Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование деформированного состояния и прочности межступенчатого отсека ракетоносителя при статическом внешнем нагружении'

Экспериментальное исследование деформированного состояния и прочности межступенчатого отсека ракетоносителя при статическом внешнем нагружении Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
182
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межступенчатый отсек / испытания / деформация / прочность / комбинированное нагружение / технологические обечайки / расчетный случай / метод конечных элементов / interstage section / testing / deformation / strength / combined loading / the shell process / settlement case / the finite element method

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Д. В. Акимов, В. З. Грищак, С. И. Гоменюк, Д. В. Клименко, И. Ф. Ларионов

Представлены результаты экспериментального исследования деформирования и прочности конструкции межступенчатого отсека (второй и третьей ступени) ракетоносителя при комбинированном внешнем статическом нагружении в ряде расчетных случаев. Результаты эксперимента сопоставлены с теоретическими данными расчета по методу конечных элементов, применительно к исследуемому классу механических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Д. В. Акимов, В. З. Грищак, С. И. Гоменюк, Д. В. Клименко, И. Ф. Ларионов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental analysis of strength and strain state interstage section of carrier rocket at a static external loading

An experimental study of deformation and strength interstage compartment structure (the second and third section) rocket with combined external static load in a number of cases are presented. The experimental results are compared with theoretical calculations based on the finite element method, in relation to the test class of mechanical systems.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование деформированного состояния и прочности межступенчатого отсека ракетоносителя при статическом внешнем нагружении»

УДК 539.3

Д. В. Акимов 1, д-р техн. наук В. З. Грищак2, д-р техн. наук С. И. Гоменюк2,

Д. В. Клименко1, И. Ф. Ларионов1, В. Н. Сиренко1

1 Государственное предприятие «Конструкторское бюро «Южное», г. Днепр 2 Запорожский национальный университет, г. Запорожье

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОЧНОСТИ МЕЖСТУПЕНЧАТОГО ОТСЕКА РАКЕТОНОСИТЕЛЯ ПРИ СТАТИЧЕСКОМ ВНЕШНЕМ НАГРУЖЕНИИ

Представлены результаты экспериментального исследования деформирования и прочности конструкции межступенчатого отсека (второй и третьей ступени) ракетоносителя при комбинированном внешнем статическом нагружении в ряде расчетных случаев. Результаты эксперимента сопоставлены с теоретическими данными расчета по методу конечных элементов, применительно к исследуемому классу механических систем.

Ключевые слова: межступенчатый отсек, испытания, деформация, прочность, комбинированное нагружение, технологические обечайки, расчетный случай, метод конечных элементов.

Введение

Конкурентоспособные изделия ракетно-космической техники (РКТ) в связи с новыми представлениями развития данной отрасли и решаемых задач требуют постоянного совершенствования процесса проектирования конструкций на базе современного математического обеспечения с учетом опыта использования отечественных и зарубежных систем автоматизированного проектирования (САПР) или CAD (Computer-Aided Design) и систем автоматизации инженерных расчетов и анализа (САЕ) [1], позволяющих моделировать, в частности, процессы деформации, исчерпания несущей способности и разрушения конструкций сложной конфигурации, работающих в экстремальных условиях эксплуатации. К наиболее распространенным широко специализированным системам САЕ можно отнести такие программные продукты, как ANSYS (ANSYS, Inc.), Nastran (MSC. Software Corporation), Abacus (Abacus, Inc.) и другие. Следует отметить, что, например, программные комплексы MSC.Patran и MSC.Nastran достаточно широко используются в ракетно-космической технике.

Одним из основополагающих звеньев при проектировании конкретного вида ракетно-космической техники является прочностной расчет с выбором конструкционных материалов, определением основных расчетных случаев нагружения и отвечающего за весовое совершенство проектируемого изделия. Необходимость специализированного математического обеспечения возникает при использовании в конструкции ракеты-носителя и космических аппаратов композиционных материалов, в частности уг-

лепластиков, которые формируются в процессе изготовления конструкции. Именно для них надежное математическое обеспечение, особенно предиспытательное математическое моделирование, имеет высокий статус в связи с возможностью значительного облегчения корпусных силовых элементов ракеты-носителя, в частности между баковых отсеков, головного обтекателя (ГО) и разгонного блока, а также снижением, в ряде случаев, натурных повторных испытаний при условии обеспечения углубленного прочностного анализа. Например, качественное усложнение задач прочности конструкций из высокопрочных алюминиевых сплавов, решаемых с помощью компьютерных технологий, приводит к необходимости конечно-элементных моделей расчетов с учетом реальных диаграмм нелинейного деформирования материала. Естественно, принципиальным вопросом для пользователя является выбор программного продукта и совершенствование математического обеспечения для решения конкретных задач. Отметим, что аналитический обзор программных комплексов, включающий математическое моделирование в нелинейных проблемах механики, до 2009 года содержится в работе [1]. К последним работам этого направления следует отнести публикации [2-10].

