Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АНТИВИБРАТОРА'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АНТИВИБРАТОРА Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
33
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУТИЛЬНЫЕ КОЛЕБАНИЯ / СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / МАШИННО-ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ДЕМПФЕР / АНТИВИБРАТОР / КАСАТЕЛЬНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ / ВИБРАЦИИ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Покусаев Михаил Николаевич, Горбачев Максим Михайлович, Ибадуллаев Адель Дамирович

Предметом исследования является одна из ключевых проблем, существующих в настоящее время на флоте в процессе эксплуатации судов, которая состоит в прекращении поставок продукции ведущих зарубежных фирм - производителей демпферов и антивибраторов крутильных колебаний, обеспечивающих безопасную работу ответственных элементов машинно-движительного комплекса. Подтверждением актуальности данного вопроса является тот факт, что на территории Российской Федерации нет ни сервисных центров технического обслуживания, ни специалистов, осуществляющих деффектацию и ремонт подобного рода устройств. В статье приведены результаты экспериментальных исследований по оценке изменения технического состояния антивибратора, представляющего собой ведомую часть диска сцепления широко известного зарубежного производителя для грузового автомобиля типа КамАЗ, на лабораторном стенде испытательного центра Marine Technology Service ФГБОУ ВО «АГТУ». Целью испытаний является оценка изменения вибрации и крутильных колебаний, возникающих в элементах лабораторного стенда при различных состояниях демпфирующих пружин антивибратора. Отмечается, что данное устройство используется на двигателях ЯМЗ-236, который является конвертируемым на судах. Изменение технического состояния антивибратора обеспечивалось полным ограничением хода (заклиниванием) демпфирующих пружин. Механическое заклинивание производилось последовательно для каждого пружинного пакета и проведением измерений касательных напряжений в валу лабораторного стенда и виброускорения на стойке подшипникового узла. Для проведения экспериментов была использована измерительная база испытательного центра, включая систему мониторинга крутильных колебаний, виброметр 1-го класса, анализатор спектра «Экофизика-110» и т. д. Экспериментально установлено, что при полном ограничении свободного хода демпфирующих пружин антивибратора возрастают касательные напряжения в валу и вибрации на подшипниковом узле лабораторного стенда. Также определено, что средние касательные напряжения в валу наиболее эффективны с точки зрения критерия диагностики технического состояния антивибратора, чем максимальные напряжения. Наиболее информативными для диагностики антивибратора являются октавные частоты 4, 63 и 125 Гц, на которых происходит существенное изменение виброускорения по всем трем осям X, Y, Z в зависимости от количества заклиненных пружин. Проведение теоретических и практических исследований в данной области в дальнейшем может привести к разработке методики безразборной оценки технического состояния судовых механических демпферов и антивибраторов крутильных колебаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Покусаев Михаил Николаевич, Горбачев Максим Михайлович, Ибадуллаев Адель Дамирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL EVALUATION OF THE ANTIVIBRATOR TECHNICAL CONDITION

One of the key problems that have developed today in the fleet during the operation of ships is the termination of supplying products from leading foreign manufacturers of dampers and antivibrators of torsional vibrations, which ensure the safe operation of critical elements of the engine complex. Also, the next confirmation of relevance is the fact that there are no maintenance service centers on the territory of the Russian Federation, nor specialists who carry out the defection and repair of such devices. The results of experimental studies to assess changes in the technical condition of the antivibrator, which is the driven part of the clutch disc of a well-known foreign manufacturer for a KAMAZ truck, at the laboratory stand of the Marine Technology Service testing center of the Astrakhan State Technical University, are presented in the paper. The purpose of the tests is to evaluate the changes in vibration and torsional vibrations occurring in the elements of the laboratory stand at different states of the damping springs of the antivibrator. It should be noted that this device is used on YAMZ-236 engines, which is convertible on the ship. The change in the technical condition of the antivibrator is ensured by a complete limitation of the stroke (jamming) of the damping springs. Mechanical jamming is performed sequentially for each spring package and by measuring tangential stresses in the shaft of the laboratory stand and vibration acceleration on the bearing assembly rack. To conduct the experiments, the measuring base of the test center, including a torsional vibration monitoring system, a 1st class vibrometer, an Ecophysics-110 spectrum analyzer, etc., is used. It has been experimentally established that when the free travel of the damping springs of the anti-vibrator is completely limited, tangential stresses in the shaft and vibrations on the bearing assembly of the laboratory stand increase. It is also determined that the average tangential stresses in the shaft are more effective in terms of the criterion for diagnosing the antivibrator technical condition than the maximum stresses. The most informative for antivibration diagnostics are the octave frequencies of 4, 63 and 125 Hz, at which there is a significant change in vibration acceleration along all three axes X, Y, Z, depending on the number of jammed springs. The accumulation of theoretical and practical research in this area, in the future, may lead to the development of a methodology for the non-selective assessment of the technical condition of ship mechanical dampers and antivibrators of torsional vibrations.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АНТИВИБРАТОРА»

