—
Транспорт
Библиографический список
1. Горев А.Э. Вопросы регулирования грузовых автомобильных перевозок // Транспорт Российской федерации. 2006. №5 С. 15-16.
2. Интервью с директором Департамента экономики и инвестиций Министерства Транспорта РФ Ю.Зворыкиной // Транспорт Российской федерации. 2007. №8. С. 40-41
3. Резник Л.Г., Ромалис Г.М., Чарков С.Т. Эффективность использования автомобилей в различных условиях эксплуатации. М.: Транспорт, 1989. 127 с.
4. Логистика автомобильного транспорта/ В.С. Лукинский [и др.] М.: Финансы и статистика, 2004. 368 с.
5. Смирнова О.Ю. Вопросы изменения эффективности грузовой автотранспортной системы в условиях переменного характера спроса на перевозки // Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта: Тезисы 69 Ме-ждунар. научно-практ. конф. (Днепропетровск, 21-22 мая 2009 г.) Д.:ДИИТ, 2009. С. 100-101.
6. Меркулова Е.Ю. Управление экономической надежностью производственных систем методами диагностики: ав-тореф. дис. ...докт. эконом. наук. Тамбов, 2007. 33 с.
7. ГОСТ Р ИСО 10011-2-93. Руководящие указания по проверке систем качества. Ч. 2. Квалификационные критерии для экспертов аудиторов. М.: 1994. 9 с.
УДК 629.113.001
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ МНОГООСНЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОБОРУДОВАННЫХ АНТИБЛОКИРОВОЧНОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМОЙ
А.Н.Степанов1
Иркутская государственная сельскохозяйственная академия, 664038, г. Иркутск, пос. Молодежный.
Установлено, что в стендовых условиях отсутствует возможность контроля процессов торможения автотранспортных средств (АТС) с работающей антиблокировочной тормозной системой (ABS). В ИрГТУ разработан одно-платформенный стенд с беговыми барабанами, который позволяет определять тормозные качества, а также контролировать работоспособность тормозной системы многоосных АТС с функционирующей антиблокировочной тормозной системой в условиях их эксплуатации. Ил.4. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: эксплуатация; автомобильный транспорт; метод диагностики; техническое обслуживание; ремонт и сервис автомобилей.
EXPERIMENTAL INSTALLATION FOR THE DIAGNOSTICS OF MULTI-AXES MOTOR TRANSPORT VEHICLES EQUIPPED WITH AN ANTI-SKID BRAKING SYTEM A.N. Stepanov
Irkutsk State Agricultural Academy Molodezhniy settlement, Irkutsk, 664038
The author specifies that there is no possibility to control braking processes of motor transport vehicles (MTV) with the running anti-skid braking system (ABS) under the test bed conditions. A monoplatform chassis dynamometer test bed was developed at the Irkutsk State Technical University. It enables to determine braking qualities as well as to control the efficiency of the braking system of multi-axes MTVs with the running ABS under conditions of their exploitation. 4 figures. 3 sources.
Key words: exploitation; automobile transport; diagnostics method; maintenance; automobile repair and service.
Техническое состояние автотранспортных средств (АТС) и их систем регламентируется в условиях эксплуатации ГОСТ Р 51709-2001 [1]. Техническое состояние тормозных систем контролируется на стендах с беговыми барабанами с начальной скоростью 2-4 км/ч. При таких скоростях современные антиблокировочные системы (ABS) не работают, поэтому в стендовых условиях отсутствует возможность контроля процессов торможения автомобилей с работающей ABS. Учеными ИрГТУ разработан компьютерный полноопорный стенд с беговыми барабанами [2], позволяющий диагностировать двуосные АТС со скоростями 40 км/ч и более. При этом огромный парк многоосных АТС, оснащенных ABS, не может быть проконтролирован на этом стенде. Для обеспечения эффективного контроля многоосных АТС с ABS разработан од-ноплатформенный стенд с беговыми барабанами,
который позволяет выполнять последовательное диагностирование каждой оси.