Естественно, используемое математическое обеспечение для прогнозирования несущей способности силовых элементов конструкций ракетоносителей и используемый на практике конструкторских бюро программный продукт нуждаются в тщательной экспертной оценке по результатам тестовых испытаний конструкций для основных расчетных случаев.

© Д. В. Акимов, В. З. Грищак, С. И. Гоменюк, Д. В. Клименко, И. Ф. Ларионов, В. Н. Сиренко, 2016 82

Целью настоящего исследования является описание постановки, методики проведения и анализ результатов экспериментальных исследований натурных испытаний при заданных жесткостных характеристиках исследуемой конструкции межбакового отсека и параметрах внешнего нагружения.

Испытания межступенного отсека 2-3 ступеней (МСО 2-3)

Основными задачами испытаний явились:

- подтверждение правильности выбранных конструктивных решений для элементов конструкции МСО 2-3 ступеней в обеспечение его прочности;

- подтверждение прочности корпуса МСО 2-3 ступеней при нагружении осевыми, перерезывающими силами и изгибающим моментом на активном участке траектории полета РКН (полет 1 и 2 ступени) и при наземной эксплуатации полностью собранной РКН;

- определение фактической несущей способности корпуса МСО 2-3 ступеней (испытания до разрушения).

Испытаниям подвергалась опытная конструкция (ОК), состоящая из:

- третьей ступени;

- цилиндрического отсека;

- корпуса переходника.

Третья ступень включает:

- топливный отсек третьей ступени;

- магистральный и расходный трубопровод;

- корпус крепления двигателя;

- имитатор двигателя;

- корпус МСО 2-3 ступеней;

- элементы крепления приборов;

- комплект крепежа для крепления отсеков.

Испытания сборки на расчетный случай «Полет РКН на АУТ, работа 1 ступени»

Сборка, состоящая из нижнего отсека цилиндрической секции ГО, корпуса переходника, корпуса МСО 2-3 ступеней, топливного отсека третьей ступени, магистрального трубопровода «О», расходного трубопровода «Г», корпуса (рамы МДУ) и клепаной части ТО третьей ступени, входящего в топливный отсек в сборе, устанавливалась вертикально и нижним шпангоутом корпуса МСО 2-3 ступеней, через технологическую обечайку, крепилась к силовому полу. Крепление нижнего шпангоута корпуса МСО 2-3 ступеней к технологической обечайке осуществлялось технологическим крепежом, по геометрии и прочности соответствующим штатному.

Схема испытаний сборки приведена на рисунках 1 и 2. На шпангоуты отсека ГО, корпуса переходника ГБ и бака «О» устанавливались технологические обечайки для приложения осевых, перерезывающих сил и изгибающих моментов. К шпангоуту бака «Г» третьей ступени были пристыкованы технологические сегменты для приложения осевых и перерезывающих сил.

К корпусу (рамы МДУ) был пристыкован имитатор МДУ для приложения осевой силы.

Общий вид испытательной установки представлен на рисунке 3. При нагружении в значениях усилий учи -тывался вес технологической оснастки, пристыкованной к верхнему торцу цилиндрической секции ГО, к верхнему торцу переходника ГБ, к шпангоуту бака «О». При проведении испытания нагружение проводилось этапами №№ 1-6. На этапе №4 производилось нагруже-ние эксплуатационными нагрузками с выдержкой 5 минут, на этапах №2 5 и №2 6 - расчетными (максимальное растяжение и максимальное сжатие соответственно). Далее проводился сброс нагрузок. Измерение параметров и визуальный осмотр конструкции производились на каждом этапе нагружения.

Схема расположения датчиков перемещений представлена на рисунке 4. Программные и реализованные значения нагрузок приведены в таблице 1.

Испытание МСО 2-3 ступеней максимальным осевым сжатием до разрушения

Корпус МСО 2-3 ступеней устанавливался вертикально и нижним шпангоутом с помощью технологической обечайки закреплялся на силовом полу. Крепление нижнего шпангоута корпуса МСО 2-3 ступеней к технологической обечайке осуществлялось технологическим крепежом, по геометрии и прочности соответствующим штатному.

Схема испытаний сборки приведена на рисунке 5.

На верхний торцевой шпангоут корпуса МСО 2-3 ступеней, через технологическое кольцо, устанавливалась технологическая обечайка для приложения осевой силы. Результаты статических испытаний приведены в таблице 2.