ВЕСТНИК,

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА^

СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ, СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВА

DOI: 10.21821/2309-5180-2022-14-4-591-599

EXPERIMENTAL EVALUATION OF THE ANTIVIBRATOR TECHNICAL CONDITION

M. N. Pokusaev, M. M. Gorbachev, A. D. Ibadullaev

Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russian Federation

One of the key problems that have developed today in the fleet during the operation of ships is the termination of supplying products from leading foreign manufacturers of dampers and antivibrators of torsional vibrations, which ensure the safe operation of critical elements of the engine complex. Also, the next confirmation of relevance is the fact that there are no maintenance service centers on the territory of the Russian Federation, nor specialists who carry out the defection and repair of such devices. The results of experimental studies to assess changes in the technical condition of the antivibrator, which is the driven part of the clutch disc of a well-known foreign manufacturer for a KAMAZ truck, at the laboratory stand of the Marine Technology Service testing center of the Astrakhan State Technical University, are presented in the paper. The purpose of the tests is to evaluate the changes in vibration and torsional vibrations occurring in the elements of the laboratory stand at different states of the damping springs of the antivibrator. It should be noted that this device is used on YAMZ-236 engines, which is convertible on the ship. The change in the technical condition of the antivibrator is ensured by a complete limitation of the stroke (jamming) of the damping springs. Mechanical jamming is performed sequentially for each spring package and by measuring tangential stresses in the shaft of the laboratory stand and vibration acceleration on the bearing assembly rack. To conduct the experiments, the measuring base of the test center, including a torsional vibration monitoring system, a 1st class vibrometer, an Ecophysics-110 spectrum analyzer, etc., is used. It has been experimentally established that when the free travel of the damping springs of the anti-vibrator is completely limited, tangential stresses in the shaft and vibrations on the bearing assembly of the laboratory stand increase. It is also determined that the average tangential stresses in the shaft are more effective in terms of the criterion for diagnosing the antivibrator technical condition than the maximum stresses. The most informative for antivibration diagnostics are the octave frequencies of 4, 63 and 125 Hz, at which there is a significant change in vibration acceleration along all three axes X, Y, Z, depending on the number ofjammed springs. The accumulation of theoretical and practical research in this area, in the future, may lead to the development of a methodology for the non-selective assessment of the technical condition of ship mechanical dampers and antivibrators of torsional vibrations.

Keywords: torsional vibrations, marine power plants, machine-propulsion complex, damper, antivibrators, tangential stresses, vibrations.

For citation:

Pokusaev, Mikhail N., Maksim M. Gorbachev, and Adel D. Ibadullaev. "Experimental evaluation of the

antivibrator technical condition." Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni

admirala S. O. Makarova 14.4 (2022): 591-599. DOI: 10.21821/2309-5180-2022-14-4-591-599.

УДК 629/5/03-8

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

АНТИВИБРАТОРА

2 2

к 4

М. Н. Покусаев, М. М. Горбачев, А. Д. Ибадуллаев

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», Астрахань, Российская Федерация

Предметом исследования является одна из ключевых проблем, существующих в настоящее время на флоте в процессе эксплуатации судов, которая состоит в прекращении поставок продукции ведущих

ЛВЕСТНИК

............ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Х^ОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

