Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование аэродинамики гоночного автомобиля х-31'

Экспериментальное исследование аэродинамики гоночного автомобиля х-31 Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
182
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аэродинамика автомобиля / датчик / трубка пито / блок приема и обработки сигналов
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Авершин Андрей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A experimental study of aerodynamic racing car X-31 is presented. The experiment was conducted using a specially designed measuring equipment. Pressure values at control points on the surface of the racing car are received during the experiment. Complete processing of the results has been done. A comparison of numerical experiments are presented.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование аэродинамики гоночного автомобиля х-31»

длина I = З950 мм , высота кокпита h = 860 мм , ширина Ь = 1300 мм . База передних колес 1650 мм, ширина колеса 220 мм, диаметр 535 мм, база задних колес 1650 мм, ширина колеса 280 мм, диаметр 565 мм. Автомобиль оснащен передним и задним антикрыльями. Кузов автомобиля типа «моно-кок» выполнен из стеклопластика, снабжен воздухозаборниками с поперечным сечением входа 0,035 м2.

от скорости движения, состоит из следующих составных частей (рис. 4).

а

в

б

Рис. 2. Твердотельная модель гоночного автомобиля Х-31

Положение контрольных точек на поверхности гоночного автомобиля (рис. 3) выбиралось исходя из расположения на этих поверхностях наибольших локальных градиентов давления. Распределение давления определено из численного эксперимента [3,4].

Рис. 3. Расположение контрольно-измерительных точек на гоночном автомобиле: 1 - трубка Пито; 2 - приемники давления на заднем диффузоре; 3 - датчик скорости

Описание измерительного оборудования

Измерительный комплекс, разработанный для проведения натурного эксперимента по определению давления на поверхности кузова гоночного автомобиля Х-31 в зависимости

Рис. 4. Измерительный комплекс: а - блок приема и обработки сигналов; б - датчик скорости; в - датчики давления

Блок приема и обработки сигналов представляет собой аналого-цифровой преобразователь (рис. 4). Данные, поступающие с датчиков во время проведения эксперимента, записываются во внутреннюю память устройства. После проведения эксперимента информация передается на ПК для последующей обработки.

Основные параметры блока приема и обработки сигналов: количество входов для датчиков давления - 10, для датчика скорости -1; частота опроса датчиков - 5°Гц , время записи информации - 480 с, рабочее напряжение 5В . Подключение к ПК производится через параллельный СОМ-порт.

Рис. 5. Блок-схема аналого-цифрового преобразователя сигналов

Для измерения давления применялись дифференциальные датчики МРХУ5004БР (рис. 6).

Рис. 6. Двухпортовый дифференциальный датчик давления

Тарировка датчиков давления

Датчики давления серии МРХ5000 являются полупроводниковыми приборами с нормализованным выходным сигналом и измеряемым давлением, прямо пропорциональным выходному напряжению. При тарировке датчиков давления определялись погрешность напряжения питания У8, погрешность смещения давления уо#. Тарировка датчиков проводилась сравнительным методом [5]. Сравнивались показания тарируемого датчика давления и эталонного прибора при параллельном их присоединении к общему источнику разности давления. В качестве эталонного прибора выступала ¿Т-образная трубка дифференциального водяного манометра (рис. 7).

Рис. 7. Схема для сравнительной тарировки: 1 - ^-образная трубка; 2 - датчик давления; 3 - блок приема и обработки сигналов

Проведение эксперимента и обработка данных

Эксперимент проводился на автодроме «Чайка» (г. Киев). Атмосферные условия на момент проведения эксперимента: температура Т = 20...21 ° С, атмосферное давление Ртм. = 745 мм рт. ст., скорость ветра V = 2 м/с ; без осадков. Во время заезда блок приема и обработки сигналов записывал показания датчиков давления и датчика скорости.

Порядок обработки данных датчика давления (на примере датчика давления, подключенного к трубке Пито)

Данные, полученные с датчика давления, имеют следующий вид (табл. 1).

Таблица 1 Данные с датчика давления

г, с

Коиг ,В

1,84

0,187

0,176

0,176

1,9

0,153

1,92

0,164

1,94

0,164

Здесь Уои1 - выходной сигнал с датчика давления, г - момент времени опроса датчика. Значение давления получаем из формулы

0.04 ЧУ - V

[Па]. Здесь

0.09 Ч у

(Вольт) - погрешность напряжения питания, Уо//, (Вольт) - погрешность смещения давления.

Как видно на рис. 8, значения давления во времени имеют осциллирующий характер. Это связано с неравномерностью движения автомобиля и вибрацией кузова. При осреднении значений давления за 1 с получаем следующую зависимость (рис. 8).

Р, кПа

-0.2

0 10 20 30 40 Ь с

Рис. 8. Результат осреднения давления: -необработанное давление; — - осред-ненное давление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.