На рисунках 6-9 приведены изображения деформации обшивки на разных этапах нагружения. На рис. 9 хорошо видно разрушение межступенного отсека 2-3 ступеней при достижении критического значения нагрузки.

Расчет устойчивости МСО 2-3 ступеней при осевом сжатии

Исходными данными для проведения расчета на устойчивость конструкции МСО 2-3 являлись:

- конструкторская документация (КД) на корпус МСО2-3;

- физико-механические характеристики материалов и предельные значения напряжений.

Для расчета устойчивости была построена конечно-элементная модель МСО2-3, приведенная на рисунке 10.

Конечно-элементная модель МСО 2-3 нагружалась единичной осевой сжимающей силой по верхнему сечению, с учетом жесткости оснастки. Результаты расчета общей устойчивости корпуса МСО 2-3 приведены на рисунках 10-12.

1 тскнплоптческне обечайки Примечание

Рис. 1. Схема нагружения сбооки СТАТ X «Полет РКН на АУТ. оабота 1 ступени»: 1 - технологические обечайки

Вид Л

Спецшпзнгоуг

Од!

Рис. 2. Схема нагружения сборки «Полет РКН на АУТ, работа 1 ступени»

Рис. 3. Общий вид испытательной установки

Рис. 4. Схема расположения датчиков перемещений на сборке

Таблица 1 - Нагружение сборки расчетный случай «Полет РКН на АУТ работа 1 ступени» (программные и испытательные значения)

Этап 0 1 2 3 4 5 6

Ро 1 прог. 0,15 1,15 2,30 3,45 4,65 7,00 7,00

Ро 1 реал. 0,152 1,152 2,313 3,458 4,666 7,015 7,007

Рг 1 прог 0,10 0,75 1,50 2,25 3,10 4,65 4,65

Рг 1 реал 0,101 0,751 1,503 2,254 3,102 4,652 4,651

Т 1 1 прогр. 0 5,64 11,28 16,92 22,54 29,30 36,10

Т1 реал. 0 11,503 11,533 16,964 22,560 29,330 36,170

Т 12 прогр. 0 -2,54 -5,08 -7,62 -10,15 -13,20 -4,50

Т 12 реал. 0 -2,615 -5,107 -7,633 -10,255 -13,235 -4,530

Т3 прогр. 0 3,84 7,68 11,52 15,36 19,96 22,36

Т 13 реал. 0 4,912 7,694 11,604 15,430 20,070 22,360

Т4 прогр. 0 1,61 3,22 4,83 6,42 8,34 9,34

Т4 реал. 0 1,722 3,343 4,995 6,622 8,694 9,567

Ql прогр. 0 2,64 5,28 7,92 10,54 13,70 16,70

Ql реал. 0 2,669 5,335 7,974 10,620 13,840 16,840

Q3 прогр. 0 -0,3 -0,6 -0,9 -1,2 -1,56 -2,61

Q3 реал. 0 -0,334 -0,613 -0,922 -1,221 -1,586 -2,636

Q4 прогр. 0 -0,260 -0,520 -0,780 -1,030 -1,335 -2,220

Q4 реал. 0 -0,262 -0,521 -0,780 -1,040 -1,339 -2,233

М-1 прогр. 0 11,74 23,48 35,22 46,93 61,00 57,62

М1 реал. 0 11,971 23,724 35,521 47,200 61,387 57,836

Примечание. Ро , Рг , Т, , Т1 , Т, , Т4 , О, , О, , О, , М, , М2 —

г прогпрог.' 1 прогр.' 2 прогр.' 3 прогр.' 4 прогр.' прогр.' ^3 прогр.' прогр1 прогр.' 2 прогр.

программные значения внутреннего избыточного давления, осевых, перерезывающих сил и моментов;

Ро , Рг ,Т , Т , Т , Т , О , О , О , М , М - реализованные значения

реал: реал: 1 реал: 2 реал: 3 реал: 4 реал: реал: ^3 реал: ^4 реал: 1 реал: 2 реал. г

внутреннего избыточного давления, осевых сил, перерезывающих сил и моментов при испытаниях.

Таблица 2 - Результаты статических испытаний МСО 2-3 ступеней при нагружении максимальным осевым сжатием

Наименование отсека Ь ТР 1 экв.сж. тр 1 доп Тисп. Т разр писп.

Участок между шпангоутами 8-7 63,0 167,41 212,0 1,76

Участок между шпангоутами 7-6 63,0 178,16 237,0 1,66

Участок между шпангоутами 6-5 63,0 189,88 232,4 295,9 1,55

Участок между шпангоутами 5-4 52,4 200,48 324,0 *

Участок между шпангоутами 4-3 50,0 210,89 351,3 *

Примечание. Ь — длина секции между шпангоутами; ТР экв сж — расчетная эквивалентная осевая сжимающая сила; Тдоп — расчетная допускаемая осевая сила; Тистразр — испытательная разрушающая сила; Иисп. — коэффициент запаса прочности (устойчивости) реализованный при испытаниях; * — нижнее сечение корпуса МСО 2.