зарубежных фирм — производителей демпферов и антивибраторов крутильных колебаний, обеспечивающих безопасную работу ответственных элементов машинно-движительного комплекса. Подтверждением актуальности данного вопроса является тот факт, что на территории Российской Федерации нет ни сервисных центров технического обслуживания, ни специалистов, осуществляющих деффекта-цию и ремонт подобного рода устройств. В статье приведены результаты экспериментальных исследований по оценке изменения технического состояния антивибратора, представляющего собой ведомую часть диска сцепления широко известного зарубежного производителя для грузового автомобиля типа КамАЗ, на лабораторном стенде испытательного центра Marine Technology Service ФГБОУ ВО «АГТУ». Целью испытаний является оценка изменения вибрации и крутильных колебаний, возникающих в элементах лабораторного стенда при различных состояниях демпфирующих пружин антивибратора. Отмечается, что данное устройство используется на двигателях ЯМЗ-236, который является конвертируемым на судах. Изменение технического состояния антивибратора обеспечивалось полным ограничением хода (заклиниванием) демпфирующих пружин. Механическое заклинивание производилось последовательно для каждого пружинного пакета и проведением измерений касательных напряжений в валу лабораторного стенда и виброускорения на стойке подшипникового узла. Для проведения экспериментов была использована измерительная база испытательного центра, включая систему мониторинга крутильных колебаний, виброметр 1-го класса, анализатор спектра «Экофизика-110» и т. д. Экспериментально установлено, что при полном ограничении свободного хода демпфирующих пружин антивибратора возрастают касательные напряжения в валу и вибрации на подшипниковом узле лабораторного стенда. Также определено, что средние касательные напряжения в валу наиболее эффективны с точки зрения критерия диагностики технического состояния антивибратора, чем максимальные напряжения. Наиболее информативными для диагностики антивибратора являются октавные частоты 4, 63 и 125 Гц, на которых происходит существенное изменение виброускорения по всем трем осям X, Y, Z в зависимости от количества заклиненных пружин. Проведение теоретических и практических исследований в данной области в дальнейшем может привести к разработке методики безразборной оценки технического состояния судовых механических демпферов и антивибраторов крутильных колебаний.

Ключевые слова: крутильные колебания, судовые энергетические установки, машинно-движи-тельный комплекс, демпфер, антивибратор, касательные напряжения, вибрации.

Для цитирования:

Покусаев М. Н. Экспериментальная оценка технического состояния антивибратора / М. Н. Покуса-ев, М. М. Горбачев, А. Д. Ибадуллаев // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2022. — Т. 14. — № 4. — С. 591-599. DOI: 10.21821/23095180-2022-14-4-591-599.

г

CVJ

C4J

Введение (Introduction)

Одной из ключевых проблем, существующих в настоящее время на флоте при эксплуатации судов, является прекращение поставок продукции ведущих зарубежных фирм — производителей демпферов и антивибраторов крутильных колебаний, которые обеспечивают безопасную работу ответственных элементов машинно-движительного комплекса. Также подтверждением актуальности является тот факт, что на территории РФ нет ни сервисных центров технического обслуживания, ни специалистов, осуществляющих деффектацию и ремонт подобного рода устройств. Исследованиями в области крутильных колебаний занимаются такие специалисты, как М. Н. Покусаев [1], [2], К. О. Сибряев [3], М. М. Горбачев [4], Н. Р. Хакимов [5], А. В. Троицкий [6], Г. А. Куш-нер [7], В. Ю. Кирпичников [8], С. В. Абдулов [9], Б. А. Гордеев [10] и др.

Проведение дальнейших теоретических и практических исследований в данной области может привести к разработке методики безразборной оценки технического состояния судовых механических демпферов и антивибраторов крутильных колебаний. Одним из научных направлений работы кафедры «Эксплуатация водного транспорта» Астраханского государственного технического университета (ФГБОУ ВО «АГТУ») является изучение проблем крутильных колебаний, возникающих в судовых машинно-движительных комплексах. В мае 2022 г. на базе испытательного центра Marine Technology Service ФГБОУ ВО «АГТУ» (ИЦ «MTS») был проведен ряд экспериментов на лабораторном стенде, моделирующих развитие крутильных колебаний в судовой установке со среднеоборотным дизелем с прямой передачей на гребной винт фиксированного шага. Целью испытаний являлась оценка изменения вибрации и крутильных колебаний, возникающих

ВЕСТНИК«

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В

МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА,

в элементах лабораторного стенда ИЦ «MTS» при различных состояниях демпфирующих пружин антивибратора SACHS 1878 000 205.

