКОВ Виталий Евгеньевич, старший преподаватель кафедры электрооборудования и автоматики ОАБИИ, г. Омск. SPIN-код: 3102-5993 AuthorlD (РИНЦ): 583143

ORCID: 0000-0002-0460-1546 AuthorID (SCOPUS): 57214749268 Адрес для переписки: vitaliy_belyakov@mail.ru РОСЛОВ Сергей Валерьевич, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры электрооборудования и автоматики ОАБИИ, г. Омск. SPIN-код: 4572-8249

Для цитирования

Хацевский К. В., Сидоренко А. А., Беляков В. Е., Рос-лов С. В. Экспериментальное исследование для определения параметров импульсных кондуктивных электромагнитных помех в бортовой сети автомобиля КАМАЗ 5350 // Омский научный вестник. 2020. № 6 (174). С. 40-45. DOI: 10.25206/18138225-2020-174-40-45.

Статья поступила в редакцию 02.10.2020 г. © К. В. Хацевский, А. А. Сидоренко, В. Е. Беляков, С. В. Рослов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.