Рис. 5. Схема расчетных сечений сборки: 1 - технологические обечайки; 2 - I', I, II', II, Ш', Ш, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, в', г,

0Ш - расчетные сечения

Рис. 6. Деформация обшивки после 3 этапа нагружения МСО 2-3 ступеней

Рис. 7. Деформация обшивки на 5 этапе нагружения МСО Рис. 8. Начало процесса разрушения корпуса МСО 2-3

2-3 ступеней ступеней на 6 этапе нагружения

Рис. 9. Разрушение МСО 2-3 ступеней

Рис. 10. Форма общей потери устойчивости корпуса МСО 2-3, характерная для нагружения осевой сжимающей силой (критическая расчетная сила потери устойчивости Тр = 287,493).

Рис. 11. Расчетные касательные напряжения в обшивке корпуса МСО 2-3 в момент потери несущей способности (критические касательные напряжения обшивки 257-290)

Т = 295,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т.,

287,493

Рис. 12. Сравнение формы разрушения корпуса МСО 2-3 при проведении испытаний с формой потери устойчивости,

полученной расчетным путем

Выводы

Представленные результаты экспериментального исследования деформированного состояния и прочности конструкции межступенного отсека ракетоносителя подтверждают правильность и эффективность выбранной математической модели и метода анализа при простом и комбинированном нагружении.

Список литературы

1. Чумаченко Е. Н. Математическое моделирование в нелинейной механике (Обзор программных комплексов для решения задач моделирования сложных систем) / [Чумаченко Е. Н., Полякова Т. В., Аксенов А. С. и др.]. -М., 2009. (Препринт / Институт космических исследований (Москва) ; Пр-2155)- 42 с.

2. Опыт и новые технологии инженерного анализа в интересах космоса. Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева. 15.08.2011.

3. Полиновский В. П. Применение программных продуктов фирмы MSC.Software для расчета новых изделий из композиционных материалов в ГЛНПЦ им. М. В. Хруничева [Электрон. текстовые и граф. дан.] / Полиновский В. П. // Тр. Рос. Конф. Пользователей системы MSC 2003 года. - М. : MSC.Software Corporation. - 5 c.

4. Ильин А. М. Использование технологии компьютерного моделирования на базе конечно-элементного анализа в расчетах динамической нагруженности и температурных режимов ракетно-космической техники Хруничева [Электрон. текстовые и граф. дан.] / А. М. Ильин, Е. А. Кожевников, В. И. Хлыбов // Тр. Рос. Конф. пользователей системы MSC 2003 года. - М. : MSC.Software Corporation.

5. Зиновьев А. М. Конструктивно-технологическое решение и несущая способность межступенного отсека ракеты-носителя «Циклон-4» из полимерных композиционных материалов / [Зиновьев А. М., Кушнарев А. П., Кондратьев А. В. И др.] // Авиационно-космическая техника и технология. - 2013. - 33(100). - C. 46-52.

Одержано 20.04.2016

Ашмов Д.В., Грищак В.З., Гоменюк С.1., Клименко Д.В., Ларюнов 1.Ф., Оренко В.М. Експериментальне дослщження деформованого стану i мщносп мгажтупеневого вщсжу ракетоноая при статичних зовшшньому навантажений

Представлено результати експериментального до^дження деформування i мiцностi конструкцП мiжступеневого вiдсiку (другого i третього ступеня) ракетоноая при комбiнованому зовншньому статичному навантаженнi в низцi розрахункових випадюв. Результати експерименту зктавлет з теоретичними даними розрахунку iз застосуванням методу сктченних елементiв вiдповiдного класу механiчних систем.

Ключовi слова: мiжступеневий вiдсiк, випробування, деформащя, мiцнiсть, комбтоване навантаження, технологiчнi обечайки, розрахунковий випадок, метод сктченних елементiв.

Akimov D. , Gristchak V., Gomenyuk S. , Klimenko D. , Larionov I. , Sirenko V. Experimental analysis of strength and strain state interstage section of carrier rocket at a static external loading

An experimental study of deformation and strength interstage compartment structure (the second and third section) rocket with combined external static load in a number of cases are presented. The experimental results are compared with theoretical calculations based on the finite element method, in relation to the test class of mechanical systems.

Key words: interstage section, testing, deformation, strength, combined loading, the shell process, settlement case, the finite element method.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.