Методы и материалы (Methods and Materials)

Для проведения испытаний был использован лабораторный стенд ИЦ «MTS», конструкция которого приведена на рис. 1. Следует отметить, что данный испытательный центр имеет одобрение классификационного общества Российского морского регистра судоходства.

Рис. 1. Конструкция лабораторного стенда ИЦ MTS

В качестве демпфирующего устройства, снижающего крутильные колебания, на лабораторном стенде установлен антивибратор типа SACHS 1878 000 205, представляющий собой ведомую часть диска сцепления от грузового автомобиля типа КамАЗ. В конструкции антивибратора (рис. 2) имеется шесть пружинных пакетов, состоящих из внешних и внутренних пружин, выполняющих функцию демпфирующих устройств, позволяющих снизить крутильные колебания, возникающие в валовой линии при сцеплении ее ведущей и ведомой части.

Для измерений на лабораторном стенде была применяются система мониторинга крутильных колебаний разработки ООО «МИТ» (рис. 3) и виброметр 1-го класса — анализатор спектра «Экофизика-110» (рис. 4).

ЛВЕСТНИК

............ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Х^ОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

Рис. 3. Общий вид системы мониторинга Рис. 4. Общий вид шумомера-виброметра

крутильных колебаний разработки ООО «МИТ» «Экофизика-110»

Изменение технического состояния антивибратора SACHS 1878 000 205 обеспечивалось полным ограничением хода (заклиниванием) демпфирующих пружин. Механическое заклинивание производилось последовательно для каждого пружинного пакета и проведением измерений касательных напряжений в валу лабораторного стенда и виброускорения на стойке подшипникового узла. Оценка спектра общей вибрации выполнялась при помощи виброметра-анализатора спектра «Экофизика-110» (исполнение «белая»).

Результаты (Results)

Результаты измерения максимальных и средних значений касательных напряжений на валу лабораторного стенда в зависимости от количества заклиненных демпфирующих пружинных пакетов приведены в табл. 1 и на рис. 5.

Таблица 1

Результаты измерения касательных напряжений в валу лабораторного стенда

Количество заклиненных пружин (пакетов), шт.

Ноль (все свободны) Одна Две Три Четыре Пять Шесть

Касательные напряжения, МПа

(максимальные значения)

1,94 2,07 2,07 2,04 2,19 2,19 1,93

Отличие от значения касательных напряжений

при свободных пружинах, %

0,00 6,70 6,70 5,15 12,89 12,89 -0,52

Касательные напряжения, МПа

(средние значения)

0,78 0,83 0,89 0,94 0,92 0,88 0,87

Отличие от значения касательных напряжений

при свободных пружинах, %

0,00 6,91 14,73 20,41 18,38 13,18 12,09

а)

б)

Количество заклиненных пружин Октавные частоты вибрации, Гц

1 2 4 8 16 31,5 63 125

Виброускорение по оси X, дБ

0 38,17 32,50 28,67 29,40 30,63 61,60 70,63 79,57

1 35,97 35,70 32,70 29,07 32,33 62,47 72,80 80,27

2 34,30 30,73 30,17 28,23 31,03 63,07 71,47 79,87

3 33,80 34,47 30,27 29,27 30,57 61,93 71,63 79,47

4 38,40 33,63 28,00 29,30 30,03 61,47 71,13 79,20

5 28,03 30,03 33,33 28,33 29,40 63,80 72,80 79,80

6 27,33 33,40 31,90 27,90 30,30 61,93 71,60 79,73

Рис. 5. Результаты измерения касательных напряжений в валу лабораторного стенда: а — максимальные касательные напряжения на валу; б — средние касательные напряжения на валу

Исходя из полученных результатов, можно наблюдать следующую тенденцию: значения касательных напряжений при заклинке демпфирующих пружин антивибратора возрастают как по максимальным показателям (на 5,15-12,89 %), так и по средним (на 6,91-20,41 %).