На рис. 1 представлена кинематическая схема стенда. В качестве привода стенда используется двигатель с фазным ротором мощностью 40 кВт, который при помощи жидкостного реостата и механического редуктора позволяет обеспечивать тестовый режим диагностирования с начальной скоростью торможения от 30 до 70 км/ч, чего вполне достаточно для эффективной проверки ABS. Измерение тормозных сил на колесах автомобиля осуществляется электронной системой с магнитострикционными бесконтактными датчиками [3]. Угловая скорость беговых барабанов стенда измеряется при помощи электронной системы с индуктивным датчиком типа ДС-1. Угловая скорость вращения колес диагностируемой оси измеряется датчиками угловой скорости, входящими в состав
1Степанов Алексей Николаевич, аспирант, тел.: 89086410565, e-mail: [email protected] Stepanov Alexey Nikolaevich, a postgraduate, tel.: 89086410565, e-mail: [email protected]
а)
/
, I ¡ЗБУ АБС
¿Шк шщ
б)
Рис. 1. Схемы одноплатформенного компьютерного инерционно-силового стенда с беговыми барабанами: а - кинематическая схема; б - установки на стенд автомобиля; 1- платформа; 2- беговые барабаны;
3- цепные передачи; 4- маховики; 5- датчик угловой скорости барабанов; 6- карданные передачи; 7- магнитострикционные датчики; 8- электродвигатель; 9- датчики нагрузки на колеса; 10- датчик усилия на педали; 11- блок усилителей-преобразователей; 12- аналого-цифровой преобразователь (АЦП); 13- компьютер; 14- электронный блок управления (ЭБУ) ABS тормозов
ABS. Сигналы от датчиков, преобразованные в блоке усилителей-преобразователей, через АЦП поступают в персональный компьютер.
На рис. 2 представлена фотография стенда.
Для поверки систем измерений в динамике на стенд устанавливали автомобиль Honda CR-V (рис. 3) с отключенной ABS. В ходе поверки были получены результаты процесса торможения автомобиля на
стенде (рис. 4). Подсчитанные по ГОСТ Р 51709-2001 удельная тормозная сила и относительная разность тормозных сил колес оси соответствуют требованиям государственного стандарта.
Результат установки на стенд автомобиля Honda CR-V с работающей ABS показал, что ABS не работает, если одно или более колес других осей неподвижны. Это происходит из-за отсутствия сигнала враще-
Рис. 2. Одноплатформенный компьютерный стенд с беговыми барабанами
7
6
5
2
1
Рис. 3. Автомобиль Honda CR-Vна разработанном стенде
ния колес недиагностируемых осей от датчиков угловой скорости в электронном блоке управления (ЭБУ). При этом ЭБУ блокирует работу ABS и тормозная система работает в обычном режиме, что не позволяет качественно диагностировать многоосные АТС с функционирующей ABS в стендовых условиях. Поэтому для обеспечения функционирования ABS в пределах диагностируемой оси предусматривается имита-
ция сигналов в ЭБУ ABS от датчиков угловой скорости неподвижно стоящих колес недиагностируемых осей сигналами, получаемыми с вращающихся колес диагностируемой оси. Сигналы от датчиков вращающихся колес поступают через усилители-преобразователи в АЦП и далее на персональный компьютер (см. рис. 1,б).
3000 -,
2500 -
2000 -
1500 -
1000
500 -
-WÖ
-Rxnee
-Rxnp
4,0 5,0
время t, с
Рис. 4. Результаты процесса торможения автомобиля Honda CR-V на разработанном стенде: W6 - угловая скорость беговых барабанов; R - тормозная сила на левом
б хлев
колесе; Rx - тормозная сила на правом колесе
хпр
Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.
Разработанный стенд позволяет совместно определять техническое состояние тормозной системы и работоспособность ABS многоосных АТС последовательно каждой оси.
Дифференциальное диагностирование по осям позволяет снизить трудоемкость по поиску и устранению неисправностей тормозной системы с ABS.
Применение стенда возможно в условиях государственных станций технического контроля, а также на автотранспортных предприятиях при техническом обслуживании АТС.
В результате внедрения разработанного стенда в производство повысится безопасность дорожного
движения, а также качественное осуществление перевозок пассажиров и грузов.
Библиографический список
1. ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки. Введ. 01.01.2002 М.: Изд-во стандартов, 2001. 44 с.
2. Патент № 2241618 Российская Федерация, МПК7 В60Т 17/22, G01L5/28.; заявитель и патентообладатель Иркутский гос. техн. ин-т. № 2004103215/11; заявл. 04.02.2004; опубл.10.12.2004, Бюл. №34. 3 с.
3. Новый стенд конструкции ИрГТУ для проверки тормозных систем автомобилей/ Е.М. Портнягин [и др.] // Вестник КГТУ. Серия Транспорт. Красноярск: КГТУ. 2006. Вып. 43. С. 389-393.