Таблица 2

Результаты измерения среднеквадратического виброускорения

Количество заклиненных пружин

Октавные частоты вибрации, Гц

2

4

8

16

31,5

63

125

2 2

к 4

Виброускорение по оси X, дБ

38,17 35,97 34,30 33,80 38,40 28,03 27,33

32,50 35,70 30,73 34,47 33,63 30,03 33,40

28,67 32,70 30,17 30,27 28,00 33,33 31,90

29,40 29,07 28,23 29,27 29,30 28,33 2790

30,63 32,33 31,03 30,57 30,03 29,40 30 30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

61,60 62,47 63,07 61,93 61,47 63,80 6193

70,63 72,80 71,47 71,63 71,13 72,80 7160

79,57 80,27 79,87 79,47 79,20 79,80 79,73

1

0

1

2

3

4

5

6

^ВЕСТНИК

............ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Х^уЮРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

Окончание табл. 2

Виброускорение по оси У, дБ

0 79,70 96,63 94,23 94,73 99,47 108,17 134,77 132,87

1 86,50 100,37 100,73 94,40 100,23 110,27 137,80 133,80

2 78,30 90,73 104,50 97,33 96,07 110,60 141,27 134,47

3 87,80 99,90 97,97 92,53 97,73 107,97 135,47 132,83

4 85,57 97,97 94,30 92,27 96,53 106,73 135,00 133,70

5 75,73 97,20 103,87 95,30 100,07 109,03 139,63 134,30

6 78,57 98,70 103,07 95,33 100,77 108,83 137,63 133,53

Виброускорение по оси 7, дБ

0 82,00 87,90 83,93 92,33 92,97 105,23 116,40 134,30

1 87,23 87,80 88,10 90,87 91,23 103,83 116,13 136,47

2 77,43 79,63 89,27 88,33 91,40 106,47 117,73 135,20

3 85,87 89,47 86,63 95,20 92,20 103,63 117,00 134,87

4 84,90 88,40 83,67 94,37 92,23 106,07 116,47 134,50

5 77,30 84,20 89,83 89,57 91,30 105,97 117,67 135,00

6 79,83 87,73 88,70 91,13 91,20 106,23 117,47 136,10

Результаты измерения среднеквадратичного виброускорения (дБ) на поверхности подшипникового узла лабораторного стенда в зависимости от количества заклиненных демпфирующих пружинных пакетов и направления измерительной оси приведены в табл. 2 и на рис. 6.

а)

г

см

еч1

в>|

Е06

Виброускорение на подшипниковом узле. У

140--—

$120--_ |

I» и м м итИ"

■пиши

16 31.5 63 125

Октавные частоты, Гц

■ о '7 аз в4 5 £

в)

Виброускорение на подшипниковом узле, 1

1" 40

1К 41Ч КЧ 174

Октавные частоты, Гц

■ па! ■ ч вЗ ял ■ => I

Рис. 6. Виброускорение на подшипниковом узле X (а), У (б), 7 (в)

ВЕСТНИК«!

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ^^

МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

В результате проведения экспериментальных исследований было отмечено, что наиболее информативными для диагностики антивибратора являются октавные частоты 4, 63 и 125 Гц, на которых происходит существенное изменение виброускорения.

Обсуждение (Discussion)

Проанализировав данные, представленные в табл. 2 и на рис. 6, можно сделать выводы, что октавными частотами с четким изменением виброускорения (снижением или увеличением по сравнению с вариантом со свободными пружинами) являются:

- по оси X — 1, 8 Гц (увеличение вибрации), 4 Гц, 31,5 Гц, 63 Гц, 125 Гц (уменьшение вибрации). Следует отметить, что на частоте вибрации 1 Гц наблюдается весьма существенное изменение виброускорения (на 10 дБ и более) в зависимости от количества заклиненных пружинных пакетов;

- по оси Y — 2 Гц, 4, 63 Гц, 125 Гц (уменьшение вибрации);

- по оси Z — 16 Гц, 31,5 Гц (увеличение вибрации) и 4 Гц, 63 Гц, 125 Гц (уменьшение вибрации).

Выводы (Summary)

На основе полученных в ходе проведения эксперимента данных можно сделать следующие выводы:

1. Экспериментально подтверждено, что пружинные пакеты, входящие в состав антивибратора, снижают касательные напряжения в валу установки.

2. Установлено, что средние касательные напряжения в валу являются более эффективными с точки зрения критерия диагностики технического состояния антивибратора, чем максимальные напряжения.

3. Определено, что средние касательные напряжения наиболее сильно возрастают при заклинке трех пружинных пакетов антивибратора из шести.

4. Установлено, что заклинка даже одного пружинного пакета из шести приводит к росту более чем на 6 % как максимальных, так и средних касательных напряжений в валу стенда.

5. Наиболее информативными для диагностики антивибратора являются октавные частоты 4 Гц, 63 Гц и 125 Гц, на которых происходит существенное изменение виброускорения по всем трем осям X, Y, Z в зависимости от количества заклиненных пружин.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Покусаев М. Н. Демпфирование крутильных колебаний в валах судовых дизелей: моделирование, экспериментальные и натурные исследования: автореф. дис. ... д-ра техн. наук: 05.08.05 / Михаил Николаевич Покусаев. — Астрахань, 2005. — 40 с.

2. Покусаев М. Н. Актуальность разработки системы безразборной диагностики механических демпферов крутильных колебаний судовых ДВС / М. Н. Покусаев, К. О. Сибряев, М. М. Горбачев, А. Д. Ибадул-лаев // Наука и практика-2021. Всеросс. междисциплинар. науч. конф.: материалы. — Астрахань: АГТУ,

2021. — С. 391-392.

3. Сибряев К. О. Работоспособность механических демпферов крутильных колебаний судовых двигателей внутреннего сгорания / К. О. Сибряев, М. Н. Покусаев, М. М. Горбачев, А. Д. Ибадуллаев // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. — ^

2022. — № 1. — С. 35-41. DOI: 10.24143/2073-1574-2022-1-35-41. \

4. Покусаев М. Н. Разработка управляемых демпферов крутильных колебаний машинно- I движительных комплексов судов / М. Н. Покусаев, М. М. Горбачев // Морские интеллектуальные техноло- : гии. — 2018. — № 1-1 (39). — С. 123-128. ]

5. Хакимов Н. Р. Динамический гаситель крутильных колебаний / Н. Р. Хакимов, А. Ф. Халиуллин // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития: сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. — Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2018. — С. 69-71.

6. Троицкий А. В. Крутильные колебания в судовых валопроводах энергетических установок с упругими нелинейными элементами / А. В. Троицкий, А. А. Чернышев, Г. И. Бухарина // Труды Кры-ловского государственного научного центра. — 2019. — № S1. — С. 183-188. DOI: 10.24937/2542-2324-2019-1^-1-183-188.

2 2

ЛВЕСТНИК

............ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Х^ОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

7. Кушнер Г. А. Статистика отказов валопроводов судов и поломок гребных валов / Г. А. Кушнер,

B. А. Мамонтов, А. А. Халявкин // Актуальные вопросы проектирования, постройки и эксплуатации морских судов и сооружений: тр. региональной науч.-практ. конф. — Севастополь: Федеральное гос. авт. образов. учрежд. высш. образовования «СевГУ», 2018. — С. 166-171.

8. Кирпичников В. Ю. Разработка новых высокоэффективных средств вибродемпфирования судовых конструкций / В. Ю. Кирпичников, В. В. Савенко, В. Ю. Смольников, Ю. Ф. Шлемов // Труды Крыловского государственного научного центра. — 2019. — № 1 (387). — С. 167-174. Ш1: 10.24937/2542-2324-2019-1-387-167-174.

9. Абдулов С. В. Гашение колебаний в энергосиловом блоке при пуске современного двигателя /

C. В. Абдулов, И. А. Тараторкин, В. Б. Держанский, А. И. Тараторкин, А. А. Волков // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Машиностроение. — 2018. — Т. 18. — № 2. — С. 5-14.

10. Гордеев Б. А. Оценка упругих и демпфирующих свойств соединительной магнитореологической муфты вращающихся валов / Б. А. Гордеев, С. Н. Охулков, А. Н. Осмехин, Г. К. Корендясев // Вестник машиностроения. — 2018. — № 5. — С. 9-14.

REFERENCES

г

CVJ

C4J

1. Pokusaev, M. N. Dempfirovanie krutil'nykh kolebanii v valakh sudovykh dizelei: modelirovanie, eksperimental'nye i naturnye issledovaniya. Abstract of Dr. Diss. Astrakhan', 2005.

2. Pokusaev, M. N., K. O. Sibryaev, M. M. Gorbachev, and A. D. Ibadullaev. "Aktual'nost' razrabotki siste-my bezrazbornoi diagnostiki mekhanicheskikh dempferov krutil'nykh kolebanii sudovykh DVS." Nauka i praktika — 2021. Vserossiiskaya mezhdistsiplinarnaya nauchnaya konferentsiya: materialy. Astrakhan': Astrakhanskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet, 2021. 391-392.

3. Sibryaev, Konstantin Olegovich, Mikhail Nikolaevich Pokusaev, Maxim Michailovich Gorbachev, and Adel Damirovich Ibadullaev. "Efficiency of mechanical dampers of torsional vibration of marine internal combustion engines." Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Marine engineering and technologies 1 (2022): 35-41. DOI: 10.24143/2073-1574-2022-1-35-41.

4. Pokusaev, Mikhail N., and Maksim M. Gorbachev. "The development of controlled torsional vibration damper machine — propulsion complexes of ships." Marine Intelligent Technologies 1-1(39) (2018): 123-128.

5. Khakimov, N. R., and A. F. Khaliullin. "Dinamicheskii gasitel' krutil'nykh kolebanii." Nauka v sovre-mennom obshchestve: zakonomernosti i tendentsii razvitiya: sbornik statei po itogam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ufa: Obshchestvo s ogranichennoi otvetstvennost'yu "Agentstvo mezhdunarodnykh issledovanii", 2018. 69-71.

6. Troitskiy, A. V., A. A. Chernyshev, and G. I. Bukharina. "Elastic non-linear torsions in shaft lines of marine power plants." Transactions of the Krylov State Research Centre S1 (2019): 183-188. DOI: 10.24937/2542-2324-2019-1-S-I-183-188.

7. Kushner, Guriy, Viktor Mamontov, and Alexei Haljavkin. "Failure and breakdown statistics of ship shafting system." Aktual 'nye voprosyproektirovaniya, postroiki i ekspluatatsii morskikh sudov i sooruzhenii. Trudy regional 'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Sevastopol': Sevastopol'skii gosudarstvennyi universitet, 2018. 166-171.

8. Kirpichnikov, Valery Yu., Valentin V. Savenko, Vasily Yu. Smolnikov, and Yury F. Shlemov. "Development of new high-end vibration dampers for ship structures." Transactions of the Krylov State Research Centre 1(387) (2019): 167-174. DOI: 10.24937/2542-2324-2019-1-387-167-174.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Abdulov, S. V., I. A. Taratorkin, V. B. Derzhanskii, A. I. Taratorkin, and A. A. Volkov. "Oscillation suppression in the energy-power unit when starting a modern engine." Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Mashinostroenie 18.2 (2018): 5-14.

10. Gordeev, B. A., S. N. Okhulkov, A. N. Osmekhin, and G. K. Korendyasev. "Evaluation of elastic and damping properties ofjoint magnetorheological clutch of rotating shafts." Russian Engineering Research 5 (2018): 9-14.

_ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ_INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Покусаев Михаил Николаевич — Pokusaev, Mikhail N. —

доктор технических наук, профессор Dr. of Technical Sciences, professor

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный Astrakhan State Technical University

технический университет» 16 Tatishcheva Str.,

414056, Российская Федерация, Астрахань, Astrakhan, 414056,

ул. Татищева, 16 Russian Federation

e-mail: evt2006@rambler.ru e-mail: evt2006@rambler.ru

ВЕСТНИК«!

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ^^

МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

Горбачев Максим Михайлович —

кандидат технических наук

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный

технический университет»

414056, Российская Федерация, Астрахань,

ул. Татищева, 16

e-mail: max9999_9@mail.ru

Ибадуллаев Адель Дамирович — ассистент

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный

технический университет»

414056, Российская Федерация, Астрахань,

ул. Татищева, 16

e-mail: adel. ibadullaev99@mail.ru

Gorbachev, Maksim M. —

PhD

Astrakhan State Technical University

16 Tatishcheva Str.,

Astrakhan, 414056,

Russian Federation

e-mail: max9999_9@mail.ru

Ibadullaev, Adel D. — Assistant

Astrakhan State Technical University

16 Tatishcheva Str.,

Astrakhan, 414056,

Russian Federation

e-mail: adel. ibadullaev99@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30 июня 2022 г.

Received: June 